Научная статья на тему 'Использование опыта народной педагогики в практике современного образования'

Использование опыта народной педагогики в практике современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2003
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Замира Шихабутдиновна, Мунгиева Нина Зурабовна

В статье сделан акцент на необходимость возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в жизни нынешних и грядущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Замира Шихабутдиновна, Мунгиева Нина Зурабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование опыта народной педагогики в практике современного образования»

Психолого-педагогические науки •••

39

Литература

1. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности.М., 2009. 246 с. 2. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512 с.

3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : ТЦ «Сфера», 2005. 240 с. 4. Пашина Е. П.,

Рязанова А. Х. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 13-19. 5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия

семьи. 3-е изд.СПб. : Питер, 2002. 656 с. 6. Явбатырова Б. Г. Педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа: на материале Республики Дагестан: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 22 с.

References

1. Mukhina V. S. Phenomenology of the development and the existence of the individual. M., 2009. 246 p. 2. Nemov R. S. Psychology. Book 3. Experimental educational psychology and psychodiagnostics. M. : Prosveshchenie: VLADOS, 1995. 512 p. 3. Ovcharova R. V. Practical psychology in the elementary school. M. : TC "Sphere", 2005. 240 p.

4. Pashina E. P., Ryazanova A. Kh. Peculiarities of the emotional sphere of the students and staff of the orphanage // Psychological journal. 1993. # 1. P. 13-19. 5. Eidemiller E. G., Yustitskis V. Psychology and psychotherapy of the family. The 3rd Issue. SPb. : Piter, 2002. 656 p. 6. Yavbatyrova B. G. Pedagogical conditions of effective socialization of children-orphans in institutions: the case of the Republic of Dagestan: author. dis. ... Cand. Ped. Makhachkala, 2008.

22 p

Literatura

1. Muhina V. S. Fenomenologija razvitija i bytija lichnosti. M., 2009. 246 s. 2. Nemov R. S. Psihologija. Kn. 3. Jeksperimental'naja pedagogicheskaja psihologija i psihodiagnostika. M. : Prosveshhenie: VLADOS, 1995. 512 s. 3. Ovcharova R. V. Prakticheskaja psihologija v nachal'noj shkole. M. : TC «Sfera», 2005. 240 s. 4. Pashina E. P., Rjazanova A. H. Osobennosti jemocional'noj sfery u vospitannikov i sotrudnikov detskogo doma // Psihologicheskij zhurnal. 1993. № 1. S. 13-19. 5. Jejdemiller Je. G., Justickis V. Psihologija i psihoterapija sem'i. 3-e izd. SPb. : Piter, 2002. 656 s. 6. Javbatyrova B. G. Pedagogicheskie uslovija jeffektivnoj socializacii detej-sirot v uchrezhdenijah internatnogo tipa: na materiale Respubliki Dagestan: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2008. 22 s.

Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г.

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

USING THE EXPERIENCE OF THE TRADITIONAL PEDAGOGY

IN THE MODERN EDUCATION PRACTICE

© 2015 Магомедова З. Ш., Мунгиева Н. З.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Magomedova Z. Sh., Mungieva N. Z.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье сделан акцент на необходимость возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в жизни нынешних и грядущих поколений.

Abstract. The article focuses on the need to revive the traditional folk mechanism of perception, understanding, comprehension and application of both ethnic and general human cultural values in the life of present and future generations.

Rezjume. V stat'e sdelan akcent na neobhodimost' vozrozhdenija tradicionnogo na—rodnogo mehanizma vos-prijatija, ponimanija, osmyslenija i primenenija kak nacional'nyh, tak i obshhechelovecheskih kul'turnyh cennostej v zhizni nyneshnih i grjadushhih pokolenij.

Ключевые слова: народная педагогика, воспитание, образование, духовные ценности, семейное воспитание.

Keywords: folk pedagogy, upbringing, education, spiritual values, family upbringing.

Kljuchevye slova: narodnaja pedagogika, vospitanie, obrazovanie, duhovnye cennosti, semejnoe vospitanie.

40

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Культурное наследие каждого народа - это редчайшая лаборатория, собравшая в себе многовековой социальный опыт. Учитывая многонациональность Дагестана, при оздоровлении общества особое внимание необходимо обратить на все сферы самобытнонациональной и общечеловеческой культуры. Развитие жизненного процесса делает необходимым тот факт, что каждый дагестанец должен глубоко и всесторонне познать богатую историческую культуру уважительных межнациональных отношений горцев между собой и с народами другой культуры, традиционного труда (животноводческого, земледельческого, садоводческого, ремесленного), культуры дагестанского быта, культуры поведения (дагестанской этики), культуры родного языка (речи, письма), правовой культуры (межличностных правовых норм, канонов, адатов), экологической культуры (народных правил бережного отношения к растительному и животному миру, к природным ресурсам) музыкальной, художественной, физической культуры и т. д. [4].

Возможность понять национальное и общечеловеческое значение национальной культуры будет способствовать возрождению её материальных и духовных ценностей. Поэтому и требуется возродить традиционный народный механизм восприятия, понимания, осмысления и применения не только национальных, но и общечеловеческих ценностей культуры в жизни нынешних и будущих поколений [1].

В этой связи особую значимость приобретает народная педагогика. Именно народная педагогика располагает национально специфическими механизмами выработки, сбережения и дальнейшего развития национальной культуры.

Народная педагогика - это исторически сложившаяся теория и практика прогрессивного воспитания, обучения поколений и умелого управления общественными массами [2].

Весомую оценку и признание получило педагогическое наследие народов Дагестана. Мысли, убеждения, суждения и помыслы народа по различным вопросам воспитания развивали в своем творчестве дагестанские поэты и писатели. Заметный вклад в изучение, систематизацию и развитие народной педагогики внесли дагестанские общественные деятели и ученые.

В работах первых дагестанских советских педагогов-просветителей А. А. Тахо-Годи, А. Алкадарского, С. М. Омарова не только раскрывается прогрессивность народного воспитания, но и нередко создаются стройные концепции воспитания, основанные на народных традициях [7].

Однако на протяжении последних десятилетий даже печатное слово о традиционной народной культуре и педагогике не всегда получало заслуженную поддержку, хотя именно оно, изредка напоминающее людям об их изначальных духовных истоках, воздерживает

общество от окончательной нравственной деградации

Дагестанская народная педагогика представляет собой часть огромного педагогического опыта, который вырабатывали народы страны и мира на протяжении тысячелетий. Ведь многие обычаи народов Дагестана, а также традиции обучения, что направлены на развитие человека, ведут свои корни из глубокой древности [6].

В настоящее время наблюдается тенденция, когда народы нашей многонациональной страны возвращаются к ценностям национальной, отечественной и общечеловеческой культуры. Впервые в истории государства обновление социально-эстетической, обще-

ственно-политической и культурной жизни народов страны связано с первородным смыслом культуры - очеловечиванием человека и общества.

Стало очевидным, что от, казалось бы, неотвратимого духовного обнищания общество может спасти самобытная культура каждого из более чем 100 народов страны.

Народ, его историческое, культурное прошлое и национальные традиции представляют собой единое целое. И неоднократно сама жизнь доказывала это утверждение.

Курс на демократизацию и гуманизацию образования, взятый государством, предполагает опору на лучшие традиции человечества, на общечеловеческие ценности, и прежде всего, на конкретный материал жизни и труда коренного населения, рассчитан на широкое использование родных языков и более глубокое осмысление воспитательного и обучающего потенциала народной педагогики.

В условиях социальных изменений, происходящих в обществе, довольно четко вырисовываются требования, предъявляемые обществом к учителям и воспитателям как в области их профессиональной подготовки, так и обучения и воспитания подрастающего поколения с помощью средств и методов народной педагогики, в частности: понимать воспитательную ценность народного творчества, включать в свой арсенал педагога определенный запас соответствующих народных знаний, умений и навыков, связь обучения и воспитания с местными условиями, уметь целесообразно использовать в учебно-воспитательной работе знания народной педагогики и др.

В этой связи для успешной реализации вышеприведённых требований необходимо провести целенаправленное и системное исследование многовекового педагогического опыта народов Дагестана, а также создать программы, учебники и хрестоматии по народной культуре и педагогике, создать условия для последовательного изучения народной педагогики в дагестанской семье, школе, педагогических училищах и вузах, деятельного возрождения ее в сознании и поведении каждого жителя республики.

Народная педагогика совершенно ясно показывает широту и глубину своих представлений об основных направлениях воспитания

Психолого-педагогические науки •••

41

человека. Исходя из них, мы приходим к выводу, что общество осознаёт важность целостного подхода к тому, чтобы сформировать гармонически развитого человека. Для целостного подхода к решению всеобъемлющих задач воспитания предполагается использование в народной педагогике самых различных, иногда весьма неординарных форм, методов и средств, которые обеспечат эффективность процесса организации воспитания детей и подростков.

Совокупность народных мнений о безупречном человеке общественно значима лишь тогда, когда ею формируется сознание, чувства и поведение подрастающего поколения. Такое убеждение исторически закреплено в сознании людей. Для организации воспитания в народе не ограничено ни время, ни место встречи старших с детьми и молодежью. Не правомерно считать воспитание свойством только традиций и обычаев, что неоднократно пытаются доказывать некоторые учёные-исследователи в области народной педагогики.

Воспитание в народе - дело повседневное, закономерно входящее в обыденную жизнь горца. «За ребенком глаз да глаз», - учит народная пословица. Сознавая это, общественное мнение предписывает, чтобы зоркий глаз народных воспитателей ни на минуту не оставлял без присмотра детей. И в обыденной жизни, и в процессе трудовых занятий, и во время традиционных музыкальных вечеров, и когда ребенок увлекается игрой, всюду заботливые воспитатели находят формы и методы положительного влияния на сознание своих воспитанников. Всё педагогическое наследие старших учит тому, в каких организационных формах и какими способами воздействия воспитать смену, чтобы она была достойной продолжательницей народных традиций. Так, например, в семье воспитательную функцию выполняют родители, в трудном процессе -опытные наставники. Кроме того, если в труде из методов воздействия предпочтение отдается личному примеру, показу, разъяснению, поручению, а также пословице и поговорке, то общественно эффективными средствами эмоционального воздействия на окружающих выступают эпические сказания, рассказы о про-

шедших и настоящих событиях, загадки, сатира, а лучшими методами служат поощрение, похвала, внушение, нарекание и т. д. Однако из этого не следует, что каждый метод и прием воспитания имеет строго изолированные границы. Напротив, многие народные методы могут повторяться в различных педагогических ситуациях. Но в том и заключается тонкость народного воспитания, что в каждой определённой ситуации один и тот же метод успешен при своем воздействии на личность. Например, в труде и игре больший эффект имеет пример действия, чем пример словами; в танце и игре похвалу выражают спокойным вниманием и аплодисментами (но не дикими выкриками и свистами, как принято иначе у молодежи); в общественном месте - значимым словом, хорошим отзывом. Все это создает неразрывную и целостную систему воспитания. Именно неделимый характер народного воспитания способен помочь сегодня тому, чтобы, решая вопросы нравственного оздоровления общества, найти наиболее эффективные, традиционные для дагестанских народов средства, формы и методы воспитания детей в их свободное от учебных занятий время: дома, на улице, в общественных местах, в местах организованного досуга и т. д. Народная педагогика располагает огромным арсеналом методов и средств воспитания подрастающего поколения, которые необходимо возрождать.

Использование опыта народной педагогики тогда является наиболее эффективным, когда активно взаимодействуют семья, дошкольные учреждения, школы и общественность. При условии широкого использования прогрессивного народного опыта в практике современной школы, совместной работы педагогов и родителей, коллективный поиск наиболее приемлемых методов и форм воспитания в определённых условия жизнедеятельности детей, опора на трезвое мнение общества, здравый голос народной педагогики возвратят потерянную преемственную связь поколений, окажут помощь в постройке воспитания в русле наилучших национальных традиций Дагестана.

Литрература

1. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики. Махачкала: Пед. общество, 2009. 82 с.

2. Гасанов З. Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. 145 с. 3. Гашимов А. Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку: Азер-нешр, 1970. 142 с. 4. Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, Дагучпедгиз, 1980. 66 с. 5. Магомедова З. Ш. Формирование духовнонравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса // Стандарты и мониторинг в образовании. № 5, М., 2012. 6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 128 с.

References

1. The education of children and youth in the traditions of the folk pedagogy. Makhachkala: Ped. Society, 2009. 82 p.

2. Gasanov Z. T. Socio-pedagogical bases of international and patriotic education of students. Makhachkala: Daguch-pedgiz, 1973. 145 p. 3. Gashimov A. Sh. Azerbaijani folk pedagogy. Baku, Azer-Neshr, 1970. 142 p. 4. Magomedova Z. M. Progressive traditions of the peoples of Dagestan as a means of moral education. Makhachkala, Daguchpedgiz, 1980. 66 p. 5. Magomedova Z. Sh. The formation of spiritual and moral values of adolescents in the sphere of influence of ethnicity // Standards and monitoring in education. # 5, M., 2012. 6. Mirzoev Sh. A. Folk pedagogy of Dagestan: content, forms and methods of education. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1986. 128 p.

42

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Litreratura

1. Vospitanie detej i molodezhi na tradicijah narodnoj pedagogiki. Mahachkala: Ped. obshhestvo, 2009. 82 s.

2. Gasanov Z. T. Social'no-pedagogicheskie osnovy internacional'nogo i patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja.

Mahachkala: Daguchpedgiz, 1973. 145 s. 3. Gashimov A. Sh. Azerbajdzhanskaja narodnaja pedagogika. Baku: Azer-neshr 1970. 142 s. 4. Magomedova Z. M. Progressivnye tradicii narodov Dagestana kak sredstvo nravstvennogo vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1980. 66 s. 5. Magomedova Z. Sh. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej podrostkov v sfere vlijanija jetnosa. Standarty i monitoring v obrazovanii № 5, M., 2012. 6. Mirzoev Sh. A.

Narodnaja pedagogika Dagestana: soderzhanie, formy i metody vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1986. 128 s.

Статья поступила в редакцию 18.03.2015 г.

УДК 28(470.67)

МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ. НОВОМЕТОДНАЯ ШКОЛА

THE MUSLIM EDUCATIONAL SYSTEM IN DAGHESTAN. NEW METHODICAL SCHOOL

©2015 Мирзоев Ш. А., Доного З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Mirzoev Sh. A., Donogo Z. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье освещаются особенности новометодного обучения в мусульманском образовании дагестанских народов, анализируются противоположные ему тенденции в лице кадимизма, схоластической системы в области образования и воспитания, ведущего активную борьбу против религиозного реформаторства.

Abstract. The authors of article highlight the features of the new type of learning in the Muslim education of Dagestan peoples, analyze its opposite trends in the face of kadimism, scholastic system in the field of education and training, lea.ding the a.ctive fight against the religious reformism.

Rezjume. V stat'e osveshhajutsja osobennosti novometodnogo obuchenija v musul'manskom obrazovanii dage-stanskih narodov, analizirujutsja protivopolozhnye emu tendencii v lice kadimizma, sholasticheskoj sistemy v oblas-ti obrazovanija i vospitanija, vedushhego aktivnuju bor'buprotiv religioznogo reformatorstva.

Ключевые слова: джадидизм, кадимизм, мусульманское образование, обучение, просвещение, Дагестан, школа, система образования, реформаторство, мектеб, медресе.

Keywords: jadidism, kadimism, Muslim education, training, education, Dagestan, school, educational system, reformism, meqteb, ma.drasah.

Kljuchevye slova: dzhadidizm, kadimizm, musul'manskoe obrazovanie, obuchenie, prosveshhenie, Dagestan, shkola, sistema obrazovanija, reformatorstvo, mekteb, medrese.

В современных условиях гуманизации и демократизации российского образования возникает необходимость тщательного изучения, выявления и применения позитивного педагогического опыта поколений, наработанного веками с учетом региональных и историко-культурологических особенностей становления и развития народов. В этой связи особый интерес представляет историкокультурный и социально-педагогический потенциал Республики Дагестан.

Система образования и воспитания в Дагестане, носившая исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев адаптировалась в каждом селе.

Поэтому существует немало признаков сходства в организации обучения учащихся в Дагестане с другими существовавшими в исламских странах системами образования и воспитания.

Анализ целого ряда исследований по настоящей проблеме показывает, что основными звеньями народной системы образования являлись кораническая школа, мектеб и медресе. Мусульманская система образования рассматривалась и изучалась достаточно подробно. Важные сведения об организации обучения и воспитания в конфессиональных школах Дагестана XIX - XX вв. содержатся в работах дореволюционных исследователей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.