Научная статья на тему 'К вопросу о сущности эстетического воспитания и формировании эстетического отношения к миру'

К вопросу о сущности эстетического воспитания и формировании эстетического отношения к миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6746
1531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЧУВСТВА / ЭМОЦИИ / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / FORMATION OF AESTHETIC ATTITUDE / ARTISTIC CREATIVITY / FEELINGS / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинтер Светлана Михайловна

Определяется сущность эстетического воспитания: его цель, основные задачи, значение. Эстетическое отношение к миру рассматривается как основная функция эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Matter of Aesthetic Education and Formation of Aesthetic Attitude to the World

The article defines the essence of esthetic education: its goal, main tasks, significance. Esthetic attitude to the world is considered as the main function of the esthetic education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности эстетического воспитания и формировании эстетического отношения к миру»

ББК 87.817

С.М. Гинтер

К вопросу о сущности эстетического воспитания и формировании эстетического отношения к миру

S.M. Ginter

On the Matter of Aesthetic Education and Formation of Aesthetic Attitude to the World

Определяется сущность эстетического воспитания: его цель, основные задачи, значение. Эстетическое отношение к миру рассматривается как основная функция эстетического воспитания.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое сознание, формирование эстетического отношения, художественное творчество, чувства, эмоции.

The article defines the essence of esthetic education: its goal, main tasks, significance. Esthetic attitude to the world is considered as the main function of the esthetic education.

Key words: aesthetic education, aesthetic consciousness, formation of aesthetic attitude, artistic creativity, feelings, emotions.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности и продолжают развиваться и совершенствоваться по сегодняшний день. Вопросы сущности эстетического воспитания и его роли в формировании личности всегда интересовали отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов.

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) [1, с. 6]. Впервые понятие «aesthetica» ввел немецкий философ

А.Г. Баумгартен (1714-1762). Он заложил основы эстетики как науки о чувственном познании, выделив эстетическое восприятие как низшую ступень познания, как восприятие чувственное. В своей специфической сфере - в познании прекрасного - Баумгартен считал его полноправным с иными видами познания [2, с. 9-11]. Опираясь на данные положения, современная педагогика определяет эстетическое воспитание как: 1) процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности; 2) рассматривает его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающей ее духовный рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений реальности [3, с. 625].

Эстетическое воспитание развивающейся личности - одна из основных проблем, стоящих перед нашим образованием. Она разработана достаточно подробно в научных трудах отечественных философов, педагогов, психологов (Н.К. Крупская, Н.Л. Лайзеров, Н.И. Киященко, М.С. Каган, А.В. Луна-

чарский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.С. Сысоева, С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.В. Шевцов и др.).

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». В работе «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией В.Н. Шацкой эстетическое воспитание определено как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [4]. Краткий словарь по эстетике рассматривает эстетическое воспитание как «систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». По определению К. Маркса, «эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить ‘по законам красоты”» (цит. по: [5]).

Н.И. Киященко и Н.Л. Лайзеров считают, что «эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам красоты». При этом авторы уточняют, что когда говорится о способности человека воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве, то имеется в виду сущностное свойство

К вопросу о сущности эстетического воспитания..

эстетического отношения как эмоционально-оценочного отношения субъекта и к окружающей среде, и к собственной реакции на данную среду. Эстетическое воспитание, формирующее эстетические отношения, перерастает в формирование отношения к миру [5, с. 4-15].

Анализ исследований по проблеме эстетического воспитания позволяет констатировать, что большая их часть включает в себя необходимость целенаправленного педагогического воздействия. Так, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что целенаправленное эстетическое воспитание в раннем возрасте позволяет развить у учащихся видение, чувствование прекрасного, стремление к творческому самовыражению; позволяет поднять каждого ребенка до уровня подлинной эстетической культуры [6, с. 46]. Об этом писал в свое время и А. Луначарский: «...под эстетическим воспитанием и образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей» (цит. по: [1, с. 14]).

Исследователь эстетического воспитания, доктор философских наук Н.И. Киященко одной из важнейших задач и конечной целью эстетического воспитания считает формирование духовно-нравственных качеств, эстетических творческих способностей личности, направленных на социально активное преобразование мира. Процесс эстетического и художественного развития личности обеспечивает естественную в ней гармонию чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой жизни, выработку у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими «законами красоты» [4, с. 36].

В словаре-справочнике «Мировая художественная культура» уточняется, что «...целью эстетического воспитания является решение двуединой задачи. С одной стороны, предполагается совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности), с другой стороны, формирование потребности и способности преобразовывать мир “по законам красоты”» [7, с. 581].

В. Алексеева акцентирует внимание на том, что существует официально принятая цель эстетического воспитания, сформулированная эстетиками, которая заключается в формировании эстетического сознания во всем сложном его составе (эстетические потребности, вкус, эмоции и идеал), но равенство названных четырех компонентов «эстетического сознания» должно быть нарушено в пользу «эстетических эмоций». Согласно автору обращение к первичному древнейшему смыслу греческого слова («aisthetikos» - «чувствующий», «чувственный» или «aesthesis» - «ощущение», «чувство») сообщает термину содержание цели, сообразно которому эстетическое воспитание и есть воспитание чувств, эмоций. Только введение слова «чувства» в дополнение к «прекрасному» дает ответ

на заданные выше вопросы. В этом случае не просто конкретизируется цель эстетического воспитания, но определяется и его сверхзадача, ибо сфера чувств в высоком их понимании - это сфера нравственных ценностей [8, с. 135, 136].

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание, воздействуя на человека всеми эстетически значимыми явлениями и предметами окружающего мира, формирует эстетическое сознание человека, его чувства, духовнонравственные качества, расширяет знания о мире, обществе и природе, обусловливает отношение к действительности и искусству, активизируя творческие возможности, способности и потребности человека. Конечная цель эстетического воспитания -формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, понимающей и чувствующей красоту мира и искусства, обладающей желанием и способностью творчески трудиться. Это объединение духовно-эмоциональной и рационально-интеллектуальной сфер личности человека в единый процесс формирования гармоничной личности.

Для достижения цели эстетического воспитания учащихся вычленяются три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и разную последовательность изложения, но при этом не меняют основной сути (Б.Т. Лихачев, Н.Л. Лайзеров, Н.И. Киященко, В.Н. Шацкая и др.). Первая задача - это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая - формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Третья задача - воспитать, развить качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [2, с. 61].

Таким образом, можно выделить следующие положения, говорящие о сущности эстетического воспитания. Это процесс: целенаправленного педагогического воздействия; формирования эстетического отношения к миру, способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни, оценивать его; развития эстетических вкусов и идеалов, эстетических потребностей и способности к созданию прекрасного.

Изучение и анализ сущности эстетического воспитания позволяет вычленить формирование эстетического отношения к миру, к действительности

как прямое назначение процесса эстетического воспитания и как одну из его основных функций.

В чем же специфика основной функции эстетического воспитания - формирования эстетических отношений? Жизнь людей в социальной среде - это сложная система общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей средой, человек создает «вторую природу» - культуру, как материальную, так и духовную. По мнению исследователей, специфика и значимость эстетических отношений заключаются в том, что через чувственные переживания высокого духовного порядка они гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делают человечными отношения индивида к миру, людям, обществу и самому себе [2; 4-6; 8; 10].

Если эстетические отношения становятся органичными, естественными сторонами всех общественных связей, то формируемый ими человек столь же естественно станет эстетически развитым и способным к дальнейшему совершенствованию, развитию системы отношений во всех видах и способах человеческой жизнедеятельности [5, с. 9].

Воспитание эстетического отношения к искусству и действительности рассматривается как специфическая задача педагогики эстетического воспитания, благодаря решению которой осуществляется вклад эстетического воспитания в задачу формирования всесторонне развитой личности [11]. С педагогической точки зрения «отношения» в процессе деятельности осознаются человеком, в то же время во многом опре-

деляют сущность протекания самой деятельности, глубину и осознанность ее процессов. «Отношения» развиваются, обогащаются, становятся устойчивым свойством характера личности в процессе целенаправленного воздействия на нее: «.воспитание человека есть прежде всего воспитание его отношений» [12].

Эстетическое отношение реализуется в таких видах человеческой деятельности, как эстетическое освоение, эстетическое чувство и творчество, эстетическое восприятие. А.А. Мелик-Пашаев под эстетическим отношением подразумевает неотстраненное, «сопричастное» отношение человека к действительности, к предметам и явлениям окружающего мира, связанное с восприятием их конкретного чувственного облика, во многом отличное и даже противоположное тому, которое строится на сугубо логическом основании. Эстетическое отношение в ярко выраженной форме - это захватывающее, спонтанное переживание, устойчивая, постоянная характеристика личности, которая является и условием, и следствием подобных переживаний [13, с. 161, 172, 224].

Таким образом, на основании приведенных высказываний можем констатировать, что эстетическое отношение к миру - одна из основных функций эстетического воспитания, существенный компонент социально зрелой личности. Оно формируется в процессе общественно-исторической практики, имеет эмоциональную природу и через чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизирует отношение человека к миру, обществу, самому себе.

Библиографический список

1. Кривцун О.А. Эстетика : учебник. - 2-е изд., доп. -М., 2003.

2. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : книга для учителя / сост. Г.С. Лабковская. - М., 1983.

3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред.

В.В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2.

4. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой. - М., 1955.

5. Киященко Н.И., Лайзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания. - М., 1989.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.

7. Мировая художественная культура : словарь-справочник. - Смоленск, 2002.

8. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

9. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. - М., 1988.

10. Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое сознание : межвуз. сборник / отв. ред. В.М. Пивоев. - Петрозаводск, 1989.

11. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / под ред. М.Д. Таборидзе. - М., 1986.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. - М., 1989. - Т. 2.

13. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.