Научная статья на тему 'О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства'

О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2355
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / AESTHETIC EDUCATION / FORMATION / ESTHETIC ATTITUDE TO REALITY / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / ARTISTIC CREATIVITY / TRAINING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинтер Светлана Михайловна

Статья посвящена анализу эстетического воспитания в школе, основной целью которого является формирование эстетического отношения к действительности. Выявлено, что декоративно-прикладное искусство как вид художественно-творческой деятельности охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно влияет на формирование личности ребенка, на равных с другими видами художественного творчества является действенным средством в формировании эстетического отношения к действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF AESTHETIC ATTITUDE TO THE REALITY BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS

This article is dedicated to the analysis of aesthetic education in school. The main goal of such education is the formation of students' aesthetic attitude to the reality. It has been found out that decorative and applied arts as a form of art creative activity cover all human activity spheres. It has an influence on the formation of a child's personality and it is very effective in the formation of an aesthetic attitude to the reality equally with other ways.

Текст научной работы на тему «О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства»

О ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Эстетическое воспитание, формирование, эстетическое отношение к действительности, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, средство воспитания.

Социально-политические изменения, происходящие в нашей стране, привели к серьезнейшему кризису в разных сферах жизни общества — социальных отношениях, экономике, правопорядке, образовании, воспитании. Большой ущерб причинен человеку в его нравственном и духовном развитии, снизился престиж культурных ценностей на фоне стремления к ценностям материальным. Это привело к деформации нравственной атмосферы, духовного здоровья, осложнениям в демократизации общества и другим проблемам.

Исторический опыт развития человечества заставляет нас убедиться в том, что одни лишь изменения социально-экономических условий не в состоянии обеспечить духовный рост личности. Воспитание человека — сложный процесс, в котором участвует множество факторов. Среди них большую роль играет эстетическое воспитание, которое является эффективным средством формирования гармоничного человека, использующим в своем арсенале такое орудие, как искусство. Но сегодня в нашем образовании существует устойчивая ориентация на рационально-логическое обучение, способствующее интеллектуальному развитию личности, а предметы эстетического цикла продолжают вытесняться из учебных планов. И как следствие, дефицит «эмоционально-ценностного отношения к миру приводит к грубости, цинизму, примитивности жизненных ориентаций школьников» [Степанова, 1999, с. 57].

О первостепенной важности эстетического воспитания говорил в свое время В.А. Сухомлинский: «Если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Самое главное средство самовоспитания души — красота. Красота в широком смысле — и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми» [Сухомлинский, 1987, с. 38—39].

Изучение и анализ сущности эстетического воспитания позволяют вычленить формирование эстетического отношения к миру, к действительности как прямое назначение процесса эстетического воспитания и как одну из его основных функций. Эстетическое отношение — существенный компонент социально зрелой личности, определяющий ее идейно-эстетическую направленность, его формирование приобретает особое значение, стимулирующее познавательную, эмоцио-нально-образную и творческую сферу учащихся.

Базовыми для нашего исследования в изучении этого вопроса стали труды М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Т. Махлиной, В.Н. Мясищева, Л.П. Печко, П.С. Писарского, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Сысоевой, Л.Н. Столовича, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

Большое значение в разработку идей эстетического воспитания, предполагающих формирование эстетического отношения, внесли А.И. Буров, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, A.C. Макаренко, Б.М. Неменский и др. Проблему формирования эстетического отношения к действительности как прямое назначение эстетического воспитания рассматривали А. Карталов, A.A. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлин-ский, Л.С. Сысоева, Е.М. Торшилова, Е.В. Шевцов и др.

Механизмы формирования эстетического отношения к действительности в развитии младших школьников, проблему чувств и эмоций в психологии изучали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, A.A. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, в эстетических трудах — А.И. Буров, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев и др.

На особенности, пути и средства формирования эстетического отношения в процессе эстетического воспитания обращали внимание в своих исследованиях Т.М. Галимова, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Н.Л. Лайзеров, A.A. Мелик-Пашаев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпика-лова, Г.П. Шевченко, Е.В. Шевцов, Б.П. Юсов, В.В. Ячменева и другие.

Анализ научной педагогической литературы свидетельствует о том, что в этом направлении накоплен богатый положительный опыт, разработаны и разрабатываются различные теоретические и методические приемы формирования у учащихся эстетического отношения к действительности. Современное общество заинтересовано в гармоничной, эстетически развитой личности, способной понимать и создавать красоту в самых разных условиях; сознательно направленной на эстетическое преобразование действительности. Целенаправленно формированием эстетического отношения к действительности сегодня занимаются в начальной школе в процессе художественно-творческой деятельности. К сожалению, происходит это, как правило, всего один раз в неделю, на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Это очень ограниченная палитра условий и средств формирования эстетического отношения к действительности. Если учесть, что младший школьник находится в школе почти весь день, то оказывается, что основная часть жизни его наполнена минимальными условиями формирования эстетического отношения к действительности. И как результат — недостаток условий и средств приводит к тому, что процесс формирования эстетического отношения к действительности не получает полноценного развития. Решение этой проблемы, на наш взгляд — одна из важнейших задач отечественной школы.

Сегодня директорам учебно-воспитательных учреждений и центров предоставляют право самим определять образовательные программы в пределах разработанных и утвержденных Министерством образования РФ основных базовых показателей по всем предметам школьного цикла: что ввести в основную сетку школьных часов, что перевести в факультативы, а что-то и в дополнительные занятия [Современные концепции эстетического воспитания... 1998, с. 7]. Создан значительный выбор программ, все они вариативны, учитывают региональный компонент, большинство из них разработаны для детей всех возрастов — с 1 по 11 класс. Причем многие программы снабжены краткими методическими рекомендациями, которые задают педагогу общее направление преподавания, а конкретную методику каждый квалифицированный педагог творит сам, руководствуясь и собственным опытом, и знаниями, и обеспеченностью школы техническими средствами обучения и общим развитием ребят.

К сожалению, большинство проектов реформирования системы образования на государственном и на научно-экспериментальном уровнях почти обходят стороной вопрос о перераспределении часов между естественнонаучным и социогума-

янтарным образованием. Хотя на обыденном уровне сегодня мало кто сомневается в том, что образованный, культурный, эмоционально, интеллектуально развитый человек более продуктивен для культуры и цивилизации, чем человек, всецело погруженный только в мир знаний, умений и навыков, нежели в творческую атмосферу жизни [Современные концепции эстетического воспитания..., 1998].

Нами были проведены статистические исследования по поводу того, сколько процентов учебных дисциплин художественно-эстетического направления есть в образовательных учреждениях одного из микрорайонов г. Красноярска. Общеобразовательных учреждений насчитывается 21, из них с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (МХК, ИЗО, музыка) — 3; учреждений дополнительного образования — 4, имеющих студии и кружки художественно-эстетического цикла — 1. Таким образом, от общего количества образовательных учреждений только 16 % имеют дисциплины художественно-эстетического направления. Количество школ, имеющих предметы художественно-эстетическо-го направления, - 13 (фольклор, театр, сценическая речь, хоровое пение, флористика, ритмика, хореография, прикладное искусство, художественный труд, история музыки, музыкальная литература, искусствознание). При таком большом перечне предметов следует отметить, что преподаются они в основном на I и II ступенях, III ступень (дети старшей школы) имеет возможность изучать предметы художественно-эстетического цикла только в 5 школах. Из них декоративно-прик-ладное искусство и художественный труд преподаются в 3 школах. Количество программ с углубленным изучением отдельных предметов (музыка, ИЗО, МХК), используемых образовательными учреждениями Октябрьского района г. Красноярска, 3: это школы № 21, 96, и 133. А также работает социально-педагогическая программа — проект «Русская эстетическая школа в контексте поликультурного образования» в школе № 96.

Формирование у младших школьников эстетического отношения к действительности можно сделать более продуктивным, если ввести учащихся, одновременно с общим образованием в систему дополнительного эстетического воспитания. Мы рассмотрели педагогические условия формирования эстетического отношения к действительности с помощью средств декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства в силу своей специфики является интегрированным и предполагает использование различных видов творческой деятельности: изобразительное искусство, конструирование, лепка, изучение технологии работы с различными материалами; занятия литературным, театральным и народным творчеством; изучение культурных традиций своего народа, природы, а также многи-ме другие виды творческой деятельности. Освоение основ декоративно-приклад-ного искусства осуществляется с помощью интегрированной программы в эстетически организованной среде детской студии, жизнь и работа которой происходят в школе во второй половине дня, и в то же время не ограничена строгой классноурочной системой. Это помогает ненавязчиво, в свободной демократичной атмосфере эстетически формировать у ребенка целостную картину мира, воспринимать и осознавать богатство и многообразие бытия, восстанавливать нравственную атмосферу и духовное здоровье подрастающего поколения.

Если более активно создавать в школе детские студии, позволяющие работать с ребенком индивидуально, увеличив количество часов по эстетическому воспитанию, формирование у младших школьников эстетического отношения к действительности будет более продуктивным. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания в этом отношении является самым доступным

и демократичным видом художественного творчества, а также по своему языку ближе всего детскому мышлению. Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но, прежде всего, в его духовном мире [Горяева, 2003, с. 4].

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием «народное искусство»; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся высоким признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.

Народное декоративное искусство — часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, самобытность, национальная психология. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при его доступности — незаменимое средство воспитания ребенка. Использование народного декоративного искусства в работе с детьми — это воспитание любви к Родине, своему народу. В отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве родном и близком, искусстве того края, где живет человек. Б.М. Неменский подчеркивает, что ребенка необходимо «привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа» [Неменский, 1989, с. 142].

Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое, оно существует рядом с нами и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками традициями и обычаями народа. Декоративное искусство материализуется в предметах и вещах, вызывая чувства и формируя вкус.

Каждое дело, совершаемое в обществе, и каждый предмет, функционирующий в культурной жизни людей, оказывают то или иное эстетическое воздействие, формируют или деформируют эстетическое сознание человека, развивают или развращают его в эстетическом отношении точно так же, как и в нравственном. Эта неспециализированность, тотальность, всепроникающая сила эстетического воспитания делают его необходимым звеном культуры [Каган, 1989, с. 15, 22].

Безграмотность многих людей в области декоративно-прикладного искусства приводит ко многим социальным сбоям и личным нравственным срывам. Специалисты отмечают, что общество до сих пор не выработало планомерной системы обучения языку декоративного искусства и каждый проходит школу языка общения совершенно самостоятельно, стихийно. Декоративные искусства окружают нас повседневно, мы повсечасно общаемся с ними. В силу этого безграмотность может приводить к еще более серьезным нравственно-социальным последствиям, чем в области изобразительных искусств [Неменский, 1989, с. 114]. Социальная, человеческая цель декоративно-прикладного искусства и есть его цель художественная [Неменский, 1989, с. 116].

На основании вышеизложенного хотелось бы констатировать, что декоративноприкладное искусство, на равных с другими видами художественного творчества,

является тем действенным средством в формировании эстетического отношения к действительности, которое, воздействуя на личность:

— обогащает ее эмоциональный и практический опыт, формирует вкус;

— развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал;

— способствует воспитанию эстетических способностей;

— развивает природные задатки детей, их нравственные качества;

— настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную деятельность;

— отвечает их духовным потребностям, воспитывает любовь к своему народу;

— удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств.

Библиографический список

1. Горяева H.A. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5кл. / под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2003. 109 с.

2. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. с. 121.

3. Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры. М., 1989. С. 15-22.

4. Кпященко Н.И., Лайзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. 192 с.

5. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы. Новое педагогическое мышление / под ред. A.B. Петровского. М., 1989.

6. Современные концепции эстетического воспитания. Теория и практика / отв. ред. д-р филос. наук Н.И. Кпященко. М., 1998.

7. Степанова Л.А. П.Ф. Каптерев: Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1999. № 6. С. 57-61.

8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1987.

9. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности / отв. ред. канд. филос. наук Е.М. Торшилова. М.: Изд. АПН СССР, 1983. 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.