Научная статья на тему 'Ценностное содержание работы по декоративно-прикладному искусству в младшей школе'

Ценностное содержание работы по декоративно-прикладному искусству в младшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА / SPIRITUAL FORMATION AND EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / MORAL EDUCATION / CHRISTIAN SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина И. Н.

Описывается опыт работы педагога дополнительного образования по формированию духовно-ценностных основ мировосприятия ребенка на занятиях по декоративно-прикладному искусству в младших классах общеобразовательной школы. Приобщение к традициям народной культуры, в том числе духовно-религиозным, рассматривается как непременное условие формирования личности ребенка; цель работы в процессе занятий по технологии и декоративно-прикладному искусству выйти к освоению основ духовной культуры народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUE OF THE WORK ON THE ARTS AND CRAFTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL

This paper describes the in-school experience of a teacher of the supplementary education (arts and crafts) working with junior students. In the process of integrating students with moral and spiritual values, a teacher introduces the traditions of Russian folk culture. Those traditions, including religious ones, are considered as an essential condition for the formation of the personality of the child. The learning objective is to gain understanding of spiritual culture of the Russian people through the arts and crafts classes.

Текст научной работы на тему «Ценностное содержание работы по декоративно-прикладному искусству в младшей школе»

УДК 373.32+745

ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В

МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

И.Н.Хайруллина

SPIRITUAL VALUE OF THE WORK ON THE ARTS AND CRAFTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL

LN.KhaymUina

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 1360 (Москва), [email protected]

Описывается опыт работы педагога дополнительного образования по формированию духовно-ценностных основ мировосприятия ребенка на занятиях по декоративно-прикладному искусству в младших классах общеобразовательной школы. Приобщение к традициям народной культуры, в том числе духовно-религиозным, рассматривается как непременное условие формирования личности ребенка; цель работы — в процессе занятий по технологии и декоративно-прикладному искусству выйти к освоению основ духовной культуры народа.

Ключевые слова: духовное образование и просвещение, педагогический процесс, нравственное воспитание, христианская символика

This paper describes the in-school experience of a teacher of the supplementary education (arts and crafts) working with junior students. In the process of integrating students with moral and spiritual values, a teacher introduces the traditions of Russian folk culture. Those traditions, including religious ones, are considered as an essential condition for the formation of the personality of the child. The learning objective is to gain understanding of spiritual culture of the Russian people through the arts and crafts classes. Keywords spiritual formation and education, pedagogical process, moral education, Christian symbolism

В современной педагогике вопрос духовно-нравственного воспитания личности является ключевым. Духовные основы человека закладываются в детстве, и поэтому вопрос формирования ценностных ориентиров в картине мира ребенка является первостепенным. В деле воспитания не бывает «мелочей», не бывает «свободного времени»: каждый этап в общении с ребенком должен нести не только информационное, обучающее начало, но и воспитательное. Говоря словами В.А.Сухомлинского, «каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубин души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя». [1, с. 21].

Данная статья обобщает личный опыт работы педагога дополнительного образования в начальной школе; предмет — декоративно-прикладное искусство и технология; материал: текстиль, бисер, бумага, соленое тесто, дерево. Цель апробируемой авторской программы — через занятия технологией и декоративно-прикладным искусством выйти к знакомству с духовной культурой народа. Приобщение к базовым ценностям культуры видится основой для патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений; благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

При работе с младшими школьниками такая форма знакомства с национальным духовным достоянием видится оправданной: особенности психофизиологического и интеллектуального развития

младших школьников не дают возможности оперировать абстрактными культурологическими понятиями, восприятие детей этого возраста конкретно, и обращение к знакомству с национальной культурой должно облекаться в наглядно-образные формы. Этот подход сегодня является приоритетным среди преподавателей технологии в общеобразовательной школе [см.: 2; 3].

Личная практика педагогической деятельности показывает, что интуитивная потребность ребенка в постижении ценностно-содержательных основ очень высока, как и желание почувствовать духовное начало, пережить мистическое очарование; ребенок интуитивно тянется к «Божественному». Так, при решении конкретной учебной задачи из предложенных педагогом вариантов будет выбран тот, в котором сильнее проявлено духовное содержание (что мастерить: «игрушку», «самолет» или «ангела» — будет выбран именно «ангел»); при аудиосопровождении урока при возможности выбора между сказкой или текстом духовного содержания, будет выбран последний. Складывается ощущение, что детская душа сама сопротивляется рационализму. Ребенок, конечно, нуждается в педагогическом сопровождении на этом пути, и здесь важная роль принадлежит учителю: нужно создавать ситуации, способствующие формированию духовного мировосприятия.

За время работы были найдены приемы, которые позволяют на занятиях по технологии приобщить детей к традициям народной духовной культуры (познакомиться с традиционными ремеслами, особенностями народного костюма, народными праздниками, народно-поэтической символикой, с основами христианской культуры). Конкретными учебными целя-

ми каждого занятия является развитие умений и навыков, связанных с овладением определенной технологией (оригами, бисер, шитье, и т.д.), а также формирование внимательности, аккуратности, усидчивости, но сверхзадачей каждого такого занятия видится наполнение практической деятельности духовным смыслом, обращение к личности ребенка. Формы работы: беседа, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, изучение иллюстраций. Важно подчеркнуть, что использование историко-культурного материала не является самоцелью, так как форма учебной деятельности — работа по технологии; разговор об искусстве, культуре возникает «попутно», как бы «между прочим», но духовная значимость таких элементов занятия является первоочередной. Цель такой работы не только обогатить информационное пространство ребенка, но, прежде всего, ценностно осмыслить его.

Прежде всего, при работе с материалом я обращаю внимание на «живую» природу этого материала. Если этот материал используется в народном искусстве, то рассказываю немного об истории этого искусства, особенный интерес вызывает информация о культуре народов мира (об искусстве оригами, о лоскутном шитье, бисерном рукоделии в России, о папье-маше).

Большой интерес вызвало у детей изучение традиций лоскутной техники и национального костюма, изготовление тряпичных кукол, текстильной аппликации. В процессе работы рассказывалось о традициях лоскутного шитья. Это один из немногих видов декоративно-прикладного искусства, встречающегося у каждого народа; в каждой национальной культуре лоскутное шитье принимало разные формы. История лоскутной техники в культуре разных народов показывает связь этого вида искусства с национальной традицией, духовными практиками. Так, например, история пэчворка восходит к текстильному искусству Востока древних веков; тряпичная кукла возникает в культовых практиках, как детская игрушка; возникновение аппликации из кожи и ткани связано с древнейшей культурой народов-кочевников. Представленные изделия позволяют понять, как трепетно наши предки относились к каждому кусочку ткани. В процессе работы детям предлагался иллюстративный ряд, представляющий образцы тряпичных кукол разных народов, национальные костюмы, текстильные элементы интерьера. При этом обращалось внимание на особенности технологии выполнения, цветовой палитры, нюансов отделки, цветовой и орнаментальной символики. В выполненных детских работах по изготовлению кукол, салфеток, элементов костюма (тряпичных сумочек) находили отражение типовые формы и образы, присущие эстетике народного искусства. В собственные работы наряду с копированием отдельных элементов народного искусства, взятых из иллюстративного материала, дети привносили свое видение орнамента, цветового решения.

Еще одним эффективным путем ценностного наполнения занятия по технологии является приуро-чивание различных видов работ к праздничному ка-

лендарю. Жизнь школьных кружков подчинена праздникам. Каждый месяц связан с определенной темой для рисунков, открыток, поделок. В личном опыте работы разрабатывались три темы, связанные с традициями православной культуры: «Вход Господень в Иерусалим» («Вербное воскресенье»), «Воскресение Господне» («Пасха») и «Рождество Христово». Эти праздники близки и понятны детям младшего школьного возраста.

Темами проведения занятий к Вербному воскресенью и Пасхе у нас были: 1) вышивка открытки с веточками вербы и 2) плетение плоских брелоков в форме яйца. Это задания, достаточно легкие для первоклассников. Дети обтягивали картон тканью, из пеньковой веревки выкладывали веточки, и пришивали кусочки сетки и бусинки — задание на два учебных часа. Для занятия по плетению плоских яиц были распечатаны шаблоны разных размеров, и детям было предложено нарисовать свой узор, или адаптировать традиционный по материалу из книги. После этого методом параллельного низания на проволоке нужно было сплести яйцо, проверяя узор и контур по шаблону. Интерес вызвал иллюстративный ряд, связанный с традицией росписи пасхальных яиц. Богато украшенные писанки помогали заинтересовать детей традиционной орнаментикой, развить фантазию. Это задание выполняется за один учебный час, но очень нравится детям и по желанию может повторяться.

На рождественские праздники мы разрабатывали две темы — создание игрушки «ангел» из бумаги или соленого теста, и создание «рождественского домика» из обрезков дерева. Образ ангела близок детской душе, в нем соединяются красота, добро и свет. Многие дети обращались к этой теме и после календарного занятия: выбирали повторение поделки — «ангел» на занятии со свободной темой. Мастер-класс «Рождественская деревня» проводился перед самым Новым годом. Дети погружались в атмосферу создания игрушек-миниатюр, доступных в простоте, но очень добрых и светлых. Результатом работы была выставка-инсталляция «Рождественская деревня»: игрушка-домик каждого ребенка занимал место на общей «улице», позволяя почувствовать единение всего мира в праздничные дни.

Есть в моей личной педагогической копилке занятие, направленное на знакомство с древнерусским искусством. Технологической целью занятия была лепка из теста, а духовно-эстетической тематикой было знакомство с образцами владимирской белокаменной резьбы.

Подготовительным этапом работы было знакомство с культурой православного храма (элементами храмовой архитектуры, декора, мелкой пластикой, с элементами священной атрибутики). Дети знакомились с иллюстрациями рельефов Димитровского собора г. Владимира, большой интерес вызвали мифологические персонажи. Заданием для творчества была лепка животных (львов). В процессе работы помимо обращения к искусству рельефов для создания духовно-мифологического наглядного образа был предложен мультфильм «Рождество» (1996 г., реж. Михаил Алдашин), графика которого имеет аналогии с вла-

димирской резьбой. Десятиминутный мультфильм смотрели с объяснением к каждой сцене; по итогам просмотра предполагалась беседа. Вопросы были направлены на выявление знаний детьми евангельского рождественского сюжета: «кто такой ангел?», «что он сказал Деве Марии?» (дети в один голос утверждали, что то, что он ее любит); «о чем был секрет?»; «какую звезду ангелы опустили на небеса?»; «кто ее нарисовал?»; «Что это за ребенок, что вокруг него и ангелы, и звезда, и три стареньких короля с подарками, и пастухи, и рыбаки, и звери, и птицы?»; «Почему все становятся добрыми?», «Почему лев катает зайцев на спине?» и т.д.

Разновидностью праздничной тематики можно рассматривать обращение к творчеству писателей, в частности, к «пушкинской теме» на занятиях. Ежегодно к пушкинской дате разрабатывается занятие по изучению пушкинских сказок. В течение ряда занятий прослушиваются сказки А.С.Пушкина, проводятся беседы о нравственной красоте героев и т.д. В русле этой темы проводились занятия по бисероплете-нию и оригами. Цель — выполнить игрушки — героев пушкинских сказок. Завершалась такая работа организацией выставки, обязательно с праздничным открытием: дети готовили стихи, приглашались гости. Оформление выставочной экспозиции актуализирует в глазах детей значимость их деятельности, наполняет их работу важным смыслом, дети могут увидеть свою поделку в целостной системе общего творчества.

Декоративно-прикладное искусство, воплощая в себе исторический опыт многих поколений, обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью. Опыт работы по технологии показывает важ-

ность знакомства с богатством и разнообразием форм национальной художественной традиции, изучение родной культуры в свою очередь воспитывает уважение к культурному наследию других народов. Формирование духовной целостности восприятия и ценностное ориентирование видится важнейшим условием работы по технологии.

1. Сухомлинский В. А. О воспитании: Выдержки из книг и статей / [Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик]. М.: Политиздат, 1973. 272 с.

2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе. М.: МГПУ, 2008. 123 с.

3. Кандыбей П.Н. Духовно-нравственное развитие младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. Вып. 3. С. 86-90.

References

1. Sukhomlinskiy V. A. O vospitanii: Vyderzhki iz knig i statey [About education: Excerpts from books and articles]. Moscow, 1973. 272 p.

2. Burovkina L.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme sredstv esteticheskogo vospitaniya uchashchikhsya v khudozhestvennoy shkole [Arts and crafts in system of means of aesthetic education of students in art school]. Moscow, 2008. 123 p.

3. Kandybey P.N. Dukhovno-nravstvenoe razvitie mladshikh shkol'nikov na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Spiritual and moral development of younger schoolboys on employment by the fine arts in supplementary education system]. Coll. of papers "The ways and means to improve the quality of art education and aesthetic education" Moscow, 2012, iss. 3, pp. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.