Научная статья на тему 'Этнокультурные условия формирования готовности девушек к материнству'

Этнокультурные условия формирования готовности девушек к материнству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / МАТЕРИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СРЕДСТВА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова Зайнаб Сурхаевна, Мирзоев Шайдабег Айдабегович

Освещены основные проблемы, связанные с материнским воспитанием в современном обществе, выявлены и представлены исторически выверенные национально специфические средства, формы и методы, присущие материнской школе воспитания человека, дана краткая характеристика функциональным обязанностям, предписанным матерям согласно культуре и традициям народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные условия формирования готовности девушек к материнству»

26

Известия ДГПУ, №1, 2010

зволяла перейти от локального изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, что обеспечивало возможность показа мира во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи и способствовало эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. При этом интегрированные уроки обеспечивали конкретный результат в обучении и воспитании, а именно должный уровень знаний по предмету, что проявлялось в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; интеллектуальной активности, обеспечиваемой рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами; эмоционального развития учащихся, основанного на привлечении музыки, живописи, ли-

Примечание

• • •

тературы; познавательного интереса, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время; творческой деятельности, результатом которой были собственные стихи, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

В ходе педагогического эксперимента мы убедились, что результативность работы значительно повысилась при выборе соответствующих технологий экологического воспитания, использование которых прежде всего оказывало воздействие на эмоционально-волевую сферу личности, вызывая чувство гордости за древний и мудрый народ, любивший и хорошо знавший родную природу, порождая неудержимое желание научиться этому самому, расширяя контакты с природой, вызывая чувства сопереживания и отзывчивости, развивая стремление ее беречь и защищать.

1. Асельдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала, 1986. 87 с. 2. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов Дагестана в XIX - начале XX вв. Л., 1988. 197 с. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1979. 254 с. 4. Магомедов А. М. Азбука горского намуса. Махачкала, 1994. 125 с. 5. Магомедов Р. М. Традиции и обычаи народов Дагестана. Махачкала, 1992. 177 с. 6. Мирзоев 111. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 190 с. 7. Саидов T. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, 1994. 278 с. 8. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Просвещение, 1976. 254 с.

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

УДК 37.01:39(471.67)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ

©гою Керимова З.С., Мирзоев Ш.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Освещены основные проблемы, связанные с материнским воспитанием в современном обществе, выявлены и представлены исторически выверенные на-

Психолого-педагогические науки

• • •

27

ционально специфические средства, формы и методы, присущие материнской школе воспитания человека, дана краткая характеристика функциональным обязанностям, предписанным матерям согласно культуре и традициям народов Дагестана.

The basic problems connected with maternal education in a modern society are brought into the light, historically verified national specific means, forms and the methods inherent at maternal school of human education are revealed and presented, the brief characteristic is given to the functional duties, ordered for mothers according to Dagestan peoples’ culture and traditions.

Ключевые слова: материнство, материнское воспитание, этнокультурные средства, формы и методы, материнская школа, народная педагогика.

Keywords: motherhood, maternal education, ethnocultural means, forms and methods, maternal school, ethnic pedagogy.

В условиях общественно-политичес-кого, социальноэкономического, духовно-

нравственного обновления российского общества важны продуманные целевые установки в педагогическом образовании, направленные на формирование физически и морально здоровой личности. При этом возрастает роль и ответственность педагога, имеющего непосредственное отношение к формированию духовно и физически благополучной личности, поскольку он призван воспитывать, наставлять и учить, используя прогрессивный опыт поколений, составляющий определенный свод социально признанных правил, которым следует руководствоваться. Одним из первых педагогов, кому природой предписаны функции и обязанности воспитателя, кто не только дает жизнь ребенку, но и с малых лет до зрелости формирует личность ребенка, является женщина-мать.

Переход общества к новой экономической формации обострил зависимость ребенка от матери, поскольку установка на систематические социальные гарантии, в прежние годы сформировавшие у матери уверенность во всеобщей (государственной) заботе о ее ребенке, трансформировалась в иллюзию, и вся ответственность за воспитание благополучно

переложено на семью и материнские плечи. При этом педагоги, социальные работники, врачи, юристы и т.д. отмечают значительный рост социальной дезадаптации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей и школой, в отчуждении от труда, в резком ухудшении нервно-психического здоровья, увеличении процента раннего подросткового алкоголизма, росте числа самоубийств в подростковой среде и т.д.

В нашей стране на сегодняшний день на передний план выдвигаются материнские функции, а не социально-профессиональная роль женщины, что предопределяет противоречие между декларируемым социальным статусом материнства и реальными возможностями его реализации в обществе, что нередко ведет к со-циально-педагоги-ческой неготовности женщины к роли матери. В традиционных культурах материнство сопровождалось системой ритуалов и традиций, что способствовало обретению женщиной личностного смысла материнства. По мнению социологов и психологов (И. С. Кон, М. Мид, Р. В. Овчарова, В. А. Рамих, Г. Г. Филиппова и другие), такой целостной системы в нашем обществе на сегодняшний день нет, в связи с чем проблемы материнства привлекают

28

Известия ДГПУ, №1, 2010

все большее внимание и интерес исследователей и практиков.

Роль матери в воспитании настоящего человека ярко отразилась в историко-педагогической мысли многих народов нашей страны и мира, в том числе у народов Дагестана, в народной педагогике которого материнство рассматривается как высшая социальная ценность, естественная потребность в продолжении человеческого рода. При этом все народы Дагестана заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери [10, 11].

Общепризнанны дагестанские народные афоризмы: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу», «Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь», «Ласка матери и до камня доходит», «Из уст матери и проклятие благословение», «Грудь матери - колыбель сына» [8].

Следует отметить, что имя матери выступает надежной опорой до конца жизни, поскольку она - единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Только мать, взглянув на своего ребенка, может сразу определить его самочувствие и настроение, что подтверждают дагестанские народные мудрости: «Язык ребенка хорошо понимает мать», «Если даже десять матерей попытаются взглянуть на малыша, как его собственная мать, - им это не удастся» [8].

Анализ дагестанских историкоэтнографических, культурологических, этнопедагогических источников [1, 2, 3, 6, 7, 14] показывает, что одним из условий счастливой семейной жизни для дагестанской женщины во все времена было наличие детей, и величайшим несчастьем их отсутствие, невозможность родить ребенка. Заботой об обеспечении молодой семьи потомством была пронизана значительная часть свадебных обря-

• • •

дов народов Дагестана, в которых наиболее часто повторяющимся благопожеланием для новобрачных выступало пожелание иметь больше детей и по возможности сыновей. Так, например, обращаясь к невесте, мудрые лезгинские женщины пожелали:

А тахт тахт хьуй! Да будет твой дом домом!

Тахт барка хьуй! Да будут дом благородным!

Ирид хва хьуй! Да будут семь сыновей!

Са рушни хьуй! Еще дочка да будет!

Ч1иж хьиз к1валик кук1уй! Да прилипнешь к дому как пчела!

Хуз хьиз гъуьлуьк кук1уй! Да прилипнешь к мужу как оса!

Ваз и,1ийи к1вал мубарак хьуй! Поздравляем с новым домом!

Чан и,1ийи свае! Дорогая невеста!

Сама многодетность у народов Дагестана рассматривалась как признак благополучия и счастья в браке, поскольку женщина, родившая детей, и особенно сыновей, могла считать себя полностью реализовавшейся, статус которой во многом определялся именно этим. Для матери дети выступали важнейшим стимулом и основным смыслом жизни, поскольку при их отсутствии жизнь женщины в традиционном обществе считалась неблагополучной, тяжелой в первую очередь в старости, рождение ребенка, особенно сына, поднимало ее в глазах домочадцев, родственников и всего общества.

Напротив, совершенно жалкой была участь бесплодной женщины, не родившей в браке ни одного ребенка, поскольку муж не разводился с такой женой и нередко приводил дом вторую жену, и тогда первая жена попадала в услужение своей счастливой сопернице, ухаживая за ее детьми, во всем стараясь ей угодить, вследствие чего никакая женщина-дагестанка не хотела видеть себя в подобной роли и делала все возмож-

Психолого-педагогические науки • • •

ное и невозможное, чтобы родить ребенка.

Забота о ребенке, о его благополучии начинается у народов Дагестана до его рождения и тесно связана с заботой о матери, чему свидетельством традиция аварцев, описанная в житейских кодексах народной этики, где имеются поучительные наставления о том, как должна вести себя будущая мать. Она должна вести спокойный образ жизни, избегать различных житейских неприятностей, стрессовых ситуаций. При этом в положенное время ее освобождали от тяжелых физических работ, рекомендовали питаться лучшими по качеству, свежими продуктами.

У народов лезгинской группы (лезгины, табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры) неписанной обязанностью каждой семьи считалось непременное угощение близких и соседских женщин, ожидающих ребенка, готовящейся дома праздничной едой. Кроме того, окружающие проявляли о беременной женщине заботу: как можно быстро и лучше удовлетворяли ее нужды, просьбы, предостерегали от тяжелых сцен, зрелищ, неблагоприятно отражающихся на психике и самочувствии, она пользовалась всеобщим уважением, а умудренные жизненным опытом пожилые родственницы, соседки давали советы, предупреждали о нежелательных шагах и т.д.

Следует отметить, что рождение ребенка для дагестанской женщины считалось очень важным и ответственным моментом в ее жизни, особенно если это первый ребенок. Повсеместно в Дагестане сразу после родов женщине давали ритуальное блюдо - мучную кашу с маслом и медом, ее навещали родственницы и соседки, которые приносили с собой подарки и угощения, поздравляли роженицу. У лезгин считалось, что у роженицы не появится молоко, пока она не отведает хешила (мучная каша), приготовленную ее матерью.

29

Особенно радостными были поздравления, если на свет появлялся мальчик, рождение которого поднимал статус женщины в семье, поскольку он был более желанным ребенком для отца. После рождения сына муж с большим уважением относился к жене и, наоборот, мог упрекнуть ее, если рождалась очередная девочка.

Посещения имели большое нравственное значение, поскольку выражали не только внимание со стороны других женщин, но и заботу, сочувствие, сопричастность, предполагали посильную помощь продуктами питания и другими необходимыми предметами. При этом особенно значимым был визит матери или кого-нибудь из родительского дома.

Следует отметить, что все обряды и церемонии послеродового периода были связаны главным образом с ребенком (первое купание, укладывание в колыбель, имянаречение и т.д.), забота о котором почти сразу целиком ложилась на мать. Важным условием здоровья ребенка считалось правильное кормление, поскольку основное питание состояло из грудного молока, которое он получал до 1,5-2 лет. Отлучали ребенка от груди зимой, так как народная медицина издревле заметила, что материнское молоко лучше укрепляет организм ребенка и защищает его от многих болезней.

Если ребенку не хватало материнского молока, его прикармливали козьим или разведенным коровьим молоком, а когда он подрастал, то получал другую пищу. Купали его раз в неделю, в пятницу, а при болезнях лечили травами и другими средствами народной медицины.

До семи лет дети были полностью на попечении матери, которая особенно эмоционально была привязана к ним. Отцы не особо вмешивались в процесс воспитания, хотя частенько присматривали за детьми, когда жены были заняты работой. Несмотря на сильную эмоциональную привя-

30

Известия ДГПУ, №1, 2010

занность, в отношении детей в Дагестане часто действовал принцип «любящего небрежения», которое относилось и к уходу за детьми. Основными обязанностями родителей по отношению к детям выступали кормление, одевание, защита от опасностей, приобщение к вере, разъяснение правил благопристойного общежития в семье и обществе, норм народного (семейного, родового, национального) этикета и т.д.

Со дня рождения и до совершеннолетия в воспитании ребенка как полноценного члена общества и личности решающую роль играла мать. Анализ и систематизация опыта дагестанской народной педагогики по формированию личности образцовой женщины-матери указывает на неисчерпаемость педагогического арсенала, в котором множество средств словесно-поэтического воздействия на детей, среди которых: колыбельные песни, слова и выражения материнской ласки, материнские пестуш-ки, потешки, прибаутки, шутки, скороговорки и т.д.

При этом колыбельная песня выступает величайшим художественным и высочайшим педагогическим творением матери, которая, воспевая сына или дочь, ставит перед собой ясную программу их воспитания, соответствующую народным целям формирования личности. Сыну, завтрашнему джигиту, мать поет песню, в которой выражены ее заветные мечты относительно его будущего: Вай дир гьит1ич,

Дир гьит1ич!

Пумру бугев ватаги!

Ц1оралде чабхъад унев Чодунав мун ватаги Гьудулзаби г1емерав,

Венеридал бергьунев Куй босулев ватаги.

О мой малыш, мой малыш!

Долгой жизни я желаю!

Будь мужественным всадником. Смелым, бесстрашным будь для врагов.

Для друзей будь опорой и поддержкой.

Среди сверстников будь первым. Возвращайся ко мне с победой!

Над колыбелью дочери, будущей хозяйки и хранительницы семейного очага, мать поет предназначенную ей песню:

Рисалат росу берцин,

Росонир хини1ал берцин,

Гъажалда alepeml берцин.

Калдиб мучари берцин.

Рисалат - краса села,

Мастерица на дела.

Кувшин несешь ты, как пава. Улыбаешься красиво. Следовательно, колыбельные песни свидетельствуют о дифференцированном подходе матери к воспитанию детей, начиная с младенческого возраста: малышу-сыну прививаются мужские качества (смелость, бесстрашие, верность в дружбе, умение быть опорой дома, старых родителей, защитником Родины и т.д.), а девочке - женские черты, добродетели (скромность, нежность, красота, трудолюбие и др.).

По свидетельству пожилых горянок, в народе существуют и такие «колыбельные» песни, которые представляют собой «разговор», монолог матери, обращенный к своему ребенку, находящемуся еще в утробе.

Вот такую песню пела мать из села Зубутли-Миатли своему первенцу до его прихода в семью:

Гьарун бараб ц1адул щуб,

Ц1алун щвараб бакъулнур,

Бакъ мац1алъул канлъулнур, Йокьула мун нижее.

Ты утренняя роса моя,

Ты солнечный лучик мой,

Ты небесное светило мое,

Ты желанный для всех нас.

(,Информатор Дажиева Ж.)

Многие матери сочиняют колыбельные песни для каждого ребенка, отражая в них новые стороны, грани счастливой жизни, о которой они мечтают, что позволяет рассматри-

Психолого-педагогические науки

• • •

31

вать их как первые зерна добра и благополучия в душе ребенка.

Дагестанское устное народное творчество богато колыбельными песнями, среди которых «Колыбельная» (даргинская), «Мальчику» (аварская), «Лайла» (лезгинская), «Лурлур-бай» (лакская), «Биякай» (кумыкская), «Колыбельная» (ногайская), «Урчум-туртум» (табасаранская) и т.д., говорящие о целенаправленности и глубине материнских размышлений. При этом они соответствуют требованиям горского джамаата, полу ребенка, традиционным горским профессиям и т.д., поскольку в них выражены желания горянок видеть детей сильными, умными, нравственно зрелыми и благородными.

Следует отметить, что свое понимание значимости колыбельной горянки старались передать детям, поручая старшим убаюкивать маленького, при этом матери и бабушки акцентировали внимание на словах и мелодиях колыбельных песен. Подражая матери, девочки с детства повторяли слова и мелодию колыбельной при убаюкивании тряпочной куклы, что можно рассматривать как подготовку к предстоящей семейной жизни, воспитанию очередного поколения детей и т.д.

С ростом ребенка мать прибегает к более эффективным средствам воспитания. Для активизации сознания и положительного стимулирования поведения она использует пес-тушки и потешки, пестуя ребенка на руках, сопровождая пестушки и потешки легкой качкой, произнося слова мягким ласковым голосом на определенный мотив. Например, пес-тушка «Кувшин-кувшин» (лезгинская), где мать должна пристраивать ребенка на своей спине, приспособить ритм к слуху ребенка и покачивать его, как бы имитируя качку глиняного кувшина с молоком:

Сбивайся масло быстрее,

Уже корова у ворот.

Да будет масло с голову кота,

Да будет молока как река.

Сбитое масло дадим тебе,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А молоко кислое - котенку,

Помои - собачонке.

Педагогическая ценность песту-шек заключается в том, что они заставляли ребенка запоминать слова, особенно часто повторяемые матерью. Пестушки, развивая речевые навыки ребенка, доставляли ему огромное удовольствие, возбуждали в нем приятные эмоции и обогащали его словарный запас. Особая ценность пестушек в том, что они способствуют созданию эстетических, физических, трудовых ощущений и чувств. Это в полной мере относится к пестушке «Цып-цып» (даргинская), где мать внушает ребенку особенности кормления: «Коноплянке - конопли, перепелочке - зерна, куропаточке - пшено, утеночку - чечевицу. А тебе я дала, и себе я взяла хинкал».

Народная педагогика также рекомендует матерям строить воспитание детей на потешках, сопровождающих слова движениями детских пальчиков, ручек, ножек и т.д., в которых присутствуют наставления, целенаправленно воспитывающие благородные качества, призывающие детей к трудолюбию, доброте, почитанию и уважению старших, дружбе с людьми, товариществу и преданности. Например, в потешке «Гусь» (кумыкская) мать, развлекая ребенка, объясняет ему:

«На твоей ладошке - тут Садик, в середине - пруд.

Палец большой -Это гусь молодой,

Указательный палец - поймал, Средний палец гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Самый меньший печь топил. Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот...

Вот!».

В потешках демонстрируется не только равномерное распределение обязанностей между пальцами (старшими и младшими членами семьи), но говорится и о продуктивном

32

Известия ДГПУ, №1, 2010

труде, достижимом при дружной работе всех пальцев (всех членов семьи).

Хочется акцентировать внимание еще на одном средстве материнской школы воспитания - прибаутках, наиболее действенным и педагогически результативным видом которых являются материнские поучения, призванные формировать в детях бескорыстные чувства уважения к старшим, близким, женщинам, аксакалам и т.д. Прибаутки, поучения, усвоенные в раннем детстве, раз и навсегда становятся нерушимой нравственной основой человеческого уважения, почитания, милосердия к окружающим людям.

«Школа» материнского воспитания богата содержательными играми, сказками, легендами, песнями, пословицами, поговорками, загадками и т.д. Эффективность применения средств и форм воспитания зависит от материнской смекалки: умения акцентировать внимание на главном, раскрыть необходимость и важность ключевых слов, интонаций, эмоций, идей, поступков и т.д. При этом мать должна с малых лет внушить ребенку, при ком и как следует себя вести, какими словами, поступками и действиями можно выразить уважение, как вести в гостях, при гостях, на торжествах, в общественных местах, становясь наглядным примером нравственно значимых действий и привычек и т.д.

Таким образом, согласно народному опыту материнской «школы», сущность соответствующего воспитания состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье растущего ребенка, в приучении его к труду, в целенаправленном наставлении для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера.

Наряду с признанием решающей роли женщины-матери в воспитании подрастающего поколения, следует признать ее выдающуюся роль в определении цели воспитания, складывающейся из общенационального и общечеловеческого. После потери национального чувства человеку уже нечего терять, поскольку он все потерял; человек сначала теряет человеческое достоинство, а в самую последнюю очередь - чувство привязанности к родному народу, национальное достоинство. Отсюда и важность ссылки при раннем воспитании детей на веками сложившиеся прогрессивные народные традиции, опыт и средства народного воспитания.

Сочетание их с современными методами научной педагогики, безусловно, обогатит арсенал эффективных средств материнской школы воспитания.

В старших классах школ, в средних и высших учебных заведениях не практикуются занятия по обучению девушек - будущих матерей - эффективным приемам и методам ухода за детьми и их воспитания, чему свидетельством результаты анкетирования 80 старшеклассниц и 20 рожениц родильного дома города Буйнакска, согласно которым 90% респондентов не знают эффективных народных словесных средств, методов и приемов воздействия на ребенка, сокровенные слова материнской ласки, колыбельные песни, не могут напевать их, как надо настоящей заботливой матери. А между тем ученые психологи и педагоги отмечают, что волшебная сила материнской песни пробуждает в душе ребенка добрые и возвышенные чувства, оказывает удивительное прекрасное воздействие на сердца детей.

Большим подспорьем в восполнении такого пробела могли бы стать специальные занятия и уроки по подготовке девушек к выполнению функций матери, организация кото-

Психолого-педагогические науки

• • •

33

рых способствовала бы ознакомлению молодых матерей с формами и методами воспитания младенца,

опытом народной педагогики, накопленным и апробированным на практике в течение веков.

Примечания

1. Алиева Б. Ш. Семейная педагогика. Махачкала, 2003. 87 с. 2. Алимова Б. М. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX - начало XX вв.) // Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX вв.). Махачкала, 1981. С. 50. 3. Алимова Б. М. Роль семьи в сохранении и передаче этнических культурных традиций. Махачкала, 1990. 205 с. 4. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. 335 с. 5. Волков Г. Н. Этнопе-дагогика. М. : Academia, 1999. 170 с. 6. Гаджиева С. 111. Семья и семейный быт// Современная культура и быт народов Дагестана. М. : Наука, 1998. С. 162. 7. Гаджиева С. 111. Семья и браку народов Дагестана в XIX - начале XX вв. М. : Наука, 1985. 360 с. 8. Гасанов М. М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971. 9. История русской литературы: народная словесность/ под ред. Е. Б. Аничкова. М., 1908. С. 101. 10. Магомедов А. М. Воспитание девушек в обычаях горцев // Народы Дагестана. № 5. 2000. 11. Мирзоев 111. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала : Дагучпедгиз, 1992. 210 с. 12. Мирзоев 111. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала : Изд-во «Лотос», 2009. 200 с. 13. Мирзоев 111. А. Колыбельная песня // Женщина Дагестана. № 2. 1983. 14. Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе: XIX - начало XX вв. (роль и место в семейной и общественной жизни). Махачкала, 2001. 170 с.

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

УДК 374.006.27

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

©гою кракаускене О.П.

Межшкольный учебный комбинат

В статье проанализированы теоретические подходы к раскрытию понятия «социальная компетенция». Дан анализ этого понятия, представленного в современных исследованиях по педагогике, выявлена его сущность, рассмотрены актуальные проблемы формирования социальной компетентности как условия личностного развития и самореализации учащихся.

The author of the article analyzes the theoretical approaches to the revealing the "social competence" concept. The analysis of the "social competence" concept in the modern pedagogical research reveals its essence, the urgent problems of the development of the social competence as a condition for schoolchildren’s personal development and self-realization are considered.

Ключевые слова: социальная компетентность, социальные компетенции, ключевые компетенции, межшкольный учебный комбинат, личностное развитие.

Keywords: social competence, social competences, key competences, inter-school educational complex, personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.