Научная статья на тему 'Регионализация дошкольного этнохудожественного образования'

Регионализация дошкольного этнохудожественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОМЕТРИЗИРОВАННЫЙ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ETHNOART EDUCATION / GEOMETRIZED ORNAMENTAL IMAGE / SYNTHESIS AND INTEGRATION OF THE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Геннадьевна

В статье представлены разработанные на основе регионализации этнохудожественного образования вариативные модели (последовательная, параллельная и интегрированная) приобщения детей 2 7 лет к орнаментальному искусству родного и других народов, составляющих этнокультурное своеобразие региона. Показана система работы с детьми, представляющая собой единство взаимосвязанных этапов: эмоционально-познавательный; орнаментально-изобразительный; орнаментально-творческий; декоративно-игровой и фольклорно-праздничный. Рассмотрены вопросы формирования геометризированного орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5 7 лет. Освещены направления работы по обеспечению синтеза искусств как средства развития детского орнаментального творчества: интеграция живописи и народного геометризированного орнамента; взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов; взаимосвязь устного, музыкального и изобразительного народного фольклора. Приведено содержание понятия «геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве детей 5 7 лет» как посильная передача ими модели отношения народа к миру и выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения выразительно-изобразительными средствами, соответствующими данному виду искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION OF PRESCHOOL ETHNOART EDUCATION

The paper presents the optional models (successive, parallel and integrated) of familiarizing 2 7-year-old children with ornamental art of the Russian and other peoples, composing the ethnic and cultural uniqueness of the region. The models were developed basing on the regionalization of ethnoart education. The paper shows the system of working with children, which is a unity of the interrelated steps: emotional and cognitive; ornamental and figurative; ornamental and creative; artistic and gaming, and folklore and festive. The paper discusses the formation of the geometrized ornamental image in the graphic activities of 5 7-year-old children. It highlights the directions for synthesis of the arts as a tool of the development of the ornamental art of 5 7-year-old children: integration of the art and the folk geometrized ornament, interaction of literary and ornamental geometrized images; interconnection of verbal, musical and artistic folklore. The paper presents the concept of “the geometrized ornamental image in the graphic activities of 5 7-year-old children” as the feasible transmission of the model of the people''s attitude towards the world and the express the feelings and the personal attitude to the experience of this vision by the expressive graphic means which corresponds to this type of the art.

Текст научной работы на тему «Регионализация дошкольного этнохудожественного образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 373.2

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Г. Васильева

REGIONALIZATION OF PRESCHOOL ETHNOART EDUCATION

L. G. Vasilyeva

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Кабинетом Министров Чувашской Республики научного проекта № 14-16-21024».

В статье представлены разработанные на основе регионализации этнохудожественного образования вариативные модели (последовательная, параллельная и интегрированная) приобщения детей 2 - 7 лет к орнаментальному искусству родного и других народов, составляющих этнокультурное своеобразие региона. Показана система работы с детьми, представляющая собой единство взаимосвязанных этапов: эмоционально-познавательный; орнаментально-изобразительный; орнаментально-творческий; декоративно-игровой и фольклорнопраздничный. Рассмотрены вопросы формирования геометризированного орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5 - 7 лет. Освещены направления работы по обеспечению синтеза искусств как средства развития детского орнаментального творчества: интеграция живописи и народного геометризирован-ного орнамента; взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов; взаимосвязь устного, музыкального и изобразительного народного фольклора. Приведено содержание понятия «геометри-зированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве детей 5 - 7 лет» как посильная передача ими модели отношения народа к миру и выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения выразительно-изобразительными средствами, соответствующими данному виду искусства.

The paper presents the optional models (successive, parallel and integrated) of familiarizing 2 - 7-year-old children with ornamental art of the Russian and other peoples, composing the ethnic and cultural uniqueness of the region. The models were developed basing on the regionalization of ethnoart education. The paper shows the system of working with children, which is a unity of the interrelated steps: emotional and cognitive; ornamental and figurative; ornamental and creative; artistic and gaming, and folklore and festive. The paper discusses the formation of the geometrized ornamental image in the graphic activities of 5 - 7-year-old children. It highlights the directions for synthesis of the arts as a tool of the development of the ornamental art of 5 - 7-year-old children: integration of the art and the folk geometrized ornament, interaction of literary and ornamental geometrized images; interconnection of verbal, musical and artistic folklore. The paper presents the concept of “the geometrized ornamental image in the graphic activities of 5 - 7-year-old children” as the feasible transmission of the model of the people's attitude towards the world and the express the feelings and the personal attitude to the experience of this vision by the expressive graphic means which corresponds to this type of the art.

Ключевые слова: этнохудожественное образование; геометризированный орнаментальный образ; синтез и интеграция искусств.

Keywords: ethnoart education; geometrized ornamental image; synthesis and integration of the arts.

Проблема регионализации образования актуальна в связи с тем, что мы живем в условиях многонационального государства. В современном мире, в котором проживает более 180 народов (по данным Всероссийской переписи населения в 2010 году), обособленное существование народов и культур становится невозможным. Отсюда возникает необходимость приобщения детей к культуре народов, проживающих на территории родного края. К примеру, в Чувашской Республике, сохраняя свои уникальную культуру, живут представители 115 национальностей, самые многочисленные из них чуваши, русские, татары и мордва. Актуальность проблемы регионализации образования усиливается также тем, что она позволяет реализовать идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, -учёт этнокультурной ситуации развития детей (пункт 1.4).

Существует множество определений понятия «регионализация образования» (Л. В. Неретина, Н. А. Пла-тохина и др.). Регионализация образования предпола-

гает ее адаптацию к социально-экономическим, этнокультурным, социально-экологическим условиям данного региона [4, с. 150]. Это понятие определяется также как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этно-культурно-исторических и социально-политических особенностей региона [5, с. 26].

Понятие «этнохудожественное образование» появилось в российской педагогике сравнительно недавно. Существует также разнообразие определений этого понятия. Л. В. Неретина подчеркивает, что сегодня регионализация этнохудожественного образования понимается как средство уважения к национальной культуре и другого народа через воспитание гуманного отношения между народами [4]. В своем исследовании мы опираемся на определение Л. В. Ершовой, которая считает, что этнохудожественное образование - это система, направленная на развитие личности, обладающей чувством принадлежности к этносо-циуму, к родной культуре, способной быть толерантной к культуре других народов [2].

Л. Г. Васильева

77

| ПЕДАГОГИКА

Таким образом, важно вести речь о регионализации этнохудожественного образования. Она исключает приобщение только к национальным традициям и художественному наследию своего народа, предполагает и воспитание эмоционально-ценностного отношения к национальной художественной культуре другого народа. Одним из ее видов является искусство народного орнамента. В своем исследовании мы обращаемся к этому виду искусства. Многие проблемы освоения орнаментального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и круг их достаточно широк. Раскрыты возможности народного искусства в эстетическом и нравственном воспитании (Е. И. Васильева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Е. С. Ба-бунова, Л. Д. Вавилова, Г. П. Новикова, И. А. Старкова, О. А. Соломенникова и др.). Определены возможности создания дошкольниками выразительного образа в декоративном творчестве (З. А. Богатеева,

А. А. Грибовская, О. О. Дронова, С. В. Иванникова, Н. Б. Халезова и др.). В исследованиях Н. С. Александровой и И. А. Лыковой представлены научные основы развития художественного образа в лепке и аппликации. Автором данной статьи рассматривался вопрос формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4 - 7 лет (на материале чувашского орнамента) (1995 - 2000 годы) [1].

Научная проблема, на решение которой направлено в настоящее время наше исследование, связана с разработкой педагогических основ формирования геометризированного орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 2 - 7 лет средствами синтеза и интеграции искусств. Названная проблема не была предметом специального изучения в теории и методике дошкольного образования. Она разрабатывается нами в свете основных направлений исследований в отечественной педагогической науке, а именно - регионализации дошкольного этнохудожествен-ного образования; обеспечения единства уровней культуры: регионального, национального и общечеловеческого (представитель национальной принадлежности, россиянин, гражданин мира).

В орнаментальном творчестве выделяется два типа образов узоров: сходные образы, в которых просматривается первообраз, и несходные - в виде знаков и символов. Первые типы образов имеют ярко выраженные признаки реальности (растения в хохломской росписи, татарском искусстве и др.). Вторые - наоборот только отдаленно напоминают первооснову. Это геометрические и геометризированные образы, которые представляются треугольными, квадратными и крестообразными фигурами разных вариантов и др. В своем исследовании мы, в первую очередь, обращаемся именно к таким стилизованным образам (чувашские, русские (дымковские) и мордовские геометри-зированные узоры). В них орнамент представляет собой как бы хитрую игру, позволяющую видеть в единой графической форме два разных произведения: орнаментально-плоскостное и сюжетно-пространственное. В первом случае перед детьми предстает художественная система ритмической организации поверхности. Во втором - зримый мир, требующий сознательного включения в него. Например, смысл изображения на одной из чувашских вышитых повязок

«масмак» сводится примерно к следующему: «Земля, на которой живут люди (крестики - знаки жизни), красива и богата растительностью (много красного и зеленого цвета). На ней много гор (треугольники). На их склонах пасутся животные (прямые и наклонные линии). Люди занимаются земледелием (параллельные линии, соединенные наклонными) ...».

Другая особенность искусства орнамента заключается в том, что оно отражает не конкретную действительность. В прошлом любая вещь в сознании ее создателя была «вещью-Мифом» (Л. Анненкова) об устройстве мира. Создавая красивые вещи-образы, человек воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира. По определению М. А. Некрасовой, в орнаментальном творчестве образ - это одновременно и материальная вещь, и модель отношения человека с миром [3].

В работе по приобщению детей к искусству народного орнамента, на наш взгляд, важно учитывать эти особенности. Для обеспечения процесса формирования геометризированного орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 2 - 7 лет на основе регионализации этнохудожественного образования нами разработаны вариативные модели приобщения дошкольников к орнаментальному искусству народов, проживающих на территории родного края.

Первая модель - последовательное приобщение к орнаментальному искусству родного и других народов, составляющих этнокультурное своеобразие региона. Названная модель представляет собой единство четырех взаимосвязанных этапов: эмоционально-познавательный; орнаментально-изобразительный; орнаментально-творческий; декоративно-игровой и фольклорно-праздничный. Приведем ее в «развернутом» варианте (таблица).

Ведущей задачей эмоционально-познавательного этапа является подведение детей к пониманию отражения в орнаменте древних суждений человека о строении Вселенной, к восприятию ценностно-смыслового (что изображено), мировоззренческого (отношение народа к изображаемой действительности), выразительно-изобразительного (форма, через которую выражено содержание) уровней орнаментального образа [1]. Одной из форм работы с детьми по развитию у них отношения к мировоззренческому уровню орнаментального образа в разработанной нами методике является установление параллелей между искусством орнамента и мифами или легендами. Это связано с тем, что народный орнамент является как бы иллюстрацией к ним. В развитии у дошкольников отношения к другим уровням орнаментального образа мы опираемся на положение о том, что и образные мотивы, и цветовые сочетания, и композиция имеют свою символику. В связи с этим система занятий предусматривает ознакомление с образами узоров и цветов, а также с образностью композиции.

На орнаментально-изобразительном этапе дети осваивают средства создания геометризированного орнаментального образа, изменяя формы изобразительных действий: от создания образов-символов геометрических и геометризированных узоров в технике рисования и аппликации к воспроизведению

78 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1

ПЕДАГОГИКА

орнаментальных образов по принципу линейного ор- симметрии.

намента, многоярусной композиции и зеркальной

Таблица

Модель последовательного приобщения детей к орнаментальному искусству родного и других народов

Этапы работы Циклы занятий Серии занятий

I этап - эмоциональнопознавательный («Система образов художественной вещи») Цикл I. Развитие интереса к искусству орнамента и его создателям. («Орнаментальное искусство и его создатели»).

Цикл II. Развитие восприятия и понимания орнаментального образа («Национальный костюм как модель мира»). Серия I. «Тайна» красоты головных уборов: - «Сурпан» и «масмак» (чувашских); - «Сорока» и кокошник (русских); - «Калфак» (татарского); - «Айшон» (удмуртского). Серия II. «Тайна» красоты поясного украшения: - «Сара» (чувашского); - С карманом - «лакомкой» (русского); - Фартук (татарского); - «Зар» (удмуртского).

II этап - орнаментальноизобразительный («Воссоздание орнаментального образа») Цикл I. Создание линейных и цветовых образов («В мире первичных орнаментальных образов»). Цикл II. Овладение принципами орнаментальной композиции («Искусство ритма и симметрии»). Серия I. Повторение и ритмическое чередование узоров. Серия II. Переносная симметрия. Серия III. Многоярусность. Серия IV. Зеркальная симметрия.

III этап - орнаментальнотворческий («Воплощение орнаментального образа в самостоятельном художественном творчестве») Цикл I. По заданной теме. Цикл II. По собственному замыслу.

IV этап - фольклорнопраздничный и декоративноигровой («Реализация результатов познания и творчества»)

Орнаментально-творческий этап работы включает два цикла творческих заданий: первый - создание геометризированного орнаментального образа по предложенной теме типа «Создай картину чувашскими (дымковскими) узорами «Из-за леса взошло солнце, и день стал прекрасным». Второй цикл - задания по собственному замыслу. Основные задачи творческих заданий направляются на побуждение детей к самостоятельному поиску и нахождению способов создания геометризированных орнаментальных образов на основе линейного орнамента, многоярусной композиции, зеркальной симметрии и по свободному выбору композиции. Декоративно-игровой и фольклорно-праздничный этап работы предусматривает участие детей в играх и развлечениях этнокультурной направленности.

Вторая модель - параллельное приобщение к орнаментальному искусству народов, проживающих на территории родного края. Основу работы по этой модели составляет первая модель, но на каждом этапе

предусматривается приобщение детей к орнаментальному искусству как своего родного народа, так и проживающих в регионе народов на основе их сравнения. К примеру, на первом этапе работы организуются такие события: «Праздник народного костюма (чувашского, русского, татарского и мордовского)», «Путешествие в страну красивых вещей (выставка художественных вещей, созданных чувашским, русским, татарским, мордовским и другими народами)». На втором этапе дети создают образы узоров по мотивам народного орнамента: «Вот как чуваши изображали в узоре растения», «Узор тюльпана для украшения татарского полотенца» и др. На третьем этапе этой модели детям предлагаются творческие задания поискового характера типа «Как бы чуваши (татары, мордва, русские) узорами создали картину летнего солнечного дня». Творческие задания четвертого этапа работы направляются на использование продуктов детской деятельности в народных играх-хороводах и праздниках.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 79

| ПЕДАГОГИКА

Третья модель - интегрированное приобщение к орнаментальному творчеству разных народов на основе синтеза искусств. За основу работы по этой модели также берется первая модель, но в работе с детьми предусматривается интеграция живописи и гео-метризированного орнамента; взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов; взаимосвязь устного, музыкального и изобразительного народного фольклора. Такой подход связан с тем, что ни один из видов искусства в отдельности не может отразить картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при объединении и взаимодействии искусств - синтезе и интеграции. Взаимодействие искусств усиливает познавательные возможности каждого из них, позволяет детям получать целостное представление о мировой и национальной культуре. В соответствии с направлениями работы по обеспечению синтеза искусств как средства развития орнаментального творчества детей 5 - 7 лет нами разработаны разнообразные творческие задания.

Первая серия творческих заданий включает интеграцию искусства живописи (русской, чувашской, французской и др.) и геометризированного (чувашского, дымковского, мордовского и др.) орнамента как фактора формирования творчества в рисовании детей 5 - 7 лет. К примеру, сначала педагог в соответствии с темой творческого задания организует игру-путешествие в пространство картин И. Шишкина «Рожь», К. Моне «Стог сена в Живерни» с изображениями состояний природы летом. Затем детям предлагается составить по репродукциям картин описательные рассказы. После чего предлагается творческое проблемное задание «Как то, что мы увидели на картине и услышали о ней можно передать чувашскими (дымковскими, мордовскими и др.) узорами» (задание «Как бы чуваши (русские, мордва) узорами создали картину летнего солнечного дня»).

Вторая серия творческих заданий - взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов - направлена на создание детьми геометризированного орнаментального образа по мотивам литературных произведений. Так, вначале воспитатель обсуждает с детьми содержание отрывка из поэмы К. Иванова «Нарспи», а затем предлагает создать чувашскими узорами «картину» представленного содержания на тему: «Близ села шумливо, быстро речка резвая бежит. Солнце, светом вышивая, по воде лучом скользит».

Третья серия творческих заданий посвящается взаимосвязи фольклорного и геометризированного орнаментального образов. Их содержание предусматривает развитие творческой инициативы детей по созданию геометризированного орнаментального образа по мотивам народных выражений и примет. К примеру, «Красное солнышко восходит, освещая белый свет».

Четвертая серия творческих заданий способствует подведению детей к осмыслению общности образов изобразительного и музыкального народного фольклора. Цель заданий заключается в самостоятельном создании геометризированного орнаментального образа на основе свободного выбора композиции по заданной теме. Детям предлагается подготовить какое-либо «изделие» для чувашского и татарского весеннего праздника «Акатуй», «Сабантуй» и др.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать следующее. Первые две модели приобщения дошкольников к орнаментальному искусству родного и других народов, проживающих на территории родного края, наиболее активно могут быть использованы в работе с детьми 2 - 5 лет, а третья модель - в работе с детьми 5 - 7 лет.

Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы позволило нам определить содержание понятия «геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве детей 5 - 7 лет», под которым понимается посильная передача детьми модели отношения народа к миру и выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения выразительно-изобразительными средствами, соответст-

вующими данному виду искусства.

Подход к приобщению детей дошкольного возраста к орнаментальному искусству, в основе которого предусматривается регионализация этнохудожест-венного образования, взаимодействие различных видов изобразительных искусств (живописи и искусства народного орнамента), разновидностей художественных образов (живописного, литературного и орнаментального), а также видов народного искусства (устного, музыкального и изобразительного), открывает новый путь их художественного развития и перспективы для дальнейшего исследования проблемы становления геометризированного орнаментального образа в изобразительной деятельности.

Литература

1. Васильева Л. Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4 - 7 лет (на материале чувашского орнамента): дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 158 с.

2. Ершова Л. В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания». М., 2006. 41 с.

3. Некрасова М. А. Проблем ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988. С. 13 - 42.

4. Неретина Л. В. Региональный компонент этнохудожественного образования в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства // Фундаментальные исследования. 2011. № 4.

5. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5 - 7 лет к культуре родного края: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Ростов н/Д, 2011. 46 с.

80 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1

ПЕДАГОГИКА

Информация об авторе:

Васильева Людмила Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Чувашского республиканского института образования, waslud@rambler.ru.

Ludmila G. Vasilyeva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Pre-school Education Department, Chuvash Republican Institute of Education.

Статья поступила в редколлегию 29.08.2014 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.