Научная статья на тему 'Технология формирования основ музыкальной и общей культуры у детей раннего и дошкольного возраста'

Технология формирования основ музыкальной и общей культуры у детей раннего и дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRE-SCHOOL CHILDREN / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / МУЗЫКА РАЗНЫХ ЭПОХ / CLASSICAL MUSIC / МЕТОДЫ / METHODS / PRE-SCHOOL INSTITUTIONS / PRE-SCHOOL EDUCATION / TECHNOLOGY / EARLIEST YEARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радынова О.П.

В статье обосновывается актуальность проблемы на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные принципы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, обосновывается их эффективность на разных этапах развития ребенка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMING OF THE BASIS OF MUSICAL AND GENERAL CULTURE OF CHILDREN EARLY AND PRESCHOOL AGE

The article explains the importance of the problem at the present stage of development of the science and practice of pre-school education, reveals the basic principles, methods and forms used in the developed technology, proves their effectiveness at different stages of development of the pre-school child.

Текст научной работы на тему «Технология формирования основ музыкальной и общей культуры у детей раннего и дошкольного возраста»

ских наук СССР и других центральных органов народного образования, РФ и СНГ.

Одобренный Первым Всесоюзным совещанием по вопросам совершенствования преподавания черчения в средней школе (г. Витебск, декабрь 1973 г.), а также решениями комиссии по черчению Учебно-методического Совета Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1975 г. и 2 марта 1978 г. убеждает в том, что целенаправленная и последовательная работа способствует быстрейшему решению задач, стоящих перед современной школой, обязывает совершенствовать и развивать наиболее эффективные методы и формы обучения, способствующие повышению качества графической подготовки школьников.

Учащиеся и учителя школ Якутии установили многолетние деловые связи с коллегами из Грузии, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, городов и областей России. Так, более 100 учащихся Павловской средней школы стали победителями и призерами заочных туров Всегрузинского конкурсов юных чертежников. Около 30 учащихся школ г. Минеральные Воды Ставропольского края стали призерами заочных туров Якутских республиканских олимпиад.

После первых олимпиад, проведенных в Якутии, многие учителя школ значительно оживили свою работу, но они остро ощутили недостаток учебно-методической литературы по черчению. Поэтому бессменный организатор и председатель жюри олимпиад профессор Н. С. Николаев выпустил около 20 книг и пособий. Его статьи время от времени появляются в журналах «Народное образование», «Школа и производство» и некоторых центральных газетах. «Проведение олимпиад по черчению» (автор Н. С. Николаев) в издательстве «Просвещение» выдержало 2 издания (1981 и 1990 гг.), также переиздавались его книги «Как читать чертежи?» (1962 и 1972 гг.), «Черчение в школах Якутии) (1969, 1984, 2007 гг.).

Успешное решение поставленных задач во многом зависит от качества научно-методической подготовленности не только учителей, но и самих организаторов кафедры инженерной графики инженерно-технического института СВФУ им. М. К. Аммосова. Сотрудники кафедры в течение последних 30 лет выполняют по плану инициативную научно-исследовательскую работу с целью повышения уровня научно-практической эффективности преподавания черчения в общеобразовательных школах. По этой тематике защищены четыре кандидатские диссертации (Н. С. Николаев, В. Д. Шахурдин, А. А. Дарамаева и Л. Ф. Варламова).

Инициатор и организатор олимпиад профессор Н. С. Николаев получал и продолжает получать одобрительные письма, приветствия от авторов учебников черчения и начертательной геометрии профессоров А. Д. Ботвин-никова, С. А. Фролова (г. Москва), В. Н. Виноградова (г. Витебск), Р. Х. Хорунова (г. Ташкент) и многих других видных ученых и специалистов РФ и СНГ.

В апреле 1992 г. в г. Рыбинске впервые были проведены международные конкурсы учащейся и студенческой молодежи по черчению с элементами геометрического моделирования, конструирования и разработки компьютерных чертежей. Таким образом, с гордостью можно сказать, ценный опыт Н. С. Николаева по организации и проведению олимпиад по черчению получил международное признание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мугуев Г. И., Николаев Н. С. Черчение в школах Якутии. Якутск, 2007. 164 с.

2. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению. 2-е изд., перераб., доп. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

TECHNOLOGY OF FORMING OF THE BASIS OF MUSICAL AND GENERAL CULTURE OF CHILDREN EARLY AND PRESCHOOL AGE

О. П. Радынова

В статье обосновывается актуальность проблемы на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные принципы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, обосновывается их эффективность на разных этапах развития ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, музыкальная культура, общая культура, воспитание, образование, развитие способностей, музыка разных эпох, методы.

O. P. Radynova

The article explains the importance of the problem at the present stage of development of the science and practice of pre-school education, reveals the basic principles, methods and forms used in the developed technology, proves their effectiveness at different stages of development of the pre-school child.

Keywords: pre-school institutions, pre-school education, technology, musical culture, pre-school children, classical music, earliest years, methods.

Реформирование системы отечественного образования вносит существенные коррективы в теорию и практику дошкольного образования.

В связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1] и к условиям ее реализации [2] пересматриваются некоторые устоявшиеся в теории и практике дошкольного образования целевые установки, задачи, формы и методы работы с детьми.

Цель дошкольного образования, обозначенная в этих документах, - формирование общей культуры детей - достигается разносторонним развитием, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по выделенным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Выделены характеристики «социального портрета ребенка», которые диагностируются в процессе проведения заключительного мониторинга: физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения); способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы); имеет первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе; овладел универсальными предпосылками учебной деятельности; овладел необходимыми умениями и навыками.

В программе «Музыкальные шедевры», цель которой - формирование музыкальной и общей культуры детей, предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса.

Задачи музыкального развития детей тесно связаны с задачами личностного становления, вносят свой вклад в формирование общей культуры детей. Это можно проследить в сопоставлении задач программы и их реализации в диагностике названных личностных качеств.

Задачи программы:

• развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка;

• накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки;

• вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;

• развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоционально-образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);

• развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;

• побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности, формируя необходимые для этого умения и навыки музыкальной деятельности (слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пение) и художественной деятельности (образная речь, рисование, пластика, инсценировка, театр);

• расширять знания и представления детей о музыке;

• формировать эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты (основы музыкально-эстетического сознания);

• побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально-оценочного отношения к музыке;

• воспитывать духовно-нравственные качества детей, культуру поведения средствами музыкально-эстетической деятельности.

Эти общие задачи едины для всех возрастных групп. Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны.

Успешное решение этих задач музыкального развития детей способствует не только развитию ценностных представлений о красоте в искусстве и в жизни, обеспечивающих преемственность в формировании культуры детей на других ступенях образовательной системы, но и становлению предпосылок учебной деятельности, успешному формированию «Социального портрета ребенка».

Программа представляет собой инновационную модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников, с применением гибких, вариативных методов и форм, с опорой на игровую деятельность в работе с детьми, с учетом индивидуальных особенностей, интересов и возможностей воспитанников.

Она опирается на научные принципы ее построения -взаимосвязь познавательной, ценностно-ориента-ционной, творческой деятельности и общения в процессе освоения и присвоения детьми культурных ценностей (М. С. Каган).

Программа соответствует принципу развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития (Л. С. Выготский), сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости с возможностями реализации ее в массовой практике дошкольного образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к эмоциональному, интеллектуальному, творческому развитию детей дошкольного возраста; формированию основ их музыкальной и общей культуры.

При разработке программы учитывались принципы гуманизации (признание возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение со стороны всех участников образовательного процесса; учет склонностей, интересов и способностей, обеспечение условий для развития творчества детей, создания условий для

проявлений творчества у педагогов, применение репертуара, ценностного по своему художественному уровню и доступного возрастным возможностям детей).

Принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении предусматривает установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей.

Принципы непрерывности и системности образования направлены в программе на установление преемственности дошкольного образования и школы как в постановке единых целей формирования общей культуры ребенка, так и в содержании (включающем в себя подлинные культурные ценности своего народа и мировые достижения художественной культуры).

Программа основывается на принципе тематизма в подборе репертуара по нескольким тематическим блокам - коллекциям музыкальных произведений, подобранным по темам - «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», что позволяет легко ориентироваться в выборе нужных произведений.

Этот принцип сочетается с принципом контрастных сопоставлений произведений. Контрастность произведений и типов сравнений должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая «зону ближайшего развития». Такие сопоставления способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, деятельности экспериментирования (передать разный характер музыки в движениях, рисовании, образной речи).

Еще один принцип программы - концентрический, или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах) позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает к обобщениям, фиксации оценок. Принцип интеграции разных видов музыкальной и художественной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки -один из новых в разработанной технологии. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, проявление личностного смысла, побуждение к творческой эстетической активности. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность языка музыки и других искусств.

Принцип адаптивности программы предполагает проявление творчества педагога, гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Содержание программы включает ценностные образцы музыкальной культуры (музыка композиторов разных эпох и фольклор), доступные детям разного возраста по эмоциональному опыту и продолжительности звучания.

Разработанная автором концепция формирования основ музыкальной и общей культуры обосновывает важность накопления уже в раннем и младшем дошкольном

возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.

Рекомендуемые в программе методы формирования основ музыкальной культуры:

• метод контрастных сопоставлений (с постепенным усложнением);

• метод уподобления характеру музыки (словесное, моторно-двигательное, темброво-интонационное, цветовое, тактильное, мимическое, интонационное, полихудожественное и др.).

Формы организации деятельности основаны на игре (тематические и сюжетные занятия, музыкальные игры-сказки, праздничные утренники, познавательные развлечения и др.).

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Как известно, содержанием музыки являются «чувства, эмоции, настроения» [3, с. 6].

Развитие эмоциональной сферы ребенка имеет огромное воздействие на общее его развитие.

Музыкальная деятельность, основанная на шедеврах музыкального искусства, отобранных временем, вносит свой «вклад» в развитие общей культуры детей. Проследим это на диагностике формирования интегративных качеств личности детей.

1. Интегративное личностное качество: физически развитый.

Эмоциональная отзывчивость детей на музыку окрашивает их движения эмоциями, способствует увлеченности этой деятельностью, формированию культуры движений. Пение способствует выработке правильной осанки, вентиляции легких, исправлению дефектов речи. Музыкальное сопровождение движений в режимные моменты рождает хорошее настроение, радует, успокаивает.

Показатели диагностики:

• увлеченность ребенка движениями под музыку;

• качество согласованности с музыкой;

• качество самих движений - их четкость, амплитуда, координация, выразительность; точность выполнения двигательных действий под музыку;

• осознанность выполнения движений.

2. Интегративное личностное качество: любознательный, активный.

Привлекательная для детей музыкальная деятельность, знания о музыке (композиторах, инструментах), преподнесенные в интересной форме (викторины, конкурсы) способствуют воспитанию любознательности.

Показатели диагностики:

• ребенок задает вопросы;

• охотно отвечает на вопросы;

• проявляет желание участвовать в разных видах музыкально-художественной деятельности;

• проявляет активность в поиске самостоятельных и творческих способов действий.

3. Интегративное личностное качество: эмоционально отзывчивый.

Эстетические чувства закрепляются в виде нравственно-эстетических представлений, отражающихся на поведении детей. Различение смены настроений в музыке помогает развитию представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.

Показатели диагностики:

• проявляет чувство сопереживания литературным героям;

• оценивает положительные и отрицательные качества персонажей музыкальных сказок;

• откликается на эмоции сверстников - сопереживает огорчениям, предлагает помощь, утешает.

4. Интегративное личностное качество: овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения).

Совместная музыкально-художествнная деятельность объединяет детей и взрослых, сплачивает, развивает представления о красоте, в том числе и о красоте в общении людей.

Показатели диагностики:

Коммуникативные умения:

• выслушать собеседника,

• проявить терпимость в конфликтных ситуациях;

• вежливость;

• гендерные проявления (приглашение на танец).

5. Интегративное личностное качество: способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

На музыкальных занятиях воспитывается культура поведения на основе ценностных представлений о красоте музыки, внутреннего мира человека.

Показатели диагностики:

• культура слушания музыки - внимание, выдержка;

• слушает партнера, вовремя вступает, играя в оркестре;

• соблюдает правила в совместных играх.

6. Интегративное личностное качество: способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

На музыкальных занятиях развивается образность, метафоричность речи детей, «словарь эмоций», творческое воображение, мышление. Например, при определении трехчастной формы произведения работают и развиваются такие механизмы мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Показатели диагностики:

• определяет смену настроений в произведении, форму;

• выделяет ведущие выразительные средства и связывает их с образом;

• сопоставляет образы разных видов искусств;

• способен к проявлениям творчества по предварительному замыслу;

• способен к оценочной деятельности;

• проявляет творческую активность в играх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Интегративное личностное качество: имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), мире и природе.

В силу эмоциональной окрашенности музыкальных образов природы, семьи, родной страны эти представления развиваются как эмоционально-оценочные, ценностные.

Показатели диагностики:

• понимает, что музыка рассказывает о красоте природы, человека - о его чувствах, обычаях;

• понимает, что художественные образы (в том числе - образы природы, семьи, родной страны) вызывают у человека чувства радости, восхищения, нежности, любви - те чувства, которые человек испытывает к родному и близкому.

8. Интегративное личностное качество: овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Развитие музыкального восприятия - это процесс обучения детей слушать и слышать, рассуждать, сравнивать, обобщать, творить на фоне возникновения эмоций, положительного отношения к познавательной деятельности.

Показатели диагностики:

• сосредоточенность внимания, точность выполнения заданий (остановиться с окончанием фразы, ритмично встряхивать погремушку, менять характер движений в соответствии со сменой характера музыки и др.);

• желание действовать, увлеченность в выполнении познавательных задач.

9. Интегративное личностное качество: овладевший необходимыми умениями и навыками.

В процессе музыкально-художественной деятельности развиваются музыкальные и творческие способности, навыки и умения, формируются основы музыкальной и общей культуры - эстетические эмоции, интересы, вкусы, представления о красоте, решается задача приобщения к искусству.

Показатели диагностики:

• наличие любимых произведений (музыкальная классика, народная музыка), любимых композиторов;

• эмоциональная отзывчивость на музыку;

• исполнительская культура (исполнительские навыки, ценностное отношение к музыке, нравственно-эстетические представления);

• культура восприятия (увлеченность, ценностное отношение к музыке, нравственно-эстетические представления).

Основы музыкальной культуры формируются, начиная с раннего детства. Для формирования основ музыкальной культуры у детей необходимо, чтобы они прежде всего услышали произведения из фонда культурных ценностей (накопили опыт их восприятия) и эмоционально отзывались, сопереживали выраженному в музыке содержанию. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.