ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. Статья посвящена решению одного из мало разработанных аспектов проблемы - формированию эстетического отношения школьников к окружающей действительности. Авторы исходят из того, что народное декоративно-прикладное искусство представляется возможным органично включить в педагогический процесс, приобщая учащихся школ к эстетическим ценностям, развивая их творческий потенциал, формируя эмоционально-чувственные связи и эстетическое отношение к окружающей действительности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное образование, формирование эстетического отношения, окружающая действительность, декоративно-прикладное искусство.
FORMING OF AESTHETIC RELATION OF SCHOOLCHILDREN TO SURROUNDING REALITY BY FACILITIES DECORATIVELY-APPLIED ART
Annotation. The article is devoted to the decision of one of the small worked out aspects of problem -forming of aesthetic relation of schoolchildren to surrounding reality. Authors come from that the folk decoratively-applied art is possible organically to plug in a pedagogical process, attaching schools of students to the aesthetic values, developing their creative potential, forming emotionally-perceptible connections and aesthetic attitude toward surrounding reality. Keywords: aesthetic education, artistic education, forming of aesthetic relation, surrounding reality, decoratively-applied art.
Социокультурные процессы, происходящие на современном этапе развития общества, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентаций личности школьника, положенных в основу эстетического постижения мира. Особое значение при этом приобретает формирование эстетического отношения к действительности, стимулирующее эмоционально-образную, познавательную и творческую активность учащихся. Решение этой проблемы в педагогической науке предполагает поиск методически эффективного воздействия на развитие личности ребенка, его природных задатков, внутреннего мира и особенностей художественно-эстетического опыта. Анализ практической деятельности школ показывает, что обучение школьников в целом недостаточно учитывает индивидуальные возможности детей, проявления духовной жизни, что не позволяет осознать все богатство и многообразие окружающего мира, эмоционально воспринять его.
Проблема эстетического образования личности связана с таким сложным процессом, как формирование эстетического отношения к окружающему миру, что само по себе всегда вызывало дискуссию и полемику ученых в науке. Эстетическое отношение к окружающему миру является важной характеристикой воспитанности человека, его общей и профессиональной культуры. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования эстетического отношения учащихся к действительности как фактора интенсивного развития личности школьника, самообогащения его внутренних резервов.
В современный период категорию отношения в системе эстетического воспитания подрастающего поколения раскрывают в своих работах Д.Н. Джола, В.В. Корешков, Б.Т. Лихачев, А.А. Ме-лик-Пашаев, Л.П. Печко, М.Д. Таборидзе, Н.И. Фатеева и другие. В исследованиях Л.С. Одерий и
© Иманмурзаева А.У., Раджабов И.М., 2015
УДК 373.1
А.У. Иманмурзаева
И.М. Раджабов
Aida Imanmurzaeva Ismail Radjabov
И.А. Лыковой раскрыты пути и средства формирования эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству и предметной среде у детей старшего дошкольного возраста. В работах этих ученых возрастает внимание к поиску методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний об эстетическом, умений воспринимать и ценить красоту мира, начиная с дошкольного возраста, когда закладываются основы эстетического опыта. Однако сами знания об эстетическом рассматриваются как результат и конечный итог успешного обучения. Развитие личности школьника является следствием знакомства с произведениями искусства. При таком подходе ребенок на каждом новом, более высоком уровне обучения испытывает все большие затруднения в постижении смысла эстетического. Причиной является господствующая в школе интеллектуально-познавательная система, мало ориентированная на развитие и саморазвитие индивидуальных особенностей ученика, и неразработанность концептуальных основ теории и практики эстетического отношения учащихся к действительности.
Сегодня в условиях формирования единого образовательного пространства для всей мировой цивилизации стала очевидной глобальная целевая установка на совершенствование системы эстетического образования. В официальных документах международных форумов и семинаров по вопросам эстетического образования последних лет подчеркивается, что оно должно иметь международное измерение, а это обеспечивается обменом знаниями, развитием метазнаний, созданием международных научно-исследовательских проектов в данной области с учетом национальных эстетических ценностей и условий.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации одним из путей эстетического развития личности является включение в педагогический процесс элементов народного декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности.
Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в его художественный образ, формирует личность и поэтому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства является народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процессе формирования эстетического отношения к окружающей действительности.
К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для формирования эстетического отношения к окружающей действительности учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения к окружающей действительности в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре. Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования в формировании эстетического отношения к окружающей действительности школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармоничного сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.
Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой педагогической науки о сущности народного искусства. Важно обратиться к тру-
дам и исследованиям таких известных ученых, как А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Любая изобразительная и декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней. О важности и умении видеть, о роли правильной организации восприятия окружающей действительности, формировании умений учащихся писали П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин и другие. Корифей русской художественной академии П.П. Чистяков подчеркивает в первую очередь знание восприятия предмета в рисовании, обращает внимание на необходимость развития умения видеть целостное и передать предметы окружающей действительности. Он писал: « надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное» [2, с. 134].
Важный вклад в разработку правильного понимания проблемы восприятия реально существующего в деятельности предмета и его изображения - рисунка - вносит фундаментальное исследование Н.Н. Волкова [1]. Автор на основе глубокого анализа обстоятельно показывает, что культура видения и воспроизведения окружающей действительности формируется под определенным воздействием зрительного анализа и синтеза, совершаемых рисующим в процессе изображения. При этом восприятие действительности не является бездумным созерцанием - в него всегда включено понимание особенностей предмета и стадий его изображения. Своим исследованием он утверждает, что «восприятие - центральная проблема психологии», и доказывает, что «развивать наблюдательность, открывать глаза на окружающий мир важно для любой другой профессии, важно для общего роста личности» [1, с. 44]. Основными компонентами и свойствами восприятия окружающей действительности являются его предметность, целостность, контрастность. Одной из определяющих особенностей восприятия окружающего мира как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. В последнем положении имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта на момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности.
«Умственное развитие ребенка, - как писал А.Н. Леонтьев - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» [4, с. 63]. Учитель поэтому должен крайне внимательно подходить к отдельному ученику, тщательно изучить, проанализировать его окружающую среду, бытовые условия, уровень эстетической, творческой подготовленности, характер и интересы учащихся школ к действительности. В большей степени это относится к тем учащимся, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, эстетическим отношением к окружающей действительности, способностями к усвоению предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматривая характер развития эстетического отношения к окружающей действительности учащихся с помощью декоративно-прикладного искусства, можно констатировать, что эстетическое отношение -это, прежде всего, такой тип эстетического творчества, который происходит при более интенсивной психической деятельности учащихся.
«Первое, чем неизменно характеризуется эстетическое отношение, - пишет философ А.А. Мелик-Пашаев, - непосредственное переживание человеком единства с окружающей действительностью: внешний мир не противостоит ему ... но открывается как мир человека, родственный и понятный ему» [5]. Эстетическое отношение можно назвать отношением гармонии человека с жизнью, счастливого равновесия с миром. Такое отношение бескорыстно, оно исключает потребитель-
ский взгляд на природу, когда человек ищет выгоду лишь для себя, и строится на общении с природой, исходящем «из взаимных интересов», а порой и исключительно из самоценности ее бытия. Бескорыстно и эстетическое отношение человека к человеку - как к «другому "я"», когда человек может поставить себя на место другого, проникнуться его чувствами и переживаниями, воспринять чужую боль, как свою.
В ходе обучения изобразительному искусству в школе необходимо учитывать и плодотворно использовать педагогический художественно-творческий потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения к окружающей действительности. Декоративно-прикладное искусство служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей, тех чувств, которые неразрывно связаны с восприятием прекрасного. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны, прежде всего, на восприятие посредством осязания и поэтому располагают важным фактором изучения и освоения окружающего предметного мира, его образного осмысления, воздействуют на душевное состояние человека, его настроение. Художественно-эстетическое отношение человека к окружающему предмету мира проявляется в декоративно-прикладной деятельности, где активно проявляется творческий характер труда. Процесс формирования эстетического отношения к окружающей действительности в процессе обучения изобразительному декоративно-прикладному искусству в большой степени зависит от характера различных видов декоративно-прикладной деятельности и обусловливается психологическими особенностями школьников, их потенциальными возможностями в плане условия содержания данной практической деятельности, спецификой действий и последовательностью ее реализации. Широкий диапазон возможностей декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать к участию в работе учащихся с различной художественной, трудовой и эстетической подготовкой.
В традиционном народном обучении декоративно-прикладному искусству от старшего к младшему есть свои принципы, традиции, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. Их необходимо умело учитывать и эффективно использовать в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников. Когда педагог предлагает учащимся для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец или изделия народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачей не только получить художественную оценку, но и активизировать творческий интерес учащихся к формированию эстетического отношения к окружающей действительности, развитию их познавательного потенциала, интеллектуальных возможностей школьников.
Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют воспитанию художественного вкуса, приобщает учащихся к труду, обогащает и раскрывает положительные их личности. Художественный труд в процессе практической работы, как известно, помогает наиболее полному раскрытию способностей учащихся, дает простор для проявления эстетического отношения к окружающей действительности, изобразительным выдумкам. На уроках изобразительного искусства приобщение учащихся к различным видам народного декоративно-прикладного искусства является важной формой проявления, развития, формирования эстетического отношения к окружающей действительности. Важно и то, что декоративная работа при продуманной организации занятий предлагает систему заданий с учетом интересов учащихся, уровня их подготовленности, что способствует достижению поставленных целей - формированию эстетического отношения к окружающей действительности.
Произведения декоративно-прикладного искусства с учетом их специфических особенностей делятся не только по их назначению, но и по материалу (резьба, лепка, вышивание, чеканка, плетение, аппликация). Весь этот широкий диапазон различных видов деятельности декоративно-прикладного искусства естественным образом способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности и раскрытию индивидуальных изобразительных возможностей личности учащегося. В преподавании дисциплин эстетического цикла народное творчество, в частно-
сти декоративно-прикладное искусство, необходимо рассматривать как органическую часть общего потенциала духовной и материальной культуры. Глубокое понимание этого дает учителю возможность четко определить основную цель педагогического процесса, которая заключается в том, чтобы максимально плодотворно формировать эстетическое отношение школьников к окружающей действительности, используя исторический опыт конкретного региона или более локальной территориальной, национальной особенности. Поэтому в процессе знакомства учащихся с конкретными образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, учитель должен добиться верного понимания сущности примеров практической художественной деятельности, принципов традиционного - на основе коллективного опыта - воплощения художественного образа, конкретного изобразительного сюжета или декоративного мотива, а главное - формировать интерес, развивать эстетическое отношение учащихся к окружающей действительности.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических особенностей создает особые условия для изучения и познания культурного наследия и может способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся, а также быть универсальным средством формирования эстетического отношения к окружающей действительности.
Библиографический список
1. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - М., 1950. - 508 с.
2. Гинзбург, И. В. Чистяков и его педагогическая система / И. В. Гинзбург, П. П. Гинзбург. - М. : Искусство, 1940. - 203 с.
3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977. -С. 304.
5. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. -С. 15-24.