Научная статья на тему 'Роль культурологического подхода в формировании культурно-эстетического отношения младших школьников к действительности'

Роль культурологического подхода в формировании культурно-эстетического отношения младших школьников к действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЧЕЛОВЕК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / CULTURAL APPROACH / POLY-ARTISTIC APPROACH / CULTURAL AND AESTHETIC ATTITUDE TO REALITY / BASIC CULTURE OF PERSONALITY / HOMO AESTHETICUS / DRAMA / CREATIVITY / PRIMARY SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Анастасия Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования четко и емко описывает основные требования к выпускнику начальной школы, в связи с чем перед системой образования встают задачи, требующие поиска оптимальных способов развития подрастающей личности, которые в полной мере используют воспитательно-образовательный потенциал искусства. Этот потенциал находит свое выражение в «живом» знании, т. е. полученном младшим школьником посредством чувственного восприятия окружающей действительности. Такое знание включает в себя модели морально-нравственного поведения и эстетические формы проявления красоты в окружающей действительности. Это «живое» знание «народная мудрость», которая передается из поколения в поколение посредством чувства, отраженного в слове (литературные произведения) и в образе (художественные, музыкальные, театральные произведения). Воспитательный потенциал искусства находит отражение в силе воздействия на личность младшего школьника, которая проявляется именно в тот момент, когда ребенок начинает задумываться над прочитанным, увиденным, услышанным, пытается разобраться и понять, почему так произошло и что будет потом. Учащийся начинает анализировать поступки окружающих и собственные, которые являются результатом культурно-эстетического отношения к действительности. Способность искусства непрерывно отражать культуру и одновременно выступать ее ценностным выражением в эстетических объектах, творческой деятельности обусловливает успешность процесса формирования у учащихся начальной школы культурно-эстетического отношения к действительности на основе постепенного вхождения младшего школьника в культурное пространство своего времени и не только. В статье обоснована важность применения полихудожественного подхода в процессе обучения младших школьников, который представляет собой совокупность приемов, помогающих учащемуся гармонично развиваться, занимаясь различными видами творчества. Выявлены и охарактеризованы три уровня сформированности культурно-эстетического отношения у младших школьников (начально-адаптивный, продуктивно-деятельностный, ситуативно-поведенческий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the cultural approach in the formation of the primary school students’ cultural and aesthetic attitude to reality

The Federal State Educational Standard of Primary General Education describes in full the basic requirements for the graduate of the primary school. In this regard, the education system faces the tasks which require the search for such effective ways of developing the growing up person that will take full advantage of the entire educational potential of art. This potential is reflected in “living” knowledge, i.e. the knowledge gained by a primary school student through the sensory perception of the surrounding reality. Such knowledge includes models of moral and ethical behavior and aesthetic forms of beauty in the world around. This “living” knowledge is “folk wisdom” that is passed on through generations with the help of feeling expressed in the word (literature) and in the image (art, music, theater). The educational potential has a strong impact on the personality of a primary school student which takes place when the child starts to ponder over the read, seen, heard material and tries to sort things out and understand why it happened and what will happen afterwards. The learner begins to analyze the actions of others and his own, which in turn are the result of a cultural and aesthetic attitude to reality. The ability of art to continuously reflect the culture and at the same time serve as its value expression in aesthetic objects and creative activity determines the successful formation of elementary school students’ cultural and aesthetic attitude to reality based on their gradual integration into cultural space of the modern time, the past and future as well. The article substantiates the importance of applying the poly-artistic approach during the primary school students’ education that is a set of methods to help the students being engaged in different creative activities to develop harmoniously. The author identifies and describes three levels of cultural and aesthetic attitude among elementary school students (primary adaptive, productive and active, situational and behavioral).

Текст научной работы на тему «Роль культурологического подхода в формировании культурно-эстетического отношения младших школьников к действительности»

УДК 37.036:373.3

htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2017.8.27

Спиридонова Анастасия Александровна

ассистент кафедры дошкольного и начального общего образования

Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова

РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования четко и емко описывает основные требования к выпускнику начальной школы, в связи с чем перед системой образования встают задачи, требующие поиска оптимальных способов развития подрастающей лично-сти, которые в полной мере используют воспитательно-образовательный потенциал искусства. Этот потенциал находит свое выражение в «живом» знании, т. е. полученном младшим школьником посредством чувственного восприятия окружающей действительности. Такое знание включает в себя модели морально-нравственного поведения и эстетические формы проявления красоты в окружающей действительности. Это «живое» знание -«народная мудрость», которая передается из поколения в поколение посредством чувства, отраженного в слове (литературные произведения) и в образе (художественные, музыкальные, театральные произведения). Воспитательный потенциал искусства находит отражение в силе воздействия на личность младшего школьника, которая проявляется именно в тот момент, когда ребенок начинает задумываться над прочитанным, увиденным, услышанным, пытается разобраться и понять, почему так произошло и что будет потом. Учащийся начинает анализировать поступки окружающих и собственные, которые являются результатом культурно-эстетического отношения к действительности. Способность искусства непрерывно отражать культуру и одновременно выступать ее ценностным выражением в эстетических объектах, творческой деятельности обусловливает успешность процесса формирования у учащихся начальной школы культурно-эстетического отношения к действительности на основе постепенного вхождения младшего школьника в культурное пространство своего времени и не только. В статье обоснована важность применения полихудожественного подхода в процессе обучения младших школьников, который представляет собой совокупность приемов, помогающих учащемуся гармонично развиваться, занимаясь различными видами творчества. Выявлены и охарактеризованы три уровня сформированности культурно-эстетического отношения у младших школьников (начально-адаптивный, продуктивно-деятель-ностный, ситуативно-поведенческий).

Ключевые слова:

культурологический подход, полихудожественный подход, культурно-эстетическое отношение к действительности, базовая культура личности, человек эстетический, театральное искусство, творчество, младший школьник.

Spiridonova Anastasiia Aleksandrovna

Assistant, Preschool and Primary Education Department, Ulyanovsk State Pedagogical University

THE ROLE OF THE CULTURAL APPROACH IN THE FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENTS' CULTURAL AND AESTHETIC ATTITUDE TO REALITY

Summary:

The Federal State Educational Standard of Primary General Education describes in full the basic requirements for the graduate of the primary school. In this regard, the education system faces the tasks which require the search for such effective ways of developing the growing up person that will take full advantage of the entire educational potential of art. This potential is reflected in "living" knowledge, i.e. the knowledge gained by a primary school student through the sensory perception of the surrounding reality. Such knowledge includes models of moral and ethical behavior and aesthetic forms of beauty in the world around. This "living" knowledge is "folk wisdom " that is passed on through generations with the help of feeling expressed in the word (literature) and in the image (art, music, theater). The educational potential has a strong impact on the personality of a primary school student which takes place when the child starts to ponder over the read, seen, heard material and tries to sort things out and understand why it happened and what will happen afterwards. The learner begins to analyze the actions of others and his own, which in turn are the result of a cultural and aesthetic attitude to reality. The ability of art to continuously reflect the culture and at the same time serve as its value expression in aesthetic objects and creative activity determines the successful formation of elementary school students' cultural and aesthetic attitude to reality based on their gradual integration into cultural space of the modern time, the past and future as well. The article substantiates the importance of applying the poly-artistic approach during the primary school students' education that is a set of methods to help the students being engaged in different creative activities to develop harmoniously. The author identifies and describes three levels of cultural and aesthetic attitude among elementary school students (primary adaptive, productive and active, situational and behavioral).

Keywords:

cultural approach, poly-artistic approach, cultural and aesthetic attitude to reality, basic culture of personality, Homo aestheticus, drama, creativity, primary school student.

Сегодня все чаще можно слышать о нестабильности общего развития подрастающего поколения, которое сопровождается неприятием морально-нравственных устоев общества, отсутствием культурно-эстетических идеалов, выраженных вечными человеческими ценностями: любовь к ближнему, сострадание, способность к самопожертвованию. Все чаще учащиеся проявляют инфантильное отношение ко всему окружающему, к жизни как собственной ценности. В связи с этим имеет место неблагоприятная тенденция, характеризующаяся преобладанием утилитарно-прагматического подхода к жизни, проявляющегося в отсутствии духовно-эстетических потребностей.

Непростая социокультурная обстановка всецело отражается на качестве «продуктов культуры», которые доносятся до подрастающего поколения посредством экранного искусства. В условиях жесткой конкуренции, в погоне за сенсациями и высокими рейтингами шоу разработчики готовы пойти на самые крайние меры и часто забывают о нравственности, выдавая псевдоидеалы за образцовые модели поведения.

Будущее государства во многом зависит от уровня образования подрастающего поколения. Особая восприимчивость детей младшего школьного возраста делает их особо уязвимыми, податливыми, в связи с чем педагогам важно помнить, что способность к анализу и оцениванию всего, что происходит вокруг, ранжированию на «хорошее» и «плохое» формируется у учащихся посредством среды, которая их окружает. Таким образом, для первичной адаптации младшего школьника в обществе и вступления его в социально-культурные отношения ребенку необходимо воспользоваться внутренними личностными ресурсами (качествами), среди которых важно выделить культуру личности, т. е. собственно «базовую культуру», из-за недостаточной сформированности которой учащиеся порой не могут удовлетворить свои духовные, эстетические потребности в общепризнанных идеалах современности. В результате школьники знакомятся с понятием «красота», значение которого обесценено низкопробными формами образов мультипликационных героев.

Визуальное восприятие окружающей действительности имеет особое значение в процессе культурно-эстетического воспитания подрастающего поколения, так как полученные в детстве образы выступают своеобразными эстетическими идеалами (образами должной и желаемой действительности), идеалами культуры (материальными или духовными объектами-образцами действительности), т. е. так называемыми общепринятыми нормами поведения, которые бережно хранятся в памяти учащегося на протяжении всей его жизни. Исполнение компьютерными приложениями сиюминутного желания ребенка повеселиться, постоянное потакание его прихоти получить вместо книги, игры-головоломки новый телефон или планшет нацеливают учащихся на бездумное потребление, а не на «культурно-эстетическое преумножение», лишают их желания и возможности размышлять. Школьник не хочет создавать что-то самостоятельно, таким образом он постепенно, сам того не осознавая, теряет способность ощущать индивидуальную значимость событий, явлений действительности, чувствовать культурно-эстетическую связь с исторической эпохой, природой, обществом. Готовый массовый продукт, лишенный глубины познания и чувства, лишает ребенка возможности трудиться душой, не приобщает его к деятельности на благо общественной практики, не ставит перед учащимся вопросов «что это» и «зачем».

На основании целого массива определений культуры в данном контексте важно сделать акцент на том, что именно культура (в широком смысле) выступает внешним критерием развития общества и государства в целом, его способности преобразовываться, характеризует культурно-эстетические запросы людей. Кроме того, культура - это еще и показатель духовно-этического, художественно-эстетического, научного, технологического, нравственного развития общества. Она указывает на «здоровье» общества, раскрывая его способность освоить накопленный человечеством социально-исторический опыт. Помимо этого, культура выступает индикатором культурно-эстетического обогащения действительности в процессе мировой интеграции искусства посредством индивидуально значимой ценности как «творческая умелость». Большое значение принимает фактор культуросообразности образования, обеспечивающий понимание взаимосвязи культурных компонентов, их влияние на текущие культурные процессы, определение и собственно исполнение каждым субъектом культурно-эстетического пространства определенной роли.

С.Е. Карпова, выявив место культуры, определяет ее как «социальную память общества, как ценность, как способ социализации личности, как механизм воспитательного воздействия на человека» [1, с. 10].

Культура в широком смысле этого слова представляется средой существования человека разумного, в то время как «базовая культура» может быть рассмотрена как качество личности, возникающее в ходе общения человека с окружающей его действительностью. С.Е. Карпова определяет «базовую культуру личности школьника» как «интегративное многокомпонентное свойство личности школьника, проявляющееся в его отношении к природному и предметному миру, к другим людям, к самому себе и развивающееся в гармонии с общественной культурой» [2]. Несмотря на всемирный размах научно-технического прогресса, являясь прежде всего социальным существом, человек испытывает непреодолимую, более того, генетически подкрепленную потребность в окружении себя прекрасным, красотой, т. е. культурными (эстетическими)

объектами. Таким образом, «базовая культура личности» прежде всего является социальной нормой ценностного культурно-эстетического отношения к компонентам действительности, строящегося на идеях созидания и ответственности.

Анализируя значимость культурологического подхода, важно описать его и как условие, характеризующее индивидуальность и эстетическое сознание человека, основу которого составляет взаимосвязь ощущения и восприятия объектов и явлений окружающей действительности. Таким образом, возникающее в процессе общения эстетическое чувство служит и определенным отношением к прекрасному (безобразному), происходящему в жизни людей и увековеченному искусством.

По мнению К.Ю. Богачёва, «принципиальной идеей культурологического подхода является сам человек как субъект культуры, процессы его культуротворчества» [3, с. 21]. Таким образом, перед системой образования стоит непростая задача - воспитать человека культуры и именно через него сохранять, возрождать и непосредственно развивать саму культуру. Значимость культурологического подхода определяется еще и тем, что при данном подходе полноправными считаются такие компоненты образования, как культура учащегося, культура обучающего и общественная культура, выступающая содержанием образования.

Являясь продуктом открытой человеческой природы, культура не имеет окончательной фиксации, она подвижна. Возникновение новых эстетических объектов предопределяет впоследствии развитие культурно-эстетических ценностей, которые непременно конкретизируются в идеалах, целях деятельности, жизненных установках. Тем самым человек осваивает различные способы мировосприятия, выражающиеся в устойчивых системах норм и воплощающиеся в культурных традициях [4, с. 16]. Таким образом можно судить об освоении, усвоении и присвоении культуры в целом.

К.Ю. Богачёв определяет понятие «человек» как «сложную самоуправляющуюся систему». При этом в контексте формирования культурно-эстетического отношения к действительности особо значимыми и интересными нам показались следующие определения: «человек как система отношений к миру и с миром, к самому себе; система потребностей, творческих возможностей; система деятельности (социальные роли, поведенческие акты), в процессе которой... происходит осознание окружающего мира и себя в нем» [5, с. 14].

Полихудожественный подход может рассматриваться как совокупность способов, приемов, помогающих учащемуся гармонично развиваться, успешно занимаясь разными видами творчества, в привычной для него и одновременно с тем эстетизированной среде, где искусство - это универсальное средство воздействия и проявления культуры (как региональной, так и мировой). Н.И. Бондарева отмечает значимость такого подхода, так как именно благодаря ему «ученик становится субъектом культурогенных процессов, в то время как раньше субъектом выступало окружающее ребенка профессиональное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему» [6, с. 5]. Необходимость полихудожественного подхода в процессе обучения заключается в чувственном восприятии и отражении художественных образов учащимися, которые, выходя за рамки одного искусства, проявляют умение осознанного эмоционально-чувственного выражения действительности, посредством, казалось бы, привычного звука, пла-стико-ритмического движения, театрально-литературного слова, графического знака, символа.

Таким образом, можно выявить нечто общее между культурологическим и полихудожественным подходами, заключающееся в накоплении субъективного опыта ребенка, культурологической интеграции предметов, формировании личностных качеств, способствующих трансляции общей культуры.

Отношение как психическое образование личности неотделимо от ее эстетического сознания и культурно-ценностных установок. С.С. Важенина определяет «ценностное отношение» как устойчивую «внутреннюю позицию личности» [7, с. 8]. Такая внутренняя позиция выражает прежде всего связь человека и искусства, в которой преобладает социальная значимость искусства, практический интерес, реализованный в творческой деятельности и общении с художественными ценностями, отраженный в художественно-творческом опыте.

Если рассмотреть «отношение» как реакцию-следствие, возникшую в результате воздействия внешнего «раздражителя», выступать которым могут собственно эстетические объекты, состоящие из тонко дифференцированных и сопряженных между собой противоречий, воплощенных в том или ином материале, то особую ценность приобретает интуитивно-эмоциональный уровень, на котором происходят переживание и разрешение этих самых эстетических противоречий.

Говоря о структуре культурно-эстетического отношения учащихся в начальной школе, важно выделить объект культурно-эстетического отношения, - культурное саморазвитие, проявляющееся в самостоятельной потребности младшего школьника в интеллектуальном развитии. Предметом культурно-эстетического отношения младшего школьника выступает не что иное, как творческая деятельность. При этом ее специфической особенностью является полихудожественность - интеграция разных видов искусства. Примером такой деятельности может выступать театрализованная деятельность младших школьников, основу которой составляет синтез музыкального, художественного, словесного творчества, включающий также эмоционально-чувственный опыт учащихся.

Рассматривая культурно-эстетическое отношение как один из видов отношений, нельзя с уверенностью сказать, что оно выступает у учащихся начальной школы как относительно самостоятельное образование или же является врожденным качеством. Напротив, культурно-эстетическое отношение младших школьников представляет собой совокупность эстетических интересов, эстетических оценок и эстетических убеждений, контролируемых и создаваемых самой культурой.

Для выявления сформированности культурно-эстетического отношения младших школьников к действительности были выделены следующие уровни: начально-адаптивный (низкий), продуктивно-деятельностный (средний), ситуативно-поведенческий (высокий).

Начально-адаптивный (низкий) уровень характеризуется наличием разрозненных, фрагментарных знаний о культурно-поведенческих особенностях, объектах искусства, отсутствием стремления получать культурно-эстетические знания посредством творческой деятельности, демонстрируя недостаточную сформированность эмоционального интеллекта, эмпатии, навыков культурного общения и поведения в зависимости от ситуации взаимодействия.

На продуктивно-деятельностном (среднем) уровне не все показатели когнитивного, эмоционально-чувственного, ценностно-мировоззренческого, поведенческого (культурно-эстетическая трансляция модели поведения), активно-творческого критериев выражены в достаточной степени. Учащиеся не проявляют стремления к самостоятельному изучению культурных особенностей и объектов искусства.

Ситуативно-поведенческий (высокий) уровень отражает ярко выраженные показатели. У младших школьников сформированы знания о культуре и объектах искусства в соответствии с возрастными особенностями. Учащиеся легко находят общий язык как в творческой, так и в учебной деятельности, проявляют интерес и уважение к культурной позиции другого.

Для возникновения культурно-эстетического отношения одинаково важен как объект, так и субъект. При этом субъект может быть одновременно представлен в одном и том же человеке: человеком эмпирическим и человеком эстетическим. Человек эстетический самостоятельно покидает сугубо практические связи с объектом, отличается мировоззрением и мироощущением высокого уровня [8]. Таким образом, интересным становится процесс преобразования человека эмпирического в человека эстетического, в котором центральное место занимает именно культура.

Культура и искусство - взаимодополняющие и взаимопроникающие компоненты. Искусство выступает, с одной стороны, инструментом отражения в образно-знаковых моделях социокультурной обстановки, уровня развития общества, его культурных потребностей, запросов, с другой стороны, критериально-оценочным ориентиром, наивысшей концентрацией одухотворения, окультуривания чувственного (эмпатийного) с целью возникновения эстетического отношения ко всему окружающему. При этом особое значение приобретает не столько сам эстетический объект, сколько идея, смысл, заложенный в него, т. е. то, что заставляет остановиться и задуматься. Объекты искусства представляют собой индивидуально-знаковые модели отражения содержания в действительности посредством противоречивости форм. Тем самым прекрасное как транслятор эстетического представляется «приятным», порой даже жизненно необходимым. Постоянное противоборство (взаимодействие) эстетического и утилитарного являет собой эстетическое отношение, направленное на познание культуры.

Рассматривая деятельность в области культуры как одну из разновидностей человеческой деятельности, нельзя отрицать возникновение инноваций в культуре, посредством которых культура повышает эффективность своей основной функции - адаптации индивида к социальной и природной среде [9]. Собственно творческая деятельность, вернее условия, способствующие успешности ее организации, и высокий уровень полученного результата, всегда уникальна, а следовательно, притягательна.

Говоря об эстетическом отношении, или так называемой «эстетической позиции личности», важно признать назначение его возникновения, которое, по словам А.А. Мелик-Пашаева, заключается в «преодолении некой дистанции, субъект (созерцатель)-объектной (предмет созерцания) оппозиции». При этом сущность эстетического отношения с точки зрения психологии проста: восприятие и любование красотой явлений. Автор продолжает описывать эстетическое отношение как особенное отношение к миру, его действительности, строящееся на отождествлении повседневного опыта творца (художника, музыканта, актера) и опыта людей. Творец не просто пытается преобразовать действительность в художественные замыслы, ему важно, чтобы человек стремился постичь ее средствами искусства, тем самым стал ближе к культуре и чувству.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки к формированию культурно-эстетического отношения - «осознанное переживание онтологического единства с миром», влияющее на возникновение эстетического опыта; антиутилитарность, «абсолютная полезность», направленность эстетического восприятия, мгновенно схватывающего чувственные признаки предметов и явлений; диалогичность. При этом говорящим является «неповторимый чувственный облик явлений», их культуросообразность. А.А. Мелик-Пашаев подчеркивает особую роль опыта в практической деятельности, тем самым в культурно-эстетическом отношении так же, как и в эстетическом

отношении, важным становится переживание человеком творческого «я», которому и доступна новая картина мира. Вступив в субъект-объектные отношения, человек начинает чувствовать (переживать) внутреннее единство, родственность с объектом культуры и эстетического отношения, при этом «видит мир "без себя"», т. е. не смотрит на него глазами повседневного «я» [10].

Профессор И.В. Арябкина отмечает, что на сегодняшний день «школа мало стимулирует накопление у школьников разнообразного эстетического опыта, культурно-эстетического сознания и самосознания» [11].

Младший школьный возраст - это особая возрастная категория, отличительными особенностями которой являются чувствительность, открытость, любознательность, мгновенно вспыхивающее желание «поэкспериментировать», поиграть, перевоплотиться. Механизмом формирования у младших школьников культурно-эстетического отношения к действительности выступает театральное искусство, одновременно содержащее в себе несколько форм: «живое» слово (реплики героев, отражающие конкретную эмоцию, чувство), художественный образ (идентификация себя с образом героя), пластическое движение (театрально-артистичное поведение на сцене). Симпатия и эмпатия учащихся к героям сказок помогают им на интуитивном уровне точно попасть в театральный образ. При этом осознанный театральный образ становится образом-мыслью, который, став внутренней формой, может управлять дальнейшим поведением младшего школьника. Особенности проявления культурно-эстетического отношения младшего школьника к действительности, принявшего в этот момент форму нравственной установки, приводят впоследствии к развитию культурно-эстетической устойчивости к пагубным изменениям, происходящим с объектами окружающей действительности. Во время работы над пьесой ребята начинают по-другому относиться друг к другу, их совместная творческая деятельность направлена на понимание чувств другого.

Как показывает практика, учащиеся младшего школьного возраста испытывают абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене, им хочется стать активным деятелем, получить роль и незамедлительно начать репетицию. Занятия театрализованной деятельностью, на первый взгляд, дают возможность всего лишь «поиграть», но эта игра происходит по законам искусства, а значит, ключевым моментом в ней является чувство, определяющее характер отношений с действительностью. Так, незаметно для себя знакомясь с культурными особенностями англоговорящих стран, ребята начинают ценить традиции и обычаи своей страны, свой родной язык, осознавая в нем ключевую роль интонаций.

Пример учителя как актера играет особую роль в процессе развития подрастающего поколения, а следовательно, влияет на характер и разнообразие отношений ребенка к действительности. Такой прием работы, как «У меня есть роль», подразумевает доверительные, дружеские отношения между участниками творческого классного коллектива, может носить ситуативный характер. Он предполагает внезапное включение учителя в актерский состав учеников-участников, при этом его деятельность - «ответ-образец» поведения в какой-либо проблемной ситуации, возникшей в момент репетиции, т. е. здесь и сейчас или недавно. Основанием для применения приема «У меня есть роль» могут служить разные причины: болезнь одного из участников, мастер-класс (передача опыта творческой деятельности), ситуация-вызов и т. д. Таким образом учащиеся начинают осознавать уникальность и неповторимость творческого процесса, им становится интересно, что же получится в результате и как он будет протекать.

Прием «Напиши для меня роль» также может считаться актуальным при работе с младшими школьниками в контексте формирования культурно-эстетического отношения к действительности. Задача учащихся - создать театрально-художественный образ однокласснику, учителю, в основу которого положена ситуация из жизни. Учащиеся начинают анализировать ситуации из жизни и моделировать поведение с учетом личностных характеристик героя. Такое задание требует от них особого развития эмоционально-чувственной сферы, способности к воображению, наличия определенного лексического запаса, знания основ театрального действия, характерных особенностей ребенка-актера или учителя-актера. Чтобы работа была успешной, важно следовать ряду правил, одним из которых является обязательное участие как учителя, так и учеников.

Понятие «культурно-эстетическое отношение» определяет место учащегося в социальном и культурном пространстве, роль «живого чувствования» действительности. Учитель должен аккуратно, тактично содействовать общению учащихся со сферой культуры и одновременно с этим расширять ее за счет восприятия младшими школьниками высокохудожественных образцов искусства, включения их в разнообразную творчески активную деятельность, способствуя развитию ценностно-вкусовых ориентаций, выработке собственной эстетической, культуросозидающей позиции, имеющей прежде всего нравственную основу.

Процесс познания окружающего мира с точки зрения культурологического подхода происходит посредством языка и проявляется в деятельности, в большей степени творческой, целью которой выступает обогащение поведенческого опыта личности культурно-эстетическими образцами и моделями, прошедшими стадию актуализации. Родной язык, как и иностранный, является

транслятором общекультурных ценностей, способом осуществления межкультурного диалога, к которому необходимо приобщать детей как можно раньше. Турецкие исследователи Н.Д. Усала и Ф. Явуз отмечают особую «энергичность учащихся, активность, их творческую направленность, которая находит отражение в рисунках, песнях, играх и головоломках, к которым дети проявляют интерес» [12]. Для формирования культурно-эстетического отношения в младшем школьном возрасте важным является именно социальное взаимодействие, при котором знание о мире и действительности приобретается в большей степени совместно, в процессе «живого взаимодействия», так называемого творческого взаимодействия со сверстниками и учителем.

В продолжение сказанного необходимо отметить, что язык как средство общения является наиболее уязвимым и подверженным изменениям, таким, например, как появление неологизмов, которые в свою очередь оправдывают возникновение «популярной культуры», отношение к которой весьма неоднозначное. Неоспоримым является и тот факт, что в процессе обучения иностранному языку «преимуществами использования популярной культуры являются доступность и "легкость" понимания материалов, их ориентированность на молодое поколение, в то время как материалы по искусству показались чуть сложнее» [13]. Такое обстоятельство может быть объяснено лишь тем, что для работы с материалами по искусству учащиеся должны обладать особым уровнем интеллекта, эстетическим опытом, способностью к ассоциациям. Именно наличие этих трех составляющих может обеспечить школьникам развитие способности познать глубину объектов искусства, в основе которой лежит выразительность образа, избегая примитивного анализа соотношения форм.

Таким образом, культурологический подход представляет собой комплексное воздействие на все сферы личности, основывается на переосмыслении человеком собственной значимости в процессе творческой деятельности, что впоследствии обусловливает возникновение необходимых и достаточных условий для формирования культурно-эстетического отношения личности к окружающей действительности.

Ссылки:

1. Карпова С.Е. Культурологический подход в обучении и воспитании школьников как средство их личностного развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 18 с.

2. Там же.

3. Богачёв К.Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2006. 22 с.

4. Там же. С. 16.

5. Там же. С. 14.

6. Бондарева Н.И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожественного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. 23 с.

7. Важенина С.С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.

8. Крутоус В.П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений. СПб., 2012. 670 с.

9. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. М., 2014. 386 с.

10. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М., 2000. 273 с.

11. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе лич-ностно ориентированного подхода. Теоретические аспекты : монография. М., 2010. 184 с.

12. Uysal N.D., Yavuz F. Teaching English to Very Young Learners // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 19-22. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.042.

13. Rets I. Teachers Perceptions on Using Popular Culture when Teaching and Learning English // Ibid. 2016. Vol. 232. P. 154160. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.040.

References:

Arutyunov, SA 2014, Cultures, traditions, their development and interaction, Moscow, 386 p., (in Russian). Aryabkina, IV 2010, The formation of cultural and aesthetic skills of primary school teachers on the basis of person-centered approach. Theoretical aspects, monograph, Moscow, 184 p., (in Russian).

Bogachev, KYu 2006, The formation and development of the cultural approach in Russian Education Science, PhD thesis abstract, Rostov-on-Don, 22 p., (in Russian).

Bondareva, NI 2003, The development of systemic ideas about the culture of behavior among school students based on a poly-artistic approach, PhD thesis abstract, Rostov-on-Don, 23 p., (in Russian).

Karpova, SE 2005, Cultural approach in the education and upbringing of school students as a means of their personal development, PhD thesis abstract, Moscow, 18 p., (in Russian).

Krutous, VP 2012, Aesthetics and time. A book of interrelations, St. Petersburg, 670 p., (in Russian). Melik-Pashaev, AA 2000, The world of the artist, Moscow, 273 p., (in Russian).

Rets, I 2016, 'Teachers Perceptions on Using Popular Culture when Teaching and Learning English', Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 232, pp. 154-160. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.040.

Uysal, ND & Yavuz, F 2015, 'Teaching English to Very Young Learners', Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 197, pp. 19-22. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.042.

Vazhenina, SS 2015, The formation of value attitude to art among the students of the university of humanities, PhD thesis abstract, Yekaterinburg, 23 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.