УДК 372.8:741
doi 1018101/1994-0866-2017-1-102-112
ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
© Пазников Олег Иванович
кандидат педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются психолого-возрастные особенности младших школьников и типология их проявления в условиях занятий изобразительной деятельностью. Описываются эффективные формы и методы учебной работы по изобразительному искусству в начальной школе.
Содержание статьи носит инновационный характер и строится на основе различных научных психологических и педагогических концепций. Знание и оптимальное использование учителем в реальном учебном процессе психолого-возрастных особенностей учащихся начальной школы позволят ему преодолеть объективные сложности в преподавании изобразительного искусства. Наряду с данными психологических и педагогических исследований в статье описывается авторский опыт работы с младшими школьниками по изобразительному искусству. В нем находят отражение содержательные, методические и организационные аспекты художественно-педагогической деятельности по инновационной программе.
Особое внимание уделяется использованию в художественно-образовательном процессе начальной школы регионального культурного компонента на примере работы с произведениями мастеров изобразительного искусства Бурятии. Ключевые слова: младшие школьники, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, психология, эксперимент, начальная школа, художественная педагогика, методика, система, художественное восприятие, апперцепция, произведение искусства, творчество, развитие.
Эффективное осуществление художественного обучения и воспитания в системе начального общего образования возможно лишь при условии предметного знания педагогом психолого-возрастных особенностей младших школьников и специфики их проявления в процессе различных видов занятий изобразительной деятельностью, а также способности педагогически грамотного руководства их функционированием и развитием на основе дифференцированного подхода к работе с обучающимися данной возрастной группы.
Как известно, психологическая структура личности ребенка в период раннего школьного детства имеет сложную специфическую природу, типологическое своеобразие которой обусловлено совокупностью факторов объективно-субъективного порядка (исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Славиной, Д. Б. Эльконина и др.).
В настоящем контексте научный интерес представляют возрастные проявления обучающихся в условиях проводимой нами художественно-педагогической работы (СОШ № 2, 17, 18, 35, 42 г. Улан-Удэ), которые в своем сублимированном выражении представляют собой детерминирующий фактор, влияющий на проектируемые результаты научно-методической деятельности. Работа в данном направлении ведется нами с привлечением образных средств изобразительного искусства Бурятии и развивающего потенциала региональной культурной среды. При этом в образовательное пространство начальной школы включены технологии музейной педагогики, реализуемые на экспозиционной основе Художественного музея им. Ц. С. Сампилова.
В контексте исследования психологической и функциональной специфики возрастных качеств и свойств обучающихся ставится задача совершенствования их общего и художественного развития. Как показывает опыт, продуктивность занятий изобразительным искусством в период начального обучения во многом зависит от особенностей внимания, присущих субъектам учебно-воспитательного процесса. В психологической сфере личности ребенка имеет место как непроизвольное (пассивное), так и произвольное (активное) внимание. Первое определяется силой или яркостью самого впечатления при восприятии, непосредственным интересом к теме урока, объекту изображения, объяснению учителя, творческому заданию и т. д., второе — усилием, напряжением воли. При этом на протяжении художественного процесса один вид внимания нередко переходит в другой. Чаще всего это происходит в том случае, когда дети увлечены предложенным им заданием.
Не имея должной устойчивости, внимание младших школьников, главным образом, держится на непосредственном интересе. Поэтому на уроках тематического рисования мы используем тематику, близкую возрастным интенциям детей, связанную с изображением сказочных героев, персонажей русского и бурятского фольклора и т. п.
Исходя из практики начального обучения, следует отметить, что вопросы, обращенные к классу, содержание учебных заданий, новые художественные понятия в силу незначительного объема внимания обучающихся 610 лет успешно воспринимаются при условии их краткости и медленного темпа изложения, а знакомство с произведениями искусства в зависимости от их жанровой принадлежности (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина и др.) требует вариативного количества времени для их рассмотрения.
Между тем в системе художественных занятий распределение внимания имеет функционально важное значение. Поэтому в число реализуемых нами программных аспектов входит специальная формирующая работа в этом направлении.
Одна из основных педагогических задач на уроках изобразительного искусства состоит в том, чтобы вызвать и организовать внимание учащихся. Для этого важна яркость впечатления, связанная с непосредственным интересом, чувством удовольствия от восприятия предлагаемого материала. Так, в ходе исследования на уроках рисования с натуры используются натурные
модели (детские игрушки, букеты, фрукты и др.), в том числе принадлежащие региональной — природной, культурной, бытовой — среде (цветущая ветка багульника, морин-хур, домбо и др.), которые своими эстетическими свойствами (формой, цветом, фактурой и т. п.) выделяются на фоне окружающей предметной среды и потому вызывают у детей положительную эмоциональную реакцию, лежащую в основе непроизвольного внимания к натурной постановке.
В число приоритетных задач художественно-педагогического исследования входит последовательное развитие у младших школьников высшей формы произвольного внимания путем выполнения учебных заданий с постоянно возрастающей степенью трудности.
Непременным условием вызова активного внимания и упражнения в нем является такая организация работы класса, в которой задействуется мышление детей, возникают вопросы, требующие от них самостоятельного творческого разрешения.
Исключительно важную роль в психологической структуре личности младшего школьника играет восприятие, посредством которого ему становятся доступны предметы и явления внешнего мира, образовательный материал, осваиваемый в процессе занятий изобразительным искусством.
Учитывая, что восприятие обучающихся 6-10-летнего возраста носит конкретно-образный характер, знакомство с художественно-дидактическим материалом в начальных классах предполагает широкое применение перцептивно воспринимаемых средств обучения. Исходя из этого посыла, познавательная работа на уроках изобразительного искусства начинается с восприятия информации, заключенной в образной структуре художественных произведений (картинах, скульптурах, декоративных изделиях и др.), материально-эстетической стороне натурных объектов, визуальной презентации явлений окружающего мира.
Существенное место в программе нашей художественно-педагогической работы занимают классические и современные произведения мастеров изобразительного искусства Бурятии, призванные в силу своей аутентичной природы обеспечить сензитивный эффект в процессе их восприятия и анализа.
В зависимости от своей направленности восприятие на уроках ИЗО осуществляется посредством зрительных, осязательных, слуховых анализаторов или путем их комплексного действия. Например, когда дети знакомятся со свойствами пластических материалов (пластилин, глина, пластика и др.), то вместе со зрением механизмом познания выступают осязательно-двигательные ощущения. В некоторых случаях (во время эстетических экскурсий в природу, выполнения коллективных творческих работ и др.) восприятие требует участия всех органов чувств.
Другим условием оптимизации процесса восприятия являются специальная организация, методическое и эстетическое оформление материала, подлежащего усвоению на уроке. К тому же, характер и качество восприятия во многом зависят от установки на последующее воспроизведение его результатов.
Важной составляющей художественно-образовательного процесса является наблюдение — специально организованное, целенаправленное воспри-
ятие. Его характер обусловлен сложностью наблюдаемого предмета или явления. Эффективность наблюдения зависит от правильной постановки и осознания цели данного процесса.
На раннем этапе обучения у детей трудно организовать длительное наблюдение предмета в процессе его изображения. Как правило, натурные объекты лишь короткое время воспринимаются младшими школьниками. Поэтому очень важно на уроках рисования с натуры выработать у обучающихся умение постоянно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.
На фоне прогрессирующего восприятия в младшем школьном возрасте интерес к познанию окружающего мира становится более устойчивым: усиливаются любознательность и стремление наблюдать, «исследовать». Но у детей еще не развито умение анализировать предметы и явления, замечать детали, выделять главное.
Данная возрастная особенность отчетливо прослеживается и в восприятии художественных произведений. Так, согласно научно выявленным закономерностям (исследования Ж. Пиаже, Е. И. Игнатьева, А. А. Люблинской и др.), в возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает на картине лишь разрозненные частности — отдельные, наиболее выразительные предметы (предметная стадия), в возрасте 8-9 лет — лица персонажей и их действия (стадия действий), затем — отношения между предметами, их пространственное расположение и т. п. (стадия отношений), и, наконец, качества предметов — цвет, форму и т. п. (качественная стадия).
Вместе с тем экспериментальные исследования (А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.) доказывают, что ребенок уже в дошкольном возрасте способен заметить качества вещи, в особенности, если он оперирует ею, то есть если она включена в его деятельность. С учетом этих данных мы включаем в содержание занятий доступные для детей виды работ с объемными формами, сопряженные с познанием и художественной трансформацией их предметных свойств, формированием у обучающихся пространственного, дифференцированного восприятия, тактильных и моторных навыков (лепка и роспись фигур людей и животных, скульптура из природных материалов, изготовление и украшение изделий в технике папье-маше и др.).
В число ведущих задач начальной школы входит развитие у обучающихся эстетического восприятия, типологическими особенностями которого являются его сенсорный характер и эмоциональная окрашенность. Кроме того, важно, начиная с младшего возраста, развивать у детей основы образного восприятия, психологическая сущность и пути формирования которого раскрываются в исследованиях Р. Арнхейма, Н. Н. Волкова, Б. Т. Лихачева, Л. Г. Медведева, А. А. Мелик-Пашаева и других.
Специфическая природа этого сложно структурированного образования требует особого подхода к определению условий и методики его формирования на уроках ИЗО. Прежде всего необходимо правильно ориентировать и учить детей образному отражению действительности, суть которого состоит в умении в частном видеть общее и отличать его от случайного, включая при этом механизм действия ассоциаций.
Эффективным средством решения этой задачи в системе настоящего исследования является работа с произведениями искусства родного края. Так, ярко выраженная ассоциативная, эмоционально-образная сторона стихийных состояний природы в их эстетическом разнообразии предстает в живописных пейзажах Бурятии, увенчанных образом Байкала (Р. С. Мэрдыгеев. «Баян тала», Ц. С. Сампилов. «В Жаргалантуе», А. В. Казанский. «Восточные Саяны», Л. Д. Семенов. «В долине Селенги», Ч. Б. Шенхоров. «Закат. Тунка», Д.-Н. Дугаров. «Байкал», Б. Т. Тайсаев. «Волна» и др.).
В процессе знакомства с пейзажным жанром школьники учатся выражать в беседе, а затем в рисунках определенное настроение природной среды, воспринятое ими в картинах, через сознательное использование выразительных возможностей колорита, светотени, композиционного решения.
В образовательных целях организуются экскурсионные занятия в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова. Программно обусловленная деятельность ведется, прежде всего, на основе знакомства с коллекцией классического искусства, включающей реалистические произведения И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, К. Е. Маковского, В. Г. Перова, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха и других выдающихся мастеров пейзажа, натюрморта, портрета, жанровой картины, доступные по своей образной природе восприятию младших школьников.
Однако наибольший интерес у младших школьников вызывают скульптурные произведения малых форм анималистического, фигуративного и сюжетного характера, выполненные из бронзы, керамики, дерева, стекла, импонирующие детям своей конкретикой, реально ощутимыми объемными, пластическими, фактурными и эстетическими свойствами.
В процессе спонтанного восприятия образцов подобного рода младших школьников привлекает, прежде всего, внешняя сторона изображения, выраженная в необычной, экспрессивной форме. При их методически направленном рассмотрении обращается внимание на своеобразное сочетание цветов, общий строй колорита, способы условной передачи форм окружающей действительности, метафорический характер заключенного в них содержания.
Как показывают наблюдения, вопреки сложившимся стереотипам данная форма авторского самовыражения оказывается близка эвристической природе детского восприятия. В ее отражении активно участвует когнитивная деятельность ребенка, и при отсутствии должного опыта он по-своему домысливает увиденное на полотне, пытаясь вникнуть в его содержание, и объясняя доступным для него языком суть авторского замысла.
Весьма характерно, что детским рисункам тоже часто свойственны условность изображения, незавершенность форм, отсутствие интереса к деталям, импровизированное обращение с цветом. И многое из того, что в его рисунке непонятно реципиентам или остается «за кадром», ребенок поясняет и дополняет сюжетное содержание рисунка в форме устного рассказа.
Вследствие знакомства с произведениями формального характера, где доминирующую роль играет живописное начало с использованием новаци-онных выразительных средств и технических приемов, обладающих большой силой эмоционального воздействия, у школьников повышается интерес
к работе красочными материалами, возникает стремление к яркому самовыражению эстетических чувств. Отдельные изобразительные приемы, усвоенные при восприятии произведений художников Бурятии, школьники переносят в свой деятельный актив. Отсюда рисунки учащихся обретают более живописный, творческий характер, о чем свидетельствует анализ художественных продуктов детей.
Реализации творческого потенциала младших школьников способствует внедрение в практику учебной деятельности на уроках ИЗО различных изобразительных материалов и инструментов в их комбинированном сочетании, бумаги различных форматов, цветов и оттенков в зависимости от творческих интенций учащихся.
В сохранении и объективизации воспринятого ребенком дидактического, натурного и художественного материала, его прошлого опыта большую роль играют функциональные механизмы памяти. На уроках изобразительного искусства существенное значение имеют два основных процесса, в которых реализуется ее деятельность, — воспроизведение и узнавание. Продуктивная функция памяти в начальном художественном образовании проявляется в том, что с ее помощью дети усваивают и закрепляют не только знания, но и навыки, связанные с различными видами учебной и творческой деятельности.
Проявление и развитие деятельности памяти обучающихся в процессе занятий изобразительным искусством происходят путем усвоения, воспроизведения и узнавания предметных понятий, законов изобразительной грамоты, названий произведений, художественных образов, орнаментальных мотивов и т. д. В индивидуальной работе с детьми используются дополнительный развивающий материал, методические приемы и упражнения исходя от уровня мнемических способностей, которые у них развиты в разной степени. С учетом личностно-ориентированного подхода к реализации функции памяти младших школьников приоритет отдается воспроизведению в рисунках индивидуального опыта обучающихся, полученному из различных источников окружающей среды.
Практика художественно-педагогической работы приводит к выводу, что качественное запоминание законов и правил изобразительного искусства, художественной терминологии, приемов рисования, техники и последовательности изображения возможно лишь путем систематического повторения и применения данного материала в изобразительной деятельности обучающихся. В особой степени это касается общения с произведениями искусства, поскольку «повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты». При этом «каждый раз человек видит в них что-то новое» [2, с. 182].
Вместе с тем реализация функциональных возможностей и развитие памяти у детей в большой мере зависят от метода работы при условии применения активных форм педагогического влияния на всех видах занятий по изобразительному искусству (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, аппликация, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об искусстве).
Так, контрольное исследование показало, что к концу курса обучения по инновационной программе школьники оказываются способны запомнить и назвать фамилии и произведения известных мастеров изобразительного искусства Бурятии, ответить на вопросы о жанровой направленности их творчества, о специфических особенностях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства родного края. Они могут определить и воспроизвести по памяти изученные элементы бурятского народного орнамента: «улзы», «хусын эбэр», «бадма сэсэг», «тумэн жаргалан», «соёмбо» и другие, выделить их отличительные признаки, объяснить символическое значение цветов в бурятском декоративном искусстве. В процессе выполнения контрольного задания (рисование по мотивам национальной живописи «буряад зураг») обучающиеся успешно используют усвоенные приемы и выразительные средства, свойственные этому традиционному стилю бурятского изобразительного творчества.
Положительные результаты испытуемые продемонстрировали и в запоминании других сведений, полученных в ходе занятий, а также почерпнутых из реальной действительности в процессе собственных наблюдений. Так, содержанием ряда учебных заданий, выполняемых по памяти в ходе исследования, служат индивидуальные впечатления младших школьников, приобретенные во время каникул, путешествий, выездов на природу, туристических походов и других ярких событий жизни детей.
Помимо рассмотренных психолого-возрастных структурных компонентов личности младшего школьника эффективное обучение изобразительному искусству возможно лишь при участии мышления ребенка как универсальной формы человеческого сознания, с помощью которой происходит познание предметов и явлений действительности, образов художественной среды в их сущностных признаках и имманентных связях.
В процессе занятий изобразительной деятельностью обучающиеся творчески перерабатывают ранее приобретенный опыт, обобщают воспринимаемые когнитивные сведения, овладевают определенной системой бытийных и художественных понятий. На основе имеющихся у них базовых представлений и знаний законов искусства они учатся делать элементарные суждения о предмете изображения, произведениях искусства, качестве своих и чужих рисунков.
Функция мышления на уроках ИЗО проявляется в особой деятельности сознания, приводящей к обобщению, то есть образованию понятий, выраженных посредством слова или художественного образа. Поэтому развитие мышления тесно связано с развитием речи, которая имеет важное формирующее значение в процессе художественно-педагогической работы. Понятие, выраженное в вербальной форме, выступает как ведущий фактор, принимающий участие в создании художественного образа. Не случайно выдающиеся художники-педагоги (П. П. Чистяков, Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин и др.) в своих методических концепциях отмечают организующую и направляющую роль слова в изобразительном процессе.
Известно, что младший школьник в своем мышлении уже может отвлечься от непосредственно воспринимаемого предмета или явления и определить их словами, вызывающими мысленные образы. Поэтому начальный школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения первичных художественных понятий, определений, законов изобразительной грамоты.
Лейтмотивом в инновационной программе проходит развитие творческого мышления обучающихся, которое занимает центральное место в структуре художественных способностей личности. Активизация творческого мышления обучающихся осуществляется посредством специальных заданий и упражнений, системно связанных с формированием креативных качеств личности младшего школьника. В этих целях на уроках изобразительного искусства применяются проблемные, эвристические, игровые методы и приемы, вызывающие у детей творческую работу мысли и стимулирующие создание оригинальных художественных образов.
Особое внимание в художественно-педагогическом процессе отводится формированию у детей образного мышления, которое, по словам В. А. Су-хомлинского, представляет собой необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Решение этой проблемы на уроках изобразительного искусства требует интеграции образного и логического способов мыслительной деятельности обучающихся как двух «фундаментальных и принципиально различных» стратегий мышления, участвующих в восприятии, творческой переработке и образном отражении полученной информации или собственного замысла. При этом «развитие одной из стратегий мышления ... не должно подавляться или происходить за счет развития другой» [1, с. 19].
Помимо интенсивной работы мышления процесс художественного обучения постоянно задействует воображение ребенка, поскольку ему нужно не только запомнить познавательный материал, но и представить себе события, явления и объекты, которых не было в его непосредственном восприятии (исторические образы, сказочные персонажи, фантастические сюжеты и др.). Отсюда возникает необходимость перманентного совершенствования данной формы сознания обучающихся. Причем деятельность воображения может развиваться только на почве определенных впечатлений, полученных путем чувственного восприятия внешнего мира.
Положительную динамику детского воображения определяет постепенный переход ко все более адекватному и полному отражению действительности на основе приобретаемых знаний и возрастающего уровня критичности мышления. Если на первых порах воображение младшего школьника характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений, то в дальнейшем появляется способность к их творческой переработке и обогащению личными впечатлениями, проистекающими из разных источников.
Естественное проявление и перманентное развитие воображения обучающихся на уроках ИЗО происходят при условии организации с детьми творчески насыщенных видов деятельности, которым уделяется большое внимание в программе нашего исследования.
Активную помощь в этом процессе оказывают мифологические образы изобразительного искусства Бурятии. Так, на уроках тематического рисования с детьми рассматриваются и коллективно обсуждаются серии станковых графических иллюстраций Ч. Б. Шенхорова к бурятскому народному эпосу «Абай Гэсэр», И. И. Старикова к бурятскому народному эпосу «Аламжи-Мэргэн», живописная картина Ф. И. Балдаева «Шоно Батор», созданная по мотивам одноименного эпоса. Выполненные в цветном изображении, в разнообразной — лаконичной и атрибутивно наполненной, описательной манере, с использованием различных технических приемов и выразительных средств, эти произведения доступны пониманию детей и интересны им по своим образным характеристикам.
Содержание беседы по картинам контекстуально строится в рамках регионального культурного компонента и междисциплинарных связей. Интегрирующая помимо когнитивных художественных аспектов этнокультурные и фольклорные сведения, отдельные билингвистические понятия, такая работа полезна в плане реализации взаимосвязей с предметами начального гуманитарного цикла.
Вместе с тем на наших уроках имеет место методический подход, основанный на синтезе образов реальной и художественной среды. К примеру, большой развивающий эффект оказывает урок-презентация «Путешествие по родному краю с художниками Бурятии», содержание которого позволяет в доступной для детей форме осуществить наглядно-образную презентацию окружающего мира.
Для этого проводится дифференцированный подбор произведений регионального искусства, образующих обобщенную картину мира родного края: И. Х. Алтаев. «Курорт "Нилова пустынь"», Э. Э. Аюшеев. «Вечер в горах», А. И. Батуров. «Причал в Усть-Баргузине», А. Б. Даржаев. «Пастухи», Б. Э. Лыксоков. «Под осенним солнцем», Г. Н. Москалев. «Стрижка овец», И. Г. Налабардин. «Утро моего города» и др. Синкретичной частью урока-беседы выступают развивающие средства поэтического и музыкального творчества.
Отдельный урок посвящается теме Байкала, где непосредственный опыт учащихся, обретенный при посещении «сибирского моря», дополняется образными представлениями о нем живописными маринами художников Бурятии: В. Г. Поспелов. «Берег Байкала», А. В. Казанский. «Байкал. Прибой», Д. Д. Лыгденов. «Байкал. Июль», Л. С. Воронцова. «Тихая осень», М. З. Олеников. «Байкал. Фролиха», Л. А. Лабок. «Пирс. Байкал», Б. Э. Лыксоков. «Ледяной Байкал» и др.
Знакомство с различными стихийными состояниями байкальских пейзажей, выраженными ярко образным художественным языком и заключающими в себе высокое эстетическое начало, оказывает ощутимое эмоциональное влияние на восприимчивую и лабильную природу детского воображения.
По данным нашего исследования, эффективным приемом совершенствования воображения школьников является сравнительный подход к рассмотрению способов воплощения одной темы в творчестве разных художников, представленной в их авторской интерпретации.
Примером различного изобразительного решения образов конкретных персонажей и сюжетных сцен могут служить иллюстрации и творческие композиции, отражающие содержание эпоса «Гэсэр» средствами живописи, графики, скульптуры в художественной трактовке Ц. С. Сампилова, Г. Е. Павлова, А. Н. Сахаровской, Д. Т. Олоева, Д. Г. Пурбуева, Е. А. Болсо-боева, А. М. Миронова. Рядополагающее знакомство с ними дает лучшее понимание выразительных возможностей различных живописных, графических, пластических материалов, приемов орудийной деятельности, изобразительных средств, той или иной техники исполнения, обусловленных субъективными особенностями авторского воображения.
Вследствие образно-аналитического восприятия объектов искусства у детей формируется соответствующая творческая мотивация, то есть интерес и желание реализовать сюжетные замыслы, рожденные их собственным воображением. Помимо формирующего влияния учебной деятельности школьникам при посредничестве родителей рекомендуется знакомство с детскими литературными и фольклорными произведениями Бурятии, их иллюстративной частью, где находят отражение образы природы, животного мира, современных и мифологических героев, после чего детям предлагается выполнить по воображению рисунки к наиболее запомнившимся произведениям.
Регулярные контрольные срезы, проводимые посредством методов наблюдений, бесед, анализа детских рисунков, обнаруживают устойчивую тенденцию роста уровня воображения школьников, обучающихся по инновационной программе, в сравнении с незначительным изменением аналогичных показателей в группах, где обучение ведется по типовой программе начального общего образования.
Результатом исследования психолого-возрастных особенностей младших школьников и специфики их проявления в условиях художественно-педагогического процесса явились:
- корреляция содержания и методики преподавания изобразительного искусства с учетом выявленных психологических и поведенческих особенностей младших школьников в процессе художественного обучения;
- организация дифференцированного подхода к различным категориям обучающихся, проявляющим специфические качества и свойства в условиях занятий изобразительным искусством;
- усиление творческой составляющей изобразительной деятельности младших школьников;
- интегрирование в содержании художественно-педагогического процесса регионального культурного компонента;
- апробированное использование в художественно-образовательном пространстве начальной школы технологий музейной педагогики;
- повышение активности обучающихся в ходе учебных и внеклассных занятий по изобразительному искусству;
- совершенствование качества продуктов изобразительной деятельности младших школьников.
Данные показатели в своем совокупном выражении свидетельствуют об эффективности проводимой нами художественно-педагогической работы.
Таким образом, специфически проявляясь в системе занятий изобразительной деятельностью, психолого-возрастные особенности учащихся обусловливают дифференцированный научно-методический подход к руководству рассматриваемым видом педагогической работы, что, в свою очередь, обеспечивает успешное решение проблемы совершенствования начального художественного образования.
Литература
1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — 176 с.: ил.
2. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1988. — 272 с.
3. Ушинский К. Д. О наглядном обучении // Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — С. 105-108.
PSYCHOLOGICAL AND AGE SPECIFICITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND THEIR MANIFESTATIONS AT LESSONS OF FINE ARTS
Oleg I. Paznikov
Cand. Sci. (Education), Prof., Department of Music and Art Education, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with psychological and age specificities of junior schoolchildren and typology of their manifestations at the lessons of Fine Arts. The effective forms and methods of teaching Fine Arts in primary school are described. The article is innovative and based on various scientific psychological and pedagogical concepts. Understanding of psychological and age specificities of junior schoolchildren and taking them into consideration in educational process will allow teacher to overcome the objective difficulties in teaching Fine Arts.
Along with the materials of psychological and pedagogical research the article presents our own experience of teaching Fine Arts to junior schoolchildren, reflects methodological and organizational aspects and content of the innovative program. Special attention is given to use of regional cultural component in educational process of primary school in the form of work with Buryat artists' masterpieces. Keywords: junior schoolchildren, Fine Arts, fine art activities, psychology, experiment, elementary school, fine art pedagogy, methodology, system, artistic perception, apperception, work of art, creativity, development.