включения в него положения о целенаправленном усилении связей конкретной дисциплины с другими и об установлении новых теоретических межпредметных обобщений. Руководствуясь данным подходом, преподаватель может усиливать связи между дисциплинами, целенаправленно используя, например, междисциплинарные учебно-познавательные диалоговые и полилого-вые задачи или практико-ориентированные понятийные комплексы [3; 4; 5, с. 170 - 173; 6, с. 175 - 181]. Междисциплинарные связи, представленные в таком виде, расширяют образовательное пространство любой учебной дисциплины [1, с. 90 - 93], а многократно применяемые знания и умения по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивают умение применять знания и в профессиональной деятельности и, тем самым, формировать соответствующие компетенции, определяющие уровень профессиональной компетентности будущего специалиста.
Библиографический список
Приоритетное место среди ключевых компетенций должно быть предоставлено компетенциям в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Данная компетенция занимает приоритетное место в совокупности компетенций личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Таким образом, если в процессе обучения общей физике регулярно осуществлять межпредеметные связи между различными предметами, отражающими взаимосвязь предметных областей соответствующих наук и общность их методов исследования, то это позволит повысить качество усвоения естественнонаучных понятий и сформировать современное естественнонаучное мышление студентов, позволяющее реализовать межпредметные связи как ключевую компетенцию [7].
1. Карнаух Е.И., Петров А.В. Необходимые условия формирования современного естественнонаучного мышления в процессе обучения студентов физике. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 90 - 93.
2. Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования (Рекомендации международной научно-практической конференции). Горно-Алтайск, 2010, 18 - 23 августа.
3. Дмитриев К.И. Формирование сложных физических понятий у учащихся средней школы в условиях развивающего обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2009.
4. Кудашова, Е.И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.
5. Кудашова Е.И. Учебные понятийные комплексы как средство реализации комплексного системного подхода в процессе изучения физики в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 170 - 173.
6. Торбогошева В.М., Кудашова Е.И., Петров А.В. Использование физических законов как учебных понятийных комплексов. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 175 - 181.
7. Дугашев В.В., Петров А.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 89 - 93.
References
1. Karnauh E.I., Petrov A.V. Neobhodimye usloviya formirovaniya sovremennogo estestvennonauchnogo myshleniya v processe obucheniya studentov fizike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 90 - 93.
2. Kompetentnostno-deyatel'nostnyj podhod v sovremennoj sisteme obrazovaniya (Rekomendacii mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii). Gorno-Altajsk, 2010, 18 - 23 avgusta.
3. Dmitriev K.I. Formirovanie slozhnyh fizicheskihponyatiju uchaschihsya srednejshkoly vusloviyah razvivayuschego obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.
4. Kudashova, E.I. Metodika ispol'zovaniya uchebnyh ponyatijnyh kompleksov v usloviyah razvivayuschego obucheniya fizike v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.
5. Kudashova E.I. Uchebnye ponyatijnye kompleksy kak sredstvo realizacii kompleksnogo sistemnogo podhoda v processe izucheniya fiziki v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 170 - 173.
6. Torbogosheva V.M., Kudashova E.I., Petrov A.V. Ispol'zovanie fizicheskih zakonov kak uchebnyh ponyatijnyh kompleksov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 175 - 181.
7. Dugashev V.V., Petrov A.V. Mezhpredmetnye svyazi kak klyuchevaya kompetenciya v pedagogicheskoj sisteme razvivayuschego obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 89 - 93.
Статья поступила в редакцию 25.05.16
УДК 377
Imanmurzaeva A.U., teaching assistant, Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), Е^аН: [email protected]
POSSIBILITIES OF DECORATIVE CRAFTS IN FORMATION OF A PERSONALITY AMONG ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN. The article discusses possibilities of decorative craftwork in formation of aesthetic relation of schoolchildren in an elementary school. Special attention is focused on value and the fruitfulness of using the existing technological expertise of arts and crafts as a condition of the formation of the aesthetic relation of young schoolchildren in the course of training to the fine arts. Lessons of fine and decorative arts have become fundamental to the development of aesthetic education and aesthetic attitudes of pupils on the basis of the best attraction of the training potential of cultural, historical, artistic and pedagogical experience of mankind.
Keywords: formation, aesthetic attitude, arts and crafts, rich features, artistic traditions, decorative motifs.
А.У. Иманмурзаева, ассистент каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е^аИ: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В данной статье рассматривается возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников. Подробно акцентируется внимание ценность и плодотворность использования сложившегося технологического опыта декоративно-прикладного искусства как условия формирования эстетического отношения младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии эстетического отношения школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
Ключевые слова: формирование, эстетическое отношение, декоративно-прикладное искусство, богатые возможности, художественные традиции, декоративные мотивы.
Среди всех видов народного творчества декоративно-прикладное искусство занимает особое место, потому что социальная природа этого искусства выражается здесь в наиболее материализованной форме, нежели в других видах, в образе конкретных бытовых предметов, по которым можно судить об эпохе, людях, их материальной и художественной культуре, о вкусах, обычаях, укладе жизни.
Вторая причина кроется в том, что этот вид искусства связан с различными факторами человеческой культуры: социально-экономическими, производственными и художественными, эстетическими. Так, с одной стороны, декоративно-прикладное искусство принадлежит экономике, с другой - искусству, что постоянно сказывалось и сказывается на судьбах и традициях этого вида народного творчества.
Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников будут востребованы только «при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе» [1]. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, керамика, народные вышивки и пр.
Под влиянием социальных, исторических, экономических, географических условий дагестанское прикладное искусство существовало в виде художественного ремесла, которое развивалось в двух формах. Одна из них - домашнее ремесло, которое сопровождало крестьянское хозяйство, дополняло занятия горцев земледелием и скотоводством.
К другой можно отнести организованное ремесло тех мастеров-прикладников, для которых оно было основным занятием.
На протяжении многих веков создавалось прикладное искусство Дагестана, обретая своеобразные национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся поколениями мастеров, которые передавали свое искусство непосредственно из рук в руки. Таким образом, мы получили сегодня в наследство от предков из глубокой древности многогранное, самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить, развивать, учитывая и экономическую сторону наших народных промыслов и их громадную художественную и эстетическую значимость.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана, имеющее богатые многовековые традиции, наиболее ярко проявилось в художественной обработке металла, в резьбе по дереву и камню, в ковроткачестве, узорном вязании и золотошвейном деле, в обработке кости и в керамическом производстве. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. «Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе» [2]. Веками, из поколения в поколение, передавались народными умельцами приёмы художественного мастерства и профессиональные навыки. Каждое новое поколение мастеров совершенствовало и обогащало их, а время и коллективный опыт отбрасывали все случайное, не соответствующее традиции коллективного творческого опыта.
Неразрывно связанное в своём историческом развитии с повседневным бытом человека - с интерьером жилища, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной утварью - декоративно-прикладное искусство достигло высокого совершенства. «Оно продолжает и развивает лучшие национальные традиции, выработанные многими поколениями мастеров прошлых эпох» [3].
Со временем декоративно-прикладное искусство Дагестана обогатилось новыми орнаментальными мотивами и изобразительными сюжетами, новыми современными формами изделий, отвечающими эстетическим вкусам людей, а также новыми декоративно-техническими приемами. Изумительные по своей красоте изделия кубачинских и гоцатлинских златокузнецов, наполненные яркими южными красками дагестанские ковры, оригинальные инкрустированные изделия унцукульских мастеров, самобытная расписная керамика Балхара завоевали широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за его пределами.
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения является самым доступным
и демократичным видом художественного творчества, а также по своему языку ближе всего детскому мышлению. Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но, прежде всего, в его духовном мире [4].
Формирование у младших школьников эстетического отношения можно сделать более продуктивным, если ввести учащихся, одновременно с общим образованием в систему дополнительного эстетического воспитания. Декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики является интегрированным и предполагает использование различных видов творческой деятельности: изобразительное искусство, конструирование, лепка, изучение технологии работы с различными материалами; занятия литературным, театральным и народным творчеством; изучение культурных традиций своего народа, природы, а также многие другие виды творческой деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства осуществляется с помощью интегрированной программы в эстетически организованной среде детской студии, жизнь и работа которой происходят в школе во второй половине дня, и в то же время не ограничена строгой классноурочной системой. Это помогает ненавязчиво, в свободной демократичной атмосфере эстетически формировать у ребёнка целостную картину мира, воспринимать и осознавать богатство и многообразие бытия, восстанавливать нравственную атмосферу и духовное здоровье подрастающего поколения. Если более активно создавать в школе детские студии, позволяющие работать с ребёнком индивидуально, увеличив количество часов по эстетическому воспитанию, формирование у младших школьников эстетического отношения к действительности будет более продуктивным.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное народное искусство, уходящее корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием «народное искусство»; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся высоким признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, самобытность, национальная психология. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при его доступности - незаменимое средство воспитания ребёнка. Использование народного декоративного искусства в работе с детьми - это воспитание любви к Родине, своему народу. В отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве родном и близком, искусстве того края, где живет человек. Б.М. Неменский подчёркивает, что ребёнка необходимо «привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа» [5].
Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое, оно существует рядом с нами и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками традициями и обычаями народа. Декоративное искусство материализуется в предметах и вещах, вызывая чувства и формируя вкус. Каждое дело, совершаемое в обществе, и каждый предмет, функционирующий в культурной жизни людей, оказывают то или иное эстетическое воздействие, формируют или деформируют эстетическое сознание человека, развивают или развращают его в эстетическом отношении точно так же, как и в нравственном.
Формирование эстетического отношения у младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:
- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;
- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- создание предметно-развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребёнку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности.
Одним из важнейших факторов формирования эстетического отношения у младших школьников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла.
Немаловажным в этом направлении считаем художественную прикладную деятельность младшего школьника, поскольку она оказывает значительное влияние на формирование эстетического отношения. Художественная прикладная деятельность младшего школьника характеризуется свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании на начальном этапе изделий по образцу, а на следующем этапе оригинальных изделий, не ограничивая ученика начальных классов в активном воображении.
В преподавании дисциплин эстетического цикла народное творчество и, в частности, декоративно-прикладное искусство необходимо рассматривать как органическую часть общего потенциала духовной и материальной культуры. Глубокое понимание этого даёт учителю возможность чётко определить основную цель педагогического процесса. Она заключается в том, чтобы максимально плодотворно формировать эстетическое отношение школьников к окружающей действительности, используя исторический опыт конкретного региона или более локальной территориальной, национальной особенности. Поэтому в процессе знакомства учащихся с конкретными образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, учитель должен добиться верного понимания сущности примеров практической художественной деятельности, принципов традиционного - на основе коллективного опыта - воплощения
Библиографический список
художественного образа, конкретного изобразительного сюжета или декоративного мотива, а главное - формировать интерес, развивать эстетическое отношение учащихся к окружающей действительности.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических особенностей создаёт особые условия для изучения и познания культурного наследия и может способствовать развитию эмоционально-образную творческую активность учащегося, а также быть универсальным средством формирования эстетического отношения.
Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического и воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств (в том числе декоративно-прикладного искусства), в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
Особое место среди них занимают предметы эстетического цикла, в частности, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как один из самых интересных для детей видов художественной деятельности, который имеет важное значение для умственного воспитания, развития их восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса.
В настоящее время возникает необходимость изменения содержания и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников с национально-художественной культурой человека. Именно поэтому существенное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников.
Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
1. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Москва: Советская Россия, 1989.
2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва: 1996.
3. Маммаев М.М. Об использовании традиций народного искусства в развитии и обогащении современного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана: сборник статей. Махачкала, 1982.
4. Горяева H.A. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва: Просвещение, 2003.
5. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы. Новое педагогическое мышление. Под редакцией A.B. Петровского. Москва, 1989.
References
1. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii. Narodnoe tvorchestvo kak mir celostnosti. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1989.
2. Shpikalova T.Ya. Izobrazitel'noe iskusstvo. Osnovy dekorativno-prikladnogo iskusstva. Moskva: 1996.
3. Mammaev M.M. Ob ispol'zovanii tradicij narodnogo iskusstva v razvitii i obogaschenii sovremennogo dekorativno-prikladnogo iskusstva Dagestana. Idejno-hudozhestvennye problemy sovremennogo iskusstva Dagestana: sbornik statej. Mahachkala, 1982.
4. Goryaeva H.A. Metodicheskoe posobie k uchebniku «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v zhizni cheloveka»: 5 kl. Pod redakciej B.M. Nemenskogo. Moskva: Prosveschenie, 2003.
5. Nemenskij B.M. Puti ochelovechivaniya shkoly. Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Pod redakciej A.B. Petrovskogo. Moskva, 1989.
Статья поступила в редакцию 01.06.16
УДК 355.231+398.8
Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Moskalenko O.A., senior lecturer, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES IN MODERN YOUTH (WITH REFERENCE TO MUSICAL CULTURE OF THE COSSACKS). In this article a problem of development of traditional cultural and art values in modern youth by means of musical culture of the Cossacks assuming its both intonational and acoustical comprehension. The value-related contents of musical culture is considered in the context that it embodies traditional values of the Russian culture, civic consciousness, patriotism, Orthodoxy, a family, conciliarity. The authors have presented a development model of traditional cultural and art values in youth, which is realized in the system of the Cossack education as parts of Russian education in general, establishments of additional education and the youth organizations of the Cossack orientation. This system includes target-related, theoretical, methodological, substantial, organizational, productive and value-based components.