УДК 37(471.67)
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ОБЛИКА МУЖЧИНЫ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ДАГЕСТАНА
® 2008 Мирзоев Ш.А., Гасанов A.M.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья раскрывает и систематизирует некоторые исторически апробированные средства, формы и методы, направленные на формирование полноценной личности, а также социально значимые требования, предъявляемые народной педагогикой Дагестана к морально-этическому облику настоящего мужчины.
The article for the first time reveals and systematizes some historically approved facilities, forms and methods, directed on the development of the valuable personality, as well as socially significant requirements of Daghestanian ethnic pedagogy for the moral and ethical look of the real man.
Ключевые слова: традиции, воспитание, нравственный облик, этнопеда-гогика.
Keywords: traditions, education, moral, look, ethnic pedagogy.
Современное демократическое общество, к созданию которого мы стремимся - это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых должны формироваться на основе национально-специфических и общечеловеческих морально-этических ценностей и получить самое полное применение в служении своему народу и отечеству. Такой уровень социализации людей требует всемерного усиления роли нравственных начал в жизни и деятельности всего общества. К сожалению, в постперестроечный период, в эпоху разрушения коммунистического самосознания и формирования нового, этому аспекту жизни не было уделено должного внимания.
Первое место, как ни странно, среди жизненных приоритетов современных людей заняла жажда обогащения. Забыты исконно значимые для полноценного человека и общества нравственные понятия и категории. Патриотизм, совесть, честность, честь в последние десятилетия подвергались насмешкам. Политические
верхи, занятые дележом и растратой природных богатств страны, не уделяли должного внимания ни экономическому, ни тем более духовному состоянию народа. Министерство образования и науки, отказавшись от старой системы социализации подрастающего поколения, не смогло долгие годы придумать и внедрить ничего нового и достойного для формирования морально-этического облика подрастающих поколений российских граждан. В результате этого возникший в системе воспитания и образования вакуум был заполнен сомнительными инородными идеями и методиками, совершенно чуждыми российскому и дагестанскому менталитетам. Отрицательную роль в развитии нравственного самосознания юных граждан России сыграли СМИ со своей пропагандой западной поп-культуры. Все это не могло не сказаться на нравственно-этическом облике населения, в частности на облике подрастающего мужского поколения, нынешней и грядущей опоры в защите интересов Родины.
На деформацию традиционного мужского эталона поведения повлиял и ряд дополнительных факторов. По причине шаткости экономического положения в подавляющем большинстве семей мужчины-отцы значительную часть своего времени посвящают трудовой деятельности, и вся нагрузка по воспитанию юного поколения ложится на женские плечи. А из-за роста числа матерей-одиночек многие мальчики вообще не видят перед глазами достойного мужского примера, исторически характерного для этнокультуры народов России. Более того, в общеобразовательных школах воспитание и обучение подрастающего поколения, как правило, проходит без учета половых особенностей учащихся. Так как большинство учителей в школах женщины, преподавание ведется в соответствии с их феминными качествами личности. Результат - усвоение многими юношами женских установок и взглядов на жизнь. Они становятся нерешительными и слабовольными или начинают проявлять негативизм. В дальнейшем у будущих мужчин развиваются комплексы, стрессы, личностные расстройства [10].
Исторически закономерно то, что основная нагрузка по поддержанию стабильности в человеческом сообществе в большинстве областях ложится на мужчин. Но если мужчины подвержены «нравственной эрозии», о которой говорилось выше, то они фактически не могут выполнять возложенные на них функции. Для формирования современного поколения в духе гражданственности, патриотизма и высокой нравственности большое значение имеет изучение и внедрение нравственно-культурного опыта предыдущих поколений.
Дагестанские этнокультурные прогрессивные педагогические традиции - это главное достояние нашего народа. Они складывались веками, собирались на протяжении всей нашей истории по крупицам, передавались из поколения в поколение. Молодежь в Дагестане всегда начинала свое становление, опираясь на прогрессивные народные традиции. Морально-этические традиции помогали воспитанию достойного человека, семьи, рода и целого народа, всем этносам объединиться на основе на-
циональной дагестанской идеи, чтобы достойно пройти исторический путь становления и развития в крайне трудных условиях.
Дагестанцы, прежде всего мужское население, достойно оказывали сопротивление феодальной верхушке, которая всячески старалась ущемить их права, закабалить свободных крестьян-узденей, противостояли бесконечным набегам иноземных захватчиков. В разные исторические эпохи Дагестан подвергался нападениям со стороны сасанидов, гуннов, хазар, Чингисхана, Тамерлана, На-дыршаха, турков и других агрессоров. Дополнительные трудности создавали суровые природные условия Дагестана, небольшое количество пахотных земель, холодные зимы, изолированность горных районов. В таких условиях каждый кусок хлеба давался с трудом. Но все эти трудности не сломили дух дагестанского народа [7].
Постоянная борьба за существование, за свою независимость развивали у дагестанцев такие качества, как свободолюбие, находчивость, инициативность, трудолюбие, ответственность, честность. В таких условиях выковывался особый морально-этический облик дагестанца, дорожившего своей свободой, честью, традициями и с уважением относившегося к труду.
Педагогические традиции народов Дагестана направлены на то, чтобы подготовить человека к трудовой деятельности, семейной жизни и адекватному взаимодействию с обществом. По представлениям народов Дагестана вступивший во взрослую жизнь мужчина должен быть хорошим работником, ответственным семьянином, полезным и активным членом общества.
О воспитании ребенка, еще более об обеспечении достойного воспитания ребенка мужского пола в народе заботились буквально с самого его рождения. Чеканный и немногословный стих классика дагестанской поэзии Омарла Батырая настораживает:
Пусть у храброго отца Не родится робкий сын, Ибо должен будет он Дать отпор врагам отца. Пусть у робкого отца Не родится храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.
Чтобы с малых лет формировать в новорожденном сыне социально значимые мужские качества, народ создал и использовал веками в воспитательной практике целый арсенал средств, форм и методов. Даже имя являлось воспитательным элементом. Желая своим сыновьям силы и физической выносливости, родители давали им соответствующие имена: Арслан - лев, Болат - стальной и т.д. Такие имена, как Камиль - зрелый, Кадыр - заботливый, Рагим - милосердный, свидетельствуют о том, что родители обращали свое внимание не только на физические, но и на нравственные качества мужчины [4].
Акцентируя внимание ребенка на его имени, с детства программировали у сына стремление на развитие тех или иных духовных и физических качеств. Обычной практикой у дагестанцев считалось давать имена народных героев или весьма уважаемых людей. Рассказывая ребенку о человеке, в честь которого его назвали, ему фактически преподносили готовую модель поведения.
В поисках идеальной модели для раскрытия системы возрастного воспитания мужчины мы обратились к устному народному творчеству, в частности к народной сказке.
Дагестанская сказка сочинялась с учетом возраста слушателей, что определяло эффективность их педагогического воздействия. Она рассказывалась на родном языке, доступном пониманию ребенка, и способствовала лучшему усвоению и запоминанию. Развлекая детей и подростков сказками, взрослые вкладывают в их содержание определенные морально-этические идеи. В сказке обыгрыва-ются различные жизненные ситуации, приводятся примеры достойного поведения. Во многих сказках высказываются пожелания народа по поводу морального облика человека. Большое внимание уделяется в сказках и нравственному, и трудовому, и физическому, и эстетическому воспитанию человека. Можно привести следующие примеры: «Ум и счастье» (кум.), «Победитель нартов» (авар.), «Золотое кольцо» (лез.). Здесь сконцентрированы как общие, так и конкретные представления о трудовой деятельности, о важной роли труда в жизни и
деятельности человека, позволяющие правильно формировать взгляды на внутреннюю и внешнюю красоту самого человека, общества, растительного, животного мира и даже Вселенной.
Шесть крупных возрастных периодов развития и становления человека предлагает нам народная сказка:
1. ¡Новорожденный. Период, когда человек требует повышенного внимания и ухода со стороны родителей и близких. В это время рекомендуется приобщать ребенка к голосу и мимике родителей.
2. Младенец. Ребенок 1-1,5 лет. В данный период дети узнают родителей, различают тон речи, цвет через такие испытанные народные средства воспитания, как материнская речь, особые слова материнской ласки, колыбельные песни, потешки и пес-тушки.
3. Малыш. Ребенок, которому от 2 до 7 лет. В этом возрасте ребенка учат элементарным правилам общения с родными, соседями, незнакомыми, правилам приветствия, уважения, почитания, дружбы, товарищества, семейной и родовой солидарности.
4. Мальчик в возрасте от 7 до 8 лет. С этого времени у народов Дагестана воспитание ребенка мужского пола целиком переходит в руки мужчин. Отец приобщает мальчика к мужским видам трудовой деятельности. Воспитательный элемент включает в себя привитие уважения к труженикам, дисциплинированности, вежливости. Мальчику словесно, наглядными примерами и действиями преподносятся основные правила этикета.
5. Мальчик от 12 до 16 лет. (Подросток). В этот период подросток должен выполнять любую посильную работу по дому, по хозяйству, непременно знать все премудрости традиционных семейных и родовых ремесел. Он наравне со всеми взрослыми членами семьи и рода присутствует на всех семейных и общественных мероприятиях и участвует в них.
Во время досуга он принимает активное участие в разнообразных подростковых играх, направленных на формирование его физических, нравственно-этических и эстетических качеств. С этого времени все
общественные морально-этические нормы становятся для него неоспоримо обязательными.
6. Юноша 16-18 лет. В этом возрасте молодой человек должен самостоятельно работать наравне со старшими. Он считается достаточно созревшим, чтобы вести взрослую жизнь, при условии достаточного трудолюбия, выносливости, ответственности и мужества.
Основная задача этого возрастного периода - приобретение, накопление опыта. Юноша все испытывает, ищет причинно-следственные связи вещей и явлений в обществе и природе. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в возрасте мужчины ему хватило умений для настоящего дела и создания семьи. В этом возрасте народные традиции предлагают вовлекать юношей в общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников юноши проходят школу жизни, пробуют себя на выносливость, смелость, ловкость, отвагу, дружелюбие и патриотизм. Они участвуют не только в серьезных и ответственных народных играх, а непосредственно занимаются традиционными народными видами спорта (национальная борьба, джигитовка и т.д.) [5].
Наряду со сказкой важное место в формировании морально-этического облика мужчины занимала пословица. Отличительными особенностями пословицы являются краткость, емкость, конкретная направленность на мужское сознание, чувства и поведение. Пословицы всегда находились в педагогическом арсенале народных мудрецов и воспитателей, и их использовали как один из эффективных методов воздействия на человека как в часы досуга, так и во время трудовой деятельности, где не было и не должно было быть места пространным рассуждениям. Пословицы отражают уникальные особенности народа, складывавшиеся в течение тысячелетий. Они позволяют перенести частицу самобытности народа в душу каждого человека. В дагестанских пословицах обычно содержится совет, предупреждение, и относительно редко в них встречается оттенок упрека. Действие пословиц направлено как на объект, так и
субъект воспитания. То есть они предъявляют требования не только к воспитуемым, но и к воспитателям. Половицы несут в себе идеи развития и совершенствования у личности трудовых, интеллектуальных, эстетических качеств. Но главным считается формирование нравственности. Возьмем, например, такие дагестанские пословицы, как «В мышку стрелять мастер, а льва стрелять не умеет», «Настоящий мужчина выходит из овчинного полушубка (то есть из простого народа)», «Не всякий, кто носит черкеску, - мужчина (герой)» (лакские); «Молодец и из скалы воду выжмет», «Не тот джигит, кто только в одном ударе схож с амузгинским клинком», «Подвиг одного джигита многим славу приносит», «Тихий джигит всякие трудности вынесет», «У кинжала два лица, у джигита -одно», «У храброго джигита язык несмел» (даргинские); «Истинному мужчине одного слова довольно», «Настоящему мужчине от слова больнее, чем от кинжала», «Не всякий в папахе - мужчина», «Настоящие когти у сокола, а не у вороны» (лезгинские), где ярко высвечиваются одобряемые (скромность, честность, немногословность, правдивость, доброжелательность, смелость, мужество, отважность) и осуждаемые (трусость, горделивость, мелочность) народом в мужчине качества.
Эффективность воспитательного воздействия пословиц усиливается тем, что народом разработаны методики их применения. Учитываются время, место, возрастные особенности воспитуемых и воспитателей. Таким образом, актуальность применения пословиц обусловлена наличием у них эффекта преемственности поколений, что особенно важно для сохранения самобытности дагестанского народа и ярко выраженного педагогического воздействия [4].
Весьма тонко и справедливо отметил качества настоящего дагестанского мужчины народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Трусоватого мужчину Если встретишь где-нибудь, Знай, что он - не дагестанец, Не из Дага держит путь. Дагестанские мужчины Мелкой дрожью не дрожат, Своей доблестью и честью
Больше жизни дорожат! Их враги, дрожа от страха, Удирали много раз! Это знает каждый камень, Кустик, выросший у нас...
(Песни о Дагестане) Эффективность народных воспитательных традиций обусловлена конкретностью нравственных установок, преемственностью от старших поколений к младшим, постоянностью воспитательного воздействия, учетом возраста и особенностей воспитуемых, неразрывностью трудового, воспитательного и образовательного процессов, сочетанием внутрисемейного и общественного воспитания [7].
Народные воспитательные традиции обязывают ни на минуту не ослаблять внимания к подрастающему поколению. За ребенком присматривают в быту, в процессе труда, на годекане, во время праздников, игр, различных общественных мероприятий. Наблюдение за воспитуемым является обязанностью не только родителей и старших родственников, но и любого взрослого члена общества.
Если общественное воспитание рассматривать как одну из основ формирования нравственного облика мужчины, то огромное значение приобретает роль годекана (ежедневного именно мужского схода) и джамаа-та (жителей) села. Институт годекана существует в Дагестане много веков. Одной из ведущих функций годекана является социализация личности и прежде всего мужского населения аула. На годекане формируется общность интересов всего джамаата, сильнее проявляется его сплоченность и товарищество.
Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением традиционного порядка и дисциплины. Каждому члену джамаата на годекане строго определено его место в соответствии с его возрастом и статусом. Го-декан считается в селе центром общественного воспитания, местом, где выслушиваются размышления по различным поводам и вырабатывается единственно правильное решение, дается ответ на любой злободневный вопрос, справедливо оцениваются действия и поступки каждого человека, соблюдаются народные традиции.
Молодой человек по правилам дагестанского общества вправе посещать годекан и считаться членом джамаата только при строгом усвоении и соблюдении норм и правил данного сообщества. Именно на годекане признается джамаатом становление человека как мужчины. Можно сказать, что годекан является средоточием народной мысли, мудрости, вместилищем традиций, кузницей, где выковывается характер настоящего мужчины.
Помимо традиций общественного воспитания народная педагогика имеет богатый опыт трудового воспитания мужчины, так как в отсутствие трудовой деятельности невозможно сформировать полноценного человека. Успех воспитания обеспечивается при последовательном и постоянном воздействии с учетом возраста, природных задатков, по-сильности и понятности поручаемого дела. Первоначальные трудовые действия детей являются подражанием старшим. В этот момент, как отмечают мудрые народные воспитатели, важна похвала и поощрение к дальнейшим действиям человека. Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших сызмальства прививают мальчику и подростку - будущим мужчинам уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. При этом трудовое воспитание протекает не только в процессе ежедневной трудовой деятельности, но и в народных играх, имитирующих различные виды трудовых операций.
Первичным в трудовом воспитании считается приучение мальчика к самообслуживанию. С семи лет ребенок должен уметь ухаживать за собой, поддерживать порядок в доме, присматривать за младшими детьми в семье. Особую значимость приобретает при этом четкое разъяснение цели и задач поручаемой работы.
Испытанной формой трудового воспитания мальчиков является своевременное вовлечение их в народные формы оказания взаимопомощи. Основные отличия народной взаимопомощи - коллективность, безвозмездность и бескорыстность выполняемых трудовых операций. Народная взаимопомощь оказывает огромное воздействие на становление нравственных чувств, сознание и
поведение всех участников и является традиционно благоприятной средой передачи молодому поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.
Народные традиции морально-этического воспитания мужчины весьма многообразны и удивительно предусмотрительны. Они относятся к числу тех средств, форм и методов воспитания, без которых немыслимо становление всесторонне развитой личности.
К сожалению, достижения народной в вопросах воспитания достойного мужчины, нравственные установки и педагогики сегодня не стали еще предметом осмысления и применения современных родителей, воспитателей и широкой педагогической общественности.
А между тем даже беглый анализ материалов устного народного творчества, содержания этнических традиций и обычаев показывает, что в народной педагогике существует нечто святое, сокровенное, самобытное, хранившееся веками, формирующее морально-этический облик мужчины. По установкам дагестанского намуса (чести и совести) каждый человек мужского пола должен с детства взращивать в себе и проявлять определенные его статусом личностные качества.
Некоторые авторы [3, 4] предпринимали попытки выявить и отдельные качества, соответствующие народной педагогике Дагестана, морально-этическому облику мужчины. Наше исследование позволило значительно обогатить их, как нам представляется и систематизировать. Итак, мужчине в Дагестане предписывается следующий круг обязанностей и качеств, предъявляемых кодексом горской чести «намус»:
1. Быть внимательным, уважительным к людям независимо от возраста, пола и социального положения, благородным и благосклонным к нуждам и чаяниям семьи, рода и народа.
2. Быть взвешенным, немногословным, хозяином данного слова и порученного дела.
3. Отличаться физической силой, выносливостью, ловкостью, смелостью и способностью защищать свою честь, честь семьи, рода и народа.
4. Иметь чувство ответственности кормильца семьи, хозяина дома.
5. Ценить собственное, семейное, родовое, национальное и гражданское достоинство.
6. Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях (иметь «сабур»),
7. Быть готовым выполнять функции настоящего труженика.
8. Иметь навыки в изготовлении и налаживания орудий домашнего и хозяйственного труда.
9. Все тяжелые работы в семье брать на себя.
10. Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях.
11. Быть всегда готовым к защите Отечества.
12. Проявлять смелость, смекалку, самоотверженность в экстремальных ситуациях, мужество и стойкость в бою.
13. Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе.
14. Быть непримиримым к насилию и жестокости в быту.
15. Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, всегда защищать их от попыток насилия и жестокости.
16. Бережно и заботливо относиться к растительному и животному миру, природным и экономическим ресурсам родного края.
17. Соблюдать традиционные этикетные нормы и правила межличностных и деловых отношений в обществе.
18. Знать, ценить традиционные народные мелодии, мотивы и наигрыши. Уметь соблюдать этику народного танца, петь, понимать, ценить и творить прекрасное.
19. Быть ответственным, требовательным и гуманным воспитателем своих детей, служить им примером в соблюдении чести и достоинства горца.
20. Укреплять узы родства и куначества, созданные несколькими поколениями отцов и дедов, и передать эти традиции детям и внукам.
Глубоко продуманное и последовательное формирование этих качеств в морально-этическом облике современных детей, подростков и
юношей значительно повысило бы их социально значимый мужской статус и максимально приблизило бы их становление как полноценных достойных
людей, настоящих тружеников, граждан, патриотов и защитников своего края и Отечества.
Примечания
1. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. - Махачкала: Да-гучпедгиз, 1976. - 128 с. 2. Дзучаева М. Традиции военно-нравственного воспитания // Народное образование. - №2. - 2004. 3. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. - Махачкала, 1999. - 344 с. 4. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 112 с. 5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 184 с. 6. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. - Махачкала, 2005. - 190 с. 7. Назаревич А.Д В мире горской народной сказки. - Махачкала, 1962. - 363 с. 8. Омаров O.A., Гасанов М.М. Воспитание: традиционные нормы и опыт организации в Университетском комплексе РД. - Махачкала: Юпитер, 2004. - 184 с. 9. Сабиров Р. Наука - «бесполой» школе // Народное образование. - №6. - 2002. 10. Саидов Т.Г. Подготовка юношей к жизни. - Махачкала, 1994. - 40 с. 11. Чепикова В. О преемственности в воспитании нравственной культуры // Воспитание школьника, 2007. - №8. 12. Шишкова Т. Как воспитать не мальчика, но мужа // Педагогика, 2004. - №2.
Статья поступила в редакцию 09.10.08 г.