Научная статья на тему 'Nature factor in the process of artistic education'

Nature factor in the process of artistic education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ИСКУССТВО / ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ / NATURE / ART / EDUCATION / CREATIVE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Paznikov Oleg Ivanovich

The article considers a role of nature factor in artistic education of primary schoolchildren, analyzes the major aspects of pedagogical work in the process of communicating with environment of Buryatia. The applicable ways of pupils artistic development with the help of natural means are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Nature factor in the process of artistic education»

УДК 37.036

О. И. Пазников

ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В данной статье рассматривается роль природного фактора в художественном воспитании младших школьников. Анализируются основные аспекты педагогической работы в процессе общения с природной средой Бурятии. Предлагаются оптимальные пути художественного развития учащихся природными средствами.

Ключевые слова: природа, искусство, воспитание, творчество, развитие.

O.I. Paznkov

NATURE FACTOR IN THE PROCESS OF ARTISTIC EDUCATION

The article considers a role of nature factor in artistic education of primary schoolchildren, analyzes the major aspects of pedagogical work in the process of communicating with environment of Buryatia. The applicable ways of pupils’ artistic development with the help of natural means are offered.

Keywords: nature, art, education, creative, development.

Процесс художественного воспитания учащихся, осуществляемый в условиях Республики Бурятия, детерминирован рядом объективных факторов, спонтанно оказывающих прямое и косвенное влияние на данный аспект педагогической работы школы.

Одним из главных факторов, имеющих огромное значение для начального художественного воспитания, является окружающая природная среда, в условиях которой и во взаимодействии с которой реализуется школьный педагогический процесс и протекает деятельность ребенка во внешкольное время.

Влияние данного фактора весьма существенно, поскольку с позиций системного подхода «художественное воспитание, то есть воспитание посредством искусства (художества), есть лишь составная часть эстетического воспитания, включающего в себя все проявления красоты, и в первую очередь - в природе». [6, с.97] При этом «природа выступает в художественном освещении как естественная среда, в которой живет и действует человек и которая так или иначе способствует проявлению его сущности, а также в качестве совершенно самостоятельного объекта». [6, с.143]

Ввиду объективного влияния природной среды на формирование сознания личности, ее мировоззрения и эстетических взглядов, в число обязательных задач проводимого исследования входит сублимирование спонтанного действия данного фактора в педагогически направленное русло, обусловленное четко определенными формирующими целями. Для этого необходимо выявление развивающего потенциала региональной природной среды с учетом ее материальных и духовных составляющих.

Субъективная сторона данной проблемы выражается в характере мышления и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. Точное определение этому феномену дает К.Д. Ушинский. «Дитя, если можно так выразиться, - пишет он, - мыслит формами, красками, звуком, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки -словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [8, с. 371].

На основе анализа философской, искусствоведческой, педагогической литературы (работы И. Канта, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Алпатова, А.В. Бакушинского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоц-ци, К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, С.Т. Шацкого, Н.П. Федоровой, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Смольянинова, Б.Т. Лихачева, Л.В. Компанцевой и др.) и практического опыта мы выделяем следующие аспекты природного действия, оказывающие при педагогически опосредованном подходе к их реализации эффективное влияние на общее и художественное развитие учащихся.

Во-первых, в формирующей системе художественного воспитания природа рассматривается как первоисточник естественной гармонии и красоты. В этой своей ипостаси, получившей обоснование в трактатах философов (Ж.-Ж .Руссо, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, А. Баумгартен, Н.Г. Чернышевский,

2011/1

М.Ф. Овсянников и др.), высказываниях художников (Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Д. Рейнольдс, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, Н.П. Крымов, С.В. Герасимов и др.), трудах педагогов (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Смольянинов и др.), она являет собой базовый объект наблюдения и сензитивное средство воспитания визуальной культуры учащихся. В целом природная среда представляет постоянно меняющуюся картину натурных явлений, эстетическое восприятие и понимание которых требует организации регулярного общения с ней.

Приоритетное значение природного фактора как комплексного источника эстетических ощущений и средства развития органов чувств отмечает в своем труде «Эмиль, или О воспитании» великий французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, все занятия должны протекать среди природы, так как общение с природной средой воспитывает любовь к ней и к ее красотам. При этом природосообразный подход к развитию ребенка автор непосредственно связывает с обучением рисованию. «Дети великие подражатели, - пишет Ж.-Ж.Руссо, - все пытаются рисовать: я бы желал, чтобы мой [Эмиль] занимался этим искусством не ради искусства собственно, но чтобы приобресть верность глаза и гибкость руки; да и вообще не то важно, чтобы он знал то или другое занятие, а чтобы он приобрел остроту чувств и телесные навыки, даваемые этим занятием». Далее, излагая свой методический подход к организации процесса освоения изобразительной грамоты, он делает вывод: «Итак, я остерегусь приглашать для него [Эмиля] учителя рисования, который научит его подражать подражаниям и рисовать с рисунков; я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы, и других образов, кроме самих предметов. Я хочу, чтобы у него перед глазами был сам оригинал, а не бумага с его изображением, чтобы он рисовал дом с дома, дерево с дерева, человека с человека и приучился таким образом наблюдать тела и их видимые формы, а не принимать ложные и условные подражания за верные».

Красота и многообразие природных ландшафтов Бурятии создают благоприятные возможности для формирования у детей наглядных представлений о различных формах проявления прекрасного в окружающей действительности. Не случайно А.П. Чехов, проезжая по территории Забайкалья во время путешествия на Сахалин, замечает, что до Байкала была «сибирская проза», за Байкалом же начинается «сибирская поэзия». Под впечатлением увиденных здесь георельефных и природнорастительных зон он пишет: «... Селенга - сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния - и так всю тысячу верст» [1, с. 30].

Во-вторых, природа выступает источником творческого вдохновения и эстетических чувств - непременных составляющих художественного и эмоционального воспитания, недостатки которого, по словам В.А. Сухомлинского, еще более трудно восполнимы, чем недочеты в умственном развитии учащихся.

Данное положение согласуется с тем, что художественное воспитание «должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание, воспитание чувств, умения глубоко пережить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности» [5, с. 118].

Огромное влияние природного фактора на чувственную сферу личности, подобное эстетическому воздействию искусства, подчеркивает в своем научном исследовании «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.) выдающийся философ-просветитель Н.Г. Чернышевский. Другой известный философ и публицист Н.П. Огарев, задаваясь вопросом: «Отчего природа на меня производит впечатление гораздо сильнее, чем искусство?», видит ответ в том, что «в искусстве ты переводишь в свое сознание - сознание другого, а среди природы ты сам создаешь свое сознание о ней и внутренняя деятельность должна быть гораздо сильнее». В унисон сказанному звучат слова П.И. Чайковского о том, что «восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» [6, с. 98].

По мнению исследователей, «эстетическое существует реально и объективно. Предметы и явления природы эстетически оцениваются человеком в зависимости от уровня культуры, образования, духовных потребностей, наконец, специальной художественной подготовки» [4, с. 38].

Раскрывая ни с чем не сравнимую воспитательную силу природного фактора, К.Д. Ушинский отмечает, что «один день, проведенный ребенком среди рощ и полей. стоит многих недель, проведенных на учебной скамье», поскольку «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [8, с. 52]. При этом эстетическое чувство, получаемое от природы, по словам В.Г.Белинского, должно возвыситься

на степень эстетического вкуса, приобретенного изучением и развитием.

Согласно результатам педагогических исследований (Е.В. Язовицкий, В.А. Сухомлинский, В.С. Кузин, И.Ф. Смольянинов, Б.Т. Лихачев, В.Г. Смирнов, Л.В. Компанцева и др.), только непосредственное и систематическое общение с разнообразными природными явлениями может дать ребенку глубокое и полное ощущение их эстетического содержания. Руководство учителя процессом приобретения детьми чувственного опыта через ощущения и восприятия делает его незаменимым средством обучения и воспитания.

Постоянное педагогически организованное общение с природой формирует у ребенка способность эстетического восприятия и эмоциональную отзывчивость на проявление красоты окружающего мира. Опыт такого общения служит важной духовной предпосылкой для встречи с искусством, как особой художественной реальностью, выражающей тончайшие оттенки природных явлений, глубочайшие настроения и переживания человека. «Азбукой познания живописи» называет В.А. Сухомлинский непосредственное наблюдение природы. «Чтобы понимать, переживать и любить живопись, -пишет он, - человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы» [7, с. 182].

Однако полноценное эстетическое воздействие природного фактора на чувственную сферу личности возможно лишь в том случае, если реципиент обладает способностью эстетического восприятия.

Как известно, смотреть и видеть - не одно и то же. Между тем «зрение многих людей, по словам французского живописца Э.Делакруа, искажено или лишено восприимчивости. Они видят вещи буквально, они не различают ничего изысканного» [6, с. 70]. В этом заключается суть одной из проблем, которую необходимо решать с первых шагов художественного воспитания учащихся.

Отсюда к числу главных задач в работе с младшими школьниками относится воспитание у них способности эстетического видения. «Воспитать глаз эстетически, считает И.Ф. Смольянинов, значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изысканное в вещах и, следовательно, наслаждаться такими открытиями» [6, с. 70].

В то же время в процессе организации эстетического наблюдения необходимо развивать у детей способность синкретически целостного восприятия окружающих объектов. В этом отношении примечательно высказывание В.А. Сухомлинского, утверждающего, что «красота сама влияет на душу и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты» [7, с.186]. К тому же принципиально важное значение имеет тезис В. А.Сухомлинского о том, что «красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность» [7, с. 71].

С целью эстетического обогащения воспитанников в ходе природного «погружения» перед школьниками ставятся задачи развивающего типа, активизирующие их мыслительную и сенсорную деятельность: дать образные определения наблюдаемым объектам; описать эмоциональное состояние природы; выразить свое настроение и чувства, вызываемые картинами природы; привести поэтические строки, соответствующие характеру воспринимаемых явлений.

Непосредственная и постоянная близость к природным источникам красоты, к естественным натурным формам при условии целенаправленного, педагогически грамотного использования этого развивающего фактора создает известные преимущества в художественно-эстетическом развитии сельских детей. В этой связи Б.Т. Лихачев коррелятивно замечает, что «сельский школьник постоянно общается с природой. Встреча с ней в художественных произведениях для него радость узнавания и осознания прекрасных мгновений, более глубокое проникновение в красоту того, что уже знакомо. Городской ребенок, нередко лишенный постоянного и систематического общения с природой, проделывает обратный путь: от красоты природы, познанной в искусстве, к реальной природной красоте. Воображая, вглядываясь, вслушиваясь в произведение искусства, ребенок осознает и делает для себя эстетически значимой красоту запечатленного момента жизни природы. Общаясь после этого с реальной природой, городской школьник уже не скользит по ней равнодушным, неразвитым, индифферентным взглядом. Он останавливается на уже знакомых, виденных, запечатлевшихся в сознании, будивших эстетическое чувство картинах природы, находит красоту в живой картине реальной действительности» [2, с. 97].

В-третьих, природа родного края является неиссякаемым источником художественным образов, основой для формирования реалистических представлений и зрительной памяти учащихся, без чего невозможно успешное выполнение работ на темы окружающей действительности.

2011/1

Специально организуемые наблюдения образов флоры и фауны родного края, сопровождаемые методическими действиями учителя, позволяют перманентно расширять кругозор детей в области природных форм и явлений, рассматривать существующие между ними причинно-следственные связи и зависимости.

Однако природа заключает в себе не только реальные образы. Многое в ней можно раскрыть с неожиданной стороны, приложив для этого определенные творческие усилия. Так, следуя совету великих мастеров (Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо и др.), необходимо учить детей замечать в форме, силуэтах, цветовых сочетаниях природных объектов самые необычные образы, прибегая к помощи фантазии.

Полученные зрительные впечатления, эмоциональные и предметные ассоциации, обогащенные сенсорным опытом ребенка, создают благоприятную почву для развития творческого воображения, которое имеет продуктивный выход в процессе занятий тематическим и декоративным рисованием.

При этом главной целью проводимой работы во взаимодействии с природной средой является формирование у младших школьников основ образного видения натуры, то есть умения «в частном видеть общее и отличать его от случайного» [3, с. 60].

В-четвертых, включение природного фактора в систему начального художественного воспитания способствует реализации дидактических задач, связанных с изучением основ изобразительной грамоты.

Так, учебно-познавательная работа, проводимая в условиях природного пространства, позволяет моделировать необходимые наглядно-методические ситуации, что максимально приближает объяснение учителя к конкретному типу восприятия младших школьников.

Рассмотрение на реальных примерах строения объемно-пространственных форм, элементарных законов наглядной и световоздушной перспективы, светотени, цветоведения оптимизирует процесс обучения реалистическому изображению. Одновременно дети усваивают новые для них понятия: «линия горизонта», «передний план», «дальний план», «падающая тень», «рефлекс» и другие, пропедевтически значимые для последующего анализа пейзажных произведений и самостоятельного выполнения композиций на темы природы.

Внимание школьников обращается на геометрически обобщенную и комбинированную форму природных объектов, разноплановое расположение предметов в пространстве, многообразие цветовых оттенков, особенности солнечного освещения, отражений на водной поверхности и другие объективные закономерности.

Наряду с наглядно-дидактическим объяснением учителя в программу занятий входит выполнение школьниками с натуры набросков отдельных растительных форм, окружающего ландшафта, элементарных цветовых упражнений на соответствие колористическим особенностям пейзажа. Сочетание методов познавательной и творческой деятельности, опосредованных природным фактором, способствует системному раскрытию его развивающего потенциала, позволяет интенсифицировать процесс художественно-педагогической работы, дает импульс совершенствованию креативных способностей учащихся.

Тем самым теоретические аспекты программного знания по изобразительному искусству реализуются в тесной связи с практикой природосообразного обучения и воспитания, развитием у детей пространственного мышления, образного восприятия, наблюдательности, цветоощущения и других полезных в художественном отношении личностных качеств.

Как показывает опыт, систематическая учебная и кружковая работа, проводимая в пленэрных условиях, позволяет уже на раннем этапе обучения изобразительному искусству преодолеть значительную часть стереотипов, свойственных рисункам младших школьников (линейное (фризовое) расположение предметов, незаслоняемость объектов, схематическое изображение природных форм, отсутствие пространственных планов, однотипность цветового решения и др.), вызванных недостатком у детей соответствующих знаний, натурных представлений, зрительной памяти, воображения. Эффективность развития последних находится в прямой зависимости от успешной реализации природообусловленного методического подхода к изучению основ изобразительной грамоты и организации сопутствующей развивающей деятельности.

В-пятых, природная среда служит источником разнообразного художественного поделочного материала, которым богат таежный, степной, акваториальный мир Бурятии (еловые шишки, кедровые орехи, листья и хвоя, ягоды рябины и облепихи, береста, мох, папоротник, цветы багульника, байкальская галька и другие).

Использование этого природного потенциала в художественной практике младших школьников существенно расширяет возможности творческого развития учащихся, повышает интерес к изобразительной, декоративной, пластической видам деятельности. При этом знакомство с естественными, поделочными и эстетическими свойствами натуральных материалов в процессе сбора и работы с ними обогащает общий и художественный кругозор детей, развивает эстетический вкус, способствует овладению такими выразительными средствами, как фактура, текстура, пластика, тон, колорит.

Поэтому программа формирующего исследования содержит методически обоснованные прикладные виды работ инновационного характера, связанные с освоением новых для детей технических навыков изображения и декоративного оформления (флористика, аппликация, мозаика, «лесная скульптура», макетирование, икебана, корнепластика и другие), дифференцированные с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Занятия художественной обработкой природных материалов находят широкое использование в условиях учебной и кружковой работы, в системе межпредметных связей.

Вследствие применения арсенала природных средств осуществляется практическое знакомство детей с различными техниками и приемами создания образов из натурального поделочного сырья, что является одним из оптимальных путей творческого развития личности ребенка, формирования у школьников кинетических навыков, развития мелкой моторики, координации движений, функционально востребованных во многих видах продуктивной учебной и самостоятельной креативной деятельности учащихся.

Таким образом, включение природного фактора в систему начального художественного воспитания позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач, способствующих оптимизации работы по изобразительному искусству в школах Республики Бурятия. Тем самым открываются широкие возможности для общего и художественного развития учащихся, совершенствования у них таких универсальных личностных свойств и качеств, как наблюдательность, эстетическое восприятие, зрительная память, образное мышление, пространственное представление, творческое воображение, художественный вкус и другие.

Литература

1. Верхнеудинск-Улан-Удэ. От острога до столицы / авт.-сост. Б.Б. Михайлов, С.М. Конечных, Т.Р. Санжицыбикова. -Улан-Удэ, 1995.

2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985.

3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.

4. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1997.

6. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С.Соловейчик. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988.

8. Ушинский К. Д. Сборник сочинений. - Т. 11. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.

Пазников Олег Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета, тел. (301-2) 442395.

Paznikov Oleg Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of methods of humanitarian disciplines, Buryat State University.

УДК 37.036

З.И. Пазникова

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе экспериментального исследования определены педагогические условия художественно-творческого развития детей с учетом народных художественных традиций Бурятии.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество детей дошкольного и младшего школьного возраста, народные художественные традиции Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.