Gibif^
mm
Краткие сообщения / Brief reports Обзорная статья / Review article УДК:37.018.1
DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-219-224
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Бика Ш. Алиева*, Заира Х. Омарасхабова, Индира О. Багомаева
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Резюме. Цель. В статье раскрываются проблемы экологического воспитания средствами народной педагогики, основу которой составляет новая парадигма перехода этнокультурной среды. Обсуждение. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования воспитательно-образовательного ресурса природы направлено на реализацию поиска этико-экологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Взятый обществом курс на воспитание личности с высокой экологической культурой, должен опираться на воспитательный потенциал традиции народной педагогики, предполагающий разумное отношение к природе. Авторами обоснована необходимость комплексного подхода к экологическому воспитанию во взаимосвязи с нравственным и в особенности патриотическим. Описаны педагогические условия воспитания этноэкологи-ческих традиций, использование которых способствует формированию ценностного отношения к природе. Заключение. Использование духовно-нравственного потенциала этноэкологических традиций в учебно-воспитательном процессе школы, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию высокой экологической культуры молодежи. Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, которая помогает создавать условия для реализации регионального компонента содержания образования.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, традиции народной педагогики, педагогические условия.
Формат цитирования: Алиева Б.Ш., Омарасхабова З.Х., Багомаева И.О. Традиционные приемы этнопедагогизации экологического образования и воспитания в школах Республики Дагестан // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N4. C.219-224. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-219-224
TRADITIONAL PRACTICES OF ETHNIC PEDAGOGIZATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC DAGESTAN
Bika Sh. Alieva*, Zaira Kh. Omaraskhabova, Indira O. Bagomaeva
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Abstract. Aim. The article suggests some solutions to the problems of ecological education by means of the popular pedagogy, the basis of which is the new paradigm of the transition of the ethno-cultural environment. Discussion. The research view to the problem of using the educational resource of nature is aimed at seeking for ethical and ecological guidance for the upbringing of the younger generation. The course taken by the society on the upbringing of an individual of a high ecological culture should be based on the educational potential of the popular pedagogy which assumes a reasonable attitude towards the nature. The authors substantiate the need for an integrated approach to environmental education in interrelation with morality and, especially patriotism. The paper reveals some pedagogical conditions for teaching ethno-ecological traditions, the use of which promotes the formation of a value perception and attitude to the nature. Conclusion. The use of the spiritual and moral potential of ethno-ecological traditions in the teaching and upbringing process of the youth will contribute to the ethno-pedagogization of the educational institutions as well as the formation of a high ecological culture of the youth. Ethno-pedagogization of the educational process is seen as a driving force that helps create conditions for the realization of the regional component of the content of education.
Keywords: ecological education, ecological culture, traditions of popular pedagogy, pedagogical conditions.
Gibif^
mm
For citation: Alieva B.Sh., Omaraskhabova Z.Kh., Bagomaeva I.O. Traditional practices of ethnic pedagogization of environmental education in schools of the Republic Dagestan. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 4, pp. 219-224. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-4-219-224
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях потребность в выявлении этнических аспектов экологического воспитания особенно остро ощущается в многостороннем и глубоком исследовании механизмов отношений «человек-природа», с целью формирования экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе, как среде обитания и деятельности.
Главнейшая из проблем современности - преодоление экологического кризиса. «Обращение к традициям народной педагогики, доказавшей свою эффективность на протяжении тысячелетий, приобретает большое значение, позволяя выработать ме-
ры сознательного активного гармоничного взаимодействия с природой, опирающийся на этнический и экологический опыт всех дагестанских народов одновременно, имея ввиду дифференциацию этноэкологической системы каждого народа», - отмечает Б.Ш. Алиева [1].
Этническая педагогика является отражением образа жизни, природного, социального, производственного окружения людей, живущих в конкретном регионе. Она порождает специфические для данного окружения методы воспитания, приемы и способы воздействия на растущие поколения [1].
ОБСУЖДЕНИЕ
Процесс формирования экологической культуры будет наиболее эффективным, если опыт этнопедагогических традиций будет использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности:
- будет разработан и реализован специальный факультативный курс для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ, где будут включены теоретические и практические составляющие о региональных особенностях природного ландшафта Дагестана, об экологических традициях и обычаях дагестанских этносов, о потенциальных экологических угрозах обсуждаемого района;
- будет обеспечена преемственность учебной и внеучебной деятельности, взаимодействие учителей и родителей.
Воспитательная эффективность процесса этноэкологического воспитания зависит от совокупности различных условий, как внешних, так и внутренних, а также знания учащихся об экологическом воспитании и образовании [1-5]. Анализ литературных источников позволил составить более полную картину эффективности этнорегиональ-ного экологического воспитания. В ходе формирующего эксперимента нами были использованы:
1. Системная этнопедагогиза-ция проблем экологического воспитания ре-
гиона, реализуемая через специальные уроки по природоведению, интегрированные уроки, факультативы, экскурсии и др.
2. Готовность учителя к осуществлению экологического воспитания и образования с опорой на знания культурного наследия своего народа.
Поэтому одной из важных идеей для настоящего исследования является знакомство учеников младших классов с многообразием экологических традиций дагестанцев в сопоставительном плане у различных этносов.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Гимназия №13» г. Махачкалы. Выбор МБОУ «Гимназия №13» в качестве базы для проведения исследования обусловлен следующими факторами:
- школа является пилотной площадкой по апробации Федерального государственного стандарта третьего поколения в Махачкалинском муниципальном районе РД;
- экологическое воспитание учащихся является приоритетным направлением в общей стратегии учебно-воспитательного процесса.
Критериями экологической воспитанности могут выступать следующие:
- познавательный критерий (знания: знание объектов природы, природоведения, ценностей природы; знания о единстве при-
роды, взаимосвязанных природных объектах и явлениях; знания о взаимосвязи человека и природы; знания норм и правил поведения в природной среде;
- поведенческо-практический критерий (умения: умения и навыки по изучению окружающей природной среды, умения и навыки соблюдения норм поведения в природе, элементарные навыки, умения и навыки природоохранительной деятельности, постоянные привычки бережного отношения к животным, растениям, объектам неживой природы);
- эмоционально-мотивационный критерий (действенно-волевые: трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность; стремление к природоохранительному тру-
ду, активность и самостоятельность в работе по охране и приумножению природных богатств, умение преодолевать трудности при выполнении природоохранительных заданий).
В эксперименте было задействовано 60 учеников, 4 учителя и 10 родителей.
Количественная оценка результатов исследования проводилась по 15-балльной шкале: 15 баллов - проявляются все признаки, свойственные этому показателю, 10 баллов -половина или более признаков, 5 баллов - менее половины признаков.
Данные по выявлению познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенче-ско-практического критериев представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица критериев и уровней экологической и этноэкологической
воспитанности детей (в %)
Table 1
Summary table of criteria and levels of ecological and ethno-ecological education
Критерий Criterion Познавательный / Informative
Уровни Levels Высокий High Средний Average Низкий Low Высокий High Средний Average Низкий Low
Группы Groups Контрольная / Control Экспериментальная /Experimental
16,2 41,9 41,9 17,2 42,2 40,6
Критерий Criterion Поведенческо-практический / Behavioral and practical
Группы Groups Контрольная / Control Экспериментальная /Experimental
22,7 46,7 30,6 23,5 46,8 29,7
Критерий Criterion Эмоционально-мотивационный / Emotionally-motivational
Группы Groups Контрольная / Control Экспериментальная /Experimental
19,3 48,3 32,4 18,4 48,8 32,8
Анализ результатов констатирующего эксперимента демонстрирует у учащихся разный уровень экологической воспитанности и экологической культуры. Результат, как правило, зависит от ограниченности или полного отсутствия экологических знаний, от незнания правовых норм поведения на природе, степени проявления эмоционально-нравственного отношения к природному и
социальному миру, слабого знания краеведческого материала народов Дагестана.
На формирующем этапе эксперимента были определены три основных направления работы, а именно:
1. методическая работа с учителями;
2. работа с родителями;
3. работа с учащимися.
1-е направление. Работа с учителями началась с проведения семинара «Народные традиции в экологическом воспитании детей». Семинар дал возможность педагогам раскрыть проблемы экологического воспитания и образования, определить место эт-ноэкологического воспитания и развития целостной личности. Консультация на тему «Природа и отношение к ней в традиционной культуре дагестанцев» ознакомила учителей с историко-культурологическими и естественнонаучными подходами к проблеме экологического воспитания. Совместный семинар учителей и родителей «Экологическое воспитание в семье» способствовал установлению творческого контакта между ними.
2-е направление. Реализация системы этнопедагогизации экологического воспитания школьников включало работу с родителями детей экспериментальных классов. Родители участвовали в организации экскурсий в заповедник «Алмак» в Казбековском районе, в Покровский лес в Хасавюртовском районе, в городской питомник и парк г. Махачкалы. В ходе экскурсий дети познакомились с природными условиями и ландшафтами местности, получили интересующую их дополнительную информацию.
3-е направление. Через совмещенные уроки, общение, викторины, экскурсии, праздники наша экспериментальная программа реализовывалась в учебной и внеклассной деятельности. Кроме того, мы разработали факультативный курс «Экология Дагестана для младших школьников» для учеников 4-х классов. Выбор учащихся 4-х классов обоснован следующими причинами:
1. Содержание образовательного курса («Зеленый дом», автор А. А. Плешаков, Е.А.Крючкова (М.: Просвещение)) для 1-4 классов, по которым занимались учащиеся экспериментальных групп, предполагает изучение экологии родного края преимущественно в 4-ых классах.
2. Некоторые знания, представленные в факультативном курсе, достаточно сложны для понимания в более раннем возрасте, поскольку предполагают определенный объем природоведческих понятий.
3. В 4-ых классах в школах Дагестана в настоящее время введен предмет «Культура и традиции народов Дагестана» Мирзо-ева Ш.А., содержание которого может иметь преемственное значение при знакомстве школьников с экологической культурой, традициями и обычаями.
По завершении формирующего эксперимента наблюдалась динамика повышения уровня экологической воспитанности в экспериментальной группе учащихся. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность использованных педагогических условий, направленных на формирование готовности к безопасному поведению в окружающей природной среде; эмоционально-чувственной восприимчивости к миру природы, чувства удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы; способности реализовы-вать свои знания в конкретных ситуациях в природе и альтруистичности, а также внутренней мотивации бережного отношения к природе.
Важными педагогическими условиями по формированию экологической культуры являются:
- обогащение учебного процесса путем включения педагогических ситуаций, побуждающих усвоение этнокультурных ценностей природы, эмоционально-ценностного отношения к природе, передачи экологических сведений детям в доступной увлекательной художественной форме посредством устного народного творчества через сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки;
- использование инновационных педагогических технологий по реализации образовательно-воспитательных задач, содействующих формированию экологического сознания у подростков на примере воспитательного потенциала и педагогической культуры народов Дагестана (открытые занятия, проектные технологии, дискуссии);
- обеспечение в педагогическом пространстве воспитывающей среды, посредством педагогического сопровождения для формирования экологического сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сформулиро- лизации экологического потенциала народ-вать одни из важнейших требований к реа- ной педагогики:
mm
1. Важно, чтобы педагоги и родители знали народную педагогику, так как это знание выступает частью личностной культуры, как учителей, так и родителей, что повышает арсенал его воспитательных возможностей.
2 Необходимо, чтобы педагоги
знали и понимали те формы духовности народа, в которых существует народная педагогика в ее полном виде, а не только короткие перечни правил или заповедей. Богатым смысловым, знаковым, символическим фоном обладает народная педагогика (в сказках, загадках, притчах, баснях, песнях, эпосах, играх, молитвах, ритуалах), сила воздействия, которой отвечает природе ребенка, его потребностям в поэзии.
3. Необходимо, чтобы педагог знал, понимал и любил природу региона, в котором живут дети.
4. Целесообразно, чтобы в учебном процессе уделялось постоянное внимание экологической проблематике.
5. Анализ психолого-педагогических источников выявил и определил характеристику экологического воспитания, как образовательно-воспитательную систему, предполагающую формирование всесторонне-развитой личности, осознающей взаимовлияние человека, общества и природы, целесообразность сохранения её и улучшения, владеющей навыками природосообразного поведения.
Необходимо разработать и внедрить в практику образовательных учреждений специальных программ, основанных на этнокультурном наследии Дагестана и пропаганда разумного отношения к природе (программа «Традиции и ценности дагестанского народа по формированию экологической культуры»).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогическая теория и практика воспитания младших школьников (на материале Дагестана). Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2000. 88 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкни-гоиздат, 1974. 376 с.
3. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979. 445 с.
4. Нигматов З.Г. Использование современных традиций в воспитании учащихся. Казань, 1985. 181 с.
5. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск, 1968. 83 с.
REFERENCES
1. Alieva B.Sh. Etnopedagogicheskaya teoriya i praktika vospitaniya mladshikh shkol'nikov (na materiale Da-gestana) [Ethno-pedagogical theory and practice of education of younger schoolchildren (on the material of Dagestan)]. Makhachkala, Publishing and printing center DSU, 2000. 88 p. (In Russian)
2. Volkov G.N. Etnopedagogika [Ethnopedagogy]. Cheboksary, Chuvashknigoizdat Publ., 1974. 376 p. (In Russian)
3. Volkov G.N. Sozvezdie zemli [Earth Constellation]. Cheboksary, 1979. 445 p. (In Russian)
4. Nigmatov Z.G. Ispol'zovanie sovremennykh traditsii v vospitanii uchashchikhsya [The use of modern traditions in the education of pupils]. Kazan, 1985. 181 p. (In Russian)
5. Nikitina M.A. Fol'klor v esteticheskom i nravstven-nom vospitanii shkol'nikov [Folklore in the aesthetic and moral education of schoolchildren]. Minsk, 1968. 83 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Бика Ш. Алиева* - заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, д.п.н., профессор, Дагестанский государственный университет, 367003, Россия, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 59е. e-mail: [email protected]
Заира Х. Омарасхабова - аспирантка кафедры общей и социальной педагогики Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия. Индира О. Багамаева - к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Дагестанский государ-
AUTHOR INFORMATION Affiliation
Bika Sh. Alieva* - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Lead of the Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University, 367003, Russia, Makhachkala, 59e M. Yaragsky st. e-mail: [email protected]
Zaira Kh. Omaraskhabova - Postgraduate student of the Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia. Indira O. Bagamaeva - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Gen-
ственный университет, г. Махачкала, Россия.
Критерии авторства
Бика Ш. Алиева - общее руководство. Заира Х. Ома-расхабова и Индира О. Багамаева проводили экспериментальное исследование. Авторы в равной степени участвовали в написании статьи и несут ответственность при обнаружении плагиата, самоплагиата и других неэтических проблем.
Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 23.06.2017 Принята в печать 28.08.2017
eral and Social Pedagogy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.
Contribution
Bika Sh. Alieva provided overall supervision. Zaira Kh. Omaraskhabova and Indira O. Bagamaeva conducted an experimental study. The authors participated equally in the writing of the article and are responsible for avoiding the plagiarism, self-plagiarism or any other unethical issues.
Conflict of interest
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Received 23.06.2017 Accepted for publication 28.08.2017