УДК 373:37.036
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-235-240
О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Климентьева Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: klim.natali@mail.ru
© Пестерева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: p_olga_al @mail.ru
В статье раскрываются возможности музыкального искусства в процессе формирования у младших школьников этнической толерантности. Большой педагогический потенциал музыки в учебно-воспитательном процессе объясняется тем, что в нем кроются возможности изучения, погружения в культуру разных народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного. В статье рассматриваются варианты использования вокальных, фортепианных, симфонических произведений бурятских композиторов на уроках музыки в начальной школе. Раскрываются психолого-педагогические условия, а также методы и приемы, используемые педагогом на уроках музыки. Изучение музыкального материала осуществляется в синтезе с изобразительным искусством, чтением стихов бурятских поэтов.
Авторы приводят примеры сравнения на уроках произведений мирового, отечественного искусства и искусства Бурятии. По мнению авторов, такое сравнение развивает художественное мышление младших школьников, помогает им осознать общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных народов, сближает детей разных национальностей, способствует гармонизации отношений между ними, учит пониманию человека другой этнической группы.
Ключевые слова: этническая толерантность; полиэтническая среда; культура; младший школьный возраст; личность; искусство; музыка; национальность; произведения бурятских композиторов; педагогические методы.
На современном этапе, характеризующемся обострением расовой, этнической и религиозной нетерпимости, возрастает значимость формирования у подрастающего поколения толерантного отношения к людям иной национальности, культуры. Это актуально для многонационального региона, к которому относится Республика Бурятия.
Основу толерантного отношения к людям составляет позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Изучение этнопсихологических исследований показало, что детство является одним из важнейших периодов усвоения норм, ценностей этно-
культуры, что дает возможность формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста [3].
На наш взгляд, большими возможностями в формировании этнической толерантности у младших школьников обладают музыкальное искусство и уроки музыки. Музыка как полифункциональное искусство оказывает психофизиологическое, эстетическое, эмоциональное воздействие на детей. На уроках музыки, в отличие от большинства школьных предметов, преимущественно используются коллективные виды деятельности. Совместное слушание музыки, игра в ансамбле, пение хором требуют постоянного общения с учителем и одноклассниками, в котором понимание друг друга проходит через чувства, интуицию, эмоциональный и визуальный контакт [7].
Мы полагаем, что для адаптации в полиэтнической среде младшим школьникам необходимы знание и уважительное отношение к родной культуре и культуре народов совместного проживания, умение понять человека другой этнической культуры. С целью формирования у младших школьников этнической толерантности на уроках музыки в начальной школе используются произведения бурятских композиторов. Изучение бурятской музыки начинается с первого класса, когда у школьников формируются интонационно-слуховой опыт и музыкальные интересы. Среди большого разнообразия произведений композиторов Бурятии отбираются для уроков такие, которые интересны детям, педагогически целесообразны, выполняют воспитательные функции и доступны для восприятия и вокально-хорового исполнения младшими школьниками.
В соответствии с дидактическими требованиями сначала происходит ознакомление учащихся с простыми фортепианными пьесами, затем осуществляется переход к более сложным произведениям симфонических и музыкально-драматических жанров. Сочинения бурятских композиторов используются в качестве дополнительного материала или в сравнении с русской, мировой музыкой. Приведем некоторые примеры.
В первом классе наряду с «Колыбельной» Г. Гладкова школьникам предлагали послушать колыбельные С. Манжигеева и Д. Шагдарон [9]. Для анализа произведений использовали метод сходства и различий. Сравнивая и сопоставляя произведения, учащиеся отвечали на вопросы: «Что разное вы слышите в этих колыбельных? Что в них общее?». Наличие общих признаков, свойственных колыбельным, позволило учащимся выделить различающиеся оттенки, почувствовать национальный колорит произведений. Во время изучения танцевального жанра было предложено еще одно сочинение С. Манжигеева «Ехор». Ребята сразу узнали музыку родного края, без труда определили жанр. На уроке дети проводили аналогии между «Ехором» (бурятским народным танцем) и «Камаринской» (русской народной пляской), «Ехором» С. Манжигеева и «Камаринской» П. Чайковского. Первоклассники сопоставляли общее настроение произведений, музыкальные интонации, характерные танцевальные движения, что позволило учащимся понять основные закономерности, характерные признаки песенного и танцевального жанров, почувствовать особенности музыкального интонирования. Изучение данного музыкального материала осуществлялось в синтезе с изобразительным искусством. Первоклассники познакомились с работами А. Н. Сахаровской «Рождение Гэсэра», «Ехор» из серии «Гэсэр». В качестве дополни-
тельного материала с целью расширения представлений младших школьников о танцевальной музыке были использованы произведения для слушания «Бурятская плясовая» Ю. Эрдынеева, «Танец птиц» Ж. Батуева, «Вальс» Б. Цыренда-шиева.
Усвоить выразительные и изобразительные средства музыки помогли оригинальные и выразительные произведения, доступные для исполнения учителем на уроке, фортепианные пьесы Даримы Шагдарон «Капельки росы», «Петушок Ко-Ко», «Вальс бабочек», Анатолия Андреева «Бегаем по лужам», «Тараканище», «Цыплята», «На улице дождь и мне очень грустно» [9]. Живое звучание музыки активизировало внимание детей, создавало на уроке особую доверительную атмосферу, располагающую к диалогу учащихся с учителем, одноклассниками и композитором, способствовало пониманию музыки, подражающей звукам природы, выражающей чувства человека. Например, с помощью диссонирующих созвучий, низкого регистра фортепиано и исполнительского приема стаккато создан сказочно-комический образ «Тараканища», посредством неожиданных акцентов и смены динамических оттенков, суетливого движения показан шумный птичий двор в пьесе «Цыплята». Пьеса «На улице дождь и мне очень грустно» не только изображает падающие капли дождя, но и передает настроение мимолетной детской печали, а пьеса «Бегаем по лужам» рисует картинку веселой детской игры, проникнутой радостью и беззаботностью.
При изучении темы «Музыкальная речь» учащиеся познакомились с интересным произведением А. Андреева «Как внучка поссорилась и помирилась с дедушкой» из сюиты «Детские картинки». В этой пьесе два раздела — быстрый («ссора») и медленный («примирение»). Через всю пьесу проходит диалог двух тем в верхнем и нижнем регистрах, изображающий взаимодействие двух героев. Музыкальное образы пьесы настолько яркие и выразительные, что дети сразу же различили «голоса» дедушки и внучки и правильно определили их эмоциональное состояние. В процессе размышлений над произведением учащиеся пришли к выводу, что музыка способна не только выражать чувства человека, но и показывать их развитие. Это произведение может быть дано как самостоятельное или в сравнении с произведением Д. Б. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка».
Интересные музыкальные образы, различные эмоциональные состояния героев, которые можно анализировать на уроке, содержатся и в других фортепианных пьесах А. Андреева из его «Детского альбома»: «Жалоба», «Козел-забияка», «Обиженный ослик», «Бабочка», «Танец веселых поросят», «Кот Василий — большой лентяй» и др. Знакомство младших школьников с этими и другими произведениями композиторов Бурятии можно проводить с помощью разнообразных методов и приемов: проблемных ситуаций, импровизации, пластического интонирования, «столкновения контрастов» и пр. Во время слушания и анализа пьес А. Андреева «Что я видел во сне?», «В сумерках кто-то поет за улусом в степи», В. Усовича «Утреннее размышление» был использован прием «словесное рисование». Учащиеся высказывали свои впечатления и рисовали словами музыкальные образы, пейзажи, портреты героев. Данный прием развивает воображение, образное мышление, речь учащихся, побуждает внимательно вслушиваться в интонации произведений, следить за музыкальной мыслью композитора.
Другой прием — изобразительное воплощение музыки и рисование иллюстраций — был применен после ознакомления учащихся с пьесами Д. Аюшеева «Утро на Байкале», А. Андреева «Ночью в лесу». Посредством цвета школьники пытались передать общее настроение музыкальных произведений и рисовали образы, которые у них возникли во время слушания. Изобразительная деятельность использовалась также на уроках музыки в третьем классе, когда знакомили школьников с оперой М. Фролова «Энхэ-Булат Батор» и балетом П. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара». Учащиеся не только с интересом слушали и анализировали фрагменты из произведений, но и рисовали эскизы костюмов и декораций к этим спектаклям. В ходе уроков проводились беседы с третьеклассниками о красоте родного края, традициях и обычаях бурятского народа, об истории театра оперы и балета, его солистах.
Неотъемлемой частью уроков музыки является вокальное исполнительство. Оно вызывает живой интерес у детей и доставляет эстетическое удовольствие. При разучивании с младшими школьниками песни Б. Баянтуева «Чебурашка и его друзья», Б. Батодоржиева «Заходите к нам», М. Бизюкиной «С новым годом», Ю. Ирдынеева «Твое, мое, наше», М. Цыренова «Солнышко» и многих других [1, 2] во время пения хором даже самые робкие, тихие и застенчивые дети чувствуют себя вполне раскованно и испытывают эмоциональный комфорт.
Исполнение песен нередко сопровождается музыкально-ритмическими движениями, которые учащиеся придумывают сами. Младшим школьникам свойственна подвижность, поэтому они охотно и с интересом включаются в музыкально-двигательные импровизации. Учащиеся исполняют произведения не только по заданному образцу, но и создают новые образы и движения, выражая свое восприятие и понимание музыки, демонстрируя свое отношение к ней.
Наши наблюдения в ходе исследования показали, что хоровое пение воспитывает комплекс ценных качеств, необходимых для адаптации и толерантного поведения в социальном мире. Оно учит слушать, слышать себя и других, развивает терпение, умение считаться с другими. В процессе разучивания песни каждый ученик приобретает навык вхождения в общее дело, учится принимать заданные условия, вписывать свой голос в общий текст и соответствовать общему звучанию. Пение в хоре дает учащимся прекрасную возможность почувствовать гармонию, музыкальное и эмоционально-психологическое созвучие друг другу. В результате школьники приходят к более глубокому осознанию себя как личности и как части хорового коллектива.
Так же, как и при изучении музыкального материала, методом сравнения учащихся знакомят с бурятскими народными инструментами, многие из которых схожи с русскими народными или инструментами симфонического оркестра. Например, сур имеет сходство с пастушьей свирелью, лимба — с флейтой, ио-чин — с ксилофоном, хучир — со скрипкой. Школьники отмечали также, что хур внешне напоминает виолончель, а ятаг — гусли.
Слушание программных произведений сопровождается чтением стихов бурятских поэтов. Так, например, стихотворение Ц.-Ж. Жимбиева «Песенка» созвучно по настроению пьесе Л. Бетховена «Веселая. Грустная» и пьесам Б. Тоби-аса «Негритенок улыбается» и «Негритенок грустит». На уроках учащиеся сравнивают поэтические и музыкальные образы в стихотворении Д. Жалсараева
«Жаворонок», пьесе П. Чайковского «Песня жаворонка» и романсе М. Глинки «Жаворонок». Нюансы настроений дети различают в стихотворении Ц.-Ж. Жим-биева «Кукла» и пьесе П. Чайковского «Новая кукла». Эти задания помогают младшим школьникам обратить внимание на художественные детали, увидеть в схожих явлениях специфические различия, почувствовать внутренние эмоциональные, а не только сюжетные связи в различных творениях искусства.
Опыт работы показал, что использование на уроках музыки произведений бурятских композиторов и поэтов расширяет сферу познания младших школьников, формирует способность многогранного художественного видения реальности. Сравнение на уроках произведений мирового, отечественного искусства и искусства Бурятии развивает художественное мышление младших школьников, расширяет их интонационно-слуховой опыт, помогает осознать общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных народов. Знакомство с искусством народов совместного проживания сближает детей разных национальностей, способствует гармонизации отношений между ними, учит пониманию человека другой этнической группы, помогает адаптироваться в полиэтнической среде Республики Бурятия.
Посредством музыкального искусства у детей формируются умения:
- проявлять толерантное отношение к объектам художественной культуры разных наров;
- проявлять позитивное отношение к этническому окружению — к взрослым и сверстникам разных национальностей;
- соблюдать правила и нормы толерантного поведения в полиэтническом обществе.
Учебно-воспитательная работа в этом направлении ориентирована на соблюдение определенных психолого-педагогических условий:
- обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
- связь занятий с ближайшим окружением, искусством и традициями того региона, где живут дети;
- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к разным этническим группам;
- включение детей разных национальностей в совместную познавательную, художественно-творческую деятельность, специально спроектированные ситуации.
Литература
1. Батодоржиев Б. В. Дуулан, хатаран: сборник песен и танцев для детей. Улан-Удэ, 2008.
2. Заходите к нам (песни на бурятском и русском языках) / сост. Б. В. Батодоржиев. Улан-Удэ: Наран, 1998.
3. Климентьева Н. Н., Пестерева О. А. К вопросу о критериях кросс-культурного исследования толерантности // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 4.
4. Куницын О. И. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2007.
5. Маланов И. А., Будаева Т. Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2001.
6. Пазников О. И., Боркина Н. В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013.
7. Пестерева О. А. Искусство как средство социальной адаптации младших школьников: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005.
8. Сборник фортепианных произведений бурятских композиторов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1966.
9. Сборник фортепианных пьес бурятских композиторов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.
10. Эстетическое и художественное образование в Бурятии: монография / отв. ред. Т. Б. Будаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014.
ABOUT DEVELOPMENT OF ETHNIC TOLERANCE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MU-SICAL ART
Natalya N. Klimenteva
Cand. Sci. (Psych.), A/Prof.,
Buryat State University
24a Smolina, Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: klim.natali@mail.ru
Olga A. Pestereva
Cand. Sci. (Education), A/Prof.,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: p_olga_al @ mail.ru
The article reveals the role of Musical Arts in the process of formation ethnic tolerance in junior schoolchildren. The great educational potential of music consists in opportunities for studying, immersing in the culture of different peoples, comparing them and finding common and special features. The article deals with the use of vo-cal, piano, symphonic works by Buryat composers at music lessons in primary school. We have revealed psychological and educational conditions, as well as the methods and techniques used by the teacher at music lessons. Music is taught in the synthesis with fine arts, reading poems of Buryat poets.
We give the examples of comparing the works of world, Russian, and Buryat art during classes. In our opinion, such a comparison develops the artistic thinking of junior schoolchildren, helps them to understand the commonality in the content of musical culture of different peoples, brings children of different nationalities closer together, promotes harmonization of relations between them, contributes to cultural awareness. Keywords: ethnic tolerance; polyethnic environment; culture; junior schoolchildren; personality; art; music; nationality; works of Buryat composers; teaching methods.