1УДК 373.2 ББК 74.1
МУЗЫКАЛЬНАЯ И ОБЩАЯ КУЛЬТУРА -СТЕРЖЕНЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
О. П. Радынова
В статье обосновывается актуальность проблемы преемственности на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные интегратив-ные процессы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, реализованные в авторской программе музыкального развития детей «.Музыкальные шедевры» О. П. Рады-новой, цель которой - формирование основ музыкальной и общей культуры детей, начиная с дошкольного возраста. Подчеркивается, что преемственность в музыкальном образовании должна основываться на формировании музыкальной, художественной, общей культуры личности, начиная с раннего и дошкольного детства, в школьном возрасте, и далее - на ступени профессионального образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, технология, музыкальная культура, художественная культура, общая культура, музыкальная классика, методы воспитания, преемственность, интеграция образовательных областей.
MUSiC AND GENERAL CULTURE - A CORE OF CONTiNUiTY iN THE MUSiCAL DEVELOPMENT OF CHiLDREN
O. P. Radynova
The article reveals the relevance of the problem of continuity at the present stage of development of the science and practice of pre-school education and analyzes the basic integrative processes, methods and forms used in the developed technology that confirms their effectiveness for the development of musical and general culture of preschoolers. These technologies are implemented in Radynova's program of musical development of children "Musical masterpieces" targeted at the formation of bases of musical and general culture of children since the preschool age. It is emphasized that the continuity in musical education has to be based on formation of musical, art and general culture of the personality since the early and preschool childhood, at the school age and further on at the stage of professional education.
Keywords: pre-school education, technology, music culture, art culture, general culture, classical music, parenting methods, continuity, integration of educational fields.
Проблема общекультурного развития детей сегодня все интенсивнее звучит как в педагогической науке, так и практике. Педагогические концепции воспитания человека через познание ценностей культуры (в том числе музыкальной, художественной культуры) актуальны сегодня в силу многих причин (как социального порядка, так и просчетов в педагогике). Подлинные культурные ценности перестали иметь для многих родителей ценностное значение, утратили в их понимании ярко воспитательную роль.
Поэтому в наши дни, как никогда, актуальны слова замечательного отечественного философа-культуролога М. С. Кагана: «Нормальный процесс социализации возможен только на выстроенном фундаменте приобщения ребенка к культуре, которое предполагает и определенный уровень образования, и нравственное, эстетическое, художественное воспитание» [1, с. 599].
Культура обладает качеством - «ненаследственной памятью человечества» [1, с. 616], поэтому, приобщаясь к культуре, ребенок имеет возможность прикоснуться к бесценному опыту, который дошел до нас, в том числе благода-
ря произведениям классического музыкального искусства и народной музыки. «Неоценимо влияние искусства на формирующуюся личность, как художественно-образное освоение мира и себя в мире... на развитие мышления, эмоций, воображения», - подчеркивал М. С. Каган в своих работах [1, с. 661].
Принципиально важным положением ученого является утверждение, что образование и культура не являются полностью идентичными понятиями. Образование есть только компонент культуры. Выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех «ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний» [1, с. 672]. Поэтому в школе сегодня нужно видеть не усовершенствованный «механизм образования», а полноценный «институт культуры». «академию культуры», в полноте и целостности понимания самой «культуры».
«Культура, - пишет М. С. Каган, - изымает плоды человеческой деятельности, делая их практически бессмертными. А сохраняясь в веках, предметы эти делают возможным их распредмечивание, то есть усвоение каждым новым поколением» [1, с. 607].
М. С. Каган подчеркивал, что каждый человек вправе выбирать ценности, определенное содержание культуры. «Ценности культуры, в отличие от истин, всегда множественны и альтернативны».
Отсюда следует вывод о том, что педагог может оказывать духовное содействие своим ученикам в их самоопределении как личностей, в том числе в их художественно-ценностных предпочтениях.
Эти мысли замечательного философа-культуролога имеют существенное значение в поисках путей преемственности музыкального образования на разных его ступенях.
В современных стандартах дошкольного образования (как и в стандартах начальной школы), среди задач образовательной системы названы следующие: «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней»; «развитие общей культуры личности» [2, с. 3].
Обе эти задачи, по нашему мнению, тесно взаимосвязаны: преемственность в музыкаль-
ном образовании может и должна основываться на формировании музыкальной, художественной, общей культуры личности как в дошкольном, так и школьном возрасте, и далее -на ступени профессионального образования.
Стержень преемственности в целях, задачах и содержании программ музыкального воспитания детей (дошкольного и школьного возраста) важно искать не в «знаниевой», а «культуротворческой» образовательной парадигме - развитии креативности, эмоционально-оценочного отношения к ценностям культуры, поиске личностных смыслов, формировании эстетического сознания (эстетических эмоций, интересов, основ вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни).
Важнейшая идея о необходимости смены целевых установок программ музыкального образования детей в школе принадлежит Д. Б. Кабалевскому, который переименовал «уроки пения» в «уроки музыки», выстроил свою программу как систему формирования музыкальной культуры школьников в процессе познания интонационной сущности музыкального искусства. В настоящее время эта программа существует в обновленных вариантах, созданных его учениками и последователями.
Однако процесс формирования основ музыкальной (художественной, общей) культуры начинается гораздо раньше - в раннем и дошкольном детстве, в силу сензитивности этого периода жизни к усвоению разностороннего культурного опыта, ролью эталонов в познавательной деятельности, в частности, в овладении речью. Музыкальная речь не является исключением. Доказано, что музыка оказывает психофизиологическое воздействие на ребенка на самых ранних этапах (В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов).
Поэтому именно дошкольный возраст является благоприятным для усвоения и «присвоения» культурных норм, в том числе - ценностных эталонов музыкальной речи, вызывающих эмоциональные оценки, интерес, желание выразить свои впечатления в творческой деятельности. Для того чтобы нынешнее поколение имело возможность «присвоить» ценности музыкальной культуры, необходимо, чтобы они с раннего детства слышали образцы высокого музыкального искусства - музыкальную речь композиторов разных эпох, народную музыку и, подобно усвое-
нию речи словесной, привыкали к ее интонациям, эмоционально реагировали на смену настроений, воспринимали как эталоны красоты.
Поэтому создание программ развития музыкальной культуры дошкольников приобретает особую остроту и значимость (особенно сегодня, когда поп-музыка является ценностным приоритетом для многих молодых родителей, и, следовательно, для их детей).
Преемственность программ дошкольного музыкального образования и школы может осуществляться на основе общих целевых установок, задач, содержания музыкального образования - общей методологии формирования музыкальной и общей культуры.
Известно, что дошкольное образование имеет яркую специфику содержания и методов, по сравнению со школьным. В дошкольном возрасте детей обучают в игре, учебная деятельность только начинает формироваться, в то время как в школе дети обучаются на уроках, выполняют домашние задания и пр.
Однако специфика содержания программ дошкольного музыкального образования определяется прежде всего содержанием самой музыки. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов писал, что «в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» [3, с. 6], и, следовательно, для восприятия этого содержания необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, которую он справедливо считал «центром музыкальности».
Поэтому доступность музыкальных произведений из сокровищницы музыкальной культуры детям того или иного возраста, по нашему мнению, определяется по двум критериям:
• соответствия эмоционального содержания произведений эмоциональному опыту ребенка (детям раннего возраста лучше предлагать произведения светлой гаммы чувств, танцевальные, спокойные, постепенно расширяя эмоциональный опыт);
• непродолжительности звучания (фрагмента), в силу особенностей внимания детей.
Современные программы по музыке для начальной школы построены на достаточно жестко установленном репертуаре, предполагающем определенный порядок проведения уроков на весь учебный год и далее. В детском саду
музыкальные занятия не имеют «раз и навсегда» зафиксированного содержания, проводятся более гибко. Поэтому содержание программ должно быть вариативным, репертуар целесообразно представлять в избыточном количестве, для выбора произведений педагогом, детьми.
Автором настоящей статьи создана программа музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», применяемая и в общеобразовательной школе. Целевые установки и задачи программы лежат в русле концепции формирования личности через культуру.
Уже само название программы «Музыкальные шедевры» говорит о ее содержании.
Целью ее является формирование основ музыкальной, (художественной) и общей культуры, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Среди задач программы:
• накопление опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох, стилей, на народную музыку, формирование тезауруса впечатлений;
• развитие осознанности восприятия, расширение первоначальных знаний о музыке;
• побуждение к выражению своих впечатлений в исполнительской и творческой деятельности, формирование для этого необходимых умений и навыков, развитие музыкальных способностей;
• приобщение к музыкальному искусству, формирование эмоционально-оценочного отношения.
Целевые установки парциальной программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» находятся в полном соответствии с содержанием требований Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Содержание художественно-эстетического развития «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» [2, с. 7].
В методических рекомендациях к программе раскрывается понятие музыкальной культуры, разъясняются термины «музы кал ьно-эсте-тическое сознание, интересы, вкусы, представления о красоте» в применении к дошкольному возрасту, раскрывается методика формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения детей к музыкальной классике.
Детям даются представления о том, что музыка выражает самые разнообразные чувства человека - радость, нежность, гнев, волнение и др. (тема программы «Настроения, чувства в музыке»).
Различение смены выраженных в произведении чувств и настроений, ведет к пониманию его смысла - «чувственной программы музыкального произведения».
Ценностные представления о мире природы формируются в программе с помощью эмоционально окрашенных, разных по содержанию, настроениям произведений музыкальной классики (тема «Природа и музыка»).
Сопереживание персонажам художественных произведений формируется на материале тем программы «Музыка о животных и птицах», «Сказка в музыке» и др.
Формирование элементарных представлений о музыке, ее жанрах, музыкальных инструментах формируется на материале тем программы «Песня, танец, марш», «Музыкальные инструменты» и других.
Развитие самостоятельности и творчества реализуется в методике формирования основ музыкальной и общей культуры, описанной в методических рекомендациях к программе.
Общую культуру личности в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования предлагается формировать посредством пяти образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Каждая образовательная область направлена на развитие культуры личности ребенка: социально-коммуникативная культура, познавательно-речевая, физическая, художественно-эстетическая [2, с. 6-8].
Общекультурное развитие осуществляется на основе обогащения опыта деятельности в различных областях жизненной практики, в результате которой ребенок осваивает культур-
ные нормы социального поведения, речевые эталоны, получает нравственные и эстетические представления о культурных ценностях.
Достижение этой цели предполагает в программе «Музыкальные шедевры» интеграцию разных уровней.
Интеграция первого уровня - «Музыкальная культура» предполагает объединение разных видов музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, творчество) с восприятием. Для формирования основ музыкальной культуры у детей необходимо, чтобы они прежде всего услышали произведения из фонда культурных ценностей (накопили опыт их восприятия) и эмоционально отзывались, сопереживали выраженному в музыке содержанию.
Для того чтобы дети услышали произведение (прочувствовали, осознали и выразили свои переживания музыки), они передают ее характер в движениях, пальчиковых играх, играх-перевоплощениях, играх-уподоблениях, в игре на музыкальных инструментах в виде оркестровки (по фразам, частям).
При таком подходе обучение навыкам не является главенствующей задачей, а происходит «попутно», в процессе объединения разных видов музыкальной деятельности, на основе ведущего вида - восприятия (на одном произведении). Репертуар в программе, таким образом, не дается отдельно по видам деятельности (кроме репертуара по пению).
Восприятие музыки - это тот интегрирующий вид музыкальной деятельности, который объединяет все занятие. Дети слушают контрастные по характеру произведения, определяют смену настроений (развитие образной речи, «словаря эмоций») и выражают в действиях (пение мелодии, оркестровка, музыкально-ритмические движения) свои впечатления.
Роль педагога в зависимости от возраста ребенка различна. В раннем и младшем возрасте она более активна. Педагог сам определяет смену настроений, разъясняет значение слов, показывает способы действий для адекватного выражения характера музыки. По мере взросления детей их самостоятельность возрастает.
У детей появляются любимые произведения, композиторы, формируется ценностное отношение к музыке, основы музыкальной культуры.
Интеграция второго уровня - «Художественная культура» предполагает объединение разных видов художественной деятельности детей с восприятием музыки (рисование под музыку, рисование своих впечатлений от произведения в разных техниках, сравнение музыкального произведения с одной или несколькими картинами, чтение стихотворений и сравнение их с музыкой по эмоциональному признаку).
Интеграция третьего уровня - «Общая культура» предполагает объединение разных видов художественной деятельности с музыкальным театром.
Одной из интегративных форм, побуждающих детей к творчеству, проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке, другим видам искусства, и связи ценностных представлений с жизнью, является музыкальная игра-сказка, озвученная фрагментами произведений музыкальной классики. Эта новая форма организации художественной деятельности детей, применяемая в программе, способствует усилению, «умножению художественных впечатлений детей» (музыка, художественный текст, изобразительное искусство, музыкальный театр) и связи их с жизнью, развитию нравственно-эстетических представлений, начал общей культуры.
Автором программы озвучены девять сказок (Г. Х. Андерсена, В. Гаршина, С. Т. Аксакова, Ш. Перро) фрагментами произведений музыкальной классики (по принципу лейтмотивов, эмоциональной близости героям сказки, сюжетной линии, образам природы).
Особенностью этой творческой игры является то, что все сложные действия берет на себя взрослый (читает текст, подбирает фрагменты произведений), а дети играют в сказку, проживая ее в действиях (танцуют, играют на музыкальных инструментах по ходу сказки, произносят короткие реплики героев, меняясь ролями, исполняют таким образом, все роли, рисуют и изготавливают фрагменты декораций под музыку).
Музыка оказывает и ярко коррекционный эффект на детей с недостатками здоровья. Слушая музыкальную классику, дети становятся более уравновешенными, спокойными, доброжелательными, коммуникативными. Под эмо-
циональным воздействием музыки легче исправляются дефекты речи и пр.
Музыка как самое эмоциональное из искусств, интегрируется со всеми другими образовательными областями. Так она способствует развитию эмоциональной отзывчивости не только как «центра музыкальности» (Б. М. Те-плов), но и как личностного качества, что является содержанием социально-коммуникативной образовательной области [2, с. 7].
Готовность к совместной деятельности со сверстниками (также являющаяся содержанием социально-коммуникативной образовательной области) эффективно развивается в привлекательной детям музыкальной деятельности (совместное пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, музыкальные игры-сказки).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности [2, с. 7], в том числе и интереса к классической музыке. Проведенные исследования под руководством О. П. Радыновой (И. В. Груздовой, Е. В. Бояковой, С. А. Фадеевой), передовой практический опыт свидетельствуют о том, что различные проявления творчества ребенка-дошкольника, развиваемые на высокохудожественных образцах музыкальной культуры, способствуют выразительности и оригинальности детской «продукции», развитию интересов, начал вкуса, положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке. Музыкальные шедевры являются для детей высокохудожественными эталонами для создания своих образов на основе механизмов подражания.
Контрастные сопоставления произведений способствуют любознательности, развитию воображения, мышления, познавательной активности.
Речевое развитие включает в себя обогащение словаря, развитие речевого творчества [2, с. 7]. В программе «Музыкальные шедевры» приводится «словарь эмоций», развитый у детей в процессе экспериментальной работы в детском саду (более ста слов-образов) [3, с. 27].
Парциальная программа музыкального развития детей О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» применима и на других ступенях образовательной системы, способствует реализации концепции преемственности в образова-
нии на основе культурно-личностного развития детей.
Она опирается на научные принципы ее построения - взаимосвязь познавательной, цен-ностно-ориентационной, творческой деятельности и общения в процессе освоения и присвоения детьми культурных ценностей (М. С. Каган).
Программа соответствует принципу развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития (Л. С. Выготский), сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, возможности реализации ее в массовой практике дошкольного образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к эмоциональному, интеллектуальному, творческому развитию детей дошкольного возраста; формированию основ их музыкальной и общей культуры.
При разработке программы учитывались принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации (признание уникальности и неповторимости, возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение со стороны всех участников образовательного процесса; учет склонностей, интересов и способностей, обеспечение условий для развития творчества детей, создания условий для проявлений творчества у педагогов, применение репертуара, ценностного по своему художественному уровню и доступного возрастным возможностям детей).
Принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении (начальной школе) предусматривает установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей.
Принципы непрерывности и системности образования направлены в программе на установление преемственности дошкольного образования и школы как в постановке единых целей формирования общей культуры ребенка, так и в содержании (включающем в себя подлинные культурные ценности своего народа и мировые достижения художественной культуры), обеспечивающей формирование не
только умений и навыков музыкально-эстетической деятельности, но и развитие способностей и качеств личности детей - любознательности, инициативности, самостоятельности, положительного эмоционально-оценочного отношения к подлинным ценностям культуры, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека. Система принципов подбора репертуара (тематический, контрастного сопоставления произведений, цикличности, гибкости и вариативности, синкретизма), разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей (диалога, коллективного творчества, обобщения впечатлений, уподоблений характеру музыки и др.) и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности (занятия, игры, игры-сказки и др.) направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения детей, активизацию проявлений творчества.
Эта система диалогична, предполагает учет склонностей и способностей каждого ребенка, преимущественное применение привлекательной для детей игровой деятельности, побуждающей к проявлениям творчества, эмоциональной и интеллектуальной активности.
Содержание программы соответствует требованиям высокого искусства, представлено в количественном избытке (методическое обеспечение включает в себя 33 СО-диска, книги, конспекты занятий, методические рекомендации) для обеспечения гибкости педагогического процесса.
Таким образом, для присвоения детьми ценностей культуры нужны гибкие, вариативные программы, предполагающие свободный выбор репертуара из предложенного в программе и дополнительного, по желанию педагога, но соответствующего требованиям художественности и доступности.
Жесткая же «привязка» произведений к возрасту, поурочное планирование в программах, по нашему мнению, не допускает гибкости выбора содержания как у учителя, так и у детей.
Программа «Музыкальные шедевры» может применяться в школе или «стыковаться» на ступени младшего школьного возраста с другими программами, построенными на об-
щей цели формирования основ музыкальной (художественной) и общей культуры детей, развития личности средствами художественной культуры.
список источников и литературы
1. Каган, М. С. Избр. соч. [Текст]: в 7 т. / М. С. Каган. - Т. 3. Труды по философии культуры. - М., 2010.
2. Федеральные Государственные Стандарты дошкольного образования [Текст]. - М, 2014.
3. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М., 2003.
4. Радынова, О. П. [Серия метод. пособий по авт. программе «Музыкальные шедевры»:] Настроения, чувства в музыке; Песня, танец, марш; Музыка о животных и птицах; При-
рода и музыка; Сказка в музыке. Музыкальные инструменты [Текст] / О. П. Радынова. - М.: ТЦ «Сфера», 2014.
references
1. Kagan M. S. Izbr. soch. Vol. 3. Trudy po filoso-fii kultury. Moscow, 2010.
2. Federalnye Gosudarstvennye Standarty dosh-kolnogo obrazovaniya. M, 2014.
3. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh spo-sobnostey. Moscow, 2003.
4. Radynova O. P. [Seriya metod. posobiy po avt. programme "Musykalnye shedevry":] Nastroe-niya, chuvstva v muzyke; Pesnya, tanets, marsh; Muzyka o zhivotnykh i ptitsakh; Priroda i muzyka; Skazka v muzyke. Muzykalnye instru-menty. Moscow: TTs "Sfera", 2014.
радынова ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Acting Chairperson, Aesthetic Education of preschool children Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]