Научная статья на тему 'Этнопедагогика как основа и технология социальной работы в дагестанском социальном пространстве'

Этнопедагогика как основа и технология социальной работы в дагестанском социальном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДАГЕСТАН / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арслангереева Джамиля Ильмутдиновна

В статье рассматриваются особенности этнопедагогики как основы и технологии социальной работы в дагестанском социальном пространстве с учетом местных традиций, богатого наследия народной педагогики и применения воспитательных традиций в социально-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика как основа и технология социальной работы в дагестанском социальном пространстве»

48

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

лин гуманитарного и социально-экономического цикла, повышение роли межпредметных связей в формировании коммуникативно -речевой культуры студентов;

5) методические условия - методы и формы формирования коммуникативно-речевой культуры студентов в учебном процессе вуза, в том числе, методы активного обучения;

6) диагностические условия - формирование коммуникативно-речевой культуры студентов с учетом результатов диагностики определенных

качеств личности будущего специалиста, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи, и их своевременной коррекции в случае выявленной необходимости; применение диагностических методик для изучения уровня коммуникативно-речевой культуры студентов.

Указанные педагогические условия стимулируют переход коммуникативно-речевой культуры студентов на качественно новый уровень.

Литература

1. Акинтьева В. Е. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в образовательном пространстве военного вуза. Дисс. ... канд пед. наук. Ставрополь, 2008. 212 с. 2. Волкова О. В. Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся лицейских классов в процессе изучения элективного курса «Древнерусская литература». Дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2004. 175 с.

3. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев-Одесса, 1984. 4. Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. София: Народна просвета, 1979. 128 с. 5. Лимонова М. А. Формирование коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. пед. наук. М. 1999. 177 с.

6. Шмайлова О. В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей. Дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 1997. 179 с.

References

1. Akintyeva V. E. Formation of communicative culture of future expert in educational space of military higher education institution. Dis. ... Cand Ped. Stavropol, 2008. 212 p. 2. Volkova O. V. Development of communicative and speech abilities of pupils of lyceum classes in the course of studying of the elective course «Old Russian Literature». Dis. ... Cand. Ped. Kazan, 2004. 175 p. 3. Ilyash M. I. Bases of the standard of speech. Kiev-Odessa, 1984 p. 4. Yotov Ts. Dialogue in communication and training. Sofia: Narodna prosveta, 1979. 128 p. 5. Limonova M. A. Formation of communicative culture of sociologists in the course of professional training. Dis. ... Cand. Ped. M. 1999. 177 p. 6. Shmaylova O. V. Formation of communicative culture of future teachers. Dis. ... Cand. Ped. Surgut, 1997. 179 p.

Literatura

1. Akint'eva V. E. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury budushhego specialista v obrazovatel'nom pro-stranstve voennogo vuza. Diss. ... kand ped. nauk. Stavropol', 2008. 212 s. 2. Volkova O. V. Razvitie kom-munikativno-rechevyh sposobnostej uchashhihsja licejskih klassov v processe izuchenija jelektivnogo kursa «Drevnerusskaja literatura». Diss. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2004. 175 s. 3. Il'jash M. I. Osnovy kul'tury rechi. Kiev-Odessa, 1984. 4. Jotov C. Dialog v obshhenii i obuchenii. Sofija: Narodna prosveta, 1979.

128 s. 5. Limonova M. A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury sociologov v processe pro-fessional'noj podgotovki. Diss. ... kand. ped. nauk. M., 1999. 177 s. 6. Shmajlova O. V. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury budushhih uchitelej. Dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 1997. 179 s.

Статья поступила в редакцию 16.09.2014 г.

УДК 37.013.42 (470.67)

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДАГЕСТАНСКОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

THE ETHNOPEDAGOGY AS A FRAMEWORK AND TECHNOLOGY OF THE SOCIAL WORK IN THE DAGESTAN SOCIAL SPACE

Психолого-педагогические науки •••

49

©2014 Арслангереева Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Arslangereeva D. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются особенности этнопедагогики как основы и технологии социальной работы в дагестанском социальном пространстве с учетом местных традиций, богатого наследия народной педагогики и применения воспитательных традиций в социально-воспитательном процессе.

Abstract. The aithor of the article considers features ofpedagogy as a basis and technologies of social work in Dagestan social space taking into account local traditions and rich heritage of folk pedagogy and application of educational traditions in socio-educational process.

Rezjume. V stat’e rassmatrivajutsja osobennosti jetnopedagogiki kak osnovy i tehnologii social'noj raboty v dagestanskom social'nom prostranstve s uchetom mestnyh tradicij, bogatogo nasledija narodnoj pedagogiki i primenenija vospitatel’nyh tradicij v social'no-vospitatel'nom processe.

Ключевые слова: социальная работа, этнопедагогика, народная педагогика, Дагестан, социальный работник, дагестанское общество.

Keywords: social work, ethnopedagogy, folk pedagogy, Dagestan, social worker, Dagestan society. Kljuchevye slova: social'naja rabota, jetnopedagogika, narodnaja pedagogika, Dagestan, social’nyj rabot-nik, dagestanskoe obshhestvo.

Педагогическая память народов нашей страны располагает многочисленными формами и методами общественного воспитания, и сегодня в дни духовного оздоровления российского общества, есть смысл глубже заглянуть в его культурную сокровищницу.

Этнопедагогика и научная педагогика диалектически взаимосвязаны: с одной стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя все полезное из воспитательных народных традиций, с другой стороны, этнопедагогика пользуется методическим инструментарием научной педагогики.

Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что научная педагогика и этнопедагогика имеют свое место в социальной работе, в связи с чем актуальным представляется использование этнопедаго-гики как основы и технологии социальной работы в дагестанском социальном пространстве.

Исходным пунктом в наших поисках явилось изучение проблемы самобытности этнопедагоги-ческой культуры семейного воспитания дагестанцев [1. C. 186-227]; роли исламских ценностей в этнопедагогике дагестанских народов [8 с. 33-35]; ознакомление с кодексом чести в традициях кавказских горцев и применение его положений в современной жизни [2. C. 56-59] и др.

Несмотря на обилие научно-методической литературы по данной проблеме остаются актуальными противоречия: 1) между требованиями дагестанского общества в сфере социальной работы и неготовностью социального работника использовать в практической деятельности общественные воспитательные средства, вырабо-тайные культурой народа; 2) между потребностью определенной части будущих социальных работников в овладении народно-педагогических

средств воспитания и неумением педагогов оказать им поддержку в реализации этой потребности; 3) между необходимостью достижения педагогами профессиональной готовности и не разработанностью соответствующих педагогических средств и условий.

Готовность к профессиональной деятельности у будущего социального работника мы рассматриваем с позиций наличия способностей, качества личности, ситуативного состояния, отношения к труду. При этом следует отметить, что наличие способностей стоит во главе, поскольку это определяет содержательную сторону профессиональной деятельности, без которой добросовестное отношение к труду будет малоэффективным и тем более не создастся интересной педагогической ситуации.

Особенность нашего исследования состоит в изучении народно-педагогических средств воспитания и традиционно-культурного компонента социального воспитания, что является основой основ для становления будущего социального работника.

В сфере социальной работы огромное значение имеют методы воздействия на личность, при этом народная педагогика, опираясь на религиозные каноны, предъявляет высокие требования к личности. «В народной педагогике отражены общечеловеческие ценности, которые являются отражением религиозной морали, а содержание, методы и средства воспитания в основном складываются и определяются требованиями, базирующимися на религиозных канонах» [3. C. 48].

Духовные истоки народной педагогики следует искать в религиозной морали. Если Создатель даровал человеку осознание добра и зла, сделав это врожденным свойством, то сущность отношения Создателя к роду человеческому -

50

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

это неизменная забота о земном бытии человека, его высоконравственном поведении и счастье. В этом этическом кодексе имеют место только нравственные качества. Они являются мерилом, критерием высоты духа и дел человека.

В дагестанском обществе, сохраняющем по-прежнему свой традиционный уклад, народной педагогике принадлежит заметное место. Поэтому методы социального, социальнопедагогического, социокультурного воздействия на различную публику социальной работы должны опираться на этнопедагогический подход социальной работы. Основываясь на религиозных заветах, народы Дагестана создали законы гор, которые с незапамятных времен по сей день регулируют общественные отношения дагестанцев и, таким образом, поддерживают их общинную связь.

В своих принципах и требованиях дагестанская этика не только указывает на идеал человеческого существования, но и показывает, каким образом воплотить его в жизнь. У истоков становления человеческого характера - широкая сеть способов ритуализации человеческого поведения, заключенные в играх, сказках, пословицах, поговорках, песнях, колыбельных.

Моральный кодекс народа весьма просто и доступно освещает обязательные для человеческого общежития духовно-нравственные качества. «Народная педагогика - есть огромный опыт, выработанный столетиями, апробированный мудрыми делами, унаследованный от предков, завещанный потомкам. Без осмысления богатого наследия народной педагогики на данном этапе трудно представить совершенство гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя» [5. C. 20].

Педагогический потенциал народной педагогики должен быть использован не только в педагогической, но и социально-педагогической практике социальными работниками. Возрождение и использование ее потенциала может послужить наиболее эффективной реализации профессионального призвания социальных работников.

Нравственная культура человека является краеугольным камнем всей системы народного воспитания. Весьма точно выражает это народная пословица: «Ученым стать проще, человеком быть гораздо труднее». Всякая деятельность человека, любое проявление его физических и интеллектуальных качеств в народе расценивается с точки зрения соответствия нравственным понятиям: «честь», «совесть», «достоинство», «благородство», «доблесть», «заветы дедов» и др.

Под социальной работой мы понимаем специфический вид профессиональной деятельности, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, оказание негосударственного и государственного содействия человеку для обеспечения социального, культур-

ного и материального уровня его жизни [6. C. 324].

В теории социальной работы важное место отводится технологиям социальной работы, которые представляют собой совокупность методов, приемов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различных социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

Наши наблюдения над воспитательной деятельностью семьи, школы и общественности показывают, что педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют должных знаний, умений и навыков по народной педагогике. Более того, состояние общества оказалось таковым, что мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных опытом старожилов, благополучных многодетных семей, образцовых родов, аулов, джамаата, пытались навязывать народу все новые и новые, недостаточно подкрепленные практикой, чуждые местным условиям жизни людей и национальной психологии рекомендации. Как следствие недооценки традиционной системы воспитания и обучения педагоги теряли связь с общественностью, с родителями, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей, тогда как учитель испокон веков имел предназначение обучать и воспитывать детей, родителей, общественность всему необходимому в жизнедеятельности человека.

Эпоха институционализации социальной работы во всем мире возникла в конце XIX века, а ее научное оформление начинается с педагогических идей, то есть свои научные постулаты социальная работа черпала в педагогике. Социальная работа в Дагестане, осуществляемая в традиционном обществе, в котором народ близко расположен к своим истокам, традициям, обычаям, имеет свои особенности. Поэтому, социальный работник, опираясь на данные научной педагогики в таком социальном контексте должен иметь гибкое мышление и умело применять наследие народной педагогики. В этом и заключается, на наш взгляд, особенность технологии социальной работы Дагестана.

Социальные работники - выпускники институтов или факультетов социальной работы, используют свои знания и умения для предоставления социальных услуг клиентам. «Они помогают людям справляться с проблемами, решать их или получать доступ к необходимым источникам. Личность социального работника также окутана культурой того общества, в котором он вырос» [7. C. 61]. Его религиозная, этническая и региональная идентификация способствуют тому, что в своей работе он опирается на одни и те же социальные нормы, что и его клиенты. Традиционность в работе социального работника присутствует независимо от него. Важным в данном случае является необходимость поста-

Психолого-педагогические науки •••

новки этой традиционности на научные основы. В данном случае это будет называться учетом культурных или традиционных особенностей социального пространства или личности в процессе построения педагогических отношений помощи. Наши наблюдения показывают, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

Особенности социокультурного контекста следует учитывать еще и потому, что во многих селах республики еще отсутствует широкая сеть внешкольных учреждений (домов пионеров, детских клубов, спортивных залов). Единственным центром воспитания в селах и некоторых городах остается школа. Вне ее многие дети предоставлены самим себе. И воспитательное воздействие общественности имеет непреходящее значение.

Педагогическая культура не только стимулировала и регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию - формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, джа-маата и народа [4. C. 8]. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором - здоровым общественным мнением. Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в социокультурном контексте Дагестана социальная работа, как воспитательное воздействие должно опираться на ценнейший потенциал на-

51

родной педагогики, на бережное отношение к воспитательным традициям. Признание личности социального работника во многом зависит от его умелого использования народно-воспитательных традиций. Призвав на свою сторону родителей, общественность можно рассчитывать на успех в своей профессиональной практике. Что касается дагестанских городов, то следует отметить, что многие их кварталы не отличаются от сельской местности. Люди в них живут по тем же принципам, что и их предки в селах. Народная педагогика - достояние народа, жившего в сельской местности, может быть реализовано в этих местностях.

Столица Дагестана - крупный город Северного Кавказа развивается несколько иначе. В нем, как и в крупных европейских городах появились центр и периферия. Крупные жилые массивы противоречат традиционным формам функционального обустройства экзистенциального пространства жителя Дагестана. Ребенок, вышедший из дома, больше не оказывается перед лицом общественности, которая имеет право пожурить его в случае надобности. Таким образом, предос-тавленность самому себе порождает настроения вседозволенности. Как следствие мы все чаще и чаще наблюдаем акты вандализма и уличного насилия.

В процессе дальнейшего исследования данной проблемы необходимо проанализировать результаты организации деятельности социального работника на практике при отдельных жилых комплексах, где он может успешно использовать потенциал народной педагогики. Во всех кварталах найдутся люди, которые заинтересуются возможностью возрождения былых традиций. Для самого ребенка его собственная история, возможность окунуться в собственные культурно-исторические корни может оказаться также интересной. Для осуществления различных замыслов одного желания социального работни-ка-педагога недостаточно. Необходимо изыскать средства для возрождения коммунальных педагогических отрядов. Пестрая палитра народонаселения Дагестана обязывает к внимательному изучению традиций и обычаев каждого народа, ибо мир в данном регионе может утверждаться только через языки, культуру и образование. По этой причине воспитательные традиции народов Дагестана должны найти достойное применение в социально-воспитательном процессе.

Литература

1. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: Дисс. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2006. 375 с.

2. Магомедов А. М. Кодекс чести в традициях кавказских горцев // Педагогика. 1999. № 1. С. 56-59.

3. Магомедов Р. М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. 224 с. 4. Магомедова

З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980. 86 с. 5. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. (Содержание, формы и методы воспитания). Махачкала, 1986. 184 с. 6. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холо-стовой. М., 1997. 286 с. 7. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2000. 192 с.

8. Якубов З. Я. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2000. № 5. С. 33-35.

References

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

1. Alieva B. Sh. Pedagogy of Dagestan family: Diss. ... Dr. Ped. Pyatigorsk, 2006. 375 p. 2. Magomedov

A. M. Code of honor in the traditions of the Caucasian mountaineers // Pedagogy. 1999. # 1. P. 56-59.

3. Magomedov R. M. Customs and traditions of the peoples of Dagestan. Makhachkala, 1992. 224 p.

4. Magomedova Z. M. Progressive traditions of the peoples of Dagestan as a means of moral education. Makhachkala, 1980. 86 p. 5. Mirzoev Sh. A. folk pedagogy of Dagestan. (Contents, forms and methods of upbrining). Makhachkala, 1986. 184 p. 6. The dictionary of social work / edited by I. E. Golosovoy. M., 1997. 286 p. 7. Firsov M. C., Studenova E. T. Theory of social work. M., 2000. 192 p. 8. Yakubov Z. Ya. Islamic values in the ethnic pedagogy of Dagestan peoples // Alma mater (Bulletin of the higher school). 2000. # 5. P. 33-35.

Literatura

1. Alieva B. Sh. Jetnopedagogika dagestanskoj sem'i: Diss. ... d-ra ped. nauk. Pjatigorsk, 2006. 375 s.

2. Magomedov A. M. Kodeks chesti v tradicijah kavkazskih gorcev // Pedagogika. 1999. № 1. S. 56-59.

3. Magomedov R. M. Obychai i tradicii narodov Dagestana. Mahachkala, 1992. 224 s. 4. Magomedova Z. M. Progressivnye tradicii narodov Dagestana kak sredstvo nravstvennogo vospitanija. Mahachkala, 1980. 86 s. 5. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana. (Soderzhanie, formy i metody vospitanija). Mahachkala, 1986. 184 s. 6. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote / pod red. E. I. Holostovoj. M., 1997. 286 s. 7. Firsov M. V., Studenova E. G. Teorija social'noj raboty. M., 2000. 192 s. 8. Jakubov Z. Ja. Islamskie cennosti v jetnopedagogike dagestanskih narodov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2000. № 5. S. 33-35.

Статья поступила в редакцию 02.10.2014 г.

УДК 37.013.42

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE CONDITIONS OF DEVELOPING THE BASIS OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S ECONOMIC CULTURE

©2014 Асадулаева С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Asadulaeva S. А.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются условия и факторы формирования основ экономической культуры младших школьников. Главным фактором выступает эмоционально-насыщенная деятельность учащихся, организованное в практико-ориенированной среде посредством эмоционального и познавательного стимулирования при организованном педагогическом наставничестве.

Abstract. The article deals with the conditions and factors offorming the basis of the economic culture of the younger students. The main factor is an emotionally intense activity of students, organized in practice-oriented environment through emotional and cognitive stimulation under organized pedagogical guidance.

Rezjume. V stat’e rassmatrivajutsja uslovija i faktory formirovanija osnov jekonomicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Glavnym faktorom vystupaet jemocional'no-nasyshhennaja dejatel'nost' uchashhihsja, organizovan-noe v praktiko-orienirovannoj srede posredstvom jemocional'nogo i poznavatel'nogo stimulirovanija pri organi-zovannom pedagogicheskom nastavnichestve.

Ключевые слова: условие, факторы, младший школьник, эмоционально-насыщенная деятельность, практико-ориентированная среда, эмоциональное и познавательное стимулирование, педагогическое наставничество.

Key words: mndition, factors, younger students, an emotionally intense activity, practice-oriented environment, emotional and cognitive stimulation, pedagogical guidance.

Kljuchevye slova: uslovie, faktory, mladshij shkol’nik, jemocional’no-nasyshhennaja dejatel’nost’, praktiko-orientirovannaja sreda, jemocional'noe i poznavatel'noe stimulirovanie, pedagogicheskoe nastavnichestvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.