Научная статья на тему 'Проблема эстетического воспитания в отечественной педагогике'

Проблема эстетического воспитания в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4742
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Раисат Гаджиевна

В данной статье делается попытка обсудить и проанализировать различные подходы к проблеме эстетического воспитания в отечественной педагогике. Сделан вывод о том, что в связи с гуманизацией образования проблема эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема эстетического воспитания в отечественной педагогике»

38

Известия ДГПУ, №2, 2008

- теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

- способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;

- умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек;

- умение представить информацию в интернет;

- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством интернет-технологий;

- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Информационная компетентность выступает как результат процесса образования. Задачей преподавателя является выявление способностей, развитие всех компонентов педагогической деятельности, введение их в разряд компетенций.

Стремительное развитие ИКТ ориентируют систему подготовки учителя на развитие профессиональной ИКТ-компетенции, под которой понимается готовность учителя решать профессиональные задачи в условиях информационного общества.

Примечания

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 303 с. 2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. №11. 2004. - С. 3-13. 3. Бакшаева, Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 235 с. 4. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 320 с. 5. Вербицкий А.А. Новая парадигма и контекстное обучение. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с. 6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. - М.: «Высшая школа», 1991. - 207 с. 7. Вербицкий А.А. Компе-тентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с. 8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с. 9. Инновационный подход к формированию Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (040200)-социология // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Социологический факультет. - М., 2007 // http:vwvw.socio.msu.ru 10. Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы труда. - Тарту, 1980. - С.45-67. 11. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2007 // http:www.umo.msu.ru 12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. - М.: Когнито-Центр, 2002. - 396 с. 13. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с. 14. Формирование учебной деятельности студентов / [В.Я. Ляудис, X. Варне, И.И. Ильясов и др.] / Под ред. В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1989. - 240 с.

УДК 371.036

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

©2008 Исаева Р.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

Психолого-педагогические науки

• • •

39

В данной статье делается попытка обсудить и проанализировать различные подходы к проблеме эстетического воспитания в отечественной педагогике. Сделан вывод о том, что в связи с гуманизацией образования проблема эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

The author of the article attempts to discuss and analyze the different approaches to the problem of the aesthetic education in domestic pedagogy. Conclusion is made that in connection with educational humanization the problem of aesthetic education gains special urgency.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, искусство, художественное образование, гуманизация, гармоничное развитие, отечественная педагогика.

Keywords: aesthetic education, art, artistic education, humanization, harmonious development, domestic pedagogy.

В современной России необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания, поскольку эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависят от организации учебной деятельности учащихся. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального.

Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности, является эстетическое воспитание. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в

школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. На наш взгляд, использование фольклора позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы.

Проблемы эстетического воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-

терминологического аппарата, определению сущности и задач (А. И. Буров, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и др.), психологических (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, B. C. Ильин, В. Н. Мясишев, К. К. Платонов и др.) и педагогических (И. Ф. Гончаров, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Н. А. Кушаев, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Немен-ский, Г. И. Петрова, С. Т. Шацкий и др.) аспектов эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание зависит от нравственных и эстетических представлений, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Эстетическое воспитание было основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию.

Реформационная эпоха характеризуется развитием идей эстетического воспитания средствами литературы и музыки, особо подчеркивая значение красоты в природе и в произведениях искусства. В трудах Я. А.

40

Известия ДГПУ, №2, 2008

Коменского свое развитие получила система гуманистического образования и воспитания, предполагающая развитие сенсорного и эстетического восприятия.

Идеи эстетического воспитания получили свое развитие в России начиная с XVII века в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и курсов риторики. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский рассматривали искусство как одну из насущных социальных проблем. К. Д. Ушинский высказывался о необходимости эстетического воспитания как в начальной, так и в средней школе.

Говоря об эстетическом воспитании, о развитии этой идеи, необходимо остановится на основных понятиях. Эстетика (от греческого - имеющий отношение к чувственному восприятию) - наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности [2. С. 630]. Поэтому эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Его цель - содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты» [1. С. 45].

Главная проблема в теории эстетики - исследование природы и сущности прекрасного. В связи с этим актуален вопрос о происхождении понятия «красота», о взаимоотношении искусства и действительности. Как известно, к решению данного вопроса в науке существуют два исторически сложившихся подхода. Суть первого заключается в том, что источником красоты и основой искусства исследователи считают абсолютный дух, субъективный, или сверхчувствительный, мир, внутренний

мир человека. Сторонники второго подхода акцентируют внимание на реальной действительности, рас-

сматривая ее источником красоты и основой искусства. Здесь значение искусства связано еще и с тем, что накопленные им духовные ценности всегда участвуют в решении насущных вопросов времени. Поэтому искусство можно рассматривать как концентрацию исторически сложившихся общечеловеческих ценностей.

На современном этапе можно выделить два существенных момента в постижении искусства: педагогический и эстетический.

Первый объясняется тем, что эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Естественно, сильные эмоциональные переживания, имевшие место в этом возрасте, надолго сохраняются к памяти и нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, способствуют выработке убеждений, навыков и привычек поведения.

Второй момент объясняется тем, что искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание является основным средством формирования эстетического отношения к миру.

В связи с этим, не выходя за рамки нашего исследования, считаем целесообразным, вернуться к изложению взглядов исследователей разных времен на роль искусства в воспитании и развитии личности. Прежде всего, следует отметить акцентирование внимания исследователей на проблему гармонического развития личности средствами искусства. Однако всегда существовала неоднозначность трактовки понятия «гармоническое развитие личности» в философских учениях, что сохраняется и в настоящее время.

Русские мыслители XVIII в. внесли определенный вклад в развитие теории гармонического воспитания личности. Теоретики русского Просвещения Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Карамзин как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Г.

Психолого-педагогические науки • • •

Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других выделяли музыку как искусство, наиболее подходящее для выполнения воспитательной и даже политической миссии.

Несомненный вклад в развитие домарксистской эстетики и в теорию гармонического развития личности внесли русские революционные демократы: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Во главу угла своей эстетической теории они ставили не пассивную личность, а человека, преобразующего мир. В искусстве русские мыслители видели учебник жизни; чтобы быть таким учебником, искусство должно отражать правдивую картину жизни, охватывая все ее стороны, обращаясь к проблемам современности, выражать отношение к ней.

«Прекрасное есть жизнь» - знаменитое изречение Н. Г. Чернышевского. Однако это вовсе не значит, что в жизни все прекрасно. На наш взгляд, прекрасное присуще самой действительности, оно не зависит ни от сверхъестественных сил, ни от наших восприятий, ни от нашего отношения к нему. Соответственно «эстетические отношения искусства к действительности» (так назвал Н. Г. Чернышевский свою диссертацию) состоят в том, чтобы воспроизвести, отразить жизнь, и не только прекрасное в ней, но «все, что в действительности (в природе и в жизни) интересует человека», затем объяснить ее и сделать соответствующие выводы, в обосновании которых лежит прекрасное в жизни.

Революционными демократами разработан принцип народности искусства. Следует отметить, что в рассмотренных выше подходах еще в периоды Возрождения и Просвещения отмечалась мысль о народности искусства. Однако она заняла место ведущей идеи в эстетике русских мыслителей середины XIX века. Существенным является и постановка вопроса об эстетическом идеале Н. Г. Чернышевским. Он не отождествляет идеал с прекрасным; прекрасна, по Чернышевскому, не просто жизнь, «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, ка-

41

кова должна быть она по нашим понятиям» [4. С. 78]. Заметим, что каждый хочет видеть жизнь такой, какой она наиболее полно соответствовала бы его интересам.

Проделанный нами анализ специальной литературы свидетельствует о том, что теории и эстетические концепции революционных демократов оказывали положительное влияние на эстетические воззрения их современников.

Значительный вклад в развитие марксистского понимания эстетического воспитания подрастающего поколения внес В. И. Ленин. Под влиянием его идей были определены пути развития системы воспитания нового общества и сформулированы соответствующие за-дачи эстетического воспитания и роль искусства в нем. Первая связана с отношением к культурному наследию народа, ко всей мировой культуре, вторая - с конкретными путями овладения культурой, в том числе и эстетическими ценностями. В марксистской идеологии декларировался целостный подход к развитию личности человека, который впоследствии широко был популяризован и применялся в теории и практике воспитания исследователями советского периода.

Постреволюционный период развития системы образования характеризуется тем, что предмет нашего исследования рассматривается отечественными педагогами (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий) как развитие творческих побуждений человека к красоте. Ими разрабатывались проблемы приобщения человека к прекрасному в жизни и искусстве.

Так, неоднократно в своих работах Н. К. Крупская и А. В. Луначарский обращались к мысли об эстетическом воспитании как составной части общего (коммунистического) воспитания, ими разработаны принципы эстетического воспитания (партийность, массовость, классовая направленность) и раскрыто их конкретное содержание.

Для теории и практики эстетического воспитания советского периода особое значение имел выдвинутый А. В. Луначарским принцип идейной на-

42

Известия ДГПУ, №2, 2008

правленности эстетически высокого художественного и идейного уровня в практике эстетического воспитания. Такой подход к эстетическому воспитанию вошел в советскую педагогическую науку и определил методику этого процесса. Им определены и его задачи: 1) привитие учащимся эстетического отношения к действительности и искусству; 2) воспитание эстетической восприимчивости к действительности и искусству; 3) развитие художественно-творческих способностей вообще [2. С. 632].

Однако следует отметить, что в 30-е годы широкий подход к пониманию эстетического воспитания уступил место художественному образованию.

В педагогической литературе вопросы эстетического воспитания в теоретическом и практическом плане освещены в трудах С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко. В них развивается мысль о единстве красоты и нравственности, красоты и педагогически правильно организованной жизни.

С. Т. Шацкий не сводил эстетическое воспитание к сообщению знаний и умений в различных областях искусства, а рассматривал его как важнейшую часть воспитания в целом. Он высоко ценил воспитательное значение классических произведений искусства, а также народное творчество, которое не всегда учитывается в учебно-воспитательной работе и в настоящее время.

Опыт художественного воспитания детей и Первой опытной станции по народному образованию и сейчас представляет значительный интерес в связи с тем, что там были организованы занятия по музыке и пению, драматическому и изобразительному искусству, художественной литературе.

А. С. Макаренко выделил и обосновал новый аспект в воспитании эстетического отношения к действительности у детей. Он вслед за С. Т. Шацким еще более расширил границы эстетического воспитания, осуществляя его не только средствами искусств, но и в различных видах деятельности и детей в труде, игре, быту и подлинно прекрасных отношениях между воспитанниками, в

красоте отдельной личности и коллектива. Он использовал эстетическое воспитание и в качестве стимула всей жизни детей.

В этот период в смежных науках уделяли большое значение исследованию возможностей эстетического воспитания в формировании всесторонне развитой личности. В качестве основных аспектов выделяли роль эмоционального фактора в жизни людей, значение красоты как неотъемлемого качества гармонического устройства мира, искусство как средство воспитания, роль эстетической деятельности человека в жизни общества, творческих способностей во всестороннем развитии человека.

В 50-60-е годы ХХ в. происходит пересмотр установившихся взглядов на эстетическое воспитание. В этот период исследователи акцентируют внимание на взаимосвязь нравственного воспитания с эстетическим, осуществление комплексного подхода к воспитанию личности. В эти годы возникла потребность по-новому определить роль и место эстетики. Следует отметить, что поиск осуществлялся в двух направлениях. Для первого направления было характерно исследование и утверждение основного положения, согласно которому эстетическое отношение человека к действительности проявляется при оценке всех предметов и явлений реального мира. Соответственно все стороны воспитательного процесса должны были в себе содержать элементы эстетического воспитания. Этого мнения придерживались В. Н. Шацкая, А. И. Буров, В. А. Разумный и В. К. Скатерщиков. Главное достижение этого направления состоит в подчеркивании значимости эстетического воспитания, в формировании мировоззрения.

Особенностью второго направления явилось то, что исследователи (Б. Т. Лихачев, Г. Н. Джибладзе) исходили из единства и целостности воспитательного процесса. Главное достижение этого направления - утверждение необходимости использовать воспитательный процесс и в целях эстетического воспитания.

Таким образом, в рассматриваемый период утвердились два направления,

Психолого-педагогические науки • • •

подхода к эстетическому воспитанию в отечественной науке. Однако заметим, что при первом подходе (извне) неизбежно возникновение трудностей при переходе от теории к практике, например, при организации эстетического воспитания на уроках, особенно естественнонаучных. При втором подходе (рассмотрение педагогического процесса изнутри) предполагается учет внутренних закономерностей педагогического процесса, на основе чего и определяют специфику эстетического воспитания.

В 70-е годы на эстетическое воспитание сделан особый акцент в «социальном заказе». Решение коллегии Министерства просвещения СССР от 4 декабря 1970 г. «О состоянии и мерах улучшения эстетического воспитания» предусматривало проведение в старших классах, начиная с 7-го, факультативных занятий по художественному образованию; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; организацию широкого эксперимента по предметам художественного цикла; издание специальной литературы и др. Инициаторами решения наиболее актуальных проблем художественного образования и эстетического воспитания школьников выступили известные деятели искусства советского периода: Д. Б. Кобалевский, С. А. Герасимов, Б. М. Неменский и др. Их художественнопедагогические концепции исходили, прежде всего, из сущности искусства и его специфики. Они сохраняют актуальность и в наши дни.

Это позволило создать и опубликовать программы факультативных занятий по искусству, по основам эстетики, издать первые учебные пособия для учителей. В некоторых союзных республиках осуществлялось более углубленное преподавание предметов художественного цикла. Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся.

В 80-е годы вновь актуализировано внимание на проблемы теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Развитие творческих возможностей школьников, художественное

43

образование в программе обучения, воспитание будущего читателя, слушателя, зрителя - главные задачи школы 80-х годов. Пути решения этой проблемы, необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства обозначены в вышеуказанном документе: «...Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу» [3. С. 48].

Для нашего исследования содержание цитируемого документа имеет особую значимость в связи с тем, что здесь намечены основные пути и средства эстетического воспитания, которые пытались реализовать на практике в последние десятилетия.

В период перестройки нашего общества вопросы эстетического воспитания приобретают особую важность и значимость, ибо необходимость коррекции целей и сам про-цесс формирования мировоззрения подрастающего поколения во многом должны определяться тем, каковы его эстетические идеалы. В решении проблемы эстетического воспитания в общеобразовательной школе особое значение приобретает управление процессом изучения предметов эстетического цикла. Систематическое и последовательное воздействие на учащихся средствами литературы, музыки и изобразительного искусства осуществляется именно в процессе обучения. Следует отметить, что приобретение знаний по отдельным предметам, усвоение основ наук не обеспечивают всестороннего развития личности. Процесс эстетического развития личности начинается с формирования у каждого воспитуемого потребности и способности эстетического восприятия. Как известно, недооценка роли чувственного познания в недалеком прошлом привела к духовному кризису в обществе. Поэтому считаем целесообразным при решении вопросов воспитания обучаемых оптимально сочетать как умственное, так и чувственное познание.

44

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

На современном этапе развития теории и практики эстетического воспитания насущной потребностью общества становится познание того, как и какими путями искусство влияет на сознание человека, как оно становится достоянием его личного опыта, т.е. главным ориентиром становятся пути и возможности формирования личности посредством искусства. В работах педагогов-исследователей (Е. В. Бондаревская, В. А. Караков-ский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.), философов (М. С. Каган,

A. В. Толстых, Н. И. Киященко и др.), ряда психологов (В. А. Петровский,

B. И. Петрушин) прослеживаются новые подходы к воспитанию и обучению детей.

Нынешний момент в истории нашей страны являет собой некий переходный этап к новому состоянию общества, которое только складывается и поэтому не поддается однозначному описанию. С точки зрения педагогики, как справедливо отмечает философ А. В. Толстых [6. С. 78], важно наличие в самой системе общественных отношений осознанной или неосознанной установки на перемены, изменение старого содержания и форм обучения и воспитания. Российская школа 90-х годов не растерялась в обрушившемся не нее инновационном потоке, она взвесила все «за» и «против» и предпочла реальные процессы гуманизации и гуманитаризации, вызванные новой парадигмой образования - лич-ностно ориентированным и индивидуально ориентированным подходами.

Следует отметить и то, что проводимая государством политика в области образования (Закон «Об образовании» (1992 г.) определила основные ее принципы, среди которых - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия и уважения к нравам и свободам человека, к окружающей природе, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства [5. С. 32]. Естественно, реализация этих

принципов неразрывно связана с высоким уровнем духовной культуры, эстетическим развитием человека, с его способностью воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в труде, в общественной жизни, поведении, искусстве, природе.

Коллегией Министерства образования Российской Федерации принят документ «О развитии эстетического образовании в общеобразовательных учреждениях» (24.05.1995 г.), в котором отмечается, что эстетическое образование «начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» [5. С. 28]. Этот документ имеет значимость как в теоретическом плане, так и в практическом. На основе анализа опыта эстетического воспитания в общеобразовательной школе современной России, особенно в национальной школе, результатов исследований ведущих специалистов в области художественного (эстетического) воспитания Б. М. Неменского, Б. П. Юсона, Ю. Б. Алиева, Т. С. Комаровой и др. в рассматриваемом документе указывается, что «не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры, а также многих пластов мировой культуры, что отрицательно сказывается на эстетическом образовании. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя педагогической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов» [5. С. 28].

В связи с новой парадигмой образования обозначилась и главная задача эстетического воспитания - обоснование новых форм и содержания художественного образования и эстетического воспитания как основы гуманизации и гуманитаризации образования.

Итак, ретроспективный анализ проблемы эстетического воспитания в структуре гармоничного развития личности свидетельствует о том, что ее решению во все времена уделялось и уделяется особое внимание.

Психолого-педагогические науки

• • •

45

Примечания

1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с. 2. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. - 768 с. 3. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы (1-3 классы) / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1983. - 112с. 4. Очерки русской культуры XVII века. Духовная культура / Под ред. А. В. Арциховского. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1979. - 344 с. 5. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 23 января 1996. 6. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, №12, 1965. - С.30-39.

УДК 373.2.02

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

©2о°8 Магомедов А.М., Садрудинова М.Ц., Иманалиев О.И.,

Рамазанова Б.М., Умаргаджиев Р.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сегодняшней дошкольной педагогике существует зависимость между полнотой знаний о сущности обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которыми располагают теоретики и практики, и их осведомленностью о психофизическом развитии ребенка. В этой связи большое значение приобретает проблема взаимосвязи умственного и физического воспитания детей до школы, ставшая перед педагогической наукой и практикой дошкольного воспитания. Поиск путей ее решения заставляют обращаться к мировому и отечественному опыту разработки данной проблемы.

In present-day preschool pedagogy the dependency exists between fullness of the knowledge about the essence of the preschool children’s education and upbringing, which disposed by theorists and practical workers, and their knowledge about children’s psycho-physical development. In this connection, the problem of interrelations between children’s mental and physical education before school gains the importance. Searching for the ways of its solving makes the teachers to address to the world and domestic experience in the development of the given problem.

Ключевые слова: дошкольники, воспитание физическое, умственное, комплексная программа.

Keywords: preschool children, education physical, mental, comprehensive program.

В истории русской классической педагогики важное место занимают педагогические идеи Петра Францевича Лесгафта (1837-1909), педагога, анатома и врача, одного из основоположников школьной гигиены и вра-

чебно-педа-гогического контроля в физическом воспитании. Свою прогрессивную и оригинальную педагогическую систему он построил на уровне передовой для своего времени и науки. Его научные труды слу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.