Научная статья на тему 'Развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях социокультурной среды дошкольной образовательной организации'

Развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях социокультурной среды дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / GIFTEDNESS / MUSICAL GIFTEDNESS / AN ABILITY OF MUSIC / SOCIOL-CULTURAL ENVIRONMENT / MUSICAL DEVELOPING OBJECTIVE-SPATIAL ENVIRONMENT / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферзалиева А.Т., Зырянова С.М.

В статье рассматривается проблема выявления и развития одаренности у детей как приоритетная задача современного образования. Особое внимание уделяется развитию музыкальной одаренности, начиная с периода дошкольного детства. Авторы раскрывают современные подходы к организации социокультурной среды дошкольной образовательной организации, влияющей на развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ферзалиева А.Т., Зырянова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of musical giftedness in preschool children in terms of socio-cultural environment of preschool educational organization

The paper contemplate a problem of identify and develop giftedness in children as a priority of modern education.. Special attention is given to development of musical giftedness of preschool children. The authors investigate modern approaches to creation of socio-cultural environment in preschool educational organization that influences on development of musical giftedness of preschool children.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях социокультурной среды дошкольной образовательной организации»

YAK 378.878 ББК 74.100.544.3

A.T. ФЕРЗАЛИЕВА, C.M. ЗЫРЯНОВА

A.T. FERZALIEVA, S.M. ZYRYANOVA

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОиИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL GIFTEDNESS

IN PRESCHOOL CHILDREN IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

В статье рассматривается проблема выявления и развития одаренности у детей как приоритетная задача современного образования. Особое внимание уделяется развитию музыкальной одаренности, начиная с периода дошкольного детства. Авторы раскрывают современные подходы к организации социокультурной среды дошкольной образовательной организации, влияющей на развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста.

The paper contemplate a problem of identify and develop giftedness in children as a priority of modern education. . Special attention is given to development of musical gifted-ness of preschool children. The authors investigate modern approaches to creation of socio-cultural environment in preschool educational organization that influences on development of musical giftedness of preschool children.

Ключевые слова: одаренность, музыкальная одаренность, музыкальные способности, социокультурная среда, музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, дети дошкольного возраста.

Key words: giftedness, musical giftedness, an ability of music, sociol-cultural environment, musical developing objective-spatial environment, preschool children.

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. В настоящее время данная проблема в условиях дошкольной образовательной организации становится особенно актуальной. Связано это прежде всего с социальным заказом общества на формирование системы по выявлению и сопровождению данной категории детей, начиная с периода дошкольного детства. В свою очередь социальный заказ обусловлен особенностями современного этапа развития общества в целом.

В настоящее время в нормативно-правовой базе Российской Федерации существует ряд документов, регламентирующих деятельность работы с одаренными детьми. Одним из таких документов является «Рабочая концепция одаренности» (авторы Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, В.Д. Ша-дриков, В.С. Юркевич и др.). Целью разработки концепции являлось раскрытие понятия «одаренность» на основе теоретических положений отечественной психологии, а также определение основных принципов в решении задач обучения и развития. Концепция имеет гуманистическую направленность, особое внимание уделяется бережному отношению к одаренному ребенку, раскрываются не только преимущества, но и трудности, связанные с обучением и воспитанием одаренных детей [8].

Приказом Президента РФ от 03.04.2012 года была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», в которой определяются основные принципы построения и задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Согласно данной Концеп-

ции каждый человек талантлив, но возможность добиться успеха зависит от того, будет ли выявлен его талант и представится ли возможность использовать его одаренность [2].

На базе данного нормативного документа Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры был издан Приказ о создании «Творческой школы исполнительского искусства для одаренный детей и педагогов "Новые имена Югры"» (от 26.09.13 г.). Целью «Творческой школы» является поиск, поддержка и сопровождение одаренных детей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [7].

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы даны характеристика и прогноз сложившейся проблемной ситуации в сфере образования. Результаты анализа современного состояния образования в России показывают, что отечественная система сохраняет внутри себя проблемы и противоречия, демонстрируя при этом внешнюю целостность. Одной из выделенных в данной Концепции серьезных проблем российского образования «является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, отсутствие в такой работе эффективных механизмов, непрерывности, недостаточного использования возможностей высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей» [5]. Одним из результатов реализации данной программы должно стать создание шести центров поддержки одаренных детей при крупных университетах, национальных исследовательских университетах и дистанционных школах.

Необходимость выявления художественно-одаренных детей и создание условий для их развития подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации» на период до 2015 года [3]. Данная задача рассматривается как приоритетная в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 г. [4], так как система художественного образования выполняет функции формирования творческой элиты общества.

Ранее существующие государственные нормативно-правовые документы, такие как Федеральная целевая программа «Дети России» (1994 г.), подпрограмма «Одаренные дети» (2002 г.), инициатива президента «Наша новая школа» (2010 г.), были направлены на стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей, формы и методы работы с одаренным ребенком в основном в рамках школьного образования, проблема развития одаренности на этапе дошкольного детства не была в полной мере отражена.

В настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблемы развития одаренных детей дошкольного возраста становятся особенно актуальными, так как одним из принципов ФГОС дошкольного образования является индивидуализация дошкольного образования, поддержка инициативы и самостоятельности, способностей и склонностей ребенка [11].

В связи с вышеизложенным изучением проблемы детской одаренности, а также разработкой методик по выявлению и педагогическому сопровождению детей занимаются многие современные исследователи. Но, несмотря на интерес научного сообщества к проявлению одаренности у детей, проблема остается недостаточно изученной.

До настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия «одаренность». Так, Л.В. Рубинштейн отождествлял одаренность с понятием «общие способности»; Н.Д. Левитова определяла одаренность как совокупность задатков, природные предпосылки способностей; в работах Н.С. Лейтеса и В.Н. Дружинина одаренность рассматривается как высокий уровень развития способностей; Б.Г. Ананьев, М.А. Холодная определяют одаренность как совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; в исследованиях Б.М. Теплова одаренность определяется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успех деятельности [9].

Наиболее общее определение детской одаренности дано в «Рабочей концепции одаренности», разработанной группой отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др.). В данной концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [8].

Музыкальная одаренность является одним из специальных видов одаренности, ее проявление наблюдается у детей уже в период дошкольного детства и выражается в особом восприятии индивидом музыки, так называемой музыкальности.

Проблемой развития музыкальной одаренности и музыкальных способностей занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Среди зарубежных исследований наиболее значимы работы H. Helmholz, C. Stumpf, E. Kurth, A. Wellek и др. Музыкальная одаренность рассматривается в данных исследованиях с точки зрения интеллектуальных ресурсов музыкального дарования. Среди отечественных исследований музыкальных способностей и одаренности наиболее значимы труды Б.М. Теплова; структура музыкальной одаренности раскрывается в трудах Д.К. Кирнарской, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли, Т.Ф. Цыгульской и др.

Психолог Б.М. Теплов музыкальную одаренность определяет как качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности, а музыкальность как способность переживания музыки, выражения некоторого его содержания. Согласно данной концепции в центре музыкальности стоят три основных компонента: ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство [8].

Социокультурная среда дошкольной образовательной организации может выступать условием развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста.

Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является формирование социокультурной среды (п. 1.6), соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [8].

По мнению Н.Б. Крыловой, социокультурная среда - это социальное пространство, позволяющее человеку включаться в социокультурные связи и отношения в обществе. В условиях социокультурной среды многообразных социальных групп и коллективов протекает процесс развития и формирования личности, ее саморазвитие в целенаправленном взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами [4].

В исследовании Р.М. Чумичевой социокультурная среда ДОО рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой - социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста [10].

После анализа научных подходов к проблеме выявления музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста, а также нормативных документов, регламентирующих работу педагогов в данном направлении, в рамках нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ № 25 «Родничок» г. Сургута. Целью данного эксперимента являлось выявление детей с признаками музыкальной одаренности в дошкольном возрасте, а также изучение социокультурной среды, влияющей на развитие музыкальной одаренности в условиях дошкольной образовательной организации. В эксперименте принимали участие 100 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Эксперимент проводился в трех направлениях. На начальном этапе нами были определены критерии и показатели развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста. За основу мы брали исследования Б.М. Теплова, который считал, что отличительной особенностью музыкальной одаренности являются музыкальные способности, которые и составляют (в качественном своеобразном сочетании) музыкальность [8].

Диагностика музыкальных способностей детей проводилась на основе диагностической методики О.П. Радыновой, в которой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод исследователя - это подгрупповые и индивидуальные задания для детей.

Выполнение детьми диагностических заданий по каждому виду способностей оценивалось по следующим показателям: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Дети, набравшие высокий балл по всем показателям сформированности музыкальных способностей, нами были определены как дети с признаками музыкальной одаренности.

Также для выявления детей с признаками музыкальной одаренности нами использовался метод педагогического наблюдения, которое осуществлялось в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и режимных моментах, с целью фиксирования частоты использования музыки детьми.

По результатам двух методик мы выявили, что высокий уровень показателей имеют 6 детей (6 %). У данной группы детей отмечены высокий уровень развития музыкальных способностей, а также повышенный интерес к музыке в свободной самостоятельной деятельности. К среднему уровню мы отнесли 65 детей (65 %). У этой группы детей был отмечен менее выраженный интерес к музыке в свободной деятельности. Повышенные музыкальные способности проявлялись либо в одном из видов деятельности (пение, музыкально-ритмические движения и др.), либо ребенок показывал средние результаты во всех видах музыкальной деятельности. К низкому уровню мы отнесли 29 детей (29 %). Данная группа детей не проявляла интереса к музыкальной деятельности в свободное время. При диагностике музыкальных способностей практически по всем показателям был получен низкий результат.

Второй цикл диагностических мероприятий был направлен на анализ музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах. На данном этапе мы опирались на диагностические методики А.Г. Гого-беридзе, В.А. Деркунской. Авторами предложены следующие направления диагностики: выявление особенностей использования воспитателем музыки в педагогическом процессе, анализ особенностей музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах [1]. Прежде всего нами были проанализированы музыкальные уголки в группах по перечню показателей, определенных (в соответствии с ФГОС ДО) для каждой возрастной группы: есть ли в группах музыкальный уголок; представлены ли в музыкальном уголке разнообразные музыкальные инструменты; хватает ли на всех детей инструментов; часто ли ребёнку предоставлена возможность для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке; владеют ли дети способами обращения с музыкальными инструментами; проводится ли педагогом работа по привлечению детей в музыкальном уголке; оформлено ли помещение группы так, чтобы способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса; присутствует ли в уголке достаточное количество музыкально-дидактических игр и др.

В результате проведенного анализа мы сделали вывод, что в группах ДОО среда частично способствует музыкальному развитию детей. Наиболее проблемными оказались следующие показатели: недостаточное количество музыкальных инструментов, многие инструменты, такие как металлофоны и

ксилофоны, представлены в единичном экземпляре; недостаточное количество музыкально-дидактических игр и наглядного материала; почти во всех группах у детей нет свободного доступа к музыкальным уголкам, наполнение не всегда соответствуют возрастным особенностям детей.

Для выявления отношения педагога к необходимости использования музыки в педагогическом процессе нами использовались метод анкетирования и метод наблюдения/самонаблюдения педагогов. Целью данных диагностических методик было определение особенностей и частоты использования педагогами музыки в образовательном процессе. Педагогам предлагалось заполнить индивидуальные карты, в которых было предложено отразить все режимные моменты, разнообразие и частоту использования музыкального материала в педагогическом процессе.

По результатам двух методик были сделаны следующие выводы: педагоги дошкольной образовательной организации в своей педагогической деятельности лишь частично используют музыкальный материал, обосновывая это некомпетентностью в вопросе выбора музыкального репертуара в соответствии с возрастом детей. Также мы выявили, что большинство педагогов используют только популярные детские песни в образовательном процессе, что говорит о недостаточно высоком уровне музыкально-художественной культуры педагогов ДОО.

Также мы провели анализ нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по вопросам сетевого взаимодействия с социальными партнерами по вопросам художественно-эстетического и культурного обогащения опыта детей. Были проанализированы договоры о сотрудничестве ДОО с социальными партнерами, планы-графики проведения мероприятий. В результате нами был сделан вывод, что в рамках данного социального партнерства проводится недостаточно мероприятий для обогащения художественно-эстетического, культурного опыта детей. В основном организуемые совместные мероприятия носят познавательную направленность.

С родителями также было проведено анкетирование с целью выявления отношения к развитию музыкальных способностей детей, проявлению музыкальных способностей детей в семье, созданию развивающей музыкальной среды дома. Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в воспитании у детей интереса к музыке, развитии творческих, музыкальных, художественных умений и навыков, но они чаще всего не замечают проявления музыкальных и творческих способностей детей и не уделяют достаточного внимания созданию музыкально-развивающей среды в домашних условиях.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами была спроектирована и организована социокультурная среда дошкольной образовательной организации по четырем направлениям: проектирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, обогащение социокультурного пространства ДОО, индивидуализация работы с детьми с признаками музыкальной одаренности, работа с педагогами и родителями по вопросам обогащения социокультурной среды для развития музыкальной одаренности.

В рамках первого направления по обогащению педагогического процесса при помощи музыки мы опирались на педагогическую технологию проектирования музыкально-развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской. Цель заключалась в следующем: проектирование музыкально-развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей их субкультуры. Целью данного направления было насыщение жизни ребенка в детском саду музыкой, которая способствовала бы расширению и обогащению опыта ее восприятия во время непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Это в свою очередь должно способствовать

развитию музыкальных способностей, которые являются одним из признаков музыкальной одаренности.

Для режимных моментов музыкальный материал отбирался по принципу направленности деятельности. Так, например, музыка встречала детей утром, сопровождала при сборе детей на прогулку, служила успокаивающим фоном при отхождении ко сну. Особое значение для детей имела музыка, которая звучала во время утренней гимнастики и способствовала развитию чувства ритма, а также помогала создать положительный эмоциональный заряд на весь день.

В рамках второго направления перед нами стояла задача обогащения музыкальных уголков в группах детей старшего дошкольного возраста для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, проявления творческой активности и интереса к музыке. Педагогам групп были даны рекомендации по оснащению музыкальных уголков согласно возрасту детей. Помимо стандартного наполнения музыкальных уголков в группах необходимым условием устройства такого уголка было наличие аудионосителя, а также свободного доступа к нему для развития творческой деятельности и поддержки детской инициативы при подборе и прослушивании музыки.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия, отдельные атрибуты, элементы костюмов, различные виды театров, ширмы разной величины. Все должно вызывать у детей необходимые ассоциации и быть простым в употреблении.

Решение задачи по индивидуализации образования осуществлялось по двум направлениям. Первое направление было связано с индивидуализацией работы с детьми с признаками музыкальной одаренности, подготовка их к участию в конкурсах, концертах. В течение года с детьми, определенными нами как дети с признаками музыкальной одаренности, проводилась индивидуальная работа, направленная на развитие компонентов музыкальной одаренности: готовили индивидуальные номера к праздникам и концертам, проводимым в ДОО. Один из детей принял участие в городском конкурсе детского творчества «Звездная капель» и получил диплом I степени в номинации «Вокальное исполнение».

В рамках работы по второму направлению были разработаны и проведены циклы дополнительных занятий по разделу «Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений». Б.М. Теплов эмоциональную отзывчивость на музыку определяет как ядро музыкальности. Автор пишет, что понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно.

В связи с этим нами была поставлена цель - обогащение музыкального опыта детей и упрощение возможности восприятия музыки. Занятия проводились со всей группой с использованием ИКТ-технологий. Методика проведения была следующей: во время реализации непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, согласно календарному плану, дети знакомились с музыкальными произведениями, определяли характер и настроение музыки, проводили анализ средств выразительности, вслушивались и учились различать звучание музыкальных инструментов. По окончании детального изучения музыкального произведения в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми проводилось дополнительное занятие, во время которого им предлагался просмотр различного видеоматериала: видеоряда, отрывки из мультфильмов, презентации, отрывки опер и балетов и т. д. Таким образом, интересные видеосюжеты помогали раскрыть музыкальные образы, содержание музыки, познакомиться с инструментами симфонического оркестра, закрепить в памяти звучание, способ извлечения звуков и расстановку инструментов в оркестре и тем самым получить целостное представление о музыкальном произведении, о жанрах музыки и в целом о музыке как об искусстве.

В рамках четвертого направления нами была выбрана такая форма организации работы с педагогами, как «Музыкальные гостиные». Целью данной работы было обогащение и развитие музыкальной культуры педагогов, повышение компетентности педагогов в вопросах развития музыкальной одаренности у детей. Данная работа проходила в несколько этапов: 1 этап - активизация интереса педагогов к музыке; 2 этап - развитие музыкальной культуры педагогов; 3 этап - создание условий, стимулирующих активное участие педагогов в самостоятельной подготовке и проведении «Музыкальных гостиных».

Таким образом, мы спроектировали социокультурную среду ДОО, способствующую развитию музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены компоненты социокультурной среды ДОО: социокультурные значимые для ребенка события, нормы и правила взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса и музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах детей старшего дошкольного возраста. Работа на этапе формирующего эксперимента была направлена на обогащение всех компонентов социокультурного пространства ДОО. Нами было отмечено, что в процессе апробации обогащенной социокультурной среды у многих детей повысился интерес к музыкальной деятельности. Дети стали больше времени проводить в музыкальных уголках, проявлять инициативу в использовании музыки в режимных моментах и самостоятельной деятельности, соответственно, повысился уровень творческих проявлений дошкольников.

В ходе проведенной работы с педагогами было замечено, что работа в данном направлении способствовала расширению музыкального кругозора педагогов, повышению интереса к проблеме развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста, повышению компетентности в вопросах оснащения музыкальных уголков и обогащения образовательного процесса музыкой. В результате проведенной работы с родителями мы обратили внимание на то, что многие стали больше уделять внимания музыкальным и творческим проявлениям детей в семье. Следуя нашим рекомендациям, многие родители определили детей в подготовительные классы музыкальных школ.

В результате практического исследования проблемы развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста под воздействием социокультурной среды, созданной в ДОО, развиваются и раскрываются все компоненты музыкальной одаренности - музыкальные способности, творческие проявления, интерес к музыкальной деятельности.

Литература

1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркун-ская. - М. : Изд-во «Детство-Пресс», 2013. - 656 с.

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. - Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/flles/Lows/Federal%20lows/kompleks_mer_talantov.pdf (дата обращения: 19.02.2016).

3. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : приложение к приказу Минкультуры РФ № 1403 от 28.12.2001, утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 84924;fld=134;dst=100015,0;rnd=0.3434984453227614 (дата обращения: 25.01.2016).

4. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р (ред. от 08.09.2010) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79661/dd52ed5dc6820353b32d8dd60 4611М9Ь03087еа/ (дата обращения: 22.01.2016).

5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р. // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110982/ (дата обращения: 14.02.2016).

6. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.

7. О творческой школе исполнительского искусства для одаренных детей и педагогов «Новые имена Югры» [Электронный ресурс] : приказ Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 288/0109 от 26 сентября 2013 года. - Режим доступа: surgutmusic.ru.

8. Рабочая концепция одаренности [Текст] : федеральная целевая программа «Одаренные дети» / под ред. Д.Б. Богоявленской. - 2-е изд., расш. и пере-раб. - М. : Министерство образования и науки, 2003. - 95 с.

9. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Савенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

10. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Те-плов. - М. ; Л. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 334 с.

11. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. - Режим доступа: http://www.firo.ru (дата обращения: 25.01.2016).

12. Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. - 2005. -№ 4. - С. 6-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.