Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций'

Педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬ / КЛАССИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / CULTURE / MUSIC CULTURE / KINDERGARTEN TEACHER / CLASSICAL MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Любовь Николаевна

Одна из актуальных задач, обозначенная в федеральном государственном образовательном стандарте среднего специального образования, – изучение возможностей средних профессиональных учебных заведений в воспитании у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций музыкальной культуры. Представлены материалы изучения уровней обученности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. По результатам диагностики зафиксировано преобладание низкого уровня музыкальной культуры у большей части обучающихся. Описаны педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и способствующие успешности процесса приобщения будущих педагогов дошкольных учреждений к музыкальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASE OF LEVEL OF MUSICAL CULTURE OF FUTURE TUTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

One of the urgent tasks identified in the federal state educational standard of secondary special education is the study of the possibilities of secondary vocational schools in development of musical culture among future teachers of pre-school educational organizations. Materials of studying of levels of proficiency of future teachers of the preschool educational organizations are provided. According to the results of the diagnosis, the predominance of a low level of musical culture among the majority of students was recorded. The existing and established pedagogical conditions that envision the enrichment of the content of musical education with elements of classical music have changed significantly. The introduction of additions to the content of musical education of students in the implementation of a number of pedagogical conditions will significantly improve the level of musical culture of future teachers of pre-school organizations. Familiarizing future teachers with classical music is a complex process that requires a certain experience of perception, certain knowledge, zeal, attention. It should be noted that contrary to the expressed opinion about “low clarity” and “uninteresting” of classical music, it must be emphasized that classical music is always modern, interesting, it concerns the listener, does not leave indifferent, gives rise to discussion. In the conducted research we enriched the content of the discipline “Theory and technique of musical education with practical work” with pedagogical with musical culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций»

УДК 159. 9:37. 015. 3

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-142-148

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Л. Н. Мартынова

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец

Одна из актуальных задач, обозначенная в федеральном государственном образовательном стандарте среднего специального образования, - изучение возможностей средних профессиональных учебных заведений в воспитании у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций музыкальной культуры. Представлены материалы изучения уровней обученности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. По результатам диагностики зафиксировано преобладание низкого уровня музыкальной культуры у большей части обучающихся. Описаны педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и способствующие успешности процесса приобщения будущих педагогов дошкольных учреждений к музыкальной культуре.

Ключевые слова: культура, музыкальная культура, воспитатель, классические музыкальные произведения.

Реформирование среднего профессионального образования следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося, которое является центральной фигурой учебного процесса. Актуальность данного исследования заключается в его многоцелевой и многофункциональной направленности, а также возможности интегрирования полученных результатов в учебный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и компетенциями происходит многостороннее развитие личности. Это необходимо для того, чтобы выпускники педагогического колледжа были способны самостоятельно приобретать необходимые знания, генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать над развитием собственного культурного уровня. Интерес к данной проблеме растет, что подтверждается увеличением числа исследований.

Однако проблема целенаправленного воспитания музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО) остается актуальной и сегодня. Материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в образовательном процессе, в подготовке специалистов дошкольного профиля в системе среднего и высшего педагогического образования, в процессе повышения квалификации и переподготовки воспитателей, при разработке и реализации программ повышения квалификации воспитателей ДОО.

Многочисленные труды отечественных исследователей охватывают широкий спектр проблем организации учебного процесса в дошкольных организациях, школе, средних специальных заведениях, вузах и вариантов их решений. Например, в исследовании В. М. Хомяковой подробно описаны педагогические условия воспитания нравственной и эстетической культуры у детей; доказана значимость инновационных форм и методов в сочетании с

традиционными; доказана необходимость выбора содержания музыкального образования и т. д. В. В. Шишкина выявляет особенности формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России и за рубежом, реализует организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания в региональной образовательной системе и обосновывает специфику организации музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

Естественно, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, которого должен отличать высокий уровень общей культуры, т. е. признание личности ребенка как высшей ценности; потребность в систематическом повышении компетентности, профессионализма, мастерства [1, 7].

Е. Е. Ланкина считает, что «...содержанием работы педагогов и родителей должно стать приобщение детей к духовным ценностям общества, ознакомление с музыкальными и литературными произведениями и создание условий для накопления ребенком практического опыта и т. д. в проявлении эстетического отношения к миру» [2, с. 107].

Как отмечал Д. Б. Кабалевский, необходимо «.ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [3].

М. В. Осорина отмечает, что «.исторически из поколения в поколение традиционная народная культура обеспечивала ребенка понятийно-образными опорами в разнообразных формах, последовательно и постепенно создавая мировоззренческий фундамент для формирующейся личности» [4].

К сожалению, до сих пор не существует единого определения понятия «музыкальная культура». Музыкальная культура представляет собой сложное явление, которое объединяет знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений и т. д.).

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. П. Радынова и др. считают, что музыкальная культура определяется как многокомпонентное понятие, включающее социально-художественный опыт, обусловливающий удовлетворение высших духовных потребностей под непосредственным воздействием музыки. Музыкальная культура будущего воспитателя дошкольной организации определяется степенью его осмысленного отношения к музыкальным ценностям, потребностью овладения этими знаниями. Приобщение будущих воспитателей к классическим музыкальным произведениям закладывает основы музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, что позволяет обогащать имеющийся слушательский опыт, умение ценностно относиться к музыкальному искусству и др. Возможно, это позволит в будущей практической профессиональной деятельности успешно обучать детей музыкальному искусству.

Был изучен процесс приобщения будущих педагогов дошкольных организаций к музыкальной культуре на примере классической музыки. Экспериментальная база исследования - Г(О)БОУ СПО Лебедянский педагогический колледж. В исследовании принимали участие обучающиеся по направлению 44.05.01 «Дошкольное образование» в количестве 28 человек [6-8].

Было выдвинуто предположение о том, что значительное повышение музыкальной культуры может быть реализовано при организации следующих педагогических условий: накопление обучающимися интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и повышение на этой основе музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях педагогического

колледжа; использование общедидактических методов и приемов обучения во взаимосвязи с методами и приемами с учетом требований ФГОС СПО, обусловленными эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства; использование личностно ориентированного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций [6-10].

Были разработаны критерии музыкальной культуры обучающихся: эмоционально-чувственный (показатели: проявление яркой, адекватной эмоциональной отзывчивости; увлеченность, внешние эмоциональные проявления; эмоциональная окрашенность ответов, наличие «словаря эмоций»); интеллектуальный (показатели: владение знаниями о музыке: непрофессиональной (народной) и профессиональной; различение видов музыкальных произведений, жанров, стилей, направлений; умение ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, музыкальных профессиях, общих музыкальных терминах); оценочный (показатели: устойчивый интерес и желание слушать классическую музыку; предпочтение высокохудожественных музыкальных произведений другим; наличие любимых композиторов, опыт восприятия музыкальных произведений; оценка и суждения на основе накопленного опыта и знаний; избирательное, осознанное отношение к музыкальным впечатлениям).

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей. Вначале был проведен устный опрос преподавателей педагогического колледжа в количестве 12 человек. В ответах большинства испытуемых сказано о том, что преимущественно работа по ознакомлению с музыкальным искусством сводится к проведению специальных или дополнительных занятий. При ознакомлении студентов с классической музыкой были названы такие методы, как искусствоведческий и музыковедческий рассказ преподавателя - 100 % (12 человек), беседа со студентами - 50 % (6), метод вхождения в музыкальное произведение и метод сравнения - 8 % (1). Также зафиксировано, что все преподаватели понимают и подчеркивают особую роль музыкального искусства в воспитании культуры. При этом они склонялись к тому, что музыка для обу-ча-ющихся - это средство художественно-эстетического познания мира - 100 % (12). Большое значение придавалось также роли музыкального искусства в формировании художественного вкуса и нравственно-эстетического отношения к окружающему миру - 75 % (9).

Проведенный далее опрос обучающихся показал, что многие из них отдают предпочтение таким жанрам музыки, как поп-музыка - 75 % (21 человек), рок-музыка - 25 % (7), хип-хоп -1 % (3), шансон - 50 % (14). Современные музыкальные направления, отличающиеся более высокой художественной значимостью (блюз, ритм-н-блюз, джаз, кантри и их разновидности), обучающимся незнакомы, не интересны большинству, как и проверенная временем музыкальная классика. Но обучающиеся интересуются музыкальными конкурсами, транслируемыми на телевидении: Евровидение - 75 % (21), «Голос» - 10 % (28), более 50 % проявили желание участвовать в них. У обучающихся на слуху названия данных музыкальных стилей и направлений, фамилии всемирно известных композиторов, некоторые народные песни и др.

К сожалению, многие обучающиеся считают музыку развлечением, не имеющим принципиального значения для развития человека, - 10 % (3). Но многие уверены, что музыка способна вызывать как позитивные (радость, душевный подъем), так и негативные (печаль, апатия) чувства, - 92 % (26). Даже проводились диагностические методики «Беседа о музыке», «Открой для себя музыку», «Музыка П. И. Чайковского», «Знания о музыке», «Терминологический диктант» (О. А. Болгова); «Музыка П. И. Чайковского» (О. П. Радынова, О. А. Болгова), цель которых заключалась в выявлении уровней музыкальной культуры обучающихся [6].

Таким образом, констатирующий этап свидетельствует о преобладании низкого уровня музыкальной культуры у обучающихся. Причинами полученных результатов являлось отсутствие интереса к классической музыке, обедненный кругозор, низкая эрудированность и т. д.

Обработка полученных результатов проводилась по формуле (а + Ь + с + d + е + Г)/6 = X где а, Ь, с, d, е, Г - показатели по каждому диагностическому заданию. К сожалению, обучающихся с высоким уровнем музыкальной культуры не зафиксировано, т. е. 0 %. Со средним уровнем - 39 %, а с низким - 61 %. Полученные результаты показали необходимость проведения специальной работы по повышению у них музыкальной культуры.

Цель формирующего эксперимента заключалась в повышении музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и состояла в апробации разработанных педагогических условий. Важным компонентом явились формы организации учебного процесса (тематические лекции; практические занятия: прослушивание музыкальных произведений в аудио- и видеоформате; самостоятельная работа студентов: подготовка рефератов, конспектов занятий с детьми дошкольного возраста, написание мини-сочинений; игровые методы; беседы в форме дискуссии, интервью, активное посещение концертов и театра).

В процессе внедрения первого педагогического условия - накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и формирование на этой основе музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций - мы обогащали их знания о классической музыке, знакомили с музыкальными произведениями различных народов, видами, жанрами, стилями, направлениями и активизировали познавательную деятельность. На занятиях стремились научить обучающихся воспринимать классическую музыку как явление культурной жизни общества, обладающее эстетической и художественной ценностью, как источник и предмет духовного общения; оценивать классику, опираясь на критическое восприятие и анализ музыки; вырабатывать оценочное отношение к музыке; познавать жизнь через увлеченность музыкой, через творческое художественно-образное мышление.

Повышение уровня музыкальной культуры обеспечивалось единством компонентов музыкальной культуры: музыкальность, интонационный познавательно-ценностный опыт музыкального восприятия, музыкальный вкус, так как совокупность данных компонентов является базой для повышения музыкального вкуса как компонента музыкальной культуры. Таким образом, обеспечение единства всех структурных компонентов музыкальной культуры будущих воспитателей ДОО направлено на ее повышение.

Второе педагогическое условие - использование общедидактических методов и приемов обучения во взаимосвязи с методами и приемами, обусловленными эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства, - предполагало использование общедидактических методов (лекция, беседа, объяснение, опрос, проблемные ситуации и др.) и специальных методов музыкального образования (метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.), осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас), создания художественного контекста (Л. В. Горюнова), размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский), забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский) или метод перспективы и ретро-перспективы (Э. Б. Абдулин), моделирования элементов музыкального языка и активизации творческих проявлений (Т. Э. Тютюнникова) [6].

Разъясняли обучающимся содержание новых понятий, иллюстрировали их музыкой, образным словом с использованием зрительной наглядности, учили ориентироваться в словаре, способствовали накоплению специальных музыкальных знаний о высокохудожественной

музыке, композиторах разных эпох, направлений и стилей, о взаимосвязи видов искусств (музыкального, литературного, изобразительного, театрального и др.). Учили обучающихся активно употреблять музыкальную терминологию; стимулировали творческие проявления, формировали стремление к самостоятельной работе с музыкальным материалом; развивали интерес к высокохудожественной музыке и музыкальную восприимчивость к произведениям разных жанров; обогащали музыкальные впечатления, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

Содержание дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» было дополнено образовательными материалами о мире высокохудожественной музыки и методике его изложения. Значительно расширили и обогатили внеклассную работу со студентами. Так, проводилась беседа «Музыка в кино», деловая игра «Сравни настроение музыки», прочитаны лекции: «Мусоргский в стиле рок», «Жизнь и творчество великих композиторов»; предлагались рекомендации по изучению тем: «Народная музыка», «Современные музыкальные жанры и стили», «Музыкальный турнир», «Угадай мелодию», «Жизнь коротка, искусство вечно» (О. А. Болгова). Было дано открытое занятие на тему «Значение музыкальной культуры педагога для его профессиональной деятельности» и т. д.

Третье педагогическое условие - использование личностно ориентированного подхода в процессе формирования музыкальной культуры у будущих воспитателей - осуществлялось в процессе проведения учебных занятий, на которых делался акцент на использование личностно ориентированных методик. Учет индивидуальных способностей обучающихся реализовывался при применении методов проблемного изложения, дискуссии, исследовательских методов, при самостоятельном изучении музыкального искусства. Все методы объединялись по принципу активной включенности в процесс работы обучающихся, что является необходимым условием осуществления личностно ориентированного подхода в педагогическом колледже. Личностно ориентированный характер данных методов, приемов, форм способствовал выстраиванию образовательного процесса будущих педагогов с учетом образовательных потребностей и их индивидуальных особенностей. Были использованы проблемные, поисковые, творческие методы и приемы (подготовка студентами рефератов, конспектов занятий с детьми дошкольного возраста, написание мини-сочинений, проведение бесед в форме дискуссии, интервью, кейс-метод).

На контрольном этапе были использованы следующие формы контроля знаний: опрос, анкетирование, тестирование, терминологический диктант, диагностические и контрольные задания. Контрольное обследование будущих воспитателей дошкольных организаций показало следующее: высокий уровень музыкальной культуры зафиксирован у 39 % испытуемых; средний - у 46 %, низкий - у 15 %. Показатель абсолютного прироста (Z) высокого уровня музыкальной культуры среди студентов педагогического колледжа составляет 39 %; среднего уровня - 7 %; низкий уровень уменьшился на 46 %.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности, целесообразности, значимости и достаточности предложенных педагогических условий, способствующих повышению музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Список литературы

1. Рытов Д . А . Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга: автореф . дис .... канд . пед . наук . СПб . , 1995. 17 с .

2 . Ланкина Е . Е . Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU

Bulletin) . 2007 . Вып . 7 (70) . С . 107-111.

3 . Кабалевский Д . Б. Программы общеобразовательных учреждений . Музыка . Начальные классы. М . , 2002 . C . 7 .

4 . Осорина М . В . Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2008. 308 c .

5 . Радынова О . П . Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: автореф . дис . ... д-ра пед . наук . М . , 2011.

23 с

6 . Устав государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лебедянский

педагогический колледж» от 06 . 03.2014. 26 с . URL: www. lebpedcol . ru (дата обращения: 28.01. 2017) .

7 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по

специальности 44. 02 .01 «Дошкольное образование» (от 24 ноября 2014 г. № 34898) . URL: http://www. edu . ru/db/mo/

Data/d_14/m1351. html (дата обращения: 27 . 01.2017) .

8 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 . 10 . 2013 № 1155 . URL:

http://yadi . sk/d/dT0X3660DEEf (дата обращения 27 .01. 2017) .

9 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ . URL: http://xn--

80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата

обращения 28.01. 2017) .

10 . Федеральные образовательные ресурсы для общего образования . URL: http://www. edu . ru/db/portal/sites/res_page . htm

(дата обращения 28. 01.2017) .

Мартынова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий

государственный университет имени И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая обл.,

Россия, 399770). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 09.01.2017

DOI: 10. 23951/2307-6127-2017-4-142-148

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASE OF LEVEL OF MUSICAL CULTURE OF FUTURE TUTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

L. N. Martynova

Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation

One of the urgent tasks identified in the federal state educational standard of secondary special education is the study of the possibilities of secondary vocational schools in development of musical culture among future teachers of pre-school educational organizations. Materials of studying of levels of proficiency of future teachers of the preschool educational organizations are provided. According to the results of the diagnosis, the predominance of a low level of musical culture among the majority of students was recorded. The existing and established pedagogical conditions that envision the enrichment of the content of musical education with elements of classical music have changed significantly. The introduction of additions to the content of musical education of students in the implementation of a number of pedagogical conditions will significantly improve the level of musical culture of future teachers of pre-school organizations. Familiarizing future teachers with classical music is a complex process that requires a certain experience of perception, certain knowledge, zeal, attention. It should be noted that contrary to the expressed opinion about "low clarity" and "uninteresting" of classical music, it must be emphasized that classical music is always modern, interesting, it concerns the listener, does not leave indifferent, gives rise to discussion. In the conducted research we enriched the content of the discipline "Theory and technique of musical education with practical work" with pedagogical with musical culture.

Key words: culture, music culture, kindergarten teacher, classical music.

References

1. Rytov D . A. Traditsii narodnoy instrumental'noy kul'tury v organizatsii detskogo muzykal'nogo dosuga. Avtoref. dis . kand . ped . nauk [Traditions of folk instrumental culture in the organization of children's musical leisure activities . Avtoref . diss . dr. ped . sci . ] . Saint Petersburg, 1995. 17 p . (in Russian) .

2 . Lankina E . E . Razvitiye tvorcheskogo potentsiala v esteticheskoy deyatel'nosti [The development of creativity in aesthetic ac-

tivities] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no . 7 (70), pp . 107-111 (in Russian)

3 . Kabalevskiy D . B . Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Muzyka. Nachal'nye klassy [Programs of educational

institutions . Music . Elementary school] . Moscow, 2002 . P 7 (in Russian) .

4 . Osorina M . V. Sekretnyy mir detey vprostranstve mira vzroslykh [Secret world of children in the space of the adult world] . Saint

Petersburg, Piter Publ . , 2008. 308 p . (in Russian) .

5 . Radynova O . P Formirovaniye osnov muzykal'noy kul'tury u doshkol'nikov. Avtoref . dis . dokt . ped . nauk [Formation of pre-

schoolers' bases of musical culture . Abstract of thesis of doct . ped . sci . ] . Moscow, 2011. 23 p . (in Russian) .

6 . Ustav gosudarstvennogo oblastnogo byudzhetnogo professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya "Lebedyannskiy peda-

gogicheskiy kolledzh" ot 06.03.2014 [Charter of the state regional budget professional educational institution "Lebedyansk Teacher Training College" from 06 .03. 2014] . 26 p . (in Russian) . URL: www. lebpedcol . ru (accessed 28 January 2017) .

7 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 44.02.01

"Doshkol'noye obrazovaniye" (ot 24 noyabrya 2014 g. no. 34898) [Federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 44.02 . 01 "Preschool education" (from November 24, 2014 No . 34898)] (in Russian) . URL: http://www. edu . ru/db/mo/Data/d_14/m1351. html (accessed 27 January 2017) .

8 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya ot 17.10.2013 N 1155 [Federal state edu-

cational standard of preschool education from 17 .10 . 2013 No . 1155] . (in Russian) . URL: http://yadi . sk/d/dT0X3660DEEf (accessed 27 January 2017) .

9 . Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 N 273-FZ [Federal law "On Education in the Rus-

sian Federation" from 29 .12 . 2012 No . 273-FZ] (in Russian) . URL: http: //xn--80abucjiibhv9a . xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0 %BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 % 8B / 2974 (accessed 28 January 2017) .

10 . Federal'nye obrazovatel'nye resursy dlya obshchego obrazovaniya [Federal educational resources for general education] (in

Russian) . URL: http://www. edu . ru/db/portal/sites/res_page . htm (accessed 28 January 2017) .

Martynova L. N., Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.