36. Kholopova V. Spetsial'noe i nespetsial'noe muzykal'noe soderzhanie [Special and non-special Musical Content]. Moskow, PREST Publ., 2002. 32 p. (In Russ.).
37. Kholopova V.N. Tri storony muzykal'nogo soderzhaniia [Three Sides of the Musical Content]. Muzykal'noe soderzhanie: Nauka i pedagogika: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Musical Content: Science and education: Materials of I all-Russia. Science-Practical. Conf.]. Moscow, Ufa, Ufa State Institute of Arts Publ., 2002, pp. 55-76. (In Russ.).
УДК 786.2
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Л. Н. САНЖИЕВОЙ
Цыбикова-Данзын Инесса Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории, теории музыки и общего фортепиано Института музыки, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: [email protected]
В статье проанализированы фортепианные произведения бурятского композитора Л. Н. Санжие-вой с целью выявления средств и приёмов музыкальной выразительности, какими создаётся национальное своеобразие музыки. Характеризуя творческий путь композитора, автор статьи отмечает, что Л. Н. Санжиева еще со студенческих лет и до настоящего времени, постоянно обращается к сочинению в сфере фортепианных жанров. Для анализа выбраны различные жанровые разновидности фортепианного жанра - пятичастная сюита «Бурятские танцы», пьеса «Настроение», фортепианный ансамбль «Степные напевы» и «Вариации» для двух фортепиано. Анализ осуществлен по традиционному плану - мелос, структура совокупности мелодических линий и фактуры сопровождения, с акцентированием на национально окрашенных средствах и приёмах музыкальной выразительности. В заключении автор отмечает, что Л. Н. Санжиева обогатила жанровый круг музыки Бурятии в сфере фортепиано, написав ансамбли для двух инструментов; композитор хорошо чувствует специфику изложения для фортепиано и является по складу своего мышления национальным композитором. Это складывается в умении Л. Н. Санжиевой, не подражая фольклорному мелосу, находить свои мелодические образы как близкие узкообъемным бурятским народным напевам, так и в широкой интервалике в стиле композиторской песни Бурятии. Эти свои мелодии композитор сопровождает фактурой разнообразного склада, логично используя и тонально-функциональную аккордику, и вертикали нетерцового строения (чаще кварто-квинтового), находит и соответствующую трактовку традиционных форм. Фортепианные сочинения Л. Н. Санжиевой являются ценным вкладом в музыкальное творчество Бурятии.
Ключевые слова: пентатонический лад, кварто-квинтовая аккордика, сюита, вариации, фортепианная пьеса.
NATIONAL FEATURES IN THE CREATIVE PIANO WORK OF L. N. SANZHIEVA
Tsybikova-Danzyn Inessa Alexandrovna, PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of Department of History, Music Theory and General Music of Piano Institute, East-Siberian State Academy of Culture and Arts (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The piano pieces of the Buryat composer L. N. Sanzhieva have been analyzed to reveal the means and techniques of music expression that create the national originality of music. Briefly describing the creative career of this composer, the author stresses that beginning from her student years to the present L. N. Sanzhieva has constantly been composing the piano pieces. A variety of piano genre pieces: five-part suite "Buryat dances," composition "Mood," piano ensemble "Steppe melodies" and "Variations" for two pianos have been chosen
for the analysis which has been made according to the traditional plan, melos, the structure of melodic lines and texture combination with the emphasis on nationally colored means and techniques of music expression. In conclusion, the author notes that L. N. Sanzhieva enriched the genre range of piano music of Buryatia having composed ensembles for two instruments; the composer feels the specifics of composing the piano pieces and is really a national composer by her mentality. This is revealed in her ability to find her own melodic images that are close both to the narrow scale of the Buryat folk melodies and wide scale style of the Buryat composer's song. The composer accompanies her melodies with various texture using the tone-functional accords and vertical non-third construction (mainly quarter-quint). Thus, she finds the proper interpretation of traditional forms. The piano pieces of L. N. Sanzhieva are a valuable contribution to music of Buryatia.
Keywords: pentatonic harmony, quarter-quint accords, suite, variations, piano piece.
Интеграционные процессы, происходящие в современном мире, актуализировали проблему диалога «Восток - Запад». Бурятская профессиональная музыка выросла как результат плодотворного диалога Востока и Запада, синтеза национальных музыкальных традиций и культуры европейского типа. Проблематика данной статьи - рассмотреть проявления конвергенции восточной и западной культур на примере фортепианного творчества современного бурятского композитора Л. Н. Санжиевой, с целью выявления средств и приемов музыкальной выразительности, какими создается национальное своеобразие бурятской музыки.
Лариса Николаевна Санжиева (1966 г. р.) -композитор, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Бурятского регионального отделения Союза композиторов России, выпускница Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки (класс композиции профессора Г. Н. Иванова), представитель третьего поколения композиторов Бурятии. Л. Н. Санжиева является автором сочинений в разных жанрах: симфонических - «Балетные сцены» по эпосу «Гэсэр» в трех частях, симфоническая миниатюра «Чжуд-ши»; камерно-инструментальных - Вариации для скрипки и фортепиано, «Чинрезиг» для квинтета духовых инструментов; произведений для оркестра бурятских народных инструментов - Сюита в трех частях, концертные пьесы «На берегу Селенги», «Энхалукские забавы птиц», а также вокальных сочинений.
Творчество Л. Н. Санжиевой освещается в периодической печати республики с 1995 года [2; 7]. Ранние произведения композитора отмечены в статьях музыковедов Бурятии О. И. Куни-цына, В. К. Лазаревой. В учебном пособии профессора О. И. Куницына «Бурятская музыкальная литература» [3] проанализированы «Балетные
сцены» для симфонического оркестра, «Остров сетей» для оркестра бурятских народных инструментов, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано; Пьеса для тромбона и фортепиано и песни композитора. В статье «Композитор и педагог Лариса Санжиева» [1] Э. В. Буруева приводит много интересных фактов творческой и педагогической деятельности композитора за последние годы. Однако исследований, посвящённых фортепианному творчеству Л. Н. Санжиевой, до сих пор не было (фортепианные сочинения композитора не изданы и находятся у автора в рукописном варианте). Настоящая статья является первым исследованием фортепианного творчества композитора Л. Н. Санжиевой.
К фортепианному жанру Л. Н. Санжиева обращается постоянно, начиная со студенческих лет обучения и по сегодняшний день, объясняя что «в душе я - пианистка» [2]. Л. Н. Санжиева часто выступает с исполнением своих сочинений, среди которых особенным успехом у слушателей пользуется «Танец шамана» из цикла «Бурятские танцы» [1, с. 110].
Фортепианная сюита «Бурятские танцы» сочинена в 1989 году, в период обучения в Новосибирской консерватории. Пятичастная фортепианная сюита «Бурятские танцы» Л. Санжиевой включает разнохарактерные миниатюры, для которых объединяющим началом служит бурятское мелодико-ритмическое начало. Первые три танца характеризуются подвижностью, «подтекстом» -очевидной интонационно-ритмической связью с характерным для бурятского музыкального фольклора танцем-хороводом ёхором.
«Танец № 1» идет в неторопливом движении (Moderato) и строится на пентатоническом тема-тизме скорее скерцозного, чем танцевального плана. Первая тема с характерным скачком на нисходящую септиму открывает пьесу.
Moderato
Пример 1
Вторая тема близка по ритму к ёхору, но отличается от народного танцевального мелоса широтой скачков. Композитор часто сопоставляет тональности, подчас резко: B-dur - Fis-dur, B-dur, f-moll, g-moll. После небольшого перехода возвращается первая тема, замыкая эту трехчастную композицию.
«Бурятскому танцу № 2» Л. Санжиева предпослала четверостишие известного бурятского поэта Ж. Юбухаева, выразившего в стихах восхищение красотой летней природы Бурятии: «саранки, мотыльки, смеясь, друг дружке бьют поклоны». Первый четырехтакт темы танца близок по структуре народным ёхорным напевам, что подчёркнуто сопровождением, составляющим с мелодией квинты и кварты. Продолжение характеризуется расширением мелодической линии, появлением остинатной фигуры в сопровождении, образующей с мелодией резкие диссонансы. По мере развития остинатная фигура варьируется, в мелодической линии варьируются интонации начальной темы. Появление ещё одной темы, родственной предыдущим, отмечено тональным сдвигом: b-moll - E-dur. Тема пентатонична, а сопровождение (вариант всё той же остинатной фигурации) расширяется до диатонического E-dur. Возвращение несколько варьированной исходной темы в исходной тональности завершает пьесу и воспринимается, как жизнерадостная танцевальная сцена в национальном стиле.
«Бурятский танец № 3» по характеру напоминает энергичное (ремарка Allegro) скерцо, в фактуре изложения которого есть полифонические приёмы. Начальный пентатонический оборот речитативного плана свободно неточно имити-
руется в нижнюю дециму, затем его вариант проводится квинтой выше (с опорой на нетерцовые созвучия) и, в свою очередь, свободно имитируется квартой ниже. Смена фактуры (появление кварто-квинтовых вертикалей отмечает начало середины трехчастной пьесы. Энергию движения усиливает характерная триольная фигура. На частых тональных сдвигах и смене фактуры сопровождения проводится вариант начальной темы. Возвращение варианта с триольной фигурой, три новых варианта исходной темы, из которых третий (в аккордовом сложении) завершает этот танец-скерцо, в котором композитор проявила изобретательность в полифонической и мотивной разработке.
Своего рода «лирическим центром» сюиты является «Бурятский танец № 4», благодаря найденному композитором яркому мелодическому образу, заставляющему вспомнить лирические песни (пьесе дан подзаголовок «Сэсэг», «Цветок»). Это неторопливо развёртывающаяся напевная мелодия в диапазоне дуодецимы. Большое своеобразие мелодии придаёт сочетание в ней характерных для пентатоники оборотов (лад темы -пентатоника d — f— g - а - с, с широкими скачками на октаву и на септиму) и движение по минорному трезвучию. Национальный колорит мелодии подкреплен сопровождением из параллельных кварт.
Интонации темы «просвечивают» в следующем построении на фоне убыстрившегося движения в сопровождении (восьмые сменились на шестнадцатые), тонального сдвига (В^иг -Е^ш), начинается середина пьесы - более подвижная мелодическая линия с мягко диссонирующими большими секундами в сопровождении.
Пример 2
Andante
É
m
É
^ Jo/ce
i, £ ' V
É
w
Пример 3
Moderato
ЁШ
m
£X
S Y8 jj .[JJ
m
à
si
Из E-dur тема «перекрашивается» в Es-dur, короткий эпизод фактурного типа (квартовое удвоение на фоне гармонических фигураций) ведет к репризе первой темы - здесь она звучит в e-moll, варьируется, дробится на отдельные обороты, сопровождается выразительными подголосками, а в итоге обретает новые черты, усиливающегося значения всей пьесы как «лирического центра» сюиты Л. Санжиевой.
Пятая, заключительная пьеса сюиты «Бурятские танцы» написана на традиционный для народов Восточной Сибири и Центральной Азии сюжет - пьеса «Шаман». (В бурятском языке для обозначения шамана используется слово «бо», а шаманки - «удаган»). Во многом тради-ционны избранные композитором музыкально-выразительные средства, что закономерно, поскольку, задачей автора было воспроизведение средствами фортепиано звуковой атмосферы шаманского «действа» - камлания.
Вступительный раздел образно воспроизводит удары шаманского бубна (хэсэ): в предельно низком регистре ударяется секундовое созвучие, форшлагом к которому служит то же созвучие октавой выше. Композитор указывает постепен-
ное ускорение движения (poco crescendo), чему способствует и появление более мелких длительностей. Усиление динамики не указано автором, но оно несомненно подразумевается. Удары бубна продолжаются, а на этом фоне в правой руке возникают лаконичные попевки в жестком объеме тритона, постепенно развертывающиеся в более развитые фрагменты в том же низком регистре.
Дальнейшее развитие связано с постепенным нарастанием динамики, усложнением фактуры (ее расширением по вертикали и усилением диссонантности созвучий). Органный пункт из одного повторяющегося созвучия переходит в фигурированный, а короткие попевки на его фоне удваиваются в квартовые или секундовые. Мелодические фрагменты правой руки, постепенно поднимаясь выше, чередуются с фактурными построениями (удары бубна). Все это рисует непрерывную энергию камлания. На пути к кульминации пьесы появляются несколько построений, усиливающих настроение «действия» - эпизод во фригийском f-moll, причем резко диссонируют взятые в одновременности натуральная и фригийская II ступени, эпизод, построенный на квартовом удвоении секундовой попевки, эпизод, захва-
тывающий высокий регистр при диссонировании кварто-квинтовых созвучий. Постепенно нарастает и скорость движения, и звучность. Нарастание приводит к краткой кульминации - многозвучные кварто-квинтовые созвучия, захватывающее верхний регистр, резко акцентированные. Кульминация обрывается на своей вершине, а последнюю точку «ставит» удар бубна, что можно образно трактовать как возвращение в реальность.
Образная пьеса «Шаман» Л. Санжиевой внесла свои музыкальные краски в фортепианную музыку Бурятии.
Фортепианная пьеса «Настроение» представляет собой отражение какого-то переживания или впечатления композитора. Настроение сложное, неустойчивое - в пьесе чередуются различные по складу образы, к тому же осложнённые подчас острым политональным изложением. Пьесу открывает легкий хроматический взлет, повторяется октавой ниже, а еще ниже на октаву
становится импульсом к вступлению первой темы «Настроения» - подвижной, сложной ритмически (синкопы, пунктиры), что производит впечатление причудливого танца, тем более что сопровождение мелодии оттеняет ее диссонирующими хроматическими ходами. Тема развертывается, опирается на те же, чередующиеся по хроматическим ходам, ломаные квинты.
Хроматический оборот-взлет еще октавой ниже становится импульсом для вступления второй темы, более распевной и в отличие от диатонической первой пентатоничной, что вносит в изложение национальную окраску, а сопровождение диссонирует своей хроматикой. Автор усиливает национальный колорит, удваивая характерные по-певки темы в кварту. Звучание этого эпизода резко обостряется политональным изложением - квартовое изложение на белых клавишах» опирается на гармоническое сопровождение в Es-dur.
Пример 4
Allegro moderato
M
cresc.
f
Í
Миниатюры, написанные в годы учебы, неравнозначны, по существу являются лишь пробой пера и представляют собой определенный этап в творческой эволюции композитора. Но уже в этих пьесах просматриваются некоторые характерные черты фортепианного стиля Л. Санжиевой, проявившиеся в более поздних сочинениях.
Пьеса «Степные напевы» - ансамбль для двух фортепиано Л. Санжиевой примечательна тем, что это первое произведение в бурятской музыке в данной разновидности фортепианного жанра.
«Степные напевы» привлекают своей яркой образностью, это лирический «музыкальный пейзаж». Как крайние части (пьеса трехчастна), так и середина построены на мелодических комплексах большой выразительности. Ладовая основа (пентатоника d - f — g - а - с в крайних частях
Возвращается вторая тема, ее политональный вариант, чередуются тональные сдвиги. Взлет-пассаж, опустившийся ещё на октаву ниже, знаменует вступление нового эпизода, резко отличающегося по фактуре - плотное хоральное сложение кварто-квинтовых и секундовых вертикалей. Возвращается политональный вариант второй темы, а завершает пьесу еще один танцевальный эпизод, в котором энергично (ремарка subito ff) синкопируют параллельные кварты. Трижды проведённый политональный вариант второй темы придает форме пьесы «Настроение» черты рондальности. Если же говорить о впечатлении, какое производят образы пьесы, то, это настроение, неустойчивое, часто меняющееся. Пьеса «Настроение» Л. Санжиевой может служить полезным учебным материалом для усвоения хроматических и политональных образов.
и в середине g - b - c - d) и ее интонационно-ритмическая реализация дают темам национальное своеобразие.
Тема крайних частей - напевная, неторопливо развертывающаяся, напоминает лирические песни автора пьесы, при этом связь с современной лирической песенностью сказывается в широте диапазона мелодии (ундецима), в преобладании широких мелодических ходов. Мелодию поддерживает спокойная мелодическая фигурация, некоторый импульс к движению вносит остинат-ная синкопированная фигура баса. По структуре тема представляет собой квадратный период из четырех предложений, три из которых варьируют первое, развивая его мелодическую идею и ведя к кульминации в третьем предложении.
Середина пьесы более подвижна (авторская ремарка - con moto), ритмически разнообразна и опирается на непрерывное движение гармонических фигураций в партии второго фортепиано. Развертываясь и поднявшись к кульминации, тема середины уступает место репризе, где мелодическая линия сохраняется неизменной по сравнению с первой частью, не меняется и фигурация сопровождения, но, вместе с тем, усиливается ощущение широты образа, его спокойствия, благодаря смене синкопированной фигуры на устойчивые глубокие басы.
Мелодическая выразительность, стройность изложения, привлекательность новой для бурят-
ской музыки разновидности жанра фортепианной музыки (ансамбль для двух фортепиано) пьесы «Степные напевы» Л. Санжиевой позволила занять ей должное место в учебно-педагогическом репертуаре фортепианных классов ДШИ в Улан-Удэ и в районах республики.
Вариации для двух фортепиано Л. Санжие-вой написаны в 2008 году, впервые прозвучали в Камерном зале Института музыки ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств в исполнении автора сочинения и И. А. Цыбиковой-Данзын, которой сочинение посвящено.
По строению произведение Л. Санжиевой представляет собой цикл из 12 вариаций. В 9 вариациях тема сохраняет свой рисунок («глинкин-ский» тип вариаций), а в 5, 11, 12 значительно преображается, вносятся новые элементы.
Тема вариаций - распевная мелодия в пента-тоническом ладе (пентатоника от тона d), однако звуки, составляющие тему, часто отстоят друг от друга на широкие интервалы (секста, квинта, септима), отчего теряется ощущение ангемитон-ности, тем более, что в мелодической линии нет движения по ангемитонному трихорду (главному носителю ощущения бесполутоновости), а кроме того, в сопровождении присутствуют звуки, дополняющие лад темы до натурального, а позже и гармонического d-moll. В итоге, в теме ощутимы черты современной лирической песенности.
Пример 5
Moderato
Тема излагается первым фортепиано на фоне широких фигураций, второе фортепиано сопровождает его широкими аккордами. 1-я вариация не вносит особых изменений - тема передается второму исполнителю, меняется рисунок фигураций. Во 2-й вариации к теме добавляются форшлаги, вновь меняется фигурация. В 3-й вариации исполнители меняются материалом сопровождения, без особых его изменений. 4-я вариация вносит подвижный элемент - фигурации восьмыми сменяются на движение шестнадцатых, тема переходит октавой ниже. Резкий контраст вносит 5-я вариация, построенная на репетициях тонов и созвучий, отчего приобретает несколько скерцозный характер. От темы в этой вариации остались лишь отдельные интонации, отчего 5-я вариация воспринимается как своего
рода «отступление» от основной линии варьирования образа темы. 6-я вариация воспринимается как возвращение настроения вариаций, предшествовавших 5-й. Некоторое усложнение характерно для 7-й вариации. В 8-й вариации появляется новая формула фактуры. То же можно сказать и о 9-й вариации.
Кульминацией цикла является 10-я вариация - одноголосие темы сменяется квинтоктав-ным и квартоктавным уплотнением с дублированием через две октавы (у первого фортепиано), а второе фортепиано, в фактуру партии которого входит тон/, дополняющий бестерцовые вертикали, поскольку является их терцовым тоном. 11-я вариация переносит «действие» в одноименную с главной тональность d-moll - светлый D-dur.
Пример 6
Тематически и фактурно эта вариация перекликается с 5-й - репетиции отдельных тонов и многозвучных вертикалей, некоторое сходство фактуры и, как в 5-й вариации, лишь отдельные интонации напоминают о теме. Заключительная 12-я вариация - это объемная двухчастная без-репризная по структуре пьеса, проводящаяся дважды и построенная на новой теме, подвижного, плясового характера, интонационно и ритмически не связанная с темой всего цикла, и лишь отдаленно с 5-й и 11-й вариациями, которые рез-
ко контрастируют с вариациями, где проводится исходная тема. 12-ю вариацию скорее можно считать кодой, тематически противопоставленной предыдущему. С исходной темой вариаций новую тему связывает пентатоническая ладовая основа -ангемитонная пентатоника d - е - g - а. Резко сменилась и фактура сопровождения - в партии второго фортепиано наблюдается «гитарная» формула (бас и опирающееся на него соответствующее созвучие). Вторая часть (кода) безрепризна, не содержит тематического материала и основана на
непрерывном движении фигураций. Отдельные репетиции тонов напоминают 5-ю и 11-ю вариации. Второе проведение двухчастной пьесы дано в сокращении. Заключительное двухтактовое аккордовое построение завершается glissando в обеих руках у обоих исполнителей.
Подводя итоги анализа цикла, приходим к выводу, что произведение Л. Санжиевой необычно по своей структуре, поскольку части, обозначенные автором как 5-я, 11-я, 12-я вариации, с темой цикла не связаны и могут быть рассмотрены как эпизоды (5-я), как переход к коде (11-я) и как кода (12-я). Таким образом, перед нами структура, содержащая в себе цикл вариаций на soprano ostinato, в который вторгаются разделы, не связанные с темой цикла.
Избрав для анализа показательные для фортепианного творчества Л. Н. Санжиевой произведения, можно прийти к выводу о том, что, во-первых, композитор обогатила жанровый круг музыки Бурятии в сфере фортепиано, написав
ансамбли для двух инструментов; во-вторых, Л. Н. Санжиева, хорошо чувствует специфику изложения для фортепиано, а в третьих, что является в данном случае очень важным, по складу своего мышления глубоко национальный композитор. Это складывается в умении Л. Н. Санжие-вой, не подражая фольклорному мелосу, находить свои мелодические образы как близкие узкообъемным бурятским народным напевам, так и в широкой интервалике в стиле композиторской песни Бурятии. Эти свои мелодии композитор сопровождает фактурой разнообразного склада, логично используя и тонально-функциональную аккор-дику, и вертикали нетерцового строения (чаще кварто-квинтового), находит и соответствующую трактовку традиционных форм. Таким образом, фортепианные сочинения Л. Н. Санжиевой являются ценным вкладом в музыкальное творчество Бурятии, поэтому востребованы и в концертной практике, и в учебных заведениях.
Литература
1. Буруева Э. В. Композитор и педагог Лариса Санжиева // Культурно-образовательное пространство: проблемы, тенденции, перспективы. - Улан-Удэ, 2011. - С. 58-64.
2. Гончикова Н. «В душе я пианистка» // Бурятия. - 2001. - 11 дек.
3. Куницын О. И. Бурятская музыкальная литература. - Улан-Удэ, 2007. - Вып. III. - С. 110-116.
4. Куницын О. И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. -1999. - 142 с.
5. Куницын О. И. Мелодии Ларисы Санжиевой // Бурятия. - 2008. - 7 мая.
6. Лазарева В. Санжиева Лариса Николаевна // Союз композиторов Республики Бурятия: к 60-летию со дня основания (1940-2000). - Улан-Удэ, 2000. - С. 89-93.
7. Петрунин А. Обаятельная первая женщина-композитор в Бурятии // Бизнес олзо. - 1999. - 2 апр. - С. 9.
References
1. Burueva E.V. Kompozitor i pedagog Larisa Sanzhieva [Composer and teacher Larisa Sanzhieva]. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: problemy, tendentsii, perspektivy [Cultural-educational space: Challenges, Trends, perspectives]. Ulan-Ude, 2011, pp. 58-64. (In Russ.).
2. Gonchikova N. "V dushe ia pianistka" [In my heart I am a pianist]. Buriatiia [Buryatia], 2001, December 11th. (In Russ.).
3. Kunitsyn O.I. Buriatskaia muzykal'naia literatura [Buryat musical literature]. Ulan-Ude, 2007, iss. III, pp. 110-116. (In Russ.).
4. Kunitsyn O.I. Vyrazitel'nye sredstva buriatskoi professional'noi muzyki [Expressive means of Buryat professional music]. Ulan-Ude, VSGAKI Publ., 1999.142 p. (In Russ.).
5. Kunitsyn O.I. Melodii Larisy Sanzhievoi [Ringtones Larissa Sanzhieva]. Buriatiia [Buryatia], 2008, May 7th. (In Russ.).
6. Lazareva V. Sanzhieva Larisa Nikolaevna [Sanzhieva Larisa Nikolaevna]. Soiuz kompozitorov Respubliki Buriatiia: K 60-letiiu so dnia osnovaniia (1940-2000) [Union of Composers of the Republic of Buryatia: the 60th anniversary of the founding (1940-2000)]. Ulan-Ude, 2000, pp. 89-93. (In Russ.).
7. Petrunin A. Obaiatel'naia pervaia zhenshchina-kompozitor v Buriatii [Charming first female composer in Buryatia]. Biznes olzo [Business olzo], 1999, April 2th, p. 9. (In Russ.).