Научная статья на тему 'Поликультурное образовательное пространство педагогического вуза как условие формирования художественной культуры личности'

Поликультурное образовательное пространство педагогического вуза как условие формирования художественной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна

В статье раскрывается проблема формирования художественной культуры личности будущих педагогов дошкольного образования в рамках поликультурного образовательного пространства педагогического вуза. Особое внимание автор уделяет формированию музыкальной культуры личности при изучении курса «Теории и технологии музыкального воспитания детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural educational space of pedagogical high school as a condition of formation of art culture of the person

The article deals with the problem of the formation of the artistic culture of the person of the future teachers of pre-school education within a multicultural educational environment of pedagogical university.Particular attention is paid to formation of musical culture of the person in the study course “Theories and techniques of musical education of children."

Текст научной работы на тему «Поликультурное образовательное пространство педагогического вуза как условие формирования художественной культуры личности»

7. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности : монография / С. К. Нартова-Бочавер. - М. : Прометей, 2005. - 312 с.

8. Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Панина. - Крсноярск, 2006. - 22 с.

9. Пучкова, Л.Г. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Пучкова. - Хабаровск, 2003. - 17 с.

10. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. - М. : МГППУ, 2002. - 272 с.

11. Шкопоров, Н.Б. Психологическое пространство личности / Н.Б. Шкопоров // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нитта, Ш. Хеймедса, Ю. Круусвалла. - Таллин : Теллинский пед. инт-т, 1985. - С. 106-108.

12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

УДК 378

С.М. Зырянова, г. Сургут

Поликультурное образовательное пространство педагогического вуза как условие формирования художественной культуры личности

В статье раскрывается проблема формирования художественной культуры личности будущих педагогов дошкольного образования в рамках поликультурного образовательного пространства педагогического вуза. Особое внимание автор уделяет формированию музыкальной культуры личности при изучении курса «Теории и технологии музыкального воспитания детей».

Художественная культура, музыкальная культура, личность, педагогический вуз, поликультурное образовательное пространство, педагог дошкольного образования

S.M. Zyryanova, Surgut

Multicultural educational space of pedagogical high school as a condition of formation of art culture of the person

The article deals with the problem of the formation of the artistic culture of the person of the future teachers of pre-school education within a multicultural educational environment of pedagogical university.Particular attention is paid to formation of musical culture of the person in the study course "Theories and techniques of musical education of children."

Keywords: Art culture, musical culture, identity,pedagogical university, multicultural educational environment, teacher of preschool education.

Актуальность исследования особенностей поликультурного образовательного пространства педагогического вуза как условия формирования художественной культуры личности определяется возникающими проблемами адаптации молодежи к новым социокультурным ценностям. В этих условиях усиливается значимость культурологической составляющей гуманистического личностно ориентированного образования по разработке содержательных основ поликультурного образовательного пространства педагогического вуза как среды педагогической поддержки личности студента. Сфера высшего образования является одним из главных социальных

институтов общества, оказывающих целенаправленное воздействие на процесс социализации личности, её профессиональной адаптации и становления.

Поликультурность и гуманизация системы образования, характеризующие современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Главным объектом изучения становится профессионально- образовательное пространство педагогического вуза как разновидность поликультурной образовательной среды, которое образуется в результате взаимодействия личности педагога (как субъекта образования), системы образования и профессиональной деятельности. Как отмечает М.Г. Синякова, изучение личности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства является актуальной проблемой, как для науки, так и для социальной практики и требует более детального изучения с целью разработки комплексной программы его личностного и профессионального саморазвития [7].

Поликультурное образовательное пространство направляет высшее образование на формирование педагога с системным мышлением, способным творчески решать профессиональные и социальные задачи. Важнейшим направлением является поиск средств, обеспечивающих профессиональное становление личностипедагога, призванного быть носителем гуманистических ценностей, духовно-нравственных качеств и высокой педагогической культуры.

Выпускник педагогического вуза должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает деятельность по художественному и музыкальному воспитанию подрастающего поколения. В учебном плане вузовской подготовки выделяется дисциплина «Теории и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста», которая ориентирует выпускника на это, а также предусматривает интенсивный рост уровня компетенции в области музыкального искусства, культуры и образования обучающихся как в аспекте знаний, эрудиций, так и собственно художественно-практического мастерства, овладение методикой в области музыкального образования; оптимизацию творческих способностей; формирование личности как субъекта культуры, освоение современных информационных технологий.

Значимость подготовки будущего педагога к осуществлению деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников определяется тем, что музыкальное искусство пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, включается во все виды художественной деятельности, различные формы организации музыкального воспитания в дошкольной образовательной организации.

В связи с этим в современных социально-экономических условиях целью высшего педагогического образования становится развитие у бакалавра профессиональной компетентности и культуры, педагогических умений осуществлять и постоянно совершенствовать учебно-воспитательную деятельность. Важным является воспитание не только образованных, но и духовно богатых молодых людей, способных сохранять, усваивать и творчески преобразовывать общечеловеческие ценности. Особую значимость приобретает формирование художественной культуры будущих педагогов.

Процесс профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения имеет многоуровневую характеристику, которая определяется следующими

критериями: личностной педагогической направленностью, заинтересованностью личности студента в решении проблем музыкально-эстетического характера.

Качество реализации программы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкально-художественной культуры педагогов, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в дошкольной образовательной организации. Перечень обязанностей педагога в решении задач музыкального образования детей включает: знание программных требований в области музыкального образования; знание музыкального репертуара своей группы; развитие музыкальных способностей детей в нерегламентированной музыкальной деятельности; оказание помощи ребенку в организации самостоятельного музицирования в свободное время; участие в организации предметно-пространственной музыкальной среды дошкольной образовательной организации; оказание помощи музыкальному руководителю в подготовке и проведении музыкальных занятий, праздников, развлечений и т. д.

Для успешного выполнения задач музыкального образования детей педагог дошкольного образования должен: знать теорию и методику музыкального образования детей; методы диагностики музыкального развития; уметь оказывать помощь музыкальному руководителю; владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах); поддерживать творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности; обладать развитой музыкальной культурой.

Обновление содержания музыкально-педагогического процесса в образовательных организациях на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к постоянному профессиональному росту, повышению своего педагогического мастерства, пополнению профессиональных знаний и умений к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.

В процессе изучения курса «Теории и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста» предполагается формирование у студентов высокого художественного музыкального вкуса, культурных навыков, расширение общего и музыкального кругозора с опорой на базовые знания и умения по предметам и дисциплинам эстетического цикла.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи дисциплины:

- развитие у студентов эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальных и творческих способностей;

- усвоение общих знаний о музыке: о музыкальных стилях, жанрах, музыкальной форме, композиторах, музыкальных инструментах и пр.;

- накопление опыта восприятия музыкальных произведений;

- развитие музыкального мышления и творческого воображения (образные характеристики музыки, умение грамотно анализировать произведение);

- формирование интереса, вкуса, ценностного отношения к музыке (любимые произведения, потребность слушать музыку);

- умение применять изученный музыкальный репертуар в различных видах и формах организации музыкальной деятельности для детей.

Для эффективности процесса обучения необходим пересмотр содержания, поиск технологий, изучения материала, способствующих формированию личностной музыкально-художественной культуры. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных путей формирования музыкальной культуры будущего педагога дошкольного образования.

Особенностью курса лекций является обязательное использование на каждом занятии большого количества практических упражнений. Это примеры, иллюстрирующие содержание теоретического материала (например, слушание и анализ музыки, исполнение вокальных, музыкально-ритмических музыкальных произведений из программного репертуара дошкольной образовательной организации, анализ методов диагностики и развития музыкальных способностей и т.п.). Кроме того, в течение всего срока обучения предполагается постоянное включение специальных заданий, направленных на развитие музыкальных способностей студентов, на формирование и развитие навыков слухового анализа музыкальных произведений, исполнения элементарных музыкальных попевок и мелодий детских песен.

Система заданий, представленная в рамках курса «Теории и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выявляет не только накопление знаний, умений, опыта восприятия и осмысление студентами шедевров классической музыки, но и умений ориентироваться в музыкальном репертуаре и преподнесении его детям. Создание проблемных ситуаций на занятии помогает развивать музыкальное мышление студентов, эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение и является важным мотивационным средством в процессе обучения, способствует развитию творческого отношения студентов к усвоению учебного материала. Поэтому в процессе изучения курса входят задания, способствующие ориентировке в музыкальном репертуаре, что имеет немаловажное значение для работы с детьми, а также задания, формирующие у студентов способность адекватного и творческого восприятия музыки, положительного эмоционально-оценочного отношения к ней.

Таким образом, в образовательном пространстве педагогического вуза у будущих педагогов ДОО формируется ценностное отношение к музыке, система общих музыкальных знаний, все структурные компоненты музыкально-эстетического сознания (эмоции, чувства, потребности, интересы, мышление, воображение, вкусы, оценки), которые лежат в основе художественной культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галущинская, Ю.О. К проблеме реализации педагогического сопровождения процесса формирования профессиональной культуры у будущих специалистов социальной сферы // Ю. О. Галущинская // Вестник Шадринского государственного педагогического института. -2014. - №1 (21). -С. 140-145.

2. Каратаева, Н.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе многоуровневого образования / Н. А. Каратаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 3-4 (16). - С. 121-128.

3. Колоколова, И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.В. Колоколова. -Ростов н/Д, 2001. - 198 с.

4. Лашкова, Л.Л. Формирование профессионального самосознания у студентов факультетов дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - №6 (21). - С. 108-114.

5. Левшина, Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов / Н.И. Левшина // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 122-124.

6. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Н.Г. Маркова. -Казань, 2010. - 553 с.

7. Петрова, Е.В. Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.07 / Е.В. Петрова. -Москва, 2003. - 193 с.

8. Синякова, М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход : монография / М.Г. Синякова. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 122 с.

УДК 37.015.3

Н.А. Каратаева, г. Шадринск

Влияние образовательной среды музея на социально-психологическую

адаптацию студентов вуза

Автор рассматривает проблему влияния образовательной среды музея на социально-психологическую адаптацию студентов к условиям обучения в вузе. В статье представлен историко-педагогический анализ возможностей музейной среды в приобщении подрастающего поколения к культуре.

Музей, образовательная среда музея, музейная педагогика, культура.

N. A. Karatayeva, Shadrinsk

Influence of the educational environment of the museum on social and psychological adaptation of students of higher education institution

The author considers a problem of influence of the educational environment of the museum on social and psychological adaptation of students to training conditions in higher education institution. The historical and pedagogical analysis of opportunities of the museum environment in familiarizing of younger generation with culture is presented in article.

Keywords: museum, educational environment of the museum, museum pedagogics, culture.

Культурно-образовательная функция является одной из важнейших функций современного образования. В философии П.А. Флоренского культура выступает средой, питающей и растящей личность. Культура целостна по своей природе, она не имеет границ и поэтому она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства человечества. Культура и образование, являясь важнейшими социальными институтами, не только осуществляют передачу базовых ценностей, но и формируют само общество.

Музей, являясь феноменом культуры, играет уникальную роль в приобщении подрастающего поколения к культуре, формированию у молодежи системы ценностей. Существующие сегодня концепции культурно-образовательной среды, позволяют рассматривать образовательное значение музея как образование культурой, формирующее у людей ценностное отношение к прошлому. Известный отечественный философ, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей - его смысл и назначение» Н.Ф. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в музее институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего времени в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и делах, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Н.Ф. Федорова, музей, воплощая в себе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.