Психолого-педагогические науки •••
- желание отличить себя, свои традиции от представителей других народов и формировать умения их сравнения;
- владение способами познания ценностей культуры своего народа;
- умения в области народно-художественных промыслов;
- способность презентовать культуру и традиционный уклад жизни своего народа и умения межкультурной коммуникации;
79
- способность развивать ценности культуры своего народа в ходе выполнения социальных проектов.
Анализ динамики и тенденций развития дагестанской национальной школы показывает, что более продуктивной и соответствующей современным требованиям к развитию личности, является парадигма национально-
ориентированного образования в рамках существующего общего среднего образования.
Литература
1. Бокарев Е. А. Введение в сравнительное историческое изучение дагестанских языков URL: //alpan365.ru/dagestanskie-yazyki. 2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д.,Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с. 3. Джамалова Б. Б., Нюдюрмагомедов А. Н. Инновационные технологии в национально ориентированном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012, № 2. С. 28-32
4. Нюдюрмагомедов А. Н. Этническая культура и развитие национальной школы в Дагестане // Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов: Материалы Всероссийской конференции. Махачкала: РПА Минюста РФ, 2014. С. 46-54. 5. Тахо-Годи А. А. О языке преподавания в Дагестане // Партархив Дагобкома КПСС.Ф1.Оп.8. Д. 60. Л. 64. 6. Шахбанова М. М. Эт-
ническая идентичность и стратегии межэтнического поведения андо-цезских народов Дагестана URL: //www.docme.ru/e-tnicheskayajdenticl'most...
References
1. Bokarev E. A. Introduction to comparative historical study of the Dagestan languages URL: //alpan365.ru/dagestanskie-yazyki. 2. Grushevitskaya T. G., Popkov V. D., Sadokhin A. P. Fundamentals of intercultural communication. M. : UNITY-DANA, 2003. 352 p. 3. Dzhamalov B. B., Nyudyurmagome-dov A. N. Innovative technologies in national oriented education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2012, # 2. P. 28-32. 4. Nyudyurmagomedov
A. N. Ethnic culture and development national school in Dagestan // Problems-we national oriented education for non-literate peoples: Proceedings of All-Russian conference. Makhachkala: RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation, 2014. P. 46-54. 5. Takho-Godi A. A. The teaching language in Dagestan // Partarchive of Dagobcom of CPSU. F 1. Op. 8. D. 60. L. 64. 6. Shahbanova M. M Ethnic identity and
strategies of ethnic behavior of Ando-Tsez peoples of Dagestan URL: //www.docme.ru/e-tnicheskaya_identichnost Literatura
1. Bokarev E. A. Vvedenie v sravnitel'noe istoricheskoe izuchenie dagestanskih jazykov URL: //alpan365.ru/dagestanskie-yazyki. 2. Grushevickaja T. G., Popkov V. D., Sadohin A. P. Osnovy mezhkul'tur-noj kommunikacii. M. : JuNITI-DIANA, 2003. 352 s. 3. Dzhamalova B. B., Njudjurmagomedov A. N. Inno-vacionnye tehnologii v nacional'no orientirovannom obrazovanii // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012, № 2. S. 28-32.
4. Njudjurmagomedov A. N. Jetnicheskaja kul'tura i razvitie nacional'noj shkoly v Dagestane // Proble-my nacional'no orientirovannogo obrazovanija dlja bespis'mennyh narodov: Materialy Vserossij-skoj
konferencii. Mahachkala: RPA Minjusta RF, 2014. S. 46-54. 5. Taho-Godi A. A. O jazyke prepodava-nija v
Dagestane // Partarhiv Dagobkoma KPSS. F1. Op. 8. D. 60. L. 64. 6. Shahbanova M. M. Jetnicheskaja
identichnost' i strategii mezhjetnicheskogo povedenija ando-cezskih narodov Dagestana URL: //www.docme.ru/e-tnicheskaya_identichnost.
Материалы международной научно-практической конференции «Развитие правового сознания в образовательном пространстве»
Статья поступила в редакцию 11.10.2014 г.
УДК 37.035.6
РОЛЬ НОГАЙСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СЕМЬЯНИНА
80
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
THE ROLE OF THE NOGAY FOLK TRADITIONS IN THE FAMILY
MAN’S SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
©2014 Карасова Н. А.
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева
©2014 Karasova N. А.
U. D. Aliev Karachay-Cherkessian State University
Резюме. В статье раскрывается роль ногайских народных традиций в духовно-нравственном воспитании семьянина; на примере свадебного обряда обосновывается педагогический потенциал традиционного опыта подготовки молодежи к семейной жизни.
Abstract. The article explores the role of folk traditions in Nogai spiritual and moral education of the family man; for example, a wedding ceremony is justified pedagogical potential of traditional experience in preparing youth for family life.
Resjume. V stat’e raskryvaetsja rol' nogajskih narodnyh tradicij v duhovno-nravstvennom vospitanii semja-nina; na primere svadebnogo obrjada obosnovyvaetsja pedagogicheskij potencial tradicionnogo opyta podgo-tovki molodezhi k semejnoj zhizni.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание семьянина, народные традиции и обычаи ногайцев, свадебный обряд, духовно-нравственные ценности.
Keywords: spiritual and moral education of the family man, folk traditions and customs of the Nogai, wedding ceremony, spiritual and moral values.
Kljuchevye slova: duhovno-nravstvennoe vospitanie semjanina, narodnye tradicii i obychai nogajcev, sva-debnyj obrjad, duhovno-nravstvennye cennosti.
Общественно-политические и социальноэкономические преобразования в нашей стране в конце XX и начале XXI вв. вызвали кризис в духовно-нравственной сфере, связанный с переоценкой духовных и нравственных идеалов, и прежде всего в семье. Современные тенденции развития общества ведут к все более выраженному разделению людей на основе материального достатка, что в свою очередь влечет за собой и социальное расслоение общества. В этих условиях прагматический подход к жизни, занимая все более значительные позиции, оттесняет духовнонравственные ценности. Семья как основной институт формирования духовно-нравственных ценностей испытывает значительные трудности, а зачастую и не справляется со своей воспитательной функцией. Государственная поддержка, оказываемая семье сегодня, не может в полной мере вывести ее из кризисного положения.
Поэтому наряду с социальноэкономическими мерами по поддержанию семьи необходимо формирование у молодежи духовнонравственного отношения к семье и браку. Духовно-нравственная подготовка подрастающего поколения к семейной жизни немыслима без опоры на национальные духовные и культурные ценности, сохранению которых в значительной мере способствуют этнические традиции. Следует отметить, что тесная связь народной культуры воспитания семьянина с религией являлась значительным препятствием для исследователей
народных традиций воспитания семьянина в советский период. В 1920-е годы сущность народной педагогики была впервые раскрыта Г. С. Виноградовым, который определил ее как «совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении», тем самым признав ее составной частью педагогической культуры народа. Во второй половине XX в. проблемы народной педагогики стали предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. Это В. А. Арутюнян, В. Д. Афанасьев, И. А. Арабов, Х. Х. - М. Батчаева, Г. Н. Волков, А. Ш.Гашимов, М. Б. Гуртуева, А. Ю. Гранкин, Ю. С. Кимов, М. О. Загазежев, А. Э. Измайлов, А. М. Магомедов, З. К. Меретукова, Ш. А. Мирзоев, В. Д. Семенов, К. Б. Семенов, Т. Г. Саидов, Е. Е. Хатаев, Х. Х. Хадиков, Я. И. Ханбиков. А. Ф. Хинтибидзе, З. Б. Цаллагова, С. М. Шакарян, И. А. Шоров, 3. Я. Якубов и др.
Для нашего исследования мы также обращались к работам, посвященным роли национальных традиций в нравственном и духовнонравственном воспитании у разных народов: И. А. Арабов (Таджикистан), Б. М. Борлакова (Карачаево-Черкессия), Ф. В. Даминдарова (Башкортостан), Р. С. Исрафилов (Дагестан), Д. И. Латышина (у русского народа), Г. В. Лисо-венко (в условиях полиэтнического региона), Р. С. Умергалин (Башкортостан) и др.
Психолого-педагогические науки •••
Несмотря на большое количество работ, посвященных педагогическому потенциалу народной культуры и этнокультурным традициям воспитания семьянина у разных народов, до настоящего времени не было исследований, раскрывающих духовно-нравственное содержание воспитания семьянина в ногайской народной педагогике. Изучению семейно-брачных традиций, форм семьи и брака у ногайцев в прошлом посвящены исследования историков и этнографов С. Ш. Гаджиевой и М. Б. Гимбатовой. Мы также опирались на труды историков и этнографов Р. Х. Керейтова, Д. С. Кидирниязова, А. И. -М. Сикалиева. Отдельные стороны воспитания в ногайской народной педагогике рассмотрены
В. Х. Аюбовым (физическое воспитание), С. Я. Карасовой (трудовое воспитание).
Целью настоящей статьи является раскрытие воспитательных возможностей ногайских народных традиций, в частности, свадебного обряда в духовно-нравственном воспитании семьянина.
Как отмечает Г. Н. Волков: «Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации» [1. С. 84].
Традиции являются также мощным фактором укрепления семьи благодаря тому, что, обеспечивая передачу духовно-нравственных ценностей, они сохраняют преемственность поколений, способствуют упрочению семейнородственных отношений и связей, регулируют поступки и поведение людей.
«Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества» [1. С. 84].
Воспитательный потенциал традиций, их роль в формировании мировоззрения отмечается многими исследователями. Так, Ф. В. Даминда-рова отмечает, что «важную роль в обществе играет воспитательная функция традиций. Это связано с тем, что на протяжении всей жизни человек подвергается их воздействию. Традиции активно влияют на мысли, чувства, эмоции, и на этой основе образуются принципы поведения, убеждения, подражания. Индивид в своем развитии, следуя традициям, не только включается в систему общественных отношений, но и формируется как личность, тем самым происходит процесс социализации людей. В обществе человеку достаются традиции и обычаи, проверенные обществом, то есть он получает «эстафетную палочку» от предков. Именно благодаря национальным традициям и обычаям, происходит
81
формирование его личностных качеств с раннего возраста. Но это не означает, что индивид посредством традиций включается просто в данную национальную общность людей. В жизни усвоение этих традиций носит мировоззренческий характер, через них формируются потребности, нравственные идеалы, убеждения, видение мира. ... Закрепленные в обычаях нравственные, эстетические и экологические идеи, принципы, нормы в самом процессе практической жизнедеятельности человека становятся составным компонентом его духовного облика. В этом их исключительное воспитательное значение» [3. С. 18].
Важной формой воспитательного воздействия на подрастающее поколение являются обычаи и традиции, в которых отразились представления народа о дружбе, любви, семье и браке. Следует отметить, что в народной педагогике ногайцев, так же, как и у других народов, подготовке и воспитанию семьянина придавалось большое значение, так как ведущую роль в личностном становлении растущего человека играла семья. От воспитания, полученного в семье, зависели как нравственные представления человека, его жизненные идеалы и духовные ценности, так и его поведение как в семье, так и вне семьи. Более того, семья и семейное воспитание во многом предопределяли будущее своих детей. Поэтому родители хорошо осознавали свою ответственность за воспитание своих детей и старались быть личным примером для них. Недаром в народе говорили: «Яман аьвлет атага соьгис келти-рер» - «Плохой ребенок вызовет брань в адрес своего отца»; «Аягына карап, кымызын иш, ана-сына карада кызын ал» - «Глядя на чашу, пей кумыс, глядя на мать, бери дочь». В основе семейного воспитания лежали обычаи и традиции, соблюдение которых способствовало формированию высоко ценимых в народе нравственных качеств, таких как трудолюбие, уважение к старшим, почитание родителей, забота о пожилых и младших и др. Благодаря традициям в сознании растущего человека закреплялись понятия чести и долга, дружбы и любви, гостеприимства и взаимопомощи и др. Поскольку в народном представлении каждый полноценный член общества должен был при достижении брачного возраста создать собственную семью, все эти качества и понятия являлись необходимыми составляющими духовно-нравственного облика идеального семьянина. Вообще можно с полным основанием сказать, что основной задачей семейного воспитания у ногайцев была подготовка подрастающего поколения к семейной жизни. Неудивительно, что традиции и обычаи, связанные с вступлением в брак, отличались особой эмоциональной насыщенностью. «Отличительной особенностью традиций и обычаев является также наглядно-чувственный, эмоциональный характер. Та система действий, тот обряд, который часто является основой традиций, оказывает
82
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
огромное влияние именно своей действенностью, яркостью, эмоциональностью»; «Через систему обрядов и красочное, торжественное оформление действий традиции оказывают влияние на мысли и чувства людей» [4. С. 112].
Ногайский свадебный церемониал отличался длительностью, многоэтапностью и красочностью. Не вдаваясь в подробности свадебного обряда ногайцев, рассмотрим в качестве примера отдельные элементы, имеющие воспитательное значение.
Как было отмечено выше, и мальчиков, и девочек с раннего детства готовили к будущей семейной жизни, прививая им различные умения и навыки трудовой деятельности, обучая их правилам общения и поведения и т. д. Поэтому ярким доказательством трудолюбия и умения невесты служило то, что согласно обычаям ногайцев все вышивки, украшавшие свадебный наряд невесты, предметы убранства свадебной юрты, должны были быть выполнены руками самой невесты. Это значит, что невеста должна была уметь обрабатывать шерсть и кожу, шить и вышивать, уметь готовить, уметь вести хозяйство и т. д. Что касается жениха, то его возможность выплатить калым (выкуп за невесту) свидетельствовала о его способности обеспечивать в будущем свою семью материально. «Величина калыма во многом зависела от социального и материального положения сторон, а также от личных качеств невесты и других дополнительных факторов» [2. С. 63]. Несмотря на то, что родители и многочисленная родня помогали жениху собрать калым скотом и деньгами, он должен был своим трудолюбием показать, что он готов создать семью. Подготовленность молодых людей к созданию семьи остается актуальной педагогической задачей и в современных социокультурных условиях, когда изменились формы, но сохранились требования к содержанию подготовки подрастающего поколения к семейной жизни: от девушки, главным образом, требуется умение вести дом, а от юноши - готовность и способность материально обеспечивать семью. Современная женщина получает высшее образование, делает карьеру, активно участвует в общественной и политической жизни, но она по-прежнему хозяйка дома. Современная женщина в ногайской семье, как и у многих других народов, даже имея социальный и общественный статус выше, чем у мужа, в силу национальных традиций, является помощницей и советчицей мужа.
Сама свадьба тоже проводилась торжественно, с соблюдением традиций уважения к старшим, гостеприимства и др. В зависимости от социальной роли и выполняемых функций каждому участнику свадебной церемонии отводилось свое место. «Во время свадьбы гости рассаживались по старшинству, причем мужчины обязательно отдельно от женщин; невеста со своей свитой находилась отдельно от собравшихся гостей в свадебной кибитке, жених со своими
друзьями и молодыми родственниками невесты тоже отдельно - в своей. Общество жениха отличалось от всех других свадебных компаний свободой развлечений, участием молодых снох и других женщин» [2. С. 83].
Вся свадебная церемония сопровождалась исполнением старинных песен, отрывками из поэм и сказаний об эпических героях под аккомпанемент народных музыкальных инструментов: домбры и кумыза. Также участники свадебного торжества исполняли экспромтом шуточные куплеты собственного сочинения - так называемые «эрисуьв йырлав», поэтические состязания, в которых воспевались качества жениха и невесты, а также молодые люди имели возможность в шутливой форме высказать друг другу взаимные чувства. Что касается танцев, то, как отмечает
С. Ш. Гаджиева, «танцев у кочевников, как правило, не было, или они занимали незначительное место» [2. С. 86].
Следует отметить, что главной фигурой свадебного торжества при этом оставалась невеста, что говорит о том, что душой семьи у ногайцев, как и у других народов, является женщина-мать. Все, начиная от свадебного наряда невесты до ее вхождения в дом жениха, сопровождалось строгой обрядностью. Так, преобладающим цветом свадебного наряда невесты был красный цвет как символ радости, благополучия, счастья. Наряд состоял из длинной шелковой рубахи-платья, шелковых длинных штанов, шелкового бешмета длиной ниже колен, расшитых серебряными украшениями. На голову ей надевали особую шапочку «силяуш», также украшенную серебром, поверх которой надевали другую - меховую -«кундыз боьрк» и большой красный платок, обшитый по краю мелкими монетами, который после брачной ночи заменялся на белый - признак замужества. Символичным в наряде жениха было наличие кнута, которым он во время первой встречи касался невесты, тем самым утверждая традицию главенства мужа в семье.
Согласно свадебным обычаям ногайцев невеста, входя в дом мужа, должна была переступать порог правой ногой. Ее вхождение в дом, как и все предшествующие этому событию свадебные обряды, сопровождалось благопожеланиями.
Старшее поколение помнит, что после некях (обручение) в ногайской свадебной церемонии, на свадьбе играли на домбре и пели старинные свадебные песни-благопожелания. Мелодии менялись по ходу свадебной церемонии: мелодия до некях; мелодия после некях; мелодия, когда выводили невесту; мелодия, когда знакомились с невестой (свекровь, родственники жениха и др.) - «бет йылыткан».
Музыка, исполняемая во время свадебной церемонии и поэтапно изменяющаяся, несет важную смысловую нагрузку. Важное воспитательное значение состоит в том, что тем самым подчеркивается значительность происходящего дей-
Психолого-педагогические науки •••
ства как то, что свадьба, как обряд соединения в единый союз, семью двух любящих молодых людей, чистота их отношений, освященность этого союза духовно, благословение родителей, включение молодых в новые семейнородственные отношения и т. д. Все это воспитывало чувство ответственности за создание семьи, за ее сохранение, чувство долга перед Богом и людьми за то, что это священный союз на всю жизнь, и отношение к нему должно быть серьезным и обдуманным.
Примеры свадебных песен-благопожеланий демонстрируют со всей очевидностью, что они отражали представления народа о счастливой семейной жизни и содержали в себе определенный свод этических норм и правил поведения девушки в ее новой супружеской жизни.
«Керилип кеншек келсин деп,
Кенъ азбардынъ капысын Кенъге яйып ашысынъыз.
Ырызкылы болсын деп,
Яс келиннинъ йолына Шетлевиклер шашынъыз.
Ярык юзли келиннинъ Сыпырасы кенъ болсын,
Колларыннан бал тамсын,
Босагасы - тоьрине,
Аяк баскан ерине Номай наьсип шырмалсын.
Казанынынъ капкашын Каты явып билмесин-Халк анъламас демесин.
Ийгилиги кем болмас,
Келгенлер кетпей калмас,
Конак сыйлап уьйренсин.
Уьйир болсын уьйине,
Уьйге тилекли болсын.
Юртка керекли болсын Эриксе тоьркинине,
Тувган-оьскен ерине,
Ярасыкка кыдырсын.
Ети ул ман ети кызды,
Кенже тувган эки эгизди,
Коьп болды деп, айтпасын.
Бала боьлев тойга бизди,
Биз дегеним - баьримизди,
Шакырмага мутпасын
Пусть Невеста войдет -
83
Просторного двора Широко открывайте ворота.
Пусть невеста с достатком Осыпьте дорогу невесты орешками.
Лучезарной невесты
Стол всегда будет хлебосольным,
С рук всегда мед течет,
С порога - до тоьр
(внутренняя почетная часть дома, комнаты) Везде, где ее нога ступает,
Будет много счастья.
Казана крышку
Не закрывает плотно -
Пусть не думает, что народ не поймет.
С нее не убудет,
Если она будет гостеприимной,
Ведь, кто пришел, уйдет - не останется
Для дома пусть старается,
Будет к нему привязана.
Пусть этому дому будет нужна.
А в отчий дом, если соскучится Где она родилась и выросла,
Приходит для радости.
Семь сыновей и семь дочерей Младших двух близнецов пусть родит,
Пусть не говорит, что много На праздник укладывания в люльку Всех нас пусть не забудет пригласить» [5].
Из приведенного в качестве примера такого благопожелания мы видим, что к таким нормам и правилам относились: уважение к родителям, почитание старших, гостеприимство, многодетность и др. Соответственно, она должна была быть уважительной, приветливой, щедрой, доброй. Соблюдение этих требований к молодой жене высоко ценилось в народе, и должно было обеспечить новобрачной и ее будущей семье счастье, благополучие и процветание.
Таким образом, традиции, обычаи, обряды, отражая народные представления о счастливой семье, о супружеских отношениях, о воспитании детей и пр., способствовали утверждению и закреплению духовно-нравственных ценностей народа. Они строго регламентировали поступки и поведение подрастающего поколения, способствуя выработке у молодежи определенных привычек в общении и поведении. Одновременно у молодежи формировались духовные потребности, нравственные идеалы и убеждения, духовнонравственные принципы и нормы.
Литература
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. : издательский центр «Академия», 1999. 168 с. 2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX - начале XX в. М. : издательство «Наука», 1979.
3. Исрафилов Р. С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана. Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2001. 4. Даминдарова Ф. В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский). Дисс. ... канд. филос. наук. Уфа, 2000. 193 с.
84
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
5. Тайват Кирейтова. Тойда тилек // Асыл соьз. Ногай шаирлигининъ антологиясы. Черкесск, 2013. С. 284-285.
References
1. Volkov G. N. Ethnopedagogics. M. : Publishing Center “Academy”, 1999. 168 р. 2. Gadzhieva S. Sh. Essays on the history of the family and marriage Nogai 19-early 20 century. M. : Publishing House «Nauka», 1979. 3. Israfilov R. S. Spiritual and moral education of students in the traditions of the peoples of Dagestan. Diss .... Cand. Ped. Makhachkala, 2001. 4. Damindarova F. V. The role of folk traditions in the moral formation of the person (socio-philosophical). Diss. ... Cand. Philos. Ufa, 2000. 193 р. 5. Tayvat Kireytova. Toyda Tilek // Asil soz. Nogai shairliginin antologiyasy. Cherkessk, 2013. P. 284-285.
Literatura
1. Volkov G. N. Jetnopedagogika. M. : izdatel'skij centr «Akademija», 1999. 168 s. 2. Gadzhieva S. Sh. Ocherki istorii sem'i i braka u nogajcev XIX - nachale XX v. M. : izdatel'stvo «Nauka», 1979. 3. Israfilov R. S. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashhihsja na tradicijah narodov Dagestana. Diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2001. 4. Damindarova F. V. Rol' narodnyh tradicij v nravstvennom formirovanii lichnosti (so-cial'no-filosofskij). Diss. ... kand. filos. nauk. Ufa, 2000. 193 s. 5. Tajvat Kirejtova. Tojda tilek // Asyl so'z. Nogaj shairliginin# antologijasy. Cherkessk, 2013. S. 284-285.
Статья поступила в редакцию 10.10.2014 г.