Научная статья на тему 'Роль орнаментальной композиции в системе дополнительного художественного образования'

Роль орнаментальной композиции в системе дополнительного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ART TASTE / ЭСТЕТИКА / ESTHETICS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / APPLIED ARTS / ORNAMENTAL COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович

В статье рассмотрены роли, проблемы и задачи орнаментальной композиции в дополнительном образовании в современных условиях. Занятия по орнаментальной композиции дают мощный толчок для саморазвития, самореализации и творчества учащихся в системе дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ornamental compositions in the system of additional education in art

The article considers the role, problems and tasks of ornamental compositions in additional education in modern conditions. Classes in ornamental composition give a powerful impetus for self-development, self-realization and creativity of students in the system of additional art education.

Текст научной работы на тему «Роль орнаментальной композиции в системе дополнительного художественного образования»

1УДК 37.013.8 ББК 74.268.51

РОЛЬ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. М. Зубрилин

В статье рассмотрены роли, проблемы и задачи орнаментальной композиции в дополнительном образовании в современных условиях. Занятия по орнаментальной композиции дают мощный толчок для саморазвития, самореализации и творчества учащихся в системе дополнительного художественного образования.

Ключевые слова: орнаментальная композиция, саморазвитие, самореализация, художественный вкус, эстетика, декоративно-прикладное искусство.

THE ROLE OF ORNAMENTAL COMPOSITIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN ART

K. M. Zubrilin

The article considers the role, problems and tasks of ornamental compositions in additional education in modern conditions. Classes in ornamental composition give a powerful impetus for self-development, self-realization and creativity of students in the system of additional art education.

Keywords: ornamental composition, self-development, self-realization, art taste, esthetics, applied arts.

Занятия по орнаментальной композиции играют важнейшую роль в формировании и развитии у учащихся представления о целостной картине мира, системном и математическом подходе освоения и переработке информации, национальной самоидентификации, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Такие занятия дают мощный толчок для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. В современном образовательном пространстве в области декоративно-прикладного искусства и дизайна орнаментальному искусству отводится значительная часть.

Процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированно-го, деятельностного, культурологического и др.

В современных условиях рекомендуем исполь-

зовать технологию проблемного обучения, технологию развития абстрактного и композиционного мышления, технологию сотрудничества и другие, включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.

Курс занятий по орнаментальной композиции разработаны с учетом логики учебного процесса общего среднего и дополнительного образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам построения узоров и постоянного углубления и более широкого раскрытия вариативных возможностей орнаментального искусства.

В процессе обучения предусматривает теоретические и практические занятия, а также аудиторные и самостоятельные задания. Теоретические занятия проходят в виде бесед, учащиеся узнают:

• основные понятия и законы в орнаментальной композиции;

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ

• краткую историю происхождения орнаментального искусства;

• виды и жанры орнамента;

• виды симметрии орнамента;

• виды сеток для построения;

• возможности стилизации образа и формы;

• методики построения различных орнаментов;

• возможности колорита художественного произведения.

На практических занятиях учащиеся закрепляют и развивают свои знания умения и навыки в области орнаментального искусства.

В начале обучения используется методика «механических» способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение учащихся в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

По мере привыкания к специфике художественной деятельности перед учащимися ставятся все более сложные творческие задачи. Элемент случайного энергично преобразовывается в творческий замысел создания орнаментальной композиции. В то же время на основе орнаментальной композиции возможно полноценное приобщение учащихся ко всей художественной культуре в целом, так как орнамент является ее первоосновной и несет в себе все ее элементы.

В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента, лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляется иногда трудной задачей даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетаний достаточно велики и имеют общее название: элементы, виды или образы симметрии.

Многие направления науки проявляют исследовательский интерес к видам орнамента, и это неслучайно, так как все их многообразие является комбинационными симметрическими методами организации материи в форме живой и неживой природы.

Изучение орнаментального искусства в системе дополнительного образования направлено на формирование системного подхода, сочетание математических вычислений, художественного типа мышления с рационально-

логическим типом мышления обеспечивает становление целостного мышления учащихся.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений декоративно-прикладного искусства, понимания роли орнамента в жизни общества.

Изучение орнаментального искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, математика, геометрия, графический, средовой и компьютерный дизайн). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть существенно дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе орнаментальной композиции.

Современные стандарты образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Орнаментальная композиция» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые рассмотрены в примерной программе.

Личностные результаты освоения курса орнаментальной композиции:

• в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

• в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);

• в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство, дизайн).

Метапредметные результаты освоения курса «Орнаментальная композиция»:

• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей

жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);

• желание общаться с орнаментальным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активно использовать язык орнаментального искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (декоративно-прикладное искусство, дизайн др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;

• умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства орнамента для реализации художественного замысла;

• способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения курса «Орнаментальная композиция»:

• в познавательной сфере (понимание значения орнаментального искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, сформированное^ представлений о ведущих музеях России и региона);

• в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах декоративно-прикладного искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);

• в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);

• в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств орнаментального искусства и компьютерной графики).

Орнаментальная композиция играет огромную роль в формировании личности школьников. При изучении ее в общеобразовательной школе она помогает качественно реализовывать ФГОС, а в системе дополнительного образования, изучая ее глубоко, учащиеся получают серьезный стимул для качественного и быстрого усвоения и развития профессиональных компетенций в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна, особенно компьютерного дизайна.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломов, С. П. Орнаментальная композиция [Текст] / С. П. Ломов, В. П. Крылов. - М., 1997. - 144 с.

2. Кузин, B. C. Психология живописи [Текст] /

B. С. Кузин. - М., 2005. - 304 с.

3. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс [Текст]: учебник: в 2 ч. /

C. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2014. - 144 с.

REFERENCES

1. Lomov S. P., Krylov V. P. Omamentalnaya kompozitsiya. Moscow, 1997. 144 p.

2. Kuzin B. C. Psikhologiya zhivopisi. Moscow, 2005.304 p.

3. Lomov S. P., Ignatyev S. E., Karmazina M. V. Iskusstvo. Izobrazitelnoe iskusstvo. 5 klass: uchebnik: in 2 Part. Moscow: Drofa, 2014. 144 p.

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета e-mail: Kzubrilin@mail.ru

Zubrilin K. M., PhD in Education, Associate Professor, Moscow State Pedagogical University e-mail: Kzubrilin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.