Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ .
УДК 378
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
© 2016
Добродомова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования» Литовченко Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования» Сургутский государственный университет, Сургут (Россия)
Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальность выполнения орнаментальной композиции в процессе изучения художественных дисциплин с целью сохранения культурных традиций народов Севера. Выделены составляющие процесса приобщения студентов к творчеству народов Севера. Раскрыты термины «декоративная композиция» и «орнамент». Определена значимость художественного образования для сохранения культурных традиций. Так же в статье обращено внимание на бережное отношение к национальным культурным традициям на основе художественного опыта в образовательных центрах разного уровня. Рассматривается связь национальной культуры с современной культурной средой. Малочисленность коренного населения, его социальная незащищенность отрицательно сказывается на уникальности их самобытной культуры, они словно растворяются в огромном миграционном пространстве. Именно поэтому большая работа в регионе направлена на сохранение национальной культуры народов Севера, на формирование уважительного отношения к ней. В статье так же говорится о том, что художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
Ключевые слова: художественное образование, обучение, творчество, традиции, культура, культурная среда, орнамент, орнаментальная композиция, орнаментальное искусство, декоративная композиция, творчество народов Севера.
PERFORMING ORNAMENTAL COMPOSITIONS IN THE STUDY OF ARTISTIC DISCIPLINES IN ORDER TO PRESERVE CULTURAL TRADITIONS PEOPLES OF THE NORTH
© 2016
Dobrodomova Tatyana Mikhalovna, assistant professor of the chair «Theory and Methods of Professional Education» Litovchenko Anna Strgeevna, assistant professor of the chair «Theory and Methods of Professional Education» Surgut State University, Surgut (Russia)
Abstract. This article describes the relevance of the implementation of an ornamental composition in the process of studying the artistic disciplines in order to preserve the cultural traditions of the North. Familiarizing students allocated components of the process to the creation of the North. Disclosed terms "decorative composition" and "ornament". Determine the significance of arts education for the preservation of cultural traditions. The same article drew attention to the respect for the national cultural traditions on the basis of artistic excellence in the educational centers of different levels. The connection of the national culture with contemporary cultural environment. The small number of indigenous population, its social insecurity negatively affects the uniqueness of their original culture, they seem to dissolve in the great migration space. That is why a lot of work in the region is aimed at preserving the national culture of the peoples of the North, on the formation of respect for her. The article also says that the artistic education is intended to provide training for specialists in the field of creative arts teachers for the system of art education, as well as Russian citizens attach to the values of domestic and foreign art culture, the best examples of folk art, classical and contemporary art.
Keywords: art education, training, creativity, tradition, culture, cultural environment, ornament, ornamental composition, ornamental art, decorative composition, creative people of the North.
Одной из главных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Важной государственной задачей в сфере образования определяется гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, что подразумевает увеличение уровня культуры и искусства в образовании, сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. [1]
В Концепции художественного образования в России говорится о том, что художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Художественному образованию отведена значительная роль в сохранении и развитии национальных традиций. Искусство помогает понять и принять другого человека. Без знания традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, важно знать историю того уголка страны, в котором живешь. На протяжении многих веков накапливается мудрость народа, его исторический опыт, который становится неотъемлемой частью его духовной культуры. Развиваясь, художественные промыслы испытывают постоянное влияние современности, ведь сберечь - это не значит остановиться на повторении и просто копировать.
В настоящее время особое внимание при изучении
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ...
народного творчества в образовательных учреждениях уделяется региональному компоненту - изучению традиционных художественных промыслов народов Севера. Национальные культурные традиции по сути своей связывают прошлое и настоящее, представляя собой такую силу, без сохранения которой невозможна национальная общность. Изучение декоративно-прикладного искусства народов Севера приобретает особую значимость в условиях пробуждения национального самосознания студентов, их активного стремления приобщиться к истокам культуры коренного народа.
Можно много говорить о важности традиций, но носителем их все же остается человек, мастер своего дела. Наряду с высоким технически мастерством от народного мастера требуется сознательное творческое отношение к своей деятельности, способность ориентироваться в вопросах современного и мирового искусства. Многие мастера получают художественное образование. Системность художественного образования в основе своей предполагает многоуровневую комплексную организацию процессов изучения художественной культуры, направленную на эстетическое развитие как важнейшую компоненту становления творческой личности. Процесс художественного образования, по сути, не имеет временных ограничений и может продолжаться на протяжении всей жизни, обретая новые формы и трансформируясь при переходе с одной ступени на другую. Различные формы организации образования в сфере культуры и искусства включают общее и дополнительное художественное образование, предпрофессиональ-ное, профессиональное и послевузовское образование, а также различные формы повышения квалификации [6].
С давних пор Россия славилась умельцами, которые обучали мастерству. Мастера учили, передавали опыт, раскрывали секреты в процессе изготовления изделий, параллельно формируя уважение к труду. Передаваясь из поколения в поколение, такие секреты становятся традицией. Опять же можно определить традиции как опыт коллективного творчества многих поколений, проживающих на одной территории достаточно длительное время.
Очень важно приобщать к творчеству с раннего возраста, помогая увидеть удивительный мир народного искусства, и чем раньше происходит приобщение, тем оно органичнее и необратимее. Через предметный мир творчества воспринимается культура своего народа. С самого детства погружая человека в стихию национальных традиций можно заложить фундамент, на котором будут формироваться его нравственные и эстетические идеалы, восприятие культуры своего народа. Эстетическая культура человека представляет собой сложнейший многогранный процесс, объединяющий духовную и материальную часть личности [5]. Поэтому основной задачей обучения традиционному искусству народов Севера было привить любовь к этому виду народного художественного творчества, обучить практическим навыкам работы с этими материалами, научить создавать самостоятельно художественные произведения в национальных культурных традициях.
Приступать к изучению художественного творчества народов Севера необходимо с ознакомления орнаментов народов Севера. Осваивая образцы предков, можно создать новые современные образы, но здесь важно не потерять традиционных, веками отработанных приемов формообразования и декора. Источником вдохновения для студентов может служить окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор народов ханты.
В работе со студентами по изучению орнаментов народов ханты надо учитывать следующие моменты:
- изучение наследия культурно-исторического смысла и их ценности;
- познание художественных особенностей орнаментов ханты;
- углубление представлений о художественном образе в декоративной композиции.
Это составляющие процесса приобщения студентов к творчеству народов Севера, познанию ими секретов создания декоративной композиции в процессе изучения художественных дисциплин.
Декоративная композиция - это творческий процесс создания произведений декоративного искусства на основе эмоционального восприятия и образной переработки явлений действительности; это система построения декоративного образа, основным признаком которого является условность и обобщенность; это средство выражения замысла в определенном материале и технике; это конечный результат творчества - декоративное произведение [3].
Важной частью народной культуры является орнаментальное искусство, которое привлекает оригинальностью выполнения, многообразными сюжетами, четкостью построения. Через орнамент можно проследить национальные особенности народа, и даже зашифрованный смысл, несущий определенную информацию. Национальное искусство северных народов тесно связано с бытом человека, его повседневной жизнью. Очень часто орнаменты возникали в процессе наблюдений за окружающим миром, узорам давали названия по сходству с предметом или животным. Народные мастера изображали богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментальной символике. В основном орнаменты составлялись из геометрических фигур: треугольников, прямоугольников или квадратов (орнаментов должно быть нечетное число), являясь при этом условными символами солнца, неба, земли, зверей. Эти символы-обереги переходили по материнской линии. В национальных орнаментах прослеживается история народа, рассказывается о человеке, с какого он поселения, какой у него род занятий и достаток. Некоторые орнаменты выполнялись, когда происходило какое-либо событие, например: вышивали медвежий след на рукавице, которую дарили охотнику добывшего медведя. Такие предметы неповторимы, а мастерицы не безосновательно гордятся умением изготовлять красивые вещи.
Орнамент - базисное явление материально-художественной культуры общества. В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры
- фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющее прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, её отношениях с миром. [7]
Художественно-образный язык орнамента разнообразен. «Орнамент - это мощный пласт сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многогранен»
- так пишет об орнаменте Молданова Т.А.
Слово «орнамент» в переводе с латинского «огпатепШт» означает «украшение». Орнамент не является независимым произведением искусства, это узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен в различной технике и из самого различного материала.
Применение орнамента в жизни народов Севера встречается чрезвычайно широко, практически безгранично. Орнамент встречается как в творчестве так и в быту: на внешних и внутренних стенах зданий, на различных предметах домашнего обихода, на текстильных изделиях, на изделиях декоративно-прикладного искусства. Столетиями в творчестве народов Севера вырабатывалось своё представление образа мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, а также свои художественные принципы. В орнаментах выражались нравственные и эстетические идеалы народов ханты. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками - как одной из важных форм народной культуры.
Ханты считают, что вещью можно пользоваться
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна педагогические
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ... науки
лишь тогда, когда она орнаментирована, поэтому нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем самому изготовлению вещи. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты весьма устойчив и «умирает» вместе с вещами. В большинстве случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Орнаментальные мотивы, к которым обращаются современные мастерицы, сформированы и отработаны в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия декоративно-прикладного творчества характеризуются высочайшим уровнем художественного оформления и особой уникальностью.
Орнаменты народов Севера можно разделить на категории, так как многие мотивы имеют символические значения. Часть из них связаны с изображением зверей или растительного мира. Выделяется категория, где преобладает изображение птиц, рыб и земноводных. Также присутствуют рисунки, как с самим человеком, так и его бытом. Можно встретить крестообразные орнаменты и орнаменты новой модернизации. Названия орнаментов тоже очень разнообразны встречаются термины растительного характера и носят названия различных деревьев, веток. А некоторые элементы орнамента носят названия частей тела животных и птиц.
Народное искусство, обладающее нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплотившее в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в обучении студентов.
Основным задачами включения орнаментов народов Севера при выполнении студентами декоративной композиции являются:
- организация гармоничного сочетания орнаментальных мотивов в декоративной композиции;
- различные художественные решения при изображении деталей орнамента;
- изучение творчества народов Севера;
- приобретение новых изобразительных навыков;
- определение пропорциональности элементов простых узоров, гармонии цветовых отношений и т.д.
Практические занятия должны быть нацелены на выполнение различных упражнений по изучению и копированию образцов орнаментов народов Севера, анализ композиции, цветового решения и декоративных элементов. Изучение народного и декоративно-прикладного творчества несет высокие эмоциональные и духовные качества, активно влияет на развитие личности студента, способствует совершенствованию его профессионального мастерства.
В процессе выполнения декоративной композиции с включением орнаментальных мотивов народов Севера изучаются немаловажные для творческого развития студента понятия, как ритм, пропорции, сочетание форм, конструкция, композиция. Значимую роль в процессе творческой работы над орнаментальной композицией играет и личность студента, его образное мышление, его идеи и представления, реализуемые в конкретном художественном произведении. Уровень развития общества и культуры, особенности национальной культуры также выполняют свою корректирующую функцию в процессе выполнения композиции.
Часто возникновение промысла основывалось на наличии сырья. Использование природных материалов -одна из основных традиций народного искусства и так как обработка кожи и меха издавна являлась основным видом промысловой и хозяйственной деятельности, то развивались оригинальные приемы обработки оленьих шкур, камусов (шкурок с оленьих ног), лобашей (шкур с голов оленей). И что интересно - эта отрасль народного искусства до сих пор находится на уровне домашнего ремесла, она целиком направлена на обслуживание домашнего, семейного быта оленеводов и охотников 50
Севера, а обособленность и специфические условия существования привели к тому, что традиционное народное искусство сохранилось практически в нетронутом виде до сих пор. Многие мастерицы применяют аппликацию для украшения национальной одежды и обуви. Огромное количество вещей делается из бересты, для их орнаментации применялось девять способов: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков бересты. Все предметы богато украшаются орнаментом с наружной или с внутренней стороны. Одним из главных искусств является шитье, создание одежды, которая богато украшается бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Самым распространенным головным убором является платок.
Для занятия национальным творчеством наравне с овладением конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, требуется знание основ композиции и цветоведения.
Изначально в России художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки в мастерских. В течении XIX столетия значительно вырос интерес к художественному образованию. Что приводит к возникновению частных учебных заведений художественно-промышленного образования [2].
Сегодня в системе дополнительного художественного образования большой популярностью пользуются центры народных ремесел, творческие мастерские. Данное направление детского и юношеского художественного творчества, наряду с развитием собственно художественно-эстетических способностей, способствует решению таких социально значимых задач, как сохранение традиций российского семейного уклада, обеспечение преемственности среди носителей секретов народного мастерства, распространение и сохранение многообразия традиций народов России [6].
Тематика национальной культуры имеет большой потенциал в сфере образования, так как позволяет сохранить традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Зная технологию выполнения различных орнаментов, что является обязательным условием при изучении народного творчества, происходит сохранение традиций и опыта накопленного поколениями.
К сожалению, малочисленность коренного населения, его социальная незащищенность отрицательно сказывается на уникальности их самобытной культуры, они словно растворяются в огромном миграционном пространстве. Именно поэтому большая работа в регионе направлена на сохранение национальной культуры народов Севера, на формирование уважительного отношения к ней.
Декоративно-прикладное искусство народов Севера постоянно привлекало пристальное внимание ученых, художников, искусствоведов, этнографов, историков своей уникальностью и художественными достоинствами - богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений. Интерес объясняется тем, что орнамент, как значимая часть народной культуры, считается средством выражения художественных вкусов, национальных отличительных черт народа, его мировоззрения. В известном смысле он выражает историю своего народа. [4]
В наше время народное творчество, национальные традиции в искусстве продолжают возрождаться. Необходимо помнить о том, что народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, своеобразным древом современной культуры. Роль национальных традиций и народных промыслов в образовании подрастающего поколения сложно переоценить. Приобщение к национальным культурным традициям не дают народу забыть свою историю. Традиция жива, пока ее берегут.
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Валиева, Р. З. Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента): ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011
2. Добродомова Т.М. Исторический аспект системы художественного образования России// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. - Тамбов, 2015. - С. 25-26
3. Кабижанова, Г. К. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога: на материале текстильного искусства: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. К. Кабижанова. - Алматы, 1999. - 180 с., ил.
4. Культурно-художественное пространство декоративно-прикладного искусства в ХМАО-Югре: материалы регион. науч. конф., Нижневартовск, 27—28 марта 2008 г. / отв. ред. М.В. Исаева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 164 с.
5. Литовченко А.С. Декоративная композиция как средство развития эстетической культуры будущих учителей технологии // Наука и инновации XXI века. -Сургут: Дефис, 2012. - С. 197-200
6. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Educationinthe Russian Federation: Building Creative Capacitiesinthe 21st Century : analyticalreport / Л.Л. Алексеева и др. ; Рос.ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э. Разлогов. — М., 2011.
7. Шевченко, Г. Л. Орнамент: Методические рекомендации для преподавателей. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. - 17 с.