Научная статья на тему 'К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни'

К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGY / FOLK PEDAGOGY / EDUCATION / FOLKLORE / HEALTHY LIFESTYLE / AESTHETIC EDUCATION / ETHNIC PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Галиев Ришат Ринатови, Шарафетдинова Эльвира Рашитовн

Если в древности устного народное творчество было чуть ли не единственным средством обучения и воспитания подрастающего поколения, то в наше время оно или не используется вообще, или используется крайне редко. Воспитанные на современных средствах научно-технического прогресса родители плохо знают фольклор и его воспитательные возможности. Наряду со многими другими направлениями воспитания, татарское устное народное творчество содержит огромный потенциал по эстетическому воспитанию и привитию здорового образа жизни, некоторые аспекты которого раскрываются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of folklore updating in aesthetic education and developing healthy lifestyle

If in the antiquity the folklore was almost the only means of training and education of the younger generation, nowadays it is rarely used or is not used at all. Parents, brought up on modern means of scientific and technical progress, have little knowledge of folklore and its educational opportunities. Along with many other trends of education, Tatar folklore contains enormous potential on the aesthetic education and instilling a healthy lifestyle, some aspects of which are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни»

УДК 371.72 ББК 74 М-19

Маликов Рустам Шайдуллович, заведующий лабораторией истории педагогики и современных технологий образования, доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

Галиев Ришат Ринатович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора по образовательной деятельности Института физической культуры и спорта, доцент кафедры гимнастики и циклических видов спорта ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

Шарафетдинова Эльвира Рашитовна, соискатель ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», преподаватель ДМШ №23 г. Казани.

К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛИЗАЦИИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРИВИТИИ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ (рецензирована)

Если в древности устного народное творчество было чуть ли не единственным средством обучения и воспитания подрастающего поколения, то в наше время оно или не используется вообще, или используется крайне редко. Воспитанные на современных средствах научно-технического прогресса родители плохо знают фольклор и его воспитательные возможности. Наряду со многими другими направлениями воспитания, татарское устное народное творчество содержит огромный потенциал по

эстетическому воспитанию и привитию здорового образа жизни, некоторые аспекты которого раскрываются в данной статье.

Ключевые слова: педагогика, народная педагогика, этнопедагогика, воспитание, фольклор, устное народное творчество, здоровый образ жизни, эстетическое воспитание.

Malikov Rustam Shaydullovich, Doctor of Pedagogy, professor of FSAEIHPE "Kazan (Volga) Federal University", head of the Laboratory of History and Pedagogy of Modern Technologies of Education;

Galiev Rishat Rinatovich, Candidate of Pedagogy, associate professor, Deputy director of the Institute of Physical Culture and Sports, assistant professor of the Department of Gymnastics and Cyclic sports of FSAEI HPE "Kazan (Volga) Federal University";

Sharafetdinova Elvira Rashitovna, seeker of FSAEI HPE "Kazan (Volga) Federal University", lecturer of music school №23 in Kazan.

ON THE PROBLEM OF FOLKLORE UPDATING IN AESTHETIC EDUCATION AND DEVELOPING HEALTHY LIFESTYLE

(reviewed)

If in the antiquity the folklore was almost the only means of training and education of the younger generation, nowadays it is rarely used or is not used at all. Parents, brought up on modern means of scientific and technical progress, have little knowledge of folklore and its educational opportunities.

Along with many other trends of education, Tatar folklore contains enormous potential on the aesthetic education and instilling a healthy lifestyle, some aspects of which are revealed in this article.

Keywords: pedagogy, folk pedagogy, ethnic pedagogy, education, folklore, folklore, healthy lifestyle, aesthetic education.

Средства народной педагогики, такие как традиции, праздники, игры, обычаи, фольклор всегда были и будут первостепенной опорой каждого человека, отдельных поколений, наций, народностей и этнических общностей. Дети являются наследниками богатого культурного прошлого в процессе воспитания и образования. Образование и

воспитание веками основывались на народной философии и педагогической мысли. В современном воспитании здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) народная педагогика начитает играть ведущую роль. Народная педагогика в настоящее время начинает привлекаться в учебно-воспитательный процесс своей уникальностью и неповторимостью, ибо она по своей сути является первоисточником духовности.

Народная педагогика, являясь историко-педагогическим феноменом, содержит в себе мудрость старшего поколения, много оригинального и ценности культурного наследия. Суть народной педагогики заключается в том, что она содержит в себе коллективные представления об идеальной личности, идеальном взаимоотношения между людьми, а также пропагандируют наилучшее качества и свойства человечества. Общество руководствуется ценностями в процессе своей жизнедеятельности, и, самое главное, являются двигателями развития и совершенствования.

Устное народное творчество как традиция формировалась в течение многих веков и удовлетворяла эстетические потребности этого же народа в быту и в протяжении всей его жизнедеятельности. Что касается содержания этого творчества, то его создатель выражал свои мысли относительно социального и духовного быта, т.е. выражал через искусство свое отношение к окружающей действительности. Посредством искусства народ протестовал против социальной и политической несправедливости, или мысленно реализовал свои идеи относительно идеального мира, минуя свою тяжелую жизнь. Сказки, былины, предания, песни, прибаутки, пословицы и поговорки создавались благодаря стремлению народа к доброте, свободе, социальной и политической свободе, справедливости, прекрасному, музыке и т.д. Обогащаясь опытом и мудростью последующих поколений, устное народное творчество стало незаменяемым хранилищем и первоисточником народной культуры, средством обучения и воспитания детей и молодежи.

Нормы поведения и нравственности, жизненный опыт и знания передавались подрастающему поколению посредством этнокультурных традиций. Средства народной педагогики содержат в себе огромный учебно-воспитательный потенциал. Они выполняли много функций, поэтому дожили до наших дней. Устное народное творчество является своего рода хранилищем богатого педагогического наследия, со своими идеалами о сытой хорошей жизни, представлениями о Вселенной. С момента своего рождения и развития до наших дней народные средства воспитания и обучения были не только источником эстетического наслаждения, но и условием и частью общественного бытия и народного воспитания.

Фольклор создал сам народ, и исходя из своих социально-педагогических потребностей. В буквальном смысле как термин «фольклор» означает «народное знание», «народная мудрость». Воспитательное значение фольклору всегда было присуще с момента появления и последующего развития. Он решал различные социально-бытовые, историко-политические, психолого-педагогические задачи. Устное народное творчество вдохновляло на новые идеи, эмоционально-нравственные подвиги, помогало в организации быта. Педагогическую мудрость народа не могли разрушить ни века, не погодные условия, ни история и ни что другое.

С середины XIX века татарское устное народное творчество начали использовать в воспитательной работе, включать в различные учебник и пособия. Тогда фольклор называли «народной литературой» (Г. Тукай, Г. Ибрагимов). Лишь в начале ХХ века стали использовать термин «детский фольклор». Детский фольклор включал баиты, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, частушки.

Средства татарской этнопедагогики, которые включает в себя устное народное творчество, традиции, обычаи и праздники, имели, имеют и будут иметь колоссальное воспитательное значение в физическом здоровье подрастающего поколения, поэтому эти средства следует подвергать специальному целенаправленному изучению с целью выявить проблемы и возможности становления и развития педагогической мысли о здоровом образе жизни.

В изучение исторического прошлого развития татарского устного народного творчества в свое время большой вклад внесли разные ученые-фольклористы. Они занимались бережным сбором, а затем и пропагандой собранного материала среди своего народа путем издания специальными томами пословиц, поговорок, сказок и т.д. Такая работа началась еще в середине прошлого столетия и продолжается в наши дни. В свою очередь, мы пользуемся плодами их труда - подвергаем изучению на наличие в них возможностей воспитания здорового образа жизни у детей и взрослых.

Татарский фольклор состоит из множества жанров и поджанров. Он составляет оригинальный и уникальный опыт воспитания подрастающего поколения по различным направлениям современной воспитательной работы в школе и семье. Такие самые простейшие жанры татарского устного народного творчества, как колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки и, конечно же, сказки и другие дают возможность формировать у детей наивысшие человеческие гуманные качества, которые необходимы всему человечеству. Такая постановка вопроса дает возможность и ставит проблему необходимости тщательного анализа имеющегося народного материала на наличие в нем возможностей использования педагогами в воспитательных целях.

Уместно отметить, что и до нас многие исследователи отмечали, что в татарском устном народном творчестве содержится обширный материал для воспитания по разным направлениям, но возможности воспитания здорового образа жизни до сих пор еще не было исследовано. С другой стороны, использование устного народного творчества в учебно-воспитательной работе дает возможность вернуть этот материал молодому поколению, который немного отошел от традиций предков в связи с возможностями современного научно-технического прогресса.

Поэтому использование фольклорного материала в современно учебно-воспитательном процессе дало бы возможность вернуть былое уважение к народным традициям, обычаям, праздникам и языку.

Как было отмечено исследователями, «колыбельные песни и потешки татарский народ использовал как средство воспитания доброты, гуманности, милосердия, патриотизма и т.д. В их содержании сохранились народные методы воспитания детей. Песни и потешки отразили надежду, веру и любовь татарского народа в связи с рождением и воспитанием ребенка. К сожалению, в настоящее время родители мало знают и мало поют своим детям колыбельные, что является большим недостатком в воспитании современной детворы» [2, с. 91]. Такая постановка вопроса еще больше актуализирует поднятую нами проблему.

Воспитание средствами устного народного творчества начинается с колыбельных песен. Еще в самом раннем возрасте, когда ребенок не владеет языком, не понимает речь, не умеет ходить и развивается лишь в лежачем состоянии, он начинает слушать колыбельные песни.

Поэтому колыбельные песни следует отнести к самым важным элементам человеческого приобретения. В силу того, что воспитание начинается с колыбельных песен, народ в них вложил всевозможные направления воспитания, которые только мог себе представить. В них отражены не только все направления воспитательной работы, но и надежды и мечты народа о лучшем социальном положении в обществе, хорошем образовании, любви к Родине и т.д. Колыбельные песни имеют особую воспитательную силу из-за того, что их исполняли самые близкие ребенку люди - мама и бабушка. Как известно, сильнее материнской любви к ребенку человечество ничего еще не могло придумать. Вместе с тем, колыбельная песня воспитывала в детях взаимную любовь по отношению к старшему поколению.

На примере родителей колыбельные песни младшим пели старшие дети, которые являлись частыми помощниками родителей в их отсутствие, что воспитывало в них музыкально-эстетические чувства, чувства такта, ритма и т.д.

Таким образом, колыбельные песни стали основой дальнейшего воспитания

ребенка, овладениями ими всего материального и духовного богатства, которое изобрело человечество. Несмотря на то, что младенец еще в том возрасте не мог понять о чем идет речь, он в себя впитывал любовь и нежность - самые основные элементы во взаимоотношениях людей. Так колыбельная песня как бы играет стартовую площадку для дальнейшего прыжка маленьким человеком в социальный быт, окружающую жизни, человеческую культуру. Она готовит почву для дальнейшего воспитания ребенка, чтобы ему потом было намного легче адаптироваться в окружающей действительности. Поэтому колыбельная педагогика является основой основ всей педагогики, особенно в части принципа природосообразности в воспитании.

В колыбельных песнях прослеживается весь путь становления и развития ребенка, а самое главное в этом процессе сон, в который ребенок погружен. Впереди его ждет сложная жизнь, в частности, он в скором времени поступит на учебу. Учеба ему предстоит интересная, а местом учебы является медресе. Сочиненные в древности колыбельные песни содержат историзмы, поэтому представляют интерес и с исторической точки зрения. В медресе готовили муллу, который также являлся учителем молодежи. Исторически муллы были зажиточными людьми, поэтому народ желал своему ребенку участь муллы, желал жизнь в достатке.

Колыбельные песни, таким образом, татарский народ широко использовал в воспитательной практике на начальной стадии воспитания, а эффект от этого был колоссальным. Средствами колыбельной песни народ начинал и духовно-эстетическое воспитание.

Сказки, пословицы, поговорки, анекдоты (мэзэки), загадки в них восхваляется любовь к родной земле, уважение к старшим, окружающей природе, труду, дружбе и т.д. Высмеиваются такие общечеловеческие пороки, как лень, трусость, зависть, жадность, глупость и т.д.

Дети с колыбельного возраста впитывали в себя все прекрасное и эстетическое, которые содержались в колыбельных песнях и других средствах воспитания в народной педагогике. Вся тонкость эстетического, скрытая в средствах народной педагогики, доставляли детям огромную радость восприятия красоты, развивали способности детей понимания красоты, а в дальнейшем и приумножения этой красоты путем создания высокодуховных произведений.

Не менее действенными средствами воспитания ЗОЖ выступали татарские народные сказки. Сказка по-татарски называется экият. Среди представителей старшего поколения встречаются и те, которые называют сказку старым названием хикэят (по-арабски: рассказ, повесть). Кроме того, тексты сказок служат фактическим материалом для научных исследований.

В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно. В очень многих сказках описывается красота природы, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба джигита с темными силами, враждебными человеку. Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют все средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде.

В запоминании сказок большую роль играет их емкий смысл, сочетание в них образовательного и воспитательного материала. В этом сочетании заключена своеобразная прелесть сказок как этнопедагогических памятников. Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. Кроме того, художественное слово сказок действует на человека не только своим смысловым содержанием, но и внутренним ритмом,

мелодичностью, что значительно увеличивает силу их воздействия. Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей, включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания, но и форм и способов исполнения. Коллективная театрализация, игра, состязательность высвечивают личные качества участников через систему взаимоотношений в деятельности. Содержательная часть и формы игр создают воспитывающие ситуации, в которые попадают дети. Герой татарских народных сказок и легенд воплощали в себе возвышенную нравственную программу, которую народ стремился осуществить в процессе воспитания новых поколений. Добрые, трудолюбивые персонажи сказок являлись своеобразными гуманистическими ориентирами, по которым направлялось воспитание и самовоспитание. Таким образом, традиционное народное искусство становится важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения.

В формировании основ ЗОЖ детей такие сказки, как «Луна и солнце», «Старик и ленивый джигит», «Батыр», «Камыр батыр», «Четыре друга», «Козел и баран», «Человек и кошка», «Соловей» и др. являются бесценными. Рассмотрим одну из них.

В татарской народной сказке «Соловей» рассказывается о том, как один Падишах держал соловья в золотой клетке, от чего эта пташка худела с каждым днем. И когда ее отпустили, по совету одного из визирей, приземлившись на куст крапивы, она запела громко-громко, длинно-длинно, все заслушались. И падишах подумал: «Ты гляди-ка, птица, а тоже по родине тоскует. А ведь мои по двадцать пять лет служат, еще к тому же в самые молодые годы». И вскоре падишах издал приказ, сократить срок военной службы до двенадцати лет. Главное в этой сказке, конечно, моральный вывод: птица, а тоже по родине тоскует. Но для детей она содержит также и познавательный материал: взаперти, без движений даже пташка не выживет.

Нельзя недооценивать роль пословиц в формировании основ ЗОЖ. Через пословицы школьники получают первичные знания о здоровье, движении, природе и их взаимосвязи. По-татарски пословица называется «мэкаль». Произошло это слово из арабского языка и означает «слово, сказанное к месту». Арабы говорят: «На все случаи жизни есть пословица».

Пословицы являются одними из основных и наиболее популярных видов творчества каждого народа. В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи. В них выражается мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, которые так же касаются ЗОЖ. Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Задача пословиц не в сообщении истины, а в напоминании человеческого опыта. Старшее поколение, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками. Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. По словам В.И. Даля, «поговорка - складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы, условный оборот речи, обычный способ выражения» [1, с. 155]. В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку.

В фольклоре русского народа пословица и поговорка трактуется так: «Поговорка -цветочек, а пословица - ягодка». Такая же пословица имеется и у татар с аналогичным значением.

Пословицы содержат в себе хоть и маленький, но цельный рассказ. К. Насыйри, в пословицах видел произведения, раскрывающие богатый опыт жизненных наблюдений, мудрость и высокие нравственные чувства народа, социальные отношения, а также образную краткость его языка. Комментируя одну из пословиц, он замечает, что ее смысла и содержания хватило бы на целую книгу [3, с. 149].

На сегодняшний день в татарском устном народном творчестве накоплено много

пословиц о здоровье, например, «Если будешь ты богат, родина тебя полюбит, если будешь ты здоров, полюбит тебя муж»; «Пусть будет здорова голова, а шапка найдется»; «Мое здоровье - мое богатство»; «Здоровье - большое богатство» и т.д. Естественно, многие из них имеют и переносное значение, но это лишь перемещение по аналогии, которая непосредственно относится к ЗОЖ.

Таким образом, начальный этап исследования татарского устного народного творчества показал, что в нем содержится богатый материал для воспитания ЗОЖ, который до сих пор еще не используется в учебно-воспитательной работе современных учебно-воспитательных учреждений или используется крайне мало.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. 555 с.

2. Маликов Р.Ш., Газизова Ф.С., Маликов Т.Р. Педагогическая ценность колыбельных песен и потешек как средство воспитания в педагогике детства (на материале татарской этнопедагогики) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 4. С. 86-91.

3. Насыйри К. Избранные произведения. Казань, 1977. 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.