Научная статья на тему 'Творчество Г. В. Свиридова в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников'

Творчество Г. В. Свиридова в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
301
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / ТВОРЧЕСТВО Г.В. СВИРИДОВА / CREATIVITY BY G.V. SVIRIDOV / СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / THE SYSTEM OF SPIRITUAL / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косьяненко Ю. А.

В статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников. В связи с постоянно меняющимися требованиями к подготовке подрастающего поколения к жизни в современном развивающемся обществе, в котором всё больше и больше отдаётся предпочтение людям креативным, с активной жизненной позицией, творчески мыслящим, умеющим быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, способным быстро находить нужный выход из критических ситуаций, принимающим верное решение в возникающих жизненных задачах, актуальность совершенствования такой системы резко возрастает. Формирование творческой личности возможно только при условии комплексного развития духовных и интеллектуальных способностей. Поскольку музыкальное искусство побуждает к развитию и духовной, и интеллектуальной составляющей, автор статьи предлагает рассмотреть его как универсальное средство развития личности. Поэтому цель данной статьи показать возможности музыкального искусства, а именно музыки Г.В. Свиридова в организации совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Выполнена методическая разработка, направленная на решение проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников; подведены итоги исследования существующего методического обеспечения и опроса школьных учителей музыки; изучены наиболее важные, на наш взгляд, вопросы практического применения адаптированного варианта программы по музыке с включением наиболее ярких фрагментов произведений Г.В. Свиридова на уроках музыки; разработана классификация произведений Г. В. Свиридова по образному содержанию, облегчающая подбор музыкальных примеров к каждому занятию согласно тематическому плану. В работе были использованы методы наблюдения педагогического процесса, изучения и анализа документации (программ и сопровождающих их документов). Экспериментальное исследование автора показало состоятельность гипотезы о музыкальном искусстве и творчестве Г.В. Свиридова как о действенном средстве совершенствования системы духовнонравственного и патриотического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.V. Sviridov’s Creativity in the System of Spiritual, Moral and Patriotic Education of Younger Schoolchildren

The article deals with the theoretical and practical aspects of the problem of improving the system of spiritual, moral and patriotic education of younger schoolchildren, such as: possibilities of using musical art, in particular, the music by G.V. Sviridov in the process of spiritual, moral and patriotic upbringing at music lessons in generally educational school. Forming creative personality becomes possible only in the conditions of complex development of spiritual and intellectual abilities. Because musical art stimulates the development of the spiritual and intellectual components, the author proposes to look through the system as the universal facility in developing a personality. So, the goal of the article is to show the abilities of the musical art -especially the Sviridov’s music in the process of improving the system for the younger schoolchildren. The methodical development, aimed on solving the problem of improving the system of spiritual, moral and patriotic education of younger schoolchildren, has been fulfilled; there were summed up the results of a research of existing methodological support and the survey of school music teachers; the most important, in our opinion, questions of practical application of the adapted variant of the program on music, with the inclusion of the most vivid fragments of the creativity by Georgy Sviridov at music lessons, were searched; a classification was made, facilitating the selection of musical examples for each lesson, according to the thematic plan, on the base of the pieces by Georgy Sviridov. In Kosiannenko’s work the methods of a search in the pedagogical process, research and analysis of the documentation (the programs and supporting documents) were used. The author’s experimental research showed the correctness of the hypothesis of the research looking through the musical art and creativity of Sviridov as the powerful remedy in improvement of the system of spiritual, moral and patriotic upbringing of the younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Творчество Г. В. Свиридова в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников»

16. Tatamikova A.A. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak sostavnaya chast' nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Additional professional education as an integral part of continuing professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2007, no. 299. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.

17. Filosofskiy slovar' [Philosophical dictionary]. Ed by M.M. Rozental'. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury Publ., 1972. 495 p. (In Russ.).

18. Churekova T.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti v innovatsionnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: avtoreferat diss. doktora pedagogicheskikh nauk [Teoretiko-methodological bases of continuous formation of the person in innovative educational institutions. Author's abstract of diss. Dr. of pedagogical sciences]. Kemerovo, 2002. 42 p. (In Russ.).

19. Yakunin V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical psychology: a textbook]. St. Petersburg, Polius Publ., 1998. 639 p. (In Russ.).

УДК 78(47)

ТВОРЧЕСТВО Г. В. СВИРИДОВА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Косьяненко Юлия Александровна, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

В статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников. В связи с постоянно меняющимися требованиями к подготовке подрастающего поколения к жизни в современном развивающемся обществе, в котором всё больше и больше отдаётся предпочтение людям креативным, с активной жизненной позицией, творчески мыслящим, умеющим быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, способным быстро находить нужный выход из критических ситуаций, принимающим верное решение в возникающих жизненных задачах, актуальность совершенствования такой системы резко возрастает. Формирование творческой личности возможно только при условии комплексного развития духовных и интеллектуальных способностей. Поскольку музыкальное искусство побуждает к развитию и духовной, и интеллектуальной составляющей, автор статьи предлагает рассмотреть его как универсальное средство развития личности. Поэтому цель данной статьи - показать возможности музыкального искусства, а именно - музыки Г. В. Свиридова в организации совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Выполнена методическая разработка, направленная на решение проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников; подведены итоги исследования существующего методического обеспечения и опроса школьных учителей музыки; изучены наиболее важные, на наш взгляд, вопросы практического применения адаптированного варианта программы по музыке с включением наиболее ярких фрагментов произведений Г. В. Свиридова на уроках музыки; разработана классификация произведений Г. В. Свиридова по образному содержанию, облегчающая подбор музыкальных примеров к каждому занятию согласно тематическому плану.

В работе были использованы методы наблюдения педагогического процесса, изучения и анализа документации (программ и сопровождающих их документов).

Экспериментальное исследование автора показало состоятельность гипотезы о музыкальном искусстве и творчестве Г. В. Свиридова как о действенном средстве совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: музыкальное искусство, творчество Г. В. Свиридова, система духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников.

G.V. SVIRIDOV'S CREATIVITY IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Kosyanenko Yuliya Aleksandrovna, Postgraduate, Department of Musical Upbringing and Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: triumphjulia@ yandex.ru

The article deals with the theoretical and practical aspects of the problem of improving the system of spiritual, moral and patriotic education of younger schoolchildren, such as: possibilities of using musical art, in particular, the music by G.V. Sviridov in the process of spiritual, moral and patriotic upbringing at music lessons in generally educational school. Forming creative personality becomes possible only in the conditions of complex development of spiritual and intellectual abilities. Because musical art stimulates the development of the spiritual and intellectual components, the author proposes to look through the system as the universal facility in developing a personality. So, the goal of the article is to show the abilities of the musical art -especially the Sviridov's music in the process of improving the system for the younger schoolchildren.

The methodical development, aimed on solving the problem of improving the system of spiritual, moral and patriotic education of younger schoolchildren, has been fulfilled; there were summed up the results of a research of existing methodological support and the survey of school music teachers; the most important, in our opinion, questions of practical application of the adapted variant of the program on music, with the inclusion of the most vivid fragments of the creativity by Georgy Sviridov at music lessons, were searched; a classification was made, facilitating the selection of musical examples for each lesson, according to the thematic plan, on the base of the pieces by Georgy Sviridov.

In Kosiannenko's work the methods of a search in the pedagogical process, research and analysis of the documentation (the programs and supporting documents) were used.

The author's experimental research showed the correctness of the hypothesis of the research - looking through the musical art and creativity of Sviridov as the powerful remedy in improvement of the system of spiritual, moral and patriotic upbringing of the younger schoolchildren.

Keywords: musical art, creativity by G.V. Sviridov, the system of spiritual, moral and patriotic education of younger schoolchildren.

Довольно долгое время в постсоветский период духовное и патриотическое воспитание младших школьников практически не рассматривались как предмет исследования. Только в начале XXI века появились первые робкие попытки что-то сделать для воспитания своих граждан -патриотов России.

Музыкальное искусство в силу своей уникальной особенности (эмоциональной природы) способно воздействовать практически на все сферы человеческой личности. Об этом писали Б. М. Теплов и Л. С. Выготский. В частности, Б. М. Теплов определял музыку как искусство

прямого и сильного эмоционального воздействия, в котором активизируются эмоции человека [5, с. 124]. Он писал о том, что музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию, что благодаря этой замечательной особенности она становится эмоциональным познанием этого мира и даёт ни с чем не сопоставимые возможности для развития эмоциональной сферы человека. Л. С. Выготский объяснял необычайную силу воздействия музыкального искусства тем, что генетическими формами регуляции поведения человека долго остаются эмоции и именно им принадлежит роль

регуляторов становления личности как целостного образования [3, с. 34]. В качестве важнейшего условия развития личности он видел единство аффекта и интеллекта - единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка, а музыкальное воспитание упоминал в качестве уникального средства формирования этого единства [3, с. 34].

Таким образом, рассуждения психологов приводят нас к выводу о том, что «Музыка» как одна из учебных дисциплин общеобразовательного цикла может способствовать эффективному решению задач самоопределения личности, воспитанию человека и гражданина своей страны. Именно поэтому педагог-музыкант не может пройти мимо таких важных аспектов самоопределения личности, как воспитание духовных и патриотических качеств учащихся. Мы согласны с Б. С. Рачиной, которая в своей статье «Творчество Г. В. Свиридова в контексте общего музыкального образования» отмечает: «Музыка композитора - чистый и прекрасный источник духовной силы, неизбывной любви к своей Родине, это органичное воплощение национального менталитета» (см. [5, с. 238]).

Цель написания данной статьи многоаспектна, она состоит в том, чтобы, во-первых, показать возможности музыки Г. В. Свиридова в совершенствовании школьной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста; во-вторых, оптимизировать ее воздействие на духовный мир детей посредством введения произведений этого композитора в качестве музыкального материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся; в-третьих, использовать возможности школьной системы воспитания детей для формирования духовно-нравственных и патриотических качеств младших школьников; в-четвертых, выявить междисциплинарные связи и обосновать необходимость применения интегрированных уроков, с реализацией принципа синтеза музыкального, литературного и изобразительного искусств.

Регулярное реформирование школьного образования обусловлено изменяющимися потребностями современного общества. В связи с чем подготовка учащихся к жизни в этом обществе всегда является основной проблемой, которую должна решать школа. Важнейшим аспектом са-

моопределения личности в современных условиях школьного образования является формирование у учащихся внутренней позиции взрослого человека, активной гражданской и личностной установок. В данном контексте необходимо отметить огромное влияние духовного и патриотического воспитания гражданина современного общества на творческую личность, способную ориентироваться в сложных, постоянно меняющихся условиях и решать непростые, часто нестандартные жизненные задачи. Из этого следует, что каждая учебная дисциплина современной школьной системы образования должна быть направлена на формирование и развитие качеств личности, необходимых для её успешной самореализации.

Проблемой исследования в данной статье выступает необходимое методическое обеспечение программы по музыке в школьной системе духовного и патриотического воспитания посредством включения в учебный репертуар произведений композитора Г. В. Свиридова.

Существуют программы по учебной дисциплине «Музыка», в которых уделяется должное внимание данному аспекту, связанному с учебным материалом для уроков музыки [1, с. 34]. В частности, это программа В. В. Алеева, Т. И. Наумен-ко, Т. Н. Кичак, а также программы, созданные такими авторами, как Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Г. С. Ригина.

Списки произведений для слушания музыки, возможности её исполнения в этих программах очень обширны и разнообразны. В них представлены лучшие произведения композиторов различных исторических эпох, в том числе и композиторов не так давно ушедшего XX века, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания.

Важная роль в контексте решения задач воспитания духовных и патриотических качеств личности, по нашему убеждению, должна принадлежать творчеству Г. В. Свиридова, которое пронизано любовью к Отечеству и содержит в себе уникальные ресурсы, способствующие пробуждению самых лучших человеческих качеств. Это связано с особенностями мировоззрения композитора, а также с его неповторимым чувством природы и поэзии, что сделало его музыкальный язык индивидуальным и узнаваемым.

В результате опроса учителей музыки общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в ходе

Всероссийской конференции «Хоровые ассамблеи» 2016 года нами было установлено, что, действительно, музыка Г. В. Свиридова оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на эмоциональную и духовную сферы учащихся, с этим согласились 8 из 10 присутствовавших на конференции учителей. Необходимо отметить, что среди опрошенных были учителя, преподающие музыку в младших классах (7 человек). Им было предложено, кроме того, ответить на следующие вопросы:

1) Фрагменты каких произведений Г. В. Свиридова используются вами на уроках музыки?

2) Считаете ли вы их воздействие на духовную и эмоциональную сферы детей эффективным? (Предполагаемые варианты ответов: «да»; «нет»; «не знаю»);

3) В чём вы видите силу воздействия музыкального искусства Г. В. Свиридова?

Варианты ответа на последний, третий, вопрос:

а) в необычном проявлении индивидуального музыкального стиля композитора;

б) в духовной миссии композиторского творчества;

в) в индивидуальных интуитивных предпочтениях слушателей.

Отвечая на первый вопрос, практически все учителя музыки (100 %) назвали «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель"» для симфонического оркестра в 9 частях. Они отметили, что данный музыкальный материал имел достаточно сильное эмоциональное воздействие на детей. Некоторые из учителей музыки (40 %) использовали на своих уроках пьесы из «Альбома для детей» как для слушания, так и для исполнения голосом в виде небольших попевок. В своих ответах они называли пьесы: «Колыбельная», «Ласковая просьба», «Перед сном», - в которых ярко выражено песенное начало.

Ответы на второй вопрос показали, что практически все учителя музыки (100 %) считают воздействие музыкального искусства Г. В. Свиридова на духовную и эмоциональную сферы детей очень сильным.

В своих ответах на третий вопрос 80 % опрошенных учителей выбрали варианты а) и б). Это говорит о том, что воздействие музыки Г. В. Свиридова не является случайным интуитивным выбором детей «под настроение».

Ясность и простота музыкального языка в произведениях этого композитора (во многом кажущаяся) помогают учащимся проникнуться патриотическими чувствами, любовью к Родине и красоте родной природы; стремиться стать как бы участниками исторических событий.

Особое отношение Г. В. Свиридова к слову, поэтизация образов Родины, природы, крестьянского быта подтолкнули нас к тому, чтобы условно классифицировать ряд произведений композитора по образному строю. Представляем полученную классификацию:

- образы родной природы («Маленький триптих», «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель"»);

- культурно-исторические образы («Петербург»: поэма для баритона в сопровождении фортепиано в девяти частях на слова А. Блока; «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович"»: для смешанного хора без сопровождения. Слова и распев частично заимствованы из рукописи Ф. Крестьянина (XVI век) в расшифровке М. Бражникова);

- патриотические произведения («Памяти павших»: музыка к памятнику «На Курско-Белгородской дуге» для симфонического оркестра; «Время, вперёд!»: сюита из музыки к одноименному кинофильму для симфонического оркестра в шести частях);

- образ человека-творца, художника («Снег идёт»: маленькая кантата для женского хора, хора мальчиков и симфонического оркестра в трёх частях на слова Б. Пастернака);

- духовная музыка, произведения на религиозную и православную тематику («Любовь» (притча): «Шёл Господь пытать людей в любови...»: песня для баса в сопровождении фортепиано на слова С. Есенина);

- лирика («Протяжная песня»: «Как тебя другие называют...»: для тенора в сопровождении фортепиано на слова А. Прокофьева; Романсы на слова М. Ю. Лермонтова: для баса в сопровождении фортепиано; Песни на слова Роберта Бернса: для баса в сопровождении фортепиано в переводе С. Маршака; ранние романсы на стихи А. С. Пушкина);

- юмористические образы («История про бублики и про бабу, не признающую республики»: «Сья история была в некоей республи-

ке...»: песня для баса в сопровождении фортепиано на слова В. Маяковского).

Многогранность музыкальных образов способствует комплексному воздействию на формирование духовных и патриотических качеств личности учащихся. Использование музыкальных фрагментов произведений Г. В. Свиридова может оказать эффективное влияние на усвоение знаний по литературе и истории родной страны. В связи с этим, помимо традиционных видов занятий, планируется использование интегрированных уроков музыки.

Результаты наблюдений за детьми младшего школьного возраста на уроках музыки показали, что даже непосредственное неподготовленное восприятие музыки Г. В. Свиридова вызывает большой интерес у учащихся. При регулярном включении произведений этого композитора во время организационного процесса на уроке (когда дети уже заняли свои места, но речь учителя музыки ещё не началась) было обнаружено повышенное внимание к его симфоническим, хоровым и инструментальным камерным произведениям.

Руководствуясь этими наблюдениями, мы пришли к выводу о том, что необходимо поддерживать интерес детей к разнообразным жанрам музыки Г. В. Свиридова, не ограничивая их по сложности или лёгкости (доступности) музыкального содержания, но регулируя время восприятия согласно возрасту учащихся (например, в первом классе - примерно 0,5-1,5 минуты). Опираясь на обширный педагогический опыт учителей музыки, участвующих в нашем эксперименте, было установлено, что музыкальный материал можно использовать на небольшой громкости до определённого самого яркого запоминающегося момента в ходе рассказа по теме урока.

Нами выполнена учебно-методическая разработка по использованию произведений Г. В. Свиридова в учебном процессе на предмете «Музыка» на основе программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Отбор фрагментов музыкальных произведений осуществлялся по принципу доступности восприятия (то есть, простоты музыкального языка) и яркости, эмоциональности воздействия на маленьких слушателей. Таким образом, репертуар не был ограничен общепризнанной «детской» и «недетской» музыкой, и интерес ребят к многогранному творчеству

Г. В. Свиридова был поддержан. Музыкальное содержание, связанное с определённым сюжетом (или, как правило, программностью), могло быть и малодоступным для понимания младшими школьниками, однако произведения данного композитора, в виду их яркой образности, использовались как иллюстрации к темам программы по музыке.

Так, например, в программе по музыке для первого класса (Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной) [4] в теме № 6 «Музыка осени» нами был использован фрагмент из первой части «Маленького триптиха» Г. В. Свиридова (Allegro moderato). В данном контексте необходимо подчеркнуть, что было выбрано именно это произведение, несмотря на то, что у композитора есть часть из музыки к кинофильму «Метель» по повести А. С. Пушкина, которая называется «Весна и осень», где образ осени представлен довольно ярко. Однако эта музыка уже используется программой указанных выше авторов в теме № 2 для первого класса - «Музы - покровительницы искусств». Также выбор данного произведения можно объяснить тем, что оно было написано для симфонического оркестра и, видимо, поэтому вызывало большой интерес детей во время неподготовленного спонтанного восприятия. Выяснилось, что многие дети не имели до этого возможности услышать звучание симфонического оркестра, и только на уроках музыки с большим интересом и оживлением воспринимали музыкальный материал такого вида.

Следовательно, становится ясно, что необходимо более широко применять произведения Г. В. Свиридова, вводить их в тематический план по слушанию музыки в общеобразовательной школе, использовать в учебно-воспитательном процессе для обеспечения наиболее эффективного воспитания духовных и патриотических качеств младших школьников. Для этого необходимо, помимо осуществления профессионального подхода к педагогической деятельности на занятиях, произвести адаптацию программы уроков музыки в школе, что является еще одной важной задачей проводимого исследования. Кроме того, уместно будет проведение интегрированных уроков музыки, опирающихся на синтез литературы (поэзии), музыкального и изобразительного искусства.

Литература

1. Бакланова Т. И. Программы, методические рекомендации, поурочные разработки «Музыка». - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 144 с.

2. Время Г. В. Свиридова в культурном континууме: сб. ст. по мат-лам Междунар. форума 10-15 дек. 2015 года / науч. ред. и сост. М. Р. Черная и Е. Н. Яковлева. - СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2016. - 314 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1968. - 344 с.

4. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Начальная школа. 1-4-й классы. - М.: Музыка, 2002. -138 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 379 с.

References

1. Baklanova T.I. Programmy, metodicheskie rekommendatsii, pourochnye razrabotki "Muzyka" [Programs, methodical recommendations, pourochnye development of "Music"]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2005. 144 p. (In Russ.).

2. Vremya G.V. Sviridova v kul'turnom kontinuume: sb. st. po materialam Mezhdunarodnogo foruma 10-15 dekabrya 2015 goda [The time G.V. Sviridov in the cultural continuum: Sat. Art. on the materials of the International Forum on December 10-15, 2015]. St. Petersburg, SKIFIIA-PRINT Publ., 2016. 314 p. (In Russ.).

3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Prosvescheniye Publ., 1968. 344 p. (In Russ.).

4. Kritskaya E.D., Sergeeva G.P., Shmagina T.S. Muzyka. Nachalnaya shkola. 1-4-y klassy [Music. Primary School. 1-4 class]. Moscow, Muzyka Publ., 2002. 138 p. (In Russ.).

5. Teplov B.M. Psikhologiya musykal'nykh sposobnostey [Psychology of musical abilities]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 379 p. (In Russ.).

УДК 379.831, 304.2

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Мухамедиева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Качество социально-культурной деятельности сегодня является объектом пристального внимания со стороны руководства сферы культуры. Элементы качества деятельности зависят от уровня развития кадрового потенциала в организациях данной сферы. В рамках статьи рассмотрено условие обеспечения качества социально-культурной деятельности - формирование кадрового потенциала. Автором раскрывается сущность кадрового потенциала, которая сопоставляется с понятиями трудового потенциала и человеческого капитала. Для определения направлений по формированию кадрового потенциала в сфере культуры описывается история его развития. В результате уточняется, что в процессе исторического развития выявляется отличие «кадрового потенциала» от «человеческого капитала», которое заключается в рассмотрении функций сотрудника, который их выполняет в рамках деятельности организации, применяя свои знания, умения, навыки, без отражения экономической целесообразности вложения средств в развитие этих знаний, навыков, умений, что и является сущностью человеческого капитала.

Автор уточняет, что анализ кадрового потенциала должен осуществляться в системе, а не параллельно развивающемуся процессу его формирования. При этом проходить он должен поэтапно, по показателям концептуальной, технологической компетентности и личностной культуры работника, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.