Научная статья на тему 'Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема'

Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4926
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC TASTE / CULTURE-BASED APPROACH / VALUE-BASED APPROACH / AESTHETIC NEEDS / AESTHETIC BELIEFS / AESTHETIC IDEAL / ACADEMIC WORK / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Алена Игоревна

В статье обосновывается актуальность проблемы эстетического воспитания школьников, важной составляющей которого является формирование эстетических вкусов ребенка. Анализируются трактовки понятия «эстетический вкус» и делается вывод, что важным условием воспитания эстетического вкуса является система эстетического воспитания в целом, ориентированная на формирование у учащихся эстетических потребностей и убеждений, эстетического идеала, потребности к творчеству и эстетической деятельности. Содержание культурологического и ценностного подходов конкретизируется применительно к объекту исследования формирование эстетических вкусов школьников: содержание культурологического подхода образуют воспроизводимые в процессе освоения эстетических категорий эстетические отношения, реализуемые в процессе обучения и позволяющие расширить культурные основы содержание обучения различным предметам; содержание ценностного подхода образуют воспроизводимые в процессе освоения эстетических ценностей ценностные отношения школьника, в которых отображается эмоциональное восприятие эстетических объектов. Представляются стадии формирования эстетического вкуса у детей: формирование представлений ребенка об идеале; практическая реализация идеальных представлений в жизни. Определяется роль учебной и внеклассной работы, а также общественно-полезного и бытового труда в формировании эстетических вкусов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing schoolchildren’s aesthetic tastes as a pedagogical problem

The article proves the urgency of aesthetic education of schoolchildren, an important component of which is the development of aesthetic tastes. It analyzes the interpretations of the concept “aesthetic taste” and concludes that the system of aesthetic education generally is aimed at enhancing aesthetic needs and beliefs, aesthetic ideal, heightening a need for creativity and aesthetic activity. The content of the cultureand value-based approaches is shaped in accordance with the objective of the research aesthetic tastes development: the content of the culture-based approach is shaped by the aesthetic relations produced in the process of mastering aesthetic categories. The latter are realized through teaching and extend the cultural aspects of teaching various subjects. The content of the value-based approach is formed according to the value concepts of the student as he or she enhances aesthetic categories, those concepts reflect emotional perception of aesthetic objects. There are stages of developing children’s aesthetic tastes: shaping the child's ideas about the ideal; practical implementation of ideal concepts into life. The role of educational and extracurricular work, as well as socially beneficial work and domestic chores performance, in developing schoolchildren’s esthetic tastes is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема»

УДК 37.036

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ENHANCING SCHOOLCHILDREN'S AESTHETIC TASTES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2017

А.И. Моисеенко A.I. Moiseenko

В статье обосновывается актуальность проблемы эстетического воспитания школьников, важной составляющей которого является формирование эстетических вкусов ребенка. Анализируются трактовки понятия «эстетический вкус» и делается вывод, что важным условием воспитания эстетического вкуса является система эстетического воспитания в целом, ориентированная на формирование у учащихся эстетических потребностей и убеждений, эстетического идеала, потребности к творчеству и эстетической деятельности. Содержание культурологического и ценностного подходов конкретизируется применительно к объекту исследования - формирование эстетических вкусов школьников: содержание культурологического подхода образуют воспроизводимые в процессе освоения эстетических категорий эстетические отношения, реализуемые в процессе обучения и позволяющие расширить культурные основы содержание обучения различным предметам; содержание ценностного подхода образуют воспроизводимые в процессе освоения эстетических ценностей ценностные отношения школьника, в которых отображается эмоциональное восприятие эстетических объектов. Представляются стадии формирования эстетического вкуса у детей: формирование представлений ребенка об идеале; практическая реализация идеальных представлений в жизни. Определяется роль учебной и внеклассной работы, а также общественно-полезного и бытового труда в формировании эстетических вкусов школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; эстетический вкус; культурологический подход; ценностный подход; эстетические потребности; эстетические убеждения; эстетический идеал; учебная работа; внеклассная работа.

The article proves the urgency of aesthetic education of schoolchildren, an important component of which is the development of aesthetic tastes. It analyzes the interpretations of the concept "aesthetic taste" and concludes that the system of aesthetic education generally is aimed at enhancing aesthetic needs and beliefs, aesthetic ideal, heightening a need for creativity and aesthetic activity. The content of the culture- and value-based approaches is shaped in accordance with the objective of the research - aesthetic tastes development: the content of the culture-based approach is shaped by the aesthetic relations produced in the process of mastering aesthetic categories. The latter are realized through teaching and extend the cultural aspects of teaching various subjects. The content of the value-based approach is formed according to the value concepts of the student as he or she enhances aesthetic categories, those concepts reflect emotional perception of aesthetic objects. There are stages of developing children's aesthetic tastes: shaping the child's ideas about the ideal; practical implementation of ideal concepts into life. The role of educational and extracurricular work, as well as socially beneficial work and domestic chores performance, in developing schoolchildren's esthetic tastes is defined.

Keywords: aesthetic education; aesthetic taste; culture-based approach; value-based approach; aesthetic needs; aesthetic beliefs; aesthetic ideal; academic work; extracurricular work.

Среди целей воспитания подрастающе- Культурный коллапс, переживаемый

го поколения важное место занимало и зани- современным обществом, объясняется

мает всестороннее и гармоничное развитие и тем, что многие люди, особенно моло-

ребенка - его формирование как личности, дежь, не могут в огромном потоке еже-

которая сможет не только сочетать в себе ду- дневно получаемой информации отличить

ховное богатство, моральную чистоту и фи- ценности от антиценностей, прекрасное от

зическое совершенство, но и понимать и це- безобразного. Они утрачивают способность

нить прекрасное. В контексте достижения рассматривать мир во всей его красоте и

данной цели сегодня актуальной задачей ста- многогранности, лишаются духовных цен-

новится формирование базовой культуры ностей и нравственных ориентиров. Следуя

человека и его эстетических вкусов. за массовой культурой, подчиняясь навязы-

ваемым ею образцам, человек начинает считать уродливое красивым.

Тем актуальнее представляется сегодня проблема эстетического воспитания, решение которой предполагает формирование эстетических взглядов, вкусов, идеалов ребенка (и взрослого). Важная роль здесь отводится общеобразовательной школе и учителю.

В научном дискурсе прослеживаются два подхода к пониманию сущности эстетического воспитания. Они находят отражение в следующих формулировках: «воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности» (В.А. Сластенин [1, с. 199]) и «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» (В.В. Бабаева [2, с. 45]).

Объединяет эти два подхода понимание того, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Различие заключается во взгляде на деятельностную сторону воспитания. В первом случае данная сторона опускается, во втором - актуализируется: эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцанием, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Важность деятельностной стороны эстетического воспитания подчеркивается в работах Б.Т. Лихачева: «Эстетическое воспитание -целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты"» [3, с. 323].

Только направленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную деятельность способны обеспе-

чить глубокое постижение эстетических явлений, понимание подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. В качестве составляющих эстетического сознания большинство педагогов и психологов выделяет эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическую оценку. Соответствующие категории фиксируют систему отношений школьника к творчеству и искусству.

Анализ научной литературы показывает, что эстетический вкус понимается как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» (Ю.Б. Борев [4, с. 92]); как «способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» (Е.О. Гусев [5, с. 37]); как «тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, комическое и трагическое и верно оценить его» (Б.Т. Лихачев [3, с. 323]); как «способность не просто в отдельных необходимых случаях формировать эстетическую оценку по отношению к феноменам окружающего мира, а некоторая, ставшая плотью и кровью, потребность человека к всеобъемлющей эстетической оценке» (М.Е. Кудрявцева [6, с. 127]).

Несмотря на различия в трактовках данного понятия, можно утверждать, что основой эстетического вкуса является эстетическая информация, так как осуществлять оценки, выказывать предпочтения относительно прекрасного, трагического, комического и т.д. можно лишь обладая информацией о данных явлениях.

Обращение к трудам ученых, занимавшихся и занимающихся проблемой эстетического воспитания в целом (В.А. Су-

хомлинский [7], Б.Т. Лихачев [8], Б.М. Не-менский [9], Е.Л. Прасолова [10], О.С. Алейникова [11], Н.В. Зайцева [12], Л.С. Кириллова и В.В. Лебединская [13], Н.А. Петренко и Б.В. Сергеева [14] и др.) и формирования эстетических вкусов, в частности (Ю.Б. Борев [4], О.Е. Гусев [5], Б.Т. Лихачев [3; 8], В.К. Скатерщиков [15], С.В. Борисов [16], В.В. Бычков и Н.Б. Маньковская [17], М.Е. Кудрявцева [6 ; 18], С.Ш. Умеркаева [19]), показывает, что воспитание эстетического вкуса представляет собой трудоемкий и длительный процесс, который должен начинаться с самого раннего возраста; что важным условием воспитания эстетического вкуса является система эстетического воспитания в целом, ориентированная на формирование у учащихся эстетических потребностей и убеждений, эстетического идеала, потребности к творчеству и эстетической деятельности.

Существует два основных подхода, знание о которых необходимо при реализации процесса формирования эстетических вкусов школьников: культурологический и ценностный.

Культурологический подход, как подчеркивает Н.Б. Крылова, изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информа-ционно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит в деятельность взрослого и ребенка критерии продуктивности и творчества [20, с. 65-66].

Ценностный подход, по утверждению В.П. Бездухова, связан с реализацией ценностей, ценностного отношения субъекта к объекту: «В формировании такого отношения следует видеть сущность ценностного подхода к приобщению учащихся к ценностям, которые определяют, в свою очередь, ориентацию учителя на развитие и становление ребенка как личности, индивида и субъекта деятельности» [21, с. 115]. В основе ценностного подхода лежит осмысление мира культуры, картины мира,

которая адаптируется к действиям и поведению окружающих, и освоение «опытным путем» культурных норм и ценностей.

Реализация данных подходов в единстве позволит развить структурные компоненты эстетических вкусов школьников: когнитивный, ценностный, эмоциональный.

Процесс формирования у детей эстетического вкуса, эстетического отношения к нравственным ценностям проходит в две стадии, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга.

Первая состоит в том, что по мере взросления ребенок усваивает определенные социальные установки. Наряду с этим воспитатели целенаправленно стремятся сформировать его представление об идеале -прежде всего с помощью вербально-изобра-зительных средств. В процессе овладения знаниями в школе, в ходе чтения, прослушивания музыки, восприятия живописных произведений, просмотра телевизионных передач и, конечно же, общения как со сверстниками, так и со взрослыми у школьника формируются идеальный образ мира, т.е. представление и понятие об идеальном, наилучшем устройстве жизни, об идеале человека, об идеальных отношениях, о прекрасном и т.д., а также мотивы и стимулы поведения.

Вторая стадия - практическая реализация идеальных представлений в жизни. Реальная борьба за осуществление эстетических идеалов как социально обусловленных представлений о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве [3, с. 321] способна превратить их в органическую часть мировоззрения, в действенный фактор воспитания и самовоспитания.

Формирование у школьника идеалов представляет собой длительный и сложный процесс, требующий учета как возрастных, так и психологических особенностей ребенка. В процессе воспитания жизненные отношения, идеалы, сохраняя преемственность, претерпевают определенные изменения как в содержании, так и в форме. В отдельных случаях (под влиянием жизненных

потрясений, окружающих людей, произведений искусства и т.д.) такие изменения могут быть весьма значительными. Например, школьник может увлечься ложно романтическими представлениями о красивой жизни и встать на путь правонарушений.

В жизни школьников значительное место занимает учебный, общественно-полезный и бытовой труд. Поэтому вполне естественно стремление к тому, чтобы сам процесс труда и его результат удовлетворяли эстетические, духовные потребности человека. В трудовой деятельности эстетический вкус детей развивается постепенно. Хорошее состояние оборудования, уход за своим рабочим местом, эстетическая оценка результатов труда приносят удовольствие, пробуждают желание трудиться.

В тесной связи с трудовой деятельностью учащихся находится их поведение. До сознания каждого важно довести понятие красоты и благородства человека. Школьники уясняют себе, что поступать в интересах товарищей и всего общества - это и значит поступать красиво. Эстетика поведения - внешнее проявление внутренней моральной чистоты.

Важнейшим средством формирования эстетических вкусов школьников является искусство, отражающее окружающую действительность с помощью чувственно воспринимаемых художественных образов и воздействующее посредством таких образов на сознание и чувство учащегося.

Воспитательное значение искусства двояко: с одной стороны, оно доставляет человеку глубокое наслаждение, эстетически развивает его, а с другой - является важным средством познания жизни.

Эстетическое познание природных и социальных явлений, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием художественного вкуса, формированием эстетического идеала, появлением эстетических переживаний, развитием способности видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически их оценивать. Важную роль здесь играет образовательный процесс в школе. Приобщая к

красоте искусства и самой разнообразной деятельности, он развивает способность ребенка творчески воспринимать любое проявление эстетического, формирует потребность в эстетическом, развивает навыки оценки любого явления искусства и действительности. Годы школьного обучения -наиболее интенсивный период формирования эстетических вкусов ребенка.

Важным средством формирования эстетических вкусов являются уроки музыки. Пробуждая в детях самые разные чувства -от простого удовольствия до глубочайшего нравственного переживания ответственности перед людьми и беспредельной любви к своей Родине, - музыка помогает формированию вкусов и оказывает влияние на поведение человека. Музыка, пение имеют непосредственное воспитательное значение, так как совместные переживания возвышенных, героических или лирических чувств, заключенных в музыке, объединяют и сплачивают школьников. Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит музыкальный слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем чаще учащиеся вовлекаются в практическую исполнительную деятельность.

Такое же большое значение в деле формирования эстетических вкусов и их развития имеют уроки изобразительного искусства. Средствами живописи, скульптуры, графики, архитектуры выражается красота жизни, природы и общества, бичуется все низкое и отвратительное, выражаются самые высокие мысли, чувства и стремления людей. В процессе приобщения к изобразительному искусству начинает формироваться способность понимать и тонко чувствовать прекрасное в его произведениях. А у отдельных учащихся в процессе собственной изобразительной деятельности развивается и способность создавать прекрасное в живописи, скульптуре, графике.

Но эстетическое воспитание может и должно осуществляться и тогда, когда изучаются деловые статьи, решаются задачи, выполняются многообразные упражнения. Оно может быть осуществлено как непо-

средственно в связи с изучаемым материалом, так и опосредованно - общей организацией урока, мероприятия.

В деле эстетического воспитания и развития эстетических вкусов огромную роль играют не только уроки, но и внеклассная деятельность по русскому языку, иностранному языку, литературе, пению и изобразительному искусству. На мероприятиях по русскому языку учащиеся познают его красоту, силу, выразительность, учатся творить с помощью слова, образно рассказывать, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, подмечать свойства и качества отдельных людей, анализировать их поведение.

Осуществляя эстетическое воспитание школьников, следует больше привлекать их к самостоятельной деятельности, попутно развивая их духовные силы и вырабатывая у них художественный вкус. Активная деятельность самих детей является условием проявления и развития у них эс-

тетических переживаний. Пробуждение эмоций, эстетических переживаний детей достигается и при использовании игровой формой работы.

Все эстетические переживания детей на уроке, внеклассном мероприятии, в процессе трудовой деятельности и в повседневной жизни развивают у них способность видеть, понимать, ценить прекрасное в окружающем мире и стремление участвовать в его создании. Переживания прекрасного в жизни развивают у школьников и способность более глубоко понимать прекрасное в искусстве, так как предварительно формируется определенные эстетические представления.

Тем самым формирование эстетических вкусов учащихся через различные формы работы в образовательном процессе школы будет способствовать одновременно и нравственному, и интеллектуальному развитию личности школьника.

& & &

1. Сластенин В.А. Эстетическое воспитание // Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988. С. 199-213.

2. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. М. : Просвещение, 1982. 250 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. М. : Прометей, 1993. 528 с.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М. : Изд-во политической литературы, 1988. 178 с.

5. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л. : Наука, 1978. 94 с.

6. Кудрявцева М.Е. Эстетический вкус как фактор стабильности личности в современном обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-1. С. 127-129.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. : Наука, 1978. 238 с.

8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания. М. : Педагогика, 1985. 255 с.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания : книга для учителя. М. : Просвещение, 1987. 85 с.

10. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. М. : Педагогика, 1987. 87 с.

11. Алейникова О.С. К вопросу об эстетическом воспитании младших школьников средствами музыки // Гуманизация образования. 2010. № 2. С. 41-46.

12. Зайцева Н.В. Хоровое пение - фундамент эстетического воспитания школьников // Мир современной науки. 2013. Т. 4, № 4-4. С. 34-40.

13. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №27. С. 100-105.

14. Петренко Н.А., Сергеева Б.В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки // Научный альманах. 2016. № 7-1(21). С. 295-299.

15. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М. : Педагогика, 1979. 325 с.

16. Борисов С.В. Эстетические ценности и эстетический вкус: философский аспект // Magistra Vitae. 2003. Т 1, № 2(16). С. 138-141.

17. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2016. Т. 40, № 2. С. 203-218.

18. Кудрявцева М.Е. Ознакомление с эстетическими категориями как условие воспитания эстетического вкуса // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 4(4). С. 60-63.

19. Умеркаева С.Ш. Основные подходы зарубежных и отечественных философов к определению сущности понятия «эстетический вкус» // Вестник экономической интеграции. 2014. № 5(74). С. 78-85.

20. Крылова Н.Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.

21. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СГПУ, 2002. С. 66-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.