Научная статья на тему 'Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев'

Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / NATIONAL UPBRINGING / ETHNOPEDAGOGY / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ЖАНРЫ / GENRES / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДА / TRADITIONS AND CUSTOMS OF PEOPLE / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунзук Т.Т.

В статье раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора, одной из форм духовной культуры, в деле воспитания и формирования личности. В ходе работы было выявлено научно-познавательное, эстетическое и воспитательное значение устного народного творчества; были приведены примеры из образцов таких жанров фольклора как пословицы, поговорки, загадки, сказки. Также решается проблема сохранения и развития фольклорных произведений малых народностей путем внедрения и активного вовлечения произведений устного народного творчества в процессе совершенствования народного воспитания. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в тувинском фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного и эстетического развития подрастающего поколения. В жанрах фольклора отражены воспитательные традиции и обычаи народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC ROLE OF FOLKLORE IN THE TUVAN NATIONAL UPBRINGING

The article reveals a problem of Tuvan national upbringing, namely the role of folklore, one of the forms of spiritual culture, in the matter of education and personality formation. In the course of the research the scientific-cognitive, aesthetic and educational significance of folk are revealed. Examples of folklore genres like proverbs, sayings, riddles, fairy tales are given. The problem of preserving and developing folklore works of nationalities through the introduction and active involvement of folk in the process of improving the national education is also being solved in the research. The presented material allows concluding that in Tuvan folklore there are great opportunities for moral, labor, intellectual and aesthetic development of younger generation. The Tuvan folklore has always been a school for children and has not lost its educational value to this day.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев»

риативных блоков и постепенно переходить на более высокий уровень освоения программ [3].

Обеспечить подобный результат позволит четкая организация процесса повышения квалификации педагога с момента подачи заявки на обучение до получения удостоверения о повышении квалификации. Такая организация, по нашему мнению, заключается в особенностях базового процесса и условий его обеспечения. В контексте проводимого нами исследования, базовый процесс отражает сущностное содержание и в некотором роде алгоритм обучения педагогов, предусматривающий реализацию модульно-накопительного подхода. В качестве условий рассматриваются требования, необходимые для обеспечения эффективной реализации базового процесса [4].

Проектирование процесса повышения квалификации на основе данной модели будет способствовать достижению основной цели - обеспечению требуемого уровня профессиональной компетентности посредством формирования у слушателя устойчивой мотивации для осмысленной работы над учебной информацией в удобных для него условиях.

Для достижения данной цели обучения необходимо решить задачи по обеспечению: возможности определения им самим своих затруднений, профессиональных дефицитов; комфортного темпа учебно-познавательной деятельности слушателя; максимально возможной самостоятельности слушателя в процессе курсовой подготовки; гибкого (вариативного) содержания обучения; интеграции различных методов и форм обучения.

Подобные условия призваны минимизировать стрессовые состояния обучающихся или исключить их. Проектирование модульной программы повышения квалификации педагога предполагает обязательное включение в ее состав предметной учебной программы, объемом от 18 до 72 часов:

Библиографический список

1) инвариантный компонент дополнительной профессиональной образовательной программы, предусматривающей изучение модулей, посвященных вопросам нормативно-правового обеспечения образовательного процесса;

2) вариативный компонент дополнительной профессиональной образовательной программы, представленный набором модулей, посвященных «надпредметным» тематическим (проблемным) вопросам, программами спецкурсов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории.

По мнению О.Г. Красношлыковой, при разработке программ образовательных модулей могут быть достаточно эффективно использованы элементы технологии открытого дистанционного образования: андрагогический подход; развивающий подход, а также применение методов адаптации содержания к конкретным условиям [5].

Следовательно, при составлении индивидуального плана (индивидуального образовательного маршрута) повышения квалификации на период от 3 до 5 лет, педагог предусматривает прохождение модулей объемом от 18 до 44 часов в течение одного года.

В целом, критерием оценки эффективности рассматриваемого подхода является положительная динамика развития профессиональной компетентности педагога. Данный компетент-ностно-ориентированный подход, по нашему мнению, позволит совместить уровневую дифференциацию и коллективные способы обучения, обеспечит адаптивный характер обучения, существенную стандартизацию учебного процесса, актуализацию самоконтроля. Не вызывает сомнения и тот факт, что подобная организация повышения квалификации обеспечивает требуемый уровень развития компетентности специалистов.

1. Каплунович Т.А. Каплунович С.И. Компетентностно-ориентированная технология обучения в системе повышения квалификации педагогов. Педагогическое образование и наука. 2008; 5: 87 - 90.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013г. № 499 г. Москва. Available at: http://www.rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html

3. Мезенцева О.И. Индивидуальная образовательная программа как условие компетентностного развития педагога в системе повышения квалификации. Мир науки, культуры, образования. 2011: 6 (31): 129 - 131.

4. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2014.

5. Красношлыкова О.Г. Проблемы развития профессионализма педагогов их решение в рамках муниципальной методической службы. Информатика и образование. 2007; 1: 100 - 103.

References

1. Kaplunovich T.A. Kaplunovich S.I. Kompetentnostno-orientirovannaya tehnologiya obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008; 5: 87 - 90.

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam prikaz Ministerstva obrazovaniya inaukiRossijskojFederaciiot 01 iyulya 2013g. № 499 g. Moskva. Available at: http://www.rg.ru/2013/08/28/ minobr-dok.html

3. Mezenceva O.I. Individual'naya obrazovatel'naya programma kak uslovie kompetentnostnogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011: 6 (31): 129 - 131.

4. Mezenceva O.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014.

5. Krasnoshlykova O.G. Problemy razvitiya professionalizma pedagogov ih reshenie v ramkah municipal'noj metodicheskoj sluzhby. Informatika i obrazovanie. 2007; 1: 100 - 103.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 37.01

Munzuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: t.munzuk@mail.ru

ARTISTIC AND AESTHETIC ROLE OF FOLKLORE IN THE TUVAN NATIONAL UPBRINGING. The article reveals a problem of Tuvan national upbringing, namely the role of folklore, one of the forms of spiritual culture, in the matter of education and personality formation. In the course of the research the scientific-cognitive, aesthetic and educational significance of folk are revealed. Examples of folklore genres like proverbs, sayings, riddles, fairy tales are given. The problem of preserving and developing folklore works of nationalities through the introduction and active involvement of folk in the process of improving the national education is also being solved in the research. The presented material allows concluding that in Tuvan folklore there are great opportunities for moral, labor, intellectual and aesthetic development of younger generation. The Tuvan folklore has always been a school for children and has not lost its educational value to this day.

Key words: national upbringing, ethno-pedagogy, spiritual culture, folklore, genres, traditions and customs of people.

Т.Т. Мунзук, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

E-mail: t.munzuk@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ ТУВИНЦЕВ

В статье раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора, одной из форм духовной культуры, в деле воспитания и формирования личности. В ходе работы было выявлено научно-познавательное, эстетическое и воспитательное значение устного народного творчества; были приведены примеры из образцов таких жанров фольклора как пословицы, поговорки, загадки, сказки. Также решается проблема сохранения и развития фольклорных произведений малых народностей путем внедрения и активного вовлечения произведений устного народного творчества в процессе совершенствования народного воспитания. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в тувинском фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного и эстетического развития подрастающего поколения. В жанрах фольклора отражены воспитательные традиции и обычаи народа.

Ключевые слова: народное воспитание, этнопедагогика, духовная культура, фольклор, жанры, традиции и обычаи народа.

Народное воспитание, составляя важнейшую органическую связь духовной культуры тувинской нации, уходит своими корнями вглубь веков. Разнообразные условия окружающей действительности, включающие в себя природно-климатические, социально-экономические, демографические, национальные и другие факторы, являются родником, обогащающим процесс воспитания. Все эти факторы создали народную педагогику, являющуюся общечеловеческой мудростью.

Еще в глубокой древности у тувинцев появились зачатки педагогической мысли для того, чтобы воспитывать детей благоразумными, трудолюбивыми, честными, человечными. Они нашли свое яркое выражение в самой практике народного воспитания, а также воплощены в народно-поэтическом творчестве - фольклоре. Будучи важной частью национальной культуры, фольклор активно служит воспитанию и формированию человека, и поэтому имеет огромное значение в жизни семьи.

Устное народное творчество, как одна из форм духовной культуры, имеет национальную специфику, зависит от особенностей мировоззрения, национального характера того или иного народа. Произведения фольклора, как правила, отмечаются глубоким идейным содержанием, высоким мастерством, непосредственной связью с жизнью народа. Тувинский фольклору присущи все жанры, он отражает жизнь народа, его историю, хозяйственный уклад, материальную культуру, быт, идеологию социальных слоев, педагогические взгляды народа. Передаваясь из поколения в поколение в течение многих столетий, тувинское устное народное творчество несет в себе следы различных исторических эпох.

Изучение тувинского фольклора как средства воспитания представляет собой актуальную задачу для совершенствования процесса воспитания в школе и семье. Выдающиеся ученые широко пропагандировали народные идеи воспитания, народные произведения. К.Д. Ушинский, подчеркивая непревзойденное значение народных пословиц в воспитании детей, писал, что «ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребность, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни» [1, с. 313]. А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» выделяя воспитательную роль сказок, призывал родителей, что «было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок» [2, с. 418].

Малому жанру фольклора - пословицам и поговоркам, свойственно меткое, умное, живое слово глубокого содержания. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают богатый опыт старших поколений, их отношение к природе, людям, суждения и оценки, характеризующие опыт нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.

В тувинский фольклор богат пословицами и поговорками, которые имеют целью привить детям высокие нравственные качества. Одни из них, внушая детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например, «от работы убежишь - в нужду попадешь, от знаний убежишь - в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезу малому», «в паводок нет рыбы, в пословице - лжи», «мать моя -земля родная, мачеха - земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду».

Другие пословицы призывают детей к мужеству, удали, смелости и героизму: «лучше смерть принять, нежели честь потерять», «пугливому коню все чудится, трусливому - все мерещит-

ся». Пословицы и поговорки способствуют воспитанию чувства дружбы, товарищества, сознания общественного долга: «слово дал - хозяином будь», «с другом в ладу, согласье живи, последний кусок пополам раздели», «в дружбе - сила, с другом - веселье».

Пословицы и поговорки часто употребляются в разговорах с детьми, образность и доходчивость делают их хорошим средством убеждения, пословица оказывает несравненно более сильное воздействие, чем пространное нравоучение. В тувинских пословицах и поговорках отражены наблюдения народа над закономерностями окружающей жизни, представления о хороших и плохих качествах человека. Многие из них имеют назидательный характер и служат воспитанию положительных качеств: «длинный подол в ногах путается, длинный язык самого опутает», «тупое надо точить, неслуха надо убедить», «добрый человек добром и славится» и т. п.

Одним из малых жанров устного народного творчества являются загадки. Они служат одним из способов испытания мудрости, при их помощи народ расширял кругозор детей и молодежи. Загадки создавались на основе накопления человеком эмпирического опыта в познании окружающей его среды, в освоении различных трудовых процессов. Они отражают старый кочевой уклад жизни тувинцев, хозяйственную и семейно-бытовую жизнь народа. Содержание тувинских загадок и их отгадки отличаются большим разнообразием, конкретностью, образностью и реалистичностью. В.В. Радлов, посетив Туву в XIX в., записал тувинские загадки: «между тридцатью голубыми конями бегает рыжий жеребец» (зубы и язык человека), «стоит одиноко дерево и пылает» (свеча), «два ворона бьют друг друга по подбородкам и щекам» (ножницы) и многие другие [3, с. 237]. В тувинском фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного и эстетического развития подрастающего поколения.

Наиболее любимым жанром устного народного творчества для детей является сказка, в которой отражаются мечты народа о счастливой жизни, о прекрасных людях. Сказки являются ценным источником для изучения быта, истории, языка народа. А.М. Горький писал, что «подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества ... От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории [4, с. 703]».

Как и у многих народов, тувинские народные сказки подразделяются на волшебные, бытовые и сказки о животных. Особенно распространены бытовые сказки. Герой тувинских сказок -простой народ, всегда наделен положительными качествами: умом, добротой, простотой, трудолюбием, силой и отвагой. Большой интерес представляют сказки о животных. Они содержат в себе тонкие наблюдения над жизнью повадками животных. В них метафорической форме осуждаются человеческие пороки и восхваляются положительные черты характера. В сказках отражены элементы древних верований, мировоззрение тувинского народа, его традиции, обычаи и обряды. Тувинские народные сказки имеют большое научно-познавательное и воспитательное значение.

В фольклоре тувинцев видное место занимает жанр героического эпоса, который представлен сказаниями о богатырях. В эпических произведениях народ создал героев в соответствии со своими представлениями и идеалами, наделил их лучшими моральными качествами: они сильны и отважны, беспощадны к вероломным захватчикам. В своей повседневной жизни герои эпоса занимаются скотоводством и охотой, которые с древних времен давали тувинцам основные средства к жизни. Такие ге-

роические сказания о богатырях как «Алдай-Буучу», «Моге-Ша-гаан-Тоолай, «Кангывай-Мерген» и другие, имеют такую же древнюю и богатую история как и сама история тувинского народа.

В тувинском фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного и эстетического развития подрастающего поколения. Тувинский фольклор испокон веков являлся школой для детей и по сей день не утратил свою воспитательную ценность. В жанрах фольклора отражены воспитательные традиции и обычаи народа.

Тувинский народ проявлял большую любовь и привязанность к детям. Во всех жанрах устного народного творчества красной нитью проходит мысль, что дети - это богатство семьи, ее радость и будущее. Иметь много детей являлось заветной мечтой каждой тувинской семьи. У тувинцев дети - это счастье арата-скотовода. Народ считает, что «дети - великое богатство, а скот - мнимое богатство». Большим уважением пользуется женщина, имеющая много детей. Бытует мнение, что в многодетной семье жизнь становится полноценнее, каждый привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи, понимает чувство ответственности, долга, быстро приобретает необходимые навыки и умения. Большой заботой каждой семьи было сохранение здоровья ребенка. «птица гнездо бережет, человек -детей», гласит тувинская пословица. Сделать это в суровых климатических условиях, в обстановке кочевого быта, когда семья в течение круглого года жила в войлочной юрте, было, конечно, трудно. И в этом непростом деле воспитания детей большую художественно-эстетическую роль сыграла фольклор народа.

Народные педагоги большое значение придавали воспитанию детей в соответствии с природой. Человек рассматривался как часть природы, поэтому многие предметы и явления окружающей среды выступали в качестве педагогических факторов. Природа было той естественной основой, на которой происходило формирование ребенка. Она оказывала огромное эмоциональное воздействие на процесс его духовного и физического развития.

Тувинские пословицы и поговорки состоят, как правило, из двух частей. Одна часть пословицы посвящена природе, другая - человеку. Такой же принцип параллелизма соблюдается и в композиционной структуре народных песен и частушек.

Большое место в тувинском устном народном творчестве занимает вопрос о взаимоотношениях родителей и детей. В сказках, поговорках, пословицах, песнях много говорится о роли и ответственности родителей в формировании личности ребенка. В них также содержится идея о том, что родить детей - это еще не все, что родители должны расти и воспитывать их, помочь им стать полезными для общества. В фольклоре большое место отводится роли матери и отца. Требование беззаветной любви родителей к своим детям и готовности сделать все для них имеется и в сказках. Так, например, в сказках о животных мы встречаем картины трогательной заботы матери о своих детенышах. Заботу о детях мы видим и в сказках, где отцы и матери делают детям завещания детям о том, как им жить. Наряду с этим, в произведениях устного народного творчества осуждаются отцы и матери, которые недобросовестно выполняют свои родительские обязанности.

Одной из форм заботы о детях у тувинцев является бескорыстная помощь сиротам. По мере возможностей родственники,

Библиографический список

близкие сирот помогают им продуктами, одеждой, принимают активное участие в их воспитании. Недаром в народе говорят: «от сиротства не умирают, от одиночества не погибают». Немало сказок о горестной судьбе сирот. Замечательный герой многих тувинских сказок Оскюс-оол очень похож на Иванушку из русских сказок, похож своей трудной судьбой, неиссякаемым жизнелюбием. Какие только беды не приключались с ним, но он не знал страха и выходил из любого положения победителем, потому что народ наделил его мудростью и смекалкой.

Тувинская народная педагогика использовала пример матери, ее образ как эффективное средство влияния на детей. В устном народном творчестве воспет образ матери, ее доброта и преданность детям. Создание культа матери является не только признанием ее воспитательной роли, главным условием действенности воспитательного процесса, но также свидетельством народного представления о том, что без чувства любви и уважения к матери невозможно воспитать нравственно полноценного человека.

Хорошие, заботливые отцы также принимали активное участие во всестороннем развитии, духовном, физическом становлении детей и в семейном воспитании. Отец вместе с матерью воспитывали мальчиков как будущих мужчин, на которых ляжет основная тяжесть добывания средств к жизни. Подчеркивая большую роль отца в воспитании детей, фольклорные произведения прославляют его образ: «человек с хлебом богат, отцом - горд», «без отца, как без друга, без коня, как без ног» и т.д.

Устное народное творчество, как колыбель письменного словесного искусства - литературы, передал свое художественно-эстетическую значимость и произведениям тувинской литературы. Так, например, роман С. Сарыг-оола красочно изображает народный быт и национальную картину мира тувинцев, по мнению исследователей «специфика национальной картины мира в прозе С. Сарыг-оола выявляется на самых разных уровнях: это и непосредственное изображение мира национальных обычаев и традиций, и обращение к народным истокам. Национальная ментальность художника выражается в самом способе осознания мира, в творческом развитии фольклорной эстетики» [5, с. 139].

Воспитание детей в тувинской семье проводилось в русле тех моральных норм, которые были характерны для традиционного общества. Благодаря эстетическому воздействию тувинского фольклора многие поколения знакомили детей с традициями, моральными установками, которые требовали, прежде всего, уважение к старшим, проявления коллективной взаимопомощи, гостеприимства, трудолюбия и т.д.

Таким образом, опираясь на многовековой опыт тувинского фольклора, тувинская народная педагогика придавала огромное значение семейному воспитанию, учила, что основными условиями успешного воспитания детей в семье являются: глубокая любовь и уважение родителей к детям; авторитет родителей; культ матери; семейные традиции; уважительное взаимоотношение между отцом и матерью; благоприятная семейная атмосфера, ответственность родителей за воспитание детей; единые, согласованные требования к детям со стороны семейного коллектива и общества; учет индивидуальных особенностей детей; знание традиций и обычаев народа.

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1976.

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей: педагогические сочинения в 8-ми т. Москва: Педагогика, 1984.

3. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. Санкт-Петербург, 1866.

4. Горький А.М. О литературе. Москва: Советский писатель, 1953.

5. Очур Т.Х. Этнопоэтическое своеобразие прозы С. Сарыг-оола. Кызыл: РИО ТувГУ, 2011.

6. Мунзук Т.Т. Тувинская народная педагогика в профессиональной подготовке будущих учителей: программа спецкурса. Кызыл: РИО ТывГУ, 2000.

References

1. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1976.

2. Makarenko A.S. Lekcii o vospitanii detej: pedagogicheskie sochineniya v 8-mi t. Moskva: Pedagogika, 1984.

3. Radlov V.V. Obrazcy narodnojiiteratury tyurkskih piemen, zhivuschih v Yuzhnoj Sibiri iDzhungarskoj stepi. Sankt-Peterburg, 1866.

4. Gor'kij A.M. O literature. Moskva: Sovetskij pisatel', 1953.

5. Ochur T.H. 'Etnopo'eticheskoe svoeobrazie prozy S. Saryg-oola. Kyzyl: RIO TuvGU, 2011.

6. Munzuk T.T. Tuvinskaya narodnaya pedagogika v professional'noj podgotovke buduschih uchitelej: programma speckursa. Kyzyl: RIO TyvGU, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 378

Baklanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: bgalla@yandex.ru

PEDAGOGICAL PRACTICE IN ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS AS A CONDITION OF THE IMMERSION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS INTO THEIR PROFESSION. The article examines an actual problem of professional training of future teacher of primary school for pedagogical practice at school. In modern conditions of modernization of higher pedagogical education, the emphasis shifts to practical training, in the course of which the future primary school teacher has readiness to carry out professional activities in the education, upbringing and development of junior schoolchildren in the conditions of the implementation of the Federal state educational standard of primary general education at the highest level. The article reveals the significance and peculiarity of the organization of pedagogical practice in extracurricular work, which allows bachelors to join the educational process of primary school as its active subjects. The article may be of interest to primary school teachers, teachers of pedagogical universities.

Key words: pedagogical practice, professional training of future primary school teacher, junior schoolchildren.

Г.А. Бакланова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики начального образования АлтГПУ, г. Барнаул,

E-mail: bgalla@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОГРУЖЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИЮ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в период педагогической практики. В современных условиях акценты смещаются на практическую подготовку, в ходе которой у будущего учителя начальных классов формируется готовность осуществлять профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО на самом высоком уровне. В статье раскрывается значение и особенность организации педагогической практики по внеучебной работе с младшими школьниками, которая позволяет бакалаврам включиться в учебно-воспитательный процесс начальной школы в качестве его активных субъектов.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов, младшие школьники.

Учитель является основным, и, пожалуй, главным субъектом педагогического процесса, направленного на развитие и становление подрастающего поколения, на подготовку будущих активных граждан, способных принимать самостоятельные решения в любой даже нестандартной ситуации. Учитель начальных классов - это особый учитель, так как именно он закладывает основу умения учиться на протяжении всей жизни.

Подготовка компетентного учителя начальных классов является одной из составляющих процесса модернизации российского образования, так как современной школе нужны специалисты, готовые осуществлять профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО на самом высоком уровне [1]. В обучении бакалавров акценты смещаются на активную самостоятельную учебную деятельность, приобретение студентами прикладных знаний и практических навыков, необходимых для постановки и решения профессиональных задач. Одним из важнейших направлений в подготовке бакалавров является педагогическая практика, во время которой будущие учителя не только изучают опыт работы учителей, но и применяют приобретенные знаний и умений в условиях реального педагогического процесса, что ведет к формированию у них необходимых профессиональных компетенций. Именно педагогическая практика обеспечивает фундамент будущей профессиональной деятельности, развивает педагогическое сознание и профессионально значимые качества будущих педагогов.

Исследователи неоднократно обращались к вопросу организации педагогической практики будущих учителей начальных классов. Так, А.А. Казакова раскрывает психолого-педагогическую составляющую практик будущих учителей начальных классов [2], Г.М. Коджаспирова обеспечивает студентов различными дидактическими материалами [3], Л.А. Никитина представляет целостную характеристику различных видов педпрактики [4].

Предметом нашей статьи является практика по организации внеучебной деятельности младших школьников. На наш взгляд, обучение бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») надлежит осуществлять с учетом специфики профессиональной деятельности учителя начальных классов, к которой мы относим:

- многопредметность (учитель должен владеть теорией и методикой преподавания учебных дисциплин, относящихся к различным областям знания);

- полифункциональность (учитель выполняет несколько функций: обучение, воспитание и развитие школьников; содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры; педагогическое просвещение родителей, регулирование воспитательных воздействий семьи и школы);

- учет возрастных особенностей младших школьников (учителю необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические и методические условия, использовать здоровьесбе-регающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса» [5, с. 249]. Названные специфические аспекты деятельности учителя начальных классов должны лежать и в основе организации педагогической практики, что позволит будущим педагогам в полной мере ознакомиться с профессиональной деятельностью учителя младших классов и осознать все многообразие решаемых им видов педагогических задач.

Первая педагогическая практика это особая практика, поскольку большинство студентов впервые попадают в образовательную среду начальной школы как наставники младших школьников. От того как она будет организована во многом зависит, появиться ли у студента мотивация для осуществления многоплановой и трудоемкой работы учителя начальных классов.

Мы рассматриваем первую педагогическую практику как условие погружения бакалавров в профессиональную деятельность учителя младших классов. Погружение в профессиональную деятельность учителя начальных классов мы понимаем как процесс глубокого осознания себя в профессии учителя начальной школы в ходе длительного пребывания в реальной педагогической действительности, самостоятельное осуществление практических действий по решению типовых профессиональных задач, самоанализ собственной деятельности и принятие решения по дальнейшему пребыванию в осваиваемой профессии.

В соответствии с учебным планом на первую педагогическую практику студенты выходят в 4 семестре и направляются к опытным педагогам, способным продемонстрировать качественные образцы профессиональной деятельности. Многие будущие учителя осуществляют педагогическую практику на базе тех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.