Научная статья на тему 'Формирование интереса младших школьников к декоративноприкладному искусству на внеурочных занятиях по технологии'

Формирование интереса младших школьников к декоративноприкладному искусству на внеурочных занятиях по технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕРЕС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEREST / YOUNGER SCHOOLBOYS / ARTS AND CRAFTS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дахин Денис Викторович, Лахина Алла Петровна

В работе дается характеристика формирования интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии, рассматривается сущность декоративно-прикладного искусства, изучение декоративно-прикладного искусства учащимися младших классов, выявляются условия формирования интереса младших школьников. Цель исследования заключалась в формировании интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что при создании определенных условий, у младших школьников будет повышаться интерес к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии. Разработанные педагогические условия и проведенная опытно-экспериментальная работа по их использованию на внеклассных занятиях по технологии позволила установить положительную динамику в изменении интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interest formation of younger schoolboys to the arts and crafts on extracurricular classes on technology

In work the characteristic interest formation of younger schoolboys in arts and crafts on after-hour classes in technology is given, the essence of arts and crafts, studying of arts and crafts by pupils of elementary grades is considered, conditions of interest formation of younger schoolboys to reveal. The research objective consisted in formation of interest of younger schoolboys in arts and crafts on out-of-class (after-hour) classes in technology. The assumption acted as a hypothesis that at creation of certain conditions, at younger schoolboys interest in arts and crafts on after-hour classes in technology will increase. The developed pedagogical conditions and the carried-out skilled and experimental work on their use on out-of-class classes in technology allowed to establish positive dynamics in change of interest in arts and crafts at pupils.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса младших школьников к декоративноприкладному искусству на внеурочных занятиях по технологии»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 121-125. УДК 373.31

Д. В. Дахин, А. П. Лахина

Формирование интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии

В работе дается характеристика формирования интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии, рассматривается сущность декоративно-прикладного искусства, изучение декоративно-прикладного искусства учащимися младших классов, выявляются условия формирования интереса младших школьников.

Цель исследования заключалась в формировании интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что при создании определенных условий, у младших школьников будет повышаться интерес к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии.

Разработанные педагогические условия и проведенная опытно-экспериментальная работа по их использованию на внеклассных занятиях по технологии позволила установить положительную динамику в изменении интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся.

Ключевые слова: педагогические условия, интерес, младшие школьники, декоративно-прикладное искусство, технология

Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 19 May 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 121-125.

Interest formation of younger schoolboys to the arts and crafts on extracurricular classes on technology

In work the characteristic interest formation of younger schoolboys in arts and crafts on after-hour classes in technology is given, the essence of arts and crafts, studying of arts and crafts by pupils of elementary grades is considered, conditions of interest formation of younger schoolboys to reveal.

The research objective consisted in formation of interest of younger schoolboys in arts and crafts on out-of-class (after-hour) classes in technology.

The assumption acted as a hypothesis that at creation of certain conditions, at younger schoolboys interest in arts and crafts on after-hour classes in technology will increase.

The developed pedagogical conditions and the carried-out skilled and experimental work on their use on out-of-class classes in technology allowed to establish positive dynamics in change of interest in arts and crafts at pupils.

Keywords: pedagogical conditions, interest, younger schoolboys, arts and crafts, technology

D. V. Dakhin, A. P. Lakhina

Щрой^ес приобщения1^уЧащИХСя/к де-/¡Р~) // коративно-прикладному искусству Ч^Х (у осуществляется с учетом психофизиологических особенностей на разных этапах их художественного развития. С особенностями развития учащихся в раннем подростковом возрасте у них уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Занятие искусством должны в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, нравственно-эстетической отзывчивости на окружающее нас прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирование художественных знаний, умений и навыков. Знакомство с декоративно-прикладным искусством выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени [5, с. 204].

Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. Позволяет учащимся соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего. Начиная, свой путь с освоения истоков народного искусства и постепенно подходя к освоению современных форм народного прикладного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствова-ния, мировосприятия.

Знакомство с самобытным искусством, разных народных промыслов народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и другие помогает учащимся увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера [3, с. 125].

По предмету «Технология» предусмотрены внеурочные занятия: два раза в неделю продолжительностью 2 часа (68 занятий в год - 136 часа), учащиеся посещают по желанию. Они проходят после проведения основных уроков через 2 часа.

Тематическое планирование для внеурочных занятий по технологии «Декоративно-прикладное искусство» (2 класс) состоит из разделов: «Введение в мир искусства», «Природный материал», «Вышивка», «Вязание», «Лепка из соленого теста (глина)», «Макраме», «Подведение итогов. Организация выставки».

На внеурочных занятиях деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных конструкторско-тех-нических задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Трудовое обучение младших школьников на внеурочных занятиях является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития, оказывает влияние на

развитие творческих способностей, воображение, фантазию и происходит одновременно осмысленный труд.

На внеурочных занятиях младшие школьники могут лепить из глины, пластилина, воска, теста, вязать, вышивать, работать различными видами материала, используемыми при работе в изучении декоративно-прикладного искусства. Все в окружающем нас мире — явления, вещи, события — можно рассматривать с эстетически!! позиций. При формировании интереса младшего школьника к окружающему миру, природе, труду, искусству, культуре отношений с другими людьми все происходит взаимосвязано и учит жить младшего школьника по законам красоты. Важно раскрыть ему красоту жизни, ее богатства [1, с. 274].

Изделия декоративно-прикладного искусства воздействуют на эмоциональную сферу ученика и являются могучим средством эмоционально-эстетического воспитания и развития. Эмоциональное восприятие художественных образов раскрывает красоту нашей действительности, способствует формированию интереса к декоративно-прикладному искусству, к мировоззрению и духовной культуры младшего школьника.

Общение с декоративно-прикладным искусством на внеурочных занятиях определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений, младший школьник перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Декоративно-прикладное искусство развивает его способности к художественному творчеству, оно заполняет его свободное время ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности и способствует их всестороннему развитию [2, с. 204].

На внеурочных занятиях по технологии при изучении декоративно-прикладного искусства учащиеся знакомятся с прикладным искусством родного края и других народов. Произведения мастеров рассказывают о своеобразии того края, где они были созданы, о вкусах разных народов, их представлениях о красоте. Младшие школьники рассматривают вещи, привезенные из разных уголков страны и даже из-за рубежа, они не перестают удивляться тому, как много народов населяют планету и все стремятся к красоте, стремятся украсить волшебными узорами свой дом. Это удивление, восхищение мастерством способствует формированию у учащихся чувства уважения к людям, представителям разных национальностей, которые делают мир прекрасным [4, с. 124].

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседЦ невной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие опреде-лйй^ые функции [6, ¡с. 476].

122 |5ЭМ 2з°7-2447

ШАктуОльность иссяедованияЩаШючШШЯ

в Недостаточной заинтересованности учащихся к (декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии, что в целом рПределило нашу тему выпускной квалификационной работы.

Проблемой исследования является создание условий, способствующих процессу формирования интереса у младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии.

Цель исследования: выявить условия и привить интерес младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии.

Объектом исследования является учебный процесс на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии младших школьников.

Предметом исследования являются условия, способствующие формированию интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях по технологии.

Гипотеза исследования: если на внеурочных занятиях по технологии использовать определенные условия, способствующие формированию интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству, то данный процесс будет осуществляться эффективно.

Задачи:

1. Проанализировать научную и специальную литературу по теме исследования;

2. Разработать педагогические условия для формирования интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию разработанных условий на внеклассных занятиях по технологии.

Программа внеурочных занятий разработана в соответствии с возрастными особенностями учащихся, при использовании методик проведения занятий был сформирован подход к распределению заданий, правильно спланировано время для теоретических занятий и практической работы.

Познавательный материал давался через на-глрдное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Программа обучения рассчитана на один учебный год, обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Успех работы на занятии зависит от увлеченности руководителя, правильной организации занятий, обеспеченности необходимым инвентарем, регулярности занятий и их кон-&ретного планирования. Необходимо заранее подготавливать все необходимые инструменты и Материалы для работы. Нужно обращать внимание на размещение учащихся во время внекласс-ЙВ&занятий. Создать необходимые условия для

работы. У1ложн11^е*11д1ний:зависитот^м^ния

и навыка работы с инструментом. Помещений! отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий.

Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, инструменты, приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий декоративно-прикладным искусством.

Оформление кабинета должно способствовать воспитанию хорошего вкуса. Наглядные средства позволяли дать учащимся наиболее полное представление о каком-либо изделии, образце и способствовало более полному освоению материала. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их учащимся. Эти изделия выполняются в плане общественного полезного труда. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа.

С помощью различных методик экспериментальным путем проверили методические приемы формирования интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных (внеурочных) занятиях по технологии.

На первом этапе констатирующего эксперимента, проведя анкетирование учащихся вторых классов, выявили, что уровень их интересов низкий и средний. Учащиеся находились в одинаковых условиях. Мы определили: экспериментальный и контрольный классы (2 «А» -контрольный, 2 «Б» — экспериментальный).

На заключительном (контрольном) этапе эксперимента производился сравнительный анализ результатов используемых нами методик до проведения формирующего этапа эксперимента и после. Методики использовались те же, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Представим результаты в виде диаграммы (см. рис.1 и 2).

В начале обучения выявлено младших школьников, находящихся на высоком уровне повышения интереса в изучении декоративно-прикладного искусства не было. Внедряя и используя разработанные методики на этапе формирующегося эксперимента, мы провели контрольный эксперимент. Определили, что уровень интереса поднялся от 5% до 12%, а в контрольной группе остался почти прежним.

Представим результаты в виде диаграмм (см. рис.3 и 4).

В ходе проведения эксперимента было установлено, что использование и внедренные выявленных нами педагогических условий повышает интерес к декоративно-прикладному искусству и являются эффективными, у учащихся наблюда-

16 т— Г "Г

1 1 11

□ 2 «А» к ■ 2 «Б» э

Рис.1. Уровни интереса младших школьников до эксперимента (методика №1)

m N

□ 2 «А» к ■ 2 «Б» э

ш

□ 2 «А» к ■ 2 «Б» э

Рис.2. Уровни интереса младших школьников после эксперимента (методика №1)

Щв"

□ 2 «А» к ■ 2 «Б» э

14

12

10

3

6

4

2

0

16

14

12

10

10

3

8

6

6

4

2

0

Рис.3. Результаты методики № 2 до эксперимента

ются положительные изменения. Результат показал, что интерес в экспериментальном классе выше контрольного.

Общей целью проведения экспериментального исследования являлось формирование интереса младших школьников на внеклассных занятиях по технологии.

В ходе экспериментального исследования мы решили следующие задачи:

1) подобрали адекватные целям исследования условия и предложили программу исследования;

2) осуществили выбор классов для проведения исследования и опросили испытуемых;

Рис.4. Результаты методики № 2 после эксперимента

3) провели качественную и количественную обработку полученных данных, определили уровень формирования интереса младших школьников и сформулировали выводы.

Таким образом, нам удалось подтвердить выдвинутую нами гипотезу.

Предложенные в данной работе внеклассные занятия, выводы и методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов по формированию интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеклассных занятиях по технологии.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Буров А.И. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А.И. Буров и Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 2004. 304 с.

2. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. 264 с.

3. Ильина Е. Воспитание искусством. Искусство в школе / Е. Ильина. М.: Наука, 2009. 250 с.

4. Кумаев Н.А. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н.А. Кумаева. М.: Просвещение, 2001. 240 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Наука, 2003. 244 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2003. 519 с.

REFERENCES

1. Burov A.I. Esteticheskoe vospitanie Shkolnikov/pod red. A.I. Burov i B.T. Likhacheva [Aesthetic education of pupils]. Moscow, Pedagogika Publ., 2004. 304 p.

2. Gerasimov S.A. Sistema esteticheskogo vospitaniia Shkolnikov / pod red. S.A. Gerasimova [System of aesthete education of pupils]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 264 p.

3. irin%bV>spitanie iskusstvom. Iskusstvo vshkole /E. Il'ina [Arteducatien. Art school]. Moscow, Nauka Publ.i2009,;;250 p.

124 ISSN 2307-2447

4. Kumaev N.A. Osriovy^stmcheskogo vospitaniia: posobie dlia uchiteliaf pod red. N.A. Kumaeva [Fundamentals ;0f: aesthetic education: aHandboOk for teachers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2001. 240 p.

5. Leont'ev A.N. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. / A.N. Leont'ev [Activity. Consciousness. Personality]. MoscoW, Nauka Publ., 2003. 244 p.

6. Kharlamov I.F. Pedagogika: uchebnoeposobie /I.F. Kharlamov [Pedagogy: textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2003. 519 p.

Информация об авторах Дахин Дмитрий Викторович

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Цехнологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: ddakhin@yandex.ru

Associate Professor of the Department of Technological and Natural Disciplines Voronezh State Pedagogical University

Information about the authors

Dakhin Dmitrii Viktorovich

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences

E-mail: ddakhin@yandex.ru

Лахина Алла Петровна

(Россия, Воронеж) Студент 5 курса психолого-педагогического факультета. Воронежский государственный педагогический университет

Lakhina Alla Petrovna

(Russia, Voronezh) 5th year Student of Psycho-Pedagogical Faculty Voronezh State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.