На заседания научно-консультативного совета (НКС) краевой программы для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая» выносятся вопросы по итогам работы и проблемам краевой программы «Будущее Алтая» в прошедшем учебном году и перспективам дальнейшего развития краевой программы «Будущее Алтая» на новый учебный год. По решению НКС награждаются организаторы окружных мероприятий в рамках программы «Будущее Алтая» благодарностью за организацию работы с учащимися в районах края и развитие краевой программы для одаренных школьников и молодёжи «Будущее Алтая».
Результат большой инновационной деятельности педагогических коллективов видится в успехах учеников. С 1998 года на базе КЦИТР создан УКП (учебно-консультационный пункт). Деятельность УКП направлена на реализацию главной цели - организовать силами профессорско-преподавательского состава вузов краевого центра консультации для учащихся и методическую помощь руководителям научно - исследовательских работ школьников. Эти консультации продолжаются в течении четырёх месяцев. В индивидуальном порядке на занятиях УКП претендентов на участие в общероссийских конкурсах учат умению логически правильно научным языком доложить о технологии и результатах своего исследования, помогают в оформлении пакета материалов, необходимых для представления на конкурс. Кроме того, 2009 года ввели в практику предварительную защиту. Предварительная защита лучших работ школьников является подготовительным мероприятием к участию алтайских делегаций во Всероссийских, Международных конкурсах и Олимпиаде «Созвездие». Чаще всего предварительная защита лучших исследо-
Библиографический список
вательских работ школьников по программы «Будущее Алтая» проходит с привлечением учёных вузов края на базе таких вузов, как АлтГТУ им. И.И. Ползунова, АлтГУ, АлтГПУ
Кроме того, исследовательские работы школьников прошедшие предварительную защиту, по предложению экспертных советов секций ежегодно публикуются в изданиях вузов края. На базе кафедры «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ им. И.И. Ползунова выпущен сборник содержащий тезисы докладов лучших научно - исследовательских работ школьников по направлениям физика, техника, астрономия, экология и биология, в сборнике Алтайского государственного университета, в вестники Алтайского государственного педагогического университета опубликованы работы по истории.
Все перечисленное - это костяк мероприятий, инициируемый и поддерживаемый программой «Будущее Алтая» в течение года. Вокруг этих крупных проектов реализуется множество локальных инициатив, как на уровне отдельных школ, так и на уровне муниципальных образований. Следует также отметить, что упомянутые проекты нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Именно благодаря их взаимосвязи, благодаря комплексному подходу удается сохранить главные наработки прошлых лет, генерировать и реализовывать новые идеи, привлекать к себе внимание общественности и государства.
Таким образом, работа с одарёнными детьми направлена на будущее. Программа «Будущее Алтая» дает возможность молодым и одаренным проявит свои способности, реализовать идеи и войти во взрослую жизнь успешными, востребованными современным обществом людьми.
1. Насонов А.Д., Хаустова Г.А., Кузюра Т.А. Оценка творческой работы, как один из этапов в организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Психодидактика высшего и среднего образования, Часть 2, Барнаул: АлтГПУ, 2014: 320 - 322.
2. Информационно-методический бюллетень. Под редакцией Н.М. Чумаковой. Барнаул: КЦИТР, 2016; № 1.
3. Насонов А.Д., Голубь П.Д., Руденко Н.Г., Кузюра Т.А. Роль центра информационно-технической работы при организации научно-исследовательской деятельности сельской молодежи. Информация и образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск, 2013: 293 - 294.
4. Голубь П.Д., Овчаров П.Д., Насонов А.Д. Научно-образовательные аспекты зарождения научного знания. Проблемы профессионально-технологического образования. Курск, 2014: 34 - 41.
5. Сортыяков Е.Д., Насонов А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности школьников на базе исследовательской лаборатории. Развивающее образование 21 века. Горно-Алтайск, 2003: 173.
6. Насонов А.Д., Абдуразаков М.В., Сортыяков Е.Д., Сортыякова В.М. Межпредметный подход при организации научно-исследовательской деятельности школьников. Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул: АлтГПУ, 2012; Часть 2,: 102 - 103.
References
1. Nasonov A.D., Haustova G.A., Kuzyura T.A. Ocenka tvorcheskoj raboty, kak odin iz 'etapov v organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Psihodidaktika vysshego isrednego obrazovaniya, Chast' 2, Barnaul: AltGPU, 2014: 320 - 322.
2. Informacionno-metodicheskijbyulleten'. Pod redakciej N.M. Chumakovoj. Barnaul: KCITR, 2016; № 1.
3. Nasonov A.D., Golub' P.D., Rudenko N.G., Kuzyura T.A. Rol' centra informacionno-tehnicheskoj raboty pri organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti sel'skoj molodezhi. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. Gorno-Altajsk, 2013: 293 - 294.
4. Golub' P.D., Ovcharov P.D., Nasonov A.D. Nauchno-obrazovatel'nye aspekty zarozhdeniya nauchnogo znaniya. Problemy professional'no-tehnologicheskogo obrazovaniya. Kursk, 2014: 34 - 41.
5. Sortyyakov E.D., Nasonov A.D. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov na baze issledovatel'skoj laboratorii. Razvivayuschee obrazovanie 21 veka. Gorno-Altajsk, 2003: 173.
6. Nasonov A.D., Abdurazakov M.V., Sortyyakov E.D., Sortyyakova V.M. Mezhpredmetnyj podhod pri organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov. Psihodidaktika vysshego i srednego obrazovaniya. Barnaul: AltGPU, 2012; Chast' 2,: 102 - 103.
Статья поступила в редакцию 10.03.17
УДК 378.016:741
Paznikov O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),
E-mail: opaznikov@mail.ru
DRAWING TRAINING IN IT'S FORMING MEANING. In this article the researcher considers the role and importance of teaching drawing in a professional artistic education for students of a Pedagogical Institute of Buryat State University. The work identifies a set inherent in forming functional characteristics, educational tools, methods and techniques. The research presents a differential analysis and characteristics of educational and creative types of drawing, explains features of the content, equipment and organization of lessons by the artistic activities. The author describes some lessons on life drawing, creative illustrative activity, etc. Innovative character of the drawing education is defined by including materials for developing education of Buryat regional cultural element in its contents - object for life drawing, folklore motives, plot theme from the area of natural, cultural, social environment. Along with the methodology of drawing teaching in conditions of group lessons the researcher tells about an individual approach to fulfilling pedagogic work with students. In the process of drawing teaching much attention is paid to the theoretical and practical development of laws and rules in fine arts, developing skills of drawings life sketches, of working based on memory, representation, or imagination. An artistic image is understood as a result of the educational creative activities of students in drawing class.
Key words: training, developing, training drawing, creative drawing, life drawing, drawing on representation, illustrative activity, expressive means, regional cultural element.
О.И. Пазников, канд. пед. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,
Е-mail: opaznikov@mail.ru
ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ЕГО ФОРМИРУЮЩЕМ ЗНАЧЕНИИ
В данной статье рассматривается роль и значение процесса обучения рисунку в профессиональной художественной подготовке студентов Педагогического института Бурятского государственного университета. Выявляется комплекс присущих ему формирующих функциональных свойств, образовательных средств, методов и приемов. Дается дифференцированный анализ и характеристика учебных и творческих видов рисунка, раскрываются особенности содержания, оборудования и организации занятий данными видами изобразительной деятельности. В качестве примера приводятся занятия по рисованию с натуры, творческой иллюстративной деятельностью и другие. Инновационный характер процесса обучения рисунку определяется включением в его содержание развивающего материала регионального культурного компонента Бурятии - натурных объектов, фольклорных мотивов, сюжетной тематики из области окружающей природной, культурной, социальной среды. Наряду с методикой преподавания рисунка в условиях групповых занятий предлагается осуществление индивидуального подхода к проведению формирующей педагогической работы с отдельными студентами. Большое внимание в процессе обучения рисунку уделяется теоретическому и практическому освоению законов и правил изобразительного искусства, формированию навыков выполнения рисунков и набросков с натуры, по памяти, по представлению, по воображению. Рассматривается сущность художественного образа как результата учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по рисунку.
Ключевые слова: обучение, формирование, учебный рисунок, творческий рисунок, рисование с натуры, рисование по представлению, иллюстративная деятельность, выразительные средства, региональный культурный компонент.
Системно организованная художественно-педагогическая деятельность, ориентированная на эффективное становление и развитие специальных профессиональных качеств личности будущего учителя в условиях высших учебных заведений, включает в свой программный контент широкий спектр занятий изобразительным искусством, призванных обеспечить формирование соответствующих профильных компетенций студентов, в том числе комплекса универсальных учебных действий и мета-предметных результатов, определенных современными требованиями ФГОСа.
Особое место в данной образовательной системе занимают занятия рисунком - универсальным художественным субстратом, имманентным всем видам пространственных искусств, воплощаемых в станковых, прикладных и монументальных формах (графика, живопись, скульптура, дизайн, архитектура и др.).
Фундаментальное значение рисования как исходного изобразительного процесса и роль рисунка как первоосновы художественного образа ставятся во главу угла в академических учениях, авторских трактатах и методологических концептах величайших мастеров мирового и отечественного искусства -Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Л.Б. Альберти, Ч. Ченнини, А. Дюрера, А. Ашбе, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского, П.П. Чистякова, И.Е. Репина, В.А. Фаворского и других. Так, по словам Микеланджело, «рисунок ... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» [1, с. 4].
Убедительное обоснование полифункциональной (образовательной, развивающей, когнитивной, эвристической, рефлексивной и т. д.) сущности рисунка как учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки студентов-педагогов дается в научных трудах известных ученых в области художественной педагогики - Н.Н. Анисимова, И.П. Глинской, Д.Н. Кардовского, В.В. Колокольникова, Н.П. Костерина, Л.Г. Медведева, П.Я. Павлинова, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.Е. Те-рентьева, Б.Я. Яковлева и других.
К примеру, в научно-педагогической концепции Б.Я. Яковлева содержится справедливое утверждение, что «рисование, имея «наглядный» материал и «развивающий» метод, действуя, главным образом, через посредство зрения, способствует культуре этого чувства ., а через это «формально» развивает и улучшает познавательные силы души, делает восприятие более сильным, образы яркими, воображение деятельным и живым, . память более крепкою, понятия - содержательными, суждения - правильными». К тому же, «действуя преимущественно в сфере форм, красок и пространственных отношений, . рисование, через постоянные ассоциации, путем отождествления и различения питает наше познание всем разнообразием окружающей природы, другими словами - расширяет сферу опыта и тем подготовляет материал для многих научных дисциплин» [2, с. 40].
Образовательная ценность ретроспективных дидактических и методических изданий по рисованию, как многообразному виду графической деятельности, обусловлена тем, что процесс обучения рисунку, сопряженный с освоением его выразительных, технических и эстетических сторон, рассматривается в них на основе принципа взаимосвязи теории и практики, в структуре которого законы и правила изобразительной грамоты (композиция, перспектива, цветоведение, теория теней, начертательная геометрия, пластическая анатомия и др.) имеют априорное значе-
ние. Вытекающее отсюда методологическое положение, детерминированное совокупным академическим опытом, гласит, что «овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя», [3, с. 31], ибо «совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа» [1, с. 25]. То есть, следуя логике системно-деятельностного подхода, «искусству ... учатся на правилах и приемах, а затем уже его усваивают на практике» [1, с. 17].
В программе нашей художественно-образовательной работы со студентами Педагогического института Бурятского государственного университета имеют место занятия рисованием, дифференцированные в своих видовых проявлениях с учетом свойственных им учебных и творческих задач. Выявление их формирующего потенциала, выраженного в системном функциональном единстве, составляет предмет аналитико-эмпирическо-го исследования, освещаемого в настоящей статье.
В контексте данной проблемы, актуальной для современной художественной педагогики высшей школы, обратимся к рассмотрению теоретических, методических и практических аспектов ее решения в процессе занятий учебным и творческим рисунком, содержащих в своем программном контенте инновационные и коннотативные особенности.
Так, выступающие базисной, отправной частью предметного курса, занятия учебным рисованием связаны с дискурсивным познанием законов изобразительного искусства и выполнением реалистических рисунков с натуры. Последняя, в силу присущего ей дидактического назначения, носит стационарный, постановочный характер, включая в свой модельный ряд в качестве инновационного развивающего компонента натурные мотивы, отражающие аутентичные стороны региональной действительности Бурятии (природные, бытовые, культурные).
При этом, сообразно логике построения программного материала и методике его поэтапного освоения, учебные постановки состоят из отдельно взятых и объединенных в группы объектов реальной среды, структурно представляющих собой плоскостные и объемные формы разной степени сложности. Их развивающая ценность определяется разноплановым характером (эстетическим, материальным, функциональным и т. д.) избранных артефактов, в том числе продуктов природы и социума, типичных для регионального окружения, которые привлекаются с целью их углубленного познания средствами дидактической художественной деятельности.
В свете реализации принципа развивающего обучения содержательную основу натурных постановок образуют предметы русского и бурятского народного быта (самовар, кринка, туес, домбо, сугсэ, кумалан, детские игрушки и др.), орудия ручного труда (прялка, веретено, домотканый станок, серп, топор, пила, долото и др.), традиционные атрибуты национальной культуры (балалайка, хур, чанза, ятага, малгай, дэгэл, гутал, маска буддийской мистерии «Цам» и др.), объекты местного природного происхождения (овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы, шишки, ветки таежных деревьев и др.). В зависимости от тематики заданий, в качестве фоновых драпировок используются однотонные и декоративные ткани, домотканые коврики, рушники, хадаг, хуб-сар и т. п.
Предварительным условием при постановке натюрмортов является выбор для них, с учётом целевых дидактических установок, взаимодополняемых предметов, сближенных или сопо-
ставляемых по признакам формы, величины, фактурным и цветовым характеристикам.
В организации процесса рисования с натуры соблюдается принцип последовательного усложнения учебных заданий с точки зрения их тематики, комбинаторики предметных форм и технических особенностей исполнения. К примеру, на разных этапах обучения и в ритме хроникальных циклов опытно-экспериментальной программой предусмотрено выполнение следующих тематических натюрмортов: «Уголок народного быта» (кринка, туес, расписная глиняная игрушка на фоне вышитого рушника), «Резное кружево Верхнеудинска. Народный архитектурный декор» (резной наличник, деталь фриза, декоративная розетка); «Краса забайкальской тайги» (цветущая ветка багульника в стеклянной вазе на нейтральном фоне); «Щедрые дары осенней природы» (корзина с грибами, ветка рябины, кедровые шишки, орехи); «Посвящение Сагаалгану. Праздничный натюрморт» (ширээ, блюдо с белой пищей, хадаг) и других.
Опыт показывает, что систематическая работа с информативно насыщенным, развивающим материалом, органично сочетающая в своем функциональном единстве визуальные, познавательные и продуктивные художественные аспекты, адаптированные к ментальным особенностям обучающихся, обеспечивает эффект сензитивного восприятия, расширяет ар-хетипную картину мира в её образной идентичности, тем самым формируя личность будущего учителя как носителя региональных культурных ценностей.
В дидактическом плане на занятиях академическим рисунком перед студентами ставятся задачи объективизации и закрепления в практике учебной работы законов реалистического изображения. При этом формирование художественных компетенций происходит по мере накопления специальных знаний, а их функциональная сторона проявляется в способности правильного построения композиции; грамотного воспроизведения конфигурации предметов относительно их перспективного положения; передачи в рисунке объемной формы объектов средствами светотени, выраженной в закономерной последовательности составляющих ее элементов: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень; и других аспектах художественно-практической деятельности.
Большое внимание в ходе учебного процесса уделяется аналитическому исследованию конструктивного строения моделей, выявлению обобщенных плоскостных и объемных форм (квадрат, круг, овал, куб, шар, призма, цилиндр, конус, усеченный конус и др.), лежащих в основе предметов комбинированного типа, рассмотрению их пластических, фактурных, цветовых и других формообразующих свойств. Данная работа непосредственно связана с формированием наблюдательных способностей студентов и обусловлена их функциональным состоянием.
Одновременно с когнитивными аспектами на занятиях учебным рисунком решаются задачи методически упорядоченного воплощения воспринимаемых объектов в изобразительной форме, строго следуя сходству с их внешним обликом, а также перманентного совершенствования графических навыков обучающихся путем постепенного расширения арсенала ахроматических и хроматических материалов (карандаш, уголь, сепия, сангина, пастель и др.).
В качестве пропедевтического этапа работы над рисунком учебной постановки студентам предлагается выполнение форэ-скизов и ряда графических упражнений (структурное изображение натурных форм, поиск оптимального варианта композиции, перспективное построение предметов с учетом их пространственного положения, тонально градированный расклад светотени, техническая отработка приемов штриховки и др.), подчиненных решению конкретных художественно-дидактических задач и способствующих успешной реализации основного академического задания.
Наряду с натурными изображениями в курсе учебного рисования выполняются рисунки по памяти и представлению кратковременных постановок и средовых объектов, ранее зафиксированных в визуальном опыте обучающихся. Формирующее действие этого вида работы направлено на совершенствование мнемического и рефлексивного аппарата студентов. Точность и полнота воспроизведения предметных образов во многом зависят от качества восприятия, уровня развития наблюдательности, устойчивости зрительной памяти и способности реципиентов к воссоздающему изобразительному акту.
Из сказанного видно, что учебная работа по рисунку носит когнитивный, исследовательский, деятельно-продуктивный
характер. Интегрируя процессы логического и образного мышления, связанные с моторными функциями обучающихся, она оказывает многофакторное влияние на их художественно-профессиональное становление.
Овладение программным комплексом специальных знаний, технических умений и навыков осуществляется в синкретичной связи с личностно развивающей функцией рисования с натуры, по памяти и представлению. Тем самым реализуется принцип развивающего обучения, генерирующий на деятельной основе такие полезные качества и свойства личности будущего учителя, как управляемый тип внимания; эмоциональный характер восприятия объектов изображения; умение активировать в работе механизмы зрительной памяти, пространственного представления; способность к образной трактовке натуры (целостное видение модели, выделение ее главных признаков, абстрагирование от малозначительных деталей, проявление личностно опосредованного, оценочного отношения к ней) и другие.
Как показывает опыт, необходимым условием успешного освоения образовательного материала и осуществления формирующих возможностей учебного рисования является комплексное, дидактически целесообразное применение наглядных, вербальных и практических методов преподавания. Однако, в силу специфики академической дисциплины, в методической структуре которой важное место занимает прикладная художественная часть, превалирующим методом следует считать практический показ работы над рисунком как наиболее действенный способ обучения. Выраженный в доступной эмпирической форме, он дает наглядно-динамическое представление о реализации отдельных этапов учебного задания и позволяет акцентировать внимание обучающихся на конкретных технических и выразительных приёмах изображения.
Вместе с тем, исключительно важным оптимизирующим, корригирующим и стимулирующим фактором педагогической деятельности на занятиях по рисунку выступает индивидуальный подход в работе со студентами, основанный на знании их личностных качеств, уровня художественного развития и графических способностей.
Органичной частью учебного рисования и его эффективно развивающим модусом является выполнение набросков и зарисовок (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) - двух разновидностей краткосрочного рисунка, выразительными средствами которых чаще всего служат линия, дополняемая редкой штриховкой или тональные, цветовые пятна силуэтного характера с некоторыми элементами формы.
С одной стороны, они представляют собой самостоятельный продукт изобразительной деятельности, с другой - используются как вспомогательный рабочий материал при выполнении более сложных учебных и творческих заданий, предваряя создание академических рисунков с натуры, тематических композиций и других видов графических работ.
В качестве научно-методической парадигмы обучения студентов искусству набросков и зарисовок приняты апробированные профессиональной школой специальные разработки А.О. Барща, Т.Ф. Беляева, В.С. Кузина, А.М. Лаптева, Н.Э. Рад-лова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева и других художников-педагогов, содержащие конкретные рекомендации по технике выполнения краткосрочных изображений, снабженные наглядно-образными примерами в классическом и авторском исполнении. К тому же, в них чётко определено формирующее значение названных видов графической деятельности.
Как отмечает профессор Н.Н. Ростовцев, «основная цель наброска - развитие у рисующих наблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели, её пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке» [1, с. 31].
При этом «творческий метод наброска принципиально отличен от рисования», проявляясь в том, что «набросок отличается большей суммарностью, лаконичностью восприятия и изложения; рисунок - относительной полнотой пластических признаков, извлеченных из содержания натуры» [1, с. 46]. Причем наброскам, как правило, свойственна повышенная степень эмоциональности, экспрессии и образной трансформации объекта изображения.
Однако, при всей своей специфике, «наброски и краткосрочные зарисовки должны не только дополнять академический курс рисунка, но и быть слиты воедино с ним, составлять единый стержень учебного рисования» [1, с. 37]. Поэтому работа по их
выполнению не ограничивается аудиторными занятиями, когда деятельность обучающихся методически направляется педагогом и учебные задачи решаются под его непосредственным руководством. Она находит продолжение в виде регулярных домашних заданий, тем самым обеспечивая активное пролонгирование целостно организованного образовательного процесса.
Наряду с учебным рисованием, основанным на традициях реалистической школы искусства, значительное место в инновационной программе отводится занятиям творческим рисунком, которые характеризуются определенными целевыми, методическими и процессуальными особенностями.
Если учебный вид рисования, имеющий дидактически заданную, штудийную направленность, запрограммирован на формирование конкретной системы академических знаний и выработку соответствующих художественных навыков, то «творческое рисование ведется на основе уже полученных знаний и навыков, во имя создания нового и оригинального» [1, с. 9], что допускает в нем большую степень свободы и креативности.
В отличие от строгого следования законам реалистического изображения, свойственного учебной работе с натуры, процесс творческого рисования ориентирован на раскрытие и совершенствование творческих потенций студентов. По преимуществу, он зиждется на почве личного художественного опыта и эксклюзивного самовыражения обучающихся. Педагогическое руководство в этом случае носит сотворческий - рекомендательный и оценочный характер.
В основу процесса создания творческого рисунка положена деятельность высших психических функций - творческого мышления и воображения, нацеленная на образное отражение действительности и моделирование особой художественной реальности оригинальными графическими средствами, выходящими за типологические рамки учебного рисования.
Это значит, что инновационный подход к данному виду рисунка допускает образно оправданное формальное отступление от натурной конкретики и привнесение в структуру и эстетическую сущность изображаемого предмета или явления феномена собственного видения, образной интерпретации и эмоционального насыщения.
Так, посредством объективизации собственных замыслов, в творческих рисунках каждый автор стремится проявить свою индивидуальную самобытность, что, к примеру, находит яркое выражение в изобразительном решении одной и той же темы, заданной для самостоятельного исполнения. При этом немаловажную роль играет явление апперцепции, как личностный фактор, детерминированный художественным и жизненным опытом авторов.
В работе над творческим рисунком, в зависимости от намеченных задач и в целях достижения максимальной выразительности изображения, активно применяются приемы агглютинации, трансформации, гиперболы, аллегории, гротеска.
Содержание творческих заданий включает широкий круг тем, охватывающий экологические, социальные, культурные явления действительности Бурятии в их многообразном жанровом выражении: портретном, пейзажном, анималистическом, бытовом, историческом, мифологическом, батальном и других.
В частности, для самостоятельного творческого решения обучающимся предлагаются темы: «Мои друзья», «Наши домашние животные», «Мои летние каникулы», «Красота народных традиций», «Масленица. Проводы забайкальской зимы», «Сага-алган. Праздник Белого месяца», «Яркие образы Сурхарбана», «В бурятской юрте. Традиции гостеприимства», «Прогулка по старому Верхнеудинску. Исторический образ столицы Бурятии», «Путешествие по Байкалу», «Профессии нашего края» и другие.
Обращение к разному по характеру тематическому содержанию позволяет студентам глубже вникать в сущность материальных и духовных сторон окружающей действительности, проецируя в наглядной форме собственный взгляд на мир, воплощая в рисунках личное отношение и давая эмоциональную оценку изображаемым событиям и персонажам.
Формирование основ технического мастерства и совершенствование творческих способностей обучающихся на занятиях по рисунку требует вариативного использования в работе разнообразных художественных материалов (цветные карандаши, акрил, соус, восковые мелки, гель, тушь, акварельная, рисовая, тонированная, цветная, фактурная бумага и др.) и инструментов (перо, кисть, рапидограф, тампон, аэрограф и др.). Соблюдение
данного условия, содержащего эвристический компонент и связанного с развитием мотивационной сферы личности, повышает познавательный интерес студентов к творческим инновациям, постепенно переходящий в потребность самостоятельного освоения новых художественных технологий.
Постоянно действующей целевой установкой при выполнении творческих рисунков является образный подход к осмыслению заданной темы и воплощение авторского замысла в форме художественного образа как основополагающей субстанции изобразительного искусства, представляющей собой сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии автора, его мыслей и чувств. Сочетая особую методологическую и ассоциативную природу, художественный образ по своей сути есть ёмкое выражение через единичное конкретное изображение (предмет, событие, пейзаж и др.) категорий общего порядка - идей, явлений, экзистенциальных смыслов, имеющих типический характер и существенное духовно-практическое значение, заключающих в себе широкий круг социальных, экологических, гуманитарных ценностей. Иными словами художественный образ можно определить как выражение типичного через характеристику индивидуального.
Эффективно развивающим в интеллектуальном, культурном, творческом отношениях видом занятий по рисунку является иллюстративная деятельность. В качестве исходного материала для иллюстрирования служат произведения классической и современной литературы, малые и крупные формы устного фольклора.
Согласно принципу взаимосвязи обучения с явлениями окружающей действительности, в содержание рабочей программы по рисованию включен материал национального культурного компонента Бурятии. Так, в число иллюстрируемых этнокультурных первоисточников входят произведения бурятского народного эпоса «Гэсэр», «Аламжи-Мэрген», «Шоно-Батор» и другие.
В контексте означенного направления работы обучающимся дается комплекс специальных знаний, объясняющий специфику иллюстративного оформления, раскрывающий принципы, законы и выразительные средства современной книжной графики.
Данный вид художественной деятельности осуществляется при условии самостоятельного выбора студентами фрагмента литературного или фольклорного произведения, подлежащего иллюстрированию, а также соответствующего - книжного или станкового формата.
Для успешного выполнения задания обучающийся на стадии эскизирования должен сформировать четкое представление о главных и второстепенных персонажах, определить образный ряд предметного стаффажа (бытовой, природный, архитектурный и т. д.) и на этой интродуктивной основе предложить оригинальное композиционное решение иллюстрации.
Создание серийного иллюстративного оформления печатного издания предполагает наличие единого концептуального подхода к его образному строю. Положенный в основу данного процесса синтез литературного начала и его наглядного воплощения должен стилистически и контекстуально отражать в образах книжной иллюстрации органичную связь художественной формы и содержания.
На пути своей реализации эта многокомпонентная, интегра-тивная деятельность требует от иллюстратора строгого следования лейтмотиву авторского замысла, выразительному языку и особому духовному пафосу произведения, выявления его главной идеи, наделения персонажей точными индивидуальными характеристиками, убедительной передачи сюжетного взаимодействия между ними и, наконец, определенной эмоциональной окраски иллюстративного изображения с помощью созвучной гаммы выразительных средств (линеарных, тональных, колористических, пластических, фактурных и др.).
Как свидетельствует опыт, работа в иллюстративном жанре оказывает положительное влияние на общее и художественное развитие обучающихся. В регулярном общении с текстовым материалом происходит формирование их образного мышления, совершенствование читательской культуры, дающей понимание коннотативных особенностей языка литературных произведений, что находит сублимированное выражение в иллюстративных образах, запечатленных в эмоционально яркой визуальной форме.
Инновационным аспектом в системе обучения рисунку, построенной на основе европейской академической школы, явля-
ется знакомство с искусством традиционной восточной графики (Монголия, Китай, Япония, Корея, Вьетнам и др.), самобытность которой определяется своеобразием художественных материалов (тушь, шелк, рисовая бумага и др.), технических приемов, эстетических принципов, композиционного строя, образного решения картинного пространства. При этом ее содержание характеризуется преобладанием типологически устойчивых пейзажных и анималистических мотивов, присутствием в структуре изображения шрифтовых элементов (иероглифических знаков), сочетающих в своем начертании эстетическую и семантическую сущность, как маркерный признак ориентальной культуры. В то же время отдельно взятые или определенным образом сгруппированные на картинной плоскости единицы каллиграфического письма могут иметь самоценное художественное значение и представлять собой композиционно завершенное произведение восточной графики.
Учитывая особенности методики преподавания изобразительного искусства в школьных условиях, где существенное внимание отводится демонстрированию педагогом последовательности выполнения изображения средствами меловой наглядности [3], в содержание учебной программы по рисунку входит обучение студентов технологии работы на классной доске, отличной своим масштабом, техникой и материалами [4, с. 23].
Специфика этого вида деятельности и рекомендации по овладению практическими навыками быстрого рисования изложены в научно-методических трудах Г.Г. Виноградовой, Н.П. Косте-рина, А.Е. Терентьева и других авторов. В них подчеркивается, что пояснительные педагогические рисунки импровизационного и репродуктивного характера, воспроизводимые учителем по ходу урока теми или иными графическими средствами, «должны отличаться не только высокими дидактическими качествами, но и ярко выраженными художественными достоинствами. Только тогда эти рисунки успешно выполнят свои функции» [5, с. 5].
Совершенствование художественно-педагогической подготовки будущих учителей в области рисунка, помимо собственно занятий изобразительной деятельностью, происходит путем
Библиографический список
коллективного просмотра и обсуждения их учебных и творческих работ в течение образовательного процесса. Анализ академических рисунков проводится в соответствии с апробированной системой критериев оценки качества продуктов изобразительной деятельности (критериальный аппарат представлен в научных и учебно-методических публикациях В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова и др.).
Наряду с коллективными видами педагогической коммуникации в ходе учебных занятий, столь же важное формирующее значение имеет личностно ориентированное общение со студентами в условиях внеучебной деятельности (индивидуальные консультации, выбор, с учётом степени сложности, тематики персональных творческих заданий, анализ и оценка самостоятельно выполняемых графических работ и др.). Оказывая интенсивное влияние на духовную и деятельную стороны субъектов обучения и позволяя дифференцированно осуществлять проективную функцию путём создания для них «зоны ближайшего развития», рассматриваемый аспект педагогической работы являет собой важное звено системы художественного образования и воспитания личности будущего учителя.
Эффективной формой контроля, наглядного отражения результатов обучения и стимулирования изобразительной деятельности студентов служит регулярная организация выставок учебного и творческого рисунка, в том числе на конкурсной основе. Текущие и отчетные экспозиции проводятся как в условиях Бурятского государственного университета, так и вне учебного заведения (Художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Музей истории г. Улан-Удэ, Дом работников образования и др.).
Таким образом, разносторонний, системно организованный подход к обучению рисунку, осуществляемый на интегративной основе с использованием инновационных и научно апробированных педагогических технологий, а также непосредственно сопряженный с мерами развивающего характера, позволяет обеспечить оптимальный результат формирования профессионально значимых личностных качеств и художественно-педагогических компетенций будущих учителей в соответствующей области специального высшего образования.
1. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Москва: Просвещение, 1976.
2. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция. Москва: Просвещение, 1989.
3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва: Альянс, 2014.
4. Костерин Н.П. Учебное рисование. Москва: Просвещение, 1980.
5. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Москва: Просвещение, 1981. References
1. Rostovcev N.N. Uchebnyjrisunok. Moskva: Prosveschenie, 1976.
2. Rostovcev N.N., Ignat'ev S.E., Shorohov E.V. Risunok. Zhivopis'. Kompoziciya. Moskva: Prosveschenie, 1989.
3. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva vshkole. Moskva: Al'yans, 2014.
4. Kosterin N.P. Uchebnoe risovanie. Moskva: Prosveschenie, 1980.
5. Terent'ev A.E. Risunok vpedagogicheskojpraktike uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 1981.
Статья поступила в редакцию 10.03.17
УДК 514(075.8):81(075.8)
Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), Е-mail: docentirina@mail.ru
Safarova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), Е-mail: docentirina@mail.ru
ON TEACHING OF PARTICULAR QUESTIONS OF STEREOMETRY IN A SCHOOL COURSE OF GEOMETRY. In the paper the authors study one of the most pressing and complex issues of teaching a school course on geometry concerning spatial images of shapes. The authors focus on developing imaging algorithm of spatial shapes at geometry lessons in school. The research work identifies and describes characteristics of imaging techniques of an n-cornered prism and an n-cornered pyramid. Considerable attention is paid to the methodological diagram of drawing round bodies: cylinder, cone, sphere. The techniques of teaching the basic concepts of the theory of images and descriptive geometry methods have been implemented at lessons in the course of school geometry and have proved to improve the efficiency of acquisition of the studied material.
Key words: school geometry, image spatial shapes, prism, pyramid, cylinder, cone, sphere.
И.В Прояева, канд. ф.-м. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, Е-mail: docentirina@mail.ru
А.Д. Сафарова, канд. пед. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, Е-mail: docentirina@mail.ru