Научная статья на тему 'Особенности проведения занятий бисероплетения на основе орнаментального искусства народов ханты и манси'

Особенности проведения занятий бисероплетения на основе орнаментального искусства народов ханты и манси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СПОСОБЫ / ПРИЕМЫ БИСЕРНОГО ПЛЕТЕНИЯ / ХАНТЫ / МАНСИ / ЭСКИЗ / СХЕМА ПЛЕТЕНИЯ / BEADWORK / ARTS AND CRAFTS / WAYS / METHODS OF BEADWORK / KHANTY / MANSI / SKETCH / SCHEME OF BEADWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна

В статье даются методические рекомендации по проведению занятий бисероплетения с учащимися на основе орнаментального искусства народов ханты и манси. Данные занятия знакомят школьников с традициями народного искусства, приобщают их к национальной культуре хантов и манси через постижение приемов бисероплетения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents methodological recommendations for conducting beading lessons with students based on the ornamental art of the Khanty and Mansi peoples. These classes introduce schoolchildren to the traditions of folk art, the national culture of the Khanty and Mansi through mastering beadwork techniques

Текст научной работы на тему «Особенности проведения занятий бисероплетения на основе орнаментального искусства народов ханты и манси»

И. Н. Полынская

(Нижневартовск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

PECULIARITIES OF CARRYING OUT BEADING BASED ON ORNAMENTAL ART OF PEOPLES OF KHANTY AND MANSI

В статье даются методические рекомендации по проведению занятий бисероплетения с учащимися на основе орнаментального искусства народов ханты и манси. Данные занятия знакомят школьников с традициями народного искусства, приобщают их к национальной культуре хантов и манси через постижение приемов бисероплетения

Ключевые слова: бисероплетение, декоративно-прикладное искусство, способы, приемы бисерного плетения, ханты, манси, эскиз, схема плетения

The article presents methodological recommendations for conducting beading lessons with students based on the ornamental art of the Khanty and Mansi peoples. These classes introduce schoolchildren to the traditions of folk art, the national culture of the Khanty and Mansi through mastering beadwork techniques

Key words: beadwork, arts and crafts, ways, methods of beadwork, Khanty, Mansi, sketch, scheme of beadwork

Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.

Большую роль в этом важном деле играют школа, система дополнительного образования, кружковая деятельность и т.п. (занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного творчества, моделирования и конструирования], которые воспитывают у детей любовь и уважение к искусству, обучают их мастерству.

Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. Прежде всего это уроки труда и рисования, факультативные занятия, школьные кружки декоративного творчества. Здесь учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создать подобное. Очень много дают

ребятам занятия декоративно-прикладным искусством в детских художественных школах, домах творчества, внешкольных занятиях.

Занятия декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе - это особый вид занятий, требования к которым должны строиться по законам искусства. Отсюда вытекает ряд особенностей. Прежде всего занятия декоративно-прикладного искусства должны решать задачи нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.

Занятия по декоративно-прикладному искусству немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Учитель должен тонко чувствовать своих учени-

ков, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в мир искусства. А ведь первые шаги - самые ответственные, самые трудные.

В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Методы и приемы могут быть самыми разнообразными. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагогов. Однако существуют некоторые общие закономерности. Приобщая школьников к народному декоративно-прикладному искусству, обучая их приемам шитья, вышивки, аппликации и т.п., нужно непременно познакомить их с теми материалами, с которыми предстоит работать, раскрыть перед детьми художественные особенности каждого материала.

Прежде чем учить составлять эскизы и сложные схемы узоров, необходимо сформировать у детей любовь к бисерному искусству. Для этого необходимо их поближе познакомить с этим видом народного творчества. В этом на первом занятии может помочь экскурсия в краеведческий музей, где представлена обширная коллекция бисерных украшений национальной одежды народов ханты и манси. На вводном занятии также можно подготовить учащимся сообщение об истории возникновения этого искусства. По возможности нужно иметь в рабочем кабинете или в помещении, где проходят занятия бисеро-плетением, несколько красивых бисерных изделий, чтобы учащиеся стремились создать подобную красоту сами.

Параллельно с занятиями, на которых ребята рассматривают и изучают изделия мастеров народных ремесел, полезно знакомить их с произведениями устного народного творчества. Тогда станет понятнее национальная культура народов ханты и манси, раскроются перед ними многие особенности народного декоративно-прикладного искусства.

«Плетение из бисера - один из самых оригинальных видов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси. Бисер они покупали либо обменивали на пушнину. Больше всего ханты и манси ценили непрозрачный фарфоровый бисер различных цветов, наибольшим спросом пользовался белый, зеленый, оранжевый, голубой и красный. Белый бисер мастерицы употребляли для фона, цветной - для узора. Ханты и манси знали две техники изготовления бисерных

украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Бисером расшивали культовые предметы (элементы шаманской одежды и др.] и бытовые - шабуры, воротники, платья, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки, кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения.

В настоящее время наиболее широко бисер применяется при изготовлении полосок для суконной зимней верхней одежды сака, для низания нагрудников, поясов. Нашивается бисер на ниры - женскую башмачную обувь. Популярными становятся изделия современной формы: кошельки, браслеты для часов, различные кулоны» [1, с. 93].

После того, как учащиеся почувствуют красоту и своеобразие материалов, познакомятся с народным декоративным творчеством хантов и манси, можно приступать непосредственно к выполнению изделий. Наилучшие результаты получаются тогда, когда ребенок сразу начинает работать в материале, осваивая на практике его особенности и художественные качества.

Учащимся начальных классов нельзя давать сложные задания - плетение полотна бисером и составление схем. Они могут не справиться с работой и потеряют к ней интерес. Лучше всего познакомить детей с разновидностями выполнения цепочек из бисера. Можно плести простые в исполнении броши, бабочек, стрекоз, цветы, несложное плетение полотна с элементарными узорами и орнаментами. В этом возрасте работа с бисером развивает у детей моторику руки, аккуратность, внимательность, укрепляет и развивает математические знания.

В начальных классах лучше всего для работы с бисером использовать тоненькую медную проволоку. Она удобна тем, что выполненное изделие может принимать любую желаемую форму, она гнется.

При работе необходимо обеспечить ребятам хорошее освещение. Для 4-х классов уже не так сложно плести полотно, если дети уже владеют плетением цепочек. Можно начинать плетение полотна, несложного орнамента в 3-х техниках. После того, как учащиеся овладеют техникой низания полотна, можно переходить к составлению схем несложных узоров, например, ромбы, зигзаги, элементарные орнаменты народов ханты и манси, например, «щучьи зубы», «заячьи уши» и т.п. Вначале узоры должны быть двух цветов,

а при дальнейшем овладении этой техникой можно усложнить узоры и цвет. На этой стадии работы очень важна роль эскизов.

С ребятами, которые занимаются более длительно время в кружке бисероплетения, можно изготовлять уже целые изделия различной формы и различной техникой. При изготовлении изделий учащиеся могут комбинировать техники, но при этом необходимо учитывать особенности той или иной техники и обязательно составить эскиз изделия.

Изделия из проволоки очень уязвимы, их легко повредить, так как проволока быстро ломается, поэтому не стоит плести проволокой большие и сложные изделия. Проволока годится только для брошей или кулонов.

Бисерное изделие, нанизанное на леску, становится жестким и крепким, а изделия на нитяной основе приобретают мягкость, становятся похожими на ткань, и бисерные нити очень красиво свисают на нагрудном украшении. При низании больших изделий нужно брать прочную нить и иногда ее удваивать.

Еще один, очень важный момент в работе с бисером - освещение. Освещение должно быть исключительно благоприятным для глаз, так как его недостаток может серьезно ухудшить зрение ребенка. Поэтому желательно иметь настольные лампы для каждого учащегося.

Приведем методические рекомендации к отдельным занятиям бисероплетения, например, по проведению занятия в 4-м классе на тему: «Составление эскиза орнамента в полосе».

Задачи занятия: формировать эстетический вкус учащихся, аккуратность, любовь к искусству, культуре народов ханты и манси, своему краю, дать понятие эскиза научить выполнять эскизы, развивать фантазию, а также навыки и знания, полученные на уроках изобразительного искусства.

После того, как прозвучит тема и цель занятия, проводится беседа с учащимися. Им будет интересно познакомиться с орнаментами разных национальностей, вспомнить, какими орнаментами украшали одежды их бабушки и прабабушки.

Нужно рассказать детям об искусстве орнаментов народов ханты и манси, что они несут каждый свой смысл, оберегают от злых духов, например орнамент оленьи рога, медведь, глухарка сна, солнце, собачья лапа и т.п. Иногда из значений отдельных орнаментов

складывается целый сюжет.

Хантыйские мастерицы могут прочесть смысл этих узоров: «У протоки стоит деревня. В протоке водится много щуки. За деревней ветвистый лес, в лесу ходят люди, собирают ягоды и кедровые шишки» [3, с. 20]. Таким образом, иногда в орнаменте бывает запечатлена реальная жизнь.

Учащиеся должны научиться подбирать цвет. Это делается не за одно занятие, а очень долго и постепенно, на каждом занятии будет приходить художественный вкус, если учитель не будет забывать развивать его у ребят. На данном занятии было бы полезно иметь стенд с бисерными изделиями, они помогут учащимся сориентироваться на начальном этапе в цвете и форме. Также на этом занятии необходимы плакаты с эскизами цветных орнаментов.

Необходимо создать настроение, раскрыть учащимся красоту гармонии красок. Показать, что эти изделия очень нарядные, когда мы на них смотрим, у нас создается настроение праздника. Цвета подобраны контрастные, чтобы хорошо читался орнамент, и в то же время со вкусом. Здесь можно показать разные эскизы учащихся, в том числе и с орнаментами.

Очень важно, чтобы контрастные цвета гармонировали друг с другом. Поэтому необходимо выполнять эскизы изделий. Иногда необходимо выполнить несколько эскизов и выбирать наиболее удачный. В выборе цвета также приходится приспосабливаться к тем цветам бисера, которые есть в наличии, и составлять эскиз с учетом этого. Если выполнять эскиз изделия и какому-либо костюму, то необходимо выполнить эскиз всего костюма и найти в нем место бисерного украшения, композиционно выделить его.

Вариантов узоров и комбинаций цвета может быть множество. Здесь возможно сопоставление открытых, чистых цветов: красного и желтого, оранжевого и черного, темно-синего и белого и т.д. И подборка мягких пастельных оттенков, когда ряды бисера напоминают воздушный и легкий рисунок акварели. Или нить, унизанная бисером, может быть вся одного цвета. Тогда изделие должно быть какой-нибудь оригинальной рельефной формы. Цвета бисера могут чередоваться, как и ритм их, цветовой и тональный, всякий раз может быть новым. Не следует только увлекаться слишком большим количеством цве-

тов - возникает излишняя пестрота и дробность изделия. Украшения должны быть выдержаны в одной цветовой гамме, а смелые контрасты цветов сгармонированы. Их, как правило, немного: три, самое большее четыре сочетания цветов, но выбранных

точно.

В начале работы карандашом выполняется разметка. Затем учащиеся выполняют эскиз в цвете. В конце занятия проводится просмотр, обсуждение и анализ работ, подведение итогов.

Литература

1. Астраханцев С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.

2. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. - Изд-во «Академия Развития», 2011. - 223 с.

3. Молданова Т. А. Линейный орнамент хантов реки Казым: материалы по этнокультурной истории Западной Сибири. - Томск, 1988. - 79 с.

4. Набок И. Л. Национально-региональный компонент подготовки учителя в контексте процессов глобализации культуры и образования // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 21-29.

5. Полынская И. Н. Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента: дис... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 483 с.

6. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. - Ханты-Мансийск, 2000.

7. Шпикалова Т. Я. Новые образовательные технологии этнохудожественного образования на федеральном и региональном уровнях // Народное искусство -детям: материалы Международной науч.-практич. конф. - Ханты-Мансийск: Инт развития образования, 2007. - С. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.