Научная статья на тему 'Роль семьи в развитии интереса детей к математике'

Роль семьи в развитии интереса детей к математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ / INTEREST IN MATHEMATICS / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ / MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN MATHEMATICS / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ORAL FOLK ART / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУВИНСКОГО НАРОДА / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS AND CUSTOMS OF TUVAN PEOPLE / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кара-Сал Н.М., Танова О.М.

Настоящая статья посвящена формированию интереса детей к математике в семье средствами народной педагогики. Умственному развитию детей, в частности, развитию математических знаний, тувинцы уделяли особое внимание. При формировании основ математических знаний, которые необходимы для овладения различными видами деятельности, познания окружающего мира, использовались потребности быта, уклад жизни и навыки трудовой деятельности тувинского народа. Интерес детей к математике в тувинской семье прививалось через виды устного народного творчества, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки, остроумные беседы и др. С целью выяснения роли семьи в формировании интереса детей к математике был проведен опрос среди родителей школьников тувинской национальности, результаты которого свидетельствуют о сохранении народных традиций и обычаев в воспитании детей в большей степени в сельской местности. В статье рассмотрены возможности использования устного народного творчества тувинского народа, а также некоторые виды национальных игр, способствующие формированию интереса детей к математике. Кроме этого, в статье особое внимание уделено использованию астрономических знаний тувинцев в привитии интереса детей к математике. Все это формирует творческий потенциал детей, развивает память, воображение, логическое мышление и математическую культуру, что способствует воспитанию национального самосознания и патриотизма у детей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF THE INTEREST OF CHILDREN TO MATHEMATICS

The article is dedicated to forming an interest in mathematics in children in a family through the means of popular pedagogy. Intellectual development of children, in particular, the development of mathematical knowledge, among the Tuvans is paid special attention. When forming the basics of mathematical knowledge, which are necessary for mastering various types of activity, the knowledge of the surrounding world, the needs of life, way of life and skills of working activity of the Tuvan people were used. The interest of children in mathematics in the Tuvan family may be enhanced through kinds of oral folk art, such as riddles, proverbs, sayings, fairy tales, tongue twisters, witty conversations, etc. In order to clarify the role of the family in forming of the children's interest in mathematics, a survey was conducted among parents of Tuvan schoolchildren, the results of which indicate the preservation of folk traditions and customs in the education of children in a greater degree in rural areas. The article considers the possibilities of using the oral folk creativity of the Tuvan people, as well as some types of national games that contribute to the forming of children's interest in mathematics. The article focuses on the use of astronomical knowledge of Tuvan people in inculcating the interest of children in mathematics. All this forms the creative potential of children, develops memory, imagination, logical thinking and mathematical culture, which contributes to the education of national identity and patriotism of children in the family.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в развитии интереса детей к математике»

УДК 372.851: 372.3/4 (571.52)

Kara-Sal N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: karasal.1953@mail.ru

Tanova O.M., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: tanova-oksana@mail.ru

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF THE INTEREST OF CHILDREN TO MATHEMATICS. The article is dedicated to forming an interest in mathematics in children in a family through the means of popular pedagogy. Intellectual development of children, in particular, the development of mathematical knowledge, among the Tuvans is paid special attention. When forming the basics of mathematical knowledge, which are necessary for mastering various types of activity, the knowledge of the surrounding world, the needs of life, way of life and skills of working activity of the Tuvan people were used. The interest of children in mathematics in the Tuvan family may be enhanced through kinds of oral folk art, such as riddles, proverbs, sayings, fairy tales, tongue twisters, witty conversations, etc. In order to clarify the role of the family in forming of the children's interest in mathematics, a survey was conducted among parents of Tuvan schoolchildren, the results of which indicate the preservation of folk traditions and customs in the education of children in a greater degree in rural areas. The article considers the possibilities of using the oral folk creativity of the Tuvan people, as well as some types of national games that contribute to the forming of children's interest in mathematics. The article focuses on the use of astronomical knowledge of Tuvan people in inculcating the interest of children in mathematics. All this forms the creative potential of children, develops memory, imagination, logical thinking and mathematical culture, which contributes to the education of national identity and patriotism of children in the family.

Key words: interest in mathematics, means of developing interest in mathematics, family, family education, folk pedagogy, oral folk art, ethno-cultural traditions and customs of Tuvan people.

Н.М. Кара-Сал, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: karasal.1953@mail.ru

О.М. Танова, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: tanova-oksana@mail.ru

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К МАТЕМАТИКЕ

Настоящая статья посвящена формированию интереса детей к математике в семье средствами народной педагогики. Умственному развитию детей, в частности, развитию математических знаний, тувинцы уделяли особое внимание. При формировании основ математических знаний, которые необходимы для овладения различными видами деятельности, познания окружающего мира, использовались потребности быта, уклад жизни и навыки трудовой деятельности тувинского народа. Интерес детей к математике в тувинской семье прививалось через виды устного народного творчества, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки, остроумные беседы и др. С целью выяснения роли семьи в формировании интереса детей к математике был проведен опрос среди родителей школьников тувинской национальности, результаты которого свидетельствуют о сохранении народных традиций и обычаев в воспитании детей в большей степени в сельской местности. В статье рассмотрены возможности использования устного народного творчества тувинского народа, а также некоторые виды национальных игр, способствующие формированию интереса детей к математике. Кроме этого, в статье особое внимание уделено использованию астрономических знаний тувинцев в привитии интереса детей к математике. Все это формирует творческий потенциал детей, развивает память, воображение, логическое мышление и математическую культуру, что способствует воспитанию национального самосознания и патриотизма у детей в семье.

Ключевые слова: интерес к математике, средства развития интереса к математике, семья, семейное воспитание, народная педагогика, устное народное творчество, этнокультурные традиции и обычаи тувинского народа.

В настоящее время семья является объектом изучения различных направлений науки: педагогики, психологии, демографии, социологии, экономики, этнографии, права и т. д. Каждое из этих направлений изучает специфические, присущие только ему, стороны. Так, в педагогике рассматриваются вопросы семейного воспитания. В работах ведущих ученых красной нитью проходит основная идея - семья «отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью» [1, с. 11]. Бесспорно, семья - это социальное явление, которое сочетает в себе черты социального института и малой группы.

Семье присуще множество функций и ролей, выражающие сущность семьи. Поэтому важной характеристикой семьи является ее функциональная структура, которая включает следующие компоненты: репродуктивную; воспитательную; хозяйственно-бытовую; экономическую; функцию организации досуга; функцию социального контроля. Семья является основной ячейкой общества, социальной группой. Поэтому именно в семье формируется личность человека, связанная с потребностями, социальной активностью в обществе. Начиная с раннего детства, семья формирует социальные установки и ценностные ориентации человека

В последние годы в педагогике заметно выросло обращение к национальным ценностям общества, в том числе к культурному наследию народа. Это ведёт к необходимости возрождения и сохранения народных традиций и обычаев. В связи с этим особое место в воспитании детей занимает народная педагогика, которая изучает формы и способы воспитания через этнокультурные традиции. Как считают многие ведущие учёные-педагоги, народная педагогика есть совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приёмов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве, которые включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности,

ремесла, традиции, обычаи, обряды, праздники, игры, танцы, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество и т. п. [2].

Тувинский народ испокон веков использовал идеи, навыки и приёмы народной педагогики в семейном воспитании подрастающего поколения. На каждом этапе развития общества по-своему отражались нравы, обычаи, интересы, потребности народной педагогики. Особенно это ярко выражалось в дореволюционное время, когда не было системы школьного образования, и воспитание в основном сводилось к использованию народной педагогики в семейном воспитании.

В связи с изменениями, произошедшими в обществе, когда оно характеризуется ускорением научно-технического прогресса, использование этнокультурных традиций и обычаев народа в воспитании заметно снижается. Поэтому это становится проблемой, решение которой является насущной необходимостью сегодняшнего дня.

В качестве основных этнокультурных традиций тувинского народа выделяют традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие), семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями), праздничные традиции («Шагаа», «На-адым»), традиции гармоничного сосуществования с природой (культ огня, солнца, злые и добрые места, священные животные, почитание водных источников, запрещается без нужды копать землю, нельзя рвать цветы и ломать деревья), традиции здорового образа жизни (народная медицина, традиционная пища, традиционная одежда, искренность душевных помыслов), народные знания (народный календарь, народные меры и др.) [3].

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что вопросами использования этнокультурных традиций и обычаев народа в воспитании занимались и занимаются ведущие ученые. Среди них тувинским традициям и обычаям посвящены труды

таких ученых, как М.В. Кенин-Лопсан, Г.Н. Курбатский, Т.Т. Мун-зук, Ч.М. Ондар, Н.О. Товуу, А.С. Шаалы, А.К Кужугет и др. [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. Однако следует отметить, что в них почти отсутствуют вопросы использования тувинских традиций и ценностей в формировании математических знаний у детей в семье. Поэтому рассмотрение аспектов использования народной педагогики в воспитании в тувинской семье является актуальным.

Остановимся на некоторых вопросах формирования и развития интереса детей к математике в семейном воспитании.

Как известно, математика является мощным средством развития памяти, кругозора, логического и пространственного мышления у детей. Особенно велика роль математики в умственном развитии и становлении личности.

Умственному воспитанию детей в семье тувинцы уделяли особое внимание, которое было связано с потребностями быта, уклада жизни и трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности на основе жизненного опыта у тувинцев были разработаны, например, меры измерения длины, объема, летоисчисления и т. д. Они составляют основы математических знаний, которые необходимы для овладения различными видами деятельности, познания окружающего мира. Заметим, что у тувинцев приобретение знаний не ставилось самоцелью, а являлось жизненной необходимостью. Интерес детей к математике в тувинской семье прививалось через загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки, остроумные беседы и др.

Так, тувинские загадки (по-тувински «тывызыктар») служат одним из средств развития находчивости, наблюдательности, остроумия в привитии интереса к математике в семейном воспитании. Они развивают память ребёнка, его образное мышление, посредством загадок дети познают мир в различных формах, в частности, в иносказательной, образной. С помощью загадок, в которых кроется математическое содержание, можно усмотреть простейшие математические отношения и зависимости. Предметы, которые составляют содержание загадок, рассматриваются с разных точек зрения: количественной, пространственной и временной. Такие загадки служат исходным материалом для знакомства детей с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и др.) и могут быть использованы для формирования знаний о числах, величинах, отношениях в повседневной жизни [11]. Приведем примеры тувинских загадок и их переводы на русский язык, которые использовались на вечерних семейных посиделках: «Алдын теректиц адыры он ийи, Yнген 6YPY3Y Yw 4Yc алдан беш» («У золотого тополя ветвей двенадцать, шелестящих листьев триста шестьдесят пять»), «Бош дагныц YдY чеди» («У качающейся горы семь дырок»), «Эртен дврт буттаар, дъYште ийи буттаар, кежээ Yш буттаар» («Утром на четырех ногах, в полдень на двух ногах, вечером на трех ногах»), «Мугулайны муц кижи чушкуулады» («Глупца тысяча человек в затылок колют»).

Особое место среди тувинских загадок занимают загадки, которые называются «уштээн тывызыктар» (загадки-триады). Приведём примеры тувинских загадок-триад с переводами на русский язык [12].

- Кижиде Yш ак. Ол ЧYЛ?

- Эзерге дижи ак, Кырыырга бажы ак, ЭлYрге сввгY ак.

- Кижидеуш бай. Ол ЧYЛ?

Башкы бай - ажы-тол, Ортаа бай -эртем-билиг,

Соцгу бай - эртине-байлак.

- Делегейде Yш дYрген. Ол ЧYЛ?

- КврYП турда, карак дYрген!

Бодап турда бодал дYрген! Адып турда, согун дYрген!

- Три белых у человека.

Что это?

- У растущего зубы белые, У умершего кости белые, У состарившегося волосы

белые.

- Три богатства у человека.

Что это?

- Первое богатство - дети, Второе богатство - знания

и образование, Третье богатство -имущество и драгоценности.

- Три быстрых на свете.

Что это?

- Движение глаз при взгляде

моментально, Молниеносен мысли ход, Стремительна стрела

в полете.

мудрость, меткость. Тувинские пословицы и поговорки, выраженные в сжатой стихотворной форме, обладают могучим воспитательным эффектом. В них заключена оценка жизни, опыт исторической жизни тувинского народа в различных ее проявлениях в виде житейских советов, благих пожеланий и наставлений. Пословицы, уложенные в стихотворную рифму и с содержательным смыслом, легко запоминаются, поэтому укореняются в памяти детей.

Испокон веков в тувинской семье наиболее распространенной формой пословиц служат наставления, которые являются характерной чертой семейного воспитания. Известны три категории наставлений: поучения, имеющие целью воспитания в детях добрых нравов; поучения, призывающие к благопристойному поведению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы. В наставлениях обобщается огромный образовательно-воспитательный материал.

В тувинских поговорках часто отражаются количественные отношения различных предметов. Например, «Алды аргалыг, беш мегели» («Обладающий шестью приёмами и пятью хитростями»), «Ийи ыт аразынга сввк октава, ийи кижи араз-ынга свс дажыва»(«Не бросай кость между двумя собаками, не бросай слова между двумя людьми»).

Следующим оригинальным средством обучения детей умению считать являются считалки («узун тыныш»). Особенностью тувинских считалок является то, что дети должны посчитать какой-нибудь предмет до определенного числа на одном дыхании. Например, бир ээги (баранье ребро), ийи ээги, Yш ээги, дврт ээги, беш ээги, алды ээги, чеди ээги...

Тувинские скороговорки (по-тувински <^рген чугаалар») с математическим содержанием также относятся к средствам развития интереса к математике у детей. Ни одно празднование восточного Нового года «Шагаа» не обходится без тувинских скороговорок. Накануне праздника «Шагаа» каждая семья готовит детей к участию в состязаниях по скороговоркам, которые следует выговаривать не только четко, быстро, но и выразительно.

Черлер бажы чвлбYH-чалбым, Края земли как миражи, Чеди теве дирчий-дарчый, Семь верблюдов как виражи, Оран бажы олуц-чолуц, Выси земли как колесница,

Он-на теве дирчий-дарчый. Десять верблюдов как вереница.

Особо ярким средством развития интереса к математике у детей являются состязания по красноречию, в которых используется математический материал. Обычно они проходят в форме беседы: вопрос - ответ. Один собеседник задает короткие однотипные прямые вопросы, а другой на каждый из этих вопросов отвечает в остроумной стихотворной форме. В таких состязаниях используются сопоставление, сравнение, которые развивают в детях логическое мышление, наблюдательность, меткость, остроумие и другие качества ума. Приведём пример.

Кроме загадок частью духовной культуры народа являются также пословицы и поговорки, в которых отражены народная

- Бир деп ЧYЛ?

- Бир кврген ЧYвезин уттур бе?

- Ийи деп ЧYЛ?

- Ийи холдап тутканын салыр бе?

- Yш деп ЧYЛ?

- Yш даванын кижецнеткен аът Yш баалык база ажып шыдавас бе?

- Дврт деп ЧYЛ?

- Дврт ыяшты эптеп тургаш, эзер чазап албас бе?

- Беш деп ЧYЛ?

- Беш салаазы-биле ЧYHY-даа кылып албас бе?

- Алды деп ЧYЛ?

- Алды ЧYЗYH малдыг кижи кара шай ижер эвес!

- Чеди деп ЧYЛ?

- Чеди Хаан эжик бажында чорда, дац атпас бе?

- Что такое один?

- Забудешь ли ты однажды увиденное?

- Что такое два?

- Отпустишь ли схваченное двумя руками?

- Что такое три?

- Разве стреноженный конь не преодолеет три перевала?

- Что такое четыре?

- Из четырех обрубков дерева разве не сделаешь седло?

- Что такое пять?

- Разве не все сделаешь пятью пальцами?

- Что такое шесть?

- Хозяин шестимастного скота не пьетчай с молоком!

- Что такое семь?

- Разве не наступит утро, когда Большая Медведица над порогом юрты покажется?

- Сес деп ЧYЛ? - Что такое восемь?

- Сес вц чечек черден база - Разве не смогут вырасти Yнмес бе? на земле восемь различных

цветов?

- Тос деп ЧYл? - Что такое девять?

- Тос оолдуг кижи тодуг-догаа - Разве будет голоден человек чорбас бе? с девятью сыновьями?

- Он деп ЧYл? - Что такое десять?

В семейном воспитании большую роль играет устное народное творчество. Приобщение к музыке и формирование положительного отношения к ней в тувинской семье закладываются еще в самом раннем детстве. Музыка является величайшим источником нравственного и эстетического воспитания у тувинцев.

С глубокой древности тувинцы уделяли особое внимание колыбельной песне, как источнику формирования личности ребёнка. Колыбельная песня несет в себе психологическую, воспитательную и познавательную функции для маленького ребёнка. Малыш с колыбельной песней получает первые представления об окружающем мире. Слова многих колыбельных песен звучат в виде считалок, шуток и прибауток, в которых содержатся числа. Привыкая к повторяющимся колыбельным песням матери, ребёнок учится различать отдельные слова. Знакомые звуки, в которых звучат числа, укореняются в памяти ребёнка, формируя первые представления о них. Приведем пример фрагмента текста одной из колыбельных песен, которые пели в тувинских семьях.

Бирээ, ийи, караац шим! Раз, два, закрываем глазки!

Yш, дврт, оожум тын! Три, четыре, дышим тихо!

Дврт, беш, шимчеве! Четыре, пять, не шевелимся!

Алды, чеди, уду че! Шесть, семь, засыпаем, баю-бай!

Песни являются одним из средств передачи национальных ценностей тувинского народа. Особое место среди них занимают частушки, которые составляют неотъемлемую часть культуры тувинцев. В текстах песен и частушек охватывается разнообразный круг образов, персонажей и явлений, связанных с различными сферами аратской жизни во всех ее проявлениях. Как и у других народов, особенно привлекательными являются частушки, которые отличаются ритмичностью, увлекательностью, т.е. веселые, задорные, шуточные песни. Они сочинялись мгновенно и в текстах многих частушек использовались числа. Например, в следующей частушке отражена дружба и сплоченность.

Двртелээн бис, бежелээн бис, Четверо нас, пятеро нас,

оой-ээй, ой-эй

Двртен кижи шинчилиг бис, Нас как будто сорок, ой-эй.

оой-ээй.

Бежелээн бис, алдалаан бис, Пятеро нас, шестеро нас,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оой-ээй, ой-эй

Бежен кижи шинчилиг бис, Нас как будто пятьдесят,

оой-ээй. ой-эй.

Сказки являются важным средством воспитания в семье. Сказки несут большую информацию, в которой отражаются человеческие достоинства и пороки, поэтому они играют большую воспитательную роль. Использование сказок способствует развитию нравственных качеств как доброта, умение сопереживать и сочувствовать, чувство любви к природе, животным и родному краю.

Тувинские сказки (по-тувински «тоолдар») служат средством привития интереса детей к различным знаниям, в том числе и математическим. Они помогают детям легче устанавливать временные отношения, определять пространственное расположение объектов, формировать такие математические понятия, как справа, слева, спереди, сзади, вверх, вниз и т.д. В названиях многих тувинских сказок фигурируют числа. Например, «Yш ЧYYЛ эртемниг оол» («Мальчик с тремя знаниями»), «Чеди докпак анай» («Семь маленьких ягнят»), «Чеди иелиг Чес-Мыйыс» («Чес-Мыйыс с семью мамами») и другие [11].

По традиции в каждой тувинской семье юрты заполнялись вечерами сказками для детей. Для этого приглашали сказителя

- знатока эпоса. Дети всегда с нетерпением ждали наступления волшебного часа вечерних сказок, которые иногда сказывались в течение нескольких вечеров. Основной идеей тувинской сказки, как и в сказках других народов, является борьба добра со злом. Как правило, материалом для сказок всегда служила жизнь наро-

да, его верования и обычаи. Во время национальных праздников детей привлекали к театрализованным представлениям по мотивам тувинских сказок, которые способствуют формированию художественного вкуса и творческого мышления.

Кроме сказок для развития интереса к математике тувинцами использовались задачи со сказочными персонажами из тувинских литературных произведений. Например, следующая задача основана на количестве детей сказочного героя - старика Тозандая: «Тозандайныц тос оглунуц бирээзи-ле тос оолдуг, а оларныц оолдарыныц бирээзи-ле чеди оолдуг. Ол оолдарыныц бирээзи-ле беш оолдуг, а ол оолдарныц бирээзи-ле Yш оолдуг, ол оолдарыныц бирээзи-ле бир оолдуг. Тозандайныц ийи кызы оолдардан чартык катап эвээш оолдарлыг болган. Тозандайныц ажы-твлу шупту каш кижи болганыл?» («У Тозандая девять сыновей, каждый из которых имеет по семь сыновей. Каждый из семи сыновей имеет по пять сыновей, каждый из них имеет по трое сыновей, а каждый из трех имеет по одному. Две дочери Тозандаяимют в два раза меньше сыновей, чем все братья вместе взятые. Сколько всего детей у Тозандая?»)

Для развития математического мышления у детей также использовались вычислительные задачи на примере жизни и быта тувинцев, которые предлагались детям на вечерних посиделках. Такие задачи, составленные на материале повседневной жизни, развивали у детей логическое и пространственное мышление, математическую интуицию, практическую смекалку, умение сравнивать и сопоставлять. Так, например, предлагались задачи на вычисления, содержание которых связаны с национальными видами спорта, как борьба <^реш» и игра в кости «Кажык», «Буга шыдыраа». Приведем пример: «В борьбе «^реш» участвовали 64 борца. По правилам борьба проходит в несколько этапов. На первом этапе выигравшим считается каждый, кто поборол одного борца. На следующий этап проходит каждый выигравший. На последнем этапе остаются 4 борца, которые борются за призовые два места. На каком этапе определяется победитель?»

К средствам развития интереса к математике в семье также относятся тувинские подвижные игры, которые являлись всегда основой воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. С древних времен тувинцы знали о положительном воздействии подвижных игр на развитие физического здоровья ребёнка, на формирование его характера и личностных качеств. Роль подвижных игр рассматриваются в работах таких ученых как И.У. Самбу, Х.Д. Ооржак, О.Ч. Ондар, С.Ы. Ооржак и др. [13; 14; 15; 16].

Самой распространенной у тувинцев являлась игра «Кажык» (игра в кости). Кажыктар (астрагалы) - это мелкие бараньи кости, которые тувинцы собирают обычно до тысячи штук. Имеются поверья у тувинцев, что кости приносят счастье и способствуют увеличению поголовья скота. В игре «Кажык» отображалась жизнь кочевников-тувинцев. Как правило, четырем сторонам бараньей кости (кажык) тувинцы давали соответствующие названия: выпуклой стороне - «баран»; обратной стороне косточки с ямочкой - «коза»; стоящей верхней ровной стороне косточки -«лошадь»; обратной, менее ровной стороне косточки - «корова». Существуют различные варианты игры в кости «Кажык»: игра «Устный счет» («Бодалажыры»); «Четыре трудности» («Дерт берге»); игра «Стрельба в кости» («Кажык адары»); игра «Скачки» («Аът чарыштырары»); игра «Подбрасывание кости вверх» («Кажык дYЖYрери»); игра «Сбивание кости» («Кажык ка-гары»); игра «Ловить коня» («Аът тудары»); игра «Панчык» и др. Не останавливаясь подробно на описании различных вариантов игры «Кажык» остановимся, например, на игре «Бодалажыры» («Устный счет»). Собирают две команды с одинаковым количеством игроков и выдают им соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятаны в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, ведущий трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов у обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто-нибудь из двух команд угадал правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника. Если же обе команды не угадали, то игра возобновляется.

Игра «Кажык дYЖYрери» («Подбрасывание кости вверх») -это игра с косточками мелкого рогатого скота, которые развивают ловкость рук и координацию движений. Она является особенно распространенной среди детей школьного возраста. Суть игры

заключается в том, что подбросив вверх кость, играющий должен успеть собрать как можно больше костяшек с земли. При этом играющий подбирает эти косточки, не роняя первую подброшенную вверх. Он мысленно подсчитывает высоту полета косточки, учитывая полет и падение косточки на землю. В конце каждого подбрасывания играющий считает, сколько косточек он собрал. Выигрывает тот, кто больше собрал косточек.

Одной из разновидностей тувинских игр является настольная игра «Буга шыдыраа» («Бычьи шахматы»), которая входит в число трех основных игр национальных праздников «Наадым» и «Шагаа». В отличие от обычной классической игры в шахматы народная игра «Буга шыдыраа» заключает в себе искусство охоты на зверя. Так же как классические шахматы эта разновидность народной игры развивает у детей логическое и системное мышление. Игровым полем для «Буга шыдыраа» является расчерченная доска, на которой двигают 24 маленькими пешками (оолдар) и двумя большими фигурами - быками (бугалар). Суть игры заключается в следующем: тот, кто играет с быками, должен срубить все камни (пешки), припрыгивая через противостоящие камни как при игре в шашки. Кто играет с камнями-пешками, тот должен загородить ход быка и загнать его в тупик. Игра состоит из трех партий, после первой игроки меняются фигурами. Если один из игроков побеждает два раза подряд, он считается победителем. Если ничья, то играют в третий раз. Если игрок с быками срубил 16 пешек, то он считается победителем.

Другим важным средством формирования интереса детей к математике в семье является использование астрономических знаний тувинского народа. Известно, что с помощью астрономических знаний, которые непосредственно связаны с математикой, наши предки умели предсказывать различные природные явления, использовали в хозяйстве и быту. У тувинцев сложились представления об изменении лунных фаз, которые явились основой счета по лунному календарю. О суточном перемещении звезд и луны знал почти каждый ребёнок, так как этому их учили с трехлетнего возраста. Например, с числом «семь» дети связывали созвездие Большой Медведицы, которое по-тувински называется «Чеди Хаан» («Семь королей»). Определенные представления складывались о годичном движении звезд Yгер (Плеяды), которые видны только в холодное время года, а летом не видны. Это связано с периодичностью движения звезд Yгер. Тувинцы умели определять время по солнечным часам и обучали этому детей с малых лет. Дети, например, знали, когда нужно загонять скот на пастбище, когда нужно обедать, когда нужно пригнать скот с пастбища и т. д.

Для тувинского народа был характерен календарь, основанный на 12-летнем животном цикле: год мыши, год коровы, год тигра, год зайца, год дракона, год змеи, год лошади, год овцы, год обезьяны, год курицы, год собаки, год кабана. Перечисленные 12 годов образуют малое колесо времени. Пять таких циклов, объединившись в большой круг, образовывал 60-летнюю систему счисления. Основам таких знаний тувинцы учили детей еще с детства в семье.

Использование астрономических знаний у тувинцев способствует формированию мировоззрения ребёнка еще в раннем детстве в семье и в дальнейшем его развитии.

Для формирования интереса к математике в семье у тувинцев большую роль играет также традиционное их жилище - юрта. Геометрия юрты позволяет детям увидеть красоту природы родного края. Каждый элемент структуры юрты позаимствован из природы. Самая верхняя часть юрты, служащая для прохожде-

Библиографический список

ния дыма от очага, хараача - это солнце; длинные деревянные жерди, в своем множестве образующие крышу юрты, ынаалар -солнечные лучи; сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секций решеток, соединенных друг с другом, образуя круговую стену юрты, хана - горы и хребты; нижнее основание юрты - шала - олицетворяет траву и зелень [17]. Каждая деталь юрты имеет определенные размеры и формы, о которых знает каждый ребёнок. Например, дымовое отверстие хараача представляет собой круг, которое имеет крестовины из прутьев; тонкие деревянные палки, из которых состоит хана, сложены крестообразно и образуют шарнирные ромбики. От числа звеньев зависит размер юрты. Шала застилался войлоком (шир-тек), имеющим различные геометрические формы (прямоугольник, треугольник, трапеция, круг, сектор и сегмент). Сама юрта состоит из двух частей: верхняя часть имеет форму усеченного конуса, а нижняя - форму цилиндра. Геометрия юрты использовалась как богатый материал для развития интереса к математике у детей в тувинской семье.

С целью выяснения роли семьи в формировании интереса детей к математике был проведен опрос среди родителей школьников, проживающих в четырех селах и городе Кызыле. Опросом были охвачены тувинские семьи, которым предлагались различные вопросы, касающиеся использования традиций и обычаев тувинского народа в воспитании детей в семье. На вопрос «Используете ли вы в воспитании в семье традиции и обычаи тувинского народа?» утвердительно ответили 80% жителей сельской местности и лишь 25% жителей города. При переформулировке данного вопроса на следующий: «Используете ли вы в воспитании в семье традиции и обычаи тувинского народа для формирования интереса детей к математике?» утвердительно ответили лишь 15% опрошенных. «Какие народные традиции в воспитании детей вы используете?» вызвал затруднения у жителей города, среди которых оказались не имеющие представлений о народных традициях. Напротив, сельские жители чаще прибегают к народным традициям в воспитании детей. Например, во многих семьях детей знакомят с народными играми, которые развивают у них смекалку и логическое мышление. Почти каждый сельский школьник знает основы тувинского летоисчисления и владеют элементами астрономических знаний, которыми пользовались их предки. Результаты опроса показали, что современная городская семья не опирается на национальные и народные традиции при воспитании детей, в том числе для формирования интереса детей к математике. Разница между ответами респондентов из города и из села оказалась значительной, что свидетельствует о сохранении народных традиций и обычаев в воспитании детей в большей степени в сельской местности. К сожалению, вопросами формирования интереса к математике в семье с использованием народных традиций и обычаев родители почти не занимаются.

Таким образом, для формирования и развития интереса детей к математике в семье можно использовать различные средства, в которых отражены этнокультурные традиции и обычаи тувинского народа. Они формируют творческий потенциал детей, способствуют развитию памяти, воображения, логического мышления и математической культуры. Именно семья является очагом любви и уважения к собственной культуре, родному языку, поэтому такие возможности необходимо использовать для формирования интереса к математике. Это способствует воспитанию национального самосознания, патриотизма, что составляет основу нравственного воспитания.

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие. Под редакцией Е.Г. Силяевой. Москва, 2005.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва, 1999.

3. Ондар Ч.М., Танова О.М. Обогащение содержания математического образования детей этнокультурными традициями тувинского народа. Сибирский педагогический журнал. 2009; 13: 331 - 338.

4. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчыл. Москва, 1999.

5. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре: историко-этнографические аспекты тувинского фольклора. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001.

6. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 1990.

7. Ондар Ч.М. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009.

8. Товуу Н.О. Психология семьи тыва этноса в условиях социально-экономических изменений. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.

9. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

10. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово, 2006.

11. Танова О.М., Ондар Ч.М. Использование устного народного творчества тувинцев при ознакомлении детей с понятием числа. Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы международной научно-практической конференции, г. Кызыл., 9-10 сентября 2009 г. Часть 1. Кызыл, 2009: 81 - 84.

12. Мижит Л.С. Тувинское трехстишие. Триада в тувинской традиционной культуре. Новосибирск, 2013.

13. Самбу И.У. Тувинские народные игры. Кызыл, 1978.

14. Ооржак Х.Д. Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1996.

15. Ондар О.Ч. Борьба хуреш: история, современность, будущее. Кызыл, 2015.

16. Ооржак С.Ы. Тувинская национальная борьба «Хуреш» как средство физического воспитания учащихся во внеучебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кызыл, 2009.

17. Ондар Ч.М., Танзы М.В. Применение элементов юрты при изучении геометрии в школе. Актуальные проблемы исследования этно-экологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва. Кызыл, 2016: 127 - 129.

References

1. Psihologiya semejnyh otnoshenij s osnovamisemejnogo konsul'tirovaniya: uchebnoe posobie. Pod redakciej E.G. Silyaevoj. Moskva, 2005.

2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 1999.

3. Ondar Ch.M., Tanova O.M. Obogaschenie soderzhaniya matematicheskogo obrazovaniya detej 'etnokul'turnymi tradiciyami tuvinskogo naroda. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 13: 331 - 338.

4. Kenin-Lopsan M.B. Tyva chanchyl. Moskva, 1999.

5. Kurbatskij G.N. Tuvincy v svoem folklore: istoriko-'etnograficheskie aspekty tuvinskogo fol'klora. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.

6. Munzuk T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ih ispol'zovanie v semejnom vospitanii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1990.

7. Ondar Ch.M. Formirovanie 'elementarnyh matematicheskih predstavleniju detejstarshego doshkol'nogo vozrasta na osnove 'etnokul'turnyh tradicij tuvinskogo naroda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.

8. Tovuu N.O. Psihologiya sem'ityva 'etnosa vusloviyahsocial'no-'ekonomicheskih izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

9. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskoj shkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

10. Kuzhuget A.K. Duhovnaya kul'tura tuvincev: struktura i transformaciya. Kemerovo, 2006.

11. Tanova O.M., Ondar Ch.M. Ispol'zovanie ustnogo narodnogo tvorchestva tuvincev pri oznakomlenii detej s ponyatiem chisla. Nasledie narodov Central'noj Azii i sopredel'nyh territorij: izuchenie, sohranenie i ispol'zovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kyzyl., 9-10 sentyabrya 2009 g. Chast' 1. Kyzyl, 2009: 81 - 84.

12. Mizhit L.S. Tuvinskoe trehstishie. Triada v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture. Novosibirsk, 2013.

13. Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry. Kyzyl, 1978.

14. Oorzhak H.D. 'Etnopedagogicheskie problemy fizicheskojkul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1996.

15. Ondar O.Ch. Bor'ba huresh: istoriya, sovremennost', buduschee. Kyzyl, 2015.

16. Oorzhak S.Y. Tuvinskaya nacional'naya bor'ba «Huresh» kaksredstvo fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kyzyl, 2009.

17. Ondar Ch.M., Tanzy M.V. Primenenie 'elementov yurty pri izuchenii geometrii v shkole. Aktual'nyeproblemyissledovaniya 'etno'ekologicheskih i 'etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyaschennoj Godu gostepriimstva v Respublike Tyva. Kyzyl, 2016: 127 - 129.

Статья поступила в редакцию 06.03.18

УДК 37.013

Kalтта A.V., State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov; teacher, Maritime College (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru

BASIC CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION OF CADETS AT MARITIME SECONDARY SCHOOL. In modern conditions of Russian society the most important national task is to intensify and improve the legal education of all categories of citizens, including cadets of maritime educational institutions. This is indicated by the Federal law of December 29, 2012 № 273-F3 "On education in the Russian Federation". At the same time, the practical work shows that such serious educational activity should be carried out on the basis of a specially developed concept. In the article the authors on the basis of the conducted research offer the basic conceptual provisions and ideas of improvement of legal education of cadets of sea average educational institution.

Key words: education, citizenship, law-abiding, conceptual bases, legal education, legal consciousness, sea secondary school, formation.

А.В. Калинина, преп. Морского колледжа, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В современных условиях российской действительности важнейшей общегосударственной задачей становится активизация и совершенствование правового воспитания всех категорий граждан, в том числе и курсантов морских учебных заведений. На это указывает и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В то же время, практика показывает, что такую серьезную воспитательную деятельность целесообразно проводить на основе специально разработанной концепции.

В статье авторы на основе проводимого исследования предлагают основные концептуальные положения и идеи совершенствования правового воспитания курсантов морского среднего учебного заведения.

Ключевые слова: воспитание, гражданская позиция, законопослушность, концептуальные основания, правовое воспитание, правовое сознание, морское среднее учебное заведение, формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.