Изучив анкеты студентов, мы выявили, что внешняя мотивация преобладает над внутренней (Рис. 2). Так, изучают иностранный язык потому, что им просто интересно только 15% опрошенных студентов. В то время как большинство из них считают изучение иностранного языка престижным, необходимым для карьерного роста, свободного общения в путешествиях. Многие считают важным получение высоких оценок, что, как им кажется, поможет в дальнейшем обучении и профессиональном становлении.
Также было отмечено, что большинство студентов хотели бы изучать несколько иностранных языков при наличии времени, а некоторые (30% из опрошенных) успешно это уже делают 20% студентов обучаются дополнительно по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», где учебным планом предусмотрено параллельное изучение второго иностранного языка.
При помощи результатов опроса, проведенного в ТГТУ среди студентов 1 и 2 курсов экономических, юридических и инженерных специальностей, мы установили, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков. На основе полученных данных можно делать выводы об уровне мотивации и уже на этой основе корректировать работу преподавателей с целью повышения мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков.
Библиографический список
1. Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов. Available at: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/ article/s12/s12_73.pdf
2. Петровска Т.П., Рыманов И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014; № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I: 152 - 154.
3. Рядчикова Е.А. Мотивация в изучении иностранных языков в вузе. Available at: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf
4. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450
5. Хамедова ГН. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Available at: http://vestnik.osu. ru/2012_2/48.
6. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know. Available at: http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf
7. Teaching Strategies: Motivating Students. Available at: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms
8. Немов РС. Психология: в 3-х т. Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995; Т. 1.
9. Плигин А.А. Усиление мотивации к изучению английского языка. Available at: http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm
10. Елисеев О.П. Локус контроля. Практикум по психологии личности. Санкт-Петербург, 2003.
11. Данилова О.А., Конова Д.В., Дукин РА. Роль мотивации в изучении иностранных языков. Available at: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj References
1. Bashmakova I.S. Formirovanie interesa k izucheniyu inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh vuzov. Available at: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/ s12/s12_73.pdf
2. Petrovska T.P., Rymanov I.E. Motivaciya izucheniya anglijskogo yazyka studentami tehnicheskogo vuza pri smeshannom obuchenii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2014; № 7 (37): v 2-h ch. Ch. I: 152 - 154.
3. Ryadchikova E.A. Motivaciya v izuchenii inostrannyh yazykov v vuze. Available at: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf
4. Smirnov A.V. Formirovanie motivacii uchebnoj deyatel'nosti u studentov tehnicheskogo vuza. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450
5. Hamedova G.N. Kprobleme formirovaniya motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh special'nostej. Available at: http://vestnik.osu.ru/2012_2/48.
6. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know. Available at: http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf
7. Teaching Strategies: Motivating Students. Available at: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms
8. Nemov R.S. Psihologiya: v 3-h t. Moskva: Prosveschenie: VLADOS, 1995; T. 1.
9. Pligin A.A. Usilenie motivacii k izucheniyu anglijskogo yazyka. Available at: http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm
10. Eliseev O.P. Lokus kontrolya. Praktikumpopsihologiilichnosti. Sankt-Peterburg, 2003.
11. Danilova O.A., Konova D.V., Dukin R.A. Rol' motivacii v izuchenii inostrannyh yazykov. Available at: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj
Статья поступила в редакцию 17.10.18
УДК 37.04: 392 (571.52)
Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected] Munzuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected] Damba N.Ch, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL PRINCIPLES OF THE TUVA PEOPLE'S PEDAGOGY. The article observes the contents, tasks and experience of the Tuva people's pedagogy in the moral and labor education of the younger generation in the family in the past and using its traditions and customs in the practice of family education. The authors note down that the effectiveness of family education in modern conditions increases, if we consider the centuries-old traditions of the Tuva people's pedagogy to be based on labor education in a family household and economic activities herdsmen of Tuva. The work studies the experiences of education in a Tuvan family. The use of pedagogical means of national pedagogics in the educational work improves product quality, enhances the raising effect on the child's personality, enriches the contents and forms of family education.
Key words: folk pedagogy, labor education, and folklore.
В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Т.Т. Мунзук, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Н.Ч. Дамба, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье проведён анализ и обобщение содержания, задач и опыта тувинской народной педагогики в нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения в семье в прошлом и использовании ее традиций и обычаев в практике семейного воспитания. Отмечено, что эффективность семейного воспитания в современных условиях повышается, если учитывать многовековые традиции тувинской народной педагогики, принимать за основу трудовое воспитание в семье традиционные бытовые и хозяйственные виды деятельности аратов Тувы. Был изучен опыт воспитания в тувинской семье. Использование педагогических средств народной педагогики в воспитательной работе повышает ее качество, усиливает воспитывающее влияние на личность ребенка, обогащает содержание и формы семейного воспитания.
Ключевые слова: народная педагогика, трудовое воспитание, фольклор.
Мотивы
■ внутренние ■ внешние Рис. 2. Соотношение внешних и внутренних мотивов
Разнообразные условия окружающей действительности, которые включают в себя природно-климатические, социально-экономические, демографические, национальные и другие факторы, являются родником, обогащающим процесс воспитания. Все эти факторы в свое время создали народную педагогику, являющуюся общечеловеческой мудростью. Творя историю, народ творит и гениальную педагогическую систему воспитания, которая выступает и как общечеловеческая ценность.
Исследования в области социальных наук, психологические и педагогические концепции ясно подчеркивают, с одной стороны, развитие интернационального в характере, психологическом складе, традициях, обычаях, методах и приемах воспитания. Это объясняется тем, что жизнь народов в стране происходит в общих политических, социально-экономических условиях, которые сближают их нравы, обычаи, традиции. С другой стороны, данные наук показывают наличие национального, которое присуще только данному народу, хотя оно приобретает новое содержание, новые формы, адекватные современным социальным преобразованиям.
Тувинская народная педагогика - это нераздельная часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами Российской Федерации. Она имеет свою своеобразную, специфическую, сложившуюся в течение многих веков цельную воспитательную систему, охватывающую все стороны подготовки детей к будущей жизни. До создания научной, официальной педагогики в Туве, государственной системы образования, появления своей национальной письменности и литературы, народная педагогика была главным средством нравственного, трудового, физического, эстетического и умственного воспитания детей в тувинской семье.
Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций и обычаев, а также изучение материалов по истории Тувы, позволяет утверждать, что тувинский народ накопил богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создал прекрасные прогрессивные традиции и обычаи, в которых сконцентрированы методы и приемы, средства и пути народного воспитания. У тувинцев сложился нравственный идеал арата-скотовода, земледельца и охотника.
В фундаментальном исследовании Г Е. Грумм - Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край» освещается физико-географическое, экономическое и политическое положение Тувы. Описывая хозяйственные занятия тувинцев, он дает незначительные сведения о психическом складе народа, об отношении родителей и старших членов семьи к детям, о религиозных обычаях и обрядах [1].
Большое значение для изучения быта тувинцев, их трудовых традиций и обычаев, нравственного идеала имеют работы Л.П. Потапова «Очерки народного быта тувинцев» и С.И. Вайнштейна «Историческая этнография тувинцев», в которых можно почерпнуть некоторые сведения о воспитании детей в тувинской, о традициях и обычаях народ, народных знаниях, религиозных и свадебных обрядах.
Тувинский народ, не имевший письменности и школ на протяжении, в сущности, всей своей истории, вплоть до 1930 года, накопил богатейший опыт домашнего, семейного воспитания, создал прекрасные традиции и обычаи.
Воспитательное влияние традиций и обычаев во многом определяется авторитетом учителя, его непосредственным примером. Место и роль учителя в условиях сельской национальной школы в какой-то степени отличается от положения учителей городских школ. Это объясняется тем, что учащиеся и учителя городской школы общаются между собой в основном только в школе и общественных местах, где учитель может являться для них примером поведения и подражания. Сельский учитель занимает несколько иное положение в обществе. Его внешний и нравственный облик, отношения к семье, односельчанам, педагогическая и общественная жизнь находятся постоянно под неослабленным вниманием учащихся, их родителей, а также всего населения и общественности села. В семьях учеников сельских тувинских школ учитель - наиболее уважаемое и влиятельное лицо. К нему идут за советом и ученики и их родители и всегда получают добрый и полезный совет и практическую помощь.
Соответственно, что и учитель в меру своих знаний и опыта в процессе обучения использует педагогические традиции этноса. Педагог привлекает краеведческий материал, использует устное народное творчество тувинцев, музыка, танцы, декоративно-прикладное искусство все это становится особым средством формирования у учащихся уважения к культурному наследию народа, к его традициям и обычаям. Это чрезвычайно важно, так как учителя, имеющие глубокие знания о прогрессивном педагогическом опыте народа той местности, где они работают, хорошо разбирающиеся в общечеловеческих этических нормах, правилах, формах и методах народной педагогики, устанавливают прочные взаимные связи не только с учащимися, но и их родителями.
В период становления тувинцев как нации появляются зачатки педагогической основы воспитания детей благоразумными, трудолюбивыми, честными, человечными, которые нашли яркое отражение в практике общенародного воспитания, и были воплощены в народнопоэтическом творчестве - фольклоре. Будучи важным элементом национальной культуры, фольклор активно служил воспитанию и формированию человека, и поэтому имел огромное значение в жизни семьи.
Устное народное творчество, как одна из форм духовной культуры, имеет национальную специфику, зависит от развития того или иного народа, особенно-
стей его жизни, характера. Произведения фольклора, как правило, отличаются глубоким идейным содержанием, высоким мастерством, связью с жизнью, доступностью. Тувинский фольклор богат и представлен разнообразными жанрами: пословицами и поговорками, сказками и загадками, героическими сказаниями и легендами, песнями и частушками.
Культура предков тувинцев сохранилась для нынешнего поколения не только в устном народном творчестве, а так же в памятниках древнетюркской (енисейской) письменности, которых на территории республики огромное количество. Остатки древних городищ, горных выработок, многие тысячи курганов, обелиски, сохранившиеся до наших дней, говорят о самобытной цивилизации на территории Тувы.
Изучение устного народного творчества тувинцев привлекало внимание ученых еще в XIX веке. Основатель отечественной тюркологии академик В.В. Радлов первый исследователь, который стал собирать по крупицам тувинский фольклор. Записи образцов тувинских сказок, пословиц и поговорок, героического эпоса, песен и частушек, сделанные учеными-исследователями Тувы, представляет исключительно большую ценность.
Изучение тувинского фольклора как средства воспитания представляет собой актуальную задачу для совершенствования процесса обучения и воспитания детей в школе и семье, что особо остро стоит для подрастающего поколения. Конечно, возможно только путем глубокого исследования и анализа устного народного творчества, в котором ясно выражен педагогический опыт тувинского народа, можно применять его основные идеи в целях воспитания подрастающего поколения.
Самому короткому жанру фольклора - пословицам и поговоркам, свойственно меткое, умное, живое слово глубокого содержания. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают богатый опыт старших поколений, их отношение к природе, людям, суждения и оценки, характеризующие опыт нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания в прошлом.
В тувинском народе бытует огромное количество пословиц и поговорок. Многие тувинские пословицы и поговорки имеют целью привить детям высокие моральные качества. Одни из них, внушая детям, любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например: «от работы убежишь - в нужду попадешь, от знаний убежишь - в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезы малому», «в паводок нет рыбы, в пословице - лжи», «мать моя -земля родная, мачеха - земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду» [2].
Другие пословицы призывают детей к мужеству, удали, смелости, и героизму: «лучше смерть принять, нежели честь потерять», «пугливому коню все чудится, трусливому - везде мерещится». Пословицы и поговорки воспитывают у детей чувства дружбы, товарищества, сознания общественного долга: «слово дал - хозяином будь», «с другом в ладу, в согласье живи, последний кусок пополам раздели», «в дружбе - сила, с другом - веселье».
Среди тувинских народных сказок особое распространение имеют бытовые сказки. Одной из популярных сказок является произведение об Оскюс-ооле, парне-сироте. В основу сказки легла та ненависть тувинского народа к ханам, а также вера в завтрашний день. Герой тувинских сказок - простой народ, всегда наделен положительными качествами: умом, добротой, простотой и трудолюбием, силой и отвагой.
В тувинской народной сказке «Искусница Шевер-Кыс» рассказывается о девушке Шевер-Чечен (шевер - искусный, умелый; чечен - изящный). Шевер-Че-чен умелая была искусница, тем самым в этом произведении восхвалялось мастерство, трудолюбие. Однако в этой же сказке показана и реальная жизненная картина того времени, а именно бесправное положение женщины в феодальной Туве.
Особую нишу занимает сказки о животных, которые содержат в себе наблюдения над жизнью и повадками животных, опыт, накопленный многими веками. В них в метафорической форме осуждаются человеческие пороки и восхваляются положительные черты характера. Как и в сказках других народов, животные в тувинских сказках наделены человеческими чертами и качествами, умеют разговаривать. В сказках отражены элементы древних верований, мировоззрение тувинского народа, его традиции, обычаи и обряды. Тувинские народные сказки имеют большое научно-познавательное и воспитательное значение.
Любой фольклор имеет особый такой жанр как загадки, которые служат способом испытания мудрости, с помощью загадок старшее поколение расширяло кругозор младшего поколения. Загадки создавались на основе накопленного человеком опыта и наблюдений в познании окружающей его среды, в освоении различных трудовых процессов. Загадки выполняли функцию отражения кочевого уклада жизни тувинцев их хозяйственные и семейно-бытовые условия. Содержание тувинских загадок и их отгадки отличаются большим разнообразием, конкретностью, образностью, реалистичностью. В.В. Радлов, посетив Туву в начале XX века, записал тувинские загадки: «между тридцатью голубыми конными бегает рыжий жеребец» (зубы и язык человека), «стоит одиноко дерево и пылает» (свеча), «два ворона бьют друг друга по подбородкам и щекам» (ножницы) [2].
Многие ученные - тюрковеды отмечают, что в тувинском фольклоре особые возможности, которые использовались и используются народом для нравствен-
ного, трудового, умственного и эстетического развития подрастающего поколения. Тувинский фольклор несет в себе особую воспитательную и образовательную функции, которые помогают сформировать у подрастающего поколения нравственные качества характера и общепринятые ценности. Дает возможность детям глубже и тоньше разбираться в жизненных ситуациях, в окружающих явлениях, найти свое отражение в бытие народа.
В тувинской народной педагогике сложились определенные положения, принципы воспитания детей. Основными принципами тувинской народной педагогики, способствующими успешному протеканию воспитательному процесса, тувинский народ считал разумную любовь к детям, учет их индивидуальных и возрастных особенностей, правильное поведение взрослого как образец подражания, авторитет родителей, эффективное сочетание народных средств и методов в воспитании детей в семье [3].
С течением времени тувинский народ выработал определенные требования к нравственному облику арата-тувинца, дошедшие до нас в основном благодаря произведениям устного творчества народа, устным рассказам представителей старшего поколения, а также традициям и обычаям.
Многие дореволюционные исследователи Тувы, путешественники обратили внимание на традиционное гостеприимство тувинцев, «а русские колонисты в один утверждали, что такого гостеприимства они не встречали нигде, кроме Тувы» [4]. Гостеприимство у тувинцев органически сочетается с проявлением чуткого отношения к людям и составляет одну из существенных черт их характера.
У тувинского народа обычай велит гостя посадить на почетное место в юрте, преподнести чашку молочного чая и подать для него все самое лучшее из пищи. С древних пор у тувинцев существует такой обычай: для гостей забивают домашнее животное, готовят хан (варенную кровь в виде кровяной колбасы), варят свежее мясо и угощают гостей.
Тувинские народные педагоги утверждали, что традиционное гостеприимство, прививаемое детям с самого раннего детства, является замечательным средством воспитания у детей уважительного отношения к соседям, друзьям, родным, близким, которым каждодневно необходимо оказывать гостеприимный прием, и вообще к людям, знакомым и незнакомым. Традиция гостеприимства требует таких нравственных качеств, как человечность, уважение к людям, приветливость, сдержанность.
Воспитание детей в тувинской семье проводилось в русле тех моральных норм, которые были характерны для традиционного общества. Прежде всего, моральные установки требовали уважения к старшим и проявления коллективной взаимопомощи. Благодаря осуществлению этого принципа народной педагогики, проявлялась забота о стариках, сиротах и нетрудоспособных.
Библиографический список
У тувинского народа, как и у многих других народов, имеются очень вежливые формы взаимного обращения. Они, прежде всего, существуют в семье и между родственниками. Такое взаимное вежливое обращение в семье имеет очень важное педагогическое значение, так как приучает детей с малых лет к почтительному отношению к людям.
Исследователь этнографии тувинцев ГЕ. Грумм-Гржимайло отмечал, что «...сойоты не назовут вам имен родителей, тестя и тещи; а, засим, невестке возбраняется называть по имени свекровь и свекра.муж никогда не назовет своей жены иначе, как ог-иези - хозяйка юрты или сюрген-иези.матерью такого-то, а жена мужа - своим мужчиной - иерним.до настоящего времени считается неучтивым называть по имени человека почтенных лет» [1].
Почетные учителя республики отмечают, что на основе межпоколенного опыта у тувинцев выработалась целенаправленная система воспитания и развития ребенка. Эта система основывалась, прежде всего, на реальных, достаточно суровых условиях жизни скотоводов-кочевников и охотников тайги. До создания тувинской национальной письменности и учебно-воспитательных учреждений тувинские дети воспитывались только в семье и главными воспитателями были представители старшего поколения, родители, а также старшие братья и сестры. Руководствуясь народными методами, средствами и принципами воспитания детей, тувинские родители прививали детям любовь и уважение к труду, людям труда, формировали определенные нравственные качества [6].
В целом проведенное исследование выявило недостаточное использование всего богатства нравственного содержания традиций и обычаев тувинского народа в воспитательной работе школы. Анализ опроса учащихся и учителей национальных школ республики позволил сделать следующие выводы: 1) приобщение учащихся к прогрессивному наследию тувинского народа необходимо и возможно в условиях школы, но эта работа проводится нерегулярно, бессистемно; 2) эффективность работы педагогического коллектива по воспитанию учащихся на прогрессивных народных традициях зависит от заинтересованности в этом коллектива учителей школы и в равной мере от его сплоченности на идейной, нравственной и деловой основе; 3) необходимо, чтобы школа стала центром пропаганды прогрессивных народных традиций и обычаев и новых традиций среди учащихся, родителей и населения; 4) важно восполнить пробел в осведомленности учителей и учащихся в вопросах о тувинской народной педагогике; 5) следует отметить, что усвоение положительного опыта прошлого помогает овладевать педагогической культурой, мастерством, глубже уяснять задачи, стоящие перед современной школой, отчётливее представить перспективу и предупреждает повторение ошибок прошлого.
1. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Ленинград, 1926 - 1930.
2. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской области. Санкт-Петербург, 1907; Ч. 1.
3. Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т.3 Экспедиция в Сойотию. Москва: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934.
4. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX- начала XXвв. Москва: Наука, 1956.
5. Родевич В. Урянхайский край и его обитатели. Т.48. Санкт-Петербург: Известия РГО, 1912: 129 - 188.
6. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984.
References
1. Grumm-Grzhimajlo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryanhajskij kraj. Leningrad, 1926 - 1930.
2. Radlov V.V. Obrazcy narodnoj literatury tyurkskih piemen, zhivuschih v Yuzhnoj Sibiri i Dzhungarskoj oblasti. Sankt-Peterburg, 1907; Ch. 1.
3. Kon F.Ya. Za pyat'desyat let. Sobranie sochinenij. T.3 'Ekspediciya v Sojotiyu. Moskva: Izdatel'stvo Vsesoyuznogo obschestva politkatorzhan i ssyl'no-poselencev, 1934.
4. Dulov V.I. Social'no-'ekonomicheskaya istoriya Tuvy XIX- nachala XX vv. Moskva: Nauka, 1956.
5. Rodevich V. Uryanhajskij kraj i ego obitateli. T.48. Sankt-Peterburg: Izvestiya RGO, 1912: 129 - 188.
6. Salchak K.B., Salchak L.P. Razvitie tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1984.
Статья поступила в редакцию 30.10.18
УДК 51(07)
Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematical Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematical
Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov N.G, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematical Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Arslanalieva D.I., postgraduate, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Elementary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF LOGICAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTION OF COMPARISON IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS TO PRIMARY SCHOOLCHILDREN. The article clarifies the meaning of a concept of "comparison" as a logical operation, didactic reception and universal educational action. An algorithm for the formation of a universal educational action is compared with the implementation of the activity approach. Examples of the use of this algorithm, with concretization of its step, in the study of various issues of the initial course of mathematics are considered. The authors conclude that the formation of the skills in making "comparison" requires a clear goal setting, a description of the order understandable to students, the algorithm for performing this action, the formulation of the