УДК 37.0(571.52)
Хурен-оол Стелла Херел-ооловна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Тувинский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0003-4780-4834, Кызыл, Республика Тыва
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Аннотация. В статье рассматриваются исследования ученых о быте и семье тувинского этноса, а также вопросы того, что в формировании достойного и здорового общества крепкая семья является основой. Речь идет о правилах и нормах, сформировавшихся в традиционной тувинской культуре, которые используют в семейном воспитании, об особенностях нравственного и трудового воспитания в тувинской семье, об огромной роли произведений устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражена народная система ценностей, об отражении трудовой направленности в содержании игр. Рассмотрен вопрос о схожести в традиционном трудовом и семейном воспитании тувинцев с монголами. Являясь кочевыми народами, они обучают детей труду с самого раннего детства. В обеих культурах дети в возрасте 4-5 лет уже помогали по хозяйству, приобретая при этом скотоводческие навыки.
Ключевые слова: семья, воспитание, традиции, нормы, родители, труд.
Вопросы трудового воспитания в семье рассматривались в самой различной литературе, начиная с учебников по педагогике, дошкольной педагогике, частных методик, а также психологами, историками и учеными самых разных направлений. В России, где существует более ста девяноста национальностей и народностей, аспект изучения трудового, нравственного, эстетического воспитания каждого этноса изучался и изучается учеными - носителями той или иной культуры.
С древних времен в Туве почитают и уважают семейные узы. В формировании здорового общества крепкая семья является базой, где ребенок получает основы нравственности и культуры, которые в будущем формируют его характер и нормы поведения. Семья - это стимул в формировании полноценной личности, она мотивирует ее социальную и творческую активность. Семейное воспитание являлось сердцевиной народной педагогики. По народным обычаям родители обязаны воспитывать своих детей, научить трудиться, дать, по народному выражению, «хлеб в руки». Конечно, время вносит изменения
и в традиции - что-то остается, а что-то безвозвратно уходит. Но труд и культура остаются высшей цивилизационной ценностью народа [4].
Республика Тува находится в самом центре Азии. В этом крае существовали и формировались многовековые традиции народа, которые были неразделимы с окружающей его природой, немного суровой, но в то же время неповторимой по своей красоте.
Первое упоминание о крае можно найти у инженера путей сообщения, начальника партии по исследованию Верхнего Енисея
B. М. Родевича. Оно было опубликовано в книге «Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей» в 1910 году [6].
Исследователями тувинского этноса разных лет (Л. П. Потапов, Д. Каррутерс,
C. И. Вайнштейн, М. Б. Кенин-Лопсан, Г. Н. Курбатский и др.) очень тщательно собран и представлен материал о быте, жизнедеятельности, жилище и, конечно же, воспитании тувинцев.
У Л. И. Потапова мы видим полевой материал, касающийся хозяйствования, где
он отмечает, что характерный для тувинцев хозяйственный комплекс представляет собой определенную триаду, состоящую из следующих отраслей натурального хозяйства: пастбищное табунное скотоводство с циклическими сезонными перекочевками в течение года; охота на лесного и пушного зверя; мелкое, преимущественно мотыжное земледелие с небольшими посевами ячменя и проса. Всегда и всюду практиковались сбор и заготовка диких съедобных корней и растений, хотя собирательство и не составляло особой отрасли хозяйства [7]. Хозяйственная жизнь аальной общины и весь ее домашний быт были цикличными, в зависимости от сезона года [7].
Про охоту как особый вид деятельности и выносливость детей, вовлеченных в нее, свидетельствует Д. Каррутерс: в Тодже (труднодоступный таежный район Тувы) не редкость наблюдать, «как пара-другая мальчуганов, не достигших еще и четырнадцатилетнего возраста, отправляется из лагеря на охоту, которая и длится нередко по нескольку дней» [1].
О юрте - войлочном жилище, которое являлось основным для тувинцев на протяжении веков и сегодня остается наиболее востребованным видом проживания, написано много. Л. И. Потапов так пишет о ней: «она не имела строгой ориентировки двери на ту или иную сторону света, в центре ее на земляном полу устраивался очаг (ожук) с каменным ограждением для золы (ка-жылга или хашлак), а затем шла полоска земляного поля, отгороженная деревянной рамой (шала)» [7].
М. Б. Кенин-Лопсан в своей работе «Традиционная культура тувинцев» пишет, что в вопросах воспитания детей тувинцы опирались на традиции предков. Так, например:
- детям нельзя проходить перед взрослыми, которые сидят на войлочном ковре в юрте;
- детям не положено прямо называть старших по имени, это считается крайне
неприличным;
- дети не должны говорить «злые» слова;
- дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д. [2].
Отношение к детям у тувинцев очень нежное и заботливое, их никогда не наказывают, кормят грудью до тех пор, пока они не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.
Бездетность у тувинцев воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок -это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Раньше у тувинцев была широко распространена традиция усыновлений, другими словами - рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. Приемные дети почитались, их любили. Но в современном обществе почти в каждом кожууне (районе) есть социальные приюты для детей и пожилых людей, детские дома - со временем утрачиваются лучшие традиции предков. В основном такое явление наблюдается в городах, т. к. молодежь не ориентирована на взаимоотношения с родом [5].
Становится популярным обсуждение глобального кризиса семьи. Он коснулся и тувинской семьи, но в целом институт семьи как высшей ценности в республике сохранился. Это можно объяснить тем, что тувинское общество продолжает оставаться самобытным [7].
Нравственное воспитание имело особенность в том, что детям с раннего возраста прививалось почтительное отношение и уважение к родителям и вообще к старшим, особенно к старикам, а также безоговорочное послушание. Ослушаться, выказать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени
непозволительным. В современном тувинском обществе, данная особенность совершенно исчезла, ее просто не существует, как впрочем, и во всем постсоветском пространстве. Прививались также тесные родственные отношения со всеми членами семейно-родственного круга и готовность оказания помощи тем, кто в этом нуждался. Такие качества, как трудолюбие, честность, справедливость, доброжелательность, скромность, мужество, которые родители старались воспитать в детях, очень высоко ценились в народе.
В воспитании этих качеств огромную роль играли произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражена народная система ценностей и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость, эгоизм и другие человеческие пороки [3].
Пословицы и поговорки о труде постоянно использовались в семье аратов-кочевников. По представлениям информаторов во время наших полевых экспедиций, они были частью повседневной жизни тувинцев. Матери и отцы во время совместной работы, чтобы повысить ответственность у детей, очень неназойливо, спокойно проговаривали их. И дети воспринимали работу как должный, необременительный процесс.
Куш-ажыл - амыдыралдын дозу (Труд - основа жизни).
Эки кылган ажыл элеп читпес алдар (Хорошо сделанная работа будет жить на века).
Ажыл кижини каастаар (Труд украшает человека).
Чалгаа кижи бажым дээр, Чазый кижи сук-садым дээр (У ленивого голова болит, жадному хочется пить).
Кижи елур, алдар олбес (Человек умирает, слава - никогда).
Хол шимчээр - хырын тодар (Работать будешь, сытым будешь).
Забота о трудовой подготовке детей начиналась значительно раньше, чем дети достигали того возраста, когда они могли
участвовать в трудовой жизни семьи. На праздниках по случаю рождения ребенка и наречения ему имени произносились бла-гопожелания. Так, при рождении мальчика говорили: «Ачазы ышкаш аёчы (малчын) болзун» (пусть будет охотником (скотоводом), как отец), при рождении девочки -«Авазы ышкаш саанчы (шевер) болзун» (пусть будет дояркой (мастерицей), как мать). В них отражены сокровенные мечты и интересы трудовых людей.
Трудолюбие и многообразие трудовых обязанностей тувинских детей отмечается народным писателем Тувы С. А. Сарыг-оо-лом: «В семье дела всем хватало, не сидел сложа руки; кроме возни с малышами, у меня было много обязанностей: собирать щепки для костра, пасти телят, ходить за водой, кормить козлят, а вечером их переловить и привязать, жарить ячмень и просо, толочь их - это очень тяжелая работа» [8]. В десять-двенадцать лет дети становились самостоятельными пастухами, держали телят около коров, когда их доили утром и вечером, нянчили детей, собирали дрова для топлива, таскали воду, участвовали в обработке продуктов, в скотоводческих и земледельческих работах. В четырнад-цать-восемнадцать лет мальчики становились табунщиками, охотниками. У тувинцев дети с малого возраста приобщались к труду. Они усваивали весь комплекс народных знаний, выработанных предшествующими поколениями и необходимых для ведения скотоводческого, промыслового хозяйства, постигая своеобразные экологические знания во всем их разнообразии. Вся система трудового и нравственного воспитания детей имела свои этнические традиции, сложившиеся в течение столетий. Привлечение детей к раннему труду диктовалось не только хозяйственными потребностями, но и нормами народной педагогики. В семье шла передача практических знаний, конкретных хозяйственных навыков, семейно-обще-ственных, этнокультурных норм, осущест-
влявшаяся от поколения к поколению. Изначально тувинское общество строилось вокруг крестьянского быта, основанного на натуральном хозяйстве. Скотоводческая страна и республика впоследствии ставила перед своими аратами (крестьянами) и в дальнейшем перед трудящимися первоочередные задачи трудового фронта, направления, где семьи со своими детьми были основными исполнителями.
Большую роль в воспитании играют коллективные формы трудовой деятельности, носящие разновозрастную групповую и индивидуальную форму, атмосфера труда, спокойный, благоприятный психологический семейный микроклимат, а также фольклор, музыкальное творчество народа, декоративно-прикладное искусство и др. В начальный период трудовой подготовки дети оказывают посильную помощь семье по хозяйству, присматривают за младшими братьями и сестрами. Многие исследователи отмечают, что в игровой деятельности детей присутствуют элементы труда [1].
Это находит отражение в содержании игр, их трудовой направленности, способах и характере игрового взаимодействия его участников, распределении ролей охотников, животноводов и др. Игрушки, которые изготавливают сами дети, копируют предметы и средства труда. Так, в аалах (зимниках или летних стоянках скотоводов) дети самостоятельно, используя природный материал, копировали предметы и средства труда. Это могли быть луки и стрелы, изготовленные из ивняка, камни небольшого размера, изображающие овец и коров. Игровая деятельность и детские игрушки характеризуются этническими особенностями и соответствуют специфической трудовой деятельности народа. В тувинских семьях, особенно в сельской местности, с самого раннего детства родители все делают вместе с детьми, а дети подражают во всем родителям. Уже в трехлетнем возрасте дети начинают ухаживать за домашними животными, вместе со старши-
ми детьми [2]. Также начинают приучаться к ведению домашнего хозяйства - ходят за водой к ручью летом, зимой же участвуют со взрослыми в сколе чистого льда на поверхности водоема, собирают хворост с близлежащего караганника, а также колют дрова, моют посуду - посильно помогают старшим. Приученный к труду с самого раннего детства ребенок и в школе будет выполнять все требования учителей, будет послушным и дисциплинированным. У него не будет проблем в изучении предметов и конфликтных ситуаций с учителями.
Культивирование определенных взаимоотношений между детьми также контролировалось и воспитывалось родителями. Младшие старались неукоснительно слушать старших братьев и сестер, ведь взрослые всегда ненавязчиво напоминали им об этом. Основная нагрузка по их воспитанию ложилась на женщину-мать [5].
У тувинцев есть особые правила ухода за младенцем. Родители соблюдали этикет поведения: что можно, а что нельзя. Их не били, очень редко в наказании применялись лишь легкие шлепки.
Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители в старости смогут увидеть плоды своего труда. Вырастить детей добрыми людьми - высший для тувинца закон, которому следовали в веках. Дети для тувинцев - самое дорогое из того, что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни [5].
Очень много схожего в традиционном трудовом и семейном воспитании тувинцев с близким по культуре народом - монголами. Монголы - это кочевой народ, поэтому трудовое воспитание - это необходимость, которую нужно воспитывать с самого раннего детства. Традиционное монгольское воспитание в семье предполагает воспитание дисциплины у детей. Однако дисциплина не жесткая, родители уважают своих детей, дети же, почитая взрослых, обращаются к родителям только на «Вы» [9].
В южных районах Тувы (Эрзинском,
Тес-Хемском) дети обращаются к своим родителям на «Вы».
Родители распределяют свои обязанности по воспитанию детей и прививают им с раннего детства любовь к труду. Дети с ранних лет, едва начав ходить, заносили в юрту аргал, накрывали на стол, подносили старшим пищу. Дети в возрасте 4-5 лет уже помогали по хозяйству, приобретая при этом скотоводческие навыки. Также фольклор раскрывает педагогическую мудрость народа, являясь средством воспитания.
Ажил хийж хун болдог, ар давж морь бол-дог (совершивший труд становится человеком, а преодолевший перевал становится скакуном).
Эрхийг сурахаар бэрхийг сур (лучше учиться умениям, чем капризам).
Зоригтой хунийг зол дагадаг (смелого чело-
века сопровождает счастье).
Ах нь сургаж дYY нь сонсдог (старший брат учит, а младший слушает).
Ахмадын сургаал алт (наставление старших - золото).
Чоно зуусандаа, морь харайсандаа (волк хватает в схватке зубами, конь - в прыжке).
Мууг ойлгохгуйгээр сайныг унэлж чадахгуй (не познав плохого, не оценишь хорошего).
Так же как и в тувинских пословицах и поговорках, мы видим уважением к старшим, что в труде только можно стать человеком и т. д.
Таким образом, в семейном тувинском воспитании все задачи, связанные с формированием личности, решаются на основе активного участия самого воспиту-емого.
Библиографический список
1. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Т 1. -Пг.: Изд. переселенческого управления Главного Управления землеустройства и земледелия, 1914. - 340 с.
2. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная этическая культура тувинцев. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2006. - 231 с.
3. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001. - 464 с.
4. Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ): сб. науч. ст. / под ред. Г. И. Климантовой. -
М.: Квант Медиа, 2017. - 132 с.
5. Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущим. - М.: Восход А, 2008. - 500 с.
6. Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисея) / сост. В. Родевич. -СПб., 1910. - II, 206 с.
7. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука,1969. - 402 с.
8. Сарыг-оол С. А. Повесть о светлом мальчике. - Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1982. -311 с.
9. Чулуунбат Д. Традиционное семейное воспитание детей в Монголии // Молодой ученый. - 2010. - № 11, Т. 2. - С. 151-153. - URL: https://moluch.ru/archive/22/2240/ (дата обращения: 12.10.2017).
Поступила в редакцию 11.01.2018
Huren-ool Stella Herel-oolovna
Cand. Sci. (Histor.), Assoc. Prof. of the Department r of Pedagogics and Methodology Pre-school and Primary Education, Tuva State University; [email protected], ORCID 0000-0003-4780-4834, Kyzyl, Republic of Tuva
LABOUR EDUCATION OF CHILDREN IN TUVAN FAMILY
Abstract. The article deals with the research of scientists about the life and family of Tuva ethnos. As well as issues the fact that in the formation of a decent and healthy society a healthy family is the basis. On the rules and regulations formed in the traditional Tuva culture, which are used in family education. About features of moral and labor education in the Tuvan family, about a huge role of works of oral national creativity in all genres of which the national system of values is brightly reflected. On reflection of the employment profile in the content of the games. And the question of similarity in traditional labor and family education of Tuvins with Mongols is considered. As nomadic peoples, they bring up children to work from an early age. In both cultures, 4-5-year-olds have already assisted the household, while acquiring pastoral skills.
Keywords: family, upbringing, traditions, norms, parents, work.
References
1. Karruters, D., 1914. Unknown Mongolia. Vol. 1. Pg.: Ed. resettlement Department of the Main Department of land management and agriculture Publ., 340 p. (In Russ.)
2. Kenin-Lopsan, M. B., 2006. The traditional ethnic culture of Tuva. Kyzyl: Tuva book Publ., 231 p. (In Russ.)
3. Kurbatskiy, G. N., 2001. Tuvinians in their folklore. Kyzyl: Tuva book Publ., 464 p. (In Russ.)
4. Klimantova, G. I., 2017. Family and labor education of the younger generation in the context Of the strategy of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (experience in family labor education on the basis of national traditions of the Russian Federation): sat. scientific. art. Ed. G. I. Klimentova. Moscow: Kvant Media Publ., 132 p. (In Russ.)
5. Lamazhaa, C. H. K., 2008. Tuva between the past and the future. Moscow: Sunrise A Publ., 500 p. (In Russ.)
6. Rodevich, V., comp., 1910. Essay of the Uryankhai region (Mongolian basin of the Yenisei river). Comp. V. Rodevich. Saint Petersburg, 206 p. (In Russ.)
7. Potapov, L. P., 1969. Essays on the traditional life of Tuvinians. Moscow: Science Publ., 402 p. (In Russ.)
8. Saryg-ool, S. A., 1982. The story of a bright boy. Kyzyl: Tuvin book Publ., 311 p. (In Russ.)
9. Chuluunbat, D., 2010. Traditional family upbringing of children in Mongolia [online]. Young scientist, 11, 12, pp. 151-153. Available at: https://moluch.ru/archive/22/2240/ (accessed 12.10.2017). (In Russ.)
Submitted 11.01.2018