Научная статья на тему 'Народные колыбельные как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста'

Народные колыбельные как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1721
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / GENERAL CULTURE / МУЗЫКАЛЬНАЯ КЛАССИКА / ФОЛЬКЛОР / КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ / MUSICAL CLASSICS / FOLKLORE LULLABIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радынова Ольга Петровна

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования музыкальной и общей культуры личности на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные интегративные процессы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, обосновывается их эффективность для развития музыкальной и общей культуры детей. Автор показывает, что в представленной технологии, реализованной в авторской программе музыкального развития детей «Музыкальные шедевры», восприятие классической и народной музыки объединяет все виды музыкальной деятельности, которые являются средствами выражения формируемого эмоционально-оценочного отношения к музыке. В статье анализируются возможности народной колыбельной в процессе приобщения ребенка к музыкальной культуре, типы содержания, доступные детям, раскрываются особенности этого жанра, возможности разнообразного применения в практике дошкольного образования и в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Lullabies as a Means of Forming the Foundations of Musical Culture of Preschool Age Children

The article deals with the relevance of the problem of formation of musical and general culture of the individual at the current stage of development of science and practice of pre-school education. The article also describes the basic integrative processes, methods and forms used in the developed technology, substantiates their effectiveness for the development of musical and General culture of children. The article shows that in the presented technology realized in the author’s program of musical development of children „Musical masterpieces”, the perception of classical and folk music combines all types of musical activities which are means of expression of emotional and estimated attitude to music. The article also analyzes the possibilities of folk lullaby in the course of familiarizing of a child with musical culture, the types of content available to children and reveals the features of this genre, possibilities of various implementation in practice of preschool education and in a family.

Текст научной работы на тему «Народные колыбельные как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

1УДК 373.2 ББК 74.1

НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О. П. Радынова

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования музыкальной и общей культуры личности на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные интегративные процессы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, обосновывается их эффективность для развития музыкальной и общей культуры детей. Автор показывает, что в представленной технологии, реализованной в авторской программе музыкального развития детей «Музыкальные шедевры», восприятие классической и народной музыки объединяет все виды музыкальной деятельности, которые являются средствами выражения формируемого эмоционально-оценочного отношения к музыке. В статье анализируются возможности народной колыбельной в процессе приобщения ребенка к музыкальной культуре, типы содержания, доступные детям, раскрываются особенности этого жанра, возможности разнообразного применения в практике дошкольного образования и в семье.

Ключевые слова: дошкольное образование, музыкальная культура, художественная культура, общая культура, музыкальная классика, фольклор, колыбельные песни.

FOLK LULLABIES AS A MEANS OF FORMING THE FOUNDATIONS OF MUSICAL CULTURE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

O. P. Radynova

The article deals with the relevance of the problem of formation of musical and general culture of the individual at the current stage of development of science and practice of pre-school education. The article also describes the basic integrative processes, methods and forms used in the developed technology, substantiates their effectiveness for the development of musical and General culture of children. The article shows that in the presented technology realized in the author's program of musical development of children „Musical masterpieces", the perception of classical and folk music combines all types of musical activities which are means of expression of emotional and estimated attitude to music. The article also analyzes the possibilities of folk lullaby in the course of familiarizing of a child with musical culture, the types of content available to children and reveals the features of this genre, possibilities of various implementation in practice of preschool education and in a family.

Keywords:preschool education, musical culture, art culture, general culture, musical classics, folklore lullabies.

Современная социокультурная обстановка в стране свидетельствует о резком снижении интереса общества к подлинным культурным ценностям (музыкальная классика, народное музыкальное искусство), которые заменяются эстрадой, мюзиклами, разными направлениями поп-музыки.

Детей уже не престижно обучать в музыкальных школах (куда теперь принимают без всякого отбора ввиду отсутствия желающих, и наблюдается постоянный отсев учащихся).

В рамках реализации проекта московского Департамента образования «Классическая музыка в детском саду» очень часто звучат произведения в эстрадных обработках, что извращает саму идею проекта.

Конечно, есть педагоги, отличающиеся высокой культурой, любящие и знающие музыку и желающие передать детям свое отношение к подлинному искусству.

Музыкальная, художественная, общая культура формируется начиная с раннего детства.

«Культура изымает плоды человеческой деятельности, делая их практически бессмертными» [1, с. 606]. «Культура обладает качеством - «ненаследственной памятью человечества» [1, с. 616]. Эти слова замечательного философа, культуролога М. С. Кагана о ненаследственности культуры предполагают наличие посредников, транслирующих ее ценности. В результате личностного общения ребенка со взрослым, передающим свое отношение к ценностям культуры, у ребенка накапливается опыт положительных оценок произведений и рождается свое отношение к ним, появляются любимые произведения, композиторы.

Авторская программа музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» - это методически оснащенная педагогическая система (содержание, принципы, методы, формы), полностью соответствующая целевым установкам и требованиям, обозначенным в ФГОС ДО. Эта программа вошла в Примерную основную программу дошкольного образования «Диалог».

Содержание художественно-эстетического развития детей (ФГОС) «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» [2].

Общую культуру личности (основная целевая установка ФГОС) предлагается формировать посредством пяти образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Каждая образовательная область направлена на развитие культуры личности ребенка: социально-коммуникативная культура, познавательно-речевая, физическая, художественно-эстетическая [2].

Основная цель музыкального воспитания детей (программа «Диалог», «Музыкальные шедевры») - формирование у ребенка основ музыкальной и общей культуры как важнейше-

го условия присвоения духовно-нравственных норм и моральных ценностей, выработанных человечеством.

Механизмы формирования основ культуры - опыт, оценка, отношение, творческая активность - реализуются во всех видах музыкально-художественной деятельности, в общих для всех возрастных групп специфических для данной образовательной области задачах развития детей:

1. Накапливать опыт восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох, стилей, на народную музыку, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений).

2. Развивать осознанность восприятия, расширять первоначальные знания о музыке.

3. Побуждать к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности, формировать необходимые для этого умения и навыки, развивать музыкальные способности.

4. Приобщать к музыкальному искусству, формировать эмоционально-оценочное отношение (эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты).

Достижение указанной выше основной цели оказывается возможным через решение также ряда других, более общих задач, непосредственно связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования:

• Формирование у ребенка эстетических ценностей, начал художественного вкуса, эталонов красоты как основы любого вида творческой детской деятельности.

• Использование средств музыки и музыкальной деятельности в целях поддержки разнообразия дошкольного детства.

• Амплификация детского развития в процессе музыкальной деятельности.

• Развитие у детей творческого воображения, эмоционального интеллекта - в том числе через развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Развитие у детей эмоционально-оценочного отношения к музыке: от эмоциональной оценки (ранний и младший дошкольный возраст) - к оценке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.

Методологическим принципом освоения культурных ценностей в программе музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой является взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной, творческой деятельности и общения (М. С. Каган).

Основу специальной методологии формирования музыкальной культуры у детей представляет теория интонации Б. В. Асафьева, обосновывающая путь приобщения к музыкальной культуре как постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей, подобно освоению ребенком человеческой речи.

Содержанием программы являются образцы классической музыки разных эпох и народная музыка.

Автором теоретически и экспериментально доказано, что накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства в общении со взрослым и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний -тезаурус музыкальных впечатлений ребенка -является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Музыкальная культура - это классическое музыкальное наследие всех эпох и народная музыка. Оба этих ценностных источника культуры реализуются в современных системах музыкально-эстетического воспитания детей далеко не полно, хотя они доступны даже младенцу (если соответствуют его эмоциональному опыту и возможностям внимания, то есть непродолжительны по времени). Практика свидетельствует о том, что чем раньше ребенок приобщается к красоте, тем легче он «присваивает» ценности культуры. Первые музыкальные впечатления ребенка - это колыбельная песня.

Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она - частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок постепенно начинает различать отдельные слова, что помогает ему понимать содержание песни, овладевать речью. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений - они учат добру. Но наиболее действенное влияние оказывает общение - сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать ласково обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Со временем на основе народных, возникли авторские колыбельные песни, использующие типичные обороты народной песни этого жанра. Жанру колыбельной песни свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одинаковые тексты, мелодические вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Эти характерные особенности жанра колыбельной побуждают детей к творчеству - сочинению своих вариантов мелодий, характерных интонаций колыбельных, своих текстов в игровых ситуациях. Эталонами для подражания, необходимыми для побуждения детей к творчеству, являются не мелодии, сочиненные педагогом, (что принято в педагогической практике), а ценностные образцы народной культуры, несущие нравственно-художественный потенциал и обогащающие попытки детей сочинить свою колыбельную. «Творческие пробы» маленького ребенка, как показывает опыт работы педагогов-практиков, намного интереснее, если они рождаются как подражание народному искусству (или классическим музыкальным произведениям).

В народе ценилось колыбельное мастерство. Мать обучала дочерей, играющих с кукла-

ми, правильно «байкать» (баюкать, качать). Байкой уговаривали ребенка поскорее уснуть. Известно, что в крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими сестрами и братьями, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Поэтому искусством напева колыбельных в старину овладевали с детства.

Современные молодые матери не знают народных колыбельных, так как выросли без них.

В детском саду народные колыбельные почти не применяются ни на музыкальных занятиях (в силу ориентировки работы с детьми на праздничные утренники), ни в быту.

Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, им свойственны сходные черты: спокойный темп, негромкое звучание, размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (иногда несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припев-ных слов.

Все эти особенности колыбельной песни соответствуют принципу доступности не только для слушания, но и пения их детьми. При этом характер колыбельных отличается достаточным разнообразием (спокойные, ласковые, распевные, радостные, светлые, игривые). В раннем возрасте (с двух лет) дети могут подпевать окончания фраз, «укачивая» куклу. Постепенно они начинают сами петь колыбельные, сочиняют свои песни на предложенные тексты. Привлекательным видом деятельности в применении колыбельных является театрализованная игра, в том числе включающая кукольный театр. Применение созданных методических пособий [3; 4] позволяет включать народные колыбельные в занятия и быт детей системно, во всех возрастных группах. Эти пособия содержат, помимо исследовательского материала, образцы конспектов занятий, развлечений и игр с детьми всех возрастных групп детского сада, на основе слушания, пения, театрализованных игр с народными колыбельными. Усложнение занятий в старших группах прослеживается при применении другого пособия «Колыбельные русских и зарубежных композиторов» [4], в котором затрагиваются проблемы стиля композиторов, на основе сравнения колыбельных, в том числе написан-

ных на одинаковые тексты. В этом пособии приводятся беседы о композиторах на основе слушания и пения колыбельных, отмечается их сходство с народными колыбельными песнями. Знакомясь с авторскими колыбельными, дети вспоминают знакомые образы и интонации народных песен, сочиняют свои мелодии.

По типу содержания можно выделить несколько разновидностей русских народных колыбельных песен, доступных детям дошкольного возраста [3, с. 5, 9].

1. Песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, обещания подарков, гостинцев, угощений. Например:

Баю-баю-баиньки, Скатаем Насте валенки, Полушубочек сошьем, Настю к бабушке пошлем, Будет бабушка встречать, Настю кашкой угощать, Даст ей тепленький блинок И румяный пирожок.

К этой же группе можно отнести песни с описанием богатой колыбели. Ребенок спит в старой бедной избе, но мать мечтает для него о другой жизни. Например: Баю-баюшки-баю, Баю Сашеньку мою. Как в высоком терему, В шитом бранном пологу Там висит ли колыбель На серебряном цепу, На шелковом поясу. Спи, дитятко, почивай, Свои глазки закрывай.

2. Другим распространенным типом содержания колыбельных являлись песни, в которых фигурируют образы животных и птиц - обращения с просьбой помочь укачать ребенка (к коту, голубям) или не мешать ребенку спать (к петушку, собачке), а также песни-рассказы о животных и птицах. Особенно часто встречается в колыбельных обращение к коту. Он имеет привычку подолгу спать, поэтому его, очевидно, стали воспринимать как носителя сна. Например:

Ах ты, котенька-коток, Котя серенький хвосток, Приди, котик, ночевать,

Мою Сонечку качать. Я тебе, коту, коту, За работу заплачу: Дам кусочек пирога, Полну крынку творога.

3. Также одним из распространенных типов текстов русских народных колыбельных являются колыбельные-сказочки с мифологическими персонажами (образы Сна, Дремы, Угомона) 1.

Примером этого типа содержания может быть такая песня:

Ходит Сон по лавочке В голубой рубашечке. А Сониха - по другой, Сарафанец голубой.

4. Нередки и колыбельные, в которых содержатся мотивы устрашения, запугивания ребенка (старик, серенький волчок, Бука, дед Мамай), чтобы унять от плача, угомонить ребенка. Например:

Бай-бай-бай, Поди, Бука, под сарай, Саше спать не мешай! Уж ты, Сашенька, усни, Угомон тебя возьми!

Народное искусство имеет, как известно, синкретичную природу. В нем тесно взаимосвязаны речевые и певческие интонации. Синкретизм фольклора предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, побуждение к творческой эстетической активности (музыкально-ритмические движения, ритмо-пласти-ка, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, сочинение сказок, игр-драматизаций, кукольного театра с пением).

Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие

постижению выразительности языка музыки, других искусств. Проявление синестезии возможно уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность языка музыки и других искусств. Глубоко постигая язык одного искусства - музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмо-пластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный смысл.

Ориентация детей на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет большое значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Именно на ступени дошкольного детства дети с интересом накапливают ценностный опыт разнообразной музыкальной деятельности, включающей исполнительство, творчество, привлекательные игровые театрализованные формы, которые позволяет закрепить, осознать, выразить и оценить полученные впечатления. Этот тезаурус является основой формирования музыкальной культуры ребенка.

Для руководства процессом формирования основ музыкальной культуры детей необходима подготовка компетентных кадров музыкантов-педагогов. Современные «инновации», которые стали проникать в вузовскую подготовку специалистов, касаются дистанционного обучения.

Предвидя такие «инновации», М. С. Каган писал: «В перспективе компьютер постепенно вытеснит живое общение учителя и ученика, без которого никакое воспитание ценностного сознания невозможно» [1, с. 593].

1 Известно, что в немецком фольклоре существует другой сказочный персонаж - Песочный человечек (который достает из мешка песок и сыплет его в глаза, чтобы они закрывались). Дети знакомятся с колыбельными Р. Шумана и И. Брамса - «Песочный человечек» в старших группах.

Эти слова ученого особенно актуальны сегодня. Личностное взаимодействие студента и преподавателя, ребенка и воспитателя, педагога-музыканта незаменимо в процессе «присвоения» культурных ценностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каган, М. С. Избр. тр. [Текст]: в 7 т. / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 2006-. - Т. 3. Труды по проблемам теории культуры. - 755 с.: ил. - С. 607.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования // Рос. газета. - 2013. - от 25 нояб.

3. Радынова, О. П. Народные колыбельные песни [Текст]: учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры» / О. П. Радынова. - М., 2000.

4. Радынова, О. П. Колыбельные русских и зарубежных композиторов [Текст]: учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры» / О. П. Радынова. - М., 2000.

REFERENCES

1. Kagan M. S. Izbr. tr. in 7 vol. St. Petersburg: Petropolis, 2006. Vol. 3. Trudy po problemam teorii kultury. - 755 p.: il. P. 607.

2. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty doshkolnogo obrazovaniya. Ros. Gazeta. 25.11.2013.

3. Radynova O. P. Narodnye kolybelnye pesni: ucheb. posobie k programme "Muzykalnye shedevry". Moscow, 2000.

4. Radynova O. P. Kolybelnye russkikh i zarubezh-nykh kompozitorov: ucheb. posobie kprogramme "Muzykalnye shedevry". Moscow, 2000.

Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета

e-mail: [email protected]

Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Acting Chairperson, Aesthetic Education of preschool children Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.