Научная статья на тему 'Преемственность в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе регионально-культурного компонента'

Преемственность в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе регионально-культурного компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РЕГИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / CONTINUITY / ARTISTIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE / REGIONAL-CULTURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазникова Зоя Ивановна

В статье рассматривается актуальность преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования региональнокультурного компонента. По результатам проведенного исследования выделены педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированности художественной культуры личности ребенка в непрерывной системе «дошкольное образовательное учреждение начальная школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity in the artistic education of children of preschool and primary school age based on regional-cultural component

The article discusses the relevance of the continuity in the artistic education of children of preschool and primary school age through the use of regionally-cultural component. According to the results of the study highlighted the pedagogical conditions aimed at increasing the level of formation of the artistic culture of the child's personality in a continuous system of "pre-school educational institution an elementary school."

Текст научной работы на тему «Преемственность в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе регионально-культурного компонента»

УДК 37.036

© З. И. Пазникова

Преемственностьв художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе регионально-культурного компонента

В статье рассматривается актуальность преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования регионально-культурного компонента. По результатам проведенного исследования выделены педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированности художественной культуры личности ребенка в непрерывной системе «дошкольное образовательное учреждение — начальная школа».

Ключевые слова: преемственность, художественное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, регионально-культурный компонент.

Z. I. Paznikova

Continuity in the artistic education of children of preschool and primary school age based on regional-cultural component

The article discusses the relevance of the continuity in the artistic education of children of preschool and primary school age through the use of regionally-cultural component. According to the results of the study highlighted the pedagogical conditions aimed at increasing the level of formation of the artistic culture of the child's personality in a continuous system of "pre-school educational institution — an elementary school."

Keywords: continuity, artistic education of children of preschool and primary school age, regional-cultural component.

Введение стандартов образования, утвержденных на государственном уровне, направлено на оптимизацию непрерывности и повышение качества общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В этой связи особую значимость представляет создание единого непрерывного художественно-образовательного процесса на таких смежных этапах развития ребенка, как дошкольного и младшего школьного возраста.

Научно-теоретические аспекты преемственности в художественном образовании получили свое обоснование в трудах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Г. В. Лабунской, Т. В. Челышевой, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова и др.

С позиции ведущего специалиста в области развития детского изобразительного творчества Т. С. Комаровой, преемственность — это сложный феномен психолого-педагогической деятельности и ее организации. Его назначение заключается в создании таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы осуществить безболезненный переход ребенка с низшей ступени образования на более высокую. В результате — не прерывается поступательное движение ребенка на пути развития всех психических процессов, способных обеспечить его успешное обучение и последующее развитие в начальной школе. В связи с этим Т. С. Комарова характеризует преемственность как связь в

содержании, формах и методах работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направленными на формирование и развитие у них способностей и учитывающими уровень предшествующего развития [1, с. 26].

В непрерывности художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит последовательное обогащение опыта восприятия произведенийизобразительного искусства, формирование эстетического сознания, овладениеизобразительными умениями и навыками, развитие эмоционально-ценностной итворческойдеятельности. Важно, что-быпреемственность в художественно-педагогическом процессе дошкольного и общего образования осуществлялась в обстановке эмоционального благополучия для каждого ребенка. Такой подход в целом снижает для ребенка психологические трудности адаптационного периода, способствует воспитанию у него позитивного отношения к школе, желания учиться, уверенности в своих силах, настроя на самовыражение и самореализацию.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как известно, особо значимы для развития у ребенка важнейших психических процессов — восприятия, воображения, внимания, памяти, образного мышления, эмоционального отношения к действительности. Составляя основу развития художественно-творческих способностей, они необходимы и для успешного усвоения содержания общего образования на различных его ступенях. Поэтому преемственность в художественно-педагогическом процессе выстраи-ваетсяи по линии развития психических процессов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ведущего для них типа деятельности, сензитивности возрастных периодов.

В ряде исследований (Т. Н. Астраханцева, Р. И. Афанасьева, Н. А. Дудина, О. Р. Лагутина, Л. В. Орлова, А. И. Пеленков, О. А. Скопина, Я. Я. Чарнецкий и другие) рассматриваются отдельные направления преемственности в работе дошкольного учреждения и школы: в содержании и методах обучения детей рисованию, лепке, аппликации; в развитии творческих способностей; в воспитании художественно-эстетических качеств личности и т. д.

Несмотря на разработанность научно-методических основ реализации системного подхода в художественном развитии дошкольников и младших школьников на практике еще наблюдается некоторая обособленность в работе начальных звеньев по данному направлению. Это, на наш взгляд, обусловлено рядом причин: традиционностью понимания преемственности между детским садом и начальной школой, в соответствии с которым качество работы дошкольного учреждения определяется уровнем специальной подготовки детей к школе; форсированной подготовкой детей к школе; недостаточной компетентностью учителей начальных классов о содержании художественного воспитания и обучения, проводимого в детском саду; недооценкой роли изобразительного искусства в становлении подрастающей личности; слабым вниманием к диагностике уровня художественно-творческого развития первоклассников; отсутствием диалогического взаимодействия в педагогической практике дошкольного учреждения и школы.

При поступлении детей в первый класс для учителей более существенную роль играют умения дошкольников считать, читать. Результаты проведенного нами анкетирования подтверждают, что для 37,0 % педагогов начальной школыони представляют первоочередную значимость. В то же время интерес к умениям детей в области изобразительной деятельности занимает заключительные позиции: апплицировать — 7,4 %, рисовать и лепить — по 3,7 %. Подобное соотношение отражается и на последующем мониторинге качества художественного образования в начальных классах. В течение учебного года в школе педагоги проводят проверочные работы по математике, письму, определяют качество чтения, но не прослеживают динамику художественного развития ребенка. Как один из его показателей, анализ детских работ сводится к оцениванию передачи соответствующего теме урока содержания, степени их завершенности и аккуратности исполнения (по 70,4 %). Меньше внимания уделяется композиционному построению и выразительности образа (по 48,1 %), формированию изобразительных умений и навыков (44,4%), колористическому решению (33,3 %), использованию разнообразных материалов и технике работы ими (29,6 %). Безусловно, что комплексная оценка уровня художественного образования личности включает и выявление знаний в области изобразительного искусства (его виды и жанры, средства художественной выразительности, традиционные мотивыросписи изделий отдельных народных художественных промыслов (Дымково, Хохлома, Гжель, Жос-тово и др.), известных художников, несколько их произведений и т. д.). Но лишь 11,1 % учителей обращается к данному показателю, чтобы констатировать степень осведомленности детей об изобразительном искусстве.

Таким образом, отсутствие в педагогической практике целенаправленного подхода к изучению уровня художественного развития первоклассников, игнорирование достигнутыхв этом дошкольниками показателей снижает качество художественно-культурного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, нарушает связь с предшествующим звеном в системе обучения и воспитания средствами изобразительного искусства. В то время как ориентирование художественно-педагогического процесса в дошкольном учреждении на требования, которые будет предъявлять школа к знаниям, умениям и навыкам детей в области изобразительной деятельности, и опора учителя на достигнутый дошкольниками уровень художественной подготовкипозволяют сохранить единую линию художественно-эстетического и творческогоразвития детей.

Анализ действующих программ для дошкольных учреждений и школы показывает единый, в основном, подход авторов к задачам, конкретизирующих поставленную цель — формирование художественной культуры личности. Принцип воспитывающего характера обучения на занятиях изобразительным искусством реализуется в задачах развития эстетического восприятия окружающего мира, формирования интереса к искусству, художественному творчеству, устойчивой потребности в нем; воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения искусства, художественно-культурные ценности разных народов. Ценностно-познавательные и образо-вательныезадачи направлены на систематическое накопление знаний об изо-

бразительном искусстве, художественное познание мира, развитие оценочно-эстетической активности. Тем самым установление взаимосвязи между программными задачами обучения и воспитания на занятиях изобразительной деятельностью определяет еще одну линию преемственности дошкольного учреждения и начальной школы.

Объективным требованием современных программ является использование в содержании образования регионального компонента. Не случайно одним из направлений обеспечения образования Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования считает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России [4, с. 5]. На наш взгляд, данное положение успешно решается в процессе художественного образования, которое способствует усвоению подрастающим поколением знаний о других культурах, традициях и культурных ценностях народов своего края.

Введение национально-регионального компонента в образовательный процесс детских садов и школ Бурятии, как показывает практика, осуществляется достаточно активно. Однако отсутствие единой региональной программы по художественному образованию, обоснованного содержательно-методического обеспечения, недостаточная компетентность педагогов в области культурно-исторического наследия народов Байкальского региона, современных тенденций в развитии изобразительного искусства родного края вызывают трудности и приводят к ситуативной реализации поставленной задачи.

Разрабатывая национально-региональный аспект программ по изобразительному искусству в условиях преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, нами были определены тематические блоки, которые структурируются на основе принципов целостности, преемственности, комплексности и имеют свою линию развития от одной образовательной ступени к другой. Это проявляется в разных уровнях усвоения их содержания: пропедевтическом, репродуктивном, репродуктивно-поисковом, креативном. Тематические блоки развиваются параллельно, но с разной степенью погружения обучающихся в их суть, в зависимости от их психолого-возрастных особенностей, задач конкретной образовательной ступени, что обеспечивает систему художественно-образовательной преемственности как по «вертикали», так и по «горизонтали. Учитывая поликультурное пространство Байкальского региона, содержание блоков направлено на ознакомление детей с художественной культурой народов совместного проживания (бурятского, русского (в том числе старообрядцев, так называемых «семейских»), эвенкийского) на основе принципа «диалога культур», с современными тенденциями развития изобразительного искусства Республики Бурятия. Выполнение художественно-творческих заданий опирается на когнитивный опыт детей (включающий знания о природе родного края, озере Байкал, достопримечательностях республики, особенностях национальных традиций, народных праздниках и т. д.), межпредметные и внутривидовые связи изобразительной деятельности.

Освоение регионально-культурного материала проходит в синкретическом

единстве народного декоративно-прикладного искусства, устного и музыкального фольклора, условий исполнения и контекста этнографического бытования, в интеграции занятий с ведущей функцией «образное видение мира» (изобразительное искусство; музыка, литературное чтение), в условиях актуализации имеющихся у детей знаний и опыта в искусстве (рецептивного, репродуктивного, творческого).

В ходе организованной нами работы в дошкольных учреждениях и школах республики было установлено, что качественно уровень художественного развития детей повышается при сохранении преемственности в приобщении их к изобразительному искусству посредством духовно-созерцательной, художественно-образовательной, творческо-созидательной сфер деятельности. Система занятий, основанная на комплексном подходе к их содержанию и организации, использовании соответствующих инновационных технологий, целенаправленном педагогическом руководстве, усиливает эффективность процесса художественного воспитания, способствует согласованному введению обучающихся в художественно-культурный контекст.

С целью реализации регионально-культурного компонента в системе художественного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста были подготовлены рабочие тетради «У Байкала мы живем» [3] и «Байкальская мозаика»[2], которые были разработаны и апробированы на базе МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск» (в соавторстве с педагогом по изобразительной деятельности Е.А. Швейкиной и психологом Л.П. Майоровой) в сотрудничестве с учителями начальных классов МБОУ «Кабанская средняя общеобразовательная школа». Содержание данных учебных изданий, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РБ (2014), в занимательной форме знакомит детей с культурой народов, проживающих в Бурятии (бурят, русских, эвенков), помогает закрепить и уточнить полученные знания. Предлагаемые детям задания помогают им устанавливать логические связи между прошлым и настоящим, воспитывают уважение и бережное отношение к народным истокам, вызывают активность к познанию культуры родного края. Содержание рабочих тетрадей позволяет на практике осуществлять интеграцию образовательных и предметных областей в образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы, преемственную связь между ними по формированию у детей художественно-культурной компетентности.

Как показывают результаты нашего исследования, реализация преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования регионально-культурного компонента проходит более успешно, если осуществляется:

- взаимодействие между структурными подразделениями в самой организации и управлении процессом непрерывности художественного развития личности ребенка (планирование, совместное проведение «круглых столов», семинаров, мастер-классов, деловых игр, взаимопосещение занятий и т. д.);

- последовательность и систематичность в работе, направленной на поступательное художественно-культурное развитие личности ребенка (накоп-

ление представлений, знаний в области изобразительного искусства, передача способов изобразительной деятельности и т. д.);

- создание на занятиях обстановки эмоционального благополучия, определяющей оптимальную перспективность обучения, воспитания и творческого развития детей;

- творческий подход педагогов к организации и руководству образовательным процессом (вариативность в организации обстановки, выборе изобразительных материалов и способов работы с ними; использование разнообразных методов и приемов воспитания и обучения, активизирующих художественно-культурное развитие ребенка; и др.);

- личностно-ориентированный подход к детям (изучение индивидуальных особенностей детей; внимание, уважение к процессу и результатам творческой деятельности; и т. д.);

- отбор содержания образования с учетом региональных особенностей (этнопсихологических, этнографических, культурно-исторических, художественных традиций, современных тенденций развития изобразительного искусства и др.);

- партнерство в работе воспитателей дошкольного учреждения, учителей школы, психолога, семьи;

- создание эстетической предметно-развивающей среды (наполнение предметами и игровыми атрибутами регионально-культурного содержания; включение детей в ее оформление к проведению праздников, развлечений; совместные выставки творческих работ и т.п.).

Таким образом, реализуя преемственные связи в художественном воспитании детей между ступенями дошкольного и начального образования на основе регионального компонента, происходит не только дальнейшее успешное формирование художественной культуры личности, но и развитие необходимых личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.

Литература

1. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

2. Пазникова З.И., Майорова Л.П. Байкальская мозаика: рабочая тетрадь по подготовке детей к школе. — Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014. — 28 с.: ил.

3. Пазникова З.И., Швейкина Е.А., У Байкала мы живем: рабочая тетрадь по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии. — Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014. — 36 с.: ил. + вкл.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2013. — 63 с. — (Стандарты второго поколения).

Пазникова Зоя Ивановна, кандадат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета.

E-mail: Зоя Пазникова [email protected]

Paznikova Zoya I., candidate of pedagogical sciences, associate professor of methodology of teaching the humanities Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.