Научная статья на тему 'Использование этнокультурного потенциала в антинаркотическом воспитании старшеклассниц'

Использование этнокультурного потенциала в антинаркотическом воспитании старшеклассниц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕВУШКА-ГОРЯНКА / ЖЕНСКИЙ ГОДЕКАН / НАРКОТИКИ / ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халипаева Сарият Абубакаровна

Цель. Выявить потенциальные возможности использования этнокультурного опыта и морально-этических ценностей народа в процессе формирования антинаркотического мировоззрения старшеклассниц. Методы. Изучение и анализ воспитательного потенциала этнокультурных ценностей, наблюдения за возможностью их использования в учебно-воспитательной практике. Результат. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам народной педагогики, часть педагогов-практиков еще недооценивают важность воспитательного потенциала этнокультуры для оптимизации учебно-воспитательного процесса школьников. А между тем в народной педагогике сконцентрированы апробированные веками, одобренные поколениями средства, формы и методы воспитания личности, в частности, и антинаркотического воспитания детей, что приобретает чрезвычайное значение в современных условиях воспитания старшеклассниц с максимальным учетом этнокультурных требований к становлению личности девушек-горянок. Вывод. Этнокультурный потенциал это многовековое творчество народа, где нет места сомнительным соблазнам, жестокости, безнравственности, распущенности, алгоколизму и наркомании. В этой связи возникает необходимость выявления, содержательного анализа, систематизации и внедрения в учебно-воспитательный процесс величайшего гуманистического потенциала этнокультурных здоровьесберегающих традиций народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование этнокультурного потенциала в антинаркотическом воспитании старшеклассниц»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Использование этнокультурного потенциала в антинаркотическом воспитании старшеклассниц

© 2017 Халипаева С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sariyat.khalipaeva@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить потенциальные возможности использования этнокультурного опыта и морально-этических ценностей народа в процессе формирования антинаркотического мировоззрения старшеклассниц. Методы. Изучение и анализ воспитательного потенциала этнокультурных ценностей, наблюдения за возможностью их использования в учебно-воспитательной практике. Результат. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам народной педагогики, часть педагогов-практиков еще недооценивают важность воспитательного потенциала этнокультуры для оптимизации учебно-воспитательного процесса школьников. А между тем в народной педагогике сконцентрированы апробированные веками, одобренные поколениями средства, формы и методы воспитания личности, в частности, и антинаркотического воспитания детей, что приобретает чрезвычайное значение в современных условиях воспитания старшеклассниц с максимальным учетом этнокультурных требований к становлению личности девушек-горянок. Вывод. Этнокультурный потенциал - это многовековое творчество народа, где нет места сомнительным соблазнам, жестокости, безнравственности, распущенности, алгоколизму и наркомании. В этой связи возникает необходимость выявления, содержательного анализа, систематизации и внедрения в учебно-воспитательный процесс величайшего гуманистического потенциала этнокультурных здоровьесберегающих традиций народов Дагестана.

Ключевые слова: этнокультурный потенциал, антинаркотическое воспитание, девушка-горянка, женский годекан, наркотики, правильный выбор.

Формат цитирования: Халипаева С. А. Использование этнокультурного потенциала в антинаркотическом воспитании старшеклассниц // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 91-96.

Usage of Ethno-Cultural Potential in the Anti-Drug Education of Senior Schoolgirls

© 2017 Sariyat A. Khalipaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sariyat.khalipaeva@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of this article is to identify the potential use of ethno-cultural experience and ethical values of the people in the formation of senior schoolgirls' anti-drug world view. Methods. Study and analysis of educational potential of ethno-cultural values, monitoring the possibility of their use in teaching and educational practice. Results. Despite numerous research devoted to issues of folk pedagogy, the part of practicing teachers underestimate the importance of the educational potential of ethnic culture to optimize the educational process of schoolchildren. Meanwhile, forms and methods of upbringing, in particular, antidrug education of children that proven over the centuries and endorsed by generations are focused in the national pedagogy, that acquires extraordinary importance in the modern conditions of senior schoolgirls' education with maximum consideration of ethno-cultural requirements to the personality of the girls-mountaineers. Conclusions. Ethno-cultural potential is the centuries-long creative work of the people, where there is no place for dubious temptations, cruelty, immorality, promiscuity, drunkenness and drugs. In this regard, it is necessary to identify, content analyze, systematize and implement into educational process the greatest humanistic potential of the ethno-cultural health-saving traditions of Dagestan people.

Keywords: ethno-cultural potential, anti-drug education, girls-mountaineers, female godekan, drugs, the right choice.

For citation: Khalipaeva S. A. Usage of Ethno-Cultural Potential in the Anti-Drug Education of Senior Schoolgirls. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 91-96. (In Russian)

Введение

История развития человечества в целом и каждого народа в отдельности подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией. Без него немыслимо не только духовно-нравственное обогащение

человечества, но и сохранение народом историко-культурологической памяти. В историко-педагогическом наследии народов сконцентрированы важнейшие сведения и колоссальный опыт формирования морально-этического облика человека, что имеет исключительное значение для оптимизации процесса воспитания и образования подрастающего поколения. В народной педагогике, как ни в каких других трудах целенаправленно и последовательно реализуется универсальная педагогическая идея преемственности, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Этому подтверждением может служить «золотое правило» этнопедагогики,

сформулированное академиком Г. Н. Волковым: «Без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Народы Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, создали удивительно

разнообразную духовно-нравственную культуру с соответствующими ей народными «школами», «институтами», «академиями», методами и средствами подготовки юного поколения к самостоятельной жизни. Самобытность педагогического наследия народов Северного Кавказа проявляется именно в том, что в ней духовность, нравственность, трудолюбие, красота окружающей природы и женщина-горянка, как объект и субъект воспитания, представлены в гармоническом единстве.

В педагогической культуре горцев предусмотрено уважительное отношение к женщине, особое внимание к воспитанию девушек. «Если мужчина создает род, то

женщина-мать создает весь народ», - говорят у народов Дагестана. Культ женщины-матери понимается не только в рождении детей, но и, прежде всего, в их воспитании, подготовке дочерей по специальной народной программе к семейной жизни и налаживанию быта.

Цель нашего исследования -ориентировать педагогов-воспитателей, родителей, общественность на изучение этнокультурного потенциала своего народа, возродить некоторые утерянные ценности народной педагогики и внедрить их в процесс формирования личности будущей матери.

Общественное сознание, которое в условиях современной России

ориентировано преимущественно лишь на материальные и социально-экономические ценности, на наш взгляд, не имеет перспектив. Без духовного развития, формирования духовно-нравственного и физического облика личности прогресс в обществе невозможен. Чтобы воспитать в юных поколениях духовно-нравственную культуру, нетерпимость к аморальным проявлениям в обществе, необходима созидательная педагогическая деятельность учреждений образования, сочетающая рекомендации и требования академической науки с ценным опытом народной педагогики, с традициями, обычаями, идеалами, формами и средствами, прошедшими многовековую историческую апробацию, показавшим свою бесспорную эффективность в длительной практике старших поколений.

Антинаркотическое воспитание

подрастающего поколения на основе этнокультурного потенциала - один из путей духовно-нравственного возрождения

общества и формирования устойчивой к стрессогенным ситуациям личности молодых девушек, способных сделать

самостоятельный и правильный выбор в своем становлении как личности и перспективной жизнедеятельности.

Исходя из выше изложенного, возникает острая необходимость безотлагательного решения следующих задач: выявить отношение педагогов и воспитателей к этнокультурным ценностям народов Северного Кавказа; оценить их духовно-нравственное содержание; определить эффективность их использования в антинаркотическом воспитании девушек-старшеклассниц.

Для решения этих задач мы использовали методы исследования: беседу,

анкетирование, наблюдение, которыми было охвачено 116 учителей пяти общеобразовательных школ города Махачкалы, в том числе классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе. Основные вопросы для бесед и анкетирования были сформулированы с учетом важнейших аспектов исследуемой проблемы:

1) в чем сущность понятия «этнокультурный потенциал»?

2) в каких сферах жизни и деятельности дагестанского народа более отчетливо проявляются этнокультурные особенности?

3) какие формы и виды проявления этнокультурного потенциала вашего народа, народов Дагестана Вам известны?

4) приведите примеры этнокультурных традиций или обычаев своего народа, или любой другой народности Дагестана или России в целом;

5) какие народные традиции и обычаи имеют, по вашему мнению, более глубокое и реальное воспитательное значение?

6) какие этнокультурные здоровьесберегающие ценности могут быть использованы в целях антинаркотического воспитания девушек-старшеклассниц?

7) как часто Вы проводите воспитательные и профилактические мероприятия со старшеклассниками на основе этнокультурного потенциала народов Дагестана?

Результаты и обсуждение

Результаты исследования показали, что более 60,3 % (70) педагогов слабо представляют себе этнокультурные ценности и никак не связывают их воспитательные и профилактические возможности в организации педагогического процесса со старшеклассницами. Только 39,7 % (46)

воспитателей имеют общее представление об этнокультурных ценностях народа и признают возможность их использования в антинаркотической работе с современной молодежью.

Педагоги и воспитатели имеют очень смутные и ограниченные представления об этнокультуре своего народа. На вопрос анкеты: «Какие формы и виды проявления этнокультурного потенциала народа Вам известны?», 62,9 % (73) педагогов указали только праздничные и свадебные торжества. 29,3 % (34) опрошенных дополнили этот перечень некоторыми обычаями, связанными со сватовством, укладыванием ребенка, мудрыми наставления аксакалов.

Самый взрослый контингент педагогов в количестве 7,8 % (9) помнит и ценит требования горской чести и совести (намуса), некоторые духовно-нравственные установки религии, особенности организации встреч женщин и девушек у родника, женских посиделок и помочей, некоторые наставления и поучения бабушек, мудрые высказывания и крылатые назидания народов (пословицы, поговорки). Они же и подтверждают их огромное воспитательное и просветительское значение не только у народов Дагестана, но и всего Северного Кавказа.

С большим трудом педагоги вспоминают этнокультурные особенности своего народа, в чем их различия и сходства с другими народностями. Каковы же средства народного воспитания детей? Кто-то вспоминает народные песни-пожелания, танцы, колыбельные песни, но мало кто помнит их содержание. Все же в ходе опроса некоторые воспитатели вспоминают те здоровьесберегающие ценности, которым их обучали в детстве. Наставления бабушек девочкам о том, что они будущие мамы и несут ответственность за продолжение рода, должны соблюдать чистоту и порядок во всем, в том числе и относительно здоровья, физического благополучия собственного тела.

Хотелось бы отметить, что педагоги (39,7 % - 46 человек), даже признавая огромное воспитательное значение этнокультурного потенциала, не всегда используют его в своей педагогической практике, обосновывая это разными причинами. Большая часть из них - 41,3 %

(19 опрошенных) считают невозможным процесс внедрения этнокультурного потенциала в учебно-воспитательный процесс, так как в условиях демократизации общества сменились ценностные ориентации современной молодежи, наблюдается тенденция к формированию новых идеалов. А между тем они же смутно представляют себе эти новые идеалы и ценности, не могут системно изложить, какие же ценности предпочтительны для современных девушек - будущих матерей.

Следующая группа педагогов - 34,8 % (16) - понимает необходимость и возможность организации

антинаркотического воспитания девушек-старшеклассниц с учетом этнокультурных требований к становлению личности старшеклассницы, но им не хватает научно обоснованных рекомендаций, разработок, вследствие чего они не знают, как целенаправленно строить свою работу.

И только наименьшее количество педагогов -23,9 %(11) - в организации учебно-воспитательного процесса регулярно обращаются к богатому опыту народного воспитания. Использование ими средств и методов нравственного воспитания проходит с учетом интересов и потребностей самих учащихся, что позволяет выработать у них высокую духовно-нравственную культуру поведения.

Наши наблюдения и опросы также свидетельствуют о том, что в вопросах антинаркотического воспитания

старшеклассниц нет единства и последовательности в работе семьи, школы и общественности, а с этнокультурными ценностями дети знакомятся совершенно случайно и стихийно. Воспитательные воздействия школы обычно направлены в большей степени на формирование всеобщего мировоззрения и недостаточно внимания уделяется развитию интереса и любви к родному краю, использованию его материальных и духовных ценностей в формировании устойчивой личности, способной противостоять сомнительным соблазнам в обществе.

Вместе с тем, следует отметить, что структура и содержание

общеобразовательных предметов,

преподаваемых в 10-11 классах по региональным программам, располагают

огромным потенциалом духовно -нравственных знаний, посредством которых можно оптимально ориентировать современную молодежь на здоровый образ жизни. К тому же в школе изучаются предметы, которые составляют

региональный компонент государственных стандартов образования: история Дагестана, география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, дагестанская литература, родные языки и т. д., преподавание которых непосредственно должно быть

ориентировано на решение проблемы приобщения подрастающего поколения к этнокультурным духовно-нравственным, эстетическим, физическим ценностям и идеалам человека, педагогической культуре народов Дагестана и Северного Кавказа.

В современных условиях для организованного и эффективного обучения и воспитания старшеклассниц в специальных учебных заведениях появились реальные возможности квалифицированного

руководства над воспитательным процессом, вовлечения девушек в общественно полезные виды деятельности, представления им простора в развитии своих творческих способностей, в проявлении инициативы и самостоятельности в выборе социально одобряемого стиля поведения.

Старшеклассница на практике должна убедиться в ее высокой ценности и значимости для социума не только как представительницы прекрасного пола, но и как духовно и физически здоровой личности, ответственной за становление и развитие последующих поколений. Реализовать эту идею можно как при организации учебно-воспитательного процесса в школе, так и в социальных институтах народного воспитания.

В период подготовки по общеобразовательным дисциплинам, начав урок с проблемно-поисковых заданий, в основу которых заложены пословицы и поговорки, загадки, сказки, легенды, предания, баллады, песни, обычаи, обряды, можно повысить интерес старшеклассниц к предмету, к культуре, образу жизни и истории своего народа [3]. Необходимо вернуть в школьную программу преподавание курса «Этика и психология семейной жизни», более того в дагестанских

школах считаем необходимым

оптимизировать преподавание в старших 1011 классах курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана», которые восполнили бы пробел подготовки современной молодежи к семейной жизни и помогли бы правильному восприятию устоев и требований горской чести и совести (намуса) и реально уберегли бы девушек-старшеклассниц от желаний и стремлений пристраститься к наркотикам.

Практика показывает, что

целенаправленные классные часы, открытые или нетрадиционные уроки по тематике: «Девушка-горянка - гордость дагестанского народа», «Быть матерью - социальное предназначение женщины», «Наркотики и духовно-нравственный облик молодежи», «Ислам и наркотики» и т. д., обеспечивают девушкам возможность осмыслить и реально понять значимость представлений: об укладе жизни горцев, требованиях к становлению личности девушки-горянки, о культе матери; о влиянии наркотиков на физическое и духовное здоровье человека, об определении в исламе строгого запрета на алкоголь и наркотики, как носителей хаоса и безнравственности в обществе.

Совместными усилиями педагогического коллектива и родительской общественности можно вовлекать молодежь в организацию и проведение мероприятий, посвященных всенародным традиционным праздникам (Навруз-Байрам, Ураза-Байрам, Праздник цветов, Праздник первой борозды). Почти все традиционные формы проявления этнокультурных особенностей народов Северного Кавказа как общепринятые государственные и традиционные праздники, так и разновидности организации женского досуга - помочи, посиделки, женский годекан, располагают колоссальным воспитательным потенциалом,

ориентирующим девушек на здоровый и полноценный образ жизни [2].

При акцентировании на этнокультурных духовно-нравственных ценностях, важно непременно учитывать психологические особенности девушек. Педагоги-воспитатели регулярно должны прибегать к народным методам воспитания, таким как убеждение, разъяснение, поощрение добрым словом, проявляя при этом максимум уважения и

такта к каждому ребенку, давая возможность максимально проявлять социально одобряемые качества и осуждая и в корне пресекая аморальные поступки в повседневных действиях и поведении воспитанников.

Анализируя все выше изложенное и процесс духовно-нравственного

формирования современной молодежи, мы можем утверждать, что использование этнокультурного потенциала в

антинаркотическом воспитании

старшеклассниц не может происходить спонтанно. Это целенаправленный и последовательный процесс освоения народной мудрости и передачи его подрастающему поколению в самих ярких образах, способных противостоять сомнительным соблазнам современного общества. В связи с этим советуем учитывать в работе следующие рекомендации по организации работы со старшеклассницами:

- педагогам-воспитателям необходимо самим изучить и понять духовно-нравственный смысл и содержание этнокультурных требований к формированию личности старшеклассницы;

- периодически устанавливать связь между поколениями, с чувством гордости и глубокого уважения уметь преподносить старшеклассникам проекции идеальной девушки-горянки, воспетой в народной педагогике;

- своевременно и правильно, руководствуясь бесценным опытом старших поколений, где нет места безнравственности, жестокости, алкоголизму и тем более наркомании среди горянок, оказывать помощь девушкам-старшеклассницам в правильном восприятии, осмыслении и понимании своего социального предназначения и осознании собственной значимости для духовно-нравственного оздоровления своего народа, народов республики, страны и всего человечества.

Выводы

Исходя из результатов исследования, можно констатировать: без тщательного учета и всеобщего понимания этнокультурных ценностей своего народа, без глубокого осмысления сущности и смысла веками накопленного опыта народной педагогики, невозможно правильно понять социальную сущность

этнокультурного потенциала. Как известно, человек с ранних лет воспринимает психологию, привычки, обычаи, нормы поведения и традиции той социальной группы, к которой он принадлежит. Поэтому только умелое и своевременное использование общепринятых установок, традиционных стремлений к социально одобряемым нормам поведения, имеет важное значение для эффективности формирования антинаркотического

1. Алиева Б. Ш. Идеал дагестанской женщины и ее роль в воспитании детей // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. 2006. С. 2-6.

2. Магомедов А. М. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала: Народы Дагестана, 2005. 342 с.

3. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 112 с.

мировоззрения учащейся молодежи. Феномен этнокультуры становится источником творчества и основой нравственности, только при включении в педагогический процесс (в содержание образования, социально-культурную среду общения) при оптимизации образцов для подражания, являющихся важнейшим условием эффективности не только процесса антинаркотического воспитания, но и всей учебно-воспитательной деятельности.

4. Наркомания: тонкости, хитрости, секреты. Ваше здоровье. М. : Новый издательский дом, 2004. 352 с.

5. Омаров А. А. Социально-педагогические пути преодоления наркозависимости у молодежи (теоретико-методический аспект). Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2007. 167 с.

6. Омарова Р. И. Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана. Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 1998. 168 с.

References

Литература

1. Alieva B. Sh. Ideal of Dagestan woman and pedagogy]. Diss. of Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, her role in the upbringing of children. Izvestiya DSPU Publ., 1998. 168 p. (In Russian)

vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki. Spetsvypusk [Proceedings of higher education institutes. North Caucasus Region. Social Sciences. Special issue]. 2006. Pp. 2-6. (In Russian)

2. Magomedov A. M. Etnopedagogicheskaya kul'tura Dagestana [Ethnopedagogical culture of Dagestan]. Makhachkala, Narody Dagestana Publ., 2005. 342 p. (In Russian)

3. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika (Slovesnye sredstva vospitaniya) [Traditional Pedagogy (Verbal means of education)]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1984. 112 p. (In Russian)

4. Narkomaniya: tonkosti, khitrosti, sekrety. Vashe zdorov'e [Addiction: subtleties, tricks, secrets. Your health]. Moscow, Novyi izdatelsky dom Publ., 2004. 352 p. (In Russian)

5. Omarov A. A. Sotsial'no-pedagogicheskie puti preodoleniya narkozavisimosti u molodezhi (teoretiko-metodicheskiy aspekt) [Socio-pedagogical ways of overcoming drug addiction among young people (theoretical and methodological aspects). Diss. of Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, DSPU Publ., 2007. 167 p. (In Russian)

6. Omarova R. I. Formirovanie moral'nogo oblika devushek-starsheklassnits na traditsiyakh narodnoy pedagogiki Dagestana [Moral character formation of high school girls on the traditions of Dagestan folk

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Халипаева Сарият Абубакаровна,

кандидат педагогических наук, ассистент,

кафедра правоведения и прав человека,

факультет права, Дагестанский

государственный педагогический

университет, Махачкала, Россия; e-mail: sariyatkhalipaeva@mail .ru

Принята в печать 21.06.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Sariyat A. Khalipaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant, the chair of Law and Human Rights, faculty of Law, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sariyat.khalipaeva@mail.ru

Received 21.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.