Научная статья на тему 'Формирование эстетического отношения школьников к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства'

Формирование эстетического отношения школьников к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTISTIC EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / FORMING OF AESTHETIC RELATION / ОКРУЖАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / SURROUNDING REALITY / DECORATIVELY-APPLIED ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманмурзаева Аида Умаровна, Раджабов Исмаил Магомедович

Статья посвящена решению одного из мало разработанных аспектов проблемы формированию эстетического отношения школьников к окружающей действительности. Авторы исходят из того, что народное декоративно-прикладное искусство представляется возможным органично включить в педагогический процесс, приобщая учащихся школ к эстетическим ценностям, развивая их творческий потенциал, формируя эмоционально-чувственные связи и эстетическое отношение к окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иманмурзаева Аида Умаровна, Раджабов Исмаил Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF AESTHETIC RELATION OF SCHOOLCHILDREN TO SURROUNDING REALITY BY FACILITIES DECORATIVELY-APPLIED ART

The article is devoted to the decision of one of the small worked out aspects of problem forming of aesthetic relation of schoolchildren to surrounding reality. Authors come from that the folk decoratively-applied art is possible organically to plug in a pedagogical process, attaching schools of students to the aesthetic values, developing their creative potential, forming emotionally-perceptible connections and aesthetic attitude toward surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетического отношения школьников к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Статья посвящена решению одного из мало разработанных аспектов проблемы - формированию эстетического отношения школьников к окружающей действительности. Авторы исходят из того, что народное декоративно-прикладное искусство представляется возможным органично включить в педагогический процесс, приобщая учащихся школ к эстетическим ценностям, развивая их творческий потенциал, формируя эмоционально-чувственные связи и эстетическое отношение к окружающей действительности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное образование, формирование эстетического отношения, окружающая действительность, декоративно-прикладное искусство.

FORMING OF AESTHETIC RELATION OF SCHOOLCHILDREN TO SURROUNDING REALITY BY FACILITIES DECORATIVELY-APPLIED ART

Annotation. The article is devoted to the decision of one of the small worked out aspects of problem -forming of aesthetic relation of schoolchildren to surrounding reality. Authors come from that the folk decoratively-applied art is possible organically to plug in a pedagogical process, attaching schools of students to the aesthetic values, developing their creative potential, forming emotionally-perceptible connections and aesthetic attitude toward surrounding reality. Keywords: aesthetic education, artistic education, forming of aesthetic relation, surrounding reality, decoratively-applied art.

Социокультурные процессы, происходящие на современном этапе развития общества, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентаций личности школьника, положенных в основу эстетического постижения мира. Особое значение при этом приобретает формирование эстетического отношения к действительности, стимулирующее эмоционально-образную, познавательную и творческую активность учащихся. Решение этой проблемы в педагогической науке предполагает поиск методически эффективного воздействия на развитие личности ребенка, его природных задатков, внутреннего мира и особенностей художественно-эстетического опыта. Анализ практической деятельности школ показывает, что обучение школьников в целом недостаточно учитывает индивидуальные возможности детей, проявления духовной жизни, что не позволяет осознать все богатство и многообразие окружающего мира, эмоционально воспринять его.

Проблема эстетического образования личности связана с таким сложным процессом, как формирование эстетического отношения к окружающему миру, что само по себе всегда вызывало дискуссию и полемику ученых в науке. Эстетическое отношение к окружающему миру является важной характеристикой воспитанности человека, его общей и профессиональной культуры. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования эстетического отношения учащихся к действительности как фактора интенсивного развития личности школьника, самообогащения его внутренних резервов.

В современный период категорию отношения в системе эстетического воспитания подрастающего поколения раскрывают в своих работах Д.Н. Джола, В.В. Корешков, Б.Т. Лихачев, А.А. Ме-лик-Пашаев, Л.П. Печко, М.Д. Таборидзе, Н.И. Фатеева и другие. В исследованиях Л.С. Одерий и

© Иманмурзаева А.У., Раджабов И.М., 2015

УДК 373.1

А.У. Иманмурзаева

И.М. Раджабов

Aida Imanmurzaeva Ismail Radjabov

И.А. Лыковой раскрыты пути и средства формирования эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству и предметной среде у детей старшего дошкольного возраста. В работах этих ученых возрастает внимание к поиску методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний об эстетическом, умений воспринимать и ценить красоту мира, начиная с дошкольного возраста, когда закладываются основы эстетического опыта. Однако сами знания об эстетическом рассматриваются как результат и конечный итог успешного обучения. Развитие личности школьника является следствием знакомства с произведениями искусства. При таком подходе ребенок на каждом новом, более высоком уровне обучения испытывает все большие затруднения в постижении смысла эстетического. Причиной является господствующая в школе интеллектуально-познавательная система, мало ориентированная на развитие и саморазвитие индивидуальных особенностей ученика, и неразработанность концептуальных основ теории и практики эстетического отношения учащихся к действительности.

Сегодня в условиях формирования единого образовательного пространства для всей мировой цивилизации стала очевидной глобальная целевая установка на совершенствование системы эстетического образования. В официальных документах международных форумов и семинаров по вопросам эстетического образования последних лет подчеркивается, что оно должно иметь международное измерение, а это обеспечивается обменом знаниями, развитием метазнаний, созданием международных научно-исследовательских проектов в данной области с учетом национальных эстетических ценностей и условий.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации одним из путей эстетического развития личности является включение в педагогический процесс элементов народного декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности.

Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в его художественный образ, формирует личность и поэтому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства является народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процессе формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для формирования эстетического отношения к окружающей действительности учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения к окружающей действительности в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре. Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования в формировании эстетического отношения к окружающей действительности школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармоничного сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой педагогической науки о сущности народного искусства. Важно обратиться к тру-

дам и исследованиям таких известных ученых, как А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Любая изобразительная и декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней. О важности и умении видеть, о роли правильной организации восприятия окружающей действительности, формировании умений учащихся писали П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин и другие. Корифей русской художественной академии П.П. Чистяков подчеркивает в первую очередь знание восприятия предмета в рисовании, обращает внимание на необходимость развития умения видеть целостное и передать предметы окружающей действительности. Он писал: « надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное» [2, с. 134].

Важный вклад в разработку правильного понимания проблемы восприятия реально существующего в деятельности предмета и его изображения - рисунка - вносит фундаментальное исследование Н.Н. Волкова [1]. Автор на основе глубокого анализа обстоятельно показывает, что культура видения и воспроизведения окружающей действительности формируется под определенным воздействием зрительного анализа и синтеза, совершаемых рисующим в процессе изображения. При этом восприятие действительности не является бездумным созерцанием - в него всегда включено понимание особенностей предмета и стадий его изображения. Своим исследованием он утверждает, что «восприятие - центральная проблема психологии», и доказывает, что «развивать наблюдательность, открывать глаза на окружающий мир важно для любой другой профессии, важно для общего роста личности» [1, с. 44]. Основными компонентами и свойствами восприятия окружающей действительности являются его предметность, целостность, контрастность. Одной из определяющих особенностей восприятия окружающего мира как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. В последнем положении имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта на момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности.

«Умственное развитие ребенка, - как писал А.Н. Леонтьев - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» [4, с. 63]. Учитель поэтому должен крайне внимательно подходить к отдельному ученику, тщательно изучить, проанализировать его окружающую среду, бытовые условия, уровень эстетической, творческой подготовленности, характер и интересы учащихся школ к действительности. В большей степени это относится к тем учащимся, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, эстетическим отношением к окружающей действительности, способностями к усвоению предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматривая характер развития эстетического отношения к окружающей действительности учащихся с помощью декоративно-прикладного искусства, можно констатировать, что эстетическое отношение -это, прежде всего, такой тип эстетического творчества, который происходит при более интенсивной психической деятельности учащихся.

«Первое, чем неизменно характеризуется эстетическое отношение, - пишет философ А.А. Мелик-Пашаев, - непосредственное переживание человеком единства с окружающей действительностью: внешний мир не противостоит ему ... но открывается как мир человека, родственный и понятный ему» [5]. Эстетическое отношение можно назвать отношением гармонии человека с жизнью, счастливого равновесия с миром. Такое отношение бескорыстно, оно исключает потребитель-

ский взгляд на природу, когда человек ищет выгоду лишь для себя, и строится на общении с природой, исходящем «из взаимных интересов», а порой и исключительно из самоценности ее бытия. Бескорыстно и эстетическое отношение человека к человеку - как к «другому "я"», когда человек может поставить себя на место другого, проникнуться его чувствами и переживаниями, воспринять чужую боль, как свою.

В ходе обучения изобразительному искусству в школе необходимо учитывать и плодотворно использовать педагогический художественно-творческий потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения к окружающей действительности. Декоративно-прикладное искусство служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей, тех чувств, которые неразрывно связаны с восприятием прекрасного. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны, прежде всего, на восприятие посредством осязания и поэтому располагают важным фактором изучения и освоения окружающего предметного мира, его образного осмысления, воздействуют на душевное состояние человека, его настроение. Художественно-эстетическое отношение человека к окружающему предмету мира проявляется в декоративно-прикладной деятельности, где активно проявляется творческий характер труда. Процесс формирования эстетического отношения к окружающей действительности в процессе обучения изобразительному декоративно-прикладному искусству в большой степени зависит от характера различных видов декоративно-прикладной деятельности и обусловливается психологическими особенностями школьников, их потенциальными возможностями в плане условия содержания данной практической деятельности, спецификой действий и последовательностью ее реализации. Широкий диапазон возможностей декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать к участию в работе учащихся с различной художественной, трудовой и эстетической подготовкой.

В традиционном народном обучении декоративно-прикладному искусству от старшего к младшему есть свои принципы, традиции, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. Их необходимо умело учитывать и эффективно использовать в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников. Когда педагог предлагает учащимся для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец или изделия народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачей не только получить художественную оценку, но и активизировать творческий интерес учащихся к формированию эстетического отношения к окружающей действительности, развитию их познавательного потенциала, интеллектуальных возможностей школьников.

Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют воспитанию художественного вкуса, приобщает учащихся к труду, обогащает и раскрывает положительные их личности. Художественный труд в процессе практической работы, как известно, помогает наиболее полному раскрытию способностей учащихся, дает простор для проявления эстетического отношения к окружающей действительности, изобразительным выдумкам. На уроках изобразительного искусства приобщение учащихся к различным видам народного декоративно-прикладного искусства является важной формой проявления, развития, формирования эстетического отношения к окружающей действительности. Важно и то, что декоративная работа при продуманной организации занятий предлагает систему заданий с учетом интересов учащихся, уровня их подготовленности, что способствует достижению поставленных целей - формированию эстетического отношения к окружающей действительности.

Произведения декоративно-прикладного искусства с учетом их специфических особенностей делятся не только по их назначению, но и по материалу (резьба, лепка, вышивание, чеканка, плетение, аппликация). Весь этот широкий диапазон различных видов деятельности декоративно-прикладного искусства естественным образом способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности и раскрытию индивидуальных изобразительных возможностей личности учащегося. В преподавании дисциплин эстетического цикла народное творчество, в частно-

сти декоративно-прикладное искусство, необходимо рассматривать как органическую часть общего потенциала духовной и материальной культуры. Глубокое понимание этого дает учителю возможность четко определить основную цель педагогического процесса, которая заключается в том, чтобы максимально плодотворно формировать эстетическое отношение школьников к окружающей действительности, используя исторический опыт конкретного региона или более локальной территориальной, национальной особенности. Поэтому в процессе знакомства учащихся с конкретными образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, учитель должен добиться верного понимания сущности примеров практической художественной деятельности, принципов традиционного - на основе коллективного опыта - воплощения художественного образа, конкретного изобразительного сюжета или декоративного мотива, а главное - формировать интерес, развивать эстетическое отношение учащихся к окружающей действительности.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических особенностей создает особые условия для изучения и познания культурного наследия и может способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся, а также быть универсальным средством формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Библиографический список

1. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - М., 1950. - 508 с.

2. Гинзбург, И. В. Чистяков и его педагогическая система / И. В. Гинзбург, П. П. Гинзбург. - М. : Искусство, 1940. - 203 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977. -С. 304.

5. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. -С. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.