Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа по изобразительному искусству как системный фактор художественной подготовки студентов'

Внеаудиторная работа по изобразительному искусству как системный фактор художественной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REGIONAL ART COMPONENT / EDUCATION SPACE / ART CLASS / INNOVATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазников Олег Иванович

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной художественной педагогики. Автор рассматривает эффективные формы, методы и средства работы со студентами Педагогического института в процессе занятий изобразительным искусством в условиях различных видов познавательной и воспитательной деятельности. Показывает значение системного подхода к осуществлению процесса художественного обучения и воспитания на основе взаимосвязи учебных и внеучебных занятий. Большое внимание автор уделяет организации внеучебных занятий по изобразительному искусству на основе использования развивающего потенциала окружающей культурной среды. В статье показаны роль и значение регионального художественного компонента. Важной частью художественно-воспитательной работы со студентами является знакомство с монументальными памятниками культуры, архитектуры, а также с оригинальными произведениями живописи, графики, скульптуры Бурятии. В процессе художественного образования студентов активно применяются современные технологии музейной педагогики и другие эффективные средства приобщения к искусству родного края. С этой целью с обучающимися проводятся экскурсии в музеи, на художественные выставки. Интерактивной формой работы является посещение художественных мастерских и встречи с художниками, народными мастерами, искусствоведами. Показаны особенности реализации интегрированного подхода в процессе занятий изобразительным искусством. Приводятся примеры организации различных видов индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся. В статье рассматриваются основные педагогически важные функции изобразительного искусства, имеющие большое практическое значение для формирования профессиональных, творческих и духовных качеств личности будущего учителя начальной школы и педагога-дизайнера. Содержатся примеры различных видов диагностирующего исследования, а также способы определения оценки качества результатов художественных знаний, умений и навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How after class art activity systematicaly prepare the students for art classes

The article is devoted to the main problem of modern art education. The author is showing how to work with students of Pedagogical institute during the art classes. Moreover, the author imphasises the importance of the systematic approach along with class and after class activities. The article shows the importance of the regional component of the studies. The important part of the education is to get acquinted with historical monuments and original paintings of Buruat artists. During the studies, modern technologies are used. There are examples of individual as well as group work.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа по изобразительному искусству как системный фактор художественной подготовки студентов»

УДК 378. 016:73

© О. И. Пазников

Внеаудиторная работа по изобразительному искусству как системный фактор художественной подготовки студентов

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной художественной педагогики. Автор рассматривает эффективные формы, методы и средства работы со студентами Педагогического института в процессе занятий изобразительным искусством в условиях различных видов познавательной и воспитательной деятельности. Показывает значение системного подхода к осуществлению процесса художественного обучения и воспитания на основе взаимосвязи учебных и внеучебных занятий.

Большое внимание автор уделяет организации внеучебных занятий по изобразительному искусству на основе использования развивающего потенциала окружающей культурной среды.

В статье показаны роль и значение регионального художественного компонента. Важной частью художественно-воспитательной работы со студентами является знакомство с монументальными памятниками культуры, архитектуры, а также с оригинальными произведениями живописи, графики, скульптуры Бурятии.

В процессе художественного образования студентов активно применяются современные технологии музейной педагогики и другие эффективные средства приобщения к искусству родного края. С этой целью с обучающимися проводятся экскурсии в музеи, на художественные выставки. Интерактивной формой работы является посещение художественных мастерских и встречи с художниками, народными мастерами, искусствоведами. Показаны особенности реализации интегрированного подхода в процессе занятий изобразительным искусством. Приводятся примеры организации различных видов индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся.

В статье рассматриваются основные педагогически важные функции изобразительного искусства, имеющие большое практическое значение для формирования профессиональных, творческих и духовных качеств личности будущего учителя начальной школы и педагога-дизайнера. Содержатся примеры различных видов диагностирующего исследования, а также способы определения оценки качества результатов художественных знаний, умений и навыков обучающихся.

Ключевые слова: региональный художественный компонент, образовательное пространство, занятия изобразительным искусством, интегрированный подход, инновационные технологии.

O. I. Pasnikov

How after class art activity systematicaly prepare the students for art classes

Key words: Regional art component, education space, art class, innovational technology.

The article is devoted to the main problem of modern art education. The author is showing how to work with students of Pedagogical institute during the art classes. Moreover, the author imphasises the importance of the systematic approach along with class and after class activities.

The article shows the importance of the regional component of the studies. The important part of the education is to get acquinted with historical monuments and original paintings of Buruat artists. During the studies, modern technologies are used. There are examples of individual as well as group work.

Keywords: Regional art component, education space, art class, innovational technology.

Согласно требованиям нового поколения ФГОС для педагогики высшей школы, актуальной тенденцией современной профессиональной подготовки студентов Педагогического института (отделения «Педагогика и методика начального образования» и «Профессиональное обучение (дизайн)») в области художественно-эстетических дисциплин (история искусств, живопись, методика преподавания изобразительного искусства с практикумом и др.) является перманентное расширение их культурного диапазона и развитие творческих способностей на основе интегрированного, деятельностного, регионально детерминированного подходов с использованием традиционных и инновационных педагогических технологий.

Основным механизмом реализации данного тренда, в силу его многовекторного характера, может служить системно организованная работа со студентами по изобразительному искусству. Неотъемлемым компонентом ее структурного содержания должна стать внеаудиторная деятельность в названном предметном направлении. Последняя, являясь органичным продолжением аудиторных занятий, должна иметь тесную связь с программным контентом учебного курса, способствовать решению конкретных образовательных задач, носить разнообразный, многофункциональный характер и быть ориентированной на профессиональную специфику будущего педагога.

В свете вышесказанного специально организованной внеаудиторной работе отводится важная роль в культурном формировании личности учителя, обогащении ее художественного кругозора, а также в совершенствовании творческих умений и навыков, развитии метапредметных способностей студентов, аккумулируемых в соответствующий комплекс универсальных учебных действий.

При этом ее должны отличать от учебной работы следующие особенности:

- инновационное содержание познавательного материала, выходящее за рамки типовой учебной программы;

- специфический характер организации и методики работы с объектами действительности и искусства;

- систематическое использование интерактивных видов и форм занятий;

- обеспечение деятельностного подхода к освоению материала искусства, опосредованного художественной практикой;

- творческая направленность всех видов занятий;

- большая самостоятельность в познавательной и в исполнительской деятельности студентов;

- разносторонний процессуальный подход к овладению когнитивным и креативным компонентами;

- более свободный стиль отношений между преподавателем и студентами, обусловленный принципами педагогики сотрудничества;

- уделение большего внимания индивидуальному подходу к личности студента.

В контексте рассматриваемой проблемы можно выделить два вида внеаудиторной работы, осуществляемой в стационарных условиях вуза и проводи-

мой за его пределами, задействующей в своем педагогическом арсенале развивающие возможности окружающей многофакторной художественно-культурной и природно-эстетической среды. При этом внеучебная работа с будущими учителями начального общего образования и студентами-дизайнерами имеет как сходные виды деятельности, так и определенные различия, обусловленные профилем их специальной подготовки.

К универсальным внеакадемическим формам и методам работы следует отнести:

- просмотр, анализ и оценку творческих работ студентов (наброски, рисунки, этюды, аппликации, декоративные композиции и др.), выполненных в свободное время, сверх учебной программы, руководствуясь собственными интересами и духовными потребностями;

- консультации с целью совершенствования технического уровня студентов при выполнении творческих работ, включающие объяснение и практический показ приемов и способов продуктивной исполнительской деятельности, направленных на решение конкретных графических, живописных, пластических, декоративных, дизайнерских задач;

- обсуждение актуальных проблем школьного художественного образования, находящихся в поле зрения общественности и имеющих непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов;

- проведение мастер-классов, связанных с освоением определенных видов изобразительных, декоративных и дизайнерских технологий, с ведущим участием наиболее подготовленных в этом плане студентов, углубленно занимающихся данными аспектами творчества; подобный обмен креативным опытом пробуждает у будущих учителей интерес к внепрограммным художественным технологиям (монотипия, граттография, каллиграмма и др.) и носит взаимообучающий, неформальный характер;

- выполнение творческих работ на базе Компьютерного центра с использованием электронных технологий посредством освоения креативных возможностей новых Интернет-программ (разработка фигуративных композиций, создание анимационных фильмов, проектирование дизайн-объектов и др.);

- индивидуальная работа со студентами, направленная на развитие их мо-тивационной сферы и стимулирование творческого роста путем дифференцированного подхода и определения «зоны ближайшего развития» личности будущего педагога с учетом ее персональных особенностей и уровня художественной подготовки; в этом процессе используются личностно ориентированные (коммуникативные, эмпирические, коррекционные) формы и методы работы (индивидуальные беседы, задания разного уровня сложности, помощь в выполнении творческих работ и др.);

- руководство научно-исследовательскими проектами студентов (доклады, рефераты, курсовые, дипломные работы и др.) в форме консультаций, собеседований, анализа и дифференциации сопроводительного наглядного материала (видеопрезентации, предметные дидактические образцы, продукты изобразительной деятельности учащихся и др.), моделирования педагогиче-

ского эксперимента;

- оформление художественных выставок (рисунки, картины, плакаты, декоративные работы, дизайн-объекты); в процессе данного вида коллективной деятельности студентам даются сведения об эстетических требованиях к оформлению работ, сообщаются принципы построения экспозиции, объясняются правила грамотного расположения зрительного ряда; вместе с тем происходит практическое знакомство со свойствами отделочных материалов и технологическими особенностями работы с ними;

- оформление интерьера вузовских помещений (аудиторий, рекреаций, актового зала), связанное с проведением культурно-массовых мероприятий («Вечер посвящения в студенты», «Первый снег», «Студенческая весна» и др.), в процессе которого студенты учатся комплексно подходить к визуально-образному восприятию и эстетической трансформации общественно-пространственной среды с учетом ее масштабных и конфигуративных особенностей, тематического характера событийного повода.

Внеаудиторная работа по изобразительному искусству с будущими педагогами ведется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом и носит системно организованный, компенсаторный характер, сообразуясь с содержанием и потребностями академической подготовки студентов в целом и конкретных учебных предметов художественно-эстетического цикла, в частности.

Внеучебная деятельность, осуществляемая вне вузовского пространства, строится на основе развивающего потенциала окружающей художественной, социокультурной и природно-эстетической среды, где доминирующим фактором выступает искусство Бурятии с присущим ему видовым и жанровым разнообразием, а ее базовым принципом служит взаимосвязь педагогического процесса с региональной действительностью в ее натуральном и духовно сублимированном выражении.

Ведущим видом познавательно-воспитательной деятельности при этом является экскурсионная работа, имеющая различные формы организации и дифференцированную методику освоения материала, в зависимости от программного содержания, целей и задач данного рода мероприятий.

Знакомство студентов с монументальным искусством, ввиду свойственных ему крупномасштабных форм, стационарного характера и строго заданной локализации (тематической, форматной, композиционной и др.), происходит в условиях открытой городской пространственной среды. В данной связи объектами художественного восприятия выступают наиболее значимые в историческом и художественном плане скульптурные памятники и композиции, установленные на улицах, площадях и скверах г. Улан-Удэ:

• памятник В. И. Ленину на площади Советов (авторы Г. В. Нерода, Ю. Г. Нерода);

• памятник А. С. Пушкину в сквере его имени (автор А. М. Миронов);

• памятник первому бурятскому ученому Доржи Банзарову перед учебным корпусом №1 Бурятского государственного университета (автор

А. И. Тимин);

• памятник А. П. Чехову на улице Ленина (автор З. Д.-Н. Дугаров);

• памятник солистам балета П. Абашееву и Л. Сахьяновой на улице Ленина (автор А. М. Миронов);

• мемориальный комплекс, посвященный рабочему-революционеру И. В. Бабушкину на одноименной улице (автор бюста — А. И. Тимин);

• конная группа на фронтоне Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова (автор А. И. Тимин);

• конная статуя, посвященная герою бурятского народного эпоса «Гэсэр» на улице Балтахинова (автор А. М. Миронов);

• скульптура «Лучник» на бульваре им. Карла Маркса (автор А. М. Миронов) и др.

Вместе с тем в круг развивающих наглядных образов монументальной скульптуры включена такая ее разновидность, как барельеф (на примере скульптурной композиции, украшающей фронтон Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Н. Намсараева, авторы Э. Д. Аю-шеев, Э. Д. Цыденов).

Одновременно с рассмотрением содержательной стороны и анализом формообразующих средств, определяющих выразительные особенности скульптурных произведений (объем, пропорции, ракурс, силуэт, пластика, фактура, светотень и др.), обращается внимание на роль монументальной скульптуры в эстетической организации окружающей пространственной среды и ее общественно важное мемориальное значение в деле сохранения и транслирования культурно-исторических традиций современному поколению граждан республики.

Кроме того в фокусе восприятия оказывается особая группа фигуративно-образных объектов, эстетически облагораживающих зеленую зону градообразующего ландшафта. Ее составляют произведения садово-парковой скульптуры (антропоморфные, анималистические, флористические, предметные, формалистические, эклектичные), имеющие свою художественную специфику и определенные локальные задачи, а также функциональные объекты, являющиеся частью уличного и паркового декора (орнаментированные решетки, ограды, фонари, скамьи, театральные тумбы) и др.

Интересным для восприятия и полезным для формирования монументально-пластического мышления студентов является предметное рассмотрение фонтанных комплексов, расположенных в открытом городском пространстве, парковых зонах и закрытых архитектурных сооружениях общественного назначения (торговый комплекс «Galaxy» и др.), включающих в свою образную структуру пластические композиции реалистического и фантазийного характера (плещущиеся рыбки, растительные формы, абстрактные космогонические мотивы и др.).

В продолжение знакомства с эстетическими артефактами городской среды в рамках экскурсионной деятельности художественный кругозор студентов

обогащается в результате непосредственного восприятия и анализа таких разных по техническому исполнению и творческому решению видов монументального искусства, как:

• флорентийская мозаика (фойе Администрации г. Улан-Удэ) (автор Ю.Е. Мандаганов);

• керамическая мозаика (фасад Дворца детского и юношеского творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ) (автор В.Г. Поспелов);

• фресковая роспись «На земле Гэсэра» (фойе Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Н. Намсараева) (автор А. О. Цыби-кова);

• цветной витраж (фасад центрального рынка г. Улан-Удэ) (автор Ю. Е. Мандаганов);

• чеканный рельеф (мемориальный комплекс на площади Победы) (автор А. М. Миронов) и др.

Большое влияние на художественное и общее развитие будущих педагогов, как носителей региональных культурных традиций, оказывает знакомство с местными памятниками архитектуры и современными достижениями в этой области монументального искусства, представляющей собой органичный синтез разных видов творчества (зодчество, ваяние, фресковая живопись, декоративно-прикладное искусство). На примере конкретных архитектурных форм студенты получают представление о ее видовом разнообразии:

• ландшафтная архитектура малых форм (бельведер на проспекте Победы);

• триумфальная арочная архитектура (арка «Царские ворота» на улице Ленина);

• храмовая архитектура (Одигитриевский, Свято-Троицкий, Свято-Вознесенский соборы г. Улан-Удэ);

• общественная архитектура (Гостиный двор, Гостиные ряды, Бурятский государственный театр оперы и балета);

• жилая архитектура (образцы зданий деревянной и каменной постройки, принадлежащих в прошлом представителям разных общественных сословий — дворянам, купцам, мещанам и др.).

В процессе ретроспективного знакомства с архитектурным наследием и образцами современного зодчества республики происходит закрепление знаний о типологических особенностях архитектурных стилей (классицизм, ампир, сибирское барокко, модерн, конструктивизм и др.), ордерных элементах (колонна, капитель, пилястра, стилобат, картуш и др.), архитектурном декоре и способах его исполнения (резные украшения из дерева, керамические изразцы, рустика, лепнина, изделия ручной художественной ковки и др.). При этом восприятие частных аспектов архитектуры сочетается с рассмотрением широкого круга задач, решаемых градостроительным искусством. Студентам даются понятия о способах планировки городского ландшафта (в прошлом и настоящем), принципах формирования архитектурных ансамблей, особенностях создания эстетического облика градообразующей среды. Как следствие,

это ведет к пониманию закономерностей эволюционного процесса в области архитектуры родного города в контексте развития общественно-исторического и культурного сознания.

Методы когнитивного и визуально-образного освоения материала о каждом виде монументального искусства необходимо сопряжены с развитием духовной стороны личности будущего учителя посредством имманентного присутствия в работе со студентами элементов художественного, эстетического, нравственного, патриотического, экологического воспитания.

Специфическим компонентом внеаудиторной работы со студентами-дизайнерами является дифференцированное знакомство с видами наружной рекламной продукции (социальной, коммерческой, производственной и др.), ее достоинствами и недостатками, обусловленными демонстрационными особенностями в том или ином сегменте городской пространственной среды, степенью эффективности функционального использования и характером информационного, эмоционально-образного воздействия на потенциальных пользователей (покупателей, зрителей, клиентов и др.).

Расширение образных представлений студентов в области монументального и рекламного искусства имеет практически ориентированную направленность, которая находит творческий выход на занятиях по художественному проектированию, формообразованию, технологии (разработка эскизов, изготовление макетов, создание пластических композиций и т. п.).

В свете профессиональных требований в художественно-педагогической подготовке личности будущего учителя начальных классов существенную роль играет обучение грамотному изображению растительных форм и других составляющих природного ландшафта, а также реалистической передаче пространственных отношений на основе законов наглядной и световоздушной перспективы. Однако работа в аудиторных условиях не дает возможности полноценного освоения данного программного материала.

Отсюда необходимой частью внеаудиторной деятельности являются пленэрные занятия (работа с натуры на открытом воздухе при естественном освещении). Целесообразность данного вида занятий в условиях природной среды подтверждается интенсивным характером усвоения знаний о законах и способах реалистического изображения, приобретаемых путем непосредственного наблюдения, анализа и рисования с натуры растительных и предметных форм, различных видов пейзажа, жанровых сцен.

При этом на когнитивном уровне происходит закрепление основополагающих понятий пейзажной живописи: линия горизонта, точка схода, наглядная и световоздушная перспектива, сфумато и др. В личностном плане положительная динамика проявляется в развитии наблюдательности, пространственного глазомера, объемного мышления, зрительной памяти, цветоощущения, тонального восприятия, эстетических чувств. Творческому совершенствованию студентов способствует освоение различных технических приемов работы графическими и живописными материалами (карандаш, уголь, сангина, пастель, акварель, гуашь, масло и др.), приобретение навыков

выполнения натурных набросков и зарисовок. Одной из важнейших задач, решаемых в условиях пленэрных занятий, является формирование у обучающихся способности передавать в этюдах эмоциональное разнообразие природных состояний, пользуясь широкой гаммой колористических и тональных средств.

Систематическая внеаудиторная работа со студентами отделений ПМНО и дизайна ведется в условиях музейно-выставочного пространства. Педагогически организованное посещение музейных учреждений (Художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Музей природы Бурятии, Музей истории города Улан-Удэ, Геологический музей), выставочного зала Союза художников, наряду с познанием классического и современного искусства, совершенствует общественно-поведенческую и зрительскую культуру будущих учителей, прививает навыки грамотного просмотра экспозиции, раскрывает методические особенности проведения экскурсий с учащимися разных возрастных групп. Приобретенные знания технологии экскурсионной деятельности, дополненные научными сведениями в области музейной педагогики (работы Н. Н. Волкова, В. А. Гуружапова, Б. В. Емельянова, Т. Н. Карачунской, Л. В. Пантелеевой, Б. А. Столярова, О. М. Туберовской и др.), служат для студентов ценным руководством по организации внеклассной работы с обучающимися средних общеобразовательных школ, гимназий, профессиональных лицеев и колледжей в период прохождения производственной педагогической практики.

В условиях Республиканского Художественного музея им. Ц. С. Сампило-ва, в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, объектами образного познания служат:

• постоянная музейная экспозиция, зрительный ряд которой сформирован из классических произведений выдающихся мастеров русской художественной школы ХУШ-ХХ веков: В. Л. Боровиковского, И. С. Ксенофонтова, В. А. Тропинина, И. Ф. Хруцкого, И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, И. И. Шишкина, В. Г. Перова, В. Е. Маковского, К. В. Маковского, Н. В. Маковского, Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи, В. М. Васнецова, В. П. Поленова, К. А. Коровина, Н. П. Крымова, Н. И. Фешина, А. Е. Архипова, Н. А. Яро-шенко, Н. К. Рериха, М. М. Антокольского, П. Ф. Трубецкого и др., представляющих различные стилистические направления (барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и др.);

• входящий в постоянную экспозицию раздел изобразительного искусства Бурятии, включающий живописные, графические, скульптурные произведения Ц. С. Сампилова, Р.С. Мэрдыгеева, И. А. Аржикова, А. Е. Хангалова, И. Г. Дадуева, Г. Е. Павлова, Ф. И. Балдаева, А. И. Тимина, М. Е. Шестако-вой, Д. Д. Тудупова, Е. И. Неволиной, В. Я. Гончара, М. П. Воробьева, Г. Н. Москалева, А. Н. Сахаровской, И. И. Старикова, Г. И. Баженова, А. В. Казанского, М. З. Оленникова, Г. Г. Васильева, Э. Д. Цыденова и др.;

• коллекция произведений национального декоративно-прикладного искусства, выполненных в традиционных и современных техниках художест-

венной обработки материалов (чеканка, филигрань, ковка металла, резьба по дереву, декоративная роспись, керамика, гобеленное ткачество, аппликация, батик и др.), авторами которых являются: С. С. Санжиев, С. Б. Бодиев, Г. Л. Ленхобоев, П. С. Намсараев, Л. Д. Доржиев, Б. Г. Жамбалов, Р. Ц. Жимбиева, С. П. Ринчинова, Б. Дамбиева, Е. К. Зонхоева, В. А. Базаров, А. П. Хомяков, С. Л. Цоктоев, Р. Санжитов, Б.-М. Б. Чимитов, А. Чинбат, И. Содномдаржаа, А. Н. Танганов, Ж. Н. Эрдынеев и др.;

• сменные экспозиции из фондов Национального музея Республики Бурятия;

• периодические выставки (персональные, коллективные) современного изобразительного искусства Бурятии;

• обменные, передвижные выставки иногородних и иностранных художников.

Проведение занятий в духовной атмосфере музейного пространства, в окружении художественных образов, с оптимальным расположением объектов искусства (уровень, ракурс, место в зрительном ряду) и специальным характером освещения, создает благоприятные условия для полноценного восприятия произведений живописи, графики, скульптуры в их подлинном виде.

Непосредственное визуальное общение с оригиналами, в отличие от восприятия репродуцированных копий, ценно, прежде всего, воздействием на реципиентов всей полнотой их выразительных средств (формат, колорит, фактура и др.), представленных в своем целостном, реально ощущаемом воплощении. Немаловажное влияние на общее зрительное впечатление оказывает также габитус картины, рисунка, эстампа, дополненный эстетикой внешнего оформления с учетом гармоничного выбора обрамления (размер, толщина, форма, цвет паспарту, ширина, профиль картинной рамы, характер багетного декора и т. п.). Все это значительно усиливает эмоционально-эстетический эффект от восприятия живописных, графических, пластических образов и, как следствие, оптимизирует процесс освоения изобразительного материала.

В искусствоведческой беседе, с опорой на наглядные примеры, особое внимание уделяется раскрытию принципа взаимосвязи содержания и формы произведения, заключенного в целостной структуре художественного образа.

Реализация дидактических аспектов путем анализа содержания и характера построения картинного пространства (в т. ч. способов применения законов композиции, перспективы, светотени, цветоведения и др.) сопряжена с выявлением формообразующих, экспрессивных средств, использованных авторами в соответствии с тематикой, идейным пафосом и эстетическими задачами разножанровых произведений искусства и призванных обеспечить максимальную выразительность образов.

Одной из важнейших развивающих задач в процессе музейной работы является целенаправленное рассмотрение материальной, технической и процессуальной сторон создания художественных произведений (виды материалов, способы нанесения красочного слоя, авторская техника мазка, передача фактурных особенностей предметных форм и др.). Это дает исходный импульс

для комплексного осмысления составляющих творческого процесса и после -дующего их переноса в практику учебных действий на занятиях изобразительным искусством.

Как показывает опыт, усвоенные на аутентичной основе художественно-технические приемы и способы исполнительской деятельности разных авторов успешно формируют арсенал технических и выразительных средств студентов. Обогащенные собственным опытом, они находят применение в изобразительном творчестве будущих учителей, расширяя диапазон их образного сознания, способствуя повышению грамотности и выразительности художественных работ студентов.

Неотъемлемой частью внеучебной когнитивной деятельности является воспитательный компонент. Он выражается в сопутствующих основному контенту занятий воспитательных моментах:

• задействовании эмоционально-чувственной сферы реципиентов в контексте восприятия эстетических особенностей произведений (красота формы изображенных объектов, гармония цветовых и тональных отношений, изящество пластического решения и др.);

• применении метода ассоциативного восприятия художественных образов с использованием основных видов ассоциаций (по сходству, по смежности, по контрасту);

• выделении нравственного начала в сюжетной канве произведений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ощущении общего эмоционального пафоса и авторского духовного посыла, заключенных в коннотативной природе художественного образа; и др.

Полезный творческий опыт будущие учителя обретают в результате посещения ежегодной художественной выставки-конкурса работников образования города Улан-Удэ «Апрельский вернисаж», участниками которой являются воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ, руководители кружков и студий Домов детского творчества, преподаватели детских художественных школ и щкол искусств, средних специальных и высших учебных заведений.

Открытие выставки, предваряемое шоу-программой, составленной из музыкальных, хореографических номеров, конкурсных выступлений детских театров мод и дефиле с показом авторских моделей одежды, текстильных изделий (платья, кардиганы, костюмы, кашне, палантины и др.), учит студентов организации вернисажей на основе синтеза искусств с использованием разного рода дивертисментов, перфомансов и т.п.

На примере крупной экспозиции «Апрельского вернисажа», образуемой его полиморфным составом, будущие учителя имеют возможность визуально освоить натуральные и эстетические стороны произведений, представленных в номинациях: «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Батик», «Ковроткачество», «Валяние из шерсти, фильцевание», «Бисероплетение, вышивка бисером», «Изделия из кожи и меха», «Изделия из ткани», «Макраме», «Вязание, кружева», «Вышивка, вышивка лентами, канзаши, тамаре», «Витраж»,

«Фьюзинг», «Бумагопластика (квиллинг, оригами, киригами, модульное оригами)», «Торцевание», «Аппликация», «Карвинг», «Кракле», «Декупаж», «Ювелирные изделия», «Керамика», «Тестопластика», «Фелтинг», «Квилт», «Пэчворк», «Выжигание, резьба по дереву», «Декоративная роспись», «Костюмы, одежда», «Мягкая игрушка, народная игрушка, амигуруми», «Куклы», «Сувениры», «Изделия из природного материала», «Флористика», «Мыловарение», «Художественная фотография», «Компьютерная графика» и др.

Демонстрация выставки-конкурса сопровождается проведением мастер-классов под руководством опытных художников-педагогов: С.Б. Артугаевой (СОШ №17), Ю.С. Грачева (ДШИ №3), Е.Б. Дремовой (Центр раннего развития детей), С.А. Иванниковой (ДШИ №5), И.П. Клюшевой (СОШ №7), О.В. Корнилова (СОШ №46), Т.С. Крамаренко (МДОУ №35 «Алые паруса»), Е.П. Майоровой (гимназия №14), О.А. Насыровой (СОШ №2), А.М. Петелиной (Санаторная школа-интернат №22), Т.В. Плюсниной (СОШ №50), Н.И. Русановой (СОШ №65), Л.Н. Сусловой (СОШ №7), С.А. Ступиной (МДОУ №173 «Росинка»), Т.Н. Шихназаровой (СОШ №32) и др. Участвуя в них, студенты проходят курс обучения инновационным технологиям изготовления оригинальных изделий с использованием различных поделочных (природных, натуральных, искусственных) материалов и декоративных техник (художественная обработка дерева, бересты, кожи, стекла, бумаги, ткани, полимерной глины и др.).

Обретенные будущими учителями креативные знания и навыки, подвергаясь в дальнейшем техническому совершенствованию и педагогической адаптации, экстраполируются на процесс обучения изобразительному искусству учащихся общеобразовательных школ и систему дополнительного художественного образования.

Активный импульс развитию художественного кругозора, творческого мышления и дискуссионной культуры студентов дает участие в работе круглых столов, посвященных проблемам теории и практики изобразительного искусства. К примеру, в программе круглого стола «Диалоги об искусстве», проведенного в Национальном музее РБ совместно с музейными работниками, членами Бурятского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», журналистами, преподавателями и студентами Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, почетного академика Российской Академии художеств, кандидата искусствоведения И.И. Соктоевой, главное внимание было уделено рассмотрению таких актуальных тем, как «Современное искусство: великий мыльный пузырь» и «Победа рынка над искусством».

После каждого музейного мероприятия происходит его коллективное обсуждение, в процессе которого будущие педагоги делятся своими впечатлениями и полученными знаниями. Вместе с тем они учатся аргументированно излагать собственное мнение по поводу экскурсионных занятий, высказывают предложения, направленные на оптимизацию освоения музейного пространства, расширение его педагогически ценного функционала.

Другой импровизированной формой самовыражения, применяемой в диагностических целях, являются сочинения студентов, которые служат индикатором их духовно-практического опыта, приобретенного в музейных условиях и личностного отношения к области музейной педагогики.

Кроме того будущие учителя излагают личные мысли и взгляды в форме эссе посредством развернутых аналитических рассуждений, вынося индивидуальную оценку качеству внеаудиторных видов работ и результатам своего развития в их коррелятивной связи.

Совокупность названных форм рефлексивной деятельности служит эффективным средством контроля за динамикой когнитивного, духовного и творческого роста студентов. Систематическое наблюдение за их развитием и отношением к познавательному и эмпирическому материалу в процессе внеаудиторных занятий по изобразительному искусству обеспечивает возможность корригирования и совершенствования данного вида художественно-педагогической работы.

Прикладной характер результатов внеаудиторной познавательной и творческой деятельности будущих учителей начальных классов проявляется в возможности использования усвоенного материала как в обучении школьников изобразительному искусству, так и в системе межпредметных связей, интегрирующей образовательный потенциал уроков естественного, гуманитарного и эстетического циклов.

Динамика развития мотивационной сферы, формируемой средствами музейной педагогики, обнаруживается у студентов в виде повышения уровня познавательного интереса и появления духовной потребности в общении с искусством, о чем свидетельствует самостоятельное участие будущих учите -лей в таких культурно-массовых мероприятиях, как «Ночь в музее», «Ночь искусств» (Национальный музей РБ), а также в гуманитарной акции «Биб-лионочь» (Национальная библиотека РБ), где они выступают не только в качестве посетителей, но и руководителей творческих мастер-классов.

Эффективной формой внеаудиторной интерактивной деятельности в системе нашей работы являются творческие встречи с деятелями изобразительного искусства Бурятии — профессиональными художниками (живописцами, графиками, скульпторами и др.), народными мастерами (ювелирами, гобе-ленщиками, резчиками по дереву и др.), искусствоведами.

Во время открытия персональных выставок, как правило, происходят импровизированные встречи и беседы с авторами вернисажей, которые дают понимание своеобразия мировоззренческих взглядов экспонентов, их творческих позиций и художественных методов. Такое общение на фоне юбилейных экспозиций в последнее время состоялось с ювелиром, народным художником РБ, лауреатом Государственных премий РФ и РБ Б.Г. Жамбаловым, живописцем В.Н. Николюком, народным художником РФ, лауреатом Национальной премии России в области изобразительного и декоративного искусства, профессором ВСГАКИ С.П. Ринчиновой и др.

Беседы с искусствоведами вооружают студентов знанием методологиче-

ских вопросов искусства, видением исторической ретроспективы национальной художественной культуры Бурятии, пониманием характерных особенностей стилей и направлений в искусстве, свойственных различным культурно-историческим формациям.

Одним из наиболее интересных, эвристически-познавательных видов мероприятий в системе внеаудиторной работы по изобразительному искусству является посещение творческих мастерских членов Бурятского регионального отделения Союза художников России.

В реальных «производственных» условиях, где имеют место различные материалы (холсты, краски, глина, шерсть, цветные металлы и др.), инструменты (кисти, мастихины, штихели, печатные и ткацкие станки, чеканы, стеки и др.) и принадлежности (мольберты, палитры, муштабели, планшеты, софиты и др.), необходимые для продуктивной художественной деятельности, студентам открываются особенности рабочей «кухни» художника, обеспечивающей технологическую сторону творческого процесса. Знакомство с профессиональным оборудованием мастерских расширяет кругозор будущих учителей о многообразии видов художественного инструментария, его функциональных и изобразительных возможностях, от которых во многом зависит успешность креативной деятельности того или иного специалиста.

Вместе с тем важную развивающую роль играет информация, полученная непосредственно от тружеников искусства. В беседе они самолично сообщают автобиографические сведения, историю создания конкретных произведений — от идеи до ее образного воплощения. При этом объясняются мотивы, подвигшие авторов к рождению художественного замысла, вложенный в него духовный посыл, сложности в его реализации, особенности стилистического решения, этапы творческого процесса и способы претворения образа в завершенной наглядной форме.

Развивающая ценность интерактивной коммуникативной деятельности заключается и в других аспектах общения с мастерами искусства. Это — рассказы о специфике их профессионального художественного поприща (станковая живопись, печатная графика, мелкая пластика, керамика, мозаика и др.), носящие профориентационную направленность. В соответствии с намеченным планом, вербальная сторона общения обогащается проведением импровизированных мастер-классов, имеющих целью довести до студентов методом практического показа технологию создания разного рода произведений (картины, гобелены, ювелирные изделия и др.) с соблюдением основных правил работы и демонстрацией технических приемов и способов использования специальных материалов и инструментов.

Такие встречи в творческих мастерских состоялись с живописцами: заслуженным художником РФ, лауреатом Государственной премии РБ Б.Д. Доржиевым, заслуженным художником РФ, лауреатом Государственной премии РБ Д.Г. Пурбуевым, заслуженным художником РФ И.Г. Налабарди-ным, народным художником РБ В.Ф. Архиповым, заслуженным художником РБ В.Г. Поспеловым, с мастером гобеленного ткачества, заслуженным художни-

ком РБ Т.Ц. Дашиевой, с народным мастером, ювелиром В.А. Русских и др.

Аналогичные встречи проводятся со специалистами разных областей дизайна в процессе посещения их творческих мастерских, производственных цехов, арт-студий и офисов.

По отзывам студентов, результаты многогранной работы, проводимой вне вузовской среды, имеют полезное значение для общего, художественного и профессионального развития будущих учителей и дают возможность дифференцированного использования полученных знаний и навыков в процессе их самостоятельной творческой деятельности. Столь же необходимы они для предстоящего педагогического труда студентов — в системе учебных и вне-учебных занятий по изобразительному искусству в начальной школе, в условиях основного общего и среднего специального образования.

К специфическим видам внеаудиторной работы со студентами отделения «Профессиональное обучение (Дизайн)» относятся:

• подготовка и участие в городских и республиканских выставках дизайнерских отделений высших и средних специальных учебных заведений Бурятии;

• участие в творческих проектах и конкурсах, объявляемых учредителями муниципального и республиканского уровня;

• участие в художественном оформлении монументальных объектов городской среды.

Как правило, подобные мероприятия проводятся под патронажем Управления по делам молодежи Комитета по социальной политике Администрации г. Улан-Удэ и Администрации Советского района (куратор — В.А. Филиппов).

Продукты персонального и коллективного творчества студентов-дизайнеров Педагогического института Бурятского государственного университета (плакаты, макеты, инсталляции и др.) неоднократно экспонировались в Музее истории города Улан-Удэ и Национальном музее РБ, получая позитивные зрительские отзывы.

Профессионально ориентированным и социально значимым мероприятием для будущих дизайнеров стала разработка конкурсного проекта по благоустройству острова Комсомольский (на реке Селенге). Она включала планировку зон отдыха, спортивных сооружений, объектов ландшафтной архитектуры (торговых точек, концертных площадок, выставочных павильонов, бельведеров, лодочных станций) и других инфраструктурных объектов при-родно-культурной среды как единого гармоничного ансамбля.

Комплексная постановка креативных задач, связанных с формообразованием и территориальным расположением действующих функциональных объектов, сочетаемых с артефактами декоративного назначения, требовала от авторов проявления эвристического подхода к их решению с учетом натур -ных особенностей ландшафта (размер и конфигурация территории, площадь зеленого массива, рельеф местности, характер растительных насаждений) и других сопутствующих факторов, влияющих на культурно-эстетическое обустройство природного кластера.

Участие в этой работе способствовало развитию у студентов-дизайнеров пространственного мышления, масштабного видения образов ландшафтной архитектуры во взаимосвязи с природным окружением, навыков образной трансформации природно-экологической среды.

Наряду с художественно-познавательными и проектными видами внеаудиторной деятельности студенты дизайнерского отделения привлекаются к выполнению общественных заказов монументального характера, поступающих со стороны общеобразовательных школ, культурных учреждений, муниципальных органов управления. В процессе их реализации решаются задачи совершенствования профессиональных и творческих качеств студентов путем практического освоения традиционных и инновационных художественных технологий, свойственных монументальному искусству.

К числу крупномасштабных видов изобразительной деятельности, чей образный строй и техника исполнения вызывают повышенный интерес у будущих педагогов-дизайнеров, относится искусство граффити, популярное в сегодняшней масс-культурной молодежной среде. Так, в инициативном порядке, в технике граффити по оригинальным авторским эскизам студентами украшено несколько объектов пришкольной, спортивной и уличной среды.

Однако более трудоемким и социально востребованным видом внеаудиторной творческой деятельности является художественное оформление монументальных объектов городской среды столицы Бурятии в традиционной технике настенной росписи. К этому коллективному виду работ студенты-дизайнеры приобщаются, как правило, в канун празднования Дня города и посвящают плоды своего труда важным юбилейным датам. Примером тому могут служить роспись подпорной стены на территории Администрации Советского района г. Улан-Удэ и художественное оформление подпорной стены, расположенной вдоль автомобильной развязки — улица Балтахинова — Набережная.

Выполнение монументальных росписей, с одной стороны, служит эмпирической проверкой умений и навыков студентов, полученных на занятиях по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция», а с другой — интенсивной формой совершенствования квалификации в смежной области искусства. В процессе совместной групповой деятельности у будущих педагогов-дизайнеров формируются навыки организации коллективного творческого труда, умение грамотно распределять объем работ с учетом возможностей каждого члена коллектива и вместе с тем — способность создавать целостное панно, характеризуемое единством стиля, колористического решения и техники исполнения.

В диагностическом смысле периодическое приобщение студентов-дизайнеров к монументальному искусству дает объективную картину уровня их художественной подготовки и качества преподавания профилирующих дисциплин. В духовном плане столь масштабный вид работ повышает личностную самооценку исполнителей монументальных росписей и приносит удовлетворение от осознания общественной пользы своего творческого тру-

да, а коллективный характер деятельности воспитывает у них чувство ответственности, свойства деловой и межличностной коммуникации. В профессиональном отношении процесс выполнения настенных росписей формирует ценный художественно-технологический опыт и совершенствует индивидуальное мастерство студентов, которое находит практическое применение в других видах изобразительной деятельности.

Таким образом, внеаудиторная работа по изобразительному искусству со студентами Педагогического института Бурятского государственного университета, рассмотренная в совокупности ее видов, форм и методов реализации, подтверждает свою эффективность в качестве системного фактора художественно-педагогической подготовки будущих учителей, стимулирующего их к культурному совершенствованию и активному овладению творчески ориентированной профессией.

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 238 с.:ил.

2. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителя / Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. — М.: Просвещение, 1976. — 32 с.: ил.

3. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. — М.: Учебная литература, 1998. — 208 с.: ил.

4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Советский спорт, 2002. — 216 с.

5. Изобразительное искусство Бурятии: Альбом / Под ред. Н.Д. Болсохоевой. — Улан-Удэ: Нова Принт, 2011. — 192 с.

6. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. — 183 с.

7. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. — Новосибирск: Наука, 1983. — 192 с.

8. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с. — (Программа развития).

9. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 128 с. — (Педагогика будущего сегодня).

10. Пазников О.И., Боркина Н.В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности.

— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. — 176 с.: ил.

11. Памятники архитектуры и истории. Том 1. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / Науч. ред. В.К. Гурьянов. — Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2010. — 328 с.: ил.

12. Путеводитель. Республиканский художественный музей им. Цыренжапа Сампилова. — Улан-Удэ: типография «Домино», 2009. — 23 с.

13. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 207 с.: ил.

14. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов / С.И. Сотникова. — М.: Дрофа, 2004.

— 192 с.

15. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учебное пособие. — СПб., 2007. — 340 с.: ил.

Пазников Олег Иванович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета.

E-mail: opaznikov@mail.ru

Paznikov Oleg I., Ph.D., professor of methodology of teaching the humanities Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.