Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности'

Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / музыкальное образование / музыкально-просветительская деятельность / формы организации музыкально-просветительской работы / подготовка педагога-музыканта / musical culture / musical education / musical and cultural education / forms of musical and cultural education organization / the teacher-musician training

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л А. Пиджоян, И В. Ефремова, Т Д. Кириченко

В статье затрагивается актуальная проблема организации музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях. Выполняя важнейшие функции по популяризации лучших образцов мирового музыкального искусства, музыкально-просветительские институты, организации сегодня способны влиять на развитие музыкальной культуры российского общества. Отмечая важную роль вуза как центра музыкально-просветительской деятельности, авторы рассматривают опыт профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, нацеленного на организацию и ведение активной музыкально-образовательной и просветительской деятельности с аудиториями различного возраста. К основным составляющим готовности решать задачи музыкального просветительства отнесены участие в концертно-просветительской деятельности, в организации и проведении творческих конкурсов и фестивалей, владение научно-исследовательскими навыками в организации музыкально-просветительской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Л А. Пиджоян, И В. Ефремова, Т Д. Кириченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training of the Future Teacher-Musician to the Musical and Educational Activities at the University

The article deals with the burning issue of the organization of musical education in modern cultural conditions. Performing essential functions in the popularization of the best samples of world music, musical and educational institutions today are able to influence the development of musical culture of the Russian society. Noting the important role of the University as a centre of musical and educational activities, the authors consider the experience of professional training of the future teacher-musician, focusing on the organization and conducting active musical and educational activities.The main components of readiness to solve problems of music education include: participation in the concert and educational activities; participation in organization and holding creative competitions and festivals, the possession of research skills in music education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности»

УДК 378.978

Л. А. Пиджоян, И. В. Ефремова, Т. Д. Кириченко

Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности

В статье затрагивается актуальная проблема организации музыкально--просветительской деятельности в современных социокультурных условиях. Выполняя важнейшие функции по популяризации лучших образцов мирового музыкального искусства, музыкально-просветительские институты, организации сегодня способны влиять на развитие музыкальной культуры российского общества. Отмечая важную роль вуза как центра музыкально-просветительской деятельности, авторы рассматривают опыт профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, нацеленного на организацию и ведение активной музыкально-образовательной и просветительской деятельности с аудиториями различного возраста. К основным составляющим готовности решать задачи музыкального просветительства отнесены участие в концертно-просветительской деятельности, в организации и проведении творческих конкурсов и фестивалей, владение научно-исследовательскими навыками в организации музыкально-просветительской работы.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное образование, музыкально-просветительская деятельность, формы организации музыкально-просветительской работы, подготовка педагога-музыканта.

L. A. Pidzhoyan, I. V. Efremova, T. D. Kirichenko

Professional Training of the Future Teacher-Musician to the Musical and Educational Activities at the University

The article deals with the burning issue of the organization of musical education in modern cultural conditions. Performing essential functions in the popularization of the best samples of world music, musical and educational institutions today are able to influence the development of musical culture of the Russian society. Noting the important role of the University as a centre of musical and educational activities, the authors consider the experience of professional training of the future teacher-musician, focusing on the organization and conducting active musical and educational activities.The main components of readiness to solve problems of music education include: participation in the concert and educational activities; participation in organization and holding creative competitions and festivals, the possession of research skills in music education.

Keywords: musical culture, musical education, musical and cultural education, forms of musical and cultural education organization, the teacher-musician training.

Развитие и популяризация музыкальной культуры в российском обществе является важнейшей задачей современного музыкального образования и одним из приоритетных направлений государства в сфере культурной политики. Подчеркивая важность приобщения ребенка к музыкальной культуре с раннего возраста, общественные деятели, известные музыканты, педагоги отмечают необходимость активного вовлечения детей в культурное, музыкально-образовательное пространство, позволяющее ребенку гармонично развиваться как личности.

Сформировать основы музыкально-эстетической культуры личности, научить ребенка слушать серьезную музыку, подготовить его к эмоционально-ценностному отношению к искусству - задачи, актуальные и сегодня, когда масса низкопробной развлекательной музыки звучит с телеэкранов, в быту. Слушание подобной музыки становится для ребенка привычным занятием, а

восприятие иной, «серьезной» музыки вызывает негативные эмоции, обусловленные неготовностью и сложностью восприятия подобного рода музыкальных произведений. По мнению Д. Кабалевского, потребность человека в развлекательной музыке постепенно «...превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего большого искусства» [1, а 13].

Тем не менее в сознании современного общества классическое музыкальное наследие по-прежнему продолжает занимать главенствующие позиции носителя художественных ценностей, хранителя национальных культурных традиций [4, а 139].

Являясь «фундаментом», основой образовательных программ общего и специального музыкального образования, классическое музыкальное наследие (во всем его жанровом многообразии) играет важнейшую роль в личностном становле-

© Пиджоян Л. А., Ефремова И. В., Кириченко Т. Д., 2017

нии ребенка, формировании его художественно-эстетических ценностных ориентаций.

Отмечая важность общего музыкального образования, все же необходимо заметить: учителю музыки довольно непросто (в силу различных причин) в данной ситуации решать задачи, связанные с развитием у школьников целостного представления о музыкальном искусстве. Специальное музыкальное образование, не являющееся обязательным, позволяет решать более широкий спектр и круг музыкально-образовательных и просветительских задач, однако сложности и трудности при изучении музыкального инструмента, освоении музыкально-теоретических знаний, необходимость уделять большую часть времени музыкальным занятиям вынуждают многих детей прекращать занятия в музыкальной школе уже на начальном этапе.

В связи со сложившейся социокультурной ситуацией сегодня актуально говорить о важности организации музыкально-просветительской работы в своем городе, регионе; о поиске и внедрении разнообразных интересных форм музыкального просветительства для различных социальных и возрастных групп населения.

Обращение к историческим сведениям позволяет утверждать, что музыкальное просвещение всегда было особенностью системы российского образования. В становлении музыкального просветительства в России особая роль принадлежала выдающимся музыкантам - братьям Антону и Николаю Рубинштейнам, М. Балакиреву, С. Танееву, Б. Асафьеву, Д. Кабалевскому, Д. Благому и др.

Вторая половина XIX - начало XX в. - период интенсивного развития музыкально-

просветительской деятельности в России. Организация различных просветительских программ для детей и молодежи стала важным достижением музыкального просветительства XX столетия. В связи с этим необходимо вспомнить опыт известного музыковеда М. Гольденштейн по организации музыкально-просветительской работы с детской аудиторией. В течение многих лет она проводила беседы о музыке в различных учреждениях; издавала предназначенные для детей книги о музыкальном искусстве.

Особой популярностью у слушателей и зрителей пользовались «Встречи со слушателями», появившиеся на телеэкране в 60-е гг. «Беседы у рояля», запомнившиеся участием в них выдающихся пианистов, дирижеров, композиторов.

Нельзя не вспомнить концерты Д. Благого, которые включали беседу со слушателями и исполнение различных музыкальных произведений. Организованные и проводимые под эгидой и при участии Д. Кабалевского выступления на радио, телепередачи, концерты для школьников и сегодня считаются высоким образцом организации музыкально-просветительской работы с детской аудиторией.

В различные годы просветительская деятельность становилась объектом научно-педагогического исследования в трудах О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Д. Б. Кабалевского, Л. А. Рапацкой, Е. Н. Яковлевой. Их глубокая заинтересованность в столь сложном вопросе позволила обозначить главные задачи музыкального просветительства, среди которых - трансляция знаний о музыке среди широкой аудитории, знакомство с лучшими зарубежными и отечественными музыкальными традициями, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, которые и сегодня остаются приоритетными. Важно отметить, что музыкальное просветительство, решая важнейшие задачи, способно социализировать личность «мягко», «ненавязчиво предлагая человеку идти по пути художественного развития» [5, с. 6].

Решать столь сложные задачи по силам компетентным специалистам, профессионалам в области музыкально-педагогического образования. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина более двадцати лет успешно реализует образовательную программу подготовки педагога-музыканта, ориентируя будущих специалистов на широкую сферу профессионально-музыкальной деятельности, где культурно-просветительская работа играет важнейшую роль, наряду с педагогической, проектной и исследовательской.

Стратегическая цель профессиональной подготовки в вузе: формирование профессиональной компетентности, которая рассматривается как ин-тегративный показатель ее качества и готовности осуществлять предстоящую профессиональную деятельность - заниматься организацией музыкально-образовательного пространства и реализацией просветительских программ.

Процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе ориентирован на формирование готовности к профессиональной деятельности, представленной взаимосвязанными составляющими: теоретической готовностью, практиче-

ской готовностью, опытом творческой деятельности, опытом мотивационно-ценностного отношения к профессии [3, с. 35]. Определенное структурирование содержания музыкально-педагогического образования в вузе позволяет рассмотреть и представить основные компоненты-составляющие готовности личности к будущей профессиональной музыкально-просветительской деятельности:

— освоение образовательной программы, дополненной и расширенной факультативными курсами и курсами по выбору студента.

— владение научно-исследовательскими навыками в организации музыкально-просветительской работы;

— участие в концертно-просветительской деятельности;

— участие в организации и проведении творческих конкурсов и фестивалей.

Современные стандарты предоставляют вузу определенную свободу в выборе образовательной траектории будущих специалистов, рекомендуя расширение образовательной программы за счет включения элективных курсов. Освоение дисциплин так называемой обязательной части учебного плана успешно дополняется факультативными курсами и курсами по выбору студента, затрагивающими различные аспекты музыкально-просветительской работы в образовательных организациях. Особая роль принадлежит учебной и педагогической практике, которая позволяет студенту получить представление о специфике и особенностях музыкально-педагогической, музыкально-просветительской работы в различных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей и молодежи.

Важной составляющей профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта является участие в конференциях различного уровня, семинарах, творческих и научно-исследовательских проектах, посвященных проблемам музыкального просветительства. Студенты приобретают исследовательский опыт и умения работать с научной литературой, анализировать различные явления в сфере культуры, образования, находить способы решения проблем, формулировать выводы и оценивать результаты.

Традиция объединения подготовки педагога-музыканта в вузе с концертной практикой - особенность российского музыкального образования. В период обучения на музыкальном отделении ЕГУ И. А. Бунина активное вовлечение студентов в различные концертные программы, исполни-

тельские конкурсы становится неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки педагога-музыканта. Таким образом, решается одна из важнейших задач, которые ставят перед собой педагогический коллектив: включение студента в музыкально-образовательную среду, обретение опыта концертных выступлений, пополнение репертуарного багажа, творческое воплощение полученных умений.

Особое место среди форм концертно-просветительской деятельности в вузе занимает «Студенческая филармония» - студенческо-преподавательское объединение, организующее музыкальные программы для школьников и студентов. Исполнителями и организаторами в таких концертных мероприятиях являются обучающиеся студенты, курируют данный творческий проект преподаватели кафедры. Среди ее основных задач - художественное и музыкально-эстетическое воспитание школьников разного возраста, приобщение их к мировому музыкальному наследию.

В основе музыкально-просветительской и образовательной деятельности филармонии - тематические концерты, программы которых включают музыкальные произведения так называемого «учебного репертуара», которые студенты осваивают в процессе изучения музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин.

Программа и направленность концертов определяются разнообразной тематикой: концерты ис-торико-стилевые («Музыкальный мир романтизма», «Музыка XX века», «Музыка военных лет»); жанровые («Жанр миниатюры в музыке, литературе и изобразительном искусстве», «Сказка в музыке»), монографические, этнографические.

В основе успешного функционирования различных музыкально-просветительских институтов, по мнению Е. Яковлевой, лежит тезис о взаимодействии мировых, общероссийских и региональных музыкально-культурных достижений, положительно влияющих на результаты формирования просветительской активности в молодежной среде [5, с. 52].

История развития музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И. А. Бунина связана с именем выдающегося земляка Тихона Николаевича Хренникова - композитора, профессора МГК им. П. И. Чайковского, народного артиста СССР и России. Его многогранный талант позволял вести не только композиторскую деятельность, но и активно заниматься сохранением и развитием музыкальной культуры родного края. На протяжении

многих лет Т. Хренников являлся организатором незабываемых концертов, поддерживал юных музыкантов провинциального города.

В свою очередь, по инициативе музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И. А. Бунина с 2009 г. организуется Международный фестиваль-конкурс творческой молодежи им. Т. Хренникова, в котором выступают солисты, ансамбли, творческие коллективы из России и зарубежных стран. В работе фестиваля принимали участие в разные годы видные деятели искусств.

Фестиваль, как масштабная форма музыкального просветительства, позволяет большому количеству детей и молодежи соприкоснуться с разнообразными направлениями музыкального искусства, способствует налаживанию творческих контактов и творческому обмену между исполнителями, предоставляет возможность познакомиться с региональными музыкальными традициями. Студенты вуза - будущие педагоги-музыканты -«примеряют» на себя и роль участников-исполнителей, и роль организаторов данного мероприятия. Общение, встречи с известными педагогами-музыкантами, посещение мастер-классов способствуют расширению границ музыкального кругозора участников, осмыслению собственных профессиональных позиций и взглядов.

Реализующиеся в российских регионах фестивали, творческие проекты, конкурсы, концерты не только способствуют формированию среды общения и культурного досуга населения, но и сохраняют лучшие традиции российского музыкального просветительства [5].

Отмечая важную роль и значимые заслуги музыкальных учебных заведений в российских регионах (школ искусств, колледжей искусств) в решении художественно-просветительских задач, все же стоит отметить и особую роль высших образовательных организаций. Бережно храня традиции российского музыкально-педагогического образования, вуз сегодня по праву считается культурным, музыкально-просветительским центром в регионе. Уже на этапе обучения студент получает тот базовый уровень, который позволит в дальнейшем компетентно осуществлять профессиональную деятельность; а ориентация на практико-ориентированное обучение позволяет смоделировать будущую музыкально-просветительскую деятельность на этапе вузовской подготовки.

Образовательная практика подготовки педагога-музыканта теснейшим образом взаимосвязана с просветительской деятельностью самого вуза. Реализация творческих проектов, организация кон-

цертно-просветительской и научно-

исследовательской деятельности позволяет сформировать у будущих педагогов-музыкантов необходимые компетенции и умения по организации музыкально-образовательного пространства и реализации музыкально-просветительских программ для детей и молодежи.

Библиографический список

1. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления [Текст] I Д. Б. Кабалевский. - М. : Педагогика, 1986.

2. Мельникова, Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 22.09.2005 I М. Л. Мельникова. - М., 2005. - 21 с.

3. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства [Текст] : учеб. пособие для вузов I Н. А. Морева. - М. : Просвещение, 2006. - 320 с.

4. Тулинова, О. В, Полева, Л. Ю. Концертно -исполнительская практика будущего учителя музыки как фактор его личностно-профессионального становления [Текст] I О. В. Тулинова, Л. Ю. Полева II Инновационные подходы в современном музыкальном образовании : материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции. - Воронеж ; Елец : 2012. - 224 с.

5. Яковлева, Е. Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. искусств : 17.00.09: защищена 14.03.2017 I Е. Н. Яковлева. - Саратов, 2016. - 59 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Kabalevskij, D. B. Pedagogicheskie razmyshlenija [Tekst] I D. B. Kabalevskij. - M. : Pedagogika, 1986.

2. Mel'nikova, L. L. Metodika formirovanija professional'noj gotovnosti prepodavatelja kolledzha iskusstv k koncertno-prosvetitel'skoj rabote [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02: zashhishhena 22.09.2005 I M. L. Mel'nikova. - M., 2005. - 21 s.

3. Moreva, N. A. Osnovy pedagogicheskogo master-stva [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov I N. A. Moreva. -M. : Prosveshhenie, 2006. - 320 s.

4. Tulinova, O. V, Poleva, L. Ju. Koncertno-ispolnitel'skaja praktika budushhego uchitelja muzyki kak faktor ego lichnostno-professional'nogo stanovlenija [Tekst] I O. V. Tulinova, L. Ju. Poleva II Innovacionnye podhody v sovremennom muzykal'nom obrazovanii : ma-terialy 2-j mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. - Voronezh ; Elec : 2012. - 224 s.

5. Jakovleva, E. N. Vozrozhdenie tradicij muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti) [Tekst] :

avtoref. dis. ... d-ra. iskusstv : 17.00.09: zashhishhena 14.03.2017 / E. N. Jakovleva. - Saratov, 2016. - 59 s.

Reference List

1. Kabalevsky D. B. Pedagogical reflections. - M. : Pedagogics, 1986.

2. Melnikova L. L. Methods of formation of professional readiness of the teacher of college of arts for concert and educational work: author's thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02: M. L. Melnikova is defended 22.09.2005. - M., 2005. - 21 p.

3. Moreva N. A. Bases of pedagogical skill: textbook for higher education institutions / N. A. Moreva. - M. : Education, 2006. - 320 p.

4. Tulinova O.V, Poleva L. Yu. Concert and performing practice of future music teacher as a factor of his personal and professional formation // Innovative approaches in modern music education: materials of the 2nd interregional scientific and practical conference. -Voronezh; Yelets: 2012. - 224 p.

5. Yakovleva E. N. Renaissance of traditions of musical enlightenment among young people (on material of regional culture of the Kursk region): author's thesis.... Drs of Arts: 17.00.09: E. N. Yakovleva is protected 14.03.2017. - Saratov, 2016. - 59 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.