Научная статья на тему 'Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы'

Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / выявление одаренности у детей / учебное творчество / арт-композиция / talent / identification of a talent in children / creative learning / art composition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Юрьевна

Введение. В статье рассматривается феномен музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста и новые возможности ее выявления. Цель работы – предложить методику ранней диагностики данного качества личности в процессе художественно-творческой деятельности. Методы. Методологической основой исследования являются: идеи в области идентификации ребенка как одаренного (Дж. Рензулли, А. Гессер, К. Хеллер, Ф. Монкс, К. Эрикссон, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.А. Никитин, М. Сторфер, Е.И. Щебланова и др.); концепция педагогической технологии «Арт-композиция» как ресурса художественного образования (Л.Ю. Калинина); исследовательские данные об особенностях художественно-творческой деятельности старших дошкольников – обучающихся Центра внешкольного образования «Творчество» Самары. Был применен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и метод моделирования творческих заданий для старших дошкольников, позволяющих выявить у них признаки скрытой музыкальной одаренности. Построение исследования. На основе анализа полученных данных выдвинута гипотеза о том, что можно осуществить раннюю диагностику одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Определен подход в проверке гипотезы, ключевую роль в котором выполняет педагогическая технология «Арт-композиция»: по результатам выполнения ребенком творческих заданий и оценивания продуктов деятельности по специальным критериям может быть сделан вывод о наличии или отсутствии у него одаренности. Результаты. Полученные результаты исследования содержат анализ теоретических источников по проблеме, включая публикации 2015–2017 гг. Представлен опыт стимулирования творческих проявлений старших дошкольников на занятиях с элементами арт-композиции. Для совершенствования арсенала средств раннего выявления одаренности предложен диагностический инструментарий, применимый в естественных условиях занятия. Методика, которую могут использовать педагоги без помощи психологов, позволит реализовать природный потенциал ребенка со скрытой одаренностью. Дана общая характеристика деятельности педагога по выявлению музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения арт-композиции. Выводы. В статье впервые предпринята попытка на основе обобщения теоретических положений и опыта работы создать универсальную и простую в применении методику, позволяющую «маркировать» наличие музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art-Composition as an Indicator for the Musical Aptitude in Senior Preschoolers: Goal-Setting

Introduction. This paper deals with the phenomenon of musical aptitude in senior preschool children, and new ways of its detection. The purpose of this work is to offer techniques for early detection of this personal quality in the course of art activities. Methods. Research methods were bases on ideas of identifying the child as gifted (J. Renzulli, A. Gesser, K. Heller, F. Monks, K. Eriksson, A. I. Savenkov, D.B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov, A.А. Nikitin, M. Storfer, E.I. Shcheblanova and others), the concept of the “Art-composition” educational technology as a resource for art education (L.Y. Kalinina), research data on aspects of art activities by senior preschool students of the “Creativity” non-school education center in Samara. Structure of the Study. A hypothesis based on the obtained data predicts that it is possible to identify a talent in the course of art activities in the early stages. An approach to the testing of the hypothesis was developed, the key role in which has the “Art-composition” educational technology: a conclusion about the presence of a talent can be drawn from the results of the child’s creative performance, and the evaluation of the products of their activity using special criteria. Results. The study describes experience of encouraging creativity in senior preschool children in classes with elements of art-composition. To improve the arsenal of means for early identifying of talent we offered diagnostic tools that are applicable in a natural learning environment. General activities of a teacher aimed at revealing musical aptitude in senior preschool children in the course of teaching art-composition were described. Conclusions. Authors present an easy-to-use methodology that makes it possible to “indicate” the presence of musical aptitude in senior preschool children based on generalization of the theory and work experiences.

Текст научной работы на тему «Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы»

УДК 372.87 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10023

Калинина Л.Ю.

Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы

Калинина Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарского государственного социально-педагогического университета (Самара, Россия), klar1992@gmail.com

Введение. В статье рассматривается феномен музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста и новые возможности ее выявления. Цель работы - предложить методику ранней диагностики данного качества личности в процессе художественно-творческой деятельности.

Методы. Методологической основой исследования являются: идеи в области идентификации ребенка как одаренного (Дж. Рензулли, А. Гессер, К. Хеллер, Ф. Монкс, К. Эрикссон, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.А. Никитин, М. Сторфер, Е.И. Щебланова и др.); концепция педагогической технологии «Арт-композиция» как ресурса художественного образования (Л.Ю. Калинина); исследовательские данные об особенностях художественно-творческой деятельности старших дошкольников - обучающихся Центра внешкольного образования «Творчество» Самары. Был применен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и метод моделирования творческих заданий для старших дошкольников, позволяющих выявить у них признаки скрытой музыкальной одаренности.

Построение исследования. На основе анализа полученных данных выдвинута гипотеза о том, что можно осуществить раннюю диагностику одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Определен подход в проверке гипотезы, ключевую роль в котором выполняет педагогическая технология «Арт-композиция»: по результатам выполнения ребенком творческих заданий и оценивания продуктов деятельности по специальным критериям может быть сделан вывод о наличии или отсутствии у него одаренности.

Результаты. Полученные результаты исследования содержат анализ теоретических источников по проблеме, включая публикации 2015-2017 гг. Представлен опыт стимулирования творческих проявлений старших дошкольников на занятиях с элементами арт-композиции. Для совершенствования арсенала средств раннего выявления одаренности предложен диагностический инструментарий, применимый в естественных условиях занятия. Методика, которую могут использовать педагоги без помощи психологов, позволит реализовать природный потенциал ребенка со скрытой одаренностью. Дана общая характеристика деятельности педагога по выявлению музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения арт-композиции.

Выводы. В статье впервые предпринята попытка на основе обобщения теоретических положений и опыта работы создать универсальную и простую в применении методику, позволяющую «маркировать» наличие музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: одаренность, выявление одаренности у детей, учебное творчество, арт-композиция.

Для цитирования: Калинина ЛЮ. Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы // Современное дошкольное образование. - 2018. - №6(88). - С. 43-49. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-201 8-1 0023

Материалы статьи получены 23.05.2018.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-630003.

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

UDC 372.87 DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-10023 Art-Composition as an Indicator for the Musical Aptitude in Senior Preschoolers: Goal-Setting Larisa Y. Kalinina, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Music Education Department, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia Introduction. This paper deals with the phenomenon of musical aptitude in senior preschool children, and new ways of its detection. The purpose of this work is to offer techniques for early detection of this personal quality in the course of art activities. Methods. Research methods were bases on ideas of identifying the child as gifted (J. Renzulli, A. Gesser, K. Heller, F. Monks, K. Eriksson, A. I. Savenkov, D.B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov, A.A. Nikitin, M. Storfer, E.I. Shcheblanova and others), the concept of the "Art-composition" educational technology as a resource for art education (L.Y. Kalinina), research data on aspects of art activities by senior preschool students of the "Creativity" non-school education center in Samara. Structure of the Study. A hypothesis based on the obtained data predicts that it is possible to identify a talent in the course of art activities in the early stages. An approach to the testing of the hypothesis was developed, the key role in which has the "Art-composition" educational technology: a conclusion about the presence of a talent can be drawn from the results of the child's creative performance, and the evaluation of the products of their activity using special criteria. Results. The study describes experience of encouraging creativity in senior preschool children in classes with elements of art-composition. To improve the arsenal of means for early identifying of talent we offered diagnostic tools that are applicable in a natural learning environment. General activities of a teacher aimed at revealing musical aptitude in senior preschool children in the course of teaching art-composition were described. Conclusions. Authors present an easy-to-use methodology that makes it possible to "indicate" the presence of musical aptitude in senior preschool children based on generalization of the theory and work experiences. Keywords: talent, identification of a talent in children, creative learning, art composition. For citation: Kalinina L.Y. (2018). Art-Composition as an Indicator for the Musical Aptitude in Senior Preschoolers: Goal-Setting. Preschool Education Today. 6:12, 43-49 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10023 Original manuscript received 23.05.2018.

Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка необходимо осуществлять в соответствии с его индивидуальными особенностями (ФГОС ДО, 2013). Выявляя одаренность детей, педагоги овладевают «ключом» к индивидуализации процесса дошкольного образования. Проблема заключается в том, чтобы оснастить их методикой, помогающей раскрыть способности ребенка. Эта методика должна быть компактной и доступной в применении педагогам без специального

(музыкального, художественного) образования. Только в этом случае она будет использоваться массово и результативно.

К настоящему времени ресурс педагогических технологий, открывающих неявные стороны природного дарования ребенка, находит недостаточное применение. В статье мы рассмотрим возможность диагностики музыкальной одаренности старших дошкольников в процессе создания ими арт-компози-ций. Предлагаемый подход универсален, т. к. основан на понимании взаимосвязи всех личностных качеств ребенка. Придерживаясь его, можно выявлять одаренность в сфере математики, спорта и т.д.

Терминология и научные основы исследования

Понятие одаренности постоянно обогащается новыми гранями, уточняется и усложняется. Распространение и признание получил ряд положений, сформулированных известными учеными - Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, М.Л. Ивлевой, А.А. Никитиным, Дж. Рензулли, А.И. Савенковым, К.А. Хеллер, К. Эрикссоном и др.

Наиболее значимы для нашего исследования те идеи, на основе которых можно определить критерии идентификации ребенка как одаренного, а в дальнейшем рекомендовать для него освоение специально разработанных программ (Renzulli, Gaesser, 2015).

Обращает на себя внимание прагматичный взгляд на проблему американских ученых, которые принимают за исходный пункт рассуждений «кубическую модель интеллекта» (Guilford, 1967). В данном русле возникла и развивается мысль о том, что успех в обучении предопределяется тремя факторами: интеллектуальными способностями выше среднего уровня, высокой увлеченностью деятельностью и высоким уровнем креативности (Renzulli, 1978).

Европейская научная школа предложила «мультифакторную модель», включающую: Я-концепцию; интеллектуальные способности; креативность; социальную компетентность; личностные особенности (мотивацию достижения, преодоление стресса, стратегии работы); достижения (в естественных науках, искусстве, спорте, других областях); факторы среды (Heller, 2005; Mönks, Ypenburg, 1995 и др.). Была установлена зависимость между условиями обучения и проявлениями детьми одаренности (Ericsson, 2014; Ericsson, Nandagopal, Roring, 2009).

Для российской науки характерно понимание одаренности как динамичного феномена, всегда находящегося в процессе становления (Бабаева, 1997; Савенков, 2002); системного, развивающегося в течение всей жизни качества психики, «которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» (Богоявленская, Шадриков и др., 2003). Каждый ребенок рассматривается при этом как одаренный, с возможностями развития, не ограниченными наследственностью или материальными условиями. На первый план выступает и разноуровневый характер одарен-

ности, диалектика взаимосвязи врожденного и приобретенного (Ивлева, 2009). Понятия «одаренность» и «творческая одаренность» сближаются (Богоявленская, 2010). Музыкальная одаренность показана как одна из форм художественной одаренности, базирующаяся на эстетическом отношении к миру, дополненном креативностью и способностью владеть художественной формой (Никитин, 2013).

Однако педагоги-практики считают одаренными лишь от 2 до 8% детей фоНег, 1990; Щебланова, 2008). Тем детям, чья одаренность осталась скрытой, в меньшей степени предоставляется возможность реализовать свой потенциал. Эта ситуация сложилась во многом из-за того, что арсенал средств выявления одаренности несовершенен, а диагностический инструментарий трудно применять в естественных условиях, когда ребенок раскрепощен, склонен к спонтанному творчеству. Методика ранней диагностики одаренности в условиях художественно-творческой деятельности, которой могут пользоваться педагоги без помощи психолога, специально не разрабатывалась.

Новизна исследования

Педагог, овладевший доступной, экономичной по времени диагностической методикой, может получить данные об одаренности детей уже в дошкольном возрасте. Особенно значима эта работа на стадии подготовки к школе, в возрасте 5-7 лет. Старший дошкольник готов воспринимать социокультурные ценности в игровых формах, сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние героев произведений искусства, в том числе - музыкального (Мартынова, 2017, 32). Музыка воздействует на детей, ориентируя на поиск смыслов, активизируя деятельность интеллекта. При этом высокая абстрактность языка музыки производит при слушании без слов впечатление неопределенности. Чтобы сконцентрировать внимание ребенка вокруг семантических опорных точек, образующих смысловую структуру, целесообразно опираться на визуальные объекты.

Возможность «увидеть», конкретизировать в зрительных образах звучание дает педагогическая технология арт-композиции (Калинина, 2016; 2017). Создавая арт-объект на основе музыки, но с элементами других видов искусства, маленький автор спонтанно активизирует свои творческие силы, проявляет (в большей или меньшей степени) чувство эстетической

целостности, способность организовывать доступный материал вокруг смыслового центра. Психологический комфорт на занятиях позволяет раскрыть чувствительность детей к коммуникативным архетипам, которую мы, вслед за Д.К. Кирнарской, считаем базовым элементом музыкальной одаренности (Кирнарская, 2004). В процессе арт-композиционного творчества развивается эстетическое отношение ребенка к миру, его способность к отклику на новое, интересное.

Арт-композиция, созданная ребенком, указывает на музыкальную одаренность, «маркирует» ее. Под маркером в данном случае мы понимаем вариант творческого продукта, указывающий на присутствие в структуре психики ребенка компонентов, которые современная наука относит к феномену музыкальной одаренности (Вайнер, 2001; Kirnarskaya, Winner, 1999 и др.). Подобно тому, как молекулярные маркеры - устойчивые цепочки молекул - позволяют определять уровень разнообразия среди генотипов (Милованов, 2014, 2), устойчиво проявляющиеся арт-композиционные действия (зафиксированные в творческом продукте ребенка - конкретной арт-композиции) указывают на уровень музыкальной одаренности автора. Иными словами, творчество музыкально одаренных детей будет носить «музыкальную» окраску, даже если материал, который использует ребенок, - это не музыкальные звуки.

Методика оценивания арт-продуктов

Опираясь на данные теоретические положения, мы выделили ряд критериев оценивания, созданных детьми.

Первый. Наличие смысловых точек в рисунке (персонажей, объектов), проявления концентрации смыслов на них:

- 1 балл при наличии одной смысловой точки;

- 2 балла при наличии основной и 2-3 дополнительных смысловых точек;

- 3 балла при наличии основной и более трех дополнительных смысловых точек.

Второй. Наличие в поведении ребенка признаков того, что он многократно символически переходит границу между видами искусства (подробно об этом мы пишем в статье «Ресурс синестезии в музыкальном образовании», Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. -№1(18), С. 99-102). Присутствует стремление передать смыслы рисунка музыкальными

средствами, используя: пение; напевную или четко ритмизованную речь; слова, передающие цвет и композицию рисунка:

- 1 балл при единичном проявлении;

- 2 балла при 2-4-кратном проявлении;

- 3 балла при проявлении более четырех раз.

Третий. Проявления музыкальности как

качества структуры рисунка, роднящего его с музыкой:

- ритмичность, текучесть формы, плавность линий, ассоциируемые с напевностью -1-3 балла;

- процессуальность развертывания смысла, внутренняя гармоничность пропорций и цветовой палитры (равномерное заполнение пространства рисунка изображениями достаточно четких и узнаваемых форм, их ритмичное чередование, яркость и многогранность, использование более трех цветов, в том числе взаимодополняющих) - 1-3 балла;

- визуальные аналоги музыкальных феноменов «тоника», «лейтмотив», «пауза» в немузыкальных контекстах - 1-3 балла.

Максимальное количество баллов - 15.

Высокий уровень проявления музыкальной одаренности соответствует суммарной оценке в 12-15 баллов. Средний уровень - 7-11 баллов. Низкий уровень - менее 7 баллов.

Апробация методики

Старшим дошкольникам, посещающим группу адаптации и социализации дошкольников «Веснушки» Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара, педагог предлагала выполнить творческое задание: создать арт-композицию на тему «Я - художник! Я рисую мир в движении». Дети прослушали, а затем прочитали вслух десять стихотворений Агнии Барто. Затем они выбрали наиболее понравившееся стихотворение -«Кораблик», которое послужило стимульным материалом для полихудожественного творчества (Юсов, 1997).

Были распределены роли: «капитан», «лягушки», «кораблик». Стихотворение, выученное наизусть, исполнялось от лица персонажа, с элементами движения под музыку, пения, пантомимы (пространственное воплощение поэтического образа). Затем педагог попросила детей нарисовать иллюстрацию к стихотворению, «чтобы герои произведения получились «как живые», чтобы создавалось ощущение движения, перемещения героев в пространстве. Удачные, т. е. поддающиеся идентифика-

ции, факты преодоления статичности изображения, передачи динамики художественного образа как аналога его музыкальности рассматривались в качестве маркера музыкальной одаренности детей.

На рис. 1 показана работа Алины Д. Она использовала яркие, взаимодополняющие цвета (более трех цветов), пространство рисунка равномерно заполнила изображениями достаточно четких и узнаваемых форм. На картинке присутствуют все персонажи стихотворения, что говорит о хорошем знании текста и о том, что девочка ориентируется на его содержание в процессе работы (читала стихотворение негромко вслух, когда рисовала). То, что лягушки изображены в необычных расцветках, улыбающимися и жестикулирующими, было оценено педагогом как проявление концентрации смыслов на них. Также привлекла внимание рыба, «умеющая ходить по песку». Динамика рисунка передана «оживленными» позами лягушек и необычным - «сухопутным» - маршрутом рыбы. Педагог оценил степень проявления музыкальной одаренности Алины Д. в 12 баллов.

Рис. 2 выполнен Оксаной В. Действующие лица стихотворения изображены, но их индивидуальность не прослеживается, смысловые акценты - неявные. Рисовала девочка молча. Использовала цвета, «обычные» для изображения травы, неба, зайчика, «золотой»

рыбки, воды (более трех цветов). О том, что персонажи рисунка движутся, можно судить по раскинутым крыльям птицы и развевающемуся флагу, т. е. присутствует текучесть формы. Оценка музыкальной одаренности педагогом - 7 баллов.

Семен Р., автор рис. 3, пробовал создавать наброски карандашом, говорил в процессе работы не о стихотворении, а о том, что хотел бы изобразить батискаф и ярких обитателей морского дна вокруг него. Художественный образ у него получился незавершенным. При этом в журнале одаренности была сделана отметка, что Семен использовал элементы чертежа -стрелочки, для того чтобы показать: батискаф движется! Музыкальная одаренность проявилась, но не ярко; оценка - 5 баллов.

Данный микроэксперимент показал, что творческая деятельность ребенка в условиях «размывания» границ между видами искусства может выводить на поверхность изначально скрытые признаки музыкальной одаренности. Если арт-композиция воплощается в изображении (рисунке), то музыкальная одаренность маркируется стремлением показать текучесть, подвижность художественного образа.

Выводы

В статье было намечено общее направление разработки диагностики музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения ими педагогической технологии «Арт-композиция». Обозначены ориентиры исследовательской работы: приобщение детей к полихудожественному творчеству на музыкальной основе, педагогом проведен анализ «музыкальности» созданных детьми композиций. ■

Литература

1. Бабаева ЮД. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 275-295.

2. Богоявленская ДБ. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - №3 -С. 3-17.

3. Богоявленская Д.Б., Шадриков ВД. и др. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М.: Министерство образования РФ, 2003. - 95 с.

4. Вайнер Э.М. Психика и ее компоненты // Валеология: Учебник для вузов. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2013. - 448 с.

5. Ивлева МЛ. Философские основания психологической концепции одаренности: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.08. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - 450 с.

6. Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании. Теоретические основы и технология арт-компо-зиции: монография. - Самара: Артель, 2017. -268 с.

7. Калинина Л.Ю. Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века // Самарский научный вестник. -2016. - №2 (15). - С. 162-165.

8. Кирнарская Д.К., Тарасова К.В. и др. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

9. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. -М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

10. Мартынова И.С. Теоретические основы приобщения старших дошкольников к социокультурным ценностям // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017, Том 5, №1 (январь - февраль). -С. 32-33.

11. Милованов АВ. Генотипирование сортов винограда по молекулярным маркерам // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №96 (02). - С. 1-13.

12. НикитинАА. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. -М.: МГПУ, 2013. - 391 с.

13. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. - 2002. - №3. - С. 113-146.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: Ь|Н^:/^оо. gl/wpSgNy (Дата обращения: 10.05.2018)

15. Щебланова ЕИ. Неуспешные одаренные школьники. - М.: Обнинск: ИГ - СОЦИН. -2008. - 212 с.

16. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции 25-29 августа 1997 г. / Под ред. Л.П. Казанцева; сост. П.С. Волкова. - Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1997. -С.314-320.

17. Ericsson K.A. (2014) Creative genius: A view from the expert-performance approach / In D.K. Simonton (Ed.), The Wiley-Blackwell handbook of genius. New York: Wiley, 321-349.

18. Ericsson K.A., Nandagopal K., & Roring R.W. (2009) An expert-performance approach to the study of giftedness. In L. Shavinina (Ed.), International handbook of giftedness. Berlin, Germany: Springer Science + Business Media, 129-153.

19. Gardner H. (1999) Intelligence Refrained. Multiple intelligences for the 21st century. - New York: Basic Books, 292.

20. Guilford J.P. (1967) The Nature of Human Intelligence. N Y: Scribner, 538.

21. Heller K.A. (2005) The Munich Model of Giftedness and Its Impact on Identification and Programming. Gifted and Talented International, 20-36.

22. Kirnarskaya D., Winner E. (1999) Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music. Psychomusicology, 16. 2-16.

23. Monks F.J., Ypenburg I.H. (2011) Hoogbegaafdheid bij kinderen. Amsterdam: Uitgeveij Boom [Электронный ресурс] URL: https://goo.gl/ 4hp5bk (Дата обращения: 24.06.2018)

24. Renzulli J.S. (1978) What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. - Phi Delta Kappan, 60(3). 180-261.

25. Renzulli J.S., Gaesser A.H. (201 5) Monograph for Critical Issues in Gifted Ed & Talent Development A Multi Criteria System For the Identification of High Achieving and Creative/Productive Giftedness. Full-text Article. Revista de Educaciуn (Madrid). 368.

26. Storfer M.D. (1990) Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisco, Oxford: Jossey-Bass Publishers, 636.

References

1. Babaeva Ju.D. (1997) Dinamicheskaja teorija odarennosti. Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti [Dynamic theory of giftedness. The basic contemporary concepts of creativity and giftedness]. Edited by D.B. Bogojavlenskaya. Moscow: Molodaja gvardija Publishing, 275-295.

2. Bogojavlenskaja D.B. (2010) Odarennost': otvet cherez poltora stoletija [Giftedness: an answer in a century and a half]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology]. 3, 3-17.

3. Bogojavlenskaja D.B., Shadrikov V.D. i dr. (2003) Rabochaja koncepcija odarennosti [The working concept of giftedness]. Moscow: Ministerstvo

obrazovanija RF [Ministry of Education of the Russian Federation], 95.

4. Ericsson K.A. (2014) Creative genius: A view from the expert-performance approach. In D.K. Simonton (Ed.), The Wiley-Blackwell handbook of genius. New York: Wiley, 321-349.

5. Ericsson K.A., Nandagopal K., & Roring R.W. (2009) An expert-performance approach to the study of giftedness. In L. Shavinina (Ed.), International handbook of giftedness. Berlin, Germany: Springer Science + Business Media, 129-153.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal State Educational Standard of Preschool Education, Electronic resource] URL: https://goo.gl/wpSgNy (Date: 10.05.2018)

7. Gardner H. (1999) Intelligence Refrained. Multiple intelligences for the 21st century. New York: Basic Books, 292.

8. Guilford J.P. (1967) The Nature of Human Intelligence. N Y: Scribner, 538.

9. Heller K.A. (2005) The Munich Model of Giftedness and Its Impact on Identification and Programming. Gifted and Talented International, 20-36.

10. Ivleva M.L. (2009) Filosofskie osnovanija psihologicheskoj koncepcii odarennosti [Philosophical foundations of the psychological concept of giftedness]: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.08 [Dissertation of Doctor of Philosophy]. Moscow: MGU Publishing, 450.

11. Jusov B.P. (1997) Strategija vzaimodejstvija iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaja paradigma). Vzaimodejstvie iskusstv: metodologija, teorija, gumanitarnoe obrazovanie [Strategy of interaction of arts in education of schoolchildren (new paradigm). Interaction of arts: methodology, theory, humanitarian education]: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25-29 avgusta 1997 [Materials of the international scientific-practical conference on August 25-29, 1997]. Edited by L.P. Kazancev. Astrahan': Astrahanskij institut usovershenstvovanija uchitelej [Astrakhan Institute for Teacher Improvement], 314-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kalinina L.Ju. (2016) Soderzhanie ponjatija «art-kompozicija» v kontekste hudozhestvennogo obrazovanija XXI veka [The content of the concept of "art composition" in the context of art education of the XXI century]. Samarskij nauchnyj vestnik [Samara Scientific Bulletin]. 2(1 5), 162-165.

13. Kalinina L.Ju. (2017) Sintez iskusstv v sovremennom hudozhestvenno-jesteticheskom obrazovanii. Teoreticheskie osnovy i tehnologija art-kompozicii: monografija [Synthesis of arts in contemporary artistic and aesthetic education. Theoretical foundations and technology of art composition: monograph]. Samara: Artel' Publishing, 268.

14. Kirnarskaja D.K. (2004) Psihologija special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti [Psychology of special abilities. Musical abilities]. Moscow: Talanty - XXI vek Publishing, 496.

15. Kirnarskaja D.K., Tarasova K.V. i dr. (2003) Muzykanty i nemuzykanty: razlichija v urovnjah i tipah vosprijatija. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti. Teorija i praktika: uchebnoe posobie dlja stud. muz. fak. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Musicians and non-musicians: differences in levels and types of perception. Psychology of musical activity. Theory and practice: textbook]. Edited by G.M. Cypin. Moscow: Akademija Publishing, 368.

16. Kirnarskaya D., Winner E. (1999) Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music. Psychomusicology, 16. 2-16.

17. Martynova I.S. (2017) Teoreticheskie osnovy priobwenija starshih doshkol'nikov k sociokul'turnym cennostjam [Theoretical bases of familiarizing older preschool children with socio-cultural values]. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Internet-journal "The World of Science"]. 5:1, January - February, 32-33.

18. Milovanov A.V. (2014) Genotipirovanie sortov vinograda po molekuljarnym markeram [Genotyping of grape varieties by molecular markers]. Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific Journal of KubSAU]. 96 (02), 1-13.

19. Monks F.J., Ypenburg I.H. (2011) Hoogbegaafdheid bij kinderen. Amsterdam: Uitgeveij Boom [Electronic resource] URL: https:// goo.gl/4hp5bk (Date: 24.06.2018)

20. Nikitin A.A. (2013) Razvitie detskoj hudozhestvennoj odarennosti v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija [Development of children's artistic giftedness in conditions of additional education]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 [[Dissertation of Doctor of Pedagogy]]. Moscow: MGPU Publishing, 391.

21. Renzulli J.S. (1978) What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. Phi Delta Kappan, 60(3). 180-261.

22. Renzulli J.S., Gaesser A.H. (2015) Monograph for Critical Issues in Gifted Ed & Talent Development A Multi Criteria System For the Identification of High Achieving and Creative/ Productive Giftedness. Full-text Article. Revista de Educaciyn (Madrid). 368.

23. Savenkov A.I. (2002) Razvitie detskoj odarennosti v obrazovatel'noj srede [Development of children's giftedness in the educational environment]. Razvitie lichnosti [Personal Development]. 3, 113-146.

24. Storfer M.D. (1990) Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisco, Oxford: Jossey-Bass Publishers, 636.

25. Vajner Je.M. (2013) Psihika i ee komponenty. Valeologija: Uchebnik dlja vuzov [Psyche and its components. Valeology: A Textbook for High Schools]. Moscow: FLINTA Publishing; Nauka Publishing, 448.

26. Weblanova E.I. (2008) Neuspeshnye odarennye shkol'niki [Unsuccessful gifted schoolchildren]. Moscow: Obninsk: IG - SOCIN Publishing. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.