Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала духовной музыки в условиях модульного обучения в общеобразовательной школе'

Реализация воспитательного потенциала духовной музыки в условиях модульного обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОНИТОРИНГ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / SACRED MUSIC / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / MODULAR TRAINING / CREATIVE SKILLS / MONITORING / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яненко Лариса Павловна

Духовная музыка как часть музыкальной культуры обладает огромным воспитательным потенциалом. Концепция художественного образования определяет стратегические направления государственной политики в области искусства и указывает на перспективы развития системы музыкального образования. Реализация концепции становится основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Воспитательный потенциал духовной музыки автор предлагает реализовывать посредством образовательной программы для 1-4 классов «Музыка. Духовность. Вечность» (факультативный курс), в состав которой входят восемь модулей. Важный компонент разработанной программы формирование творческих компетенций учащихся, среди которых представляется важным выделить совершенствование общих умений, вокально-хоровую деятельность, развитие музыкального слуха и вкуса, игру на музыкальных инструментах, полихудожественную деятельность, реализацию коммуникации. Согласно рассматриваемой программе, формирование основ духовно-нравственной культуры младшего школьника должно происходить с помощью применения средств музыкального искусства (например, посредством знакомства учащихся с творчеством отечественных и зарубежных композиторов авторов духовных музыкальных произведений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF SACRED MUSIC IN CONDITIONS OF MODULAR TRAINING AT A COMPREHENSIVE SCHOOL

The sacred music as a part of the musical culture has enormous educational potential. The conception of art education defines the strategic areas of the state policy in the field of art and considers the prospective development of the musical education system. Implementation of the conception is a basis for the spiritual renaissance of Russia, reinforcement of its status in the international community as a great power in the sphere of education, culture and art, development of human individuality, including socio-cultural and creative skills. The author suggests fulfillment of the educational potential of the sacred music by implementation of the educational program for 1 4 classes “Music. Spirituality. Eternity" (an optional subject), consisting of eight modules. An important component of the developed program is formation of creative competences of students, among which there are improvement of general skills, vocal and choral activities, development of ear and flair for music, playing musical instruments, multi-art activities, communication. According to the program, laying the foundations of moral and spiritual culture of junior schoolchildren should be carried out by the means of musical art (for example, by introducing the sacred musical works of domestic and foreign composers to students).

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала духовной музыки в условиях модульного обучения в общеобразовательной школе»

УДК 373.3:372.878 Яненко Лариса Павловна

соискатель кафедры истории и теории

музыкального образования

Таганрогского педагогического института

им. А.П. Чехова, учитель музыки лицея № 7 г. Таганрога

РЕАЛИЗАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Yanenko Larisa Pavlovna

PhD applicant, Subdepartment for History and Theory of Musical Education, Taganrog State Pedagogical Institute, Music teacher, Lyceum № 7, Taganrog

REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF SACRED MUSIC IN CONDITIONS OF MODULAR TRAINING AT A COMPREHENSIVE SCHOOL

Резюме:

Духовная музыка как часть музыкальной культуры обладает огромным воспитательным потенциалом. Концепция художественного образования определяет стратегические направления государственной политики в области искусства и указывает на перспективы развития системы музыкального образования. Реализация концепции становится основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Воспитательный потенциал духовной музыки автор предлагает реализовывать посредством образовательной программы для 1-4 классов «Музыка. Духовность. Вечность» (факультативный курс), в со-став которой входят восемь модулей. Важный компонент разработанной программы - формирование творческих компетенций учащихся, среди которых представляется важным выделить совершенство-вание общих умений, вокально-хоровую деятельность, развитие музыкального слуха и вкуса, игру на музыкальных инструментах, полихудожественную деятельность, реализацию коммуникации. Согласно рассматриваемой программе, формирование основ духовно-нравственной культуры младшего школьника должно происходить с помощью применения средств музыкального искусства (например, посредством знакомства учащихся с творчеством отечественных и зарубежных композиторов - авторов духовных музыкальных произведений).

Summary:

The sacred music as a part of the musical culture has enormous educational potential. The conception of art education defines the strategic areas of the state policy in the field of art and considers the prospective development of the musical education system. Implementation of the conception is a basis for the spiritual renaissance of Russia, reinforcement of its status in the international community as a great power in the sphere of education, culture and art, development of human individuality, including socio-cultural and creative skills.

The author suggests fulfillment of the educational potential of the sacred music by implementation of the educational program for 1 - 4 classes "Music. Spirituality. Eternity" (an optional subject), consisting of eight modules. An important component of the developed program is formation of creative competences of students, among which there are improvement of general skills, vocal and choral activities, development of ear and flair for music, playing musical instruments, multi-art activities, communication. According to the program, laying the foundations of moral and spiritual culture of junior schoolchildren should be carried out by the means of musical art (for example, by introducing the sacred musical works of domestic and foreign composers to students).

Ключевые слова:

духовная музыка, младший школьник, модульное обучение, творческие компетенции, мониторинг, духовно-нравственное воспитание, музыкальная культура.

Keywords:

sacred music, junior schoolchildren, modular training, creative skills, monitoring, spiritual and moral education, musical culture.

Проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника в процессе обучения связана с тремя основными факторами. Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» уровня усвоения окружающей действительности к ее научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках музыки, чтения, русского языка, а также в индивидуальных беседах и через формы внеклассной работы учителя [1, с. 17].

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой,учеников и учителя.

Начало обучения музыке в школе - новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются на уроках музыки в начальных

классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развиваются характер, воля.

В-третьих, в процессе обсуждения в современной школе проблемы становления программ обучения все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это прежде всего формирование духовно-нравственной личности, особенно на уроках гуманитарно-эстетического цикла. Конечно, и игровой, и трудовой виды деятельности также обладают такими возможностями, но учебная имеет в этом плане одно существенное преимущество - возможность целенаправленного формирования моральных и нравственных убеждений. Не случайно еще педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости «развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств - к радости, горю, одиночеству» [2].

На основании исследований психологов Л.И. Божович и А.А. Люблинской [3, с. 76], нами были выделены предпосылки формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников:

- достаточная физическая подготовленность детей к совершению действий добротворчества;

- выраженная готовность младших школьников к положительному восприятию и осмыслению явлений общественно-политической, экономической, трудовой жизни общества;

- достаточно высокий уровень грамотности поступающих в школу детей;

- информированность учащихся в вопросах нравственности и этики;

- повышенная реактивность и экспрессивность учащихся начальных классов, динамичность их поведения;

- рост нравственного самосознания младших школьников;

- потребность младших школьников в оценке своего поведения учителем, родителями, авторитетными взрослыми;

- повышенная эмоциональность младших школьников, отзывчивость к окружающему, любознательность;

- относительная самостоятельность, независимость и оптимизм учащихся младшего школьного возраста.

Для реализации воспитательного потенциала духовной музыки в соответствии с ФГОС нами была разработана программа для 1-4 классов «Музыка. Духовность. Вечность» (факультативный курс), важным компонентом которой является формирование творческих компетенций. К ним относятся:

- общие умения: умение сравнивать, обобщать, творчески мыслить, выразительно, эмоционально исполнять музыкальное произведение;

- вокально-хоровая деятельность: умение эмоционально исполнять мелодии знакомых песен, участвовать в хоровом пении, выражать голосом чувства;

- работа над развитием музыкального слуха и вкуса: умение производить анализ музыкального произведения, высказывать и доказывать свое личное отношение к музыкальным произведениям, понимать музыкальный образ произведения, чувствовать особенности композиторского стиля музыкального произведения;

- игра на музыкальных инструментах: умение импровизировать на простых детских музыкальных инструментах (бубне, металлофоне, ксилофоне, ложках и т. д.), передавать характер и настроение музыкального произведения в исполнении, ритмически исполнять партии в ансамбле на музыкальных инструментах;

- полихудожественная деятельность: умение передавать свои впечатления о прослушанном произведении в рисунках, выражать свое отношение к произведению в движении и т. д.;

- реализация коммуникации: умение доносить до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения, творчески интерпретировать полученные музыкальные впечатления, высказывать оценочные суждения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Программа «Музыка. Духовность. Вечность» построена по технологии модульного обучения с применением информационно-коммуникативных технологий и была апробирована на базе лицея № 7 города Таганрога в классах начальной школы, где основой содержания обучения является формирование целостного представления о духовной музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров.

Цель программы - формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников как части их музыкальной культуры, осознание художественной ценности произведений классической и духовной музыки, развитие творческих компетенций в разных видах музыкальной и полихудожественной деятельности.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

1) формирование нравственных качеств личности (трудолюбия, милосердия, отзывчивости, отношения к старшим и сверстникам);

2) приобретение знаний о духовной и классической музыке, вызов эмоционального отклика на музыкальные произведения, овладение знаниями о композиторах и жанрах духовной и классической музыки;

3) постижение способами музыкально-учебной деятельности компетенций (развитие музыкальных умений и навыков);

4) развитие музыкального восприятия разностилевой музыки младшими школьниками в слушательской и исполнительской деятельности;

5) активизация творческого потенциала в разных формах и видах художественно-творческой и музыкальной деятельности.

Содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Духовная музыка в жизни человека», «Библейские и античные сюжеты в музыке», «Мифы древнего мира», «Музыка в храме», «Образы святых», «Музыка Вселенной». Программа включает широкий диапазон музыкальных произведений как отечественных, так и зарубежных композиторов.

В результате изучения курса «Музыка. Духовность. Вечность» учащиеся младших классов должны знать:

- основные направления духовной музыки;

- изученные произведения разных стилей духовной музыки и их авторов;

- имена великих русских и зарубежных композиторов, наиболее известные их произведения;

уметь:

- творчески интерпретировать полученные музыкальные впечатления;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- приводить примеры любимых произведений, исполнять мелодии знакомых песен, участвовать в хоровом пении.

Программа состоит из восьми учебных модулей, каждый из которых включает в себя законченную тему или раздел. После изучения каждого модуля проводится зачет, включающий творческие задания,викторины и тесты.

Первый модуль «Духовная музыка в жизни человека» включает в себя следующие темы: «Откуда взялся наш мир?», «О сверхъестественном», «О Боге», «Поговорим о Библии». Каждый модуль включает музыкальный репертуар для слушания и пения.

В этом модуле младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как «мир», «красота», «творение», «вера», делятся своими размышлениями о мире, Боге. Кроме этого, учащиеся получают представление о творчестве выдающихся классических (Р. Щедрин, Р. Шуман, П. Чайковский) и видных современных (И. Лепешинский) композиторов, приобщаются к манере исполнения произведений духовной музыки, учатся исполнять духовные песни для детей.

В состав второго модуля «Древние обряды» входят следующие темы: «Путешествие в мир древних славян», «Тайные знаки славянских богов», «Иван Купала», «Колядки», «Масленица». Материал данного модуля позволит младшим школьникам расширить свои знания о жизни, обрядах и вере наших предков, а также познакомиться с творчеством таких композиторов, как И. Стравинский (балеты «Аполлон Мусагет», «Петрушка» (сцена Масленицы)), Н.А. Римский-Кор-саков (оперы «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством»). Материал дополнен иллюстративным рядом, видеоматериалом, содержащим фрагменты балетов и опер.

Третий модуль «Мифы древнего мира» представлен темами: «Что такое миф? ("На горе Парнас", "Флейта Пана")», «Славянские сказки и мифы (Миф о Перуне, о Снегурочке)», «Славянские мифы (сказка-былина "Садко")», «Фантастические образы (образы Бабы-яги, Кикиморы)».

Основными целями данного модуля являются развитие интереса учащихся к сказкам разных народов мира, древним былинам и мифам, к сказочным персонажам и героям. В результате бесед с учителем и одноклассниками о положительных и отрицательных персонажах сказок и мифов младшие школьники делают соответствующие выводы, помогающие им сформировать верное представление о категориях добра и зла. На этом этапе продолжается знакомство с творчеством русских и зарубежных композиторов. При разучивании песен, таких как «Веселый музыкант» А. Филиппенко, «Песенка Кащея» А. Казенина, детям предоставляется возможность «вжиться» в образ, перевоплотиться из одного сказочного персонажа в другой, что, несомненно, поспособствует повышению интереса к русским сказкам.

Четвертый модуль «Библейские и античные сюжеты в музыке» представлен темами: «Античные сюжеты в произведениях великих композиторов», «Библейские сюжеты в произведениях русских композиторов». Основными вопросами рассматриваемого модуля выступают изучение жанров музыкального искусства (оперы, балета), а также знакомство с произведениями С. Рахманинова, А. Архангельского, Д. Бортнянского. Певческий репертуар представлен фрагментами из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Пятый модуль «Образы святых» посвящен углублению знаний о православной культуре. В него включены темы: «Русские святые», «Пресвятая Троица», «Образ Матери в произведениях

светской и духовной музыки», «О святых людях». В третьем классе уже более подробно рассматриваются библейские сюжеты, понятия «икона», «святой», образы святых, запланированы беседы об их предназначении, о вере. На этой стадии духовно-музыкального обучения предусмотрено знакомство учащихся с творчеством П.Г. Чеснокова, И. Лепешинского. Духовную музыку школьники рассматривают в синтезе с храмовым искусством. Прослушивание произведений Ф. Шуберта «Аве Мария» и П.Г. Чеснокова «Мати Божия» направлено на формирование у детей чувства любви, уважения к маме и к своим близким.

Шестой модуль «Музыка в храме» предполагает изучение цикла тем, посвященных святыням, святым местам: «О храме», «О молитвах», «Об ангелах», «Об иконах». Учащиеся узнают о предназначении храмов, икон, о молитве и традициях ее исполнения. Например, до начала прослушивания небольшого фрагмента произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» перед учащимися ставится следующая задача - подобрать слова, которые передают чувства, возникшие при знакомстве с произведением (среди предполагаемых ответов - доброта, душевность, любовь к людям, простота; музыка может быть охарактеризована как печальная, близкая к сердцу каждого человека).

«Рождество Христово», «Крещение Господне», «Пасха», «Святая Троица» (Пятидесятница) -такие темы содержит в себе седьмой модуль, который называется «Христианские праздники». Учитель рассказывает детям о том, какие праздники существуют, к каким событиям они приурочены (историю происхождения) и как православные христиане отмечают эти праздники сегодня. Основные музыкальные произведения данного модуля - «Рождество Христово» П. Синявского, «Христос рождается» А. Алемановой, «Христос Воскрес» Ц. Кюи, «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Благость Бога миром правит» В. Моцарта, «Пасхальные часы» П.Г. Чеснокова.

Заключительный модуль в программе - «Музыка Вселенной» - призван убедить детей в многообразии существующей музыки. Именно на достижение этой цели направлено изучение тем, составляющих данный модуль: «Музыка вокруг нас», «Музыка разных планет», «Звуки космоса». Основным композитором данного этапа становится С.В. Рахманинов, а также предлагается ознакомить детей с музыкальными произведениями некоторых современных композиторов.

Мониторинг качества музыкальных знаний учащихся осуществляется с помощью программы «MyTest», которая позволяет быстро и качественно оценить знания и художественные предпочтения ребенка.

«MyTest» - это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа «MyTest» работает с девятью типами заданий: одиночный выбор; множественный выбор; установление порядка следования; установление соответствия; указание истинности или ложности утверждений; ручной ввод чисел; ручной ввод текста; выбор места на изображении; перестановка букв.

Исходя из специфики предмета «Музыка», нами были выбраны задания, которые, на наш взгляд, наиболее понятны и доступны детям младшего школьного возраста. Создавая один тест, учитель может использовать один или несколько видов заданий и вправе сам выбирать типы заданий в зависимости от целей тестирования. С помощью программы «MyTest» организуется как локальное, так и сетевое тестирование.

Приведем примеры заданий, используемых для контроля знаний учащихся в процессе или по окончании изучения определенного модуля:

- сопоставить имена композиторов с названием созданного ими музыкального произведения (во втором классе при изучении темы «Библейские и античные сюжеты в музыке»);

- отгадать правильное название христианского праздника (тема - «Христианские праздники», тип задания - перестановка букв);

- выбрать музыкальные произведения, написанные П.И. Чайковским (во время изучения биографии и творческого пути композитора).

Таким образом, с помощью системы тестирования «MyTest» учитель может быстро и качественно в игровой форме оценить каждого учащегося.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реализация программы «Музыка. Духовность. Вечность», построенной по технологии модульного обучения, в общеобразовательной школе призвана способствовать развитию нравственных качеств, творческих компетенций обучающихся, формированию представления о художественной ценности духовной и классической музыки, которая несет огромный воспитательный потенциал, что в целом помогает формированию духовно-нравственной культуры каждого школьника как части его музыкальной культуры.

Ссылки:

1. Соловьев В.С. Сочинения : в 2 т. М., 1989. С. 17-20.

2. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. С. 32.

3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. С. 76-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.