Научная статья на тему 'Промыслы народов Дагестана как средство формирования художественной культуры младших школьников'

Промыслы народов Дагестана как средство формирования художественной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / УНЦУКУЛЬСКАЯ НАСЕЧКА / БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА / ПРОМЫСЛЫ ДАГЕСТАНА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна

Статья посвящена актуальной на сегодня проблеме формирования художественной культуры младших школьников средствами народных художественных промыслов Дагестана, многовековыми традициями и творческим потенциалом способствующим и модернизации художественного образования в школах Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRAFTS OF THE PEOPLE OF DAGESTAN AS MEANS OF FORMATION OF ART CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to date problems of forming the artistic culture of younger schoolboys by means of folk arts and crafts of Dagestan, a centuries-old tradition and creativity as a condition conducive to the modernization of art education in the schools of the country.

Текст научной работы на тему «Промыслы народов Дагестана как средство формирования художественной культуры младших школьников»

ПРОМЫСЛЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодня проблеме формирования художественной культуры младших школьников средствами народных художественных промыслов Дагестана, многовековыми традициями и творческим потенциалом способствующим и модернизации художественного образования в школах Республики. Ключевые слова: художественная культура, национальная культура, унцукульская насечка, балхарская керамика, промыслыДагестана, младший школьник.

CRAFTS OF THE PEOPLE OF DAGESTAN AS MEANS OF FORMATION OF ART CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Annotation. The article is devoted to date problems of forming the artistic culture of younger schoolboys by means offolk arts and crafts of Dagestan, a centuries-old tradition and creativity as a condition conducive to the modernization of art education in the schools of the country. Keywords: art culture, national culture, Untsukullic notching, ceramics of Balharsk, crafts of Dagestan, younger schoolboy.

Модернизация российского образования - одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого - создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях дошкольного, начального и общего профессионального образова-ния. В условиях модернизации художественного образования требуется поиск новых подходов к преподаванию искусства. Одним из таких подходов является активное включение в учебные курсы программ региональных особенностей культуры и искусства. Сегодня в автономиях, национальных округах и различных регионах Российской Федерации получены правовые возможности создать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, учитывающие этническое самосознание, народную культуру и искусство.

В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, исторически сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры. Особо значим этот постулат в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где народные художественные промыслы имеют многовековые традиции и сохраняют творческий потенциал способствующие условиям модернизации художественного образования младших школьников.

Народные художественные промыслы являются важнейшей частью национальной культуры, духовным наследием народов Дагестана и представляют одну из развитых форм народного творчест -ва. Исторически народные художественные промыслы в Республике сформировались как значимая отрасль материального производства, обеспечивающая занятость населения в основном в горных и предгорных районах. Реализация потенциала экономики Республики неразрывно связана с возрождением народных художественных промыслов (НХП) Дагестана [1]. Сохранение и развитие народных художественных промыслов лежат в плоскости стратегических интересов государства и по причине своих специфических особенностей создают особые условия для изучения и познания культурного наследия и могут эффективно способствовать модернизации художественного образования младших школьников.

УДК 745(470.67) Н.А. Катаева

Nazhibat Kandayeva

© Кандаева Н.А., 2015

На богатейшем фоне художественного творчества народов различных регионов страны, в частности, республик Северного Кавказа, НХП Дагестана, который существенно меняется как в зависимости от мастера, так и от территориального фактора, отличается большим многообразием. Каждый из них имеет множество жанров, основанных на принципиально различных технических приемах, декоративных мотивах и формах, исторически сложившихся навыках и художественных традициях [3]. Здесь, в сравнительно небольшом регионе, представлены и находят развитие, чуть ли не все виды и жанры народного художественного ремесла. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта обучения НХП как условия модернизации художественного образования школьников базируется также и на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге, позволило создать и отобрать наиболее удачные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и художественные эталоны. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе.

В своей диссертации И.М. Раджабов подчеркивает, для того чтобы определить эффективные методы работы с учащимися, следует обратиться к традициям обучения различным видам художественных промыслов и ремесел, изучить возможности использования этих традиций в современной школьной практике. Например, исторически сложившиеся пути передачи знаний и умений от мастера к ученику могут явиться моделью соответствующего учебного процесса. Богатый потенциал использования национальных художественных традиций в преподавании содержится именно там, где исторически сложились художественные промыслы. Однако отработанной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом глубины усвоения общекультурного наследия данного региона до сих пор не существует. Как отмечает И.М. Раджабов, опыт наиболее одаренных учителей не обобщен и не систематизирован, нет дифференцированных методической системы и средств обучения, учитывающих региональные особенности и позволяющих использовать общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в школьном преподавании изобразительного и декоративного искусства [3, с. 8].

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основопола-гающим фактором модернизации художественного образования младших школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов. Рассмотрим различные виды дагестанского народного художественно-декоративного искусства: ворсовые и безворсовые ковры искусных табасаранских и лезгинских мастериц, балхарская расписная керамика великолепные памятники резьбы по камню и дереву, ювелирные украшения из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и слоновой костью талантливых кубачинских, гоцат-линских и кумухских златокузнецов и унцукульская насечка - как с точки зрения их объективной оценки, так и применительно к формированию художественной культуры и художественному образованию учащихся начальных классов.

Один из самых распространенных и старинных видов художественных промыслов Дагестана - ручное кустарное ковроделие. Трудно назвать такой аул, где этот вид народного художественного творчества не занимал бы заметного места в общей картине художественных ремесел. Наибольшую известность, как в самой республике, так и за ее пределами, получили лезгинские и табасаранские ковры. Это объясняется особенной тонкостью их орнаментального решения, высокой декоративностью, изяществом узора, изысканностью цветовых сочетаний и, в конечном итоге, высочайшей гармонией общего облика изделия. При всем многообразии дагестанские ковры традиционно делятся на три достаточно различные по технологическому, а следовательно, и эстетическому принципу группы - ковры ворсовые, безворсовые и войлочные. Наиболее многочисленна по орнаментальным и цветовым решениям, особенностям локальных художественных традиций первая группа,

а именно - ворсовые ковры. Достаточно привести отнюдь не полный перечень собственных названий узоров ковров этой группы, чтобы наглядно показать ее художественное многообразие. Вторую группу дагестанских ковров составляют безворсовые, так называемые «гладкие» ковры. Это, если подразделять по типу орнамента и цветовой гамме, аварские «давагъины» и «чули», кумыкские «ду-ми», табасаранские и лакские «паласы», а также весьма многочисленные бытовые ковровые изделия конкретного практического назначения: разновидности дорожных мешков - хурджины и чувалы, ленты для переноски кувшинов, наседельные накидки. Третья из вышеназванных групп - войлочные ковры - характерна в основном для художественно-ремесленного творчества таких дагестанских народов, как аварцы, кумыки, лакцы и ногайцн. Для этого вида ковров свойственен, в основном, прорезной и так называемый «вяленный» орнамент (ярким примером могут служить ковры «арбабаш») с использованием растительного орнамента и скупой, но декоративно выверенной цветовой гаммой. Следует отметить, что ковровые изделия в Дагестане выполняют отнюдь не только декоративную роль, т.е. используются как дорогое украшение, но и находят широкое применение в быту, внося эстетический элемент в предметы повседневного обихода.

Широкую мировую известность приобрели изделия мастеров аула Кубачи. Здесь многовековые традиции имеет искусство художественной обработки металла - чеканка, гравировка, насечка и др. Изделия кубачинцев, а также мастеров аулов Кумух, Гоцатль характеризуют удивительная пластичность и эргономичность формы, изысканный орнаментальный декор. В Кубачах исстари было развито оружейное дело - для горца оружие имело не только функциональное значение, но и являлось предметом гордости, определяющим знаком социального статуса, поэтому весьма значительную роль играла его художественная отделка, что, естественно, стимулировало развитие соответствующих ремесел. Кроме того, здесь получило широкое распространение ювелирное искусство - изготовление разного рода женских украшений: браслетов, ожерелий, колец и др. По причинам дороговизны и относительной компактности эти изделия расходились и расходятся далеко за пределами региона их изготовления. Для кубачинского орнамента характерны использование как достаточно простых геометрических мотивов, особенно это типично для художественного оформления медночеканных изделий, так и применение относительно сложного орнамента на основе растительных форм с гармоничным включением зооморфных элементов. Такой орнамент свойственен ювелирным изделиям, декоративной посуде - вазам, блюдам, кубкам и др. В целом кубачинский орнамент можно подразделить на три основных типа: геометрический, растительный и зооморфный.

Большое распространение приобрела дагестанская художественная керамика. Наиболее известны гончарные изделия мастеров аула Балхар, а также таких центров этого промысла, как Дербент, Джули, Испик, Кала, Сулевкент и др. Изделия дагестанских гончаров можно встретить: в музеях, городских и сельских жилищах далеко за пределами Республики. Если сгруппировать дагестанские керамические изделия по основным типам, можно выделить три функционально-стилистических массива: первый - различная посуда из глины. Вторая весьма разнообразная по орнаментальным мотивам группа - декоративные тарелки. И, наконец, третья - произведения так называемый «малой пластики»: разного рода детские игрушки, главным образом, зооморфные свистульки, а также достаточно сложные, порой сюжетные композиции, изображающие разного рода бытовые и трудовые сцены, эпизоды известных сказок и т.п. Керамические изделия третьей группы, как показывают исследования, получили свое развитие относительно поздно.

Весьма своеобразный художественный промысел получил развитие в Унцукуле. Мастера этого высокогорного аварского селения издавна занимались насечкой металлом по дереву, что превращало обычный обиходный предмет в высокохудожественное изделие, которое приятно взять в руки. Изделия унцукульских мастеров - палки-трости, курительные трубки, табакерки и т.п. - изготовлялись, как правило, из твердых пород благородного дерева (абрикос, кизил и т.п.). Инкрустировали их

медью, мельхиором, серебром, что при прочности и, следовательно, долговечности изделия сообщало ему еще изысканную цветовую гамму - тонкая белая или желтая металлическая «линия» по темно-вишневому лаковому фону. Орнамент, который мастера унцукульской насечки наносят на свои деревянные изделия, имеет древнее происхождение и стилистически разнообразен - более трех десятков видов. Однако техника исполнения всегда одна: геометрический рисунок, образуемый «дорожкой» из тонких металлических пластинок и заключенный в полосу или иную четкую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник и др.), контур которой обозначен проволочной нитью. Ряд декоративных черт исторически роднит унцукульский орнамент с резьбой по дереву, которая, естественно, имеет более древние корни. Весьма интересно отметить, что отдельные орнаментальные детали явно представляют собой крайне стилизованные и обобщенные зооморфные мотивы. Уместно отметить, что мастера Унцукуля, помимо наиболее традиционного металла, использовали и используют порой декоративные «вставки» - врезки из кости или рога.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство детей младшего школьного возраста с изделиями декоративно-прикладного искусства во всем их многообразии позволит им получить представление об особенностях народного художественного творчества Дагестана, несомненно углубит естественный интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, окажет плодотворное влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и художественных вкусов, эстетических идеалов ребенка. Элементы прикладного искусства при их видимой сложности достаточно просты и вполне доступны для исполнения в технике обычной графики даже ребенку дошкольного возраста, для этого можно рекомендовать работу карандашом, кистью или фломастером. Привлечение народных промыслов Дагестана на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся начальных классов, но и учителей. Поэтому необходимы целенаправленный сбор материалов, анализ и изучение учащимися начальных классов народных промыслов, экскурсии познавательного характера в другие школьные и республиканские музеи, изучение специальной искусствоведческой литературы и др. [2]. Разнообразные изделия местных художественных промыслов учитель может применять во всех основных видах учебного процесса, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству. Следовательно, изделия народных художественных промыслов Дагестана - незаменимое наглядное пособие для проведения практических занятий в начальных классах.

В центре внимания в процессе формирования художественной культуры младших школьников в свете модернизации российского образования, на наш взгляд, должны быть прежде всего такие важные задачи, как развитие художественной культуры, восприятие прекрасного, художественно-эстетическая оценка младшими школьниками произведений народного искусства. Изучение и познание основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств художественной культуры младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Библиографический список

1. Кандаева H.A. Краеведение как средство эстетического воспитания школьников: пособие / H.A. Кандаева, И.М. Раджабов. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - 52 с.

2. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: автореф. дис. ... д-рапед. наук. -М., 1998.

3. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования / И.М. Раджабов. - М.: Прометей, 1998. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.