Научная статья на тему 'Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности'

Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4125
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И МУЗЫКА / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ / UPBRINGING / NATIONAL PEDAGOGIC / MEANS OF NATIONAL PEDAGOGY / FOLKLORE / NATIONAL SONGS AND MUSIC / NATIONAL GAMES / NATIONAL DANCES / PROVERBS AND SAYINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова И. М., Алиева Б. Ш.

Воспитание подрастающего поколения является одной из основных проблем современного общества. Статья посвящена описанию роли средств народной педагогики, которые способствуют становлению и развитию личности ребёнка. Рассмотрено устное народное творчество как основное средство народной педагогики, и его влияние на формирование положительных и социально-значимых качеств. Авторы делают вывод, что во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где использовались очень разнообразные методы воспитания. Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND MEANING OF MEANS OF NATIONAL PEDAGOGICS IN UPBRINGING OF A HARMONIOUS PERSONALITY

Upbringing of generation is one of the main problem of the modern society. The article studies the description of national pedagogics, the role of means of ethnic education, which improve the formation and development of a child’s personality. The authors consider the folklore as the main means of national pedagogic and its influence on the formation of positive and socially significant qualities. The authors conclude that in all forms of folk pedagogy laid the foundations of a culture of safe behaviour, which used very different methods of upbringing. Rules of education and upbringing of children, passed from generation to generation, has been perfected, has been perfected and survived up to our days, confirming the understanding of the ancestors of values of upbringing and education of children for the preservation and prosperity of their ethnic group.

Текст научной работы на тему «Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности»

воздействий и процесса биоэтического воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. Однако наличие условий само по себе ещё не решает задачу формирования личности с биоэтическим мировоззрением. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей формирования личности на различных этапах онтогенеза, и самого процесса биоэтического воспитания.

- Биоэтическое воспитание это процесс творческий, креативный. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение биоэтическими нормами поведения как частью общей культуры личности, носит всегда неповторимый творческий характер. Во-вторых, каждая личность как субъект воспитания -индивидуальна. В-третьих, - сама личность педагога «состояв-

шегося биоэтика» обладает большим творческим, креативным потенциалом.

- Отсюда, важным признаком биоэтического воспитания является то, что оно должно осуществляться подготовленными людьми: преподавателями в вузах и колледжах, учителями в школе, педагогами в системе дополнительного образования, воспитателями в дошкольных и специализированных образовательных учреждениях, через средства массовой информации, родителями в семье. Биоэтическое воспитание, осуществляемое на всех уровнях образовательной системы и неформальной среде, должно подготовить личность, гражданина, профессионала к жизни и работе в обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут биоэтическая мораль и право.

Библиографический список

1. Введение в биоэтику. Под ред. Б.Г. Юдина Москва: Прогресс-Традиция, 1998.

2. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 кл. Москва: Дрофа, 2006.

3. Поттер В.Р Биоэтика: мост в будущее. Киев: Изд. Вадим Карпенко, 2002.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. Москва: ИКЦ «МарТ», 2005: 402-411.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва, 1993; Т. 1: 165-166.

6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. References

1. Vvedenie vbio'etiku. Pod red. B.G. Yudina Moskva: Progress-Tradiciya, 1998.

2. Harchenko L.N. Estestvoznanie. 10-11 kl. Moskva: Drofa, 2006.

3. Potter V.R. Bio'etika: most vbuduschee. Kiev: Izd. Vadim Karpenko, 2002.

4. Zolotuhina-Abolina E.V. Sovremennaya 'etika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: IKC «MarT», 2005: 402-411.

5. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva, 1993; T. 1: 165-166.

6. Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

Статья поступила в редакцию 10.02.15

УДК 371

Magomedova I.M., postgraduate, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: irada.magomedova@yandex.ru Aliyeva B.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

ROLE AND MEANING OF MEANS OF NATIONAL PEDAGOGICS IN UPBRINGING OF A HARMONIOUS PERSONALITY.

Upbringing of generation is one of the main problem of the modern society. The article studies the description of national pedagogics, the role of means of ethnic education, which improve the formation and development of a child's personality. The authors consider the folklore as the main means of national pedagogic and its influence on the formation of positive and socially significant qualities. The authors conclude that in all forms of folk pedagogy laid the foundations of a culture of safe behaviour, which used very different methods of upbringing. Rules of education and upbringing of children, passed from generation to generation, has been perfected, has been perfected and survived up to our days, confirming the understanding of the ancestors of values of upbringing and education of children for the preservation and prosperity of their ethnic group.

Key words: upbringing, national pedagogic, means of national pedagogy, folklore, national songs and music, national games, national dances, proverbs and sayings.

И.М. Магомедова, аспирант ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: irada.magomedova@yandex.ru

Б.Ш. Алиева, проф., д-р пед.наук, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Воспитание подрастающего поколения является одной из основных проблем современного общества. Статья посвящена описанию роли средств народной педагогики, которые способствуют становлению и развитию личности ребёнка. Рассмотрено устное народное творчество как основное средство народной педагогики, и его влияние на формирование положительных и социально-значимых качеств. Авторы делают вывод, что во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где использовались очень разнообразные методы воспитания. Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

Ключевые слова: воспитание, народная педагогика, народная культура, средства народной педагогики, устное народное творчество, народные песни и музыка, народные игры, народные танцы, пословицы, поговорки.

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учётом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без

духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» [1].

Во все времена основной целью воспитания в Дагестане являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими по-

колениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства. Как справедливо отмечают М.Н. Алиев и Г.Н. Казилов, фундаментальную основу народной педагогики Дагестана составляют коллективный педагогический опыт горцев и народная педагогическая мудрость [2].

На современном этапе назрела необходимость создания такой системы воспитания и образования, которая позволит успешно решать проблему «диалога культур», уважительного отношения к представителям различных этноконфессиональ-ных и социальных групп и слоев населения, воспитания толерантной личности. Данная максима особенно актуальна по отношению к Республике Дагестан, где издревле проживают множество национальностей и этнических групп. «По содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [3].

Основными средствами народной педагогики являются: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Как отмечает исследователь Б.Ш. Алиева, «в материалах фольклора в специфической, своеобразной форме запечатлены традиции и обычаи по воспитанию детей, бережному, ценностному отношению народа к семье и ее традициям. И в этом также состоит его большое воспитательное значение» [4].

Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, они охватывают фактически все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Приведем несколько примеров пословиц народов Дагестана:

«Ребёнка надо воспитывать пока он в колыбели, а телёнка - пока он на привязи» (лезгинская пословица).

«Пусть будет у меня ячменный хлеб и солёная вода, но зато покой на душе» (азербайджанская пословица)

«Слово джамаата сильней, чем сабля героя» (даргинская пословица)

«Детские привычки и в зрелом возрасте остаются» (кумыкская пословица)

С рождения ребёнка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, молчанки, голосянки, поддевки, небылицы, скороговорки.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:

• даёт историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;

• вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

• вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;

• способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи;

• сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.

Наблюдая за народными календарно-обрядовыми праздниками и участвуя в них, ребёнок знакомится с календарно-обрядо-вой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой. Кален-дарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя, весенняя, летне-осенняя. Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Народный танец «Лезгинка» является одним из древнейших средств народной педагогики. Причём у каждого народа Дагестана имеется свой вариант этого танца. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д. В народном танце, особенно в исполнении мужчин, часто воспроизводятся сцены боя, отражается воинский дух, доблесть, героизм.

Большое значение танец имеет для физического развития ребенка - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребёнка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Синкретичность (нерасчлененность, соединение) видов искусства, единство различных жанров раскрывается в народных праздниках, обрядовых действах, в которых соединялись в единое целое устное народное творчество, песня, музыка, танец, игра, театр, декоративное искусство (например, игрушки, маски, вышивка) и т. д. Подготовка к народным праздникам и сам ход праздников содержат в себе фактически всю систему средств воспитания и образования подрастающего поколения.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьёвками. Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании всех народов во все времена. Необходимо отметить, что игры разных народов внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к жизни.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Горские сакли отражали систему мироздания через архитектурную конструкцию, резьбу, роспись, а также внутреннее содержание и убранство помещений (полотенца с вышивками, люльки и кровати с резьбой, ковры, берестяные туеса и кузова, керамические кувшины с росписью и тиснением и т. д.), создавая неразделимое целое.

Вместе с опытом трудовой деятельности, который был направлен, прежде всего, на удовлетворение важных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище, детям передавался и опыт народного художественного мастерства. Мастера народных промыслов, декоративно-прикладного искусства создают свои изделия из разнообразных материалов. Наиболее распространенными являются художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и

многими другими произведениями народного искусства могут пользоваться в быту. Народные умельцы в Дагестане во все времена очень ценились. Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремёсел, что способствовало воспитанию трудолюбия, сохранению и развитию промыслов, народного декоративно-прикладного искусства.

Во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где

использовались очень разнообразные методы воспитания. Это могли быть убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнения, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаянье, покаяние, запрет, угроза, проклятье, брань, наказание. Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

2. Алиев М.Н., Казилов Г.Н. Источник народной мудрости. Вестник Дагестанского научного центра РАО. Махачкала, 2001.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва, 1948; Т. 2.

4. Алиева Б.Ш. Система семейного воспитания народов Дагестана: эволюция, современность и перспективы. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006.

References

1. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.

2. Aliev M.N., Kazilov G.N. Istochnik narodnoj mudrosti. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo centra RAO. Mahachkala, 2001.

3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva, 1948; T. 2.

4. Alieva B.Sh. Sistema semejnogo vospitaniya narodovDagestana: 'evolyuciya, sovremennost'iperspektivy. Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.03.15

УДК 371

Mustafaeva D.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of the branch of Dagestan State Pedagogical

University (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru

THE FAMILY AS A SOURCE OF HUMAN AND NATIONAL AND ETHNIC VALUES IN EDUCATION AND PERSONALITY DEVELOPMENT. The role of the family in society is incomparable in its power to any other social institutions, as it was in the family where a person's personality is formed and developed. There is a mastery of their social roles necessary for painless adaptation of a child in the society. The family appears as the first educational institution, communication with which a person carries out throughout his life. The author notes that one of the important features of family-oriented values is that these features are created by human culture, where all human qualities and characteristics (psychological, moral, biological) combine. These characteristics serve as a basis of morality. The family realizes values such as motherhood, fatherhood, children, kinship. The article shows that different values of the full members of the family combined in complex ways, can affect each other, establishing a certain relationship between them.

Ключевые слова: family, values, personality, family, relationships, full family, crisis of family relations, marriage and family relations.

Д.Ш. Мустафаева, канд. пед. наук, доц., директор филиала ДГПУ, г. Дербент, E-mail: dgpudf@mail.ru

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Автор отмечает, что одной из важных особенностей семейных ценностей выступает то, что они созданы общечеловеческой культурой, где соединяя в себе все человеческие свойства и качества (психологические, моральные, биологические), они служат базисом нравственности. В семье реализуются такие ценности, как материнство, отцовство, дети, родство. В статье показано, что различные ценностные ориентации членов полноценной семьи сочетаются сложным образом, могут влиять друг на друга, устанавливая между собой определенные отношения.

Ключевые слова: семья, ценность, личность, родственники, отношения, полноценная семья, кризис семейных отношений, брачно-семейные отношения.

Понятие «ценность» в науке характеризуется как общенаучная категория, используемая в философии, социологии, психологии, этике для выражения объектов и явлений действительности, их свойства, а также абстрактных идей в виде общественных идеалов и, в силу этого, выступающих как мерила должного.

При этом синтез понятия «ценность» позволяет отметить существование двух подходов к её решению: натуралистического и антинатуралистического или трансценденталистического.

Представители трансцендентального направления в аксиологии (И. Кант, В. Виндельбант, Г. Риккерт и др.) рассматривают «ценности» как некие оторванные от человека неизменные абстрактные сущности или вообще отрицают их объективный

источник, ставя в зависимость от субъективных вкусов, настроения отдельных людей. По мнению Канта, основными ценностями являются бог, истина, добро и только в другом мире человек свободен и выбирает свои поступки и ответственен за них, за них можно его одобрять или осуждать, поскольку это мир иной, мир Бога, гарантирующий справедливость и вечную жизнь [1]. В. Вин-дельбант классифицирует ценности как логические, эстетические, этические, религиозные, в иерархии которых на первом месте оказывается эстетические, которые выше всех остальных. По мнению Г. Риккерта, следует выделять шесть сфер познания: логику, эстетику, мистику, этику, эротику, религию и им соответствующие типы ценностей: красота, добро, истина, нравственность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.