Научная статья на тему 'Использование произведений искусства Бурятии на уроках музыки как средства развития нравственной сферы младших школьников'

Использование произведений искусства Бурятии на уроках музыки как средства развития нравственной сферы младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ / MODERN MUSIC EDUCATION / MORAL AREA OF YOUNGER STUDENTS / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / NATIONAL ART OF BURYATIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боркина Н. В., Сандабкина Т. Б.

В данной статье раскрываются возможности использования произведений искусства Бурятии на уроках музыки как эффективного средства развития нравственной сферы младших школьников. Специально отобранный и предлагаемый авторами музыкальный материал способствует развитию таких качеств, как доброта, любовь к Родине, родному краю, а также качеств личности сотрудничество, честь, достоинство, эмоционально-нравственная отзывчивость. Целенаправленное, систематическое приобщение школьников к музыкальному национальному искусству своего народа один из эффективных способов формирования нравственных качеств учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боркина Н. В., Сандабкина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical potential of Buryat art in the development of primary school children’s morality

In the article possibilities of using art works of Buryatia on music lessons as an effective mean of moral development of junior students are revealed. Specially selected and proposed by the authors musical materials contribute to the development of such qualities as kindness, love for the country, native land, as well as personal qualities like cooperation, honor, dignity, emotional and moral generosity. Well-targeted, systematic inclusion of schoolchildren to the musical national art is one of the effective ways of forming pupils’ moral qualities.

Текст научной работы на тему «Использование произведений искусства Бурятии на уроках музыки как средства развития нравственной сферы младших школьников»

II. ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

УДК 37.016:85 (517,614)

© Н. В. Боркина, Т. Б. Сандабкина

Педагогический потенциал искусства Бурятии в развитии нравственной сферы младших школьников

В данной статье раскрываются возможности использования произведений искусства Бурятии на уроках музыки как эффективного средства развития нравственной сферы младших школьников. Специально отобранный и предлагаемый авторами музыкальный материал способствует развитию таких качеств, как доброта, любовь к Родине, родному краю, а также качеств личности - сотрудничество, честь, достоинство, эмоционально-нравственная отзывчивость. Целенаправленное, систематическое приобщение школьников к музыкальному национальному искусству своего народа - один из эффективных способов формирования нравственных качеств учащихся.

Ключевые слова: современное музыкальное образования, нравственная сфера младших школьников, национально-региональный компонент, национальное искусство Бурятии.

N. V. Borkina, T. B. Sandabkina

The pedagogical potential of Buryat art in the development of primary school children's morality

In the article possibilities of using art works of Buryatia on music lessons as an effective mean of moral development of junior students are revealed. Specially selected and proposed by the authors musical materials contribute to the development of such qualities as kindness, love for the country, native land, as well as personal qualities like cooperation, honor, dignity, emotional and moral generosity. Well-targeted, systematic inclusion of schoolchildren to the musical national art is one of the effective ways of forming pupils' moral qualities.

Keywords: modern music education, moral area of younger students, national-regional component, national art of Buryatiya.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [5].

Развитие нравственной сферы младших школьников предполагает развитие добрых, искренних чувств как по отношению к себе, так и по отношению к людям и окружающему миру. «Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе - во всяком, кто его воспринимает, - сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству» [1]. В условиях общеобразовательной школы ребенок имеет возможность соприкоснуться со своей национальной культурой на уроках музыки.

Музыкальное образование в школе является

массовым, оно направлено на общекультурное и общемузыкальное развитие детей, обеспечивает гармоничное интеллектуальное и духовно-нравственное становление личности, приобщает учащихся к самому лучшему, доброму, что есть в человеке, учит слышать боль и радость другого, любить и быть отзывчивым. Важно отметить, что дети интуитивно чувствуют содержание музыки, понимают ее ритм, интонацию, поэтому учителю музыки необходимо в своей деятельности опираться на их жизненный опыт, развивать эмоциональное восприятие музыки, учить выражать свое отношение к ней, развивать умение анализировать произведение.

Для младшего школьника естественным является формирование базовых ценностей, таких как добро, дружба, любовь, семья, Родина, доброжелательность и отзывчивость. Дети в этом возрасте особенно любят музыку родного края. Они с большим удовольствием слушают музыкальные произведения о родной природе, чувствуют себя ее частью. Необходимо эту данность использовать в развитии нравственной сферы младших школьников.

Введение в содержание школьной программы национально-регионального компонента, целенаправленное, систематическое приобщение

Боркина Н. В., Сандабкина Т. Б. Использование произведений искусства Бурятии на уроках музыки как средства развития нравственной сферы младших школьников

школьников к музыкальному искусству своего народа - один из эффективных способов формирования нравственных качеств воспитуемых. Анализ действующей программы по музыке показал, что содержание предмета «Музыка», его тематическое построение предоставляет большие возможности для использования данного материала, начиная с первых шагов обучения. Это позволяет в качестве обязательной составляющей ввести в учебный процесс элементы национальной культуры и традиций, увязанные с бытом семьи, особенностями жизни социума. Дополнительное содержание органично вписывается в учебный процесс, обеспечивая многостороннее развитие личности с учетом особенностей этноса.

Дифференцированно организованный учебно-воспитательный процесс, включающий специально подобранный музыкальный материал, предполагает постановку определенных задач, имеющих педагогически заданную развивающую направленность: развивать в детях эстетическую потребность в музыке, их эстетические эмоции (эмоциональное и интеллектуальное отношение) средствами музыкального искусства. Это позволяет увлечь их музыкой бурятских композиторов, вызвать интерес к занятиям, сформировать устойчивый интерес к бурятскому музыкальному искусству.

Использование национального искусства Бурятии, произведений бурятских композиторов направлено на реализацию триединой дидактической цели, когда в ходе уроков и внеклассных мероприятий решается комплекс формирующих педагогических задач, в том числе:

- образовательных: знакомство с жанрами фортепианной музыки (колыбельная, лирическая протяжная, хороводная); расширение знаний о бурятских народных инструментах, народной музыке, ее связи с профессиональной музыкой; знакомство с творчеством бурятских композиторов, с основными средствами музыкальной выразительности;

- воспитательных: средствами «живого» общения с инструментальным искусством (оркестровым, фортепианным) активизировать чувство сопереживания, эмоциональной отзывчивости, любви к народной музыке; обогащать музыкальный опыт воспитуемых;

- развивающих: на материале музыкальных произведений бурятских композиторов развивать музыкальные и творческие способности учащихся: чувство музыкальной интонации, ладовое чувство (особенности пентатоники, раз-

личение эмоциональной окраски музыки, характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций), чувство ритма; формировать способность мотивированной оценки и другое.

Специально подобранный материал народного творчества, фортепианные пьесы бурятских композиторов полностью отвечают требованиям, предъявляемым к уроку музыки, так как эти произведения художественно-ценные; направлены на формирование нравственных качеств личности; образно-увлекательные; доступны детскому восприятию и близки по содержанию; соответствуют потребностям и интересам школьников в общении с прекрасным.

Отвечая требованию художественности, предлагаемый материал способствует накоплению разнообразных музыкальных впечатлений и тем самым позволяет формировать у детей интонационный опыт. Интонации бурятской музыки, основанные на пентатонике, становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А узнавание полюбившихся мелодий, интонаций вызывает у человека положительные эстетические эмоции, чувства, отзывчивость.

В практической деятельности учитель предлагает ребятам произведения искусства бурятских композиторов (Б. Ямпилов, С. Манжигеев,

A. Андреев и др.), художников (Г. И. Баженов,

B.Я. Гончар, Б.Д. Доржиев, А.С. Дугарова и др.), скульпторов (З. Д. Дугаров, С. Б. Бодиев, В. Д. Гатапов, Э. Д. Цыденов, Б. Д. Энкеев, М. Э. Эр-дынеев и др.). Это способствует осознанию школьниками своей принадлежности к национальной культуре Бурятии, к своему народу, что в свою очередь является одним из условий развития нравственной сферы младших школьников.

Нравственное развитие детей происходит посредством таких форм музыкальной деятельности, как слушание музыки, вокально-хоровая, музыкально-художественная деятельность. В вокально-хоровой деятельности внимание уделяется раскрытию нравственного потенциала хоровой деятельности, т.к. в процессе работы у детей воспитывается чувств товарищества, эм-патии [4]. Ведущие русские музыканты и педагоги В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, Н. А. Рим-ский-Корсаков, П. И. Чайковский, К. Д. Ушин-ский придавали огромное значение хоровому пению в общеобразовательных школах, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся, в развитии их уровня исполнительского мастерства и творческой самореализации, умении выражать и передавать содержание произведения, обогащая эмоциональный опыт.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

1 (4) /2014

Коллективная форма хорового исполнения является массовым и мощным по воспитательной силе, ценным средством нравственного воспитания школьников. К.Д. Ушинский говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к хорошему делу.

Национальная музыка развивает в детях чувство прекрасного, сюжеты народных песен помогают им совершенствовать отношение к людям, окружающему миру, поступать правильно, обрядовые народные песни вызывают уважение к старшим, к обычаям своего народа, в них пробуждается чувство принадлежности к своему народу, своей земле.

Отобранный музыкальный материал способствует развитию таких качеств, как доброта, любовь к Родине, родному краю, а также качеств личности - сотрудничество, честь, достоинство, эмоционально-нравственная отзывчивость. К нему относятся такие произведения бурятских композиторов как: «Гимн Бурятии», А. Андреев, сл. Д. Жалсараева; Ария Бумал-хана из оперы «Энхэ-Булат батор», М. Фролов; Ария Арюун Гоохон из оперы «Энхэ-Булат батор», М. Фролов; Адажио Красавицы Ангары, третье действие из балета «Красавица Ангара», Б. Ямпилов, Л. Книппер; «Соната для фортепиано», Ю. Ир-дынеев; «Песня о Байкале», Д. Шагдарон, сл. Д. Улзытуева; «Таежная земля», В. Усович, сл. А. Румянцева; поппури бурятских народных песен из сборника «Душа кочевника», Баттувшин; «Песня табунщика», Ч. Павлов, сл. М. Самбуева; «Сагаалган», «Ехор», «Улан-Удэ», В. Усович; «Ехор», «Бурятия», В. Малдаев.

На материале произведений бурятских композиторов основаны игровые упражнения, направленные на развитие у детей выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний. Например, под фортепианную пьесу Д. Шагдарон «Игра зайцев» ученикам начальных классов предлагается (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить воображаемую ситуацию. Такие упражнения ценны непосредственным включением учащихся в музыкально-творческую деятельность, так как учитель предлагает им передать эмоции, выразить собственное отношение к музыкальному образу, войти в роль определенного персонажа. Это позитивно влияет на обогащение школьников жизненными и музыкальными впечатлениями, которые, в свою очередь, не только стимулируют заинтересованное отношение детей к музыке, но и создают основу для включения воспитуемых в творчество, будят их творче-

скую активность. Такая работа воспитывает любовь к искусству бурятского народа, эмоциональную отзывчивость на народные и композиторские произведения, развивает эстетическое восприятие, интерес, формирует эстетическую оценку, вкус [3].

Необходимо отметить, что более эффективному воздействию на учащихся, активизации их музыкального восприятия, развитию интересов и потребностей школьников в общении с национальным искусством Бурятии способствует умение учителя применять и сочетать разнообразные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта обучаемых.

Систематическое приобщение учащихся к бурятскому музыкальному искусству путем «живого» выразительного общения с национальной музыкой способствует формированию более высокого уровня потребности, развитию устойчивого интереса, эмоциональной отзывчивости школьников. А, как известно, развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы учащихся, можно приобщить их к духовно-нравственной культуре, заложить ее основы и способствовать повышению ее уровня.

Знакомство с особенностями народной песни, с народными инструментами, фортепианными пьесами бурятских композиторов, логично вписываясь в тематическое построение школьной программы, отвечая ее принципам, требованиям, задачам, занимает в ней значительное место. При этом знакомство с особенностями музыкального искусства Бурятии способствует более эффективному формированию нравственного сознания учащихся.

Таким образом, в результате применения инноваций, связанных с внедрением в структуру учебной программы музыкального искусства Бурятии, развитие нравственной сферы школьников приобретает новое направление. Эта деятельность способствует формированию высоких нравственных чувств: любви к Родине, уважения старших, почитания родителей, бережного отношения к природе; потребности нравственного совершенствования своей личности, самовоспитания, формированию интересов, эстетических эмоций, вкуса. Поэтому сегодня школа должна принять во внимание сущностную природу искусства как мощного средства развития национального самопознания, осознания своей культурной национальной традиции и специфики, с одной стороны, а с другой, - межнациональной интеграции, глубокого эмоционального приобщения к духовным ценностям других культур и общечеловеческим идеалам.

Маланов И. А., Гомбоев Т. Б. Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации_

Литература

1. Лихачев Б. Т. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001. - 607 с.

2. Маланов И. А., Будаева Т. Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2001. - 148 с.

3. Пазников О. И., Боркина Н. В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013. - 176 с.: ил.

4. Сандабкина Т.Б. Формирование нравственных представлений младших школьников в процессе музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2013. - 26 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: Департамент общего образования Министерства образования и науки РФ, письмо от 19 апреля 2011 г. № 03-255 [Электронный ресурс] / URL: http://standart. edu.ru (Дата обращения 01 ноября 2014).

Боркина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования, музыкального образования и звукорежиссуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, e-mail: [email protected].

Сандабкина Туяна Баировна кандидат педагогических наук, учитель музыки МАОУ «Гимназия № 14» г. Улан-Удэ, e-mail:[email protected]

Borkina Natalya V., candidate of Education, associate professor, Department of Choral Condacting, Music Education and Sound Engineering, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, е-mail: [email protected]

Sandabkina Tuiana B., candidate of Education, teacher of Music, gymnasium № 14, Ulan-Ude, е-mail: [email protected].

УДК 37.013

© И. А. Маланов, Т. Б. Гомбоев

Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации

Статья посвящена обзору существующих в науке методологических подходов к управлению развитием региональной системы. Авторами рассмотрены концептуальные и содержательные аспекты основных подходов и принципов, определяющих основы управления региональной системой образования в условиях ее модернизации.

Ключевые слова: управление, региональная система образования, модернизация, развитие образования, методологические подходы

I. A. Malanov, T. B. Gomboev

Methodological researches on the development of regional management of the education system in the conditions of its modernization

The article is devoted to the review of the methodological approaches to management of regional system development existing in science. The authors consider conceptual and substantial aspects of the main approaches and the principles defining bases of management of a regional education system in the conditions of its modernization.

Keywords: management, regional system of education, modernization, development of education, methodological approaches.

На современном этапе развития общества проводится поэтапная модернизация образовательной деятельности, обусловленная необходимостью учета изменений в условиях рыночной экономики и направленная на повышение качества и эффективности управления системой образования. Она связана с внедрением концепции развития человеческого капитала и устойчивого роста социально-экономических систем.

Одной из характерных особенностей системы образования на современном этапе является ее динамизм. В этой связи осуществляется структурное преобразование системы образования России, зарубежных стран, проводится интен-

сивная модернизация образования, внедряются качественно новые формы и методы управления системой образования.

Модернизация осуществляется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Каждый отдельный регион характеризуется определенной степенью оригинальности и уникальности, выражающейся совокупностью факторов и условий, типичных именно для данной территории. Разработка и реализация программ и организационной системы мероприятий по формированию и развитию рыночной инфраструктуры региона позволяет региональным органам управления осуществлять единую поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.