Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы'

Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
549
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / КОМПОЗИТОР С. М. СЛОНИМСКИЙ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ / УРОКИ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / MUSIC FOR CHILDREN / COMPOSER S. SLONIMSKY / PROGRAMS ON TEACHING THE MUSIC / MUSICAL LESSONS AT SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Анастасия Владимировна

Одна из центральных позиций концепции Д. Б. Кабалевского связана с тезисами о «доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки» и о «необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьника». Такой, по мнению автора, является музыка современного петербургского композитора С. М. Слонимского. Целью данного исследования является анализ современных рабочих программ по музыке в общеобразовательной школе в контексте использования в них произведений этого композитора. На сегодняшний день имеется ряд программ по изучению музыки в школе, которые можно разделить на несколько групп: программы в рамках концепции Д. Б. Кабалевского (в частности, к ним относится программа Э. Б. Абдуллина); модернизированные программы (Л. В. Школяр, с усилением творческого компонента; Е. Д. Критской, с усилением фольклорного и духовного компонентов; В. В. Алеева, с углублением связей музыки с жизненными явлениями; Т. В. Челышевой, с опорой на образовательный проект «Перспективная начальная школа»); альтернативные (Ю. Б. Алиева, с усилением деятельностного компонента); интегрированные (полихудожественные): М. С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», Б. П. Юсова «Живой мир искусства», Н. А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» и др. Последовательное изучение содержания всех вышеперечисленных программ позволило сделать вывод о том, что упоминание произведений С. М. Слонимского в большинстве данных программах отсутствует. На основании проведенных ранее исследований автором сделано заключение, что творчество С. М. Слонимского может быть рекомендовано к использованию на уроках музыки в начальной школе в качестве учебного материала. Выбор музыкальных произведений С. М. Слонимского осуществлялся исследователем на основе программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Автором разработаны предложения по включению различных произведений С. Слонимского в учебный материал уроков музыки для учащихся 1-4-х классов в общеобразовательной школе по указанной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approaches to the Use of Pieces by Sergei Slonimsky for Musical Lessons at Junior Grades of a Secondary School

One of the central positions of Dmitry B. Kabalevsky’s concept is associated with the thesis of the “accessibility to the pupils of the primary school age of the highest samples of classical music” and the “need of upbringing on these samples the spiritual world of school children”. Such is, according to the author, the music by St. Petersburg composer Sergei M. Slonimsky. The aim of this study is to analyze contemporary programs in teaching the music at a secondary school in the context of the use of the pieces by Slonimsky. Now there are programs for teaching music at school, that can be classified in several groups: Programs under Kabalevsky’s concept (Abdullin’s program belongs to them); Modernized programs (Liudmila V. Schkolyar with increased creative component; Elena. D. Kritskaya with strengthening of folklore and spiritual components; V. Aleev with deepening relations of music with life events; T. Chelysheva relying on the educational project “Prospective elementary school”); Alternative programs (Y. Aliyev with strengthening of the activity component); Integrated (poly-art) programs: M. Krasilnikova “To the tops of musical art”, B. Yusov “Live World of Art”, N. Terentyeva “Music. Musical and aesthetic education” and others. Sequential study of the content of all the mentioned above programs led to the conclusion that there are no references to the works by S. Slonimsky in most of these programs. Based on the research conducted by the author in the earlier articles pieces by S. Slonimsky are to be recommended for the use during music lessons at primary school as a teaching material. The choice by the researcher of music by S. Slonimsky is based on the program “Music. Primary School” (by E. Kritskaya, G. Sergeeva, T. Shmagina), recommended by the Ministry of Education and Science of Russian Federation. In this program, there is no regulation in the use of the musical material in topics, lessons. So, topics only determine the general direction in the work of a teacher-musician and the key moments in the formation of musical culture of pupils. Their expression can be found in the creation of specific scenarios of musical lessons, taking into account the general and musical development of each class with the variability of a teacher’s approach to planning musical lessons. The author makes proposals for the integration of various musical composition by S. Slonimsky in musical lessons for pupils of the 1-4 grades at secondary school based on this program.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы»

9. Sotsiokul'tumyy fenomen detstva [Socio-cultural phenomenon of childhood]. Ed. R.A. Litvak, M.E. Duranov. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2013. 355 р. (In Russ.).

10. Shvachko E.V. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo preodoleniya sotsial'noy apatii studencheskoy molodezhi [Recreational Activities as a means of overcoming social apathy of student's youth]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2012. 190 р. (In Russ.).

11. Yudina A.I. Faktory vliyaniya na sotsializatsiyu podrostkov v usloviyakh trudnoy zhiznennoy situatsii [Factors of influence on socialization of teenagers in the conditions of the difficult life situation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 24, pp. 231-243. (In Russ.).

УДК 373.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕРГЕЯ СЛОНИМСКОГО НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Попова Анастасия Владимировна, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: malena5693@rambler.ru

Одна из центральных позиций концепции Д. Б. Кабалевского связана с тезисами о «доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки» и о «необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьника». Такой, по мнению автора, является музыка современного петербургского композитора С. М. Слонимского. Целью данного исследования является анализ современных рабочих программ по музыке в общеобразовательной школе в контексте использования в них произведений этого композитора.

На сегодняшний день имеется ряд программ по изучению музыки в школе, которые можно разделить на несколько групп:

- программы в рамках концепции Д. Б. Кабалевского (в частности, к ним относится программа Э. Б. Абдуллина);

- модернизированные программы (Л. В. Школяр, с усилением творческого компонента; Е. Д. Критской, с усилением фольклорного и духовного компонентов; В. В. Алеева, с углублением связей музыки с жизненными явлениями; Т. В. Челышевой, с опорой на образовательный проект «Перспективная начальная школа»);

- альтернативные (Ю. Б. Алиева, с усилением деятельностного компонента);

- интегрированные (полихудожественные): М. С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», Б. П. Юсова «Живой мир искусства», Н. А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» и др.

Последовательное изучение содержания всех вышеперечисленных программ позволило сделать вывод о том, что упоминание произведений С. М. Слонимского в большинстве данных программах отсутствует. На основании проведенных ранее исследований автором сделано заключение, что творчество С. М. Слонимского может быть рекомендовано к использованию на уроках музыки в начальной школе в качестве учебного материала.

Выбор музыкальных произведений С. М. Слонимского осуществлялся исследователем на основе программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки.

Автором разработаны предложения по включению различных произведений С. Слонимского в учебный материал уроков музыки для учащихся 1-4-х классов в общеобразовательной школе по указанной программе.

Ключевые слова: музыка для детей, композитор С. М. Слонимский, рабочие программы по музыке, уроки музыки в общеобразовательной школе.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE USE OF PIECES BY SERGEI SLONIMSKY FOR MUSICAL LESSONS AT JUNIOR GRADES OF A SECONDARY SCHOOL

Popova Anastasiya Vladimirovna, Postgraduate, Department of Musical Upbringing and Education, State Pedagogical University of Russia named after A.I. Herzen (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: malena5693@rambler.ru

One of the central positions of Dmitry B. Kabalevsky's concept is associated with the thesis of the "accessibility to the pupils of the primary school age of the highest samples of classical music" and the "need of upbringing on these samples the spiritual world of school children". Such is, according to the author, the music by St. Petersburg composer Sergei M. Slonimsky. The aim of this study is to analyze contemporary programs in teaching the music at a secondary school in the context of the use of the pieces by Slonimsky.

Now there are programs for teaching music at school, that can be classified in several groups:

- Programs under Kabalevsky's concept (Abdullin's program belongs to them);

- Modernized programs (Liudmila V. Schkolyar with increased creative component; Elena. D. Kritskaya with strengthening of folklore and spiritual components; V. Aleev with deepening relations of music with life events; T. Chelysheva relying on the educational project "Prospective elementary school");

- Alternative programs (Y. Aliyev with strengthening of the activity component);

- Integrated (poly-art) programs: M. Krasilnikova "To the tops of musical art", B. Yusov "Live World of Art", N. Terentyeva "Music. Musical and aesthetic education" and others.

Sequential study of the content of all the mentioned above programs led to the conclusion that there are no references to the works by S. Slonimsky in most of these programs. Based on the research conducted by the author in the earlier articles pieces by S. Slonimsky are to be recommended for the use during music lessons at primary school as a teaching material.

The choice by the researcher of music by S. Slonimsky is based on the program "Music. Primary School" (by E. Kritskaya, G. Sergeeva, T. Shmagina), recommended by the Ministry of Education and Science of Russian Federation. In this program, there is no regulation in the use of the musical material in topics, lessons. So, topics only determine the general direction in the work of a teacher-musician and the key moments in the formation of musical culture of pupils. Their expression can be found in the creation of specific scenarios of musical lessons, taking into account the general and musical development of each class with the variability of a teacher's approach to planning musical lessons.

The author makes proposals for the integration of various musical composition by S. Slonimsky in musical lessons for pupils of the 1-4 grades at secondary school based on this program.

Keywords: music for children, composer S. Slonimsky, programs on teaching the music, musical lessons at secondary school.

Музыка во все времена была и остается самым сильным среди всех видов искусства по прямому эмоциональному воздействию на человека. Музыка помогает воспитать в детях отзывчивость,

доброту, чуткость в отношении к окружающим, сформировать нравственно-эстетический идеал. Кроме того, в условиях неуклонного роста общей заболеваемости детей и подростков, повышается

значимость уроков музыки в общеобразовательной школе для духовного и физического оздоровления школьников средствами искусства [3].

В 1977 году была опубликована экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ, разработанная Д. Б. Кабалевским и его коллегами на основе концепции массового музыкального образования. Одна из центральных позиций этой концепции Д. Б. Кабалевского связана с тезисами о «доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки» и о «необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьника» [4].

Такой музыкой, на наш взгляд, и является музыка современного петербургского композитора С. М. Слонимского. Творчество С. М. Слонимского включает множество разнообразных произведений, написанных автором специально для детей. Фортепианные пьесы этого замечательного композитора давно вошли в репертуар учащихся музыкальных школ, однако в общеобразовательных школах на уроках музыки практически не используются [8; 9].

Музыка С. Слонимского, необычайно смелая, интересная, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам, как правило, нравится детям, чьи уши еще открыты к восприя-

тию свежих терпких гармоний и нерегулярной метроритмики его произведений. Поэтому целью данного исследования является анализ современных рабочих программ по музыке в общеобразовательной школе в контексте использования в них произведений С. М. Слонимского.

Программы по изучению музыки в школе можно разделить на несколько групп:

- программы в рамках концепции Д. Б. Кабалевского (например, программа Э. Б. Абдуллина);

- модернизированные программы (Л. В. Школяр, с усилением творческого компонента; Е. Д. Критской, с усилением фольклорного и духовного компонентов; В. В. Алеева, с углублением связей музыки с жизненными явлениями; Т. В. Челышевой, с опорой на образовательный проект «Перспективная начальная школа»);

- альтернативные (Ю. Б. Алиева, с усилением деятельностного компонента);

- интегрированные (полихудожественные): М. С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», Б. П. Юсова «Живой мир искусства», Н. А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» и др. [1; 2; 6; 7].

Для сравнения в табл. 1 представлены общие контуры структуры программ по музыке для 1-4-х классов общеобразовательной школы (1-3-х - в программе Д. Б. Кабалевского).

Таблица 1

Структура программ по музыке для 1-4-х классов общеобразовательной школы

(темы основных разделов)

Название и авторы программы Рубрики, разделы Жанры для иллюстративного материала

«Музыка» для 1-3-х классов начальной школы общеобразовательных учреждений. Д. Б. Кабалевский 1-й класс: I четверть «"Три кита" в музыке - песня, танец и марш». II четверть «О чем говорит музыка?». III четверть «Куда ведут нас "три кита"?». IV четверть «Что такое музыкальная речь?». 2-й класс: I четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». II четверть «Интонация». В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов. Нет жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса

Продолжение табл. 1

Название и авторы программы Рубрики, разделы Жанры для иллюстративного материала

III четверть «Развитие музыки». IVчетверть «Построение (формы) музыки». 3-й класс: I четверть «Музыка моего народа». II четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». III четверть «Между музыкой разных народов мира нет непере-ходимых границ». IV четверть «Композитор - исполнитель - слушатель»

Программа по музыке. 1-4-й классы. Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова 1-й класс: Первое полугодие «Музыка вокруг нас». Второе полугодие «Музыка и ты». 2-й класс: I четверть «"Три кита" в музыке - песня, танец и марш». II четверть «О чем говорит музыка?». III четверть «Куда ведут нас "три кита"?». IV четверть «Что такое музыкальная речь?». 3-й класс: I четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». II четверть «Интонация». III четверть «Развитие музыки». IV четверть «Построение (формы) музыки». 4-й класс: Первое полугодие «Музыка моего народа». Второе полугодие «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса

Рабочая программа по музыке. 1-4-й классы. Л. В. Школяр, В. О. Усачёва 1-й класс: «Как можно услышать музыку?». 2-й класс: «"Три кита" в музыке - песня, танец и марш», В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов.

Продолжение табл. 1

Название и авторы программы Рубрики, разделы Жанры для иллюстративного материала

«О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас "три кита"?», «Что такое музыкальная речь?». 3-й класс: «Путешествие на родину русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Русский романс». 4-й класс: «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непере-ходимых границ» Музыкальные произведения распределены по темам уроков, по видам деятельности: Слушание; Пение

Рабочая программа по музыке для 1-4-х классов. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагин 1-й класс: «Образ Родины в музыке», «Народные праздники и традиции». 2-4-й классы: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов, церковная музыка. Музыкальные произведения распределены по темам уроков

Музыка. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 1-4-й классы. В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 1-й класс: «Музыка, музыка всюду нам слышна». 2-й класс: «Музыкальная прогулка». 3-й класс: «О чем рассказывает музыка?». 4-й класс: «Музыкальное путешествие» В репертуар программы входит народная музыка, произведения композиторов-классиков русских и зарубежных, музыка современных композиторов. Музыкальные произведения распределены по темам уроков, по видам деятельности: Слушание; Пение

Программа. Музыка. 1-8-й классы. Под ред. Ю. Б. Алиева. Ю. Б. Алиев, B. К. Белоборо-дова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, C. Л. Старобин-ский 1-й класс: Тема года: «Музыка рассказывает 0 жизни». 1 четверть «Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка». II четверть «Музыка о доме», «Музыкальные портреты», «Детские игры, танцы». III четверть «Музыка о животных». IV четверть «Сказка в музыке». 2-й класс: Тема года: «Выразительные возможности музыки». I четверть «Музыка изобразительная». II четверть «Музыка выразительная». III четверть «Кто исполняет музыку?». IV четверть «Кто исполняет музыку?». В репертуар программы входит народная музыка, произведения композиторов-классиков русских и зарубежных, музыка современных композиторов. Музыкальные произведения распределены по темам, по видам деятельности: Слушание; Пение; Движения под музыку (Игра. Танец. Упражнение)

Продолжение табл. 1

Название и авторы программы Рубрики, разделы Жанры для иллюстративного материала

3-й класс: Тема года: «Музыкальные формы и жанры». I четверть «Малые формы инструментальной и вокальной музыки». II четверть «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов». III четверть «Музыка в балете». IV четверть «Опера, оперные голоса». 4-й класс: Темы года: «Русская народная музыка» и «Музыкальная жизнь страны». I четверть «Русская народная песня», «Оркестр русских народных инструментов» II четверть «Использование русской народной песни в творчестве композиторов». III четверть «Музыкальная жизнь страны». IV четверть «Музыкальная жизнь страны» (продолжение)

Музыка. «Планета знаний». 1-4-й классы. Т. И. Бакланова 1-й класс: «Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ». 2-й класс: «В сокровищнице Волшебницы музыки», «Встреча с великими композиторами», «В стране музыкальных инструментов. В певческой стране». 3-й класс: «В концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее». 4-й класс: «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки», «Музыкальное путешествие от Руси до Руси», «В гостях у народов России», «Музыкальное путешествие по России XX века» В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов. Музыкальные произведения распределены по темам, по видам деятельности: Слушание; Пение; Исполнение на музыкальных инструментах; Упражнения; Рисование. Иллюстративный материал: репродукции картин с изображением природы

Музыка. К вершинам музыкального искусства. Программа. 1-4-й классы М. С. Красильни-кова, О. Н. Яш-молкина, О. И. Нехаева 1-й класс: Тема года: «Мир музыкальных образов». I четверть «Образы песенной, танцевальной и маршевой музыки». II четверть «О чем говорит музыка?». III четверть «Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете». IVчетверть «Как говорит музыка?». В репертуар программы входит народная музыка, произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, музыка современных композиторов. Музыкальные произведения распределены по темам уроков. Иллюстративный материал: Аудио- и видеозаписи опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России;

Окончание табл. 1

Название и авто- Рубрики, разделы Жанры для иллюстративного материала

ры программы

2-й класс: Тема года: «Мир музыкальных исто- Репродукции картин и тексты литератур-

рий». ных произведений, привлекаемых для

I четверть изучения отдельных тем программы

«Введение в тему года».

II четверть

«Симфония как целостная музыкальная история».

III четверть

«Опера как целостная музыкальная история».

IV четверть

«Симфония как целостная музыкальная история»

(продолжение).

3-й класс: Тема года: «Как устроено крупное му-

зыкальное произведение».

I четверть

«Родство контрастных тем-образов в симфониче-

ской сюите и кантате».

II четверть

«Контраст и единство тем-образов в симфонии».

III четверть

«Контраст и единство образов в опере».

IV четверть

«Контраст и единство тем-образов в фортепианном

цикле и симфонической фантазии».

4-й класс: Тема года: «Мир музыки моего народа».

I четверть

«Художественный мир лирико-эпической оперы

Н. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом

граде Китеже и деве Февронии"».

II четверть

«Художественный мир эпической симфонии. Сим-

фония № 2 ("Богатырская") А. Бородина».

III четверть

«Художественный мир лирико-драматической опе-

ры П. И. Чайковского "Пиковая дама"».

IV четверть

«Традиции музыкальной культуры моего народа»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последовательное изучение содержания всех вышеперечисленных программ позволило сделать вывод о том, что упоминания произведений С. М. Слонимского в большинстве данных программ, к сожалению, отсутствуют. Однако есть и исключения из этого правила.

В рабочей программе по музыке для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений авторов В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак в разделе «Лирические страницы советской музыки» рекомендуется для слушания музыки избрать

романс С. Слонимского на стихи А. Ахматовой «Я недаром печальной слыву...».

В рабочей программе Ю. Б. Алиева с соавторами для 1-го класса в четвертой четверти в разделе «Сказка в музыке» предлагается для слушания музыки и движения под музыку использовать «Марш Бармалея» С. Слонимского.

В авторской программе «Музыка. 1-4-й классы» Челышевой Т. В. и Кузнецовой В. В., а также в УМК «Перспективная начальная школа» в разделе «Сказка в музыке» используется пьеса

С. Слонимского «Дюймовочка» из цикла детских пьес для фортепьяно, а также пьеса «Мультфильм с приключениями» - с целью знакомства детей с трёхчастной формой.

В примерную рабочую программу учебного предмета «Музыка», одобренную Министерством образования РФ, в список произведений для инструментального музицирования в 3-м классе включено «Веселое рондо» С. Слонимского. Кроме того, в некоторых программах дополнительного музыкального образования рекомендуется к использованию фортепианная пьеса С. Слонимского «Колокола».

Для выявления потенциала творчества С. М. Слонимского и более широкого его применения на занятиях музыкой в общеобразовательной школе нами был проведен констатирующий эксперимент. Целью эксперимента являлось проведение проверки эмоциональной отзывчивости младших школьников на незнакомые им произведения С. М. Слонимского [5].

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что музыка С. М. Слонимского обладает высоким эмоциональным воздействием на детей школьного возраста и вызывает у них большой интерес, подтвердилась. Мы пришли к выводу, что творчество С. М. Слонимского может быть рекомендовано к использованию на уроках музыки в начальной школе в качестве учебного материала.

Выбор музыкальных произведений осуществлялся на основе широко распространенной программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки [6].

Темы в данной программе определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся. Своё выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки, с учётом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий. Поэтому мы рассматриваем возможности включения произведений С. Слонимского в уроки

музыки в общеобразовательной школе, которые проводятся по данной программе [8; 9].

Основная тема первого полугодия программы 1-го класса - «Музыка вокруг нас».

«Три кита» - песня, танец, марш - три основные сферы музыки, по Д. Б. Кабалевскому. Положенные в основу музыкальных занятий в общеобразовательной школе, «Три кита» дают ряд совершенно очевидных преимуществ на первых же уроках в первом классе. Восприятие музыки у первоклассников становится активно-творческим, аналитическим. Ведь учитель предлагает им послушать не «песню», не «марш», не «танец», а музыку вообще. Школьники должны сами услышать и определить характер этой музыки и принадлежность ее к одной из трех основных сфер. Для этого ученикам, по нашему мнению, можно предложить следующие произведения С. Слонимского:

• песня - «Ночевала тучка золотая» на стихи М. Ю. Лермонтова;

• танец - «Полька»;

• марш «Марш зайцев» из фортепианного цикла «Три лесные истории».

В разделе «Музыка и ты» программы для 1-го класса школьники постигают своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Здесь мы предлагаем для прослушивания в разное время три пьесы С. Слонимского - «Дюймовочка», «Мультфильм с приключениями» и «Пасмурный вечер». Ученики должны почувствовать атмосферу сказки и поделиться своими впечатлениями, а может быть, даже нарисовать возникшие в воображении картинки.

Далее рассмотрим программу 2-го класса. В разделе «Россия - Родина моя» ученики в процессе знакомства с музыкальными образами родного края изучают песенность как отличительную черту русской музыки. Здесь предлагается в качестве музыкального материала использовать «Северную песню» С. Слонимского.

В разделе «День, полный событий» отражается мир ребенка в музыкальных интонациях и образах. Для изучения данного раздела наряду с детскими пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева прекрасно подходит «Вальс Золушки и принца» из цикла «Две пьесы по сказке Шарля Перро» для фортепиано в 4 руки.

Знакомство учащихся с колокольными звонами России в разделе «О России петь - что стремиться в храм», по нашему мнению, можно осуществить, прослушав пьесу С. Слонимского «Колокола».

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» посвящен знакомству школьников с народной музыкой, этот раздел присутствует в программах для 2-4-х классов. Основные темы для уроков музыки по данному разделу во 2-м классе:

• Оркестр русских народных инструментов;

• Вариации в русской народной музыке;

• Музыка в народном стиле;

• Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны.

В качестве музыкального материала здесь предлагается «Праздничная музыка» С. Слонимского для балалайки, ложек и оркестра.

Этот же раздел программы в 3-м классе посвящен жанру былины. Ученики знакомятся с певцами-гуслярами, изучают образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Пьеса С. Слонимского «Похищение Василисы Прекрасной» замечательно подходит в качестве музыкального материала.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» программы для 4-го класса продолжает изучение народной музыки, его основные темы:

• Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов;

• Интонационная выразительность народных песен;

• Музыкальные инструменты России;

• Оркестр русских народных инструментов;

• Вариации в народной и композиторской музыке;

• Праздники русского народа.

Школьники могут почувствовать атмосферу русского народного праздника, прослушав «Симфониетту» С. Слонимского.

Далее продолжим рассмотрение программы для 4-го класса. В Разделе «Россия - Родина моя» изучается общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. В качестве иллюстрационного материала здесь прекрасно подойдет «Деревенский вальс» С. Слонимского.

В разделе «День, полный событий» для 4-го класса, посвященном музыкально-поэтическим образам А. С. Пушкина, можно использовать песню С. Слонимского «Зимняя дорога» на стихи великого русского поэта.

Раздел «В музыкальном театре» знакомит школьников с линиями драматургического развития в опере. Романс «Волны лазурные бьются о скалы» из оперы-баллады «Мария Стюарт» С. Слонимского поможет им в этом.

В разделе «В концертном зале» планируется изучение различных жанров вокальной, фортепианной и симфонической музыки, знакомство с инструментами симфонического оркестра. Для этого, на наш взгляд, подходит «Песня русалки» для квартета арф, а также необыкновенно красивое и мелодичное «Интермеццо памяти Брамса» С. Слонимского.

Таким образом, исследование произведений С. Слонимского показывает, что детские пьесы композитора написаны в богатейших традициях современной русской музыки. Слонимскому удалось создать свой неповторимый мир детской музыки, наполненный яркими индивидуальными образами. Поэтому, по нашему мнению, различные произведения этого композитора можно рекомендовать широко использовать на уроках музыки в младших классах средней школы в рамках программы Е. Д. Критской с соавторами.

Литература

1. Алиев Ю. Б. Концепция музыкального образования школьников [Электронный ресурс]. - URL: http://www. studfiles.ru/preview/1763503 (дата обращения: 04.05.2016).

2. Волчегорская Е. Ю. Личностно-ориентированное эстетическое воспитание в начальной школе: моногр. -М.: Компания Спутник+, 2007. - 159 с.

3. Евсюкова Ю. Экология музыки как актуальная проблема современного языкознания [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rostcons.rU/assets/almanac/2012_1/2/evsyukova.pdf (дата обращения: 28.03.2016).

4. Музыка. Программа общеобразовательных учреждений / под рук. Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

5. Попова А. В., Черная М. Р. Фортепианные пьесы Сергея Слонимского на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 34. - С. 227-232.

6. Программа «Музыка. Начальные классы» / сост.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.

7. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Начальные классы: 1-4-й классы. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.

8. Сергей Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.compozitor.spb.ru/our_autors/interview/sergey-slonimsky.php (дата обращения: 15.04.2016).

9. Слонимский С. М. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом. Тетрадь 1. - СПб.: Композитор, 1993. -40 с.

10. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / ред.: Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, В. О. Усачева. - М.: ФЛИНТА-НАУКА, 1999. - 336 с.

References

1. Aliev Y.B. Kontseptsiya muzykal'nogo obrazovaniya shkol'nikov [The concept of musical education of school children]. (In Russ.). Available at: http://www.studfiles.ru/preview/1763503 (accessed 04.05.2016).

2. Volchegorskaya E.Y. Lichnostno-orientirovannoe esteticheskoe vospitanie v nachal'noy shkole: monografiya [Personally-oriented aesthetic education at primary school: a monograph]. Moscow, Kompania Sputnik+ Publ., 2007. 159 p. (In Russ.).

3. Evsyukova Y. Ekologiya muzyki kak aktual'naya problema sovremennogo yazykoznaniya [Ecology of music as an actual problem of modern linguistics]. (In Russ.). Available at: http://www.rostcons.ru/assets/almanac/2012_1/2/ evsyukova.pdf (accessed 28.03.2016).

4. Muzyka. Programma obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Music. Program of educational institutions]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007. 224 p. (In Russ.)

5. Popova A.V. Fortepiannye p'esy Sergeya Slonimskogo na uroke muzyki v mladshikh klassakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Piano pieces by Sergei Slonimsky during the lessons of music at junior secondary school]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kemerovo State University of culture and art], 2016, no. 34, pp. 227-232. (In Russ.).

6. Programma "Muzyka. Nachal'nye klassy" [The program "Music. Primary grades"]. Ed. E.D. Kreetskaya, G.P. Sergeeva, T.S. Shmagina. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007. 128 p. (In Russ.).

7. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: Muzyka. Nachal'nye klassy: 1-4-y klassy [Programs of educational institutions: Music: Primary classes: grades 1-4]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007. 160 p. (In Russ.).

8. Sergey Slonimskiy. Fortepiannye tsykly dliya detey i yunoshestva [Piano cycles for children and youth]. (In Russ.). Available at: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/interview/sergey-slonimsky.php. (accessed 15.04.2016).

9. Slonimsky S.M. Ot pyati do pyatidesyati. Fortepiannyy al'bom. Tetrad' 1 [From five to fifty. Piano album. Book 1]. St. Petersburg, Kompositor Publ., 1993. 40 p. (In Russ.).

10. Shkolyar L.V. Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detey [Theory and methods of musical education of children]. Moscow, FLINTA NAUKA Publ., 1999. 336 p. (In Russ.).

УДК 37

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ: НОВАЯ ПАРАДИГМА ВНЕДРЕНИЯ

Гук Александра Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: guk.a.g@ mail.ru

Система менеджмента качества, существующая в российских вузах, уже доказала свою жизнеспособность и эффективность. Однако логика ее эволюционного развития привела к необходимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.