2. Panfilova A.P. Interaktivnye tehnologii formirovaniya kommunikativnojkompetentnostirukovoditelejsocial'no-kul'turnojsfery. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.
3. Franchuk V.I. Obschaya teoriya social'nyh organizacij. Akademiya sociologii i upravleniya. Moskva: Soyuz, 2001.
4. Balakina L.L. Pedagogicheskie principy realizacii kommunikativnogo podhoda v organizacii uroka i formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 05.07.15
УДК 37.036.5
Abdina R.P., Candidate of Sciences (Philology), research fellow, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT. The article gives a brief review of the development of the theory of art and aesthetic education in different epochs. At all times different peoples have an aesthetic component in the education of children as an integral part of personal development. The author of the article believes that the aesthetic component is determined by beliefs, traditions, mentality of a nation. Due to the rapid development of computer technologies there is an overload upon the organism of children, and they reduce their sensory abilities. All this leads to the loss of a number of sensory-aesthetic abilities, which are expressed in the inclinations and needs of the artistic and aesthetic activities. So artistic and aesthetic education of children are currently identified as a critical aspect of the formation of a fully developed personality, and a pedagogical problem of artistic and aesthetic education is closely connected with the strengthening of both the spiritual and psychological and physical health, which is a prerequisite for the prosperity of the society, its economic stability. At the present day complete artistic and aesthetic education is impossible without considering the specifics of national identity and traditional socio-ethical norms of the ethnic culture, in which the child is brought up. The ability to navigate in different types of cultures, compare and draw conclusions about what is general and specific in the system of cultural values of peoples should be one of the leading problems of artistic and aesthetic education at the present stage.
Key words: artistic and aesthetic education, native culture, language, ethnic and cultural background, ethnicity, tolerance.
Р.П. Абдина, ст. науч. сотр. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В статье приведен краткий экскурс развития теории художественно эстетического воспитания в различные эпохи. Во все времена у разных народов эстетическая компонента в воспитании детей являлась составной частью развития личности и определялась верованиями, традициями, менталитетом народа. В связи с бурным развитием компьютерных технологий происходит перегрузка организма детей и снижение их сенсорных способностей, что приводит к утрате целого ряда чувственно-эстетических способностей, которые выражаются в склонностях и потребностях к художественно-эстетической деятельности. Поэтому художественно-эстетическое воспитание детей в настоящее время признано важнейшим аспектом формирования всесторонне развитой личности, а педагогическая проблема художественно-эстетического воспитания и образования тесно связана с укреплением как духовно-психологического, так и физического здоровья человека, что является одним из непременных условий процветания общества, его экономической стабильности. Полноценное художественно-эстетическое воспитание на современном этапе невозможно без учёта особенностей национального самосознания и традиционных социально-этических норм той этнической культуры, в которой воспитывается ребёнок. Умение ориентироваться в различных типах культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей народов должно стать одной из ведущих задач художественно-эстетического воспитания на современном этапе.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, родная культура, язык, этнокультурная среда, этнос, толерантность.
У разных народов в разные времена было свое определённое эстетическое видение мира, свои представления в красоте, а также потребность в её создании. Эстетическое воспитание детей, идеи которого зародились и еще в Древнем Мире, в разные исторические эпохи осуществлялось присущими определённому этносу формами и средствами. Так, например, на Древнем Востоке основным и значимым средством эстетического воспитания была музыка, а эстетические идеи носили космологический характер и были связаны с мифологией. В Древней Индии источником эстетических переживаний считали поэзию, музыку, танец. Особое место в художественно-эстетическом воспитании отводилось обучению игре на музыкальных инструментах, пению и танцам [1]. Во времена античности художественно-эстетическое воспитание становится одним из основных средств воспитания и образования личности человека. Цель воспитания в этот период определяется как формирование гармонически развитого человека. (Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ). Аристотель считал, что искусство обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовлетворение. У древних греков получили развитие такие виды искусства, как драма, архитектура, живопись, что способствовало художественно-эстетическому воспитанию и духовному развитию общества [2]. В идеях эстетического воспитания у древних римлян преобладала практическая направленность воспитания. В тот период у них на первый план вышло ораторское искусство, в связи с чем важное место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, выразительности речи, речевого ритма. Особенностью
эстетической идеи Средневековья было её подчинение религии. Средством познания, развития эстетического чувства являлось искусство, в частности музыка, имеющее божественное происхождение. В эпоху Возрождения в целях всестороннего развития личности большое значение придавалось искусству, которое стало одной из основных составляющих образования [3]. Эстетическое воспитание эпоху Просвещения носило утилитарный практический характер. Владение художественным мастерством являлось прерогативой делового человека, что нашло отражение в педагогике того времени. Дж. Локк считал, что деловому человеку эстетическое воспитание нужно, но с практической точки зрения его необходимо ограничивать профессиональной потребностью. Представители Просвещения (Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и др.) считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль эстетического воспитания в служении национальному благу. Рассматривая вопросы эстетического воспитания детей, И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включать в него пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества. Так, эстетическое воспитание и образование в ХУИ-ХУШ вв. становится составной частью развития личности [4].
В XIX в. немецкий философ И. Кант первым создал теорию эстетики и сделал попытку ввести ее в контекст образования. И. Кант считается основателем научной эстетики и основоположником теории эстетического восприятия, который определил основные эстетические категории и дал определение прекрасного. Продолжатель Канта Ф. Шиллер впервые применил термин
«эстетическое воспитание», под которым понималось не просто формирование способности понимать искусство, а формирование целостного человека, его культуры, которая являлась условием бытия и совершенствования человека. Философами того времени были разработаны идеи развития способностей человека, развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека [5].
Идеи эстетического воспитания немецких философов поддерживались русской интеллигенцией в лице В. Белинского, А. Герцена, А. Чаадаева и др. и развивались в системе образования России. Хочется отметить, что система эстетического воспитания в России, основанная на лучших народных традициях, всегда была достаточно сильной. Эстетические идеи развивались на стыке языческой и христианской культур. Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Средствами эстетического воспитания подрастающего поколения являлись песни, сказания, былины, общение с природой и другое. В древнерусских произведениях проводится мысль о связи нравственного воспитания с эстетическим, идеалом духовности выступает патриотизм и служение Родине. Эстетическая мысль XV - XVII вв. развивалась через идеи словесного изобразительного искусства и получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. В XVII в. в России появились первые эстетические трактаты, в которых отмечалась красота и жизненность произведений искусства, давалась классификация искусства. Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков и др. заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной мысли. Н.И. Новиков в XVIII в. развил теорию эстетического воспитания в России, утверждая, что детей следует приобщать к искусству, воспитывать у них художественно-эстетический вкус [6]. Во второй половине XIX в. В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств и потребностей, подчеркивая, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания, они рекомендовали включать дисциплины художественно-эстетического цикла, такие как литературу, музыку, изобразительное искусство, художественное творчество, в обязательные предметы для изучения [7]. В результате развития эстетических идей в России до XX в. определились содержание, средства и методы эстетического воспитания в соответствии с уровнем общественного развития и состоянием педагогической теории.
Таким образом, теории эстетического воспитания прошли длительный путь становления и развития, вбирая в себя лучшие идеи народа, его многовековый социокультурный опыт. Эстетическое воспитание рассматривалось народом как составная часть развития личности, средства и методы, цели и задачи определялись эпохой, социально-экономическими отношениями, условиями быта, верованиями народа.
На сегодняшний день проблемам эстетического воспитания посвящено большое количество исследований, которые проводятся по нескольким направлениям. Вопросы, посвящённые формированию этико-эстетических компетенций и ориентаций, включают в себя много аспектов и они рассмотрены в работах философов (М.М. Бахтина, Г.П. Выжелецова, И.И. Киященко и др.), искусствоведов и культурологов (А.И. Арнольдова Ю.Б. Бо-рева и др), педагогов (М.А. Верба, Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Щац-кой и др.), психологов (Б.Т. Ананьева, Л.С. Выготского и др.). В исследованиях широко рассматриваются проблемы применения синтеза искусств в качестве одного из интеграционных уровней (Ю.Б. Борев, А.Я. Зись, М.С. Каган, Т.Г. Пеня, В.В. Xимчак, Б.П. Юсов), в качестве способа, позволяющего ребёнку добиться эстетического восприятия мира, развить художественно-творческую сторону личности. В современных работах Т.С. Комаровой разработаны основы интеграции искусств в эстетическом развитии и эстетическом воспитании, их взаимосвязь с художественно-эстетической деятельностью ребёнка. Р.М. Чумичева, основываясь на синтезе искусств, разработала концепцию художественно-эстетического воспитания школьников. Синтез искусств ею рассмотрен как значимый фактор развития личности ребёнка, среды его самореализации и творческой активности [8]. Xудожественно-эстетическое воспитание, по мнению О.А. Ши-шовой, способствует формированию и развитию у детей художественно-эстетического сознания, выраженного как совокупность
эстетических критериев, теорий, идей и основной составляющей эстетического сознания - художественно-эстетического идеала, а также тонкого эстетического вкуса, умеющего правильно оценить и понять безобразное и прекрасное, комическое и трагическое [9]. А.А. Мелик-Пашаева считает, что одной из важнейших целей образования является формирование у человека потребности в творческом выражении, пробуждение у ребёнка способностей к творческому познанию, главной задачей эстетического воспитания является приобщение личности к сфере искусств с одновременным развитием у нее эстетического отношения в жизни [10]. Б.М. Неменский отмечает, что художественное образование способствует гармоничному свободному развитию личности ребёнка, а получению умений и знаний в сфере искусства максимально способствует творческая, эмоциональная атмосфера художественно-эстетической деятельности [11].
По итогам анализа литературы мы предлагаем сформулировать понятие художественно-эстетического воспитания как процесс, формирующий у ребёнка восприятие прекрасного и познание художественно-эстетических явлений, развивающий художественно-эстетическую деятельность, формирующий способности к эстетическому вкусу и творческому познанию, а также художественное видение мира. Xудожественно-эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования духовности, понимания красоты, творческих способностей и творческого видения; развития фантазии и ассоциативности через способность человека обнаруживать эстетические чувства из окружающего мира и произведений искусств. Все это требует определенного уровня художественных эстетических знаний, понимания и умения формировать собственные образы, возникающие вследствие различных эмоциональных состояний и эстетических переживаний, радости, потрясения, сострадания, восторга, которые являются частью мировоззрения народа. Мировоззрение народа определяется его менталитетом, основой которого является язык и культура. Поэтому эстетическую культуру ребёнка невозможно воспитывать без учета той этнокультуры и языка, той эпохи, в которой воспитывается ребёнок.
Современная эпоха характеризуется бурным развитием компьютерных технологий и информационных средств коммуникации, ускорением темпа работы и ритма жизни, в результате чего, происходит перегрузка организма современного человека, а также снижение его сенсорных способностей, что оказывает негативное влияние на остроту и свежесть восприятия. Чрезмерное злоупотребление современными коммуникациями, на наш взгляд, приводит к обеднению человеческого интеллекта, делая его «компьютерным», приводя в итоге к общему снижению творческого и интеллектуального потенциала и к утрате целого ряда чувственно-эстетических способностей, которые выражаются в склонностях и потребностях к художественно-эстетической деятельности. Кроме того бурное развитие информационных средств коммуникации ведет к отторжению от ценностей искусства, сужению сферы культурно-творческой деятельности, к ориентации на потребление готовых продуктов и массовой культуры, ориентации на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д. Как отмечает Н.И. Киященко, «Массовая культура, всегда сопровождающая творение и народного и высокого искусства, создается для удовлетворения повседневных духовных потребностей невысокого вкуса... Не случайно сейчас в целом эклектичная и беспочвенная, невысокого культурно-эстетического уровня американская культура явилась производителем и поставщиком во все страны мира массовой культуры, нацеленной на манипулирование сознанием масс, чтобы превратить их в послушную толпу со стандартными вкусами, чувствами, потребностями, представлениями о благополучии и даже счастье. Вполне понятно, что из такого массового человека, потребителя массовой культуры и массового искусства даже в самой совершенной системе образования и воспитания творцов для всех видов деятельности и способов жизнедеятельности получить невозможно. Из них-то и формируются огромные массы специалистов, являющихся лишь исполнителями, но не инициативными и не творческими профессионалами» [12]. Вместе с тем явления глобализации провоцируют отрыв образовательного процесса от национально-культурных корней его участников, без учета особенностей их национального самосознания и традиционных социально-этических норм и ценностных оснований поведения, деятельности и общения -условий, совокупность которых составляет этнокультурную среду. На сегодняшний день средства массовой информации и коммуникации активно пропагандируют западную культуру, кото-
рую молодое поколение усваивает легко и прочно, забывая при этом свои исконные праздники и традиции, народную культуру и искусство. Как показывает практика, утрата национальных корней и знаний собственной культуры, потеря национальных идеалов формирует у детей безнравственность и антидуховность, порождает у них стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью. Отсутствие знаний, как о родной той, так и о другой культуре является источником непонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации. Умение ориентироваться в различных типах культур, адекватно интерпретировать явления и факты родной и иной культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей народов является одной из ведущих задач художественно-эстетического воспитания на современном этапе. Художественно-эстетическое воспитание заключается в постижении детьми фундаментальных закономерностей графики, скульптуры, живописи, всего разнообразия декоративно-прикладного искусства, что способствует знакомству детей с культурным многообразием страны, воспитанию толерантного отношения ко всем народам, населяющим Россию, что возможно только при наличии знаний о родной культуре. Элементы региональной культуры в сравнении и сочетании с Российской и мировой культурой выступают как содержательная основа коммуникации, общения, а также содержат потенциальные возможности для вызова и поддержания мотивации учения. Таким образом, на сегодняшний день созрела необходимость художественно-
Библиографический список
эстетического воспитания детей таким образом, чтобы, с одной стороны, она давала как можно больше информации, знаний о языке, жизни и быте этноса, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре, с другой стороны способствовала сохранению национальной самобытности народа с опорой на национальные традиции. Проблему художественно-эстетического воспитания детей в этнокультурной среде, как верно подчеркивает Н.М. Конышева, лучше всего рассматривать на примере искусства и культуры своего народа - тогда она выглядит для учащихся более убедительно. Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому [13].
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание детей с учётом особенностей этнокультурной среды, в которой растет ребёнок, обеспечивает самореализацию ребёнка в условиях многокультурного мира при сохранении взаимосвязей с родной культурой. В итоге, это способствует формированию бесконфликтной идентификации ребёнка в поликультурном обществе, а также его успешной интеграции в мировое поликультурное пространство. Такой подход воспитывает у детей толерантное отношение к иным обычаям, взглядам, учит их замечать особенности своей культуры на фоне культур других народов, а также в контексте общемировой культуры в условиях глобализирующегося мира.
1. Филонова Ю.А. Об эстетическом воспитании. Педагогика. 2001; 9: 63 - 66.
2. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1983.
3. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. Вопросы психологии. 1987; 5: 15 - 29.
4. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии. Воспитание школьников. 2000; 6: 8 - 10.
5. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Большая медведица, 2004.
6. Горбунов Б. А. Развитие эстетических потребностей в процессе художественного творчества. Социально-гуманитарные знания. 2005; 1: 289 - 296.
7. Саломатина Л.С. Идеи К.Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании школьников и модернизация образования в современной школе (к 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского). Образование в современной школе. 2004; 11: 34 - 39.
8. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1995.
9. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
10. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческое развитие школьников. Вопросы психологии. 1989; 1: 15 - 23.
11. Неменский Б.М. Роль искусства в системе общего образования. Чему и зачем мы учим. Начальная школа: плюс-минус. 2000; 1: 3 - 9.
12. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Книга для учителя. Available at: http://philosophy.ru
13. Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
References
1. Filonova Yu.A. Ob 'esteticheskom vospitanii. Pedagogika. 2001; 9: 63 - 66.
2. Labkovskaya G.S. 'Esteticheskaya kul'tura i 'esteticheskoe vospitanie: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1983.
3. Petrovskij A.V. Razvitie lichnosti i problemy veduschej deyatel'nosti. Voprosypsihologii. 1987; 5: 15 - 29.
4. Gilyazov D. Tradicii narodnoj pedagogiki v dejstvii. Vospitanie shkol'nikov. 2000; 6: 8 - 10.
5. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Bol'shaya medvedica, 2004.
6. Gorbunov B. A. Razvitie 'esteticheskih potrebnostej v processe hudozhestvennogo tvorchestva. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2005; 1: 289 - 296.
7. Salomatina L.S. Idei K.D. Ushinskogo o nravstvennom i 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov i modernizaciya obrazovaniya v sovremennoj shkole (k 180-letiyu so dnya rozhdeniya K.D. Ushinskogo). Obrazovanie vsovremennojshkole. 2004; 11: 34 - 39.
8. Chumicheva R.M. Vzaimodejstvie iskusstv v razvitii lichnosti starshego doshkol'nika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1995.
9. Shishova O.A. Hudozhestvennoe vospitanie detej v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
10. Melik-Pashaev A.A. Psihologicheskie problemy 'esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie shkol'nikov. Voprosy psihologii. 1989; 1: 15 - 23.
11. Nemenskij B.M. Rol' iskusstva v sisteme obschego obrazovaniya. Chemu i zachem my uchim. Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2000; 1: 3 - 9.
12. Kiyaschenko N.I. 'Estetika zhizni. Kniga dlya uchitelya. Available at: http://philosophy.ru
13. Konysheva N.M. Tehnologiya. Metodicheskie rekomendacii k uchebniku dlya 4 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2014.
Статья поступила в редакцию 27.07.15
yflK 37.01
Vorotnikov A.S., teacher-organizer, Fundamentals of Health and Safety, Gymnasium № 1 (Murmansk, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY. The
paper is devoted to an actual problem that is connected with an increase of educational opportunities of a family as its abilities to promote development of the personality. The results of the representative analysis of modern scientific and pedagogical activity in