ПШІЇОГНШІЕ инукн
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С. А. Халипаева
ETHNIC-CULTURAL POTENTIAL AS FACTOR OF ANTI-NARCOTIC EDUCATION OF CHILDREN
Khalipaeva S. A.
The article analyzes the whole system of girls' education existing for centuries in the folk pedagogics and points out the significant gaps in the organization of pedagogical process. In terms of the successive analysis of education problems in the contemporary conditions, the author determines optimal forms and methods of introducing folk pedagogics ethnic-cultural potential into the system of antinarcotic education of senior pupils.
Статья дает анализ всей системы воспитания девушек, сломившейся веками в народной педагогике и указывает на значительные пробелыi в организации педагогического процесса. Исходя из последовательного анализа состояния проблемы воспитания в современных условиях, в статье определены оптимальные формы и методы внедрения этнокультурного потенциала народной педагогики в систему антинаркотического воспитания девушек-старшеклассниц.
Ключевые слова: этнокультурный потенциал, народная педагогика, ценностные ориентации, антинаркотическое воспитание, здоровый образ жизни, намус, женская честь, горянка, народная мудрость, харам.
УДК 351.761.3
В историко-культурном наследии народов Дагестана значительное место занимают выработанные веками и апробированные поколениями нормативные правила и установки, формирующие сызмала морально-этический облик человека. Еще патриарх востоковедения И. Крачковский отмечал, что дореволюционный Дагестан был самым просвещенным уголком на Кавказе и самым нравственным, так как законом и кодексом его народов служили шариат и вытекающие из него обычное право, традиции и адаты. И все это было подчинено одной цели и задаче - нравственному оздоровлению общества и его граждан (3). Такие черты, как уважение к старшим, воспитание детей в традиционном духе исламской нравственности, всегда были отличительными качествами всех народностей Дагестана. Факты говорят и о том, что и в последующие десятилетия в любом уголке бывшего советского государства дагестанец пользовался заслуженным уважением за свою честность, трудолюбие и порядочность (4).
Отдельные стороны духовной и материальной культуры горцев раскрываются в трехтомном исследовании коллектива авторов «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней». В нем раскрываются самобытные черты общей культуры жителей горного края, некоторые особенности народной педагогической культуры в историческом процессе развития и становления народов Северного Кавказа и многонационального Дагестана.
Некоторые аспекты традиционной культуры воспитания человека освещены в историко-этнографических исследованиях дагестанских ученых А. К. Алиева,
С. С. Агашириновой, А. Г. Булатовой,
С. Ш. Гаджиевой, С. А. Лугуева, Р. М. Магомедова, А. Р. Шихсаидова и других.
Этнокультурный потенциал различных народов нашей страны под педагогическим углом зрения в той или иной мере рассмотрен в работах Ш. М-Х. Арсалиева, А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, Э. А. Измайлова, Б. А. Кадырова, Я. И. Ханбикова, А. Ф. Хантибидзе, З. Б. Цал-лаговой, И. А. Шорова и ряда других.
Педагогические исследования, избравшие предметом научного анализа этнокультурный потенциал народов Дагестана, т.е. содержание, формы, методы и средства народной педагогики раскрывают большинство идей сложившейся в народе системы воспитания. Наиболее полно такому анализу подвергнут эмпирический опыт дагестанских народов в исследованиях А. М. Магомедова, З. М. Магомедовой, Ш. А. Мирзое-ва, Р. М. Пашаевой, Т. Г. Саидова, З. Я. Якубова и других.
Во всех вышеназванных исследованиях отмечается, что в современной воспитательной практике в недостаточной мере используются духовно-нравственные ценности отдельных народностей Дагестана, даются ценные советы и рекомендации педагогам и родителям по использованию испытанного веками опыта предков в формировании юных поколений, эффективность обращения к лучшим традициям народной педагогики, доказываемая экспериментальными материалами.
Однако проведенные исследования в рамках педагогической культуры народов Северного Кавказа, акцентируют внимание либо на одной из сторон воспитания (Па-шаева Р. М., Магомедова З. М., Саидов Т. Г.), либо на раскрытии идей этнопе-дагогической культуры одной или групп народностей (Магомедов А. М., Мирзо-
ев Ш. А., Арсалиев Ш. М-Х., Шоров И. А.) без указания на общность, идентичность, самобытность традиционного воспитания,
на диалог педагогических культур всего региона. Третьи выбирают для научного анализа один аспект или одно средство (Гур-туева М. Б., Цаллагова З. Б.) народной педагогики.
В указанных выше и других исследованиях по этнопедагогической культуре воспитания упущена из поля зрения научного анализа гармонически единая духовнонравственная культура воспитания здорового образа жизни молодого поколения и, прежде всего девушек-горянок, которые являются мерилом красоты и духовнонравственного здоровья общества.
История развития человечества и каждого народа в частности подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которой немыслимо сохранение народом культурного потенциала, а девушки -будущие матери - как никто другой являются основными созерцателями, носителями и популяризаторами всей традиционной культуры своего народа. Не случайно у народов Дагестана говорят: «Если отец создает только род, то мать создает весь народ». Отсюда важность включения этнокультурного потенциала народа в социально-педагогический процесс своевременной заботы о морально-этическом и здоровом физическом облике каждой девушки - будущей матери.
Этнокультурный потенциал - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и реализуемых самим народом и вобравших в себя результаты многовекового творчества отдельных народностей. Воспитание, основанное на этнокультурных ценностях, обогащалось и развивалось в соответствии с теми изменениями, которые происходили в жизни народа. Если какой-то метод, средство, принцип воспитания и входили в систему народной педагогики, то лишь после длительных испытаний и проверок на практике.
В наше время, когда так называемый «цивилизованный» Запад пропагандирует более свободный стиль одежды, причесок, общения с противоположным полом, внебрачные половые связи, которые разрушают психику личности, сводятся к минимуму
морально-этические качества характерные в недавнем прошлом для дагестанской девушки. Растет преступность, связываемая с дагестанцами, как внутри республики, так и за ее пределами. Аморальность и распущенность среди молодежи обретает массовый характер, тяга к труду, к знаниям, к культуре утрачивают свой основополагающий характер. Отсутствие четко выраженного педагогического сопротивления чуждой нам иноземной культуре, усердно пропагандируемой также средствами массовой информации, обострения межнациональных отношений, кризисных ситуаций в отдельных регионах, особенно на Кавказе, духовного обнищания личности и общества в целом приводят к неопределенности целей, задач и принципов педагогического процесса в целом и, в частности, духовно-нравственного воспитания девушек-старшеклассниц.
Многие негативные явления, такие как жестокость, национализм, бандитизм, воровство, проституция и наркомания, которые происходят в современном обществе в связи со сменой ценностных ориентаций и утратой моральных ценностей, связаны с игнорированием этнического фактора в общественном развитии, с отсутствием соответствующих институтов этнического воспитания молодежи, и, прежде всего, девушек.
В молодежной среде появляются новые тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, девушки тем не менее не проявляют активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяют больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание - формой (11). По мнению многих исследователей, во всех случаях, когда члены традиционного общества использовали психоактивные вещества для получения удовольствия (не в медицинских целях), можно обнаружить влияние европейцев и разрушение традиционной культуры, проблемы алкоголизма, наркомании и,
как следствие, социальные и психические заболевания (7).
Социальное и отчасти психическое здоровье является культурно-историческим феноменом и представляет собой не медицинскую, а скорее социально-педаго-
гическую проблему. В каждой конкретной культуре содержаться свои причины возможных нарушений этих составляющих здоровья и требуют выработки соответствующих психогигиенических средств.
В этой связи обращение к народной культуре Дагестана, к ее основным ценностям, доказавшим свою эффективность на протяжении тысячелетий, имеет особую значимость.
О роли этнокультуры в формировании здорового в духовно-нравственном отношении личности убедительно говорит тот факт, что народная педагогика в наше время переживает второе рождение. Интерес к ней усиливается и в познавательном, и в воспитательном плане (9). К тому же ценности этнокультурного воспитания признаны актуальными для современного семейношкольного воспитания. Значение непреходящих духовно-педагогических ценностей народов страны подтверждено соответствующим законом РФ «Об образовании», определяющим главным принципом государственной политики подход к духовному наследию народа. Закон «Об образовании» объявляет «защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Интерес к этнокультуре народов Дагестана, к народному опыту воспитания здорового образа жизни, проявляемый в нашем исследовании вполне понятен и закономерен: знание сущности, специфики, владение педагогическим потенциалом народной педагогики позволит совершенствовать, систематизировать содержание антинаркотиче-ского обучения и воспитания девушек во всех социальных институтах.
В данной статье мы попытались выявить особенности приобщения молодых горянок к этнокультурным ценностям и
идеалам своего народа как основному содержательному компоненту антинаркотиче-ского воспитания и формирования здорового образа жизни.
Взгляд на образ жизни, на положение в семье и обществе, на характер и воспитание горянки неоднозначен и до сих пор находит разные толкования со стороны многих ученых и исследователей. Но все исследования подтверждают, что главное призвание женщины - быть матерью. Девушка должна понимать, что родить и воспитать ребенка, сделать его полноценным человеком - одно из самых сложных и трудных занятий, и что ответственность за это перед обществом несет, прежде всего, она.
Еще в 1925 г. в условиях Дагестана создавались специальные женские клубы и сакли горянок, которые способствовали развитию активности женщин, вовлечению их в политическую, общественно-экономичес-
кую и культурную жизнь. Параллельно с этим большая работа проводилась по охране материнства и младенчества, по внедрению основ санитарии и гигиены, обращалось серьезное внимание на привитие девушкам культурных навыков, необходимых для создания благополучной семьи и воспитания детей (13).
О значении гигиены и в настоящее время можно с полным основанием сказать то, что почти сто лет назад сказал о ней английский ученый Дж. Торбурн: «Я нисколько не умоляю значения блестящих операций для спасения жизни и предупреждения страдания при особенных обстоятельствах, но еще важнее услуги тех, которые преподают гигиенические законы для спасения все возрастающего поколения от зол, ведущих к деморализации, страданиям и разрушенному здоровью» (14, с. 159). По словам итальянского ученого Монтегацца, чувство прекрасного и гигиена должны действовать сообща.
Опыт показывает, что приобретенная с детства привычка соблюдать правила личной гигиены переходит в дальнейшем в сознательное, бережное отношение к своему здоровью. И поэтому гигиенические навыки
должны быть привиты девочке с раннего возраста.
В условиях отсутствия квалифицированного медицинского обслуживания горянки-матери опирались на знание народной медицины и использовали их при гигиеническом воспитании, не допускали совместных игр и развлечений мальчиков и девочек. Мать понимала, что позор дочери ложиться на весь род, поэтому особо внушала дочери мысль о необходимости сохранить целомудрие до замужества. Это считалось главным направлением в женском воспитании, в подготовке девушек к семейной жизни и сохранилась у кавказских горцев до сих пор.
Горский намус (кодекс чести) предписывал горянке следующие качества: уметь свято оберегать женскую честь, сохраняя невинность до замужества; быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи; быть умной женой, нежной матерью, доброй экономной хозяйкой; создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания, помогать мужу советом и делом, четко исполнять его поручения; уметь хорошо готовить; заниматься рукоделием; уделять первостепенное внимание воспитанию детей, особенно девочек; уметь танцевать, петь, понимать и ценить прекрасное, иметь тонкий вкус; управлять своими чувствами; знать чувство меры в общении, обладать абсолютной трезвостью и рассудительностью, сдержанностью в отношениях с противоположным полом (8).
Во взглядах старых горцев, независимо от их этнической принадлежности, отмечается совпадение мнений в оценке социальной роли горянки, которое нашло свое выражение в народной мудрости. Как отмечалось выше, сами горцы выше всего ставили в девушках ее нравственную чистоту («Намус - украшение горянки»), ее воспитание (На мать смотри, на дочери женись», «Привычки матери - выкройка для дочери»). Все это говорит о том, что путь становления девушек на самостоятельную жизнь зависит, прежде всего, от материнского воспитания, основанного на традиционных началах семьи.
Правила, нормы, требования намуса оформились как принципы и закономерности этнокультурного воспитания девушек-горянок и стали традиционными. Чтобы выполнить их, люди обязаны были от рождения до создания семьи следовать определенным предписаниям, учитывающим возраст, интересы, хозяйственно-бытовой и социальный уклад жизни и деятельности человека.
Главное призвание горянки - быть матерью - также нашло отражение в свадебных песнях-пожеланиях, в которых поется о том, чтобы у невесты появился сын, пока в сундуке еще сохранились сладости от приданого. В адыгейской обрядовой песне «Благопожелание невестке» поется о том, чтобы невестка была плодовита подобно курице, чтобы всех, кого родит, могла вывести в люди.
Подчеркивая роль горянки в воспитании детей, исследователь народного творчества Ф.З. Абакарова отмечает, что с помощью колыбельных песен можно представить себе богатство сведений, которые они вбирали: история народа, его многовековая борьба, его трудовая сфера, кодекс всех морально-нравственных установлений и любовь к родной земле (1).
Колыбельные песни дают знать, что у дагестанцев со дня рождения детей готовили к раздельному воспитанию. Одно только численное превосходство песен, посвященных девочкам, говорит, насколько ответственно женщины Дагестана с первых же дней рождения ребенка относились к воспитанию девочек. Горянки, заботясь о будущем девочек, старались привить им положительные качества, общепризнанные в женской среде (10).
Нужно быть красивой, как «травинка» и как вишня из «Голотля», поется в аварской колыбельной «Девочке». В другой песне говорится: «Щеки твои масла сливочного белей, лицо прекрасно без мыла, а брови без краски черны». При всем разнообразии отраженного в колыбельных песнях понятия о красоте, можно установить в какой-то мере обобщенный портрет красивой девушки.
Народная мудрость гласит о том, что не только во внешней красоте заключается
идеал совершенства женщины. Она должна быть трудолюбивой, скромной, и, конечно же, красивой, о чём пела мать ещё в колыбельных песнях. Красиво трудиться, красиво говорить, красиво двигаться, красиво петь, красиво одеваться - все эти тесно связанные в колыбельных песнях компоненты складывались для дагестанского народа в единое понятие красоты и идеала девушки-горянки.
Яркой страницей таланта горских народов выступает игровая поэзия, в создании которой главную роль сыграла горянка. Частушки, прибаутки, считалки, жеребьевки, игры, как и колыбельные песни, прозвучали первоначально из уст матери, которая использовала их как эффективные средства в воспитании детей. Один из исследователей детского устного творчества В. П. Аникин пишет: «Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности имело цель путем многократного повторения игровых действий с малых лет привить дочери уважение к существующему порядку вещей, обычаям, традициям и научить их правилам поведения» (2, с. 106).
Именно в игровой деятельности мать подбадривала, стимулировала действия дочери при выполнении ею любой работы, в которых и сама принимала активное участие, тем самым постепенно вырабатывая чувства ответственности не только за свое будущее, но и за будущее всего тухума.
По мере взросления девочек возвышались и требования, предъявляемые к ним народным воспитанием. «Опыт народной педагогики, - пишет А.Э. Измайлов, - свидетельство того, что процесс взросления непосредственно связан с трудовой деятельностью девочек (5, с. 151). В детстве бабушка и мать учат ее штопать, зашивать порванную одежду, кому бы она не принадлежала в семье. С пяти-шести лет она учиться вышивать, вязать, ткать. Все хозяйственные работы по дому сначала в качестве помощницы, а затем самостоятельно выполняла девушка, что способствовало ее сознательному взрослению. И родители, и окружающие определенные поручения девочкам сопровождают напоминаниями: «Ты уже не маленькая»,
«Ты скоро можешь стать невестой», «На тебя смотрят все окружающие» и др. Особенно эффективно процесс взросления девочек-подростков и их переход в статус «девушек» проходит у родника, который у горцев называется женским годеканом.
«Вхождение» девочек в круг девушек осуществляется и в других формах общественного воспитания, свойственных этнопе-дагогической культуре дагестанцев. Наиболее эффективно этот процесс протекает во время свадебных торжеств, во время празднования традиционных народных торжеств (День первой борозды, праздник цветов, Навруз байрам, ураза байрам и др.). Горянки генетически наследовали эти традиции и по мере взросления прививали дочерям, внучкам, правнучкам в последующих поколениях
Самое страшное для девушки-
горянки - это быть опозоренной. Вот почему и в наше время при воспитании девочек с малых лет продолжают уделять внимание формированию в них таких качеств, как терпение, выносливость, умение беречь целомудрие, моральную чистоту, которые признаются основными признаками намуса для женщин. Намус как кодекс чести, принятый и признанный в морали мусульманских народов, утверждается и в священной книге ислама Коране, в котором ответственность за поведение и соблазн возлагается на женщин: «Пусть они потупляют свои взоры и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений... пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди» (6, с. 38). Ислам как господствующая у народов Северного Кавказа идеология оказывал сильное влияние на формирование духовного облика детей и молодежи.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что все виды наркотиков в любых формах запретны. Общемусульманский довод, выдвигаемый против злоупотребления наркотиками и алкоголем, основывается на том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а поэтому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными, харам. А что касается ответственности перед Аллахом за свои поступки, то родители должны воспитать в ребенке
чистоту намерений в мыслях, словах и деяниях.
Невежество в вопросах религии, отсутствие должной воспитательной работы в семье и в учебных заведениях толкают молодежь к пагубным действиям и поступкам, к смене ценностных ориентиров в обществе, тем самым, они подвергаются нравственной деградации. А светское и духовное образование, ориентированное на этнокультурные ценности народной педагогики, подобно крыльям, необходимым для нормального полета птицы, послужат гарантом формирования гармонично развитой личности молодой девушки и приведут к укреплению внутрисемейных отношений, мира и стабильности государства.
Антинаркотическое воспитание деву-шек-старшеклассниц необходимо строить, прежде всего, опираясь на положительный опыт старших поколений в воспитании детей и молодежи, т.е. внедрить этнокультурный потенциал народной педагогики в учебно-воспитательный процесс, так как народы Северного Кавказа являются основным носителем и источником духовно-нравственной культуры с соответствующими ей народными «школами», «институтами»,
«академиями», методами и средствами подготовки юных поколений к самостоятельной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.
3. Асиятилов С.Х. Наркомания - зловещее чудовище. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. - 160 с.
4. Гамзатов М. Возрождение нравственности ударим по наркотикам и алкоголизму // Исламский вестник - 2002. - № 15-16 (215216). - 18 апреля. - С. 1-2.
5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1991. - 256 с.
6. Коран /Пер. и ком. И.Ю. Крачковского. - М., 1986.
7. Косарецкая С. Молодёжные субкультуры и наркотики // Педагогика. - 2004. - № 4. -С. 21-29.
8. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. - Махачкала: Изд. «Народы Дагестана», 2005. - 342 с.
9. Магомедова Р.М. Этнокультурная среда как фактор стабилизации саморазвития и самовоспитания детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы социального. Вып. 5 / Под ред. проф. Д.М. Мал-лаева, доцента П.А. Омаровой. - Махачкала: ДГПУ, 2007. - С.42-48.
10. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. (Словесные средства воспитания). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 112 с.
11. Рожков М.И. Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков; Учебно-метод.
пособие. - М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 2003. - 144 с. - (Психология для всех).
12. Саидов Т.Г. Традиции народа творят человека. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 124 с.
13. Современная культура и быт народов Дагестана. - М.: Изд. «Наука», 1971.- 238 с.
14. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1985. - 240 с., ил.
Об авторе
Халипаева Сарият Абубакаровна, Дагестанский государственный педагогический университет, ассистент кафедры правоведения и прав человека, аспирант кафедры общей педагогики. Сфера научных интересов - педагогика, анти-наркотическое воспитание детей. sarivat@mail.ru