Научная статья на тему 'Использование произведений Сергея слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы'

Использование произведений Сергея слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
342
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ / КОМПОЗИТОР С.М. СЛОНИМСКИЙ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УРОК МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / PERCEPTION OF MUSIC BY PRIMARY SCHOOLCHILDREN / COMPOSER SERGEI SLONIMSKY / METHODOLOGY FOR MUSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / A MUSIC LESSON IN A SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Анастасия Владимировна

В статье представлены результаты изучения использования музыкальных произведений композитора С.М. Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы, полученные методом формирующего педагогического эксперимента. Выбор музыкальных произведений осуществлялся на основе критериев, сформированных для программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). На аналитической стадии эксперимента использовалось прямое открытое анкетирование. Сделаны выводы о благотворном воздействии музыки С.М. Слонимского на детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study of the use of musical works by the composer S. Slonimsky at music lessons in junior secondary school, obtained through a pedagogical experiment. The choice of music was based on the criteria presented in the program “Music. Elementary School” (by E.D. Cretan, G.P. Sergeeva, T.S. Shmagin). Open direct questioning was used in the analytical stage of the experiment. The author comes to the conclusions about the beneficial effects of music by S. Slonimsky for primary school children.

Текст научной работы на тему «Использование произведений Сергея слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы»

/

го сс

Ü i А.В. Попова

^ го

R Ü

ш с

S у

sg I Использование произведений Л Сергея Слонимского f на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы

В статье представлены результаты изучения использования музыкальных произведений композитора С.М. Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы, полученные методом формирующего педагогического эксперимента. Выбор музыкальных произведений осуществлялся на основе критериев, сформированных для программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). На аналитической стадии эксперимента использовалось прямое открытое анкетирование. Сделаны выводы о благотворном воздействии музыки С.М. Слонимского на детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: восприятие музыки младшими школьниками, композитор С.М. Слонимский, методика проведения музыкальных занятий, педагогический эксперимент, урок музыки в общеобразовательной школе.

Современный петербургский композитор С.М. Слонимский является автором множества произведений для детей, которые он сочинял на протяжении всей своей жизни. Значительная часть фортепианных пьес из его пятитомного сборника «От пяти до пятидесяти» входит в педагогический репертуар музыкальных школ [4]. В российских учреждениях музыкального образования изучаются также его вокальные, хоровые произведения и сочинения для различных инструментов [5]. Творчество этого замечательного композитора используется на всех стадиях музыкального образования, включая музыкальные вузы, однако, как выяснилось, на уроках музыки в общеобразовательной школе произведения С.М. Слонимского практически не звучат.

Проведенный автором анализ программ по музыке для младших классов общеобразовательной школы (известных коллективов, возглавляемых Е.Д. Критской, Л.В. Школяр, и методистов - В.В. Алеева, Ю.Б. Алиева, М.С. Красильниковой и др.) показал, что произведения этого композитора в данных программах отсутствуют [2, с. 220]. Однако музыкальные произведения Сергея Слонимского являются высокохудожественными, увлекательными, их язык понятен детям. Поэтому

ее

целесообразно использовать их в качестве учебного материала при Е

работе с учениками общеобразовательных школ. Приобщение

ков к такой музыке оказывает на них благотворное влияние. 5 °

Для выявления потенциала творчества С.М. Слонимского и более 1 1 широкого его применения на занятиях музыкой в общеобразователь- | <§ ной школе нами был проведен в несколько этапов педагогический о § эксперимент. Целью его констатирующего этапа было определение чю эмоциональной отзывчивости младших школьников на незнакомые с им произведения композитора. Базой исследования стала общеобразовательная школа № 700 г. Санкт-Петербурга. Участники эксперимента - учащиеся 2 и 3-го классов (возраст 7-10 лет), которые впервые слышали предложенные им произведения. В качестве музыкального материала из всего многообразия пьес композитора были выбраны «Вальс Золушки и принца» (из цикла «Две пьесы по сказке Шарля Перро» для фортепиано в 4 руки) и «Марш зайцев» (из цикла «Три лесные истории»).

В процессе эксперимента велось включенное педагогическое наблюдение за реакцией детей, причем ученики получили тестовое задание в виде создания рисунка и словесного описания полученных от музыки впечатлений. Данные эксперимента анализировались в беседе с учащимися, по их письменным и устным отзывам, рисунки оценивались с использованием цветовой методики М. Люшера [1, с. 231].

В результате проведенного нами исследования гипотеза о том, что музыка С.М. Слонимского обладает высоким эмоциональным воздействием на детей школьного возраста и вызывает у них большой интерес, подтвердилась. Мы пришли к выводу, что ряд произведений композитора может быть рекомендован к использованию на уроках музыки в начальной школе в качестве учебного материала [2, с. 231].

Выбор музыкальных произведений осуществлялся на основе программы «Музыка. Начальная школа» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), имеющей рекомендацию Министерства образования и науки РФ. Данная программа, подразумевая творческий подход к ее выполнению, не связана с жестко регламентированным разделением музыкального материала на учебные темы, уроки. Темы уроков в данной программе определяют лишь общие направления в работе педагога и ключевые моменты, необходимые для формирования музыкальной культуры учащихся. Свое выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки, с учетом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий [5]. Поэтому автором были сделаны предложения по включению произведений С. Слонимского

л

го СС

1! в качестве учебного материала уроков музыки в общеобразовательной

^ го

В ё школе по данной программе [2, с. 222].

5 о Следующим этапом исследования стало проведение формирующе-

^ т

§ ^ го (созидательного) педагогического эксперимента в рамках работы

о| по программе Е.Д. Критской с соавторами. Целью эксперимента явля-

к ¥ лось повышение общего музыкального уровня учащихся младших клас-'о сов общеобразовательной школы путем их знакомства на уроках музыки с творчеством С.М. Слонимского, выявление благотворного влияния музыки этого композитора на детей.

Базой эксперимента являлась ГБОУ Гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга, участниками - ученики младших классов (1-4). Автор лично проводила экспериментальную работу в качестве учителя музыки. В ходе формирующего эксперимента дети знакомились с произведениями С. Слонимского на уроках музыки в течение первой четверти 2016-2017 учебного года. Для оценки результатов эксперимента использовалась линейная схема, которая заключалась в сравнении предметов исследования (уровней музыкальной культуры учеников) в начале и конце эксперимента, с использованием метода открытого прямого анкетирования. Для этого была разработана анкета, содержащая 9 вопросов, касающихся в основном музыкальных знаний и предпочтений учащегося:

1. Занимаетесь ли музыкой за пределами школы? Если да, то где?

2. Какую музыку слушаете дома?

3. Какую музыку хотелось бы послушать на уроке?

4. Назовите свои любимые музыкальные произведения. Знаете ли вы, кто их автор?

5. Назовите своих любимых композиторов (или каких знаете).

6. Какие жанры музыкальных произведений знаете, приведите примеры.

7. Какие музыкальные произведения хотелось бы исполнить (спеть, сыграть) самим?

8. Знаете ли вы композитора Сергея Слонимского?

9. Какие произведения Сергея Слонимского слышали? Понравились ли они?

В начале эксперимента ученики двух первых, двух вторых, трех третьих и одного четвертого классов заполнили первичные анкеты, отвечая письменно по порядку на вопросы учителя. Ответы учащихся первых классов были записаны со слов учеников, так как не все из них владели навыками письма. Количество учеников в классах варьировалось от 22 до 31, при этом число мальчиков и девочек в разных классах было

о §

примерно одинаковым. Заметных различий в ответах мальчиков и девочек одного возраста не было выявлено.

Ответы на первый вопрос показали, что от 3 до 6 учеников в каждом 5 °

классе занимаются в музыкальной школе, во дворце детского творче- ^ |

ства или дома с учителем, что составило в среднем 15% от общего числа | ш

школьников. 2 го

го СХ

В ответ на второй вопрос более половины учащихся (62%) написали, ^ что дома привыкли слушать популярную музыку с преобладанием рэпа, по 2-4 ребенка в каждом классе (около 10%) музыку не слушают вообще, 12% - детские песенки, 16% - разную музыку, в том числе, и классическую.

Говоря о том, какие музыкальные произведения школьники хотели бы послушать на уроке, большинство учеников также были на стороне современной популярной музыки (71%), лишь по 1-3 ребенка в классе хотели послушать детские песенки (15%) или классику (10%).

Четвертым пунктом анкеты ученики должны были указать свои любимые музыкальные произведения, а пятым - любимых или знакомых им композиторов. Оказалось, что 25% опрошенных вообще не имели любимого музыкального произведения, по 2-3 ученика в классе (около 4%) назвали классические произведения и 6% - детские песенки. Остальные указали произведения современной поп-музыки с преобладанием рэпа (35%). В качестве любимых композиторов 20% учащихся назвали современных эстрадных исполнителей, таких как Лепс, Тимати и др. Большинство школьников (72%) вообще не указали ни одного композитора, по 1-3 ученика в классе (8%) назвали Бетховена, Моцарта, Чайковского.

Шестой вопрос касался знакомства учащихся с музыкальными жанрами. 74% опрошенных учеников не смогли назвать ни одного музыкального жанра, остальные указали по 2-3 жанра, такие как песня, танец, вальс, рэп.

На вопрос о том, какую музыку дети хотят исполнить на уроке, 32% не смогли ответить, остальные хотели спеть детские (14%) или популярные (54%) песни.

Последние два вопроса касались знакомства учащихся с композитором С. Слонимским и его творчеством. Подавляющее большинство опрошенных не знали ни имени композитора, ни его произведений. Лишь три ученика из всех классов (1%) слышали музыку С. Слонимского в музыкальной школе.

Таким образом, первичное анкетирование выявило очень низкий уровень музыкальной культуры в младших классах исследуемой гимназии.

л

го СС

1 1 Знание классической музыки, любовь к ней, знакомство с композитора-

В ё ми-классиками отмечены в основном у детей, занимающихся музыкой

5 о дополнительно во внеурочное время.

^ т

Созидательный эксперимент начался с беседы о жизни и творчестве о | композитора С.М. Слонимского, которая проводилась на доступном к ¥ младшим школьникам уровне. Акцент делался на детские произведения композитора, на его первые шаги в музыке. Далее ученики прослушивали произведения С. Слонимского на уроках музыки по программе Е.Д. Критской, согласно нашим рекомендациям, затем им было предложено дать название услышанному произведению, угадать жанр, характер, описать свои впечатления и зарисовать их. В конце урока ученикам сообщались названия и жанры этих произведений.

Ученики первых классов в соответствии с основной темой программы первого полугодия «Музыка вокруг нас» знакомились с музыкальными жанрами на примере произведений С. Слонимского. Для этого использовались «три кита» - песня, танец, марш, т.е., по Д.Б. Кабалевскому, -три основные сферы музыки: песня - романс «Ночевала тучка золотая» на стихи М.Ю. Лермонтова; танец - «Полька»; марш - «Марш зайцев» из фортепианного цикла «Три лесные истории».

Для изучения раздела «День, полный событий», наряду с детскими пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева, учащиеся вторых классов слушали пьесу С. Слонимского «Вальс Золушки и принца» из цикла «Две пьесы по сказке Шарля Перро» для фортепиано в 4 руки. Для знакомства второклассников с колокольными звонами России (раздел «О России петь - что стремиться в храм»), использовали пьесу С. Слонимского «Колокола».

Ученики третьих классов изучали народную музыку, в частности жанр былины, на примере пьесы С. Слонимского «Похищение Василисы Прекрасной». Здесь же для прослушивания им была предложена «Праздничная музыка» для балалайки, ложек и оркестра. Атмосферу русского народного праздника дети смогли почувствовать, прослушав «Симфониетту».

В разделе «В концертном зале» в программе для четвертых классов изучаются различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки, происходит знакомство с инструментами симфонического оркестра. На уроках использовалась «Песня русалки» для квартета арф, а также необыкновенно красивое и мелодичное «Интермеццо памяти Брамса» для фортепиано С. Слонимского.

В процессе эксперимента проводилось наблюдение за эмоциональными реакциями учащихся на музыкальные произведения, выявлялись

и устранялись недостатки условии эксперимента, такие как некоторые проблемы в поведении учеников, особенно первоклассников.

Большинство учеников в исследуемых классах эмоционально положительно реагировали на незнакомую музыку, очень часто угадывали названия, данные автором. Так, название пьесы «Колокола» угадали почти все прослушавшие ее второклассники. Также большинство учащихся 2-4 классов правильно называли жанр прослушанной на уроке пьесы (вальс, песня), а ученики четвертого класса определили минорный лад «Песни русалки». Свои впечатления от прослушанной музыки дети с заметным удовольствием выражали в рисунках, отзывах и даже маленьких рассказах.

В заключительной части эксперимента в соответствии с линейной схемой было проведено повторное анкетирование тех же школьников по вопросам, содержащимся в первоначальной анкете. Сравнение результатов повторного анкетирования с первоначальными данными показало, что количество учеников, желающих слушать классическую музыку, в среднем выросло на 28%, на 20% увеличилось число желающих слушать детские песенки и веселые пьесы. Большинство опрошенных учеников (92%) смогли назвать любимые музыкальные произведения, в том числе классические (25%). 85% анкетируемых (на 77% больше) назвали любимых или известных им композиторов, чаще других упоминались Чайковский, Бетховен, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Прокофьев, Слонимский. С музыкой этих композиторов школьники познакомились на уроках в течение 1 четверти. 61% детей (на 47% больше) желали исполнять на уроке детские песенки. Кроме того, 93% учащихся смогли назвать известные им жанры музыкальных произведений и привести примеры, в том числе из произведений С. Слонимского. К концу эксперимента 96% опрошенных знали этого композитора и его произведения.

К сожалению, ответы на вопрос о музыке, которую школьники слушают дома, изменились незначительно, большинство учащихся (58%) по-прежнему слушают современную поп-музыку. Это можно объяснить тем, что как правило, дети вынуждены слушать ту музыку, которую включают их родители. Поэтому выскажем предположение о том, что приобщение учащихся, не посещающих музыкальную школу или дворец детского творчества, к мировой музыкальной культуре, помимо случайных факторов, вероятно, становится возможным лишь на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента выявлено благотворное влияние музыкальных произведений С.М. Слонимского

о §

¡± о

го

ч: ю

ш о

Ч го О t

ср сс ° ?

Ж VO

О

на учеников младших классов общеобразовательной школы. Музыка С. Слонимского, написанная для детей, отличается лаконичностью, простотой выразительных средств, при этом каждая пьеса создает свой музыкальный образ, свое настроение. Больше всего в детских произведениях Слонимского привлекает искренность и доброта, умение взглянуть на мир глазами ребенка, чувство юмора и неистощимая фантазия. Музыкальные произведения С.М. Слонимского могут быть рекомендованы к использованию в качестве учебного материала на уроках музыки в начальной школе.

Библиографический список

1. Попова А.В., Черная М.Р. Фортепианные пьесы Сергея Слонимского на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестник КемГУКИ. 2016. № 34. С. 227-232.

2. Попова А.В. Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестник КемГУКИ. 2016. № 37. С. 214-223.

3. Программа «Музыка. Начальные классы» / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М., 2007.

4. Слонимский С.М. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом. Тетрадь 1. СПб., 1993.

5. Сергей Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества. URL: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/interview/sergey-slonimsky.php (дата обращения: 15.04.2016).

Л.В. Тодоров, Е.П. Белоусова

Современный кабинет литературы: траектории развития

В статье освещается роль специализированных школьных кабинетов в истории и современной практике преподавания литературы. Предложены методические рекомендации по совершенствованию информационно-культурной грамотности учителя литературы, показаны возможности для построения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.