Научная статья на тему 'Формирование у детей художественно-культурной компетентности в условиях преемственности дошкольного и начального образования'

Формирование у детей художественно-культурной компетентности в условиях преемственности дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ARTISTIC-CULTURAL COMPETENCE / CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / THE REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазникова Зоя Ивановна

Содержание статьи раскрывает опыт формирования у детей художественно-культурной компетентности средствами изобразительного искусства. Рассматривается роль регионального компонента в становлении художественной культуры личности ребенка. Выделены оптимальные педагогические условия формирования художественно-культурных качеств личности ребенка в системе преемственности дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and cultural competence development of children in conditions of pre-school and primary education continuality

The content of the article reveals the experience of the formation of the children's artistic and cultural competence by means of fine art. The author examines the role of the regional component in the artistic culture of the child's personality. The article reveals selected optimal pedagogical conditions of formation of the artistic and cultural qualities of the child's personality in the system of continuity of preschool and primary education.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей художественно-культурной компетентности в условиях преемственности дошкольного и начального образования»

УДК 373:37.036

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Пазникова Зоя Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

заведующая кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия

Е-mail: paznikovaz@mail.ru

Содержание статьи раскрывает опыт формирования у детей художественно-культурной компетентности средствами изобразительного искусства. Рассматривается роль регионального компонента в становлении художественной культуры личности ребенка. Выделены оптимальные педагогические условия формирования художественно-культурных качеств личности ребенка в системе преемственности дошкольного и начального образования.

Ключевые слова: художественно-культурная компетентность, преемственность дошкольного и начального образования, региональный компонент.

ARTISTIC AND CULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN CONDITIONS OF PRE-SCHOOL AND PRIMARY EDUCATION CONTINUALITY

Paznikova Zoya I.

candidate of Education, associate professor,

head of department of humanitarian subjects methodics,

Buryat state university

Ulan-Ude, Russia

Е-mail: paznikovaz@mail.ru

The content of the article reveals the experience of the formation of the children's artistic and cultural competence by means of fine art. The author examines the role of the regional component in the artistic culture of the child's personality. The article reveals selected optimal pedagogical conditions of formation of the artistic and cultural qualities of the child's personality in the system of continuity of preschool and primary education.

Keywords: artistic-cultural competence, continuity of preschool and primary education, the regional component.

Показателем результативности образовательного процесса на современном этапе признан уровень развития личности, обладающей не только определенным кругом знаний, но и способной к созидательной деятельности. В связи с этим актуальной проблемой для всех ступеней образования, включая дошкольную, выступает формирование у детей совокупности компетентностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях компетентность рассматривается как качество личности, освоившей знания в какой-либо области и умеющей применять их на практике (А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.). Относительно дошкольного периода, обращает внимание М.В. Крулехт, компетентность характеризуется тем, что ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи в познании, в общении, в специфических видах деятельности [4].

Составной частью системы начальных специальных (допредметных) компетентностей ребенка дошкольного возраста выступает художественная компетентность. По определению А. Г. Гогоберид-зе, это готовность самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием, интерпретацией произведений искусства разных видов и жанров, творчеством в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) [2]. В условиях реализации

программных задач художественно-эстетического развития формируются основы художественной культуры личности, ее художественно-культурной компетентности.

В научных исследованиях находят отражение пока еще отдельные аспекты проблемы формирования художественно-культурной компетентности у детей в дошкольном или младшем школьном возрасте: художественно-эстетическая компетенция (И. Г. Галант, Ю. В. Стюарт), эстетическая компетентность (Н. Г. Коренистова, Е. М. Торшилова, Е. В. Шадрина), сущность и структура художественной компетентности (А. Г. Гогоберидзе), художественно-творческая компетентность (В. С. Ананьева) и др. Как видим, проблема формирования художественно-культурной компетентности детей в условиях преемственности дошкольного и начального образования остается одной из актуальных и в настоящее время.

Художественно-культурная компетентность, на наш взгляд, является сложным, многокомпонентным образованием личности, которое характеризует уровень развития эстетического восприятия, сформированности опыта художественно-практической деятельности, готовности к творчеству. Следует отметить, что в становлении художественно-культурной компетентности средствами изобразительного искусства процесс теоретического освоения знаний всегда неразделим с процессом их применения в продуктивной деятельности.

Изобразительное искусство как уникальное явление человеческого бытия, проявляющееся в художественном творчестве, оказывает непосредственное влияние на формирование у ребенка специальной и социальной компетентностей, развитие его культурно-личностного потенциала в целом. Недостаточный уровень сформированности в дошкольном возрасте художественно-культурной компетентности снижает интерес ребенка к свободной продуктивной деятельности, самореализации в творчестве, стремление к эстетическому освоению окружающего мира, активность в восприятии и познании изобразительного искусства. Безусловно, что это негативно сказывается на общекультурном уровне развития личности.

Известно, что в детском возрасте изобразительная деятельность является одной из значимых. «Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами (бумагой, тканями, нитками и т. п.), — подчеркивает известный ученый Т. С. Комарова, — вызывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве» [3, с. 51].

Именно с дошкольного периода под руководством педагога закладываются основы художественной культуры ребенка. Однако формирование художественно-культурной компетентности личности невозможно без освоения традиций родного края. В связи с этим в содержание работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста мы вводим материал регионального характера. Его использование предусматривает приобщение детей к историко-культурному наследию, к нравственно-эстетическим ценностям, обычаям, традициям народов Бурятии, ознакомление с современным изобразительным искусством, освоение доступных традиционных приемов работы.

Дети приобщаются к живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, архитектуре Бурятии, знакомятся со сложившимися в регионе народными художественными традициями с учетом природно-географических, культурно-исторических, этнических особенностей края.

Становление художественно-культурной компетентности личности на основе использования регионального материала осуществляется в процессе введения детей в атмосферу народного мироощущения, приобщения к нравственно-эстетическим традициям, проявляющимся в обычаях, праздниках, играх, изделиях народных мастеров.

Организация работы строится на основе принципов последовательности и систематичности в формировании у детей начальных представлений и знаний, навыков и умений; учета связи сезонных изменений в природе с народными обычаями, традициями; краеведческого подхода; интеграции видов искусства в развитии художественно-образного мышления; отражения опыта эстетического восприятия в собственной творческой деятельности.

В условиях Республики Бурятия особого внимания заслуживает ознакомление детей с традициями бурятского, русского («семейского»), эвенкийского народного декоративно-прикладного искусства. При ознакомлении с ними детей подводят к пониманию традиций как части духовной культуры народа, которая тесно связана со средой обитания, бытом, обычаями. Через предметы декоративно-прикладного творчества ребенок познает нравственный опыт поколений, учится понимать единство

эстетической и утилитарной функций, образное осмысление действительности и колоритную самобытность народных мастеров. В силу конкретной предметности, обобщенности и упрощенности образов, их яркости и нарядности народное искусство, как подчеркивают многие исследователи (А. В. Бакушинский, В. С. Воронов, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова и др.), наиболее близко и понятно детям.

В целях реализации регионального компонента в формировании у детей художественно-культурной компетентности педагоги дошкольных образовательных учреждений и учителя начальных классов Бурятии используют рабочие тетради «У Байкала мы живем» [6] и «Байкальская мозаика» [5], которые были разработаны и апробированы на базе МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск» (в соавторстве с педагогом по изобразительной деятельности Е. А. Швейкиной и психологом Л. П. Майоровой) в сотрудничестве с учителями начальных классов МБОУ «Кабанская средняя общеобразовательная школа». Содержание данных учебных изданий, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РБ (2014), в занимательной форме знакомит детей с культурой народов своего края (бурят, русских, эвенков), помогает закрепить и уточнить полученные знания.

Так, выполняя разнообразные задания и упражнения, дети узнают о традиционных народных жилищах (юрта, изба, чум) и применяемых для их строительства материалах (шерсть, дерево), национальных костюмах. Внимание детей обращается на особенности региональной храмовой архитектуры Бурятии: буддийской (дацан), православной (церковь). В беседе о народном быте дети узнают о традиционных видах трудовой деятельности народов (земледелие, скотоводство, рыболовство, оленеводство, охота). Сравнивая русские и бурятские народные музыкальные инструменты, дети находят соответствие и различие между ними (чанза — балалайка, ятага — гусли, дынчики — колокольчики).

Предлагаемые в рабочих тетрадях задания и упражнения выполняются детьми как под руководством педагога на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Обращение ребенка к какому-либо заданию в учебном пособии предполагает активное участие взрослых — педагогов, родителей, которые вводят детей в мир народной культуры.

Предварительная работа с детьми включает беседы и рассказы педагогов о народном быте бурят, русских, эвенков, их трудовой занятости, музыкальной культуре, фольклоре, рассматривание картин, предметов быта, декоративно-прикладного искусства.

Содержание рабочей тетради «У Байкала мы живем» построено на сравнительном анализе прошлого и настоящего в культуре и быте народов. Например, детям предлагается рассмотреть изображения предметов старины и современности, найти соответствующие пары, объяснить, что их объединяет (сундук — шкаф, охотничьи лук и ружье, самовар — электрочайник, рубель с вальком — утюг и др.). Дети узнают, что некоторые предметы были распространены только у отдельных народов (например, рубель с вальком — у русского), а некоторые — у многих (сундук, охотничий лук). Такой подход в приобщении к культуре народов своего края помогает детям устанавливать логические связи между прошлым и настоящим, воспитывает уважение и бережное отношение к народным истокам, вызывает активность к познанию традиций и их прикладному освоению.

Содержание рабочих тетрадей позволяет на практике осуществлять интеграцию предметных областей в образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы, преемственную связь между ними по формированию у детей художественно-культурной компетентности.

В условиях начальной школы рабочая тетрадь «У Байкала мы живем» находит место в организации внеурочной деятельности младших школьников. Здесь приобщение детей к национально-культурным ценностям Бурятии продолжается во взаимосвязи с практической деятельностью. Школьники осваивают доступные им приемы декоративно-прикладной деятельности (вышивание на ткани, плетение из бисера, аппликация из кусочков меха и др.).

Использование регионального материала находит место и в формировании графических навыков у дошкольников и младших школьников. Так, в процессе выполнения упражнений в рабочей тетради «Байкальская мозаика» дети овладевают техникой рисования традиционных бурятских, русских, эвенкийских орнаментальных мотивов (геометрических, растительных, зооморфных), отдельных декоративных элементов («бараний рог», «улзы» и др.). Проведение линий, разных по своему характеру (прямые, волнистые, ломаные и т.д.), протяженности (длинные, короткие), развивает сенсомоторные

качества руки ребенка, позволяет ему успешно овладевать как навыками рисования, так и каллиграфического письма.

Свое продолжение ознакомление детей с художественно-культурным наследием родного края находит в организации выставок произведений художников Бурятии (репродукций и оригиналов) в детском саду и школе, во время экскурсий в художественный музей имени Ц. С. Сампилова. Разрабатывая содержание экскурсий с детьми, мы учитываем особенности их восприятия произведений изобразительного искусства, увлекательность, взаимосвязь с программным материалом, развивающий и воспитательный потенциал ценностей художественной культуры. Как показывает опыт работы, восприятие произведений мастеров изобразительного искусства обогащает эмоционально-эстетическую сферу чувств ребенка, его духовный мир, вызывает творческую активность к продуктивной деятельности, желание к общению с новыми творениями.

Развитие эстетических представлений детей, способности к эстетической оценке осуществляется в организации разных форм эмоционально-ценностной деятельности, в непосредственной образовательной и свободной деятельности, в условиях взаимодействия с семьями воспитанников.

Формирование, применение и сохранение знаний, умений, навыков в дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляются в тесной связи с активными действиями самих детей. Известно, что ребенок в этот период познает мир чувственно-практическим способом. Соответственно дети осваивают живописный, графический, пластический язык изобразительного искусства в активной продуктивной деятельности, воплощая в ней собственные художественно-образные замыслы. Предшествующее восприятие произведений искусства не только обогащает опыт ребенка, но и стимулирует познавательную активность ребенка как положительный мотив деятельности, обеспечивая оптимальный уровень его индивидуального развития и позволяя ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.

Становление художественно-культурной компетентности ребенка средствами изобразительного искусства происходит в условиях многостороннего взаимодействия с окружающим миром и отражается в выстраиваемых с ним отношениях. Поэтому ее формирование, как одной из составляющих общей компетентности личности, наиболее успешно осуществляется в интегративном подходе к решению специальных программных задач образовательной и предметной областей на дошкольной и начальной ступенях обучения.

Доказано, что одним из важнейших средств эстетического развития детей является природа. Широкие возможности для выражения ребенком своих чувств, впечатлений от восприятия природного окружения создают разные виды изобразительной и художественно-прикладной деятельности. Воспитание эстетических качеств личности немыслимо без формирования у детей основ экологической культуры. В процессе становления художественно-культурной компетентности все это обусловливает необходимость активизации работы по воспитанию у детей эколого-эстетического отношения к природе.

Реализовать на практике интегративный подход в экологическом и художественно-эстетическом развитии детей помогает учебно-методический комплект «Байкальский сундучок», рекомендованный Министерством образования и науки РБ в качестве учебного пособия для учащихся младшего и среднего школьного возраста [1]. Его содержание направлено на формирование основ экологической культуры, метапредметных умений и обогащение знаний детей о Байкале и Байкальском регионе, воспитание патриотических качеств личности.

Следует отметить, что в условиях Бурятии первые представления об уникальном природном объекте — озере Байкал, самых известных его обитателях (омуль, нерпа), представителях животного и растительного мира побережья, особо охраняемых природных территориях дети получают в дошкольном возрасте. В начальных классах когнитивный опыт школьников расширяется. Познавательная сфера детей обогащается одновременно с развитием эмоционально-эстетических чувств в процессе организации восприятия красоты озера (непосредственное восприятие, рассматривание фотографий, просмотр видеозаписей). В результате дети не только усваивают экологические сведения, но и учатся в единстве воспринимать и ценить первозданную красоту природы.

Особое место в системе интеграции занимает знакомство детей с произведениями искусства, где образ Байкала предстает в народных сказках и легендах («О том, как произошел Байкал», «Легенда об омулевой бочке» и др.), в творчестве поэтов (Д. П. Давыдов, А. А. Вознесенский, Н. Г. Дамдинов,

Д. З. Жалсараев, Д. А. Улзытуев и др.), композиторов (Д. Д. Аюшеев, П. Н. Дамиранов, С. С. Манжи-геев, Ч. Е. Павлов и др.). Во всем своем многообразии Байкал отражается в пейзажах художников: спокойный и величественный (Д.-Н. Д. Дугаров «Байкал золотистый», А. В. Казанский «На Байкале штиль», Р. С. Мэрдыгеев «Рассвет на Байкале» и др.), волнующийся и непредсказуемый (М. З. Олен-ников «Прибой на Байкале», Б. Т. Тайсаев «Шторм», «Сарма» и др.). Неотъемлемая часть байкальских мотивов — живописное окружение озера, которое отражено на полотнах Д.-Н. Д. Дугарова («Снежные вершины Баргузина»), А. В. Казанского («Байкальские горы»), Л. Д. Семенова («Горы Баргузина») и др. Рассматривая художественное отражение природы Байкала, дети накапливают зрительные образы, учатся чувствовать настроение художника, делать первые оценочные суждения.

Конкретно-чувственная образность искусства, его наглядность и выразительность не оставляют детей равнодушными. Эмоционально-эстетические переживания увиденного стимулируют их творческое воображение, потребность к самовыражению в практической деятельности.

В ходе реализации такой содержательно-интегративной связи экологического и эстетического воспитания развиваются нравственно-эстетическая и ценностно-смысловая сферы подрастающей личности (интересы, потребности, отношения и т. д.), способности к эколого-созидательной и художественно-творческой деятельности.

Одним из показателей уровня сформированности художественно-культурной компетентности дошкольников стала работа в рамках проекта по созданию мультфильма «Как Баир друзей нашел» под руководством Е. А. Швейкиной. Были созданы условия для познавательной, поисковой, совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Дети проявили самостоятельность в сочинении сюжетной линии мультфильма, выборе для него художественных образов, реализации замысла — рисовании персонажей, декораций, озвучивании. Здесь дошкольники наглядно продемонстрировали приобретенные представления и знания об особенностях национального костюма (бурятского — для Баира и его родителей, эвенкийского — для Нойды, русского — для Коли), ближайшего природного окружения (озеро Байкал, растительный и животный мир), трудовой занятости взрослых. Освоенные ранее собственно изобразительные навыки и умения помогли детям создать выразительные образы героев мультфильма. В процессе коллективной творческой деятельности расширялся и социальный опыт всех участников проекта (умение работать в коллективе, планировать действия, согласовывать их с партнерами и др.).

Использование проектной технологии по созданию мультфильма показывает, что это многогранный процесс, который объединяет в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. Непосредственное участие детей в создании увлекательного видеопродукта воспитывает у них трудолюбие, наблюдательность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к продуктам творчества.

Качественные изменения в уровне сформированности художественно-культурной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста, как показывает практика, обеспечиваются посредством совокупности таких педагогических условий, как:

- целенаправленность педагогической деятельности;

- создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды, способствующей формированию начальных компетенций;

- системность и взаимодействие в работе педагогов дошкольного и начального образования;

- использование способов обучения, удовлетворяющих творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей, формирующих личностно значимые внутренние побуждения, познавательную активность как положительный мотив деятельности;

- побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, интеграции искусств, применения индивидуальных заданий;

- использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности детей;

- применение современных проектных технологий.

Результаты проводимой работы свидетельствуют, что реализация названных условий в образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школе способствует формированию у детей художественно-культурной компетентности как системного личностного качества и обеспечивает успешную социализацию ребенка.

Литература

1. Байкальский сундучок: учеб. пособие / В. А. Бабиков [и др.]. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 240 с.

2. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 1. — С. 10-19.

3. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Зимородок, 2006. — 418 с.

4. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 112 с.

5. Майорова Л. П., Пазникова З. И. Байкальская мозаика: рабочая тетрадь по подготовке детей к школе. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 28 с.: ил.

6. Швейкина Е. А., Пазникова З. И. У Байкала мы живем: рабочая тетрадь по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 34 с.: ил.

Literatura

1. Baykalskiy sunduchok: ucheb. posobie / V. A. Babikov [i dr.]. — Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2012. — 240 s.

2. Gogoberidze A. G. Predshkolnoe obrazovanie: nekotoryie itogi razmyishleniy (Kontseptsiya obrazovaniya detey starshego doshkolnogo vozrasta) // Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem. — 2006. — # 1. — S. 10-19.

3. Komarova T. S. Shkola esteticheskogo vospitaniya. — M.: Zimorodok, 2006. — 418 s.

4. Kruleht M. V., Telnyuk I. V. Ekspertnyie otsenki v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2002. — 112 s.

5. Mayorova L. P., Paznikova Z. I. Baykalskaya mozaika: rabochaya tetrad po podgotovke detey k shkole. — Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2012. — 28 s.: il.

6. Shveykina E. A., Paznikova Z. I. U Baykala myi zhivem: rabochaya tetrad po oznakomleniyu detey s kulturoy narodov Buryatii. — Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2012. — 34 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.